Разное

Воспитание нравственности: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Что такое нравственность и нравственное воспитание

22.10.2014

Нравственность — это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. Нравственность является в этике синонимом понятия «мораль».

Нравственное воспитание — это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения. С точки зрения М. Хоффмана (Hoffmanh, 1980), нравственное развитие человека идет тремя различными, но частично совпадающими путями. Первый — основанное на тревоге сдерживание, т. е. социально приемлемое поведение, вызванное страхом наказания. Дети научаются связывать наказание, исходящее от родителей и педагогов, с неприемлемым поведением. В конце концов они справляются со страхом наказания, воздерживаясь от запрещенных действий. Итогом становится интернализация запретов, в результате чего наказания больше не требуется.

Второй путь нравственного развития связан с эмпатией, заботой о других. Этот путь требует разделения переживаний других вместе с развитием способности представлять себе, что переживает другой и как собственным поведением ребенок может изменить эмоциональное состояние других людей. Наконец, третий путь нравственного развития детей и подростков связан с развитием мышления на уровне формальных операций, в процессе которого они приобретают опыт проверки гипотез, переоценки информации и переформулирования понятий.

У взрослых имеются все эти типы нравственного развития, но у детей и подростков значение каждого из них может меняться. Эмпатия может разрушаться в столкновении с суровыми жизненными реалиями, склоняющими подростка к циничному поведению. Наоборот, мораль, основанная на понятиях и принципах, может укрепляться в беседах, например, с авторитетными педагогами.

Вопрос о нравственном воспитании учащихся в отечественной психологии понимался неоднозначно. Л. С. Выготский, например, считал, что попытки морального обучения бесплодны и выступал против выделения нравственного воспитания, так как оно «должно совершенно незаметно раствориться в общих приемах поведения, устанавливаемых и регулируемых социальной средой.

Ни ученик, ни учитель не должны замечать, что речь идет о специальном обучении морали. Морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально» (1991. С. 257). Конечно, если бы речь шла о морализовании, навязчивом постулировании нравственных основ поведения, то с Л. С. Выготским можно было бы согласиться. Лекциями о нравственности ее не воспитаешь, хотя и без знания основ нравственного поведения ее тоже не добьешься. Однако нравственное воспитание — не только лекции и беседы о нравственности. Это и собственное поведение педагога, и организация педагогом условий для нравственного поведения детей и его закрепления. Ведь прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет (Коломинский Я. Л., 1984; Субботский Е. В., 1979). Естественно, педагог не должен говорить учащимся: «Сейчас мы займемся вашим нравственным воспитанием». Да и на самом деле специальных занятий по привитию детям нравственных поступков не существует. И в этом смысле воспитательные воздействия педагогу действительно приходится «растворять» в процессе учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Но если ребенок может не замечать, что происходит его обучение морали, то педагог в своей деятельности должен не только ее замечать, но планировать и организовывать.

В подавляющем большинстве психологических исследований проблема нравственного развития рассматривается в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о правильных и неправильных поступках. Такой подход был заложен Ж. Пиаже и получил широкое распространение в русле когнитивной психологии. <…> В рамках этого направления были получены многочисленные данные о развитии моральных суждений, представлений, оценок и т. д. Благодаря Ж. Пиаже моральное сознание стало, пожалуй, наиболее распространенной сферой исследований морального развития в целом.

Эта же тенденция существует и в педагогике. Нравственное (или социально-эмоциональное) воспитание является важной составной частью в большинстве существующих программ образования дошкольников.

Ключевые слова: Нравственность

Источник: Ильин Е. П., Психология для педагогов

Материалы по теме

Нравственное развитие в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Возможна ли нравственная политика?

Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для…

Нравственность и ее соотношение с правом

Поздняков Э. А. – Философия государства и права – 2016

Формирование основ нравственной культуры личности

Сластенин В.А. — «Педагогика»

Значения слов «этика», «мораль», «нравственность»

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Нравственное развитие ребенка

Раттер М. , Помощь трудным детям

Нравственное воспитание

Муниципальное образовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа№2

 

 Нравственное воспитание.

                                                                  Представление опыта работы

                                                          Выполнил:   учитель

                                                                                  начальных классов

                                                                                  Лещёва С.Н.

Бурмакино 2009

Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. . В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Я рассмотрела уровни нравственности по Кольбергу. Оказывается, дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню.

 Преднравственный уровень  включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказанияе может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”).

Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в форме обобщенной категории “надо”.

При этом “надо” выступает для ребенка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. Задача учителя и классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребенка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретет характер привычки.

Опираясь на психологические особенности детей данного возраста, я для работы выбрала типы занятий: беседы, диспуты, практикум (разыгрывание различных ситуаций, КВН, Турниры вежливости,…), чтение и обсуждение литературных произведений.  

Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Здесь мне помогают уроки нравственности, нравственные беседы, этические диалоги. Например, в этом году я запланировала беседы «Отчего зависит моё настроение», «Учусь понимать людей», «Вредные привычки», «Дружить – значит открыть своё сердце другу», «Рыцарский турнир вежливости»…, Диспуты: «Умеем ли мы общаться», «Умею ли я сказать «Нет!», диагностику нравственности, индивидуальные беседы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.

Задача классного руководителя – развивать эти способности и во внеурочное время. Мои ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах рисунков, поделок, готовят номера художественной самодеятельности, участвуют в проведении классных часов.

Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.

Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу, поэтому я включила в свою работу совместные классные дела. Вместе с детьми мы планировали работу на год, составили перечень правил поведения в школе, вывели законы нашего коллектива (в классном уголке), распределили поручения.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.

Я считаю, что учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Планируя работу с родителями, обязательно включаю: родительские собрания на воспитание нравственности детей, где родители делятся своим опытом; посещения семей; индивидуальные беседы с родителями; совместную подготовку и проведение праздников. Я знаю, что родители мне всегда помогут и это очень важно.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Я уверена, что наша совместная работа ,принесёт хорошие результаты.

 Приложение№1.

Диагностика нравственной воспитанности

             Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция: Учитель обращается к ученикам со следующими словами: “Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание”.

Пример:

1.                      – 3;

2.                      – 4 и т.д.

Текст вопросов:

1.                      Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

2.                      Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду

3.                      Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми

4.                       Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку

5.                      Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей

6.                      Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес

7.                      Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню

8.                      Мне приятно делать людям радость

9.                      Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки

10.                  Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

· Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,

· в 3 балла – 2 единицы,

· в 2 балла – 3 единицы,

· в 1 балл – 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: “Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо”.

Текст:

1.                      Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2.                      Если кто-то надо мной смеется, то я…

3.                      Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4.                      Когда меня постоянно перебивают, то я…

5.                      Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

 

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

 

Инструкция:

“Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть” Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1.                      Быть человеком, которого любят

2.                      Иметь много денег

3.                      Иметь самый современный компьютер

4.                      Иметь верного друга

5.                      Мне важно здоровье родителей

6.                      Иметь возможность многими командовать

7.                      Иметь много слуг и ими распоряжаться

8.                      Иметь доброе сердце

9.                      Уметь сочувствовать и помогать другим людям

10.                  Иметь то, чего у других никогда не будет

Интерпретация:

· Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

· Пять положительных ответов – высокий уровень.

· 4-е, 3-и – средний уровень.

· 2-а – ниже среднего уровня.

· 0-1 – низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации

Инструкция:

“Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один”

Вопросы:

1.                      Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

2.                      Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

o Я скажу ему, чтобы он не приставал.

o Отвечу, что не могу ему помочь.

o Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

o Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3.                      Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

o Я не обращу внимания.

o Скажу, что он размазня.

o Объясню, что нет ничего страшного.

o Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4.                      Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

o Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

o Обижусь в ответ.

o Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

· 4 бала – высокий уровень

· 2, 3 бала – средний уровень

· 0, 1 бал – низкий уровень

Приложение №2.

Классный час “Дорогой доброты и терпения”

Цели: Разделить в представлении учащихся понятия «добро», «зло», «терпение»; убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

1.                  Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

2.                  Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

3.                  Учить задумываться о своём месте в жизни.

Оборудование: ИД, компьютер, презентация (на 15 слайдах) «Дорогой доброты и терпения»; картинки сказочных героев, солнца, надписи станций, магнитофон.

Выставка книг: «Золушка»; «Русские народные сказки»; «Снежная королева»; Икона Божьей матери; «Библия».

Тип классного часа: путешествие «Дорогой доброты и терпения».

Учитель:

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.

– Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.)

 

Учитель: Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.

Вступительное слово учителя:

Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.
В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.

(Выставка книг)

Учитель: Сегодня мы отправимся по сказочной дороге .

(Звучит музыка «В гостях у сказки».) Первая наша станция будет «Сказочная».

(Учащиеся закрывают глаза, вывешивается дорога и сказочные герои.)

– Вот мы очутились на первой станции нашей сказочной дороги, где нас встречают герои из сказок. (Золушка, Настя, Герда.)

– Узнаёте ли вы их?

А называется наша дорога так же, как наше занятие. Тему вы узнаете, если вспомните какие черты характера этих героев помогли им в жизни. (Ответы детей.)

– Правильно. Доброта и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброта и терпения»

Учитель: Следующая наша станция наша «Словарная».

– Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Ответы детей)

– А терпение? (Ответы детей)

– А что такое зло?

– Что означает добрый?

– Каким делает человека доброта?

– А как это качество выглядит в жизни? (Приведите примеры.)(Ответы детей)

– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)

– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый

1.                  Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.

2.                  Несущий благо, добро, благополучие.

Терпение

1.                  Способность терпеть.

2.                  Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.

«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться… – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго

Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.

Учитель: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце)

Учитель: И следующая наша станция «Солнечная».

– Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимете это выражение? (Ответы детей)

Учитель: – Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)

– Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.

– Подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».

(Дети читают написанное и прикрепляют лучики к солнышку)

– А всегда ли мы дарим добро и терпение самым близким нам людям?

Продолжение нашей темы вы узнаете из сказки.

Чтение отрывка о маме из сказки «Три сестры».

– О ком эта сказка? (О маме и детях)

– Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)

И станция будет называться «Слово «мама» дорогое».

Сейчас мы с вами поговорим о доброте и терпении с точки зрения веры.

Понятие «добро» с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно – в Библии.). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывется картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. (Показывается 10 заповедей). Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг ко другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте и терпении. (Звучит музыка). Как вы понимете эти заповеди? ( Дети отвечают).

Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер. Правильно, это пятая заповедь. (Ребёнок зачитывает заповедь). Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, что бы исполнилось то, что написано. А когда мы вырастем, а родители станут пожилыми людьми – с какими качествами мы должны заботится о них? Доброта и терпение, конечно, главное.

Давайте с вами сделаем вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека? (Дети отвечают).

Сейчас мы подарим всем песню «Слово мама дорогое».

(Звучит песня). У верующих людей, кроме мамы земной есть Мама Небесная,

 

Учитель: следующая наша станция «Народная мудрость».

Собери пословицу.

Получив добро – помни, сделав – забудь.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро желаешь – добро делай.
Помогай не словами, а делом.

Как вы понимаете значение этих пословиц?

Учитель: следующая наша станция «Конечная».

Наше путешествие по дороге «Доброты и терпения» подошло к концу. И сейчас, каждый из вас напишет, что он взял для себя из этого путешествия.

Продолжите предложение.

Для меня добрый и терпеливый человек – это ….

(ответы детей: это человек чести, это человек которому можно верить, который всегда придёт на помощь)

Учитель: – Говорят, если есть в человеке доброта, терпение, значит, он как человек состоялся.

Диагностика настроения.

Учитель: – Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте изменилось ли у вас настроение после нашего занятия. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».

Список литературы:

1.                  Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М. : Педагогика, 1990.

2.                  Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

3.                  Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

4.                  Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. –М.: Книголюб, 2006. -88с.

5.                  Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

6.                  Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

7.                  Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

Приложение №3.

Классный час в начальной школе на тему ” О девочках и мальчиках”

Цели:

1.                  Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;

2.                  Учить взаимопониманию, формировать соответствующее половое самосознание “Я мужчина”;

3.                   Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;

4.                  Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.

1. Организационный момент

“Из чего наш мир состоит, из дубка, что в поле стоит
Из высоких гор с сединой, и ещё, и ещё из тебя со мной
Из мальчиков и девочек, из книжек и затей,
А главное, а главное, из взрослых и детей”

2. Сообщение темы классного часа

Этими замечательными словами мы начинаем классный час. Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть и мальчиков и девочек, о том какие они в нашем классе.

Но, сначала – посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе доброта, спокойствие и радость.

3. “Разговор о мальчиках”

– Ребята, скажите, с кем у вас ассоциируются понятия сила, мужественность, решительность? Конечно с мужчинами – нашими защитниками!                                                                                   Перед вами картина, как она называется? («Богатыри» Васнецов)                                                                          Кто такие богатыри?                                                                                                                          Какими их изобразил художник?                                                                                                              Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство. Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?                                                                                                                                                    – — Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди – настоящие мужчины.                                                                                                                      Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется «Деловой человек»

Деловой человек.

Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:
Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.
Он делает зарядку и моется по грудь.
В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь.
Смотрит мама на сына! Аккуратно одет –
Настоящий мужчина – деловой человек.
Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.
Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси.
Хорош в любой работе, послушно всё ему,
А коль попросит кто- то, поможет он тому.
Смотрит мама на сына: Начинает свой век
Настоящий мужчина – деловой человек.

Богуславская Н.Е

– Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?                          – Как она относится к сыну? Что в нём ценит?

– А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?

(ответы девочек)

·                     Я, считаю, что мальчики должны быть умными и деловыми, как в этом стихотворении

·                     Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом.

·                     Мне нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке, не сядут за стол раньше девочки, поможет выйти из автобуса, надеть пальто

·                     А мне не нравятся грубияны, настоящий мальчик не должен грубить и обзываться. Мальчики должны быть вежливыми, особенно с девочками.

·                     Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками и защищали нас.

4. Итог “беседы о мальчиках”

На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить)

– Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки.-

– Важна сила для мальчика, но ведь мужчина –это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме”

Мужчина в доме.

Папа на аэродроме мне сказал:
– Четыре дня будешь ты мужчина в доме,
Остаёшься за меня.
Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт.
Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь:
– Бабушка, сказал я строго, –
Бегаешь через дорогу. Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход.
– Ухмыляешься некстати, – пальцем пригрозил я Кате, –
Вот что, старшая сестра, мой посуду будь добра.
– Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим, –
Газ на кухне выключай!

Я. Аким

– Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”?                                                – Кому он подражает?                                                                                                                                   – Мальчики, вы поняли – каким должен быть настоящий мужчина?                                                          – В каком возрасте нужно становится настоящим мужчиной? Что для этого надо делать?

Никогда не исчезнут с нашей земли настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого; люди сильные, смелые и благородные –настоящие рыцари!

Я, считаю, что наши мальчики это будущие рыцари, они воспитаны, сильны, умны, уважают девочек и женщин. Девочки – вручите ребятам ордена – будущих рыцарей.

Вручение орденов “Будущего рыцаря”

5. Беседа “О девочках”

– Ну, а теперь, поговорим о прекрасном. Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня. У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений посвящено девочкам, девушкам, женщинам. Женщина – это всегда что-то прекрасное и загадочное.

– Посмотрите, ребята, какими художники изображают на своих полотнах женщин.(репродукции картин)

(Нежными, милыми, добрыми, красивыми)

– Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?

(ответы мальчиков)

·                     В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску.

·                     Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков.

·                     Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.

·                     Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.

·                     Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.

·                     Мне нравятся девочки, похожие на принцесс. Когда рядом со мной такая девочка- то мне хочется походить на принца.

(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность)

– Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. Все наши девочки похожи на принцесс, они достойны, получить орден “Маленькой принцессы”

Вручение орденов девочкам.

– Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия –быть… Угадали?

Быть мамой!
С первых дней с тобою мама,
Рук её тепло.
Если мама с нами рядом
Нас не тронет зло.
Мир души её высокой,
Ласка и игра.
Помни мамины уроки – мира и добра!

– Мальчики получили домашнее задание – нарисовать цветок, с которым они ассоциируют одноклассницу и постараться объяснить, почему именно с этим цветком схожа девочка.

(Мальчики выходят и вручают картинку-цветок девочке)

Например:

Вика похожа на цветок “Анютины глазки”. Она такая же яркая и у неё озорные и весёлые глаза. В тоже время она скромная девочка.

Алена, ты похожа на ромашку – очень нежная, скромная, застенчивая. Так же, как и ромашка, радуешь взгляд.

Катя, как фиалка. Задумчивая, скромная, невысокая, красивая и умная.

А Маша, как мне кажется, схожа с сиренью. Такая же яркая, с хорошим вкусом, воспитанная, благородная.

Нелла – похожа на мак. Она кокетка и любит выделяться из всех девчонок чем-нибудь.

Катя мне напоминает цветок – орхидею. Эта девочка – загадка. Она может быть и весёлой, озорной, а иногда сидит и ни к кому не подходит, думает о чём-то своём.

Наташа это пион. Она яркая, пышная, немного деловая. Любит руководить, что бы все ей подчинялся. Эта девочка – как королева!

Арина похожа на подсолнух. Она высокая, светлая. От неё все исходит доброта и тепло, как от солнышка.

Таня схожа с розочкой. Эта девочка красивая, изысканная, иногда не много горделивая.

Даша мне напоминает ландыш – беленькая, скромная, застенчивая, романтичная.

Вероника похожа на колокольчик. У неё звонкий голос, она весёлая и энергичная.

Наташа как нарцисс. Она такая же изысканная, утончённая, аккуратная и красивая.

Даша похожа на хризантему, потому что она красивая, умная и бывает строгая, с характером.

Настя это василёк. Скромная, весёлая и симпатичная.

– Какой прекрасный букет у нас получился. Мне очень хочется пожелать вам счастья, радости. Пусть на ваших лицах всегда сияют улыбки!

6 Итог занятия.

– Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. Много есть разных и похожих черт характера у мужчин и женщин. Самое главное это уметь уважать друг друга и ладить между собой.

Вам предстоит учиться вместе много лет, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения всем будет уютно и хорошо в классе. Закончим наш классный час прекрасной песней о дружбе. ( исполняется песня “Ты, да я, да мы с тобой”)

Литература:

1.                  Богданова О.С., Петрова В.И. “Методика воспитательной работы в начальных классах” Москва 1980 год

2.                  Романюта В.Н. “Ты и твои друзья” Учим детей общаться Москва 2002 год

 

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности

Библиографическое описание:

Кенжаев, Ш. Х. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности / Ш. Х. Кенжаев, А. Ж. Душаев, Х. Т. Суванкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 731-733. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6956/ (дата обращения: 15.10.2022).

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах. В свое время Ницше считал, что: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю», «мораль — это важничанье человека перед природой» [7, с.289]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [6, с. 191–192].

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [4, с.345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [4, с.558]

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [9, с. 120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с.170]. Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1, с.352]. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2, с.102].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5, с.198].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В учебной деятельности развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

В заключение следует сказать, что необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Литература:

1.      Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

2.      Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.

3.      Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.

4.      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.

5.      Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.

6.      Краткий словарь по философии -М: 1982.

7.      Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

8.      Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.

9.      Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, добро, зло, поступок, ребенок, учебный процесс.

Важность нравственного воспитания обсуждается автором задания

Образование имеет первостепенное значение в жизни каждого человека. Образование часто рассматривается как единственный ключ к светлому и комфортному будущему для любого ребенка. По мнению многих экспертов, образование можно определить как процесс, посредством которого облегчается обучение. Его также можно определить как процесс приобретения различных навыков, знаний, привычек, ценностей и убеждений в отношении самых разных тем. С другой стороны, нравственное воспитание можно определить как тип обучения, направленный на развитие детей, которые будут хорошими, нравственными, воспитанными, гражданскими, неагрессивными, воспитанными, критически настроенными, здоровыми, успешными, уступчивыми, традиционалистскими и социально ориентированными. приемлемые качества. Нравственное воспитание – одна из старейших областей обучения, которая включает в себя ряд тем, таких как обучение жизненным навыкам, санитарное просвещение, обучение предотвращению насилия, этическое мышление, когнитивное развитие и многие другие темы. Есть много преимуществ или причин, по которым важно нравственное воспитание.

Как уже упоминалось выше, нравственное воспитание можно определить как форму обучения, которая помогает в развитии детей, которых можно считать хорошими, воспитанными, гражданскими, нравственными, неагрессивными, послушными, критически настроенными, здоровыми, уступчивыми, традиционными и социально приемлемым. Есть также много экспертов, которые считают, что нравственное воспитание — это общий термин, используемый для обозначения различных типов понятий, таких как эмоциональное обучение, социальное обучение, эффективное когнитивное развитие, моральное мышление, санитарное просвещение, обучение жизненным навыкам, критическое мышление, предотвращение насилия, конфликты. разрешение, этическое обоснование и посредничество.

Ранее религиозное образование и разъяснение ценностей также считались важной частью нравственного воспитания. Однако многие учебные заведения, расположенные по всему миру, отказались от этих частей. В большинстве случаев нравственное воспитание — это то, чему обучают учащихся в возрасте от трех до пятнадцати лет. Считается, что привитие таких навыков детям в этом возрасте в обогащающей и профессиональной среде школы может быть очень полезным. Однако в наши дни существует множество программ нравственного воспитания, которые разрабатываются специально для взрослых или подростков. Есть даже много предприятий, организаций и компаний, которые проводят занятия по нравственному воспитанию и обучающие программы для сотрудников, работающих в организации. Это должно повысить трудовой настрой среди сотрудников организации или компании.

Существует также множество подходов, которые используются преподавателем при преподавании таких программ. Один из наиболее распространенных подходов заключается в том, что составляется определенный список желаемых черт, ценностей или характеристик, а затем выстраиваются действия в рамках курса или занятия по нравственному воспитанию с учетом этих желательных черт, ценностей и характеристик. Также весьма интересно отметить, что нравственное воспитание известно под разными названиями во многих странах и странах. Однако наиболее распространенными названиями этих типов программ или занятий являются нравственное воспитание и воспитание характера.

Краткая история нравственного воспитания

Как уже упоминалось выше, нравственное воспитание является очень старой областью изучения, которой обучают студентов уже сотни лет. Из-за этого можно довольно легко резюмировать, что область нравственного воспитания, безусловно, имеет очень глубокую и интересную историю. По мнению многих экспертов, нравственное воспитание интересовало людей даже тогда, когда формального образования не существовало.

В то время даже было предпринято много попыток понять необходимые или желательные черты или характеристики, которыми индивидуум должен или не должен обладать. Этот набор желательных черт, очевидно, претерпел определенные изменения за десятилетия, но суть осталась в некоторой степени неизменной. По мнению некоторых ранних философов, природа человека должна быть спокойной и тихой. Эти философы считали, что человек должен находиться в постоянном состоянии гармонии с природой. Затем пришли ранние греческие философы, которые считали, что для того, чтобы человек был счастлив, он или она должны обладать определенными видами добродетелей.

Согласно Платону, чтобы человек был добродетельным, он должен понимать различные вещи, которые могут принести пользу не только ему самому, но и окружающим его людям. Также весьма интересно отметить, что в колониальный период само образование имело религиозное и моральное качество. И из-за этого мало внимания уделялось важности нравственного воспитания. Однако, когда акцент в образовании сместился, чтобы уступить место науке, акцент на нравственном воспитании усилился.

Преимущества нравственного воспитания

Нравственное воспитание в наши дни считается необходимостью. Есть также немало специалистов, считающих, что нравственное воспитание ребенка должно начинаться не в четырех стенах школы, а в условиях домашнего уюта. Это просто из-за того, что есть много преимуществ нравственного воспитания. И некоторые из наиболее важных преимуществ нравственного воспитания упомянуты ниже.

  1. Обучение сотрудничеству

Сотрудничество – это один из тех навыков, которые нужны не только ребенку в повседневной жизни, но и являются навыком, от которого зависит все будущее человечества. В жизни человека наступят разные моменты, когда ему или ей потребуется сотрудничество. А нравственное воспитание гарантирует, что учащиеся смогут усвоить этот навык очень рано.

  1. Демонстрация ответственности

У детей часто не так много обязанностей, как у взрослых. И если человек хочет, чтобы его ребенок вырос ответственным взрослым, то нравственное воспитание может помочь в решении этой задачи. Нравственное воспитание учит студентов брать на себя небольшие обязанности, чтобы они могли развить этот важный навык.

  1. Обучение самостоятельной работе

Для человека важно научиться работать в группах. Тем не менее, нужно также научиться работать в одиночку, и бывает трудно убедить ребенка делать это, поскольку в это время у него могут быть сильные социальные потребности. Вот почему нравственное воспитание может гарантировать, что учащиеся учатся работать самостоятельно, не изолируя их от группы других учащихся.

  1. Учимся ориентироваться на практичность

Нравственное воспитание – это область, которая постоянно направлена ​​на то, чтобы просить учащихся практиковать полученные навыки в реальном мире. Это посылает студентам отличный сигнал, который можно также применить к другим областям, которые они могут решить использовать в своей академической карьере.

  1. Обучение принятию решений

Еще одним важным преимуществом изучения нравственного воспитания является то, что оно дает возможность делать ошибки и учиться на них. Это отличное упражнение, которое дает детям возможность принимать четкие и правильные решения в будущем.

Заключение:

Нравственное воспитание можно определить как тип обучения, благодаря которому дети вырастают хорошими, гражданскими, воспитанными, здоровыми, неагрессивными, успешными, послушными и социально приемлемыми. Нравственное воспитание — очень старая область, которая считается столь же старой, как и само образование. Интерес к нравственному воспитанию существовал еще до появления ранних греческих мыслителей. Однако акцент на конкретно нравственном воспитании не начинался до тех пор, пока не поднялся акцент на науке и технике. Есть много причин, по которым важно нравственное воспитание. И некоторые из этих причин — научиться принимать решения, быть внимательным и проявлять ответственность.

Определение нравственного воспитания

Как на самом деле может выглядеть нравственное воспитание, достойное этого названия? Хотя мы не можем ответить на все вопросы или рассмотреть все аспекты дебатов о нравственном воспитании, мы можем выделить некоторые ключевые особенности нравственного воспитания в наше время и в нашем месте. То, что следует далее, отражает наши собственные разговоры и разногласия и раскрывает как общую позицию, которую мы заняли, так и различные обязательства, которые мы продолжаем привносить в дебаты о нравственном воспитании.

Вопрос не в том, должны ли колледжи и университеты заниматься нравственным воспитанием, а в том, как это сделать. Нравственное (или, возможно, аморальное) воспитание происходит постоянно, хотя и не всегда сознательно. Аристотель уловил это понимание, когда утверждал, что каждое объединение имеет моральную цель, иерархию ценностей, которая культивируется посредством его повседневных норм и практик. У колледжей и университетов тоже есть такие моральные цели и задачи, выраженные не только в заявлениях о миссии и учебных программах, но также, и часто в большей степени, в скрытых учебных планах повседневной жизни университетского городка. Чем больше эти обязательства остаются невысказанными, тем меньше они могут подвергаться тщательному анализу и тем больше мы остаемся в неведении о целях, которые оживляют наши действия и жизнь.

Таким образом, одна из задач нравственного воспитания в современном колледже или университете состоит в том, чтобы сформулировать и тщательно изучить моральные цели нашего совместного предприятия. Поиск истины, готовность глубоко задуматься об альтернативных позициях и аргументах, поддаться влиянию доказательств и аргументов, признать наш интеллектуальный долг перед другими и судить о других по качеству их работы, а не по их семейному происхождению, цвету кожи или политическая принадлежность: это лишь некоторые из моральных обязательств, занимающих центральное место в академической жизни, которые нам необходимо сформулировать и изучить. Другие моральные цели и обязательства могут быть специфическими для конкретных институтов. Но задача критической саморефлексии и оценки остается той же, равно как и важность того, чтобы учащиеся воспринимали высшее образование как предприятие, приверженное высоким идеалам и вдумчиво преследуемое.

Это говорит о более глубоком аспекте морального суждения. Сегодня студенты (и преподаватели) часто восклицают: «Кто я такой, чтобы судить?». Но, конечно, это тоже моральное суждение. Мы все время выносим нормативные суждения, поэтому вопрос снова не в том, выносить ли их, а в том, на каком основании или основаниях мы это делаем. Если мы не можем предложить таких оснований, то, возможно, мы выносим суждения или действуем таким образом, который противоречит нашим самым основным моральным обязательствам и целям. Таким образом, вторая задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы бросить вызов уклонениям от морали, будь то в классе или на улице, и научить практической мудрости, которая позволяет нам различать и исследовать основания наших суждений.

Важно признать, что споры и дебаты играют ключевую роль в выполнении обеих задач, которые мы уже обрисовали в общих чертах. Критики нравственного воспитания утверждают, что этика не может занимать центральное место в миссии университета, поскольку для этого потребуется существенный моральный консенсус, который противоречит критическому исследованию и академической свободе. Тем не менее, те же самые критики признают, что университеты стремятся к интеллектуальному совершенству, не решая заранее, какая из конкурирующих точек зрения на такое превосходство является правильной, а путем постоянных споров о том, что является истинным, правильным и убедительным, включая споры о том, какими должны быть стандарты для хорошей интеллектуальной работы. . Точно так же споры об этике и по поводу этики, а также об этических идеалах и нормах, которым мы должны учить и продвигать, не враждебны, а на самом деле помогают формировать стремление к нравственному воспитанию.

В самом деле, споры о том, что правильно, справедливо и справедливо, являются одним из центральных способов, которыми люди «соблюдают этику». Это проявляется во всех культурах и религиях, от традиций этического спора, выраженных в Талмуде, у исламских улемов или в общем праве, а также в фундаментальных моральных противостояниях, таких как противостояние между Сократом и Фрасимахом в Платоновской республике года. Мы внедряем новые формы этой традиции, когда приглашаем студентов участвовать в дебатах и ​​спорах, прося их, например, выступить за или против прав человека, исследований стволовых клеток или Международного уголовного суда, или оценить различные интерпретации Антигоны, или взвесить альтернативные подходы к образовательной политике.

Но строгости и аргументации недостаточно. Этика не может быть сведена к аналитическому аргументу, но должна быть внимательной к более широкому разнообразию и сложности нравственной жизни. Одна только аргументация не отражает моральных прозрений великой литературы и не дает уроков, содержащихся в таких произведениях, как « Эйхман в Иерусалиме» Ханны Арендт. Арендт утверждает, что Эйхман был легкомыслен; что он не может поставить себя на место другого человека. Чего не хватало Эйхману, так это морального воображения, которое, с точки зрения Арендт, требует способности и желания пойти в гости к другому. Вы не съезжаетесь с ними, не стоите на их месте, а рядом с ними. Выдающееся положение Золотого правила во многих моральных и религиозных традициях указывает на центральное место моральной взаимности и требуемых для этого качеств любопытства, сострадания и воображения. Воспитание богатого нравственного воображения — третья задача нравственного воспитания.

Но этика — это больше, чем набор вопросов для обсуждения или даже набор воображаемых точек зрения. Серьезное отношение к этике требует, чтобы мы не только участвовали в этической критике и дебатах, но и выносили моральные суждения, занимали определенную позицию. Если развитие способности к этическим обязательствам является четвертой задачей нравственного воспитания, то нам нужно сосредоточиться на взаимодействии принципов и действий как для наших учеников, так и для нас самих. Но что представляет собой моральное обязательство? Великие учителя нравственности обычно настаивали на определенных истинах нравственной жизни. Сократ, например, утверждал, что лучше терпеть несправедливость, чем совершать ее, что добродетель — это знание, и что то, что ты делаешь другим, ты делаешь себе. Но справедливость, знание и истина не функционировали как «молчаливые слова», потому что он также был готов признать, что истины, за которые он был готов умереть, могут оказаться ошибочными в следующем диалогическом столкновении; что он мог упустить что-то в мире или аргумент, который заставит его изменить то, во что он пришел с такой убежденностью. Сократ является ценным примером, потому что он показал, что значит сочетать способность быть самокритичным с готовностью подтверждать моральные обязательства и отстаивать их. Именно преодолевая это напряжение, мы можем сделать все возможное как преподаватели этики.

Как эти четыре задачи влияют на то, как мы должны сегодня преподавать этику в колледжах и университетах? Мы приветствуем педагогический плюрализм, который характеризует возвращение к этике, и видим ценную роль различных учебных и внеучебных подходов, от интерпретации канонических текстов и популярной культуры до тематических исследований, обучения служению и кодексов чести, управляемых студентами. Признание роли этического размышления, размышлений, воображения и практики является одновременно ключевым современным пониманием и долгожданным возрождением культур и традиций этической аргументации, таких как те, что выражены в Талмуде.

Множественность подходов, однако, не означает, что любая педагогическая техника так же хороша, как и любая другая, в достижении каждой из целей нравственного воспитания. Разные педагогики имеют свои сильные и характерные слабые стороны. Возьмем, к примеру, обычный курс «Введение в моральную философию». У этого есть большое преимущество предоставления студентам систематических рамок для оценки моральных суждений. Но его сосредоточенность на критике может вызвать у студентов головокружительное и потенциально деморализующее ощущение, что не существует защищаемых моральных позиций или что этика имеет отношение к каноническим дебатам, а не к их собственной жизни. И наоборот, метод тематического исследования или обычный курс обучения служению познакомит студентов с множеством важных практических моральных вопросов и дилемм, от вопросов личной мотивации и добродетели до вопросов организационной этики, политики и политики. Однако слишком часто такие курсы заставляют студентов барахтаться в бесцельном обмене личными мнениями, не давая им способов организовать и оценить свои суждения. Нужны комплексные подходы, сочетающие теорию и практику, воображение и обоснование.

Мы также считаем, что нравственное воспитание — будь то в классе философии, в зале слушаний по судебным делам или в классе обучения социологии — должно быть диалогическим, под которым мы подразумеваем, что между учениками и учителями должна быть определенная степень взаимности. , чувство общей уязвимости в стремлении к этической жизни. Это не означает, что каждая точка зрения имеет право на равное внимание: студенты должны приводить аргументы, предлагать доказательства, показывать, что они слушают других и внимательно читают тексты. Но без такой взаимности предприятие нравственного воспитания лишено силы и серьезности. Центральное место диалога в нравственном воспитании в демократиях признает степень, в которой этическая жизнь обязательно является коллективной, и усиливает моральное воображение, позволяя ученику и учителю одинаково видеть мир с точки зрения друг друга.

Этот акцент на использовании диалогического, а не дидактического подхода к нравственному воспитанию не означает, что университеты или отдельные преподаватели не могут исповедовать моральные обязательства. Сложный вопрос о том, должны ли преподаватели этики раскрывать студентам свои моральные обязательства или занимать нейтральную позицию в вопросах морали, кажется нам неправильно поставленным. Во-первых, подлинная моральная нейтральность чертовски труднодостижима и контрпродуктивна для нравственного воспитания: что, в конце концов, ученики могут узнать о моральных установках от того, кто утверждает, что для целей класса он или она не имеет их? ? В то же время общее ожидание того, что кто-то признает свои моральные обязательства, вряд ли более привлекательно (во-первых, оно, скорее всего, упустит те самые глубокие убеждения, которые нелегко сформулировать, поскольку большинство из нас остаются в той или иной степени загадками для самих себя). ). Вопрос представляется нам в первую очередь педагогическим: что создает атмосферу в классе, в которой учащиеся поощряются к глубоким размышлениям, постановке трудных вопросов и решительному несогласию с учителем и однокурсниками? Мы подозреваем, что уважение и скромность, юмор и дружба, любопытство и сотрудничество играют ключевую роль в создании такого класса.

Это подводит нас, наконец, к вопросу о том, что делает человека хорошим учителем этики. Здесь мы склонны полагать, что существует важная взаимосвязь между тем, кто мы есть, чему мы учим и как мы этому учим. Другими словами, и характер учителя, и перформативные измерения его или ее обучения являются центральными, а не маргинальными аспектами нравственного воспитания. У всех нас есть коллеги, которые преподают так, что это подрывает аргументы, которые они выдвигают, как, например, когда учитель демократического образования преподает совершенно авторитарно. Но в отличие от шутки Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, мы подозреваем, что среди учителей этики нет какой-то единой модели совершенства, а скорее набор черт, которые хорошие учителя этики проявляют в разной степени. Однако мы не уверены, можно ли этим чертам научить в качестве педагогической практики, или же они принципиально идиосинкразичны. Но эти вопросы, какими бы сложными они ни были, должны оставаться центральными в любых дебатах о нравственном воспитании.

В конце концов, ценность сегодняшнего возвращения к этике будет зависеть от того, поможет ли оно выявить важные вопросы и возможности, которые иначе игнорировались или оставались непризнанными. В этом отношении он, по-видимому, имел некоторый успех, поскольку помог нам лучше понять, как происходит нравственное обучение и обучение, и возродил извечный вопрос о том, каковы должны быть цели нравственного воспитания, да и всего образования.

E M C I: Нравственное воспитание в преподавании и обучении

Лекция 5

Воспитание характера: обучение уважению и ответственности

Введение:

    К добродетелям можно относиться с педагогической точки зрения так же, как к любому другому содержанию. То есть есть учебные, методические, управленческие и различные другие решения, которые нужно принять, если кто-то хочет учить добродетелям. Один из разница в обучении добродетелям заключается в том, что им лучше всего обучать через моделирование. В оставшейся части этой лекции мы попытаемся обрисовать эффективные методы моделировать и давать прямые наставления в двух добродетелях — уважении и ответственность. Уважение определяется как проявление уважения к ценность кого-либо или чего-либо. Это сдерживающая сторона морали; это удерживает нас от причинения вреда тому, что мы должны ценить. Ответственность является активной стороной нравственности и включает в себя: заботу о себе и другие, и в целом, построение лучшего мира.

Комплексный подход к воспитанию характера :

    Как упоминалось во введении, воспитание характера требует моделирование, а также прямое наставление в добродетелях. Чтобы выполнить с этой целью и эффективно учить уважению и ответственности, должны применяться как общеклассные, так и общешкольные стратегии. Первый класс а затем будут рассмотрены общешкольные стратегии.

Наверх

Разработка Общеклассные стратегии обучения уважению и ответственности:

    В пределах в классе, комплексный подход к воспитанию характера к уважению и ответственности призывает учителя действовать сразу по нескольким направлениям.
(1) Первый шаг — стать опекуном, образцом и наставником. Учителя должен относиться к ученикам с любовью и уважением. Они должны сами подавать хороший пример. Кроме того, они должны наставлять, поддерживая просоциальное поведение и корректируя вредные действия.
(2) Учителя могут создать моральное сообщество, помогая учащимся узнать друг друга, уважать и заботиться друг о друге и чувствовать, что они являются ценной частью группа.
(3) Моральная дисциплина – еще один аспект роли учителя. Учителя может способствовать моральному мышлению, самоконтролю и общему уважению к другим путем создания и применения правил.
(4) Создание демократичной атмосферы в классе может быть достигнуто путем вовлечения учащиеся в принятии решений и разделении ответственности за создание класса хорошее место для жизни и работы. (5) Наконец, учителя могут преподавать ценности как напрямую, и косвенно через учебную программу. То есть они могут использовать академические предметы в качестве средства для изучения этических вопросов, а также для непосредственного обучения тому, что добродетели уважения и ответственности означают.

    Уведомление что четыре из пяти аспектов роли учителя включают моделирование. Это еще раз подчеркивает важность найма людей. хороших моральных качеств, которые знают, что такое уважение и ответственность есть, имеют сильную склонность проявлять активность в проявлении уважения и ответственности и обычно проявляют эти характеристики.

Разработка общешкольные стратегии обучения уважению и ответственности:

    Для всего класса стратегии развития уважения и ответственности тщательно нанятый заботливым учителем, может быть очень эффективным в воспитание уважения и ответственности. Максимальная эффективность в развитии этих добродетелей происходит, когда общеклассовые стратегии связаны и согласованы с общешкольными стратегиями. Есть по крайней мере шесть конкретных общешкольных стратегий воспитания уважения и ответственности что мы рассмотрим.

    Точно так же, как учитель должен руководить классом, директор или директор должен обеспечить руководство школой. Это выполнено сформулировав четкое видение школьных целей, убедившись, что весь школьный персонал знает цели, делится ими и моделирует их. Принципал или директор также является ключевым связующим звеном с сообществом при наборе поддержка родителей и участие в жизни школы. Наконец, школа лидеры должны моделировать добродетели в своих взаимодействиях.

Наверх

    Эффективная школьная дисциплина создается путем четкого определения правил и их последовательное и справедливое соблюдение. Проблемы с дисциплиной дать возможность для морального роста. Конечно, обеспечение что школьные правила и ценности поддерживаются во всех школьных средах и что оскорбительное поведение недопустимо, где бы оно ни происходило, главное.

    Чувство общности воспитывается путем поощрения членов школе проявлять заботу друг о друге, создавая возможности для учащиеся знакомятся друг с другом и со школьным персоналом вне школы, и вовлекая как можно больше студентов и сотрудников во внеклассные виды деятельности. Поддерживая хорошее спортивное поведение, используя школьные собрания, и чтобы каждый класс вносил свой вклад в большую жизнь сообщество – это другие способы, с помощью которых школы могут способствовать развитию сообщества.

    Включение учащихся в школьное самоуправление может способствовать развитию гражданственности развитие и совместная ответственность за школу. Использование инструментов такие как студенческие советы, чтобы обеспечить систематический голос в школе управление для студентов может служить убедительным свидетельством потенциала может иметь влияние личное участие.

    Формирование нравственного сообщества среди взрослых в школе завершено. путем предоставления времени школьному персоналу для совместной работы. Кроме того, школьный персонал должен быть вовлечен в совместную работу по созданию решения, которые напрямую влияют на их работу.

    Наконец, школы могут способствовать развитию уважения и ответственности выделив его как область значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *