Разное

Урок 10 класс многозначные слова и их употребление: “Многозначные слова и их употребление”.

Однозначные и многозначные слова, уроки по русскому языку 10 класс

Қызылорда облысы, Қармақшы ауданы, Ақжар ауылы,
№ 28 орта мектебінің орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Жақпанова Асемкүл Өмірбекқызы

Урок русского языка 10 класс
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Познавательная: систематизировать и обобщить знания учеников о многозначных и однозначных словах, уметь составлять словосочетания, предложения
Практическая: учить определять в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; приобретение навыков работы со словарём.
Работа по развитию речи: пополнение словарного запаса учащихся.
Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, уважение к родному языку, вызвать интерес к урокам русского языка.
Развивающая: развивать внимание, образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
Метод обучения: проблемный (исследовательный).


Используемые методы оценивания: словесная оценка ( устная обратная связь), взаимооценивание, формативный опрос
Форма работы: групповая (работа в малых группах, работа в парах)
Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, презентация «Однозначные и многозначные слова», тексты

Ход урока:
І. Организационный момент
Приветствие учителя. Знакомство с целью урока.
ІІ. Разминка

IIІ. Психологическая подготовка к работе на уроке.
Метод – слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение лексики – одного из самых интересных разделов науки о языке.
Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского ученого Рене Декарта: «Определяйте значения слов – и вы избавите мир от половины его заблуждений». Вот так и мы с вами, употребляя слова на письме и в речи, должны хорошо знать их лексическое значение, чтобы достичь взаимопонимания.
Сегодня мы с вами на уроке как раз и поговорим подробнее об однозначных и многозначных словах. У вас, наверное, возникает вопрос, для чего в языке существуют многозначные слова? Казалось бы, люди только усложняют себе жизнь, называя одинаковыми словами разные предметы, явления и признаки.

Но наша речь всегда должна быть точной, емкой и выразительной. Если бы на каждое значение многозначного слова мы бы отводили отдельное слово, у нас бы не хватило памяти, чтобы все это заучить. Так что, многозначные слова придуманы для удобства общения между людьми.

ІҮ. Работа с иллюстрацией.
Посмотрите на экран.
Что изображено на экране?

С какой темой из раздела «Лексикология» познакомимся на уроке?
(Запись темы в тетради).
Что изображено на иллюстрации к теме «Однозначные и многозначные слова»?
Какое слово вы повторили несколько раз? (Ручка).
Как вы думаете, почему?
Наводящие вопросы:
Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх листа бумаги? (Ручка)

Как называется эта часть кресла? (Ручка)
Как называется приспособление на двери? (Ручка)
Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства пользования им? (Ручка)

В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.

Ручка – 1. Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка. 2. Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла.
3. Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера, стержня. Шариковая ручка.
Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.

Как будет называться такое слово? (Многозначное).
А с одним лексическим значением? (Однозначное).
Ү. Деление учеников на группы. KСELL, ACTIV, BEELINE
Ү. Выполнение устной работы. Работа по тексту: чтение текста, обсуждение в группе и защита постера. Но для начала я хотела бы озвучить критерии, по которым будет проверяться данная работа.

Учитель озвучивает критерии оценивания.
1. Раскрытие темы «Многозначность слова»
2. Умение графически изобразить на постере.
Текст для учеников І группы.

Слова, составляющие словарный состав языка, бывают однозначными, т. е. имеющими одно лексическое значение, и многозначными, имеющими два и более значений. Однозначных слов, таких как кувшин, завидовать, скворец, суффикс, в русском языке не очень много. В качестве примера слов, которые по своей роли в языке должны быть однозначными, можно привести термины. Гораздо больше в языке многозначных слов. Все их значения фиксируются и объясняются (толкуются) в толковых словарях.

Назар аударыңыз! Жасырын мәтінді көру үшін сізге сайтқа тіркелу қажет.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Однозначные и многозначные слова»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Однозначные и многозначные слова»

подготовила

учитель начальных классов

Пономаренко Елена Николаевна

2012 год

КОНСПЕКТ УРОКА

КЛАСС: 2 «Б»

ПРОГРАММА «Начальная школа XXI века»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ: русский язык

ТЕМА УРОКА: Слова однозначные и многозначные

ЦЕЛЬ УРОКА: организация совместной деятельности учащихся с целью знакомства с многозначными и однозначными словами.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений детей о многозначных и однозначных словах;

  • обеспечить усвоения учащимися умения различать многозначные и однозначные слова, правильно использовать их в речи;

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи.

  • С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др., Русский язык: Учебник для 2 класса. Ч. 1. . – М.: «Вентана-Граф», 2011г., 2 класс;

  • презентация к уроку;

  • карточки для групповой работы .

СТРУКТУРА УРОКА:

I. Организационный момент. Была сделана установка на подготовку учащихся к уроку: эмоциональный настрой на работу на уроке данной формы.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. Была проведена минутка чистописания, которая одновременно вводила ребят в урок и способствовала обеспечению готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

III. Этап мотивации и целеполагания. На данном этапе перед учащимися была поставлена проблема. Детьми сформулирована тема урока и определены задачи исследования.

IV. Этап усвоения знаний и способов действий. В результате проведенных самостоятельных исследований и обращения к научным источникам ( учебнику), были усвоены новые знания.

V. Этап встраивания нового материала в систему знаний. На данном этапе были созданы условия для применения усвоенных ранее знаний и способов действий при выполнении групповых заданий.

VI. Этап подведения итогов урока.

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. На этом этапе был подведён итог урока. Дана словесная оценка работы класса на уроке и отдельных учащихся.

VII. Этап рефлексии.

Рефлексия, проведенная в конце урока , показала, что учащиеся с удовольствием работали на уроке и получили удовлетворение от своей работы.

VIII. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание не вызвало у учащихся вопросов, так как тема урока была усвоена.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость общения друг с другом и радость в открытии новых знаний.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

А) Чистописание.

Учитель: Начинаем урок с чистописания. Пишем буквы, состоящие из полуовалов, Какие это буквы?( Сс Ээ) (на доске открывается образец)

Запишите число, классная работа и пропишите данные буквы (прописывают)

Б) Словарная работа. Сегодня в словарной работе мы познакомимся с написанием слов, которые вы угадаете по лексическому значению.

СЛАЙД 2,3

1. Птица с белыми крыльями, очень подвижная, издающая характерный крик-стрекотание …. сорока

СЛАЙД 4,5

2. Буро-серая птичка, отличающаяся красивым пением … соловей

Учитель: Вспомните еще словарные слова-названия птиц (воробей, ворона) (записывают)

III. Этап мотивации и целеполагания.

Учитель: Чтобы приступить к изучению новой темы, я хочу убедиться, что вы хорошо помните ранее изученный материал. А проверим это устно выполняя тест. Выберите верный вариант ответа.

СЛАЙД 6

( на экране появляются вопросы, я читаю, дети отвечают фронтально)

1.Какие буквы из указанных названы неверно?

а) б (бэ) б) г (гэ) в) с (сэ)

СЛАЙД 7

2.Укажите слово, в котором звуков столько же, сколько букв.

а) рожь б) чашка в) юла

СЛАЙД 8

3.Какой из данных звуков является шипящим?

а) [ж ] б) [ г] в) [л ]

СЛАЙД 9

4. В каком слове пропущена буква И

а) св…тло б) т…пло гр…бной

СЛАЙД 10

5. В каком слове ПО является приставкой

а) поход б) пояс в) порог

СЛАЙД 11

6 . Определите слово, которое соответствует лексическому значению «Очень мелкий дождь»

а) ливень б) град в) изморось

Учитель: Напомните, что такое лексическое значение?

Учащиеся: (то, что обозначает слово, его толкование)

Учитель: Молодцы. Вы готовы к изучению новой темы. И начнем мы с задания для групп.

Учитель: По лексическому значению угадайте слово

1. 1. Металлическое приспособление для отпирания и запирания замка.

2. Металлическое приспособление для отвинчивания гаек и болтов

3. Бьющий из земли источник ( ключ)

Учитель: Почему толкования разные, а вы назвали одно и то же слово?

Учащиеся: (слово имеет несколько значений)

Определите тему нашего урока

Учащиеся: ( многозначные слова)

Учитель: Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи? Что мы должны узнать?

Учащиеся: ( что такое многозначные слова, как их употреблять в речи)

Учитель: Да, сегодня мы будем исследовать многозначные слова и попробуем все это узнать.

IV. Этап усвоения знаний и способов действий.

Учитель: Итак, начинаем наше исследование.

Откройте учебники и прочитайте стихотворение А. Барто

«Разговор с дочкой» (читает один учащийся)

Учитель: Почему дочка не поняла маму?

Учащиеся: ( она подумала о другом значении слово теплота)

А где мы можем уточнить значение слова?

Учащиеся: (В толковом словаре.)

Учитель: Кто хочет найти значение этого слова в Интернете? (вызываю двух человек)

Учитель: А мы найдем его значение в нашем толковом словарике (дети ищут толкование слов)

Учитель: Это слово однозначное или многозначное? Почему?

Учащиеся: (два значения)

Учитель: Какая статья подходит к нашему стихотворению?

Учащиеся: ( вторая)

Учитель: А какие ещё значения нашли ребята в Интернете? (зачитывают)

Учитель: Выпишите это слово в тетрадь и запишите то значение, которое употреблено в стихотворении.

Сделайте вывод. Какие слова называются многозначными?

Учитель: Молодцы. Продолжить наше исследование мне помогут ребята. ( выходят 4 человека. Один говорит: «Подайте мне ручку». А ребята подают ему шариковую ручку, свою руку, дверную ручку)

Почему ребята не поняли, что именно надо подать? ( не знали, какую именно ручку)

Учитель: А как же надо поступать, чтобы тебя понимали?

Учащиеся: ( уточнять, что именно

Учитель: Вот мы с вами и пришли ко второму выводу.

Физминутка

V. Этап встраивания нового материала в систему знаний.

Учитель: Сейчас вы будете выполнять в группах важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу, умете ли правильно употреблять в речи многозначное слово. Соберитесь в группы ( по цветам, стикеры,

Группа становится в том месте, где прикреплен большой цветной лист)

Задание. В толковом словарике найдите слова и устно составьте предложения с разными значениями (масло, свежий, свет, острый, наказать). (После выполнения задания каждая группа озвучивает свои предложения, стоя на тех же местах).

Учитель: Вы правильно выполнили задание. Теперь займите свои места и каждый запишите одно предложение своей группы с любым значением.

Учитель: Следующее задание выполняете в парах. Составьте самостоятельно устно толкование данных слов. Пейзаж – 1 ряд, каша- 2 ряд, глава- 3 ряд.

(Проверка )

Учитель: А теперь сверьте свое толкование и толкование в учебнике.

Учитель: Вы выполняли сложное задание, а теперь поиграем. Внимание на экран. (фронтальная работа)( нашедшие выбегают к доске, показывают пары)

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13 2 задание. Найдите многозначное слово.

VI. Этап подведения итогов урока.

Учитель: Подведем итоги наших исследований. Сделаем выводы, что узнали о многозначных словах или какие задачи решили?

VII. Рефлексия.

Учитель: Как вы думаете, все ли мы узнали сегодня о многозначных словах?

Учащиеся: Нет, что-то предстоит еще узнать на следующих уроках.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Не забудьте посмотреть в тетрадь. Учащиеся: (Ребята оценивают себя в тетради. Если все ясно и понятно было на уроке, на полях карандашом ставят « +», если есть некоторые вопросы – + , если непонятно многое – «?».)

VIII. Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Домашнее задание вам по выбору.

1. Записать толкование 2-3 многозначных слов и составить с ними предложения.

2. у. с.28, упр 2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:

1. Литература

  • Волина В.В. Я познаю мир. – М.: АСТ, 1997. – С.207-208.

  • Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Секреты орфографии. – М.: «Просвещение», 1991. – С.116, 124.

  • Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – С. 179.

  • Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык в начальной школе. Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения. – М.: «Вентана-Граф», 2007.

  • список использованных Интернет-ресурсов

http://www.lenagold.ru/

6

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. многозначное слово слово, имеющее более одного значения

  2. многозначность слов; многозначный

  3. педантичный, отмеченный узким фокусом или демонстрацией обучения

  4. 08″>

    многосложное слово слово, состоящее более чем из трех слогов

  5. полицейский птица большая преимущественно белая австралийский аист

  6. целостность Неразделимая или неразрывная целостность, в которой нет ничего лишнего

  7. многозначное слово слово, имеющее более одного значения

  8. слово-портмоне новое слово, образованное путем соединения двух других и объединения их значений

  9. многозначное слово, имеющее более одного значения

  10. восстановительная стоимость текущая стоимость замены основного средства новым равноценным по эффективности

  11. 9″>

    семантика изучение значения языка

  12. пластическое искусство искусство формообразования или лепки; резьба и скульптура

  13. семантическая роль (лингвистика) основная связь, которую компонент имеет с главным глаголом в предложении

  14. стопохождение на всей подошве стопы

  15. семантическая ошибка ошибка в логике или арифметике, которая должна быть обнаружена во время выполнения

  16. центр трудоустройства офис, который находит подходящую работу для заявителей

  17. Pinus monticola высокая сосна из западной части Северной Америки с толстой сине-зеленой хвоей; кора серо-коричневая с прямоугольными пластинами при созревании

  18. 72″>

    семантика или отношение к значению или изучение значения

  19. начальник полиции женщина-полицейский

  20. септаккорд трезвучие с добавленной септаккордом

Английский 11 Урок 10. Словарь

Учим слова с помощью карточек и других упражнений

Другие учебные занятия

Практика Ответьте на несколько вопросов по каждому слову. Используйте это, чтобы подготовиться к следующему тесту! Vocabulary JamСоревнуйтесь с другими командами в режиме реального времени, чтобы увидеть, кто правильно ответит на большинство вопросов! Проверка орфографии Проверьте свою орфографическую хватку. Прочитайте определение, послушайте слово и попробуйте написать его!

Инструменты для обучения

Викторина Создавайте и назначайте тесты своим ученикам, чтобы проверить их словарный запас.

Назначайте занятия Назначайте учебные задания, включая практику, Vocabulary Jams и Spelling Bees, своим ученикам, и следите за их прогрессом в режиме реального времени.

  1. амбивалентность

    смешанные чувства или эмоции

    Скотта двойственное отношение к принятию новой работы откладывает его решение.

  2. воспользоваться

    использовать в своих интересах

    Мистер Мальдонадо сам воспользовался информацией для потребителей, прежде чем решить, какой автомобиль купить.

  3. воспользоваться

    быть полезным, быть полезным

    Наши усилия по спасению дома во время урагана оказались тщетными.

    использовать .

  4. эквивалент

    по сути сравнимо с чем-то

    И 100 сотрудников, работающих неполный рабочий день, считаются эквивалент до 50 штатных сотрудников.

  5. оценка

    оценка стоимости чего-либо

    Мисс Джонсон оценка пьесы была пренебрежительной.

  6. проявлять

    дать выражение

    Вместе исполнители проявляют легкую, юмористическую энергию, как ласковые, но озорные братья и сестры. New York Times (16 марта 2012 г.)

  7. недействителен

    больше не является юридически приемлемым

    6-летний ребенок продемонстрировал невероятный музыкальный талант для такого юного возраста.

  8. недействителен

    больше не является юридически приемлемым

  9. бесценный

    обладающий неисчислимой денежной или интеллектуальной ценностью

    Найт сказал, что игра против Южной Африки доказала бесценный в плане подготовки к турниру. BBC (28.01.2013)

  10. преобладать

    продолжают существовать

    “Франция благодарит всех тех, кто в Мексике, а также здесь, дома, боролся за то, чтобы правда и справедливость победит , — сказал он.

  11. преобладать

    быть больше по количеству, количеству, силе, статусу или важности

    Будучи школьным бегуном, он не был особенно быстрым, но превзошел в беге на длинные дистанции, чем дольше, тем лучше, с замечательной выносливостью и абсолютной решимостью.

  12. прощальный

    прощальная речь

    Оба ученика дали прощальных речей на выпускном 13 мая.

  13. победить

    поражение в соревновании, гонке или конфликте

    Пока, по крайней мере, Apple удалось победить всех претендентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *