Разное

Возрастная периодизация детей: 3.Возрастная периодизация, применяемая в гигиене детей и подростков. Понятие биологическом возрасте.

3.Возрастная периодизация, применяемая в гигиене детей и подростков. Понятие биологическом возрасте.

Неравномерность роста и развития является основанием для правиль­ной группировки детей и подростков разного возраста и выработки науч­ных принципов возрастной периодизации. Дело в том, что при органи­зации образовательно-воспитательной работы возникает необходимость объединения детей разного возраста. Кроме того, необходимо правильно установить возрастную границу поступления ребенка в ясли, детский сад и школу, определить возможность начала трудовой деятельности и др.

Одну из первых научно обоснованных периодизаций предложил Н.П. Гундобин (1906). Эта периодизация многократно дополнялась и совершенствовалась.

В основе всех возрастных периодизаций лежит деление детства на несколько периодов, характеризующихся общими физиологическими особенностями.

В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пре­делах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

Возрастной период — это время, требую­щееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.

Биологическая возрастная периодизация

1)Период новорожденности продолжается всего 10 дней, поскольку свойственный ему тип физиологических реакций отмечается в тече­ние очень короткого времени.

2) Период грудного возраста 10 дней до года

3)раннее детство 1-3года

4)первое детство 4-7лет

5)второе детство 8-11 12лет

6)подростковый 12-16лет

7)юношеский 16-21лет

В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах

Социальная возрастная периодизация

Период

Продолжительность

1. Преддошкольный возраст

до 3 лет

2. Дошкольный возраст

3-6(7) лет

3. Школьный возраст:

  • младший;

  • средний

6(7)—10 лет 11-14 лет

4. Подростковый возраст

15-18 лет

Социальное деление на возрастные группы в основном не противо­речит биологическому делению. Исключение составляет подростковый возраст (его иногда называют старшим школьным), к которому относятся дети с 15, а не с 12—13 лет. Это обусловлено рядом законодательных льгот в области трудового права, условиями профессионального обучения.

Преддошкольный (старший ясельный) период.до 3лет Этот период характеризу­ется некоторым снижением темпов физического развития детей, боль­шей степенью зрелости основных физиологических систем. Мышечная масса ребенка интенсивно увеличивается. К концу 2-го года заверша­ется прорезывание молочных зубов. Двигательные возможности расширяются крайне стремительно — от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Двигательная активность огромна, а контроль за активностью, адекватностью дви­жений и поступков еше минимальный, поэтому резко возрастает опасность травматизма. Это возраст быстрого совершенствования речи. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков Наблюдаются проявления капризности, застенчивости, удивления, страха.

Это период обучения навыкам Трудовой деятельности через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведе­ния.

Педагоги отмечают, что это период «упущенных возможностей», имея в виду неправильные приемы воспитания Поэтому воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детыми.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период дети посещают детский сад. Характерно первое физиологическое вытяжение, нараста­ние массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф липа. Постепенно выпадают молоч­ные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет диф­ференцировала строения различных внутренних органов. К 5 годам дети уже свободно говорят на родном языке, правильно употребляя склонения и спряжения. Значительно улучшается память.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) происходят замена молоч­ных зубов на постоянные, наблюдается четкий половой диморфизм физического развития.

Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения.

Старший шкальный возраст (с 12 до 17—18 лет) иногда называют отро­чеством. Он характеризуется резким изменением функции эндокрин­ных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начала у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и край­ние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных осо­бенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития

Возрастная периодизация в педагогике

Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде  подопечного. Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими  и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все  — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.

В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.

  • 1 От рождения до года

  • 2 От года до 3 лет

  • 3 До 6 лет

  • 4 До 11-летнего возраста

  • 5 Средний школьный возраст

  • 6 До 17 лет

От рождения до года

Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются  базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

От года до 3 лет

Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства  им, понятно, еще далеко.

До 6 лет

Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью  общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества  и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и   не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок  уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

До 11-летнего возраста

Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью,  но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.

Средний школьный возраст

Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это  учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период;  в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически  неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным  и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм  – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу  в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.

До 17 лет

Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью.  Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается  после окончания школы.  Старшеклассники —  это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

3 составить таблицу основных этапов развития детей. Задачи возрастной периодизации

3 составить таблицу основных этапов развития детей. Проблемы возрастной периодизации

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТА

Возраст оказывает огромное влияние на личность человека. Пациента 30 и 50 лет нельзя сравнивать ни физически, ни психологически, ни социально. Нельзя одинаково относиться к 15-летним подросткам и 25-летним взрослым, хотя при небольшой разнице в возрасте может быть несоответствие между физиологическим и психологическим возрастом. Мальчик, который с 12 лет подрабатывает не «на пиво», а для того, чтобы прокормить семью с матерью-инвалидом и младшими сестрами, психологически более зрелый, чем 25-летний студент дневное отделение вуза, поддержку которого обеспечивают его родители. При построении своих взаимоотношений с больными врач должен опираться на знания о возрастных особенностях развития личности и учитывать их при установлении контакта, построении беседы, прогнозировании поведения больного и обучении проведению лечебно-профилактических мероприятий.

Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей того же возраста.

Психология развития (психология развития) — отрасль психологической науки, объектом исследования которой является человек, развивающийся от рождения (а в последнее время от зачатия) до смерти. Предметом изучения являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных этапах жизненного цикла. Психологи ищут ответы на вопросы: каковы общие возрастные особенности и закономерности развития и где место личности? Как происходит развитие? Какие силы заставляют психику усложняться, предоставляя человеку новые возможности? Где границы этих возможностей? Как происходит процесс развития и как на него можно повлиять? Какие условия способствуют, а какие препятствуют процессам развития, созревания, старения?

Первая книга, положившая начало научному изучению души ребенка, была написана доктором Тидеманном в конце XVIII века (1787 г.). В 19 веке появились книги Пассевица, Сгизмунда, Лебиша, Альтмиллера, Сикорского, Прейера. Этюд Чарльза Дарвина «Биографическое развитие младенца» и его теория происхождения видов послужили основой биогенетического подхода в психологии развития.

Расцвет психологии развития как психологии детства приходится на ХХ век. Классикой стали бихевиоризм и эмпиризм, психоанализ, генетическая теория развития интеллекта Пиаже, культурно-историческая концепция Выготского.

Интерес к другому полюсу изменений психики человека — старости — возник гораздо позже. А на развитие в зрелости долгое время вообще не обращали внимания. Лишь в последние годы объектом исследования психологов становится изменяющийся, взрослеющий человек на протяжении своего жизненного пути.

Психолого-педагогические и медицинские исследования позволили выделить ряд возрастных периодов развития человека (см. табл. 5).

Известно, что такого рода периодизация (разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы) основана на обобщениях, пределы которых могут быть очень широкими. В каждом конкретном случае колебания уровня реального человеческого развития имеют достаточно большую амплитуду. Древнейшей возрастной периодизацией, известной сейчас, является греческое деление жизни человека на 10 периодов по 7 лет каждый. Птолемей определял развитие в определенной фазе жизни влиянием отдельных планет. Известны древнеримская и китайская классификации и многие более поздние.

Таблица 5. Возрастная периодизация развития ребенка

В возрастной физиологии В медицине В возрастной психологии и педагогике
Новорожденный (первые 10 дней) Новорожденный (первые 3-4 недели) Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Грудной возраст (10 дней – 1 год) Младенческий возраст (младший ясли) (4 недели – 1 год)
Раннее детство (1-3 года) Дошкольный возраст (старший ясли) (1-3 года) Дошкольное детство (1-3 года)
Первое детство (4-7 лет) Дошкольный возраст (3-7 лет) Дошкольное детство (3-6 лет)
Второе детство (8-12 лет) Младший школьный возраст (7-12 лет) Младший школьный возраст (6-10 лет)
Подростковый возраст: мальчики – 13-16 лет, девочки – 12-15 лет Подростковый возраст Старший школьный возраст (12-18 лет) Подростковый возраст (средний школьный) (10-15 лет)
Юношеский возраст: юноши – 17-21 год девушки – 16-20 лет Юношеский: 1 период – 15-17 лет 2 период – 17-21 год

Таблица 6. Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону

Стадия Психосоциальный кризис Сильная сторона личности
Младенчество (до 18 месяцев) Доверие-недоверие Надежда
Ранний возраст (1-3 года) Самостоятельность – стыд и сомнение Сила воли
Возраст игры (3-6 лет) Инициатива – чувство вины Цель
Школьный возраст (6-12 лет) Достижение – Чувство неполноценности Компетентность
Подростковый возраст (12-19 лет)лет) Идентичность – смешение ролей Лояльность
Молодость (20-25 лет) Близость — это изоляция Любовь
Зрелость (26-64 года) Продуктивность застойная Уход
Старость (65 -… лет) Интеграция – отчаяние Мудрость

Варианты периодизации развития ребенка, представленные в таблицах, несколько отличаются, так как основаны на специфических для каждого подхода критериях. Л.С. Выготский (1927) выделил три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному или нескольким признакам развития.

Первая группа периодизаций основана на внешнем критерии, связанном с процессом развития. Периодизация В. Штерна, созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в краткой и сжатой форме повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества), Р. Заццо (этапы детства совпадают с этапами системы воспитания и обучения детей).

Вторая группа по внутреннему критерию – какая-либо одна сторона развития. Развитие костной ткани у П.П. Блонский и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации по одному признаку субъективны: авторы произвольно выбирают один из множества аспектов развития. Кроме того, они не учитывают изменение роли выделенного признака в общем развитии на протяжении всей жизни, а значение любого признака изменяется при переходе от возраста к возрасту.

Третья группа периодизаций основана на существенных чертах этого развития. Это периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Основные положения: наличие устойчивой и кризисной стадий развития.

Стабильный период характеризуется постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявляются в виде новообразований в организме и психике человека . Критические периоды (относительно короткие по времени О м в отношении) отличаются значительными изменениями в физическом и психическом развитии. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одного возрастного этапа к другому в результате качественных преобразований в сферах деятельности, сознания и социальных отношений. Помимо «запланированных» кризисов, характерных для большинства людей определенного возраста, у человека могут возникать «незапланированные» моменты пересмотра жизненных целей и ценностей. Обычно это связано с сильным стрессом, вызванным угрозой или

потеря здоровья, любимого человека, крыши над головой и т.п., либо крупный выигрыш – рождение ребенка, выигрыш крупной суммы денег. Но эти кризисы носят личный характер и обсуждаются в другом месте книги.

Д.Б. Эльконин формулирует закон периодичности следующим образом: «Ребенок подходит к каждому пункту своего развития с известным несоответствием между тем, что он узнал из системы отношений человек-человек, и тем, что он узнал из системы отношений человек-предмет». . Именно моменты, когда это несоответствие принимает наибольшую величину, называются кризисами, после которых происходит развитие отставшей в предшествующий период стороны. Но каждая сторона готовит развитие другой. Каждому возрасту свойственна своя социальная ситуация развития; ведущая деятельность, при которой преимущественно развита мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастные новообразования, формирующиеся в конце периода, среди них центральные выделяется один, наиболее значимый для последующего развития Кризисы – переломные моменты в развитии ребенка – служат границей возрастов Периодизация Д. Б. Эльконина имеет наибольшее распространение в отечественной психологии

Существует ряд других вариантов периодизации развития, и их число продолжает увеличиваться, так как единых и бесспорных критериев пока не найдено.

В каждом возрастном периоде у человека меняются представления о себе, жизненные приоритеты и иерархия целей и ценностей, иными становятся его ведущая деятельность и мотивация, взгляды на мир и других, а также восприятие собственного возраста ( кратко данные об основных чертах каждого периода представлены в табл. 7).

Посмотрите на младенцев: если разница в месяц, а тем более в полгода – это уже совсем другие дети, к ним трудно применить слово “ровесники”. В дошкольном периоде разница в полгода-год становится значимой. Для младшего школьного возраста период обучения (класс) важнее физического возраста, для старшего – класс и пол (девочки-старшеклассницы встречаются со старшими мальчиками и считают их равными себе). Учащиеся 10-х классов относят одноклассников к сверстникам, а девятиклассников к младшим независимо от календарного возраста. А возраст 30-40 лет кажется им невероятно далеким.

Это та самая мифическая зрелость, для них равная старости и отсутствию желаний и планов. Такое же восприятие характерно и для противоположного направления – для 50-60-летнего учителя все школьники – “малыши”, да и студенты, независимо от возраста. Сложно смотреть сквозь призму поколений (и это в любом направлении) и разглядеть в них коллег.

В 40 лет все их поколение считается ровесником, а это уже диапазон не менее 10 лет. Выпускники 60-х отличаются от выпускников

Таблица 7. Возрастная периодизация формирования личности

Психо- Дошкольное детство
логические характеристики Младенчество (0-1 год) Раннее детство (1-3 года) Дошкольный возраст (3-7 лет)
12 3 4
Основные потребности Физиологические потребности, потребность в эмоционально-телесном контакте с матерью – первая социальная потребность Психофизиологические потребности и потребность в освоении предметного мира и ориентации в нем Потребность в психическом развитии, ролевом общении, любви и одобрении
Ведущая деятельность Общение со взрослым и манипулирование предметами Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность Игра
Кризисы формирования Кризис новорожденных Кризис первого года жизни Кризис трех лет
Оживление комплекса, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность Подражание, речь, умение пользоваться предметным миром, открытие Я – возникновение чувства личности Способность идентифицировать себя с другими людьми, персонажи сказок, гендерная идентичность, страхи, способность символически заменять предметы, психологическая готовность к школе

При общении с пожилыми пациентами важно точно определять их возраст и избегать широких обобщений (например, пенсионеры) при подборе групп для ЛФК или обучения специальным лечебным навыкам. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, физическое состояние, стадию и тяжесть заболевания.

Школьный возраст
Младший школьный возраст (7-10 лет) Подростковый возраст (11-14 лет) Ранний подростковый возраст (15-18 лет)
5 6 7
Познавательная потребность, потребность в одобрении Потребность в общении со сверстниками и нравственном самоопределении, потребность стать взрослым Потребность в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с людьми противоположный пол
Преподавание Различные организационные формы и виды обучения Образовательная профессиональная деятельность
Семилетний кризис Подростковый кризис Кризис личности
Произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия, способность отождествлять себя с другими, развитие системы координированных движений Ощущение взрослости, нравственная регуляция своего поведения, сравнительная самооценка, рефлексивность мышление, дружба Общая самооценка, самооценка, личностное и профессиональное самоопределение, социальная и профессиональная рефлексия, чувство одиночества, Я-концепция.

Конец таблицы. 7

Психо- Взрослость
логические характеристики Юность (18-23 года) Ранняя жизнь (24-27 лет) Зрелость (28-60 лет)
12 3 4
Базовые потребности Потребность в социальном и профессиональном самоопределении в построении отношений Потребность в социальном профессиональном росте и карьерном росте Потребность в самореализации и самореализации в профессии
Руководящая деятельность Образовательная и профессиональная деятельность, профессиональное обучение и нормативно утвержденные проф. деятельность Нормативно утвержденная профессиональная деятельность Нормативно утвержденная индивидуальная и творческая профессиональная деятельность
Кризисы становления Кризис профессиональных ожиданий Кризис профессионального роста Кризис нереализованных профессиональных возможностей
Основные психологические новообразования Социально-профессиональная деятельность, обобщенные способы познавательно-проф. виды деятельности. Система профессиональных знаний, умений, навыков Социально-профессиональная самостоятельность, проф. опыт, профессионально важные качества, профессиональная квалификация, профессиональная идентификация, социально-профессиональная рефлексия Профессиональная должность, сверхнормативная проф. деятельность, ключевые квалификации и компетенции, проф. обусловленные черты характера, социальная и профессиональная самореализация, проф. деформации личности

Рассмотрим кратко особенности каждого возрастного периода.

Каждый ребенок в своей жизни преодолевает несколько стадий развития. В нашей статье мы разберемся, что это за этапы, как они проходят и как помочь ребенку легче справиться с возникающими трудностями.

Жизнь младенца начинается задолго до его рождения и появления на свет. Организм новорожденного имеет разные физиологические особенности, они зависят от того, как он развивается еще в утробе матери.

Ученые установили, что все возрастные периоды можно считать зрелыми и пройденными, если функции организма соответствуют возрасту малыша и условиям, в которых он развивался.

Воспитание основано на нескольких возрастных этапах развития ребенка. Мы рассмотрим каждый этап и поговорим о том, как гармонично воспитать детей для благополучных отношений в семье и в жизни.

Выделяют следующие основные этапы умственного и физического развития ребенка:

  • Внутриматочная. Это период от зачатия до родов и занимает примерно 280 дней или 38-40 недель. Во время внутриутробного развития организм человека полностью формируется, закладываются все органы, а также может происходить формирование будущих предпочтений и характера.
  • Новорожденный. Это период, когда малыш только родился и пока ему не исполнится месяц или 4 недели. В этот период ваш малыш крайне уязвим, ему необходима полноценная забота и внимание. Он учится правильно есть, какать, спать и делать первые непроизвольные движения. В этот период важно поддерживать максимально комфортные условия для ребенка.
  • Грудное вскармливание. Это период от месяца до года жизни малыша. В это время он учится владеть своим телом, учится сидеть, вставать, ползать, ходить и многому другому, также он активно познает мир и изучает окружающую среду. Самый быстрорастущий ребенок – на первом году жизни. У него появляются первые зубки и ближе к году он становится более самостоятельным и частично отделяется от мамы. В этот период нужно внимательно следить за развитием и состоянием ребенка, вовремя проходить все обследования и посещать врачей.
  • Детский сад. Это период от года до трех лет. В этот период ребенок совершенствует свои навыки, учится бегать, разговаривать, принимать решения и становится еще более самостоятельным. Улучшаются речь и мышление, ребенок продолжает активно расти и развиваться. В это время многие дети уже начинают ходить в детский сад и происходит более полное отлучение от мамы. Для большинства малышей это огромный стресс. И важно правильно подготовить ребенка к походу в детское учреждение. Основным занятием детей этого возраста является игра. Они учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, самостоятельно принимать решения.
Когда дети начинают активно общаться друг с другом, посещать детский сад, велик риск заражения их различными детскими инфекционными заболеваниями.
  • Дошкольное. Это период от 3 до 7 лет. В это время закладывается характер вашего ребенка и происходит его становление как личности. У него развивается манера поведения и речь, он многое копирует у родителей, поэтому очень важно подавать ребенку хороший пример. Речь развивается очень активно, ребенок продолжает учиться ладить и общаться со сверстниками. Он также развивает все психологические и физические процессы. Он быстро растет, происходит очередное возрастное развитие ребенка, смена зубов, меняются телосложение и строение тела, он становится самостоятельным. Умеет делать логические выводы и принимать решения, может постоять за себя.
  • Младший школьный возраст. Это период с 7 до 12 лет, то есть Начальная школа. Ребенок становится более внимательным, ответственным и все больше начинает осознавать, что он личность и может смело принимать решения самостоятельно. Дети учатся планировать свою будущую деятельность, у них активно развиваются интеллектуальные способности. Происходит полная смена молочных зубов на коренные.
  • Старший школьный возраст. Это период полового созревания с 13 до 17 лет. Это огромный скачок вперед в росте и развитии ребенка. Он часто становится неуправляемым, непослушным и считает, что он уже взрослый и может самостоятельно принимать решения и делать все, что захочет. На этом возрастном этапе раскрывается внутренний мир ребенка, формируются его собственные взгляды. Ребенок становится совершенно взрослым и начинает более самостоятельную жизнь.

Основным этапом развития ребенка можно назвать ясли, так как именно в этот год ребенок растет с огромной скоростью и учится ходить. Вам, как родителям, важно понимать, что каждый ребенок очень индивидуален и все этапы могут проходить со своими особенностями.

С момента зачатия человеческий организм постоянно развивается. Отдельные периоды жизни отличаются некоторыми чертами, сумма которых дает им общую характеристику. Рассмотрим римские основные периоды развития ребенка.

Период новорожденности

Период новорожденного начинается с его первого крика, первого вдоха и продолжается до конца первого месяца жизни. Ребенок еще очень слаб и нуждается в помощи взрослых. Ему нужна теплая материнская любовь и постоянная и бескорыстная материнская забота. С помощью взрослых ребенок постепенно адаптируется к внешним условиям с первого самостоятельного вдоха, начала самостоятельной терморегуляции перед едой. В этот период возможны очень частые и тяжелые нарушения в организме.

Младенческий период

Период младенческого возраста начинается в конце первого месяца и заканчивается к первому году жизни ребенка. Он уже ведет себя несколько более самостоятельно, хотя полностью зависит от матери. Главной особенностью этой связи является грудное вскармливание. Ребенок испытывает быстрое увеличение потребности в кормлении. Он уже менее восприимчив к инфекции, особенно если питается грудным молоком, что способствует формированию иммунных свойств в организме малыша.

Уход за взрослыми в этот период должен быть направлен на правильное питание и уход, защиту от инфекционных заболеваний и воспитание ребенка.

Маленький детский период

Период у маленького ребенка начинается со второго и заканчивается на третьем году его жизни. Независимость становится все заметнее. Ребенок уже не находится все время на коленях у матери, он все больше отдаляется от нее, так как уже может передвигаться самостоятельно. Речевые возможности способствуют его более тесному контакту с окружающими, а не только с матерью. Он усваивает первые понятия и уже способен к анализу и синтезу, самостоятельно принимать какие-то решения. Чаще всего ребенок болеет детскими инфекционными заболеваниями, такими как ветряная оспа, дифтерия, коклюш и др.

Дошкольный период


Период дошкольного возраста ребенка продолжительный от предшествующего этапа до полных шести лет. Характеризуется интенсивным созреванием центральной нервной системы. Ребенок становится все более самостоятельным, все больше раскрывает свое «Я». Игры являются важнейшим занятием в этот период его жизни.

Школьный возраст

Начало школьного возраста Начинается с шести до семи и продолжается до шестнадцати лет. В этот период происходит очень интенсивное физическое и умственное развитие. Ребенок вступает в социальные отношения и становится более или менее социальным существом. Среди детей этого возраста быстро растет количество несчастных случаев, так как общительность детей в этот период ярко выражена. Проявляются расстройства осанки и походки.

Половое созревание

Половое созревание у детей Первый школьный возраст у девочек начинается примерно в 11-12 лет, а у мальчиков в 12-13 лет. У детей этого возраста появляются так называемые вторичные половые признаки: оволосение вокруг половых органов, борода, сы, грудь… Этот период характеризуется бурными физическими и психическими изменениями. Возможны проявления функциональных нарушений или заболеваний, характерных для этого периода.

Срок погашения

Период зрелости прямо связан с предыдущим и характеризуется зрелостью всех органов и их функций. Физическая и психическая независимость полная. Определены социальные позиции. Заканчивается рост костей и мышц.

Такое деление на периоды, как и любое другое, условно и искусственно. Границы между ними не могут быть строго и четко определены. Тем не менее такое деление помогает понять некоторые особенности отдельных этапов развития ребенка.

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину

Образование, Наука

Для современной психологии уже давно не является секретом тот факт, что человек в процессе своего развития и становления проходит ряд стадий, отличающихся друг от друга уровнями:

  • Физический;
  • Ментальный;
  • Духовный;
  • И интеллектуальное развитие.

Другими словами, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличить одну стадию от другой. И эти изменения имеют сильную связь с возрастом. Эта концепция получила название возрастной периодизации.

В своих работах многие ученые и деятели психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. В данной статье более подробно будет рассмотрена именно возрастная периодизация Д.Б.Эльконина – как наиболее популярная в рамках современной российской психологии.

Теория отечественного ученого основывалась на том, что определенному типу ведущей деятельности (ВД) соответствует определенный этап развития (имеется в виду возраст, психический и физический уровень развития ). Где под ведущей деятельностью понимается вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.

Периодизация возрастного развития, предложенная Д.Б. Элькониным как представителем культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее формирование непрерывно и обусловлено социальным взаимодействием. Только через социальное взаимодействие и практическую деятельность ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого с ребенком (даже если оно предполагает обучение взаимодействию ребенка с предметами, например второй этап, называемый «раннее детство»), позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, нравы, роли, стереотипы действия и т. д.

Итак, возрастная периодизация в рамках теории Эльбенина делится на 6 этапов:

  1. Младенец. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее – ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь с мамой, посредством жестов, мимики и звуков. Тесное эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
  2. Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т. д. Таким образом, ребенок понимает, что может воздействовать на окружающий мир, воздействовать, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипулирования предметами.
  3. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода представляет собой ролевую игру, в которой дети учатся взаимодействовать друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно значимой деятельности, появляется желание быть полезным, сотрудничать.
  4. Младший школьный возраст. До 11 лет. Обучая ВД, ребенок-школьник учится управлять своим поведением в соответствии с требованиями и принятыми правилами. У него развивается произвольность (посидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самообладание (отложить игру и выполнить домашнее задание) и внутренний план действий (выстроить порядок выполнения домашнего задания).
  5. Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка – то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *