Разное

Упражнения на запоминания 4 класс: Окружающий мир 4 класс.Задание:Придумайте упражнение на запоминание.

Содержание

Сборник упражнений “Развитие памяти младших школьников”

Упражнения для развития памяти младших школьников

Упражнения на развитие зрительной памяти

Запоминаем зрительно

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале. На это и направлены предлагаемые нами задания.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки.

Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

«Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

 

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян.

Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

«Опиши картинку»

Для занятия вам потребуются любые незнакомые для ребенка картинки. Это могут быть иллюстрации к книгам или вырезки из журналов. Желательно, чтобы на картинке было не менее 5—6 предметов.

Ребенок должен в течение 30 секунд внимательно рассмотреть картинку, стараясь в деталях запомнить то, что на ней изображено, и вернуть ее ведущему. После этого ребенок, закрыв глаза, пробует представить картинку перед своим мысленным взором. А затем он должен максимально подробно описать то, что увидел и запомнил. По окончании рассказа вновь демонстрируется картинка и обсуждаются упущенные элементы изображения. В случае, если ребенок легко справляется с описанием простых картинок, вы можете давать ему наглядный материал посложнее, где больше мелких деталей и используются разные цвета.

Ваш сын или дочь, со своей стороны, тоже могут составить для вас аналогичные задания. Тогда их целью будет проверка вашего рассказа, что тоже для них полезно, занимательно и поучительно.

«Фигуры»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 6 карточек, на каждой из которых изображено сочетание геометрических фигур.

Все 6 сочетаний имеют между собой визуальное сходство, но, тем не менее, отличаются друг от друга. Вы даете ребенку для запоминания одну из карточек на 10 секунд. После внимательного изучения он возвращает ее и с закрытыми глазами мысленно восстанавливает рисунок. В это время вы раскладываете перед ним все 6 карточек в произвольном порядке и предлагаете найти среди похожих ту, которую он запоминал. Нужно следить за тем, чтобы карточки с фигурами не были перевернуты при повторном предъявлении, иначе вид фигуры может измениться. Насыщенность и сложность сочетаний геометрических фигур на карточках зависит от возраста ребенка, его возможностей и длительности занятий по развитию зрительной памяти.

Мы приводим в качестве примера вариант средней сложности, подходящим для второклассников, которые имеют опыт выполнения подобных упражнений. По аналогии вы сможете сделать наглядный материал для этого упражнения на более простом или же усложненном уровне.

Вариант 2

Для занятия вам потребуются карточки, на каждой из которых будут изображены 3 комбинации геометрических фигур и знаков, а также лист бумаги в клеточку и карандаш.

Вы даете ребенку карточку, предупреждая о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. Далее ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем он должен нарисовать на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, ошибки обсуждаются. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения на развитие слуховой памяти

Запоминаем на слух

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка.

Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело». Мы же постараемся путем развития слуховой памяти достичь такого эффекта, чтобы дети не пропускали мимо ушей новые знания. Поэтому предлагаем использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

«Эстафета слов»

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты».

Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д. Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

«Что какого цвета?»

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку.

Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтыешары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

 

Вариант 2

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. Накоричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтымилепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зеленымилистьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

«Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

«Стоп»

Для занятия подготовьте тексты. Это могут быть отрывки из детских книжек, но лучше, чтобы текст был незнаком ребенку.

Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Тебе нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!» Для примера приведем фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания: «На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка.

Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Читайте текст выразительно, специально не выделяйте интонацией или паузами нужное предложение. Если ребенок не заметил предложение, увлекся содержанием или забыл задание, дочитайте отрывок до конца и обсудите задание. Для того чтобы справиться с заданием, нужна высокая концентрация и устойчивость внимания (выполняйте больше игр из главы «Шаг первый», затем вернитесь к этому заданию).

«Инопланетяне-2»

Для занятия вам потребуется словесный портрет инопланетянина, лист бумаги, карандаш.

Вы предлагаете ребенку внимательно прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его и как можно точнее нарисовать портрет на листе бумаги.

Вариант 1

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник, одним углом воткнутый в тело. На голове торчали две коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.

Вариант 2

На Землю прилетели инопланетяне. Одного из них видели прямо в центре города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны. Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.

При сопоставлении детского рисунка со словесным описанием инопланетянина учитывается наличие всех перечисленных частей тела, их форма и соразмерность. Упражнение можно выполнять и в усложненном варианте. Если ребенок без труда справился с рисованием одного инопланетянина, то можно зачитывать описание сразу двух фигур и предлагать нарисовать первого либо второго инопланетянина. Можно добавить в описание цвет. Если упражнение проводится в группе, то выполняется либо самопроверка при повторном чтении описания, либо рисунки собирает взрослый и потом проверяет и анализирует.

 

 

Игры на развитие двигательной памяти

Запоминаем движения

Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.

«Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

«Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.

Упражнения на развитие словесно-логической памяти

Запоминаем логически

В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать и совершенствовать. Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями. Программы большинства школьных предметов основываются на умении ученика работать с текстом: прочитать его, понять содержание, запомнить и пересказать. Поэтому для успешной учебы очень важно помочь ребенку научиться запоминать и воспроизводить тексты. Мы предлагаем упражнения, которые постепенно формируют навыки логического запоминания, начиная с работы со словом в первых заданиях, переходя к работе с несколькими предложениями и завершая работой с текстом. В этом разделе вы найдете задания, тренирующие основные способы запоминания текста: запоминание с помощью схемы, с помощью ключевых слов, с помощью системы вопросов, с помощью составления плана, с помощью восстановления деформированного текста. Мы предлагаем на простых и доступных примерах научиться использовать эти способы запоминания, а применять их ребенок будет при выполнении домашних заданий, связанных с работой с текстом.

«Группировка слов»

Для занятия вам потребуются карточки с цепочками из 12 слов.

Сначала дайте ребенку задание на карточке № 1: «Перед тобой карточка, на которой написано 12 слов. Сконцентрируй внимание, прочитай их и запомни». Когда ребенок прочитает слова и вернет вам карточку, попросите его повторить цепочку слов. Обсудите, сколько слов он запомнил. После этого проведите физкультминутку или подвижную игру (например, «Повторяй за мной»). Через 5—7 минут дайте ребенку карточку № 2, на которой слова написаны в 3 строчки, но их тоже 12, и запомнить надо все слова.

Сравните результаты, спросите ребенка, слова с какой карточки было легче запомнить. Безусловно, группировка слов по смыслу или по общему признаку облегчает запоминание. И это умение надо тренировать. Предложите ребенку перегруппировать слова карточки № 1 так, как это сделано в карточке № 2.

№ 1. Шкаф, листья, стол, лужа, диван, капля, дерево, кресло, почки, гроза, лес, дождь.

№ 2. Малина, клубника, смородина, черника; ручка, тетрадь, карандаш, линейка; лето, жара, солнце, июль.

Предлагаем еще варианты цепочек слов, на которых можно отрабатывать умение группировать слова.

Метель, пирог, февраль, рубашка, конфеты, сугроб, юбка, торт, платье, мармелад, брюки, мороз.

Река, магазин, футбол, океан, вратарь, ручей, покупки, гол, море, деньги, стадион, продавец.

Кастрюля, месяц, тарелка, веселье, год, смех, чашка, сутки, радость, сковорода, улыбка, час.

«Свяжи пару»

Для занятия вам нужно придумать пары слов, которые напрямую не связаны друг с другом по смыслу.

Для запоминания не смежных понятий полезно научиться объединять их. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложение, в котором пары слов будут соединены общей мыслью. Например, дана пара слов конфета — дерево. Нужно связать эти понятия между собой. «Хорошо было бы, если бы конфеты росли на дереве, как яблоки». Такое предложение вызывает яркий зрительный образ, и пару слов становится легко запомнить. Также выполнение этого упражнения развивает ассоциативное мышление, это поможет впоследствии выполнять задания из упражнения «Ассоциации».

Предлагаем связать такие пары слов: река — тетрадь, сумка — облако, машина — лес, бабочка — телефон, море — тарелка.

 

«Ассоциации»

Ассоциации — это один из способов запоминания материала. Ведь часто бывает так, что, увидев один предмет, мы вспоминаем и о другом. Тогда мы говорим, что второй предмет ассоциируется у нас в сознании с первым. Ребенку легче объяснить это на наглядном примере. Возьмите 4 картинки (например, сердце, часы, снежинка, молния) и разложите их перед ребенком.

Задание сформулируйте так: «Я буду читать тебе слово, а ты выбери и покажи мне одну из картинок, изображение на которой связано, то есть ассоциируется, с названным словом».

Слова: зима, любовь, время, гроза.

После выполнения задания спросите ребенка о том, по какому принципу он выбирал картинки, и объясните ему, что он сделал этот выбор благодаря ассоциациям. Далее можно переходить к самостоятельному выполнению упражнений.

Вариант 1

Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.

чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло

кошка —

аптека —

лес —

парта —

волосы —

ложка —

газета —

Вариант 2

Для ребенка сложнее воспринимать и запоминать абстрактные понятия. Поэтому в этом варианте упражнения мы предлагаем подбирать к абстрактным понятиям ассоциации с конкретными предметами и примерами. Составьте ассоциативные ряды к следующим словам:

спорт — стадион, телевизор, футбол, мяч, скакалка, урок физкультуры дружба — успех — юмор — радость — ложь — погода —

«Рисуем схему»

Для занятия подготовьте предложения, небольшие тексты, лист бумаги, карандаш.

Рисование схем — один из способов логического запоминания, которому обязательно нужно научить ребенка. Объясните, что схематический рисунок — это простейший набросок, который может быть понятен только автору. Сначала нужно показать ребенку, как делается схематический рисунок к одному предложению. Приведем примеры, используя которые можно научить ребенка схематически отражать содержание предложения (все схемы примерные, могут быть и другие).

У дороги растет большое дерево.

Мальчик катается на лыжах.

Сначала выполняйте упражнение вместе с ребенком. Когда он поймет суть задания, попросите его сделать схему к предложению самостоятельно. Затем предложите составить схему для двух предложений.

Небо затянуло черными тучами. Вскоре начался сильный

Когда навык рисовать схемы будет отработан на одном-двух предложениях, можно переходить к небольшим текстам. Цель упражнения — прослушав текст, схематически зарисовать его основное содержание. Затем, воспользовавшись схемой, пересказать текст. Лучше, если пересказывать текст ребенок будет спустя некоторое время, через 30—40 минут. Тогда будет понятно, что схема помогает и сохранить информацию в памяти, и воспроизвести ее.

Вариант 1

Бабочка-красавица

Был летний денек, солнце припекало все сильней. Бабочка- красавица расправила свои яркие крылышки и подставила их солнечным лучам. Она весело порхала с цветка на цветок и радостно напевала: «Ах, как чудесно! Ах, как прекрасно!»

Вдруг поднялся ветер, что-то громыхнуло вдали, и небо стало затягиваться тучами. Бабочка залепетала: «Ой, сейчас начнется дождь! Он намочит мои красивые крылья!» Цветочки хором ответили ей: «Не бойся, мы спрячем тебя под нашими лепестками».

Вариант 2

Превращения снежинок Зимой во время снегопада снежинки летят дружно, пританцовывая и кружась, особенно, если дует ветер. Падая на землю, они превращаются в сугробы и так лежат всю зиму, укутывая все вокруг белым покрывалом. И только весной, когда начинает сильно пригревать солнце, снежинки тают, превращаясь в водные потоки.

«Ключевые слова»

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.

Цель упражнения — научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его. Объясните ребенку, что ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты), события, их сущность и смысл.

Возможны два варианта работы над заданием: ребенок слушает текст, записывая в паузах ключевые слова или словосочетания, или читает текст самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова. Правильно сделанные выписки помогут запомнить факты и имена собственные, последовательность и сущность описываемых в тексте событий. В качестве примера предлагаем отрывок из сказки «Гуси-лебеди» о том, как девушка кинулась выручать братца, которого унесли гуси-лебеди.

Гуси-лебеди (отрывок)

…Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью, на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.

Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели. Наиболее распространенная ошибка при пересказе текста — непоследовательность изложения событий. В приведенном отрывке тоже легко можно допустить такую ошибку из-за большого количества описанных действий. Этого помогут избежать ключевые слова, если ребенок научится их выделять.

«Вопросы»

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений и вопросы к ним.

Отвечать на вопросы к тексту или к статье в учебнике ребенку предстоит на протяжении всех лет учебы. Важно научиться выполнять это задание правильно и понять, что ответы на вопросы помогают осмыслить содержание текста и таким образом лучше его запомнить, особенно когда ответ на вопрос подтверждается словами из текста. Такие упражнения выполняются и в устной, и в письменной форме. Ребенок может не только отвечать на предложенные вопросы, но и составлять вопросы к тексту самостоятельно.

«Составляем план»

Для занятия подготовьте отрывки из литературных произведений.

Еще один из способов словесно-логического запоминания — это составление плана текста. Предлагаем памятку, которая поможет ребенку научиться составлять план и пересказывать текст, используя план.

1. Прочитай текст, выпиши слова, которые тебе непонятны, и выясни их значение.

2. Если у текста есть название, то обдумай его, ответь на вопрос: «Почему текст так назван?»

3. Раздели текст на несколько смысловых частей.

4. Подчеркни в каждой части ключевые слова (см. упражнение «Ключевые слова»).

5. Задай к каждой части текста вопросы (см. упражнение «Вопросы»).

6. Озаглавь каждую часть текста, используя ключевые слова или вопросы.

7. Прочитай отдельно и перескажи каждую часть текста, отраженную в плане, мысленно рисуя картинки к содержанию (см. упражнения из раздела «Запоминаем зрительно»),

8. Перескажи весь текст целиком, используя составленный тобою план.

Воспользовавшись этой памяткой, можно легко запомнить учебный материал. Для отработки умения составлять план и пересказывать по нему текст можно использовать отрывки из литературных произведений.

«Путаница-1»

Для занятия вам потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.

Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Цель упражнения — проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2—3 дня.

Правила повторения

Повторение — важнейший способ запоминания материала. Так как мы говорим о логических способах запоминания, то речь пойдет не о механическом, а об осмысленном, активном повторении и его правилах.

Если нужно запомнить небольшой по объему материал (например, правило), то прочитай его, установи логические связи, затем повтори несколько раз подряд, мысленно создавая зрительную картинку. Затем повтори через 10—15 минут, через час. Чтобы лучше запомнить информацию, повтори материал еще через несколько дней, через месяц.

Если нужно запомнить большой по объему материал, то прочитай его полностью. Затем разбей на части, прочитывай и рассказывай по частям, используя все предложенные выше способы запоминания, повторяя по несколько раз. В конце расскажи материал полностью. Повтори через некоторое время. Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять.

Для долгого сохранения информации в памяти ее необходимо периодически повторять.

Предложенные нами упражнения помогут вашему ребенку овладеть основными способами запоминания. Если эти навыки будут отработаны, выполнение домашних заданий и восприятие учебного материала на уроке не вызовет у ребенка затруднений.

• Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.

• Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.

• Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.

• Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.

 

Упражнение 6. Запоминание текста. Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»]

Упражнение 6. Запоминание текста. Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»]

ВикиЧтение

Супертренажер мозга для развития сверхспособностей [Активизируй «зоны гениальности»]
Могучий Антон

Содержание

Упражнение 6. Запоминание текста

Внимательно прочитайте следующий текст три раза подряд (обратите внимание также на имя автора и название книги), затем закройте книгу, возьмите бумагу и ручку и запишите все, что запомнили. Не обязательно запоминать дословно – важно, чтобы вы запомнили и сумели воспроизвести на бумаге основные мысли этого отрывка. Затем откройте книгу и проверьте, насколько точно вам это удалось. Если вы недостаточно хорошо справились с заданием, перечитайте текст еще три раза и повторите попытку.

По прошествии нескольких часов попробуйте снова вспомнить отрывок (предварительно больше не перечитывая его). На следующий день проверьте, помните ли вы еще имя автора и название книги, и снова попытайтесь воспроизвести отрывок по памяти. Затем проверьте, что вам удалось запомнить, а что нет.

Итак, вот сам отрывок:

«СМИ в форме печатных изданий вошли в нашу жизнь почти сразу же после изобретения Гутенбергом в 1456 году наборного шрифта и печатного станка. Однако с появлением в XX веке электронных средств связи, в особенности телевидения, характер СМИ – а фактически жизни в целом – изменился коренным образом. За последние 60 лет телевидение преобразило повседневную жизнь людей больше, чем, возможно, любое другое изобретение в истории человечества. Печатные СМИ и радио также во многом изменились под влиянием телевидения, хотя оно и не стало им заменой. Своим основным источником удовольствия люди чаще всего называют просмотр телепередач, за которым, далеко отстав, следуют общение с друзьями, оказание помощи окружающим и использование отпуска». (Ричард Харрис, Психология массовых коммуникаций.)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Упражнение «Запоминание лиц»

Упражнение «Запоминание лиц» Ниже изображены три рисунка различных людей. Первое описание составлено в соответствии с основными характеристиками данными выше. Необходимо взять лист бумаги и записать самостоятельно характеристики остальным четырем лицам,

Упражнение «Запоминание имен»

Упражнение «Запоминание имен» 1. Выпишите из телефонного справочника восемь любых фамилий.2. Запомните их с помощью метода, описанного выше.3. Через пять дней попробуйте повторить эти фамилии.4. Возьмите для тренировки фамилии своих друзей и потренируйтесь на

Запоминание последовательностей

Запоминание последовательностей С необходимостью запомнить много последовательностей мы сталкиваемся в повседневной жизни регулярно, нам надо запомнить пункты своего доклада, необходимо запомнить то, что надо купить в магазине, то, что следует сделать в течение дня,

Запоминание людей

Запоминание людей Это самый сложный процесс развития памяти. Сложнее изучения иностранных языков, сложнее обработки текстов, запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем попросить их идентифицировать через десять минут, то результат будет

Запоминание

Запоминание Долгосрочных результатов можно добиться только в том случае, если люди запомнят вашу речь. А ведь они не всегда носят с собой блокнот или записную книжку, чтобы записать ваши слова. Так что вам придется говорить так, чтобы ваши слова отложились в их

Запоминание

Запоминание Надеюсь, вы помните, что память играет важную роль по трем причинам: нужно запомнить, что вы хотите сказать; нужно запомнить интересные факты, которые можно включить в разговор; нужно создать такую презентацию, которая запомнится

Запоминание и структура

Запоминание и структура Чтобы лучше запомнить большие объемы информации, наведите в них порядок. Один из самых эффективных способов упорядочить разрозненные данные – классифицировать их, уложив в древовидную структуру.Например, вам нужно запомнить, что находится на

Запоминание лиц и имен

Запоминание лиц и имен Разведчику важно научиться запоминать людей. Не только их имена и лица, но также внешность, что они любят, их хобби, привычки, слабости, прошлое – все, что в дальнейшем поможет установить контакт. Человек – существо социальное, поэтому способность

Упражнение 1. Запоминание цифр

Упражнение 1. Запоминание цифр Ниже расположены несколько строчек цифр. Ваша задача – поочередно запоминать и воспроизводить их, тратя на запоминание одной строки не более одной-двух секунд. Делается это так: положите линейку или лист бумаги сначала под верхней строкой,

Упражнение 4.

Запоминание картинок

Упражнение 4. Запоминание картинок В течение двух минут внимательно рассматривайте картинки, стараясь их запомнить. Чтобы это легче давалось, называйте картинки вслух. Затем закройте книгу и запишите все, что сумели запомнить. Если чувствуете, что запомнили очень мало,

Упражнение 5. Запоминание лиц и имен

Упражнение 5. Запоминание лиц и имен Вы видите перед собой двенадцать фотографий, под которыми значатся имена людей. Внимательно рассмотрите их. Каждой фотографии уделите около одной минуты. Старайтесь запомнить лицо и имя. Затем закройте первый рисунок и обратитесь ко

Упражнение 1. Разбивка текста на ключевые понятия

Упражнение 1. Разбивка текста на ключевые понятия Этот прием особенно поможет, если вам надо запоминать тексты, а у вас с этим трудности. Сделайте так: разбейте текст на маленькие кусочки и для каждого из них подберите ключевое слово. Выполните это упражнение на примере

Упражнение 3. Запоминание имен и фамилий

Упражнение 3. Запоминание имен и фамилий Это упражнение особенно подходит тем, кто плохо запоминает имена и фамилии при знакомстве. Есть несколько способов облегчить запоминание:• связать имя незнакомого человека с именем знакомого (например, запомнить, что его зовут

Упражнение 4. Образ, облегчающий запоминание

Упражнение 4. Образ, облегчающий запоминание Этот прием особенно подходит при изучении иностранных языков. Чтобы лучше запомнить иностранное слово, не учите его механически, а сразу создавайте в своем воображении яркий образ предмета, вещи, явления, называемого этим

Упражнение 5.

Запоминание по созвучию

Упражнение 5. Запоминание по созвучию Этот прием также хорошо подходит для запоминания иностранных слов. Вы можете заметить, что многие слова иностранных языков созвучны словам родного языка. Среди них есть так называемые «ложные друзья переводчика»: слова, кажущиеся

Игры и упражнения на развитие памяти у младших школьников

Плохая память у ребенка – ситуация нередкая. Но улучшить и развить ее – можно. Существует несколько эффективных методик развития памяти, которые подойдут младшим школьникам.

Содержание:

  • Виды памяти
  • Как работает наша память?
  • Как улучшить долговременную память?
  • Как тренировать слуховую память?
  • Как тренировать зрительную память?
  • Как тренировать ассоциативную память?
  • Улучшаем память школьника
    • Организуйте правильный отдых
    • Организуйте правильное питание

Виды памяти

Специалисты выделяют разные виды памяти по нескольким критериям. По длительности она бывает кратковременной, долговременной и оперативной. В первом случае человек очень легко запоминает что-то, но и при этом столь же легко ее забывает. Долговременная память отвечает за то, чтобы данные хранились в памяти долго, а оперативная – за то, чтобы информация удерживалась в нашем мозгу некоторое время, а потом “уходила”, в том числе и потому, что стала ненужной.

По варианту участия человека в запоминании память бывает:

  • непроизвольная – запоминание происходит без усилий;
  • произвольная – требуются некоторые мыслительные усилия;
  • непосредственная – информация запоминается буквально механически, без “включения” мышления;
  • опосредованная – человеку нужно выстроить логическую цепочку, осмыслить полученные данные, только тогда они запомнятся.

По типу выделяют память слуховую, зрительную, двигательную, образную. Последняя также известна как эмоциональная или ассоциативная.

Как работает наша память?

В работе человеческой памяти выделяются три шага:

  • запоминание данных;
  • их хранение;
  • извлечение информации из памяти (воспроизведение).

Чтобы все три этапа функционировали без проблем, нужно сосредотачиваться на запоминаемом, повторять информацию, ассоциировать ее с чем-либо.

Как улучшить долговременную память?

Сделать это можно:

  • сравниванием между собой двух-трех объектов, нахождением в них сходств и отличий;
  • пересказом прочитанного, увиденного;
  • заучиванием наизусть сначала стихотворений, а затем небольших отрывков прозы.

Также помогут проговаривание скороговорок, разгадывание кроссвордов.

Как тренировать слуховую память?

Специалисты рекомендуют несколько эффективных упражнений для этого, которые подойдут для занятий в группах и один-на-один.

  • Добавьте следующее

    Первый участник произносит некоторое простое предложение, например, «Я беру в поход палатку». Следующий игрок продолжает: «Я беру в поход палатку и топор». Ход переходит к очередному участнику, который говорит: «Я беру в поход палатку, топор и котелок». Таким образом нужно построить максимально длинную фразу.

  • Запоминаем ритм

    Ведущий выстукивает карандашом или пальцами некую простую мелодию, второй должен повторить ее.

  • Поем песни чужими голосами

    Нужно петь знакомые композиции голосами героев фильмов, мультиков, известных певцов, стараясь как можно похоже передать тембр и интонационные нюансы.

  • Найди пару

    Сначала ведущий читает пары слов, например, стол – стул, учитель – ученик, ваза – цветы и т.д. Затем он произносит только одно любое слово из пары, а ученик должен вспомнить второе.

  • Ассоциации

    Перед учеником раскладывают несколько карточек с изображением животных, растений, предметов. Ведущий называет некоторое абстрактное слово, например, погода, одежда, поле, небо. Ребенок должен подобрать к каждому из них подходящую карточку: зонт к погоде, платье к одежде и т.д.

Как тренировать зрительную память?

Для улучшения зрительной памяти тоже существуют свои собственные упражнения:

  • Разноцветный ряд

    От трех до пяти карточек или других предметов разного цвета следует расположить в случайной последовательности, а затем перемешать. Ребенок должен правильно повторить цветной ряд.

  • Опиши картинку

    Это простое упражнение заключается в рассматривании картинки (достаточно 10 секунд) и последующем подробном описании ее.

Как тренировать ассоциативную память?

В качестве упражнений такого вида памяти можно использовать мнемотехнические тренировки, запоминание схем, таблиц. Можно назвать ребенку два не связанных по смыслу слов, например, самолет и зонтик. Ученик должен придумать короткую (в 1-3 предложения) историю с применением этих двух слов. Можно нарисовать картинку, в которых эти слова были бы объединены общим смыслом.

Улучшаем память школьника

Не стоит мириться с плохой памятью ребенка, ведь такое положение дел отрицательно сказывается на учебе и успеваемости. Нужно лишь приложить некоторые усилия.

  • Читайте качественную литературу

    Это занятие намного эффективнее, чем постоянное пребывание в соцсетях, мобильных играх или просмотр мультфильмов. Родители должны внушить ребенку, что чтение – это полезно и модно. Нелишним будет подарить школьнику электронную “читалку”.

  • Изучайте новое

    Можно освоить новый вид физической активности, заниматься в музыкальной школе, выбрать один из многочисленных видов рукоделия.

  • Увеличивайте словарный запас

    В этом поможет чтение книг, не менее эффективным станет узнавать каждый день какое-то новое слово. Это будет полезно не только ребенку, но и родителям.

  • Учите что-то наизусть

    Учить наизусть стоит не только стихотворения, заданные на уроке. Нелишним будет обратиться к внешкольной программе. Полезным будет заучивать отрывки прозы, а также числа: даты рождения знакомых, номера их мобильных телефонов.

Организуйте правильный отдых

В понятие “правильный отдых” входит сон длительностью не менее 8-9 часов в сутки, причем спать нужно в хорошо проветренной комнате, прогулки под открытым небом. Последние должны длиться 1-2 часа ежедневно. Это отлично стимулирует работу мозга и хорошо влияет на развитие памяти.

Организуйте правильное питание

Рацион школьника должен включать:

  • рыбу – ценный источник йода, фосфора, полезных жирных кислот;
  • яйца – они содержат помогающее сосредотачиваться вещество холин;
  • грецкие орехи – источник жирных кислот и лецитин, еще одного важного для памяти вещества;
  • брокколи – находящийся в этой капусте витамин К значительно улучшает работу мозга;
  • бобовые – фолиевая кислота и витамины группы В в их составе способствуют отличному функционированию памяти;
  • мед – полезная сладость, позитивно влияющая на работу головного мозга.

Ребенок должен пить достаточно воды, но только чистой питьевой, а не сладкой газировки.

Рейтинг: 5/5 – 2 голосов

7 забавных игр для развития памяти для детей

Игры для развития памяти тренируют мозг. Полезно думать о мозге как о мышце: чем больше мы тренируем его, тем сильнее он становится. Игры на память не только укрепляют мозг, но также повышают уровень внимания, способность читать и мыслить. Чем больше мы практикуем акт концентрации, которого требует любая хорошая игра для мозга, тем больше мы «тренируем мышцы».

7 веселых игр на память для детей

Ниже вы найдете 7 забавных игр для развития памяти для детей. Эта подборка словесных игр для улучшения памяти идеально подходит для того, чтобы помочь детям и учащимся повысить их способность запоминать важную информацию.

Реклама

1. Игра в рифмованные слова

Эта игра на развитие памяти помогает расширить словарный запас, в нее можно играть уже в первом классе.

  • Начните с простого предложения, подчеркнув одно слово. Например: «Чтобы играть в бейсбол, вам нужно летучая мышь ».
  • Следующий игрок отвечает, повторяя слово «летучая мышь» и добавляя рифмующееся слово. Например, он может сказать «летучая мышь, кошка».
  • Игра продолжается, и игроки повторяют каждую рифму. слово и добавить свое. Третий игрок скажет: «Летучая мышь, кот», а затем добавит еще одно слово, например, «шляпа». И так далее.
  • должны запоминать каждое произнесенное слово и придумывать новое свое.0018

Чтобы убедиться, что ваши маленькие ученики действительно совершенствуют свою игру в рифмование, ознакомьтесь с этими примерами рифмовки. Они охватывают различные типы рифм, в том числе созвучные рифмы, слуховые рифмы, идентичные рифмы и многое другое.

2. Игра в слова на память

Это хорошая игра для школьников второго класса и старше.

  • Перечислите набор слов на большом листе бумаги в определенном порядке. Поместите этот список на видное место, например, на доску.
  • Скажите участникам, что они должны запомнить точный порядок слов.
  • После того, как всем дали время запомнить приказ, закройте список.
  • На рабочем листе с пустыми ячейками попросите учащихся записать слова в порядке их появления.

Чтобы упростить игру, вы можете разместить банк слов на доске или на рабочем листе в перемешанном порядке, чтобы участники знали, из каких слов выбирать.

3. Игра на запоминание пропавшего предмета

Это еще одна замечательная игра, которую можно начать уже в детском саду.

  • Положите на поднос несколько обычных предметов, например ключи, ручку, губную помаду и ложку.
  • Разрешите своим ученикам изучить предметы.
  • Определите время, в течение которого участник должен изучать поднос. Младшим детям потребуется больше времени, в то время как дети постарше могут проверить свои способности за более короткие промежутки времени.
  • Когда время истечет, накройте лоток и тайком достаньте один из предметов.
  • Откройте поднос и спросите детей, чего не хватает.
  • Каждый, кто сможет вспомнить пропавший предмет, получит небольшое угощение.

Реклама

4. Игра «Деньги на память»

Это отличная игра, в которую можно играть в классе, дома или во время путешествия в самолете или поезде. Действительно, в нее можно играть везде, где есть поднос или стол. Так как мы начинаем обучать навыкам обращения с деньгами в первом классе, тогда вы можете подумать о том, чтобы представить эту игру.

  • Соберите несколько монет для себя и игроков.
  • Положите восемь монет на поднос. (Вы можете использовать другое число, если хотите.)
  • Разложите монеты определенным образом, например, три пенни в верхнем ряду, четыре пятицентовых монеты внизу и одна четвертак внизу.
  • После того, как расстановка установлена, покажите игрокам порядок и размещение. Дайте им время изучить его.
  • Накройте или удалите монеты.
  • Из своего набора монет игроки должны выложить те же самые монеты в том же порядке, в каком они появились на подносе.
  • Каждый раз меняя порядок монет, эта игра может продолжаться вечно!

Во время игры не стесняйтесь использовать несколько идиом о деньгах.

5. Поезд памяти

Это классическая игра, в которую можно играть, когда у учащихся начинают укрепляться воспоминания. Третий или четвертый класс — хорошее время, чтобы поставить эту классику в ротацию. Это игра на память, которая проверяет память с помощью длинного списка предметов.

  • Начните игру, сказав: «Я уезжаю в отпуск и собираю чемодан. Я беру…»
  • Выберите первые элементы. Возможно, вы скажете: «Я еду в отпуск и пакую чемодан. Я беру зубную щетку».
  • Следующий человек в очереди должен повторить начальную строку, ваш пункт и добавить свой. Итак, они скажут: «Я уезжаю в отпуск и пакую чемодан. Я беру свою зубную щетку и пижаму».
  • Каждый игрок по очереди будет повторять уже перечисленные предметы и добавлять свои. Если игрок не может вспомнить предмет или говорит не тот предмет, он выбывает.
  • Остальные игроки продолжают, пока не останется только один.

Другие игры, подобные этой, можно найти в этих словарных играх для групп.

Реклама

6. Игра-рассказчик

Эта игра похожа на поезд памяти. Однако по ходу игры он становится все более сложным. Таким образом, игра-рассказ больше подходит для учащихся четвертого или пятого классов.

  • Игроки садятся в круг.
  • Один участник начинает рассказывать историю с вступительной строки. Они могут сказать: «Жила-была волшебная принцесса с рыжими волосами».
  • Следующий игрок должен дословно повторить эту строчку и продолжить историю. Итак, следующий игрок может сказать: «Жила-была волшебная принцесса с рыжими волосами. Она водила розовую машину».
  • Игрок после этого должен дословно повторить оба предложения и добавить еще одно.
  • История продолжает развиваться по мере того, как вы идете по кругу. Конечно, последнему человеку будет труднее всего запомнить всю историю и точно ее повторить.

7. Игра «Собери список слов»

Списки слов хорошо подходят для игр на память. Механическое запоминание, предлагаемое списками слов, заставляет наш мозг активно вспоминать. Имея солидный список словарных слов, вы можете создать игру на соответствие из карточек.

  • Распечатайте или напишите от руки два набора карточек.
  • Это могут быть два набора одинаковых слов, поэтому игроки должны найти пары. В качестве альтернативы это могут быть слова, которые каким-то образом сочетаются друг с другом (например, противоположности), поэтому игроки должны найти соответствующие пары.
  • Разложите карты лицевой стороной вниз.
  • Игроки по очереди пытаются найти спички.

Используйте шаблон ниже, чтобы создать свой собственный набор карточек уже сегодня! Загрузите файл шаблона в формате PDF. Затем вы можете ввести свои слова перед печатью или распечатать словарные слова и написать их от руки. Для детей младшего возраста вы можете добавить пары картинок и соответствующим образом пометить их.

Просмотреть и скачать PDF

Здесь, в YourDictionary, у нас есть обширные списки слов, которые вы можете использовать для своих карточек: простые слова из трех букв, слова для описания музыки, собирательные названия животных. Списки продолжаются!

Для изучения алфавита у нас есть списки “Слова, начинающиеся с…”. Начните с «Глаголы, начинающиеся с буквы А». Вы можете выбрать новую букву, которую ученики будут изучать каждый день. Рассмотрите возможность работы с алфавитом и с прилагательными, начинающимися с буквы А.

Реклама

Развивайте мышцы мозга

Мы надеемся, что вы получите удовольствие, исследуя бесконечные глубины своего мозга с помощью этих игр на запоминание. Помните, чем больше мы тренируем свой мозг, тем сильнее и выносливее он становится. Разве не было бы здорово иметь молниеносный отзыв?

Перед тем, как начать свое путешествие по наращиванию силы, прочтите «Типы памяти». Это поможет вам извлечь максимальную пользу из кратковременной и долговременной памяти ваших маленьких учеников!

Штатный писатель

12 игр и заданий на развитие слуховой памяти для подготовки ребенка к чтению

  • Поделиться
  • Электронная почта

Слуховая память, которая является частью слухового восприятия, является важной способностью справляться с трудностями и преуспевать в школе.

Что такое слуховая память?

Слуховая память является одним из аспектов слухового восприятия. Это включает в себя способность запоминать услышанное и вспоминать его позже.

Слуховое восприятие — это процесс, позволяющий мозгу интерпретировать услышанное.

Вот другие ключевые аспекты, составляющие слуховое восприятие:

Слуховое различение — это способность понимать то, что слышно, и замечать сходства и различия в звуках.

Слуховая последовательная память — это способность запоминать, какие звуки или слова были первыми, средними и последними.

Слуховой анализ означает способность разлагать слова на их звуки. Это необходимо для того, чтобы научиться произносить слова, чтобы читать или писать по буквам.

Слуховой синтез очень похож, но это процесс соединения звуков в словах.

Слуховое различение переднего плана и фона включает в себя концентрацию на одних звуках и устранение других на заднем плане.

Как слуховая память влияет на чтение

Слуховая память важна, потому что ваш ребенок должен ее развивать, чтобы понимать, что он слышит, и следовать указаниям и двухчастным инструкциям в школе.

Помимо общей успеваемости в школе, слуховая память также является важной частью развития слухового восприятия , которое в значительной степени определяет способность к чтению.

Ребенку необходимо научиться запоминать звуки и работать со звуками, чтобы правильно расшифровывать слова при чтении и написании. Таким образом, формирование слуховой памяти является важным навыком, предшествующим чтению .

12 упражнений для развития слуховой памяти

Вот 12 игр для развития слуховой памяти, в которые можно поиграть с ребенком! Каждый поможет им должным образом развить этот жизненно важный навык, чтобы преуспеть в школе, будь то в чтении, языке или математике.

1. Бинго

Разместите на доске картинки или слова. Не показывай им, что ты называешь; произносить только слово вслух. Они должны использовать свою слуховую память, чтобы знать, какой квадрат нужно покрыть.

Вы можете сделать это как простым, так и сложным в зависимости от потребностей вашего ребенка. Вы можете описать объект или вещь, и они должны слушать, чтобы понять, о каком квадрате вы говорите.

2. Музыкальные стулья

Музыкальные стулья — это веселая игра, которая понравится детям любого возраста. Расставьте стулья по кругу так, чтобы на один меньше, чем играющих людей. Включите музыку и пройдитесь вокруг стульев. Всякий раз, когда музыка останавливается, все спешат найти стул.

Человек, у которого нет стула, выбывает. Эта игра включает в себя прослушивание музыки, чтобы услышать, когда она останавливается.

3. Записанные звуки

Записывайте различные звуки по дому. Если у вас есть домашнее животное, запишите его звук, звук посудомоечной машины, фена и т. д. Проиграйте эти записи своему ребенку и попросите его определить, что это за звук.

Это позволяет им вспомнить то, что они уже знают, и запомнить, чтобы распознавать различные звуки.

4. Поиск сокровищ

Спрячьте что-нибудь, что нравится вашему ребенку, будь то лакомство или забавная игрушка. Затем сообщите им подсказки о том, где найти их сокровище.

Цель состоит в том, чтобы в конечном итоге дать несколько инструкций одновременно, чтобы их было труднее запомнить.

5. Спой песню

Попросите ребенка выучить новую песню. Тогда пусть они споют это для вас! Вы также можете выучить новые детские стишки или стихотворение. Это активирует их слуховую память, когда они пытаются вспомнить слова.

6. Память последовательностей

Перечислите элементы и попросите ребенка назвать их в правильном порядке. Это могут быть числа, слова и т. д. Начните с малого и посмотрите, сколько их получится подряд. Это также поможет их последовательной слуховой памяти.

Вот еще задания для дошкольников.

7. Рисование

Выберите что-нибудь, чтобы ваш ребенок начал рисовать. Расскажите им каждый шаг, чтобы успешно нарисовать картинку, иногда добавляя инструкции из двух частей.

Устно расскажите им инструкции, чтобы они поработали над умением слушать и запомнили порядок ваших инструкций.

Примеры:

  • Нарисуйте дом на холме
  • Нарисуйте 2 окна в доме и добавьте красную крышу
  • Нарисуйте 2 облака в небе

Вот несколько замечательных идей по рисованию направлений.

8. Цепные игры

Это еще одна веселая слуховая игра, в которую можно играть с ребенком. Начните со слов «Я пошел в магазин и купил…» и добавьте один пункт. Затем ваш ребенок повторяет эту фразу — что вы купили — и затем добавляет элемент в список.

Продолжайте добавлять элементы, пока один из вас не забудет какой-либо предмет. Это помогает им укрепить слуховую память, когда они пытаются запомнить длинный список предметов. Обязательно перечисляйте только те предметы, которые они знают.

9. Принимать сообщения

Попросите вашего ребенка передавать сообщения другим людям в доме. Скажите что-нибудь вроде: «Скажи Джонни, что мне нужно, чтобы он забрал свои зеленые носки». Посмотрите, правильно ли ваш ребенок передает сообщение и включает ли он каждую деталь.

10. Помните, что вы слышали

Перед выполнением какого-либо задания или игрой скажите ребенку слово или фразу, которые он уже знает, и попросите его запомнить их. Затем поиграйте в игру. Это может быть любая деятельность. Можно поиграть с пластилином или поиграть в настольную игру.

После занятия попросите ребенка сказать вам, что это за слово или фраза. Это занятие способствует развитию долговременной слуховой памяти.

11. Story Time

Чтение вашему ребенку — простое занятие, но очень ценное.

Прочитайте вслух сказку. Посмотрите, сможет ли ваш ребенок запомнить части истории по мере того, как вы будете ее читать. В конце посмотрите, сможет ли она вспомнить, что произошло в начале истории. Задавайте вопросы о конкретных деталях, чтобы развить навыков мышления.

12. Телефон

Начните с того, что сядьте в круг. Один человек придумывает фразу и шепчет ее соседу. Затем каждый по очереди шепчет то, что услышал. В конце последний повторяет услышанное вслух.

Цель состоит в том, чтобы попытаться передать правильную фразу до конца. Часто этого не происходит, что делает эту игру полной веселья и смеха.

Попробуйте эти 12 замечательных игр вместе с ребенком. Вы не только весело проведете время и укрепите отношения, но и поможете им развить сильную слуховую память.

Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

Присоединяйтесь к Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также набор «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет.
Бесплатный доступ навсегда.

Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко и позволяет вам добавлять статьи в закладки для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

  • Поделиться
  • Электронная почта

25 Ученики четвертого класса ломают голову, чтобы скрасить ваш день!

У ваших учеников глаза остекленели? В вашем классе стало тихо? Вам кажется, что минуты просто тикают? Если это так, не волнуйтесь — мы все были там! Вот почему мы составили этот список мозговых расстройств четвертого класса, чтобы помочь вам поднять настроение!

1. Вы бы предпочли?

У них будет 10 секунд, чтобы выбрать один из двух вариантов. Затем у них есть 30 секунд, чтобы выполнить соответствующее действие!

2. Бананы!

«Очистить, очистить, очистить банан!»

3. Бум, Чика Бум

«Я сказал Бум, Чика Бум!»

4. 12 иллюзий, которые проверят ваш мозг

Что видите вы и ваши ученики?

5.

ЭТО или ТО — Еда Издание

Через 10 секунд учащиеся выберут один из двух вариантов еды. Затем у них есть 30 секунд, чтобы выполнить соответствующее действие!

6. Я до L

«Это сложно!»

7. POGO (Dance-A-Long)

«Я буду прыгать по всему городу».

8. Битва «Камень-ножницы-бумага»

Дайте учащимся 10 секунд, чтобы сразиться с соперником в игре «Камень-ножницы-бумага», а затем 20 секунд, чтобы выполнить задание на соответствие.

9. Никогда

Предложите учащимся ответить на вопрос «Вы когда-нибудь?» вопрос, а затем дайте им 20 секунд, чтобы выполнить соответствующее действие.

10. THIS or THAT — Video Games Edition

Дайте 10 секунд на выбор между двумя видеоиграми, затем 20 секунд на подходящее Fortnite Emote Dance.

11. Самый крутой человек (Dance-A-Long)

«Потому что ты, ты, ты, ты самый крутой человек, которого я знаю».

12. Йога с умножением

Это развлечение для четвертого класса – отличный способ для учащихся четвертого класса активнее заниматься математическими навыками.

13. Floss Dance

«Двигайте бедрами влево и вправо!»

15. 5-минутная тренировка Fortnite

Наслаждайтесь этим весельем Fortnite Тренировка эмоций!

16. Roblox Fitness Run!

Студенты будут прыгать, пригибаться и уворачиваться, собирая как можно больше ROBUX!

17.

Разносчик пиццы

«Води фургон Chevy, как Питер Пэн, пой и танцуй разносчик пиццы!»

18. Горка «Ча-ча-ча»

«Возьмите ее сейчас же, ребята!»

19. Упражнения на стуле

Два раунда вращений руками, входы и выходы.

20. Угадай штат

Увлекательный способ проверить знания учащихся, потренироваться и повеселиться.

21. Фиолетовое рагу

«Что ты собираешься добавить в наше фиолетовое рагу?»

22. Хлопни в ладоши

«Вот как ты качаешься со слогами!»

23.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *