В какой беседе прослеживается развитие музыкального образа: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier
7 Класс «Музыкальный образ».
Раскрывая тему 1-го полугодия, учителю необходимо иметь четкое представление, что такое музыкальный образ? или художественный образ. Как известно, это определенная форма отражения действительности в искусстве, это субъективная картина объективного мира». В художественном образе присутствуют действительность и художник, общее выражается в неповторимо конкретном и индивидуальном, чувства проверены разумом, это умные чувства, помогающие оценивать все отраженное в художественном произведении и через него саму жизнь. Чтобы соединить, сплавить в единый художественный образ все это вместе, слушателю, зрителю, читателю (как и автору при создании произведения) необходимо воображение, фантазия…
Помогая учащимся почувствовать и понять музыкальный образ учителю необходимо иметь ввиду все его свойства – единство объективного и субъективного, эмоционального и рационального, общего и индивидуального, и единство содержания и формы
Данная тема является новым уровнем рассмотрения интонационной природы музыкального искусства, единства содержания и формы музыкального произведения. Наблюдение над музыкой как явлением жизни, над её интонационным развитием под углом зрения темы позволит учащимся почувствовать и понять, как изученные закономерности музыкального искусства собираются в понятии «музыкальный образ». Освоение этой темы способствует закреплению всех предшествующих тем и в этом смысле является обобщением жизненно-музыкального и специфического музыкального опыта школьников, развитием их отношения к музыке как особой форме духовной деятельности человека.
Чтобы понять музыкальный образ, учащиеся должны выявить выразительно-смысловую, содержательную сущность музыкального произведения, раскрывать для себя, что в нем отражается и как это делается
. В этом и проявляется позиция автора, его индивидуальность. Д.Б. Кабалевский пишет, что «музыкальное произведение, как все рожденное и живущее, имеет своих «родителей». «Родители» эти – композитор и жизнь», и «понять музыкальное ( и вообще всякое художественное) произведение – значит понять его жизненный замысел, понять как переплавил композитор этот замысел в своем творческом сознании, почему воплотил именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму…».Восприятие музыкального образа есть восприятие содержательной формы. «Под музыкальной формой понимается целостная организация музыкальных средств, воплощающая содержание произведения. Иначе говоря, все жанровые средства, все мелодические, ритмические, гармонические обороты, модуляции, тембровые, динамические оттенки, типы фактуры, пропорция частей, организованные в данном произведении в единую целостную систему средств для передачи содержания произведения, образует его форму».
И главное – они почувствуют и поймут, что различные музыкальные образы всегда воплощают какую-то частицу жизни, то или иное жизненное явление, картину природы, нечто прекрасное в человеке, в обществе, в масштабах всего человечества или в душе маленького ребенка (чувства, мысли, поступки, характеры, в целом – весь духовный мир человека).
Что же помогает наиболее глубоко воспринять тот или иной музыкальный образ? Опора на 3 знакомые сферы музыки, каждую из которых можно считать средствами воплощения общего, типичного содержания. Песенность – лучше всего передает чувства задушевные, лирические, поэтичные. Танцевальность – помогает передать легкость характера, подвижность, игривость. Маршевость – служит прежде всего для передачи мужественности, решительности, силы духа, героизма. На этом не исчерпывается содержание, которое может быть отражено тем или иным типом музыки.
Например, в 1-м полугодии учащиеся встречаются с произведениями вальсового характера, отражающими и поэтичность и внутреннюю душевную борьбу человека, и юмор, шутку (вальсы Прокофьева, Сибелиуса, Ф.Шопена и т.д.).
Определение песенного, танцевального, маршевого характера – это в большей степени постижение содержаний сущности искусства, устремлении к смыслу музыки через интонационную выразительность. При этом основой развития музыкально-образного мышления школьников является сравнение интонаций по признаку сходства и различия. Содержательному слышанию музыки во многом способствует осознание общности речевого и музыкального интонирования. Ведь эмоционально-смысловое содержание музыки воплощается в музыкальных интонациях подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Всем понятные интонации, рожденные жизнью и живущие в музыке по законам жизни, облегчают наблюдения ребят над музыкой, над становлением музыкального образа. При этом особое значение приобретает приём «разрушения» – изменение какого-либо элемента звучащей музыки, вызывающее переосмысление художественного образа.
Такой целенаправленный подход к анализу звучащих на уроке конкретных сочинений, содержащих в себе те или иные музыкальные образы, представляет собой интонационный анализ музыкальной формы в широком смысле слова.
Учащиеся, осознавая значение элементов музыкальной речи в их взаимодействии, постигают правду и красоту музыкального образа, единство содержания и формы, соответствие данной формы (в широком и узком смысле) конкретному содержанию.
В определение образного содержания музыкального произведения помогает сопоставление его с собственными реальными жизненными событиями сравнения с различными музыкальными образами, образами других искусств, отражающих аналогичные явления действительности, передающими родственные чувства, мысли или чувства и мысли контрастные им. Дети уже имеют музыкально-слуховой опыт, и они могут самостоятельно привести интересные примеры сходных или контрастных по отношению к данному музыкальному образу произведений.
В 7 кл. на уроках литературы учащиеся знакомятся с родами художественной литературы – эпическим, лирическим и драматическим, с видами, жанрами каждого из родов (легенда, сказание, сказка, былина, рассказ, повесть, роман, баллада, поэма, трагедия, комедия, драма), со способами изложения, языком художественного произведения. Эти знания тесно перекликаются с представлением о различных музыкальных образах. Поэтому совместная работа учителей музыки и литературы поможет достичь неизмеримо больших результатов в расширении художественного кругозора ребят, развитии их духовной культуры.
Круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в 1-м полугодии, весьма разнообразен. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические. Первый урок представляет 2 линии образов – лирического и лирико-эпического характера. «Вальс Наташи Ростовой» и «ария Кутузова» – С. Прокофьева и песня «Дороги» А. Новикова. Знакомство с лирическими образами будет продолжаться на примерах тихой, спокойной «Песни туристов» – К. Молчанова; романсов С.В. Рахманинова, поэтического вальса ces-moll Ф. Шопена, романтической песни А. Пахмутовой «Звездопад», полной безграничной печали Я. Сибелиуса.
Вторая линия продолжается на примерах песен, связанных с образами военных дорог, образами солдат. Это образы-воспоминания и подвиге советских солдат в годы ВОВ: «Дороги», «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого, «Шел ленинградский паренек». Эти произведения выражают с одной стороны грусть, размышления человека и происшедших событиях, с другой – в какой-то степени передают и сами эти события, само действие. Не случайно, поэтому песенное начало в них сочетается с маршевой поступью.
Линия драматических образов открывается балладой Ф.Шуберта «Лесной царь». Затем продолжается на 3, 5, 6 уроках, где ребята встретятся с образами мужественной, героической борьбы в этюде А. Скрябина, увертюре Л. Бетховена «Эгмонт» и других произведениях.
Одна из важнейших задач 7 кл. – показать, что творчество композитора во многом обусловлено эпохой, временем, в котором он живет, и тем самым расширить представления о стиле, образном строе музыки ряда композиторов.
Такой взгляд правомерен т.к. под музыкальными образами нередко рассматриваются не только образы одного произведения, но и шире – все творчество того или иного композитора. В связи с этим необходимо обратить внимание на развитие способности ребят на слух определить автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы.
Обобщая свои впечатления, переживания, раздумья, возникающие в связи с конкретными произведением, открывая для себя отношение композитора к данным жизненным явлениям и высказывая свое отношение к ним, учащиеся с помощью учителя смогут выявить нравственно-эстетическую сущность, идею сочинения, многое им станет понятнее и интереснее в самой жизни.
Следовательно, методика усвоения темы «Музыкальный образ» должна строиться по принципу целостного интонационного анализа музыкальных произведений: от характера образов данного произведения, общественно-исторических условий его создания, общего содержания творчества композитора, его стиля – к особенностям построения и выразительным средствам, использованных композитором, с тем, чтобы дать идейно-эстетическую оценку произведению (какие задачи оно решало в области искусства в свое время, какие типичные явления действительности и как в нем отражены, каково его значение для нашей современности).
2-е полугодие – «Музыкальная драматургия»
В этом полугодии учащиеся будут вслушиваться не только в характер, содержание и построение отдельных музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как друг на друга воздействуют, как при этом развивается музыка.
Реализация темы «Музыкальная драматургия» опирается на сложившиеся у школьников устойчивое и многостороннее понимание музыки как части жизни, в результате которого они с интересом и увлеченностью воспринимают музыку эмоционально откликаясь на неё, осознавая причины широкой доступности и «всеобщей понятности» музыкального языка. Если конкретизировать, то это означает: 1) учащиеся ощущают песенность, танцевальность, маршевость как наиболее общее, определяющее музыкальный образ; 2) понимают значение интонации в драматургическом развитии произведения, взаимодействие элементов музыкальной речи в создании образа; 3) осознают выразительные возможности музыкального языка, который является средством общения людей разных национальностей; 4) осознают соответствие формы музыкального произведения его содержанию как необходимое условие достижения правды и красоты музыки.
Тема 2-го полугодия является новым этапом понимания интонационно-образной сущности музыки и закономерностей ее развития. Учащиеся должны осознать, что «если музыка – сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует и воздействует на людей».
В наблюдении за музыкой драматичной особенно очевидно раскрывается то, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни и всего живого на земле: всеобщие связи, объединяющие не только близкие, схожие явления, но и явления конкретные, остро-противоречивые; противоречия как постоянный толчок к развитию; непрерывное развитие, приводящее (если в основе его лежат достаточно сильные противоречия) к возникновению качественно новых явлений.
Главной в понимании всеобщего закона развития является мысль о противоречиях всего существующего, единстве и борьбе противоположностей как источника развития, контрасты противоречия и специфика их отражения в музыке становится в этом полугодии предметом специального внимания учащихся. Выявление, раскрытие данных противоречий в продвижении искусства, их художественному смыслу являются необходимым условием творчества не только художника, композитора, писателя, умеющих видеть жизнь достаточно широко и глубоко, но и условием развития их творческого мышления, развития личности в целом. Естественно, что на уроке музыки в центре внимания стоит художественный, интонационно-образный анализ музыкального произведения. Так, ребятам предстоит разобраться в особенностях музыкальной драматургии таких произведений, как увертюра-фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта», увертюра Л. Бетховена «Эгмонт» и песни «Бухенвальдский набат» – В. Мурадели, «День Победы» – Д. Тухманова, 7-я симфония Д. Шостаковича и увертюра М. Глинка к опере «Руслан и Людмила», фрагмент балета «Золушка» С. Прокофьев и оратория О. Тактакишвили «По следам Шота Руставели» – произведений отражающих противоречивость чувства. Образы добра и зла, войны и борьбы за мир, память о погибших и страстный призыв к миру определяют драматургию этих произведений. Из всего этого видно, что на уроках затрагивается вопрос о драматургии различных жанров и форм.
Внимание учащихся обращается на то, что как правило, лирическим и лирико-эпическим образам были присуще контраст сопоставлений, конфликтное же развитие музыки свойственно драматургически приподнятым произведениям, где показана борьба различных образов – тем.
Сходство и различие тем (образов) и есть два состояния, из которых складывается наслаждение музыкой и которые лежат в основе её творческого восприятия.
В. Цуккерман отмечал, что: «Понять произведение, уяснить себе ход мыслей, в нем содержащихся, тем легче, чем яснее слышится последовательность отдельных этапов».
Музыкальная форма, порожденная мыслью и чувством художника органически выражает внутреннее содержание, где каждый момент связан с последующим и предыдущим и где единство возникает путем раскрытия противоположностей в соотношениях тождества и контраста. В такой направленности музыкального сознания, когда ни один элемент не мыслится и не воспринимается как независимый среди остальных, Б. Асафьев видел сущность музыкальной драматургии, принципа симфонизма как категории музыкального мышления.
Диалектическое развитие музыкальных идей, суть музыкальной драматургии, где контрастность преобладает над элементами тождества, обнаруживается в сонатной форме, с образцами которой школьники встречаются на уроках неоднократно.
Смысл восприятия учащимися музыки заключается в том, чтобы услышать интонационно-образную содержательность музыкальной формы, проникнуть в духовное содержание музыки, раскрывающее отношение человека к миру.
Освоение понятия «музыкальная драматургия» предполагает развитие их умения наблюдать за жизнью одного образа или нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения; умения выявлять связи между музыкальными образами, характер их развития, взаимного воздействия; умения выявлять идейно-эстетическое содержание, выраженное в разных формах, в том числе и в сонатной – самом действенном, драматизированном виде музыкальной драматургии.
Все вышеизложенное подтверждает значимость принципа «сходства и различия», который должен быть выделен как важнейший для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений» (Д. Кабалевский).
Изучая эту тему учащиеся должны почувствовать и понять, что музыкальное искусство вскрывает жизненные противоречия, контрасты, и приобретает знания о средствах и формах этого отражения. Размышления учащихся о музыке в процессе интонационно-образного анализа должны стать размышлениями о жизни, помочь им увидеть основные противоречия, присущие ей. Все это имеет прямое отношение к воспитанию детей и, что особенно важно, к их самовоспитанию.
8 класс 1 четверть «Что значит современность в музыке?»
Задача – ввести учащихся в круг проблем: понятие «современное искусство», и в частности музыкальное. Музыкальные произведения, включенные в основной и дополнительный материал призваны укрепить школьника в мысли, что музыка прошлых эпох может быть глубоко созвучна нам, людям 21 века; благодаря тем мыслям и чувствам, которые отражены в ней. Эта музык, как и сочиненная в наши дни нужна человеку в разных жизненных ситуациях: в минуты серьезных размышлений о мире, о себе, и в минуты отдыха. Это уже подход к проблеме: легкой и серьезной музыки, которая затрагивается в 1 четверти, углубляясь во 2 и 3 четвертях.
Сверх задача музыкальных занятий – связь музыки и жизни – получает в 8 классе новое звучание. Через все занятия проходит мысль о том, что отношение к музыке в большой степени показатель отношения школьников к жизни, понимания своего места ней. Для школьников в этом возрасте особое значение приобретает познавательная функция искусства, и в частности музыка: возможность в общении с музыкой впитывать духовный опыт поколений, перенестись в разные исторические эпохи и состояния человека, обогатить себя общением с выдающимися личностями пошлого и настоящего.
Учитывая эту особенную потребность подростков, учителю необходимо стремиться к тому, чтобы знакомство с каждым музыкальным произведением затрагивало актуальные нравственно-этические проблемы: духовное становление человека в борьбе с жизненными обстоятельствами, внутренняя борьба противоречивых чувств, стремлений; отношения между людьми, различные грани чувства любви и т. д.
Продолжая тему 6 класса привлекать в беседах с ребятами факты из жизни выдающихся людей, в том числе и не музыкантов, показывающих их отношение к музыке, роль музыки в их жизни.
Накопленный опыт (жизненный и музыкальный) дает учителю возможность подвести их к обобщениям, касающимися жизни и творчества различных композиторов, где следует раскрывать их гражданский облик и творческое кредо художника – такой подход отвечает нравственным исканиям школьников этого возраста, их потребности в поисках жизненного идеала. Беседа о композиторах необходимо сопровождать звучанием их музыки новой и знакомой.
Личность – творец – музыка всё это необходимо слить воедино в сознании школьника. Раскрытие содержания 8 класса следует строить в опоре на музыкальный, жизненный опыт (проверка курса). При этом учителю необходимо побуждать восьмиклассников к более аргументированной оценке явлений музыкального искусства. Знание существенных закономерностей музыки, особенно музыкальной речи, характерных черт музыки разных эпох и народов, ассоциаций с произведениями других видов искусств, а главное – знание и понимание самой музыки, умений провести интонационные «арки», параллели и сопоставления с другими уже известными музыкальными произведениями – необходимая содержательная основа размышлений на уроке. Этим искусством размышлять о музыке в опоре на живую интонацию, необходимо владеть самому учителю. Для активизации учащихся необходимо вовлекать их в споры, дискуссии, организовывать небольшие выступления, создавать проблемные ситуации и т.д. Можно использовать письменные самостоятельные работы, носящие творческий характер. В таких заданиях проявляется умение ребят связывать музыку с собственными переживаниями и жизненными событиями, знание ими конкретных музыкальных произведений, умение определить по характерным признакам авторов музыки.
На занятиях 1 четверти важно учитывать широкие возможности сопоставления ярко контрастных произведений, что способствует эмоциональной насыщенности атмосферы урока, помогает строить уроки по законам самого искусства (тождества и контраста), отвечают потребностям школьников в ярких контрастных впечатлениях.
Искусство и музыка | Программа Смитсоновского института «Происхождение человека»
Искусство и музыка | Программа Смитсоновского института по происхождению человекаПерейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргесайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- ювелирные украшения
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскальное искусство
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 – Скелет неандертальца
- 3D Коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Знакомства
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9–12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9–12 классы)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы – что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик”
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Продукты
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоуна)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Ролики
- Аудио
- Слайд-шоу
Риторика образа – Ролан Барт (1964)
Ролан Барт
Это эссе представляет собой классический семиотический текст, в котором Ролан Барт анализирует рекламное изображение и использует его как средство выявления различных сообщений. передается системой знаков. Реклама, которую он использует, — это реклама Panzani, в которой он находит множество смысловых слоев.
Барт начинает с замечания, что слово «образ» происходит от латинского термина, означающего «подражание», а затем ставит центральный вопрос своего эссе — могут ли изображения действительно функционировать как носители значения, учитывая, что они по существу являются имитациями (или прямыми аналогическими представлениями) чего-то другого. Действительно ли они составляют язык, и если да, то как смысл работает в этом языке? Он использует рекламное изображение для анализа этих вопросов, поскольку рекламные изображения явно имеют предполагаемое значение. Используемое изображение — реклама Panzani, воспроизведенная ниже.
Он начинает с определения трех классов сообщений на изображении:
1. Лингвистическое сообщение (текст)
Он видит два типа лингвистических сообщений в действии: обозначенное сообщение, состоящее из заголовка и меток на продукте, а означает сообщение , а слово «панцани» означает итальянское происхождение.
2. Символическое сообщение s (или коннотированный образ )
Затем из неязыковой части изображения идентифицируются четыре знака, которые составляют символическое сообщение или коннотированный образ:
- Полуоткрытый пакет означает возврат с рынка
- помидоры и перец означают итальянскость
- коллекция предметов означает общее кулинарное обслуживание
- общая композиция напоминает и, следовательно, обозначает понятие натюрморта .
3. Литеральное сообщение (или обозначает изображение )
Это не закодировано, поскольку изображение помидора представляет помидор, изображение перца представляет перец и так далее. Он замечает, что в данном случае у нас есть означающее и означаемое, которые по существу совпадают — это сообщение без кода.
Реклама Panzani
Затем он переходит к просмотру каждого из этих трех типов сообщений по очереди и пытается распутать точную природу их действия и отношения между ними.
Языковое сообщение
Почти все изображения во всех контекстах сопровождаются каким-либо языковым сообщением. Кажется, у этого есть две возможные функции:
- Анкоридж – изображения склонны к множеству значений и интерпретаций. Привязка происходит, когда текст используется для того, чтобы сосредоточиться на одном из этих значений или, по крайней мере, каким-то образом направить зрителя через лабиринт возможных значений 9.0010
- Реле — текст добавляет смысл, и текст и изображение работают вместе, чтобы передать предполагаемое значение, например. комикс.
Обозначаемый образ
На самом деле мы не можем удалить коннотации изображения, и это чисто буквальный, обозначенный образ. Если бы мы могли, то постигали бы изображение на уровне, который Барт называет «первой степенью разборчивости», точки, в которой мы видим больше, чем формы. цвет и форму, а вместо этого видим помидор. Это было бы сообщение без кода, и, что особенно важно, Барт определяет фотографию как единственный носитель с этой характеристикой — рисунок, например, опирается на всевозможные условности и то, что он называет «транспозициями, управляемыми правилами», которые по существу представляют собой код, посредством которого означаемые могут быть представлены штрихами пера. Это отсутствие кода подкрепляет миф о фотографической «естественности» (или понятие Зонтаг о фотографии как следе реального), но Барт отвергает эту идею, поскольку он отрицает возможность чисто обозначенного изображения.
Он определяет специфическую характеристику «чистой» фотографии как объект, который находится здесь-сейчас в настоящем, но который связан с чем-то, что бесспорно существовало в прошлом. Он видит в этом революционность, средство уйти от истории.
Роль обозначаемого им изображения в общей структуре/значении образа заключается в натурализации символического сообщения – поддержке и контекстуализации коннотируемых элементов, делая их невинными. По сути, позволяя изображению сказать: «Смотрите! Я всего лишь изображение помидора! Ничего смешного здесь не происходит!».
Коннотативное изображение
Анализ коннотаций изображения является сложной задачей, чреватой рядом трудностей. Одним из них является то, что каждое изображение может иметь несколько значений, мы видели четыре ранее, и, вероятно, их больше. Какие из них взяты, зависит от зрителя. Значение выводится из словаря , который является совокупностью знаний зрителя. Одна лексика стимулирует несколько лексиконов, которые могут быть или не быть общими для зрителей. Так что смысл конструируется не только создателем, но и потребителем, и пересечением его лексикона со знаками, содержащимися в образе. Барт называет совокупность словарного запаса в человеке его/ее идиолект .
Еще одна трудность при анализе коннотируемых означаемых заключается в том, что не существует подходящего языка для их выражения или артикуляции. Общей областью означаемых коннотации является идеология , которая кажется странной, пока не заглянешь в словарь и не найдешь определение идеологии как «систематической совокупности понятий». Как мы можем говорить об этом, кроме как через язык, который сам является системой означающих и означаемых и, следовательно, подвержен всем вытекающим из этого двусмысленностям?
Барт называет означающие внутри определенного медиума (или «субстанции») коннотаторами . Таким образом, коннотации внутри изображения — это все визуальные элементы, которые можно использовать для коннотации означаемых. Весь набор таких коннотаторов — это риторика , поэтому риторика образа — это все визуальные элементы в изображении, которые можно использовать в качестве означающих. Он подчеркивает, что не все визуальные элементы являются коннотаторами, поэтому в кадре всегда остаются чисто обозначенные элементы.
Главным моим вопросом при просмотре текста был вопрос о том, насколько этот подход к анализу изображений распространяется на нерекламные изображения. Рекламные изображения имеют в своей основе четкую преднамеренность — они созданы для передачи определенных значений и конкретных сообщений — и Барт откровенно говорит о том, что именно поэтому он использует их. Мы можем использовать подход Барта, чтобы понять, как это работает, но как насчет других жанров фотографии? Например, случайные снимки могут не иметь коннотаций, связанных с ними со стороны создателя, но могут мобилизовать определенный лексикон внутри зрителя, который конструирует очень специфическое значение, непреднамеренное создателем. Имеет ли это значение? Аналогичные вопросы возникают и в отношении документальных фотографий. Создатели документальных изображений имеют дело исключительно с денотатом? то есть вот картина того, что произошло, что я хочу показать вам. Или они сознательно (или бессознательно) также вкладывают коннотации?
Один из жанров фотографий, который, возможно, близок к рекламным изображениям в том смысле, что в них присутствует явная интенциональность смысла, — это рекламные фотографии музыкальных групп. Они явно созданы для того, чтобы донести до зрителя определенные сообщения и, как правило, пытаются «что-то сказать» о группе. Изображение ниже представляет собой рекламный снимок давней (но ныне несуществующей) инди-рок-группы из Огайо Guided By Voices. Я подумал, что было бы интересно попробовать применить методы Барта для распаковки сообщений, содержащихся в этом.
Guided By Voices
Во-первых, нет никакого реального лингвистического сообщения , связанного с этим, кроме подписи, которую я вставил с названием группы. Однако почти наверняка это изображение будет иметь связанный с ним текст в любом контексте, в котором оно используется. Это может быть текст с информацией о группе, концерте, выпуске пластинки и так далее. Этот текст будет использоваться как ретранслятор , поскольку он будет предоставлять дополнительную информацию, не предоставленную самим изображением.
С точки зрения , обозначенного изображением , мы можем определить здесь ряд вещей, и все они очевидны. В Guided By Voices пятеро человек, у одного крайне опрометчивая прическа, у другого рубашка в синюю полоску и так далее.
Я думаю, что в образе , связанном с , также задействовано довольно много значений, и сейчас я попытаюсь их разобрать.
- Состав участников группы в кадре кажется случайным, их одежда сомнительна — вместе они означают принадлежность к определенному эстетика бездельника , которая считала бы себя очень отличной от мейнстрима рок-музыки. Это говорит о том, что они не слишком заботятся о том, чтобы сделать эту фотографию, и, следовательно, не должны ассоциироваться с основной музыкальной индустрией, которая полагается на имидж и профессионализм.
- Сигарета, свисающая изо рта, и спотыкающаяся поза двух участников группы впереди означают пьянство и это соответствовало бы имиджу группы, известной своими пьяными выступлениями и развратным образом жизни. образ, который они активно культивировали сами.
- Близкое расположение четырех участников слева и, в частности, поза, обнявшая плечо, означает банду . Опять же, это отражало бы тот факт, что они были сплоченной группой друзей, которые выросли вместе.
- Однако участник группы справа стоит немного в стороне и в стороне от остальных. Это Роберт Поллард, главный автор песен и творческая сила. Его обособленность означает 90 568 расстояние и различие 90 570 и, возможно, 90 568 превосходство по отношению к остальной части группы, что опять-таки очень соответствовало бы истории группы, поскольку Поллард будет постоянным ядром группы на протяжении всей их карьеры и напишет большую часть их гигантского каталога песен. Выражение его лица, кажется, почти предполагает неодобрение и на самом деле, вскоре после того, как была сделана эта фотография, он уволил всю группу и заменил их другими музыкантами.