Разное

Времена года последовательность – Времена года — Википедия

Содержание

Времена года. Смена времен года на Земле

Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы надеваете перед выходом на улицу?

Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день, исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, зимой катаемся на коньках и лыжах, а весной сбрасываем теплую одежку и радуемся ласковому солнцу. Каждое время года приносит что-то другое и новое. Каждый сезон меняет наш образ жизни, вид одежды, влияет на прогулки и развлечения. Вспомните школьный урок на тему времена года по предмету природоведение.

Немного сложновато?
Тогда сюда: Времена года для детей +3 до>7

Четыре времени года:

Времена года состоят из четырех сезонов: лето, когда дни наиболее длинные, а солнце поднимается высоко над горизонтом; зима – дни короткие, а ночи длинные; межсезонные времена года весна и осень, на которые приходится период переходной смены сезонов лета и зимы.

  • Весна – март, апрель, май. Природа начинает пробуждение после зимней спячки, начинается период роста и цветения растений.
  • Лето – июнь, июль, август. Период активного размножения и роста растительного мира.
  • Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь. Замедление роста, подготовка природы к зимнему сну.
  • Зима – декабрь, январь, февраль. Период затишья, длительного сна природы.

(для умеренного пояса, центральной части России)

Лето, сменяет прохладная осень, потом наступает зимняя стужа и после приходит долгожданная весенняя оттепель – и так бесконечное количество раз, из года в год. В чём же таинство этого природного явления и почему происходит смена времен года на Земле?

Чтобы в полной мере визуально представить картину как это происходит, стоит рассказать, как движется земной шар в космосе.

Этих движений два:

  • 1) Земля вокруг своей оси (условной линии, проходящей через центр северного и южного полюсов) совершает за сутки полный оборот. Благодаря этому астрономическому явлению день сменяет ночь. Когда на континентах, обращённых к Солнцу, горячий полдень, на неосвещаемых континентах – глубокая ночь.

  • 2) Земля перемещается по эллипсовидной траектории вокруг Солнца, совершая полный оборот в течение 1 года.

От чего же происходит смена времен года?

Орбита Земли эллиптическая, а не круговая, и есть на этой орбите ближайшая к Солнцу точка (перигелий), где до Солнца примерно 147 млн км, и самая дальняя (афелий 152 млн км). Эти 3% разницы в расстоянии приводят к примерно 7% разницы в количестве солнечной энергии, которую Земля получает в перилегии и афелии. Однако есть большое заблуждение, что чем ближе Земля к Солнцу, тем теплее, и наоборот, чем дальше, тем холоднее. Это неправильно! Как раз на перигелий в Северном полушарии приходится январь, середина самого холодного время года зимы.

Интересно, что положение Земли вообще не имеет никакого отношения к смене времен года. Ключевую роль играет угол наклона оси Земли, который составляет 23,5°. При движении Земли вокруг Солнца в течение года оказывается обращено то Северное полушарие, то Южное. Именно на том полушарии, которое ближе обращено к Солнце наступает лето, так как оно получает в 3 раза больше солнечного света и тепла. А на другом, обращенном дальше от Солнца, и получающем меньше тепла и солнечных часов, в это время идет зима.

Если бы не было угла наклона и земной шар перемещался вокруг Солнца в строго вертикальном положении, времена года отсутствовали бы вовсе, поскольку любые точки земного шара на освещаемой стороне были бы одинаково удалены Солнца, вследствие чего и воздух бы прогревался равномерно.

Как выглядит смена времен года для северного полушария

Лето

Во время того как Земля перемещается в течение года по орбите, северное полушарие из-за угла наклона оси оказывается расположено ближе к Солнцу и там наступает сезон лета. Светлое время суток по продолжительности увеличивается, а в районах, расположенных ближе к полюсу, даже в полночь на улице светло.

Зима

Далее, в процессе своего перемещения по орбите Земля оказывается на другой стороне по отношению к Солнцу, и теперь уже угол наклона удаляет северное полушарие от тёплых солнечных лучей и там наступает зима. Тёмное время суток увеличивается, а световой день становится коротким. А в это время на континенты южного полушария приходит лето.

Вот как выглядит смена времен года на материках Земли:

Интересно, что жители экваториального и тропических поясов знают о наступлении холодов понаслышке. Здесь сезонные перемены происходят настолько плавно, что практически не ощущаются, потому что экватор в независимости от положения планеты на орбите практически всегда одинаково удалён от Солнца.

Периоды равноденствий:

  • Весеннее равноденствие – 20 – 21 марта. Солнце переходит из южного полушария в северное.
  • Осеннее равноденствие – 22 – 23 сентября. Солнце переходит из северного полушария в южное.

Именно поэтому сезоны для Северного полушария противоположны сезонам в Южном полушарии. В период между месяцами март и сентябрь в течение суток большую часть времени к Солнцу обращено Северное полушарие и оно получает больше тепла солнечных лучей, чем южное полушарие земли. Это период лета в Северном полушарии, когда дни становятся длиннее, а ночи короче.

Через полгода положение земли к солнцу меняется, а наклон остается. Теперь в Южных широтах полушария Земли дни становятся длиннее, а солнце поднимается выше, в то время, как в Северных широтах полушария наступает зима. Этого цикла времени в течение года хватает, чтобы нагреть или охладить определенные участки планеты. Именно поэтому сезоны постепенно изменяются и делятся на времена года.

Земля состоит из климатических поясов, которым соответствует определенный климат. Это связано с различными физическими свойствами поверхности земли и воды в различных участках земного шара. Поэтому на разных континентах климатические сезоны начинаются по-разному по отношению к астрономическим временам года.

Так, на одном континенте выпадение снега может приходиться на зиму, а дожди на лето, а на другом континенте и вовсе может не быть снега и дождей в течение большого промежутка времени, зато сезон проливных дождей будут приходиться на строго определенный сезон года.

Климатические пояса на Земле:

  • Экваториальный пояс – на весну и осень приходятся сезоны засухи, в то время как лето и зима отличаются повышенной дождливостью.
  • Тропический пояс – большую часть года держится сухая, жаркая погода и только в один раз в год, в сезон дождей, выпадает большое количество осадков. также этот сезон является относительно холодным сезоном года.
  • Умеренный пояс (Западная Европа, Центральная часть России) весна и лето относительно сухие с кратковременным выпадением осадков, осень и зима характеризуются выпадением множества осадков и устойчивого снежного покрова.
  • Арктика и Антарктида – времена года сменяются только в виде смены полярного дня и ночи, изменения погодных условий практически не прослеживается и температура остается всегда ниже нуля.

А вот так увидел времена года норвежский фотограф Eirik Solheim, совместив отснятые кадры с одного и того же места в 40 секунд уникального видео смены сезонов:

(One year in 40 seconds. Eirik Solheim)

Уникальный видеоролик про смену времен года. Все сезонные изменения природы за целый год всего за 40 секунд. Автор делал по одной фотографии почти каждый день в течении года, результатом стало сведение необычного эксперимента в короткий видеоролик, наглядно демонстрирующий, как меняется природа проходя через все четыре времени года.

Подытожим: лето наступает в тот момент, когда полушарие в котором мы живем больше обращено к Солнцу и получает больше тепла, а когда в нашем полушарии Солнце светит меньше, то идет зима. Это не зависит от расстояния Земли до Солнца, а происходит из-за наклона земной оси в 23,5°.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

План-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме: Конспект урока окружающего мира “Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в них” ( 1 класс).Презентация.Приложения к уроку.

Организационный момент (1 мин)

Цель: проверить организацию рабочего места учащихся.

Создать благоприятный настрой учащихся к работе  на уроке.

Цель: организовать рабочее место.

Настроиться на работу в рамках урока.

Приветствует учащихся и желает им плодотворной работы, проверяет готовность к уроку.

– Начинаем урок окружающего мира, поверьте всё ли готово к уроку. Желаю вам интересных, новых и полезных открытий.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.

Актуализация знаний (1 мин)

Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся

Цель: включиться в активную познавательную деятельность.

Воспроизведение ранее изученных понятий.

Обсуждает с учащимися ранее изученное, акцентирует внимание на основных моментах изученного материала.

-Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Какой день недели наступит завтра?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминают дни недели.

-Что такое дни недели?

– Единицы времени.

– Какие единицы времени вам ещё известны?

Называют примеры известных единиц времени.

Мотивация. Презентация, слайды 2- 5 (2мин)

Цель: мотивация учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

Цель: самоопределение «хочу».

Выработка на личностно значимом уровне внутренней  готовности к открытию знаний и включению в учебную деятельность.

– А хотите узнать, какие ещё единицы времени существуют?

Выражают заинтересованность.

– Давайте потанцуем, а музыка нам подскажет, о чём будет наш урок.

Выполняют танцевальные движения за учителем.

Формулировка темы урока (1мин)

Цель: подвести к формулировке темы урока.

Цель: самостоятельно сформулировать тему урока.

-О чём же мы будем говорить?

– Какие времена года вы знаете?

 Открывает тему урока:

– Итак, тема нашего урока «Времена года»

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему.

Целеполагание, постановка учебной задачи (2мин)

Цель: организовать постановку цели и задач урока.

Цель: определить цели и задачи урока.

-Что бы вы хотели узнать о временах года?

Формулируют цели  и задачи урока, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои точки зрения, сравнивают их, находят общие черты и приходят к единому мнению.

-С каким помощником определения единиц времени мы познакомились?

– Мы знаем , что помощник по определению единиц времени- это календарь.

– Чему вы хотели бы научиться с

помощью календаря по нашей теме урока, что хотели бы узнать ?

Предположительные ответы  

детей:

-Можно ли с помощью календаря определить, как времена года идут друг за другом? Из каких единиц времени состоят времена года?

– Предположите,  как вы будете работать в классе, друг с другом? Какие правила  работы с другими людьми вы знаете ?

– Мы будем работать в парах, в группах, используя правила: слушай других, уважай чужое мнение, подумай, потом говори, не выкрикивай,  умей договариваться, работать нужно дружно.

Объединение в тематические  группы (2 мин)

Цель: выявить первичные знания детей об объектах и явлениях природы разных времен года.

Организация коммуникативного взаимодействия учащихся с целью реализации выявленных задач, направленных на приобретение недостающих знаний.

Цель: актуализировать знания  об объектах и явлениях природы разных времен года; объединиться в тематические  группы по временам года.

На цветных карточках- полосках записаны слова, прочитайте их и догадайтесь к какому времени года они относятся, объединитесь в группы по временам года. (Приложение 1)

Проверяет состав групп:

-Проверим, все ли нашли свою группу, поднимите полоски вверх.

Выполняют задание, объединяются в группы.

«Открытие» нового знания (7 мин)

Цель: создать условия для самостоятельного открытия детьми нового знания о временах года.

Цель: используя план ответа, самостоятельно прийти к “открытию” новых знаний.

В одной песне есть замечательные слова:

«У природы нет плохой погоды –
 Каждая погода благодать.
Дождь ли  снег – любое время года
Надо благодарно принимать…»

– О чем эти слова?

Внимательно слушают отрывок из песни, анализируют услышанное, высказывают личностное отношение, делают вывод из услышанного.

– Я предлагаю вам доказать, что ваше время года прекрасно, по плану расскажите какие особенные черты вашего времени года: особенности погоды, изменения в растительном и животном мире, какие занятия людей вы можете назвать. Обсудите в группах. Кому необходимо используйте карточки – подсказки.

– Озвучьте свои мысли.

Работают в группах. Обсуждают, составляют ответ по предложенному плану и карточкам – подсказкам.

(Приложение 2. Приложение 3)

Первичное закрепление (2 мин)

Цель: проконтролировать степень и качество усвоения нового материала

Цель: самоконтроль степени и качества усвоения нового материала

– Муравьишка нарисовал картины времен  года, найдите ошибки и зачеркните их.

Предлагает проверить по интерактивной доске.

В группах ищут ошибки в рисунках. (Приложение 4)

На интерактивной доске проверяют с комментированием, с помощью кнопки «перо» зачёркивают лишнее на рисунке.

Исследовательская работа. Работа по учебнику. (2 мин)

Цель: научить проводить исследование по схеме, делать выводы по результату исследования.

– Садитесь на свои места. Поработаем по учебнику – стр.10.

-Какой главный вопрос задан на странице нашего учебника? Попробуем на него ответить.

-Перед вами схема «Годовой круг». Попробуйте определить, в какой последовательности времена года сменяют друг друга.

 -Какое время года сейчас? Какое будет следующим по кругу, а после весны, а потом? Какое время года между зимой и летом?  Какое время года идёт перед весной? После лета?

-Ответим на главный вопрос нашего урока: когда наступит лето? Сколько времен года всего?

Цель: провести исследование по готовой схеме, сделать вывод по результатам исследования.

Дети садятся на свои привычные места. Работают  по учебнику с рисунком – схемой. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Проверка по эталону. Просмотр видеофильма

по электронному приложению к учебнику (1 мин)

Цель: создать условия для проверки выводов по эталону.

Цель: проверка по эталону.

– Проверим наши выводы, посмотрим фильм.

Смотрят фильм о временах года по электронному приложению к учебнику. Соотносят свои выводы с увиденным.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Работа в рабочей тетради на печатной основе. (2 мин)

Цель: проверить степень и качество усвоения нового материала; создать условия для осуществления контроля, коррекции  и  оценку результатов деятельности учащихся.

Цель: проверить степень и качество усвоения нового материала; осуществлять взаимоконтроль,  коррекцию  и  оценку результатов деятельности одноклассников.

– Поработаем в тетради: возьмите  клей и карточки с временами года и  наклейте рисунки в правильной последовательности. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.

Работают в тетради.

Осуществляют взаимопроверку.

Физкультминутка (1 мин)

Цель: профилактика переутомления, обеспечить кратковременный отдых для детей.

Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.

Проводит физкультминутку под отрывок из песни «У природы нет плохой погоды».

Выполняют двигательные упражнения с учителем.

«Открытие» нового знания через исследовательскую работу в группах (4 мин)

Цель: создание условий для изучения нового материала через исследовательскую работу; развитие коммуникативного сотрудничества.

Цель: «открытие» новых знаний через исследовательскую работу; развитие коммуникативного сотрудничества.

– С помощью чего мы научились определять дни недели?

 – С помощью календаря.

– Прочитайте слова на календаре

 ( у каждого учащегося календарь на парте), догадайтесь, что ещё мы можем определить по календарю?

Приходят к выводу по новому материалу:

– По календарю можно определять месяцы.

-Вернёмся в группы.

– Перед вами большой календарь и цветные фишки, разложите их на столе.

– Посмотрите на календарь, с какого месяца начинается год?

– Положите синюю фишку.

– Каким месяцем заканчивается год? Отметьте фишкой.

-К какому времени года они относятся? Какой ещё зимний месяц есть? Отметьте фишкой.

-Сколько всего зимних месяцев?

– Месяцы следующего времени года вы узнаете, расшифровав их древние названия.

1. «В Древнем Риме он был первым месяцем года и весны и посвящён Марсу. Отметьте зелёной фишкой.

2. Этот месяц означал в Древнем Риме «теплый», «солнечный», а наши предки называли его «цветень».

-Отметьте фишкой.

3.Этот месяц произошёл от имени – древнегреческой богини земли и плодородия – Майя.» [ 2 ].

-Отметьте зеленой фишкой.

-Какому времени года эти месяцы принадлежат.

-Сколько месяцев весны?

-Отгадайте загадки  и поставьте розовые фишки :

1) «Теплый, длинный-длинный день,
В полдень — крохотная тень,
Зацветает в поле колос,
Подает кузнечик голос,
Дозревает земляника,
Что за месяц, подскажи-ка?( июнь)

2) Жаркий, знойный, душный день,
Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов,
Время ягод и грибов.
Дни его — вершина лета,
Что, скажи, за месяц это? (июль)

3)Этот устали не знает,
Заглянув во все сады,
Он в корзинки собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки рвет,
И в бочонки и кувшины
Льет густой душистый мед. (август)»[3]

– Сколько месяцев отметили?

– Какое время года?

– Я предлагаю вам стать переводчиками с латинского языка. Я буду называть латинское слово, а вы догадайтесь с каким месяцем оно связано:

  • «септембер» – сентябрь, поставьте жёлтую фишку;
  • «окто» – октябрь, поставьте жёлтую фишку;
  • «новеем» – ноябрь, поставьте жёлтую фишку.

– Сколько фишек поставили? Какое время года?

– Сколько всего времен года получилось по календарю?

-А сколько месяцев?

Работают в группах.

Демонстрируют свои знания об изучаемом, отгадывают загадки, логически мыслят,  выполняют практическое задание по готовому календарю с помощью цветных фишек, делают выводы, комментируют, оценивают, дополняют ответы одноклассников.

Включение нового знания в систему знаний.

Самоанализ и самоконтроль (3 мин)

Цель: проконтролировать степень и качество усвоения нового материала.

Цель: самоконтроль степени и качества усвоения нового материала.

– Поработаем в тетради, стр.10 №4. Работайте в парах, помогая друг другу.

-Пронумеруйте названия месяцев в правильной последовательности, так как они идут по календарю.

Работа в парах в тетради над нумерацией месяцев

-Что используете в качестве помощи?

– Используем календарь как помощника.

-Как узнаете номер месяца?

– Нужно посчитать.

-Проверим. Назовите первый месяц, второй, третий …

( учитель проставляет нумерацию месяцев на слайде интерактивной доски с помощью кнопки «перо»)

Проверяют, сверяясь с образцом на интерактивной доске.

Включение нового знания в систему знаний.

Работа в группах. Практическая работа. (5 мин)

Цель:  практическое применение новых знаний  с ориентацией на приобретение последующего жизненного опыта ; развитие коммуникативного сотрудничества.

Цель: приобрести навыки коммуникативного сотрудничества; реализовать  полученные знания на практическом уровне.

– Что люди меняют с приходом нового времени года?

– Люди меняют одежду.

– Зачем нам это нужно делать?

-Чтобы не заболеть и нам было удобно.

-Кто из вас знает, как называется одежда для разных времен года?

-Это сезонная одежда.

Высказывают предположения.

-Представьте, что вам поручили одеть младшую сестренку на прогулку, выберите одежду по указанному времени года.

Раздаёт игрушки – бумажные куклы с набором одежды.

– Проверим, как вы выполнили задания, какую одежду вы выбрали в соответствии с вашим временем года, прокомментируйте, почему именно эта одежда.

Работают в группах. Выполняют поставленную задачу, комментируют свой выбор, коллективно оценивают работу групп.

Закрепление изученного. Самостоятельная работа.

Работа в группах по каналам восприятия информации. (3 мин)

Цель: проверить уровень усвоения нового материала

Цель: проверить уровень усвоения нового материала

 Дети заранее поделены на группы по разным каналам восприятия информации (с учётом данных психолога).

– Разделимся на группы по интересам:

( Для аудиалов)

-Кто любит слушать, пройдите к компьютеру и  определите, какому времени года принадлежат звуки – заполните таблицу, сверьте свой ответ с образцом ( в конверте правильный ответ),

(Приложение 5).

(Для визуалов)

 -Кто любит смотреть, придумайте значок – символ для каждого времени года и нарисуйте .

(Для кинестетов)

– Кто любит давать работу рукам – распределите картинки по временам года и составьте выставку картин: пусть в вашей галерее будет 4 зала по временам года. (Приложение 6 «Картины художников»( на магнитах))

Делятся по указанию учителя на группы. Самостоятельно выполняют поставленную задачу.

  • Аудиалы проводят проверку по эталону.
  • Визуалы демонстрируют выполненное задание.  
  • Кинестеты приглашают на «выставку картин», ребята других групп дают оценку выполненной работе.

Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности.

Презентация, слайд № 6 (4 мин)

Цель: сопоставить предполагаемую цель урока и достигнутые результаты.

Цель: самоконтроль и самооценка учебной деятельности.

-Какое время года вы любите? Почему?

-Дополните предложения:

  • Я узнал…
  • Я понял…
  • Я научился…
  • Теперь я могу самостоятельно…

Подводят итоги по поставленным целям и задачам.

Активный метод «Альпинисты»

Цель: Получить обратную связь от учащихся, эффективно и интересно подвести итог  урока и завершить работу. Выяснить насколько учащиеся были довольны предоставленным материалом, удовлетворены своей ролью на уроке, своим вкладом в процесс  работы над освоением новыми знаниями, умениями.

Цель: самооценка самореализации на уроке.

«Альпинисты» (на плакате нарисована гора, дети размещают свою именную фишку на выбранную позицию).

 – Оцените свою работу на уроке:

  • Если вы были не уверены в себе, часто использовали помощь учителя, сомневались в своём успехе – поставьте фишку на отметку «Я боюсь высоты»
  • Если вы были активны, вам многое удавалось, но вы использовали помощь учителя – вы «Смелый  альпинист».
  • Если достигли целей самостоятельно, были уверены во всем и все задания верно выполняли – вы- «Покоритель вершин».

Рефлексируют,  обозначая свой достигнутый результат на выбранной позиции фишкой.

– Я тоже хочу высказать своё отношение к вашей работе на уроке.

( учитель комментирует согласие с выбранной обучающимися позицией на «Горе альпинистов», при необходимости указывает детям на заниженную или завышенную самооценку).

Соотносят оценку учителя со своей позицией

Мотивация к изучению следующего материала (1 мин)

Цель: заинтересовать будущим учебным материалом, усилить мотивы любознательности.

Цель: заинтересоваться  новым учебным материалом.

– Прежде чем мы закончим урок, я хочу, чтобы вы задумались, а есть ли на нашей планете такие места, где мы не сможем пронаблюдать смену времен года. Есть ли у вас какие-то предположения?  

-Верны ли ваши мысли, мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.

Задумываются над поставленным вопросом, высказывают свои предположения.

Итог урока. Поощрение. (1 мин)

Цель: поощрить учащихся за работу на уроке.

Цель: завершить урок.

Оценивает и поощряет  работу учащихся с помощью карточек – успехов.

-Урок закончен. Всем спасибо. Молодцы.

Полученные карточки кладут в «Конверт успехов».

– Спасибо за урок.

nsportal.ru

Считаем по порядку, части и целое, времена года и суток и многое другое. Учимся дома


Метка – Учимся дома – означает наши домашние занятия помимо школьных заданий.

1. Считаем по порядку

Слова мы записываем буквами, а числа? (цифрами)
Сосчитай до 15 и обратно.
Слова, которые называют числа, так и называются – числительные.
Слова, которые называют который ты по порядку (в строю, в ряду, в очереди, в цепочке и т.д.) называются – порядковые числительные.

Шли зверюшки на зарядку,
Сосчитай их по порядку!
ПЕРВЫЙ – слон,
ВТОРОЙ – тигрёнок,
ТРЕТИЙ – лось,
ЧЕТВЁРТЫЙ – львёнок,
ПЯТОЙ прыгала лягушка,
Шла ШЕСТОЙ за ними хрюшка,
Волк – СЕДЬМОЙ,
ВОСЬМАЯ – мышка,
А ДЕВЯТЫМ был зайчишка,
А ДЕСЯТЫЙ,
а ДЕСЯТЫЙ –
Мой любимый

Пёс мохнатый!

Я повторю стихотворение ещё раз, а ты хлопай в ладоши, когда услышишь порядковое числительное.

Назови порядковые числительные до 15 и обратно.

Сколько этажей в нашем доме?
Какой этаж находится под нашим этажом?
Сколько этажей в нашей школе?
На каком этаже первый класс?
Среда который день недели?
Март который месяц в году?

2. Повторяем времена года.

Назови времена года по порядку.

Послушай и перескажи:
Зимой: день короткий, ночь длинная, погода холодная, на земле лежит снег, реки покрыты льдом, деревья голые.

Весной: день длиннее, воздух теплее, снег тает, на деревьях появляются листья, птицы прилетают.

Летом: день длинный, воздух тёплый, солнце светит ярко, цветы цветут, бабочки порхают, ягоды созревают.

Осенью: становится холоднее, идёт дождь, листья облетают, птицы улетают.

Какое сейчас время года? Какое было до него? Какое будет после него?

Назови осенние месяцы.
Назови летние месяцы.
Когда у тебя день рождения? Это какое время года?

3. Назови лишнее слово и объясни свой выбор

Свитер, носки, шарф, туфли
Шорты, шапка, футбока, майка
Платок, кепка, шляпа, рубашка
Сапоги, гольфы, босоножки, ботинки
Июнь, июль, сентябрь, август
Сентябрь, октябрь, ноябрь, март

4. Реши задачу на смекалку

Три автомобиля из гаража до центра города едут 3 часа. Сколько времени для этого понадобится одному автомобилю?

5. Части суток

В какое время суток люди завтракают, обедают, ужинают?
Назови части суток по порядку.

6. Часть и целое

По названиям частей угадай целое.
Весло (лодка)
Парус и мачта(яхта)
Уздечка, седло (упряжка для лошади)
Руль (машина, велосипед и т.д.)
Педали и цепь (велосипед)
Клавиши (пианино, рояль, аккардеон)
Смычок (скрипка)
Кузов (самосвал)
Рога (корова, бык, баран и т.д.)
Колосок (пшеница, рожь и т.д.)
Колесо (машина, велосипед и т.д.)
Гусеницы и пушка (танк)
Мышка и клавиатура (компьютер)
Пропеллер (вертолёт)
Шасси (самолёт)
Пешка (шахматы)
Каюты (корабль)
Декорации (театр)
Бутон (цветок)
Крыльцо (дом)
Когти (кот, собака и т.д.)
Копыта (корова, лошадь, коза и т.д.)

7. Свойства предметов: цвет, форма, размер.
Группы предметов ( по назначению, по цвету, по размеру, по форме)
Увеличение. Уменьшение.

8. Назови на слух второй слог в словах.
Лыжи, рыба, пылесос, нос, трава, дом, школа.

9. Чем облако отличается от тучи?

10. Выучиваем скороговорку
Стащила ворона ватрушку из вагона.

11. Что такое перекрёсток?

12. Чем старые здания отличаются от современных?

snova1klass.blogspot.com

Времена года для детей и простые методики освоения названий месяцев

Ваш малыш растет и пора поведать ему, что за осенью идет зима, а после весны всегда приходит лето. Родители задаются вопросом, какие самые эффективные и простые методики изучения существуют, как сделать понятными времена года для детей?

Календарь для малыша

Времена года несложно отличить друг от друга. Каждый сезон несет в себе важное, интересное событие. Например, дни рождения, семейные даты и праздники, Новый год, столь любимый детишками. Займитесь с малышом составлением личного календаря:

  1. Зимой к крохе приходит Дед Мороз с подарками, папа приносит ёлку, а малыш ее наряжает.
  2. Летом всей семьей вы едете к морю: у родителей отпуск, мама и папа оба дома, и вы вместе веселитесь на природе.
  3. Осенью идут дожди и можно бегать по лужам в сапожках, а старшие дети с рюкзаками идут в школу.
  4. Весной сходит снег, и расцветают первые цветы, листочки на деревьях зеленеют всё больше прямо на глазах.

С вашей помощью ребенок замечает и усваивает названия сезонов. С месяцами сложнее. Мало того что так трудно запомнить их названия, еще нужно усвоить порядок, как они бегут друг за другом, как хоровод.

Методики запоминания месяцев и сезонов года

Когда стоит затевать знакомство с окружающим миром крошке? Лучше всего затевать подробное знакомство с месяцами, когда ребенок заговорит. Теперь каждая ваша прогулка становится не лишь развлечением, а за одно и занятием. Но как научить ребенка месяцам года и названиям сезонов – всё несложно, приступайте к внедрению методик из этой статьи прямо сейчас:

  • Играйте в игры.
  • Создавайте рисунки.
  • Учите и сочиняйте стихи, загадки, сказки, рассказы, мультфильмы.
  • Используйте ассоциации, памятные даты.
  • Обращайте внимания на ощущения.
  • Объясняйте почему носится сезонная одежда.
  • Привязывайте любимые праздники малыша к месяцам.
  • Созерцайте природу на прогулках, находя с малышом все происходящие изменения.

Подробное описание методик. Ребенку исполнилось 2 года

Прогулки. К активному, лингвистическому наблюдению за природой можно приучать уже с 2-х лет. Каждый новый день фиксируйте внимание ребенка на погоде, какой сейчас сезон и месяц. Описывайте словами все, что вы находите и чувствуете сегодня. Станьте для ребенка ходячей и говорящей энциклопедией.

Для чего это нужно. Информация будет откладываться подсознательно, то есть, ваш малыш будет инстинктивно знать названия месяцев, и что с ними связано, не заучивая их специально. В дальнейшем эта долгосрочная память поможет ему, когда вы перейдете к обучающим играм.

Ребенку исполнилось 3 года. Обучающие игры

Существуют специальные календари природы, лото «Времена года» и их цифровые аналоги для детей. Возьмите 4 одинаковых части листа, наклейте на каждый картинку, с которой ребенку будет проще объяснить разницу между зимой и летом. Подпишите рисунки и наклейте на эти карточки по конверту, где будут храниться картинки с одеждой, соответствующей этому сезону, открытками к праздникам и другими изображениями. В пять лет вы замените эти рисунки на картинки с названиями месяцев. Верхний клапан конверта следует отрезать, чтобы из него были видны карточки, и их было легко достать малышу своими пальчиками.

Сначала нужно дать ребенку запомнить названия сезонов и что с ними связано. Обсуждайте с ним, чем можно заниматься, когда лежит снег, светит жарко солнце, идет дождь. В это же время лучше начать изучать алфавит, а к освоению месяцев можно будет приступить в 5 лет. Наберитесь терпения, так как вложить в голову названия месяцев, их последовательность достаточно сложно. Зато, в ожидании пятилетия, ваш ребенок, освоив алфавит, уже сможет легче воспринимать информацию и структурировать ее.

Стихи, загадки, сказки, мультики, детские фильмы

В периоде с 3-х до 5, информацию о сезонах и месяцах малыш получает также из литературы и телевидения. Существует множество загадок и четверостиший на эту тему, которые легко заучиваются наизусть.

Зима.

Из трубы дымок идет.
Разрисовано стекло.
Катимся на санках.
Нам не холодно – тепло.

Лето.

Лето снова к нам дошло!
Стало жарко и светло.
По тропинкам прямиком
Бегут ножки босиком.

Весна.

Неделька марта пролетит,
Апрель капелью зазвенит,
За ним к нам май в цветах зайдёт,
Наш город солнышко зальет.

Осень.

Если на лесочке листья пожелтели,
Если в небо синее птицы улетели,
Если туча хмурая или дождик льется,
Всё, что за окошком – осенью зовется.

Хорошие фильмы были созданы еще в советские времена: «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Три орешка для Золушки», фильм о весне «Снегурочка», где хорошо показана смена времен года и таянье снегов. Посмотрите их с малышом о поговорите об этих моментах. Даже если малыш посмотрел фильм или мультик сам, обсудите с ним, что ему понравилось больше всего, а что огорчило, как бы он поступил. Особенное внимание уделите проработке деталей времен года.

Ребенку 5-6 лет

К пятилетнему возрасту ваш ребенок, как правило, уже освоил алфавит, четко знает разницу между зимой и весной, даже выражает свои предпочтения, какое время года он любит больше всего. Теперь настало время объяснить ему, в каком порядке идут месяцы.

Игры с ассоциациями

Пора доставать из наших конвертов 12 карточек и подробно их изучать. Просите малыша разложить месяцы по порядку и рассказывать, чем они ему запомнились, когда будет Рождество или именины бабушки, в какой одежде ходят люди в январе, когда вы поедете в отпуск.

Делаем необычные часы

  1. Картонный плотный круг разделите на 4 части. Это будут сектора с изображениями сезонов. Поделите каждый сектор на 3 части и напишите названия месяцев.
  2. Прикрепите стрелки к вашим часам.
  3. Установите стрелки на нужном месте.
  4. Каждого первого числа меняйте направление стрелки. Конечно, лучше это пусть сделает малыш сам.

Теперь, видя каждый день все месяцы сразу, ребенок интуитивно будет запоминать их расположение. Обращайте его внимание на “Часы времен года”. «Какой сезон года сейчас? Сейчас осень, сентябрь?»

Не забывайте о душевной близости

Психологи утверждают, что совместные игры, общение, прогулки, поделки, помощь дошкольников на кухне и по хозяйству формируют у них теплые воспоминания, которые будут спасать их во взрослой жизни. Пока дети маленькие мы не просто учим их, мы закладываем крепкий фундамент, глубоки корни, которые не дадут им упасть в трудные моменты жизни.

Не переживайте, если ребенок усваивает медленно названия месяцев и времени года. Придя в школу, он за первый же год легко закрепит этот навык. С шести лет можно начать писать каждый день в прописях дату и месяц. Также не ограничивайтесь нашими рекомендациями. Каждый ребенок индивидуален и если вы решите, что уже в три года ему будет полезно увидеть часы с сезонами, то пробуйте, только вы сами найдете правильный ключик к своему крохе.

Краткий итоговый список методик обучения месяцам и сезонам, по годам жизни

  • 2-3 года. Беседы во время прогулки, карточки с сезонами года.
  • 3-5 лет. Стихи, рассказы, сказки, мультфильмы, фильмы и обсуждение увиденного, изучение алфавита.
  • 5-6 лет. Часы с сезонами и месяцами, карточки с конвертами, ассоциации.
  • 6-7 лет. Путь к учёбе в школе, ежедневная работа с прописями, указывая дату.

Мультфильм о временах года и месяцах из цикла «Уроки тётушки Совы»:

 

myintelligentkids.com

Времена года для детей дошкольного возраста

Ваш малыш познает мир. Это настолько захватывающий процесс, что в нем с удовольствием принимают участие не только сами дети, но и взрослые – родители, бабушки-дедушки, воспитатели в детском саду. Одной из интереснейших можно смело назвать тему «Времена года для детей дошкольного возраста».

 


 

Содержание

 

Контрасты времен года

Времена года в картинках для детей

Изучаем времена года через музыку

Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках

Учим времена года играя

Дидактические игры на тему “Времена года” (примеры)

 


 

Как научить ребенка временам года? Рассказать про все сезоны года, их особенности и отличительные признаки – задача непростая, но вполне выполнимая. И чем разнообразнее будут соответствующие занятия, тем быстрее ребенок усвоит все, что касается смены времен года.

 

 

 

 

Контрасты времен года

 

Если говорить о садике, то поначалу имеет смысл провести обзорное занятие, на котором выяснить уровень знаний ребятишек о названиях времен года, их признаках.

Многие педагоги советуют не изучать времена года по порядку, а начинать с ознакомления с контрастными сезонами – летом и зимой.

 

Именно в них особенно проявляются яркие черты каждого из них:

 

  • лето – солнце, жара, зелень и мороз,
  • зима – вьюга, снежные сугробы.

 

На следующем этапе можно поговорить о весне и осени, тоже акцентируя внимание на особенных признаках:

 

  • весна – возрождение природы, капель, первые листочки и цветочки;
  • осень – сначала золотая с ярким убранством деревьев, затем листопад, дожди, слякоть.

 

 

 

 

Времена года в картинках для детей

 

Рассказывая про времена года детям, важно создать у них живописный образ каждой поры.

 

Для этого понадобятся картинки необходимого содержания, на которых могут быть изображены:

 

  • природные изменения;

 

 

  • чем занимается весной и летом, осенью и зимой человек;

 

 

  • как одевается весной, летом, осенью и зимой человек;

 

 

  • как выглядят в каждую пору дикие животные – заяц, белка и т.д., что они делают;

 

 

  • в какие игры играют дети;

 

 

  • какие полезные дела люди могут сделать (к примеру, к зиме организовать кормушки для птиц, весной поучаствовать в изготовлении скворечников).

 

Прекрасно подойдут для занятий раскраски про времена года. Для детей это будет и познавательное, и художественное занятие.

 

 

Картинки позволяют сделать информацию про времена года для дошкольников максимально доступной. Предложите ребенку красочную таблицу, на которой будут изображены все четыре времени года, с просьбой описать каждый из ее фрагментов.

 

 

Задайте следующие вопросы:

 

  • Сколько времен года?
  • Какая пора изображена на каждом из фрагментов картинки?
  • Почему он так думает?
  • Как он относится к этому времени года?
  • Почему он любит или не любит эту пору?
  • Какое время года на Земле сейчас?

 

 

Изучая времена года в детском саду подобное занятие можно провести в виде соревнования, начисляя баллы за максимально подробный и интересный ответ. Надо отметить, что это еще и очень полезное упражнение для развития речи.

 

Совет. В ходе занятия уместно вспомнить поучительный рассказ К. Ушинского «Четыре желания», в котором мальчик Митя был в восторге от занятий и игр в каждый сезон и хотел бы, чтобы не кончались ни зима, ни весна, ни лето, ни осень…

 

 

 

Изучаем времена года через музыку

 

Дошкольники уже способны воспринимать и понимать классическую музыку, скажем, П. И. Чайковского из альбома с соответствующим нашей теме названием «Времена года». На таком музыкальном занятии можно сочетать прослушивание музыкальных фрагментов из различных пьес данного альбома и представлять времена года для детей в картинках, фото, а также в репродукциях известных художников.

Так, например, воспитатель во время прослушивания пьесы «Март. Песня жаворонка» может показать детям, не просто рисунок на тему весны, а, скажем, репродукцию картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели». В данном случае изобразительный и музыкальный ряд способны создать запоминающийся образ весны, который у ребенка сохранится на всю жизнь.

К тому же можно предложить детям попытаться нарисовать то, что они услышали в звуках.

 

 

 

 

Осень, весна, зима и лето в стихах и сказках

 

Сколько стихов, загадок, песенок обо всех порах года существует в детской литературе! Стихи для детей о временах года, как правило, очень живописны, эмоциональны, легко запоминаются.

Музыкальные или художественные занятия некоторые педагоги успешно дополняют и чтением стихов по теме. Так, после прослушивания следующей пьесы из того же цикла «Времена года» – «Апрель. Подснежник», дети могут вспомнить стихи, которые они знают, об этом весеннем месяце, о первых цветах – подснежниках, и, конечно же, если не на этом, то на следующем занятии выразить свои эмоции на бумаге карандашом или красками.

Времена года и месяцы для детей прекрасно иллюстрируются замечательной волшебной сказкой С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», благодаря которой за время чтения можно вместе с ее героиней «прожить» весь год, погостить в каждом месяце, узнать, чем каждый характерен. К тому же это еще и урок добра и взаимопомощи.

 

 

 

 

Учим времена года играя

 

Изучать времена года для детского сада противоестественно без применения подвижных игр, ведь дети этого возраста не могут долго сидеть на месте, к тому же движение им просто необходимо для полноценного физического и психического развития.

В правильно подобранных игра времена года для детей дошкольного возраста перестают быть неинтересным, сложным и трудно доступным материалом.

 

Во время подвижных игр ребятишек можно познакомить:

 

  • со сменой времен года,
  • с изменениями в природе в ходе каждого сезона,
  • с календарными месяцами,
  • с видами одежды, соответствующей времени года.

 

Кроме всего прочего, занятия-игры помогают развитию наблюдательности, любознательности, укрепляют память. Правильно построенная игра учит детей бережно относиться к природе.

 

 

 

Дидактические игры на тему “Времена года” (примеры)

 

1. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок с тем или иным временем года, а затем уточнить, почему именно он сделал такой выбор.

 

2. Предложите ребенку в каждом из кружочков нарисовать предметы или явления, характерные для определенного сезона.

 

 

 

3. Попросите ребенка соотнести каждую из картинок справа с картинками времени года слева и обосновать свой выбор.

 

 

 

 4. А теперь одеваемся на прогулку. Какие вещи необходимо одеть для осенней, зимней, летней или весенней прогулки?

 

 

 

 5. Попросите ребенка описать, что чувствует солнышко на каждой из картинок и почему.

 

 

 

6. Позвольте ребенку раскрасить картинку. Спросите, какой сезон изображен на каждом из фрагментов. В пустых клеточках вместе подпишите времена года и соответствующие им календарные месяцы. Спросите: какие зимние, весенние, летние и осенние праздники он знает? Какой праздник его любимый? В каком месяце его празднуют? Выделите этот месяц и посчитайте, как скоро он наступит.

 

 

7. Вместе с ребенком вы можете сделать специальные часы, которые будут отображать текущее время года. Рядом с каждым из сегментов подпишите праздники, которые собираетесь отпраздновать в каждый из четырех сезонов.

 

8. Предложите ребенку раскрасить картинку, состоящую из четырех фрагментов, каждый из которых соответствует определенному времени года. После того, как он закончит, спросите, каких цветов на каждом из фрагментов оказалось больше и почему.

 

 

 

 

 

9. Попросите ребенка нарисовать кроны деревьев в каждый из четырех сезонов года. Пусть малыш расскажет, как меняется дерево с течением времени.


 

Видео: Времена года – Презентация для детей

 

 

www.rastut-goda.ru

Как с ребенком выучить месяцы года

Каждый ребенок, переступая границу «сад-школа», имеет за своей спиной огромный багаж знаний. Это как практические знания: счет порядковый и количественный, умение читать и писать, но и знания об окружающем мире. Основной задачей детей младшего дошкольного возраста является знать времена года, из каких месяцев они состоят, правильно называть и не ошибаться в их последовательности. О том, как выучить с ребенком месяцы года и пойдет речь в этой статье.

С какого возраста нужно обучать детей

Всего существует четыре времени года и запомнить их не так уж и сложно. Ведь у каждого времени года есть свои особенности яркие, красочные и не забываемые. Уже к 4 годам, можно приступать к знакомству с месяцами. Ребенок смог уже несколько раз пережить смену всех времен года, почувствовать разницу и ощутить признаки каждого времени года. Познакомился со всеми природными явлениями: листопад, снег, дождь, капель.

С чего начать обучение

Основой и профилактикой для изучения ребенком месяцев года является знания о самих временах года, умении в них ориентироваться.

Начинать знакомить с времена года можно с года. Для этого существует большое количество иллюстраций, который необходимо показывать малышу и рассказывать о том, что там изображено.

В год не стоит нагружать ребенка длинными предложениями и большим объёмом материала. Будет достаточно 2–3 предложений, которые более ярко описывают время года. Не стоит показывать все времена года одновременно. Один день вы несколько раз в день по 5 минут, показываете картинку осени, на другой день картинку следующего времени года.

Моменты, на которые стоит обратить внимание

  1. Ребенку должно быть интересно. Если он не хочет, отвлекается, отложите картинку на потом, все равно он ничего не запомнит, а только станет более раздражительным.
  2. У малыша не должно быть никаких физиологических потребностей. Он должен быть сыт, не хотеть в туалет и спать.

Самым прекрасным методом запомнить все признаки каждого времени года — наблюдение. Живое и яркое, где можно потрогать, послушать, понюхать и забрать с собой. Ведь дети раннего дошкольного возраста познают тактильно, с помощью прикосновений и ощущений.

Признаки времен года

А теперь более подробно о признаках каждого времени года, на которые следует обратить внимание детей. Считается, что обучение необходимо начинать строго с зимы, она более яркая, выразительная и детям легче запоминается.

Зима — это Снежное Царство. Нужно дать ребенку возможность тактильно изучить снег. Взять его в руки, попробовать сделать из него шар или рассыпать его тоненьким слоем на землю. Рассказать, что снег холодный, мокрый. Помочь ребенку самому выстроить смысловую цепь: зима-снег-холодный и мокрый. В старшем возрасте, ребенку можно рассказать и о зимних праздниках, и о развлечениях зимой.

Весна-время, когда все просыпается. Покажите первые листочки на деревьях, почки. Послушайте с ребенком, как «поет» ручей. Расскажите, что птицы возвращаются из теплых краев, познакомьте с помощью иллюстраций и стихотворений, мультфильмов с животными, которые просыпаются после зимней спячки.

Лето — здесь ребенок будет знать, что это отдых с родителями или веселое времяпрепровождение у бабушки. Но следует еще и отметить, что только летом созревает большое количество фруктов и овощей полезных и необходимых организму. Летом ночи становятся короче, а дни длиннее. Можно обратить внимание, на зеленые деревья и цветы. Пронаблюдать за жучками и бабочками.

Осень — самое красивое время года, когда сменившие цвет листочки опадают с деревьев в каком-то своем танце. С ребенком можно собрать подручный материал: шишки, каштаны, листочки и создать поделку вместе. Можно во время прогулок собирать самые запоминающиеся листочки: красные, зеленые и желтые и создать гербарий. Расскажите, что осенью уже холодает, раньше становится темно, птицы улетают в теплые края, на зимовку.

В возрасте 2-3 лет ребенок должен хорошо владеть знаниями о временах года, знать их признаки и ориентироваться в последовательности. Уже к 5 годам можно ребенка знакомить с месяцами, учить правильно их произносить.

Упражнения, методики, техники

В настоящее время существует большое количество игр, пособий для изучения месяцев.

  1. Рекомендуют использовать презентации. Это отличный вариант: в нем собрано большое количество картинок, которые последовательно ребенка знакомят со временем года и признаками каждого месяца.
    • При выборе иллюстраций следует помнить, что они должны быть яркими, красочными.
    • Не быть загромождёнными посторонними деталями и должны отвечать поставленной цели. Если нужно рассказать о труде людей осенью, то картинка должна быть соответствующая: поле, комбайн и работающие люди.
  2. Лучшая форма обучения детей в дошкольном возрасте-игровая. Отличным вариантом станут мини-сценки. Здесь можно как проигрывать ситуацию, так и просто устроить приход тетушки Совы, которая хочет разгадывать загадки или Незнайка пришел и по дороге упал, поломав картину, необходимо помочь. А в роли картины может служить иллюстрация времени года, собери и расскажи, что же на картине изображено.
  3. Можно устроить вечер искусства, предложить нарисовать время года, человека в определенной одежде и узнать, когда ходят в курточке, шубе или майке и шортах.
  4. Так же не стоит забывать о чтении сказок, стихотворений, загадок и пословиц. Отличным вариантом станет известная книга «365 сказок». В ней большое количество иллюстраций, к каждому времени года и дню. Так же существуют книги «Времена года» и «Изучаем календарь», которые помогут справиться с изучением времен года.

Это отличные упражнения для ребенка, они хорошо развивают мышление, внимание, память ребенка, помогают разложить всю информацию по местам и отличное время препровождение для всей семьи.

Обучение в форме игры

Самый главный принцип получения новой информации для детей дошкольного возраста — игра. Если ребенку интересно, то он запомнит большое количество нового материала: познавательного и красочного.

В просторах интернета есть очень увлекательный и полезный мультфильм «Тетушка Сова». Он поможет ребенку найти ответы на большое количество вопросов. Но следует помнить, что не нужно необдуманно отпускать ребенка за просмотр мультфильма и думать, что проблема решена, необходимо садиться рядом и беседовать.

Итак, ребенок ориентируется в признаках каждого времени года и достиг необходимого возраста (4,5 года) для знакомства с месяцами.

  1. Следует рассказать, что каждое время года делится на три месяца. Здесь отличным вариантом станут календари природы, где каждое время поделено на три месяца. Календарь можно как сделать самому, так и приобрести в любом магазин. У каждого месяца есть своя картинка, которая ассоциируется строго с ним. Нужно дать понять, что в мае распускаются цветы, а в сентябре начинают сбор урожая. В дальнейшем ребенок, смотря на картинку, будет называть месяц.
  2. Можно провести наблюдение. Выбрать для себя объект за окном и наблюдать за ним, все 12 месяцев, отмечая какие происходят изменения.
  3. Так же поможет чтение сказок. Правильным выбором станет сказка «12 месяцев», где подробно знакомят с каждым из них.
  4. Хорошо подойдут сочинения маленьких четверостиший с ребенком.
  5. Есть огромное количество запоминалок, про каждое время года.
  6. Можно учить песни, которые ассоциировались бы с временем года и месяцами, такие как «Три белых коня».

Для проверки можно использовать картинки небылицы, где художник, что-то перепутал, пусть ребенок отгадает. Альбом для заполнений «Времена года», где в ячейку нужного месяца необходимо вставить картинку.

Вместо заключения

Насколько быстро и правильно ребенок запомнит месяцы и времена года, а так же будет в них ориентироваться, зависит от метода подачи новой информации. Чем интересней подано, тем больше шансов, что запомнится.

childage.ru

Методическая разработка на тему: Времена года. Последовательность времён года.

Тема занятия: «Времена года. Последовательность времён года».

 (занятие, проводимое у дошколят при подготовке к школе)

Цель занятия: повторить основные признаки всех времён года, умение различать их по характерным признакам.

Задачи:

– наблюдать особенности сезонных явлений;

– расширять кругозор детей о природе; прививать любовь и бережное отношение к ней;

– обогащать словарь на основе представлений об окружающем мире.

Оборудование:

картинки с изображением времён года; волшебные мешочки с предметами; минусовка с песней «Осень-раскрасавица».

Ход занятия:

– Сегодня, ребята, мы начнём наше занятие со сказки. Но сказка будет необычная. Во время сказки мы будем выполнять разные задания.

– Готовы?

– А как начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были…)

– Итак, начнём! Слушайте!

– Жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а имена дочерей вы сами мне назовёте, послушав дальше нашу сказку. Отец очень любил дочерей, хоть и разные они были. Поехал отец как-то в дальние страны и привёз своим дочерям подарки.  

– А подарки разложил в 4 мешочка. Почему? (т.к. дочерей ку него было 4)

Показываю мешочки.

– Давайте узнаем имя 1-ой дочери по содержимому этого мешочка.        

1 мешочек (дети запускают руку в мешочек и достают предметы)

снежинка

варежка

елочная игрушка

снеговик

– Догадались. Как зовут первую дочь Года? (зима)

– Как дыхнёт зима своим холодом. Многие птицы и звери её побаивались: кто в тёплые края улетал, кто на всю зиму укладывался спать, чтобы на глаза ей не попадаться.

– Какие птицы улетают от нас на зиму?

– Какие звери ложатся в спячку?

– Зима любила чистоту и порядок. Всё укрывала белым одеялом.

– Что это за одеяло? (снег)

– Оглядывалась Зима вокруг и радовалась.

Вывешивается картинка с изображением зимнего пейзажа.

– Второй  дочери Год привёз тоже мешочек с подарками.

– давайте определим имя этой дочери ( дети достают по предмету из мешочка).

2 мешочек  

сосулька

бумажный кораблик

картинку с изображением одуванчика

веточку дерева с почками

– Ребята, как зовут вторую дочь Года? Кто догадался? (весна)

– Весна растапливает снег солнышком, звенит капель (показываю сосульки), бегут ручьи (показываю кораблик).

– Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез на солнышко погреться. Возвращаются птицы.

Украшает Весна землю. А как? (появляются первые цветочки, травка, почки…)

Вывешивается картинка с изображением весны.

– Давайте посмотрим, как зовут следующую сестрицу.

– А для этого заглянем в 3 мешочек (дети достают предметы)

солнечные очки

панамка

цветочек

маска для плаванья

– Как зовут ещё одну дочь Года? (лето)

– Посмотрите (вывешиваю картинку с изображением летнего пейзажа), всё вокруг зелено, много цветов, небо синее, солнце светит ярко. Характер у этой дочери весёлый и радостный. Она очень любит петь (включается запись песни лета, на которой звучит пение птиц, шелест листвы, звон ручья)

4 мешочек

– И, наконец, подарки от отца 4-ой дочке (достают из мешочка подарки)

осенний листик

 зонтик

 яблоко (или колосок)

 морковку (или грибок)

– Как зовут 4-ую сестру? (осень)

– Осень тоже жалеет, что лето закончилось и поэтому часто и долго плачет.

– Что тогда происходит на земле? (идут дожди)

– А потом перестаёт плакать сестрица Осень и думает: «Моя сестра Лето всю землю нарядила в разные цвета, а я чем землю украшу? Подумает, подумает и оденет всё в золото. Недаром говорят «Золотая осень» (вывешивается картинка с изображением «золотой осени»)

– А что значит «золотая осень»?

– Молодцы, ребята! А теперь послушайте песню «Осень-раскрасавица», которые вам приготовили четвероклассники (звучит песня «Осень-раскрасавица).

– Угадил отец Год своим дочерям подарками. С тех пор так и стали меняться сестрички друг за другом.

– А вы поняли, что сестрички эти ни кто иначе, как ВРЕМЕНА ГОДА.

– Давайте посмотрим на картинки и  назовём ещё раз последовательность времён года друг за другом. Дети хором повторяют: зима, весна, лето, осень.

– Молодцы!

 

                

        

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *