В подростковом возрасте продолжает развиваться: Проблемы и особенности мышления в подростковом возрасте
18. Познавательное развитие в подростковом возрасте
В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития.
Память.В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что подросток переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти.
Развитие памяти определяется усложнением и увеличением объема изучаемого материала. Это приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. В процессе понимания подростки трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного.
Для подростка вспоминать – значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.
Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти.
Наряду с этим появляется интерес подростков к способам улучшения запоминания.
Восприятие.Происходит дальнейшая интеллектуализация такой психической функции, как восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие; появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д.
Воображение.Связано с общим интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка.
В подростковом возрасте существует и вторая линия развития воображения. Далеко не все подростки стремятся к достижению объективного творческого результата (создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют свое творческое воображение в процессе фантазирования. Это похоже на детскую игру. Таким образом игра ребенка перерастает в фантазию подростка. Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплескиваются в воображаемой ситуации.
Игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение.
В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.
Речь.В подростковом возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная речь.
Монологическая речь преобразуется иначе: от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их.
Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.
Мышление.В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане.
Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач.
Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием.
Развитие мышления . Психология человека от рождения до смерти
В подростковом возрасте у ребенка продолжает развиваться теоретическое мышление
На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.
Эксперименты
Для того чтобы обнаружить на практике принципиальное различие в качестве мышления младших школьников и подростков, достаточно предложить им решить какую-либо логическую задачу. Например: «У всех оленей четыре ноги. У этого животного тоже четыре ноги. Можно ли утверждать, что это животное – олень?»
Младшие школьники чаще всего эту задачу решают неправильно или вообще не решают, говоря о том, что они не знают правильного решения. Иногда они находят правильное решение. Но не логически, а следуя образным путем («Нет. У кошек тоже четыре ноги»).
Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Например, он утверждает: «Нет, это утверждение не является полностью истинным, поскольку таким признаком обладают не только олени».
В отличие от младших школьников, у ребенка, достигшего подросткового возраста, проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми во многих современных науках.
Таким образом, одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому не случайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций.
Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Особенности развития
Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции.
А главной особенностью развития мышления подростка является то, что постепенно отдельные умственные операции, которые он совершает, превращаются в единую целостную структуру.
Так, в ходе своих исследований, Ж. Пиаже предпринял попытку проанализировать процесс решения подростками сложных мыслительных задач. С этой целью он провел следующий эксперимент: детям было предъявлено 5 сосудов с бесцветными жидкостями и предложено путем смешивания жидкостей найти такую их комбинацию, которая дает желтую окраску.
Если дети младшего возраста смешивали жидкости в случайном порядке, методом проб и ошибок, то подростки действовали по-другому. Они попытались рассчитать возможные комбинации смешения жидкостей, после чего выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получали результат, который был заранее логически обоснован.
Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др.
Возрастные нормы
В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
– способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;
– способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Развитие мозга в подростковом возрасте – PMC
1. Кроун Э.А., Даль Р.Э. Понимание подросткового возраста как периода социально-аффективной вовлеченности и гибкости целей. Обзоры природы. Неврология. 2012; 13: 636–650. [PubMed] [Google Scholar]
2. Стейнберг Л. Риск в подростковом возрасте: что меняется и почему? Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2004; 1021:51–58. [PubMed] [Google Scholar]
3. Стейнберг Л. Взгляд социальной нейробиологии на склонность подростков к риску. Обзор развития. 2008; 28:78–106. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Eaton DK, Kann L, Kinchen S, et al. Надзор за рискованным поведением молодежи — США, 2005 г. Еженедельный отчет о заболеваемости и смертности. Резюме наблюдения. 2006; 55:1–108. [PubMed] [Google Scholar]
5. Statistisches Bundesamt. Unfälle, Gewalt, Selbstverletzung bei Kindern und Jugendlichen 2010. www.ec-destatic.de.
6. Мейсон С. Развитие нейронауки развития. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2009;29: 12735–12747. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Giedd JN, Blumenthal J, Jeffries NO, et al. Развитие мозга в детстве и подростковом возрасте: продольное МРТ-исследование. Неврология природы. 1999; 2: 861–863. [PubMed] [Google Scholar]
8. Huttenlocher PR, Dabholkar AS. Региональные различия в синаптогенезе в коре головного мозга человека. J Комп Нейрол. 1997; 387: 167–178. [PubMed] [Google Scholar]
9. Perrin JS, Herve PY, Leonard G, et al. Рост белого вещества головного мозга подростков: роль тестостерона и рецептора андрогенов. Дж Нейроск. 2008;28:9519–9524. [PMC бесплатная статья] [PubMed] [Google Scholar]
10. Яковлев П.А., Лекур И.Р. Миелогенные циклы регионального созревания головного мозга. В: Минковский А, редактор. Региональное развитие мозга в раннем возрасте. Оксфорд: Блэквелл; 1967. С. 3–70. [Google Scholar]
11. Murrin LC, Sandersm JD, Bylund DB. Сравнение созревания адренергической и серотонинергической нейротрансмиттерных систем в головном мозге: последствия для дифференциального воздействия лекарств на подростков и взрослых. Биохимическая фармакология. 2007; 73: 1225–1236. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Кейси Б. Дж., Джонс Р.М., Заяц Т.А. Подростковый мозг. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2008; 1124:111–126. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Rakic P, Bourgeois JP, Eckenhoff MF, Zecevic N, Goldman-Rakic PS. Параллельное перепроизводство синапсов в различных областях коры головного мозга приматов. Наука. 1986; 232: 232–235. [PubMed] [Google Scholar]
14. Зингер В. Динамическое формирование функциональных сетей путем синхронизации. Нейрон. 2011;69: 191–193. [PubMed] [Google Scholar]
15. Lenroot RK, Giedd JN. Развитие мозга у детей и подростков: выводы из анатомической магнитно-резонансной томографии. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2006; 30: 718–729. [PubMed] [Google Scholar]
16. Конрад К. Strukturelle Hirnentwicklung in der Adoleszenz. В: Uhlhaas PJ, Konrad K, редакторы. Das adoleszente Gehirn. Штутгарт: Кольхаммер; 2011. С. 124–138. [Google Scholar]
17. Huttenlocher PR. Синаптогенез в коре головного мозга человека. В: Доусон Г. , Фишер К.В., редакторы. Поведение человека и развивающийся мозг. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 1994. [Google Scholar]
18. Паус Т., Кешаван М., Гидд Дж. Н. Почему многие психические расстройства возникают в подростковом возрасте? Обзоры природы. Неврология. 2008; 9: 947–957. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Reiss AL, Abrams MT, Singer HS, Ross JL, Denckla MB. Развитие мозга, пол и IQ у детей. Объемное визуализирующее исследование. Мозг. 1996; 119: 1763–1774. [PubMed] [Google Scholar]
20. Blakemore SJ, Choudhury S. Развитие мозга подростка: последствия для исполнительной функции и социального познания. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин. 2006;47:296–312. [PubMed] [Google Scholar]
21. Blakemore SJ. Социальный мозг в подростковом возрасте. Обзоры природы. Неврология. 2008; 9: 267–277. [PubMed] [Google Scholar]
22. Casey BJ, Duhoux S, Cohen MM. Подростковый возраст: при чем здесь передача, переход и трансляция? Нейрон. 2010;67:749–760. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Galvan A, Hare TA, Parra CE, et al. Более раннее развитие прилежащей коры относительно орбитофронтальной коры может лежать в основе рискованного поведения у подростков. Дж Нейроск. 2006; 26: 6885–689.2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Galvan A, Hare T, Voss H, Glover G, Casey BJ. Рискованность и мозг подростка: кто в группе риска? Наука о развитии. 2007;10:F8–F14. [PubMed] [Google Scholar]
25. Liston C, Watts R, Tottenham N, et al. Лобно-стриарная микроструктура модулирует эффективное задействование когнитивного контроля. Кора головного мозга. 2006; 16: 553–560. [PubMed] [Google Scholar]
26. Nagy Z, Westerberg H, Klingberg T. Созревание белого вещества связано с развитием когнитивных функций в детстве. Журнал когнитивной неврологии. 2004; 16:1227–1233. [PubMed] [Академия Google]
27. Whittle S, Yap MB, Yucel M, et al. Объемы префронтальной области и миндалевидного тела связаны с аффективным поведением подростков во время взаимодействия между родителями и подростками. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2008; 105:3652–3657. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
28. Uhlhaas PJ, Roux F, Singer W, Haenschel C, Sireteanu R, Rodriguez E. Развитие нейронной синхронии отражает позднее созревание и реструктуризацию функциональных сетей у людей. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2009 г.;106:9866–9871. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
29. Кейси Б.Дж., Гетц С., Гальван А. Мозг подростка. Обзор развития. 2008; 28: 62–77. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Гейер К.Ф., Тервиллигер Р., Теслович Т., Веланова К., Луна Б. Незрелость в обработке вознаграждения и ее влияние на тормозящий контроль в подростковом возрасте. Кора головного мозга. 2010;20:1613–1629. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. van Leijenhorst L, Zanolie K, Van Meel CS, Westenberg PM, Rombouts SA, Crone EA. Что мотивирует подростка? Области мозга, опосредующие чувствительность к вознаграждению в подростковом возрасте. Кора головного мозга. 2010;20:61–69. [PubMed] [Google Scholar]
32. Чейн Дж., Альберт Д., О’Брайен Л., Укерт К., Стейнберг Л. Сверстники повышают склонность подростков к риску, усиливая активность в мозговой цепи вознаграждения. Наука о развитии. 2011;14:F1–F10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Гарднер М., Стейнберг Л. Влияние сверстников на принятие риска, предпочтение риска и принятие рискованных решений в подростковом и взрослом возрасте: экспериментальное исследование. Психология развития. 2005; 41: 625–635. [PubMed] [Академия Google]
34. Ромер Д. Снижение подросткового риска: к комплексному подходу 2003. Thousand Oaks: Sage Publications. 2003 [Google Scholar]
35. Spear LP. Мозг подростка и возрастные поведенческие проявления. Нейронаука и биоповеденческие обзоры. 2000;24(4):417–463. [PubMed] [Google Scholar]
36. Sisk CL, Foster DL. Нейронная основа полового созревания и подросткового возраста. Неврология природы. 2004;7:1040–1047. [PubMed] [Google Scholar]
37. Naninck EF, Lucassen PJ, Bakker J. Половые различия в подростковой депрессии: определяют ли половые гормоны уязвимость? Журнал нейроэндокринологии. 2011; 23: 383–39.2. [PubMed] [Google Scholar]
38. Шнайдер М. Половое созревание как очень уязвимый период развития для последствий воздействия каннабиса. Биология зависимости. 2008; 13: 253–263. [PubMed] [Google Scholar]
39. Bühler A. Risikoverhalten in der Jugend. В: Uhlhaas PJ, Konrad K, редакторы. Strukturelle Hirnentwicklung in der Adoleszenz. Штутгарт: Кольхаммер; 2011. С. 189–205. [Google Scholar]
40. Liu X, Somel M, Tang L, et al. Расширение развития корковых синапсов отличает человека от шимпанзе и макак. Геномные исследования. 2012;22:611–622. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
е1. Хашимото Т., Нгуен К.Л., Ротару Д. и др. Затяжные траектории развития экспрессии субъединиц альфа1 и альфа2 рецепторов ГАМКА в префронтальной коре приматов. Биологическая психиатрия. 2009;65:1015–1023. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
e2. Уолстром Д., Коллинз П., Уайт Т., Лучиана М. Изменения в развитии нейротрансмиссии дофамина в подростковом возрасте: поведенческие последствия и проблемы оценки. Мозг и познание. 2010;72:146–159. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
е3. Соуэлл Э.Р., Томпсон П.М., Леонард К.М., Добро пожаловать С.Е., Кан Э., Тога А.В. Продольное картирование толщины коры и роста мозга у нормальных детей. Журнал неврологии: официальный журнал Общества неврологии. 2004; 24:8223–8231. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
e4. Гидд Дж. Н. Структурная магнитно-резонансная томография головного мозга подростков. Анналы Нью-Йоркской академии наук. 2004; 1021:77–85. [PubMed] [Google Scholar]
e5. Гогтай Н., Гидд Дж. Н., Луск Л. и соавт. Динамическое картирование развития коры головного мозга человека в период от детства до раннего взросления. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2004; 101:8174–8179. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
e6. Дерстон С., Дэвидсон М.С., Тоттенхэм Н. и др. Переход от диффузной к очаговой активности коры по мере развития. Развивающая наука. 2006; 9: 1–8. [PubMed] [Google Scholar]
e7. Сомервиль Л.Х., Джонс Р.М., Кейси Б.Дж. Время перемен: поведенческие и нейронные корреляты подростковой чувствительности к аппетитным и отталкивающим сигналам окружающей среды. Мозг и познание. 2010;72:124–133. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
е8. Сиск С.Л., Зер Дж.Л. Половые гормоны организуют подростковый мозг и поведение. Границы нейроэндокринологии. 2005; 26: 163–174. [PubMed] [Google Scholar]
e9. Lampert T, Thamm M. Tabak-, Alkohol- und Drogenkonsum von Jugendlichen в Германии. Ergebnisse des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt- Gesundheitsforschung – Gesundheitsschutz. 2007; 50: 600–608. [PubMed] [Google Scholar]
e10. Schlack R, Hölling H. Gewalterfahrungen von Kindern und Jugendlichen im Selbstbericht. Ergebnisse des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt- Gesundheitsforschung – Gesundheitsschutz. 2007;50:819–826. [PubMed] [Google Scholar]
e11. Ravens-Sieberer U, Wille N, Bettge S, et al. Psychische Gesundheit von Kindern und Jugendlichen в Германии. Ergebnisse aus der BELLA-Studie im Kinder- und Jugendgesundheitssurvey (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt – Gesundheitsforschung -Gesundheitsschutz. 2007; 50: 871–878. [PubMed] [Google Scholar]
e12. Bundeszentrale für gesundheitliche Aufklärung (ed.) Представитель Wiederholungsbefragung von 14-bis 17-Jährigen und ihren Eltern. Кельн: BZgA; 2006. Югендсексуализм. [Академия Google]
е13. Shell Deutschland Holding (ред.) 15. Jugend 2006. Frankfurt/M.: Fischer; 2006. Shell Jugendstudie. [Google Scholar]
e14. Ламперт Т., Менсинк Г., Роман Н. и др. Körperlich-sportliche Aktivität von Kindern und Jugendlichen в Германии. Ergebnisse des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt – Gesundheitsforschung – Gesundheitsschutz 2007a. 50:634–642. [PubMed] [Google Scholar]
e15. Lampert T, Sygusch R, Schlack R. Nutzung elektronischer Medien im Jugendalter. Gesundheitsforschung — Gesundheitsschutz; Ergebnisse des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt- Gesundheitsforschung – Gesundheitsschutz 2007b. 50:643–652. [PubMed] [Академия Google]
е16. Курт Б.М., Шаффрат Росарио А. Die Verbreitung von Übergewicht und Adipositas bei Kindern und Jugendlichen в Германии. Ergebnisse des Kinder- und Jugendgesundheitssurveys (KiGGS) Bundesgesundheitsblatt – Gesundheitsforschung – Gesundheitsschutz. 2007; 50: 736–743. [PubMed] [Google Scholar]
Развитие мозга в подростковом возрасте | Развитие в течение жизни
Результаты обучения
- Опишите развитие мозга в подростковом возрасте
Человеческий мозг не полностью развит к тому времени, когда человек достигает половой зрелости. В возрасте от 10 до 25 лет мозг претерпевает изменения, которые имеют важные последствия для поведения. Мозг достигает 90% своего взрослого размера к тому времени, когда человеку исполняется шесть или семь лет. Таким образом, мозг не сильно увеличивается в размерах в подростковом возрасте. Однако складки в мозгу продолжают усложняться вплоть до позднего подросткового возраста. Самые большие изменения в складках головного мозга за это время происходят в участках коры, обрабатывающих когнитивную и эмоциональную информацию.
Вплоть до полового созревания клетки головного мозга продолжают развиваться в лобной области. Некоторые из наиболее значимых для развития изменений в головном мозге происходят в 9-летнем возрасте.0126 префронтальная кора
Рисунок 1 . Мозг достигает своего наибольшего размера в раннем подростковом возрасте, но продолжает созревать до 20 лет.
Когда вы узнаете о развитии мозга в подростковом возрасте, обратите внимание на следующие шесть фактов из Национального института психического здоровья:
Ваш мозг не становится больше по мере того, как вы становитесь старше 11 лет, а у мальчиков мозг достигает наибольшего физического размера примерно в 14 лет. Конечно, эта разница в возрасте не означает, что мальчики или девочки умнее друг друга!
Но это не означает, что ваш мозг закончил созревание
Как у мальчиков, так и у девочек, хотя ваш мозг может быть таким большим, каким он когда-либо был, ваш мозг не заканчивает развиваться и созревать до середины или позднего возраста. 20 с. Передняя часть мозга, называемая префронтальной корой, созревает одной из последних областей мозга. Это область, отвечающая за планирование, расстановку приоритетов и контроль импульсов.
Мозг подростка готов учиться и адаптироваться
В цифровом мире, который постоянно меняется, мозг подростка хорошо подготовлен к адаптации к новым технологиям, а в ответ на это формируется опыт.
Многие психические расстройства проявляются в подростковом возрасте
Все большие изменения, происходящие в мозге, могут объяснить, почему подростковый возраст является временем, когда возникают многие психические расстройства, такие как шизофрения, тревога, депрессия, биполярное расстройство и расстройства пищевого поведения.
Мозг подростка устойчив
Хотя подростковый возраст является уязвимым временем для мозга и для подростков в целом, большинство подростков впоследствии становятся здоровыми взрослыми. Некоторые изменения в мозге на этом важном этапе развития действительно могут помочь защитить от долговременных психических расстройств.
Подросткам нужно больше сна, чем детям и взрослым
Хотя может показаться, что подростки ленивы, наука показывает, что уровень мелатонина (или уровень «гормона сна») в крови естественным образом повышается ночью и снижается позже в утром, чем у большинства детей и взрослых. Это может объяснить, почему многие подростки поздно ложатся спать и с трудом встают по утрам. Подростки должны спать около 9-10 часов в сутки, но большинство подростков не высыпаются. Недостаток сна затрудняет концентрацию внимания, повышает импульсивность, а также может усилить раздражительность и депрессию.
Лимбическая система развивается на годы раньше, чем префронтальная кора. Развитие лимбической системы играет важную роль в определении наград и наказаний, а также в обработке эмоционального опыта и социальной информации. Гормоны полового созревания напрямую воздействуют на миндалевидное тело , и мощные ощущения становятся неотразимыми (Romeo, 2013). [1] Сканирование мозга подтверждает, что когнитивный контроль, выявленный с помощью фМРТ, не полностью развит до взрослого возраста, поскольку префронтальная кора ограничена в связях и взаимодействии (Hartley & Somerville, 2015). [2] Вспомните, что эта область отвечает за суждения, контроль импульсов и планирование, и она все еще созревает до раннего взросления (Casey, Tottenham, Liston, & Durston, 2005).
Рисунок 2 . Развитие мозга продолжается до 20 лет. В частности, на этом этапе важно развитие лобной доли.
Кроме того, изменения уровней нейротрансмиттеров дофамина и серотонина в лимбической системе делают подростков более эмоциональными и более восприимчивыми к наградам и стрессу. Дофамин – это нейротрансмиттер в мозгу, связанный с удовольствием и настройкой на окружающую среду во время принятия решений. В подростковом возрасте уровни дофамина в лимбической системе увеличиваются, и увеличивается поступление дофамина в префронтальную кору. Повышенная активность дофамина в подростковом возрасте может иметь последствия для склонности подростков к риску и уязвимости к скуке. Серотонин участвует в регуляции настроения и поведения. Это по-разному влияет на мозг. Известный как «успокаивающий химикат», серотонин снимает напряжение и стресс. Серотонин также тормозит возбуждение, а иногда и безрассудство, которые может вызвать дофамин. Если есть дефект в обработке серотонина в мозге, это может привести к импульсивному или агрессивному поведению.
Когда общая химическая система мозга работает хорошо, кажется, что эти химические вещества взаимодействуют, чтобы сбалансировать экстремальное поведение. Но когда стресс, возбуждение или ощущения становятся экстремальными, мозг подростка наполняется импульсами, подавляющими префронтальную кору, и в результате подростки склонны к рискованному поведению и эмоциональным вспышкам, возможно, потому, что лобные доли их мозга все еще развиваются. .
В более позднем подростковом возрасте в префронтальной коре головного мозга развиваются центры когнитивного контроля, повышая саморегуляцию подростков и ориентацию на будущее. Разница во времени развития этих разных областей мозга способствует большему риску в среднем подростковом возрасте, потому что подростки мотивированы искать острых ощущений, которые иногда возникают из-за рискованного поведения, такого как безрассудное вождение, курение или употребление алкоголя, и еще не испытали этого. разработали когнитивный контроль, чтобы противостоять импульсам или в равной степени сосредоточиться на потенциальных рисках (Steinberg, 2008). [3] Один из ведущих мировых экспертов по развитию подростков Лоуренс Стейнберг сравнивает это с включением мощного двигателя до того, как сработает тормозная система. В результате подростки более склонны к рискованному поведению, чем дети или взрослые.
Смотреть IT
В этом видеоролике дополнительно объясняются и освещаются некоторые ключевые изменения мозга в подростковом возрасте.
Вы можете просмотреть стенограмму «Изменения мозга в подростковом возрасте | Поведение | МСАТ | Академия Хана» здесь (открывается в новом окне).
Как упоминалось во введении к подростковому возрасту, слишком многие из тех, кто ознакомился с исследованиями подросткового мозга, пришли к поспешным выводам о подростках как о иррациональных расшатанных пушках. Тем не менее, подростки на самом деле делают выбор под влиянием совсем другого набора химических воздействий, чем их взрослые сверстники, — система поощрения, которая может заглушить предупреждающие сигналы о риске. Подростковые решения всегда определяются не импульсивностью из-за отсутствия тормозов, а планомерным и приятным нажатием на педаль газа. Полезно рассматривать все эти мозговые процессы в контексте развития. Молодым людям нужно в какой-то мере насладиться острыми ощущениями от риска, чтобы выполнить невероятно сложную задачу взросления.
Смотреть
Посмотрите выбранную часть этого видео, чтобы узнать больше об исследованиях, связанных с изменениями мозга и поведением в подростковом возрасте.
Вы можете просмотреть стенограмму «Объяснение подросткового мозга» здесь (откроется в новом окне).
Чтобы узнать больше, посмотрите это выступление Сары-Джейн Блейкмор на TED: «Таинственная работа мозга подростка», о последних исследованиях мозга подростка и о том, как эти изменения в развитии мозга также приводят к изменениям в поведении.
Ключевые выводы
Подводя итог, можно сказать, что подростковые годы — это время интенсивных изменений мозга. Интересно, что две основные функции мозга развиваются с разной скоростью. Исследования мозга показывают, что та часть мозга, которая воспринимает вознаграждение от риска, лимбическая система, начинает работать на полную мощность в раннем подростковом возрасте. Часть мозга, которая контролирует импульсы и участвует в долгосрочной перспективе, лобные доли, созревают с позже. Это может объяснить, почему подростки среднего подросткового возраста рискуют больше, чем подростки старшего возраста. По мере того, как лобные доли становятся более развитыми, происходят две вещи. Во-первых, самоконтроль развивается по мере того, как подростки лучше способны оценивать причину и следствие. Во-вторых, больше областей мозга вовлекается в обработку эмоций, и подростки лучше точно интерпретируют эмоции других. [4]
Попробуйте
Сон
Развитие мозга влияет даже на то, как подростки спят. Нормальный режим сна подростков отличается от режима сна детей и взрослых. Подростки часто сонливы после пробуждения, утомлены днем и бодрствуют ночью. См. шестой факт в разделе «Подростковый мозг» выше для более подробной информации. [5]
Ссылка на сайт Learning: School Start Times
Поскольку исследования показывают важность сна для подростков, многие люди выступают за более позднее начало школьных занятий. Прочитайте о некоторых исследованиях Национального фонда сна о времени начала занятий или посмотрите выступление Венди Троксел на TED: «Почему подростки должны начинать школу позже».
глоссарий
- миндалевидное тело:
- часть лимбической системы головного мозга, связанная с эмоциями и эмоциональными реакциями и особенно активная в период полового созревания
- дофамин:
- нейротрансмиттер в мозгу, играющий роль в системе удовольствия и вознаграждения; увеличивается в лимбической системе, а затем в префронтальной коре в подростковом возрасте
- лобных долей:
- части мозга, участвующие в управлении импульсами, планировании и мышлении высшего порядка; все еще развивается в подростковом возрасте
- лимбическая система: 90 240 структур мозга (включая миндалевидное тело), отвечающих за обработку эмоциональных переживаний и социальной информации и определение вознаграждений и наказаний; развивается на годы раньше префронтальной коры
- мелатонин:
- гормон сна, уровень которого повышается ближе к ночи и снижается позже утром у подростков по сравнению с детьми и взрослыми
- миелинизация:
- изоляция аксонов нейронов жировым веществом (миелиновой оболочкой), что способствует ускорению обработки информации; миелинизация начинает увеличиваться в префронтальной коре в подростковом возрасте
- префронтальная кора:
- часть лобных долей, связанная с принятием решений, когнитивным контролем и другими функциями высшего порядка; префронтальная кора продолжает развиваться в подростковом возрасте
- серотонин:
- «успокаивающий химикат», нейротрансмиттер в головном мозге, участвующий в регуляции настроения и поведения; повышение уровня серотонина в лимбической системе в подростковом возрасте
- синаптическая обрезка:
- малоиспользуемых связей в мозгу теряются, чтобы можно было укрепить другие связи; это сокращение происходит со связями префронтальной коры в подростковом возрасте
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.