Разное

Воспитание младших школьников в учении: 4.6. Воспитание младшего школьника

4.6. Воспитание младшего школьника

Младший школьник, обретающий в этом возрасте рефлексию и способность планировать свою деятельность, воспитывается уже не только через разговоры и примеры со стороны взрослых, но и в рамках разных видов собственной активности, которая становится систематической, предметной и целенаправленной. Основные виды деятельности, оказывающие воспитательное влияние на младших школьников, – учение, игра, общение и труд.

Учение является мощным средством воспитания в силу того, что оно предполагает общение и взаимодействие ребенка с учителем и товарищами, личности которых оказывают воздействие на личность ученика. Следовательно, в учебной деятельности происходит не только научение, но и воспитание. В процессе учения приобретаются не только знания, умения и навыки, но и происходят формирование и закрепление определенных качеств личности, склонностей, способностей, интересов, потребностей, черт характера.

В начальный период учения основное содержание воспитательной работы связано с формированием у ребенка потребности в знаниях, познавательных интересов, желания познать истину, стремления к непрерывному самообразованию и саморазвитию.

Фундамент этих качеств закладывается еще до школы на основе естественной любознательности детей, которую надо всячески поддерживать и развивать. Необходимо обстоятельно, доступно и честно отвечать на вопросы, интересующие ребенка, и учить его самому находить на них ответы. В течение младшего школьного возраста учебная мотивация образует единство двух базовых потребностей: потребности в знаниях и потребности в достижении успехов. Школьники начинают осознавать жизненное значение этих потребностей и динамику их функционирования. В частности, они начинают различать способности и прилагаемые усилия и понимать, что их успехи больше зависят от старания.

Собственно успехи школьников оценивает прежде всего учитель, и именно его точка зрения является определяющим фактором осознания детьми младшего школьного возраста своих личностных качеств. Школьники 3-4-го классов способны различать, когда оценки заслужены и когда они не соответствуют реальным успехам. Установлено, например, что чем легче задача, за успешное решение которой ученик удостаивается похвалы учителя, тем с большим основанием он считает, что учитель низко оценивает его способности.

И наоборот, чем труднее задача, неудача в решении которой вызовет порицание учителя, тем скорее учащийся сделает вывод о высокой оценке педагогом его способностей. Иными словами, ученик понимает, что дефицит способностей может быть компенсирован стараниями и что при наличии высокоразвитых способностей можно приложить не очень много усилий. Следующим шагом в понимании сущности усилий и способностей является вывод ученика о том, что оценивать и хвалить людей надо не столько за способности, сколько за прилагаемые усилия. Осознание этого факта становится сильным стимулом для самосовершенствования и мощной мотивационной основой самовоспитания.

Если неудача приписывается тому факту, что учащийся не приложил необходимых усилий к решению задачи, она вызывает существенно меньшее огорчение, поскольку не заставляет ребенка сомневаться в своих способностях. Это характерно для тех детей, у которых доминирует именно мотивация достижения успехов. В частности, исследования показали, что удовлетворенность успехами у таких детей тем больше, чем больше усилий они приложили для их достижения.

Правильное воспитание стремления к достижению успеха зависит от стиля общения детей с воспитывающими их взрослыми (как родителями, так и учителями), от характера их взаимоотношений, складывающихся в ситуациях, где возможно достижение успеха в какой-то деятельности. Было показано, что мотивация избегания неудач чаще формируется у детей, чьи родители отличаются следующими особенностями: во-первых, их больше волнует, соответствует ли их ребенок социальным нормам, не хуже ли его успехи по сравнению с успехами сверстников, нежели прогресс ребенка относительно самого себя и соответствие достигаемых им результатов прилагаемым усилиям. Во-вторых, родители таких детей меньше считаются с их желаниями, устанавливают за ними жесткий контроль, реже побуждают детей к самостоятельной работе, оказывают им помощь не в форме советов, а путем вмешательства в их деятельность и навязывания своего мнения. В-третьих, эти родители часто жалуются на отсутствие у детей способностей, упрекают их за недостаточное старание, а достигнутые успехи объясняют в основном легкостью выполняемых заданий, очень редко хвалят своих детей за достижения, а их неудачами часто недовольны.

Игра у младших школьников также служит средством формирования и развития многих полезных личностных качеств, которые пока не могут складываться у них в более «серьезных» видах деятельности. В этом отношении игру младших школьников можно считать подготовительным этапом развития и переходным моментом к включению ребенка в более эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности – учение, общение и труд. Игра для младших школьников, как и для дошкольников, служит средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развития его мотивационной сферы. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка.

Переход от игровой деятельности к трудовой в этом возрасте трудно различим, так как один вид деятельности может незаметно перейти в другой, например игра-конструирование – в создание реальных полезных предметов, т. е. в труд. Если воспитатель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка не проявляются требуемые полезные качества личности, в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться.

Так, лидерские и организаторские качества ребенок начинает проявлять прежде всего в коллективных сюжетно-ролевых играх, добиваясь получения более значимых и насыщенных действиями ролей. Если этого не происходит, то начинать формирование у него этих качеств в более зрелых видах деятельности очень трудно. И напротив, если ребенок обнаруживает в учении, общении и труде важные качества личности, то их обязательно нужно задействовать в играх, создавая новые, более сложные игровые ситуации, продвигающие его развитие вперед.

Сами игры младших школьников по сравнению с играми дошкольников приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Их содержание обогащается за счет приобретаемого детьми индивидуального опыта. В играх все больше используются приобретаемые школьниками знания, особенно из области естественных наук и занятий трудом в школе. И индивидуальные, и групповые игры все более интеллектуализируются. В этом возрасте важно, чтобы ребенок был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими.

Элементы игры вносятся и в учение, особенно в первом классе.

Общение младших школьников также выходит на новый уровень по сравнению с дошкольным детством и несет в себе мощный воспитательный потенциал. С поступлением ребенка в школу отношения с окружающими людьми существенным образом меняются. Прежде всего значительно увеличивается время, отводимое на общение: школьник большую часть дня проводит в контакте с другими людьми. Изменяется содержание общения, в него включаются темы, не связанные с игрой, выделяется особое деловое общение как со взрослыми, так и со сверстниками. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляют к нему больший интерес, чем к сверстникам, так как авторитет учителя является для них высшим. Но к концу начальной школы авторитет и значимость фигуры учителя уже не столь непререкаемы, у детей растет интерес к общению со сверстниками, который далее, в подростковом и старшем школьном возрасте, усиливается. Наряду с этими внешними изменениями характера общения оно перестраивается и внутренне, меняются его темы и мотивы.

Если в первом-втором классах предпочтение детей при выборе среди своих товарищей партнеров по общению определялось в основном оценками учителя, то к третьему-четвертому классам ученики уже способны самостоятельно оценить личностные качества и формы поведения партнеров по общению.

Появление у ребенка оценок, не зависящих от мнения учителя, означает, что у него складывается своя внутренняя позиция– осознанное отношение к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется достаточно устойчивая система нравственных норм, которым он старается следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств и точки зрения на это окружающих взрослых. Швейцарский психолог Ж. Пиаже установил, что в течение младшего школьного возраста дети благодаря постоянному широкому общению переходят в своих представлениях о нравственности от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Нравственный реализм в понимании Ж. Пиаже – это твердое и категоричное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории – хорошее и плохое – и не усматривающее полутонов в нравственных оценках. Такая точка зрения отражается в первую очередь в тех образцах литературы, кинематографа и прочих видов искусства, на которых воспитывается ребенок-дошкольник: в детских сказках, фильмах, книгах практически все персонажи четко делятся на положительных и отрицательных, причем отрицательные герои почти не имеют привлекательных черт ни во внешности, ни в поведении, если только не притворяются положительными. Все поступки главного положительного героя обычно не вызывают осуждения, и, даже если они входят в противоречие с общепринятыми нравственными нормами, это объясняется чаще всего просто их незнанием. В реальной жизни такого однозначного деления на добро и зло, положительное и отрицательное провести невозможно.

К концу младшего школьного возраста у ребенка впервые проявляется нравственный релятивизм, основанный на убеждении в том, что каждый имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе, у каждого есть достоинства и недостатки, причем одно и то же качество может в конкретных ситуациях оказаться как тем, так и другим, и в каждом поступке человека можно увидеть нравственно оправданное и осуждаемое.

Этот подход сказывается и в том, какую литературу теперь предпочитают дети: их больше интересуют произведения, в которых герои идут по пути самовоспитания и самосовершенствования, совершают внутреннюю работу. Различия между позициями детей, находящихся на уровне нравственного реализма и нравственного релятивизма, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Труд для младших школьников по сравнению с дошкольным периодом переходит на качественно новый уровень. Какие-то элементарные, но постоянные обязанности по дому ребенок должен иметь уже с 4–5 лет. В домашнем труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Он нужен не только для того, чтобы ребенок помогал родителям по дому, но и для успешного учения. Основные виды труда, которые воспитывают и развивают ребенка как личность, – это оборудование и уборка дома, ведение домашнего хозяйства, участие вместе с родителями в решении финансовых вопросов, в приготовлении пищи, уход за растениями и животными и т.  п. В сельской местности это еще и сельскохозяйственные работы. Уход за собственным жильем развивает у ребенка чувство хозяина, формирует у него организованность, совершенствует его практическое мышление. У каждого ребенка в доме должно быть собственное место для учебных занятий, игр и отдыха, в оборудовании которого ему необходимо непосредственно участвовать.

Инициатива в организации всех этих действий вначале принадлежит взрослым, но по мере взросления ребенка должна переходить к нему самому. Младшие школьники могут выполнять свои трудовые обязанности вполне самостоятельно, только в случаях крайней необходимости обращаясь за помощью к взрослым. Это необходимое условие для развития у детей самостоятельности и трудолюбия, сенситивным периодом для чего и является младший школьный возраст. Трудолюбие возникает как следствие систематически повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрения за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость в достижении своей цели. Для развития трудолюбия благоприятной предпосылкой является еще и то, что учебная деятельность вначале представляет для младших школьников ощутимые трудности, которые приходится преодолевать. Поэтому взрослому необходимо использовать хорошо продуманную систему поощрений ребенка за успехи и больше поощрять те достижения, которые оказались для ребенка трудными и больше зависели от приложенных им усилий, чем от способностей. Необходимо также, чтобы ребенок получал удовлетворение от труда, чтобы труд удовлетворял важные для него потребности.

Самостоятельность у младшего школьника воспитывается лишь при том условии, что ребенку поручают самостоятельно выполнять какие-то важные дела и при этом доверяют ему. Необходимо приветствовать всякое проявление ребенком самостоятельности в делах независимо от того, достиг ли он фактического успеха при их выполнении. Наиболее широкие возможности для формирования самостоятельности предоставляют виды труда, связанные с самообслуживанием: приготовление пищи, ремонт одежды, изготовление и ремонт предметов домашнего обихода и личного пользования. Кроме того, участие детей в уборке жилища развивает у нихаккуратность ичистоплотность. Это не просто базовые психогигиенические навыки, но и основа экологического воспитания, формирования бережного отношения к природе.

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Рейтинг: 5 / 5

Пожалуйста, оцените Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5  

Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Ефимова Наталья Владимировна
 

Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках
тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика
В. А Сухомлинский

 
Младший школьный возраст принято считать от семи до одиннадцати лет. Этот возраст, который подходит для обучения в начальной школе и является самой вершиной детства. Легкомыслие, любопытство и наивность присутствуют у детей в этом возрасте. Пришло время обучаться в школе. Сам процесс перехода от дошкольного к школьному возрасту для детей, это переломный момент в жизни (кризис). Ведь поступление в школу вносит в жизнь ребенка очень важные и серьезные изменения.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые и постоянные обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с родителями, а также другими людьми.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. Теперь деятельность предъявляет ребенку новые требования по сравнению с игровой деятельностью, которая преобладала в детском саду. Дома к занятиям ребенка появляется уважительное отношение. Когда ребенок садится за выполнение домашних заданий, он понимает всю важность уроков. Ребенок теперь чувствует, что он занят важным делом. А родители создают все условия, чтобы ребёнок смог выполнить домашнее задание. Это совершенно другое, чем раньше занимался ребенок. Здесь и обнаруживается сложность в воспитании детей младшего школьного возраста.
Развитие личности школьника происходит под воздействием новых отношений с учителями и с одноклассниками, а также новых видов деятельности. В этот период представляется больше возможностей для формирования положительных черт личности и высоконравственных качеств. Доверчивость, послушность и внушаемость, огромный авторитет, который использует преподаватель, склонность к подражанию, создают благоприятные предпосылки для формирования личности.
Учитель – это главный человек в школе. Учитель выдвигает требования, которые необходимо делать школьникам. Отношения с воспитателями в детском саду и учителей с детьми младшего школьного возраста совершенно не похожи. Ребенок невольно испытывает страх, застенчивость перед учителем. Для ребенка он совершенно чужой, неизвестный человек. Здесь нет прежнего знакомого окружения. Не всегда легко им пройти период привыкания к школе, к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и трудно управляемые дети. Важно для ребёнка младшего школьного возраста расширение круга общения.
Основные задачи учителя – создать доброжелательную атмосферу в классе и завоевать доверие детей. При выполнении этих задач, ребята легко привыкают к новым требованиям и условиям.
Родители должны знать о ряде серьёзных трудностей у ребёнка в этот период. В первую очередь у детей появляется новый строгий распорядок жизни (рано вставать, внимательно слушать учителя, сидеть тихо на уроках и т.д.)
Восприятие младших школьников отличается своей неустойчивостью и неорганизованностью. Без всяких усилий их завлекает все новое и интересное.
Если принуждать школьника учить определенные понятия, из этого ничего не выйдет. Ребенок должен понимать, для чего это ему нужно, зачем необходимо это знать. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения. Очень большое значение в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста имеет память, наглядно-образного характера. Безошибочно запоминается  материал интересный, конкретный, яркий. Огромную роль в воспитании детей младшего школьного возраста имеют игры. Подтверждено, что детки проще запоминают нужные слова в трудовой деятельности либо в игровой форме. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Элементы игр полезны в преподавании, труде, воспитании и общении. Не случайно психологи и преподаватели рекомендуют проводить занятия с детьми младшего школьного возраста в начальных классах в виде обучающих дидактических игр.
Важно учесть, что учебная деятельность – это не только преподавание, но еще и воспитательная работа. Формирование у ребёнка потребности в знаниях, глубоких и широких познавательных интересах, потребности в постоянном саморазвитии и самообразовании – это главное в воспитательной работе, выполняемой в начальный период учения.
Конец младшего школьного возраста – это закрепление в психологии детей, что их успехи зависят от стараний. Они ощущают потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи.
Для детей младшего школьного возраста стимулом в запоминании может служить хорошая отметка и очень важно при изучении материала его осмысление. В классе встречаются такие ученики, которым для запоминания достаточно просто прочитать материал или послушать внимательно учителя (легко воспринимать материал и воспроизводить его через длительное время). Также встречаются дети, которые с легко запоминают новый материал и также скоро его забывают. Поэтому таким детям необходима установка на длительное запоминание. Есть и другие ученики, которые тяжело запоминают и быстро забывают материал. Причины: переутомление, плохое внимание и низкий уровень памяти. Необходимо развивать у таких ребят память.
В школу приходят дети с разным темпераментом, который так же имеет значение при учебно-воспитательном процессе. Поэтому каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее понимает услышанный материал и запоминает. Поэтому преподавателю важно это учитывать.
Индивидуальность ребенка проявляется в познавательной сфере. Школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный. Ребенок к школе должен быть готов психологически. Готовясь к школе родители возлагают на него больше нагрузки. Если ребёнок не готов, он переживает, что приводит к нарушению в развитии личности ребенка, появляются проблемы. Преподавателю нельзя говорить ребенку, что он хуже других. Необходимо научить ребенка непринужденно и свободно общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Вот несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста: ребенок должен чувствовать и знать, что близкие его любят за то, какой он есть, что они им гордятся. А также всегда говорить ему правду. Нельзя добиваться успеха силой – это ведёт к разрушению личности. Стоит признавать права на ошибки.
В этот период у ребенка появляется много вопросов. Нужно терпеливо и честно отвечать на его вопросы. Родителям следует знать, не стоит отдавать первоклассника в кружок и секцию, потому что это большая нагрузка, а школьная жизнь является стрессом. Лучше отдавать в кружки со второго или третьего класса, чтобы ребенок смог адаптироваться к новым условиям деятельности.
У ребенка концентрируется внимание на 15 мин. Поэтому необходимо делать перерывы на физическую зарядку, это займет немного времени всего на пару минут, то есть смена деятельности. Начиная с письменных уроков, чередуя с устными заданиями. Занятие проходит не больше часа. Зрительные нагрузки, компьютер или телевизор, не более одного часа.
Родителям должны прислушиваться к советам врачей. Нельзя забывать о здоровье школьника. У него должен быть удобный ранец, вес до 4 килограмм.  Нельзя упрекать и ругать ребёнка, он потеряет веру в себя, в свои возможности. Важно всячески поддерживать ребенка. Еще одна ошибка родителей в том, что они в присутствии своих детей начинают ругать школу и преподавателей. Нельзя детей сравнивать с более успешными одноклассниками – это может навредить психике ребенка. Ведь малышу необходимо вырасти самоуверенным и спокойным человеком. Для обучения школьнику нужен мотив.

  • Социальные мотивы: ребенок старается быть грамотным человеком, чтобы получить одобрение взрослых, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу, взаимопомощь, ответственность за поступки. Появляется мотив избегать неудачи. Плохая оценка влечет за собой недовольство учителя и наказание от родителей.
  • Познавательный мотив: получая знания, школьник должен стремиться не только их получить, но и самостоятельно найти другие способы приобретения знаний. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.
  • Внешние мотивы: Для ребенка главное не учеба, а награда за хорошую учебу. Поэтому они стараются учиться хорошо, чтобы получить похвалу от учителя. Получая оценки, у ребенка проявляется самооценка. Завышенная она бывает у отличников и хорошистов, ребята считают себя лучше остальных детей. Заниженная, у двоечников и троечников. Такие дети не уверены в себе – это ведёт к искажению личностного развития. Учителям должен каждому по мере возможности уделять внимание.

Главная ошибка учителей: они не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. У школьника должна появиться мотивация. Есть очень активные дети, страдающие синдромом дефицита внимания, поэтому они не могут сосредоточиться, что мешает учебному процессу. Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках. В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и нравственных норм, поведения. В младшем школьном возрасте дети очень импульсивные, они делают и говорят, не обдумав.
В этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень нужно, чтобы находить общий язык с людьми. Переход ребёнка с дошкольного возраста в школьный играет главную роль. Это переход к новому обучению, который требует новых условий: большого внимания к развитию мышления, восприятию, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и его необходимо в этом поддерживать.
Главная цель родителей и учителей – учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Этому помогут различные задания, игры и упражнения.
Вывод: в воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Лишь слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю нужно найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Ведь каждый ребёнок имеет способности, главное их найти и развивать. Необходимо всячески его поддерживать и никогда не сравнивать с другими детьми. Ребенка это может только разозлить и обидеть.
Таким образом, что для полноценного воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:
– ребёнок должен общаться с детьми, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют разного межличностного поведения;
– степень трудности деятельности должна увеличиваться;
– для ребенка при выборе деятельности нужно постепенно переходить от более к менее привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка – напротив, должна постепенно возрастать;
– сначала деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен прийти к самостоятельному выбору деятельности;
– заинтересовать ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
– в процессе обучения постепенно ставить более сложные задачи, которые детям нужно решать в общении и взаимодействие с людьми.
В завершение, наиболее важные виды деятельности для развития детей в 7-11-летнем возрасте – игра, обучение и общение.  
Именно на этом и должно быть построено воспитание детей младшего школьного возраста. Во время игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, учатся жить в обществе, реализуют свои способности, навыки и знания, превращая их из теории в практику, а затем в опыт.
 

  • Назад
  • Вперед

You have no rights to post comments

Авторизация

Запомнить меня

Регистрация

  • Забыли данные входа?
  • Регистрация

Перевод сайта

Подробности и регистрация со СКИДКОЙ

Младшие дети лучше всего учатся у старших детей

Когда мне было 17 лет, мне представилась возможность преподавать музыку детям в школе K-8. Все еще учась в старшей школе, этот опыт был немного пугающим, но я упорствовал и вскоре стал преподавать как профессионал.

Главной выгодой от этого предпринимательского предприятия были деньги, которые он мне дал. Но меньшим и, возможно, более ценным преимуществом было то, что я узнал сам. Необходимость учить других, которые иногда не так сильно отставали от меня в плане знаний, заставляла меня обращать внимание, усердно работать и освежать в памяти музыкальные концепции, которые не были моей сильной стороной (простите за каламбур).

Мы никогда не учимся так хорошо, как когда учим

Я вспомнил об этом бесценном опыте, когда читал недавнюю статью в Education Week о Брианне Обри, старшекласснице из Вермонта. В том же возрасте , в котором я был, когда начал преподавать музыку, Обри вошла в класс, чтобы найти хорошее применение своим языковым знаниям.

Ее набег на преподавание начался со школьного проекта, в рамках которого она делала книжки с картинками на испанском языке и давала их для чтения второклассникам. Воодушевление, с которым ее встретили, побудило ее начать пилотную программу обучения испанскому языку школьников.

По словам администрации школы, эти дети быстро учились, но, по всей вероятности, Брианна Обри тоже. Здравый смысл признает, что те, кто учит, часто учатся лучше всех, и этот факт теперь подтверждается наукой. Как объяснила Энни Мерфи Пол несколько лет назад в TIME:

«Студенты, привлеченные для обучения других, как обнаружили эти исследователи, усерднее работают над тем, чтобы понять материал, более точно вспомнить его и более эффективно применить. В результате того, что ученые назвали «эффектом протеже», ученики-учителя получают более высокие баллы на тестах, чем ученики, которые учатся только ради себя. Но как могут дети, еще учась сами, учить других? Один ответ: они могут обучать детей помладше».

Этот пример является исключением, а не правилом

К сожалению, тот факт, что педагогические усилия Брианны Обри освещаются в известном образовательном издании, похоже, указывает на то, что этот образ действий, хотя и полезен как для младших, так и для старших школьников, довольно редко в американской школе. Это связано с тем, что американские школы стремятся размещать перед учащимися только наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов.

Такой тщательный отбор – это хорошо. Но следует задаться вопросом: может ли такой образ действий лишать старших школьников важных возможностей учиться и закреплять знания — глубины знаний, почерпнутых только благодаря ответственности за обучение других?

Покойный автор и профессор Чикагского университета Ричард Уивер однажды написал:

«В конце концов, бремя ответственности — лучшее средство заставить кого-либо здраво мыслить. Если ему дают почувствовать, что он несет ответственность за результаты, он внимательно смотрит на ситуацию и пытается обнаружить, что в ней действительно верно. Это дисциплина. Но когда он уже давно освобожден от обязанности мыслить, им может овладеть чувство беспомощности и паники, когда ему навязывается необходимость мыслить».

В наши дни мы много говорим о том, что молодые люди становятся инфантильными и живут в своего рода Неверленде до тех пор, пока им не исполнится 20–30 лет. Увидим ли мы, что учащиеся будут вести себя как знающие, всесторонне развитые взрослые гораздо раньше, если мы возложим на них больше ответственности в более раннем возрасте?

Перепечатано с Intellectual Takeout

Извините, похоже, ваш браузер блокирует JavaScript для fee.

org.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Играя, чтобы учиться | Гарвардская высшая школа образования

Исследовательские истории

По: Грейс Тэттер

Опубликовано: 11 марта 2019 г.

Игра и школа могут показаться диаметрально противоположными. Школа структурирована, часто ориентирована на порядок; играть по определению нельзя.

Но в этом парадоксе игры и школы педагоги могут найти значимые возможности для обучения, развития академических навыков учащихся, а также социальных навыков, которые позволят им процветать во взрослой жизни и наслаждаться детством сейчас, согласно исследователям из Project Zero ( PZ), исследовательский центр Гарвардской высшей школы образования.

При поддержке и совместном вкладе со стороны LEGO Foundation в 2015 году Project Zero приступил к изучению игровой педагогики в партнерстве с Международной школой Биллунда в Дании, которая сделала игру ключевой частью своего подхода к обучению. С тех пор исследователи изучали, как игра оживляет уроки в трех школах Южной Африки. Цель состоит в том, чтобы понять, сформулировать и отстаивать роль игры в обучении и школах.

В Дании обучение в игровой форме означает, что учащиеся средней школы могут, например, составлять собственное расписание на две недели; или студенты рисуют карту мира на апельсине. В Южной Африке это выглядело так, будто пятилетние дети рисовали слова со звуком «э». В целом игровая педагогика позволяет учащимся экспериментировать, использовать свое воображение и проявлять творческий подход.

Расширить макет: 

стандартный

Игра универсальна: дети часто более расслаблены и вовлечены во время игры, и это доставляет удовольствие — все аспекты, которые облегчают обучение. Но существуют также культурные особенности того, как выглядит игра, когда она уместна и с кем играют дети.

Исследователи PZ надеются, что, наблюдая за игровым обучением и задавая вопросы о его характеристиках, они смогут работать с педагогами над развитием педагогики игры в их собственном контексте — систематический подход к практике игрового обучения и обучения — который может преодолеть напряженность между школой и игрой.

Вот некоторые выводы из их исследований на данный момент — и вопросы, которые они и другие педагоги решают в будущем.

Можно играть с целью. Есть разница между свободной игрой и игровым обучением. Хотя оба важны, педагогика игры основана на игре для достижения определенных целей обучения, разработке мероприятий, которые соответствуют содержанию и целям учебной программы и используют их. Детям доверяют управлять своим обучением, но при соответствующей поддержке со стороны учителей для достижения конкретных целей.

Хотя обучение через игру универсально, его внешний вид зависит от культуры. Игра универсальна: дети часто более расслаблены и вовлечены во время игры, и это доставляет удовольствие — все аспекты, которые облегчают обучение. Но существуют также культурные особенности того, как выглядит игра, когда она уместна и с кем играют дети. В Южной Африке исследователи «Педагогики игры» и местные исследователи определили три южноафриканских индикатора игры, сосредоточенных вокруг концепции ubuntu , или чувство взаимосвязи между людьми: сопричастность, любопытство и удовольствие. В Дании это выглядело немного иначе. Исследователи и педагоги определили индикаторы игры как выбор, удивление и восторг.

Учащимся старшего возраста тоже будет полезно играть в классе. «Игра — это стратегия обучения в любом возрасте, — говорит исследователь PZ Мара Кречевски. В то время как у старших учеников и их учителей может быть больше требований к учебной программе, чем у младших, игровое обучение по-прежнему играет важную роль — оно может просто выглядеть иначе. Виды деятельности, которые вызывали чувство сопричастности, любопытства и удовольствия у старших школьников в Южной Африке, например, дебаты о природе фактов, могут не квалифицироваться как игра для младших школьников.

«Общим является это чувство игривости — своего рода свобода действий и чувство контроля над тем, что вы делаете; какое-то любопытство; и что вы получаете удовольствие», — говорит исследователь PZ Бен Марделл.

Расширенный макет: 

стандартный

«Игра — это стратегия обучения в любом возрасте». – Мара Кречевски из Project Zero.

И взрослые тоже. «Мы хотим, чтобы учащиеся чувствовали, что у них есть свобода выбора, и очень трудно представить, чтобы кто-то, у кого нет свободы действий, привил бы ее кому-то еще», — говорит Марделл. «Мы должны предоставить учителям это агентство, чтобы они могли передать это своим ученикам».

Опять же, игра для группы педагогов может выглядеть иначе, чем для детей. В одной учебной группе учителей в Дании процесс постановки исследовательских вопросов для совместного изучения казался целенаправленной игрой.

Но у исследователей PZ есть по крайней мере один пример, когда учителя участвовали в более детской игре: исследователь PZ Линнет Солис вспоминает, как в школе в Южной Африке группа учителей вышла поиграть на детской площадке. «Идея заключалась в том, чтобы вернуться к тому, что значит быть ребенком, и к тому, какие взаимодействия происходят во время игры», — говорит она. Во время игры воспитатели «осознали, что они натыкаются друг на друга, и это дало некоторое представление о том, что когда дети сталкиваются друг с другом во время игры, это не означает, что они пытаются причинить друг другу боль — это дало небольшое представление о опыт ребенка».

Узнать больше

Project Zero ведет блог, посвященный педагогике игры. Вы также можете найти дополнительные ресурсы на сайте Международной школы Биллунда и в Project Zero, в том числе последний рабочий документ «Педагогика игры» «На пути к педагогике игры в Южной Африке».

Расширенный макет: 

стандартный

See More In

Раннее детствоГлобальное образованиеK-12Обучение и преподавание

– Любое искусствоГражданское право и историяКолледж и карьераМногообразие и инклюзияРаннее детствоПолитика в области образованияГлобальное образованиеK-12Язык и грамотностьОбучение и преподаваниеРазум и мозгВоспитание детей и сообществоШкольное лидерствоСоциально-эмоциональное благополучиеСтуденты с ограниченными возможностями

Исследовательские истории

5 способов, с помощью которых преподаватели могут начать внедрять инновации

Авторы Project Zero показывают, что внесение изменений не должно быть пугающим

По: Джилл Андерсон

Опубликовано: 20 августа 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *