Упражнения на состав слова: Сборник теории и упражнений по теме “Состав слова”
2. Состав слова
Изучение состава слова, т. е. выделение в нем значимых частей, имеет большое значение в системе занятий по грамматике.
Тема «Состав слова» «вводит учащихся в понимание грамматической структуры слов, приучает их к морфологическому анализу слова, который важен и для общего языкового развития, и для развития осмысленного грамотного письма…
Основной принцип русского правописания — морфологический принцип. Это значит, что пишущий должен знать морфологический состав слова и писать каждую морфологическую часть (корень, приставку, суффикс, окончание) по определенным правилам» ‘. (1 М. Л- Закожурнякова. И. С. Рождестве иски Л, Грамматика, правописание н развитие речи в 111 классе начальной школы, М, Учпедгиз, 1956, стр. 45.)
Между тем возможности усвоения знаний по данной теме у учащихся массовой школы, а тем более у умственно отсталых школьников весьма ограниченны. Это обусловливается тем, что анализ слона сам по себе является отвлеченной работой, тем более анализ, связанный с выделением смысловых частей слова.
Согласно учебной программе в состав данной грамматической темы входят следующие подтемы: а) корень слова, б) окончание, в) приставка, г) суффикс, д) сложные слова.
Ниже дается характеристика каждой из этих подтем в отношении содержания, порядка работы и применяемых методических приемов.
Приводимые образцы учебных заданий и упражнений следует рассматривать как примерные, конкретизирующие основное направление в работе. Учитель использует их, сообразуясь с возможностями учащихся: в одних случаях они могут быть предлагаемы в полном объеме, а в других — в более упрощенном виде.
Организуя занятия с учащимися по этой подтеме, учителю необходимо иметь в виду, что очень часто даже в самых простых словах чрезвычайно трудно выделить корень. Поэтому круг слов, используемых в целях выделения из них данной морфологической части, должен быть строго ограниченным. В основном следует брать такие слова, корень которых отчетливо выступает в его конкретном значении и может существовать в качестве самостоятельного слова, например: лес, дом, нес и т. д. Подобные корни, встречающиеся в составе слов (лесник, лесок, домик, домашний, несет, принес), без особых затруднений осознаются учащимися в качестве основной части.Порядок работы по подтеме «Корень слова» можно представить в следующем виде.
В процессе практических упражнений в предшествующих классах учащиеся получили элементарное представление о родственных словах. Теперь надо повторить это. Начать целесообразно с разбора специально составленного текста, в состав которого входят родственные слова, например: дом, домик, домашний и пр. Учащиеся выделяют эти слова, устанавливают их смысловое родство, а затем записывают в столбик на классной доске и сравнивают по буквенному составу.
После этого детям предлагается подобрать родственные слова к словам, данным учителем, а также провести игру в. словарное лото (учитель называет слово, а учащиеся находят и закрывают родственные слова на своих картах). Возможна и такая игра: вызванный ученик вынимает из ящика карточку, читает написанное на ней слово, а другие ученики должны подобрать соответствующие родственные слова.
Следующий этап работы по этой подтеме — формирование у учащихся понятия о корне как общей основной части родственных слов. С этой целью на классной доске вывешиваются картины, изображающие стол, столовую, настольную лампу. Под этими картинами даются краткие подписи: а) Здесь вы видите стол, б) А это столовая нашей школы, в) На этой картине нарисована настольная лампа.
Далее учащимся предлагается найти в подписях под картинами родственные слова и записать их в столбик на классной доске. Сопоставляя затем эти слова, учащиеся выделяют в них общую часть стол и устанавливают, что эта часть во всех родственных словах определяет их основной смысл (столовая — это комната, в которой стоят столы; настольная лампа — называется так потому, что она стоит на столе). Разобрав таким образом родственные слова, учитель сообщает, что общая их часть в грамматике называется «корнем слова»
Предлагается подчеркнуть корень в разобранных словах и обратить внимание на то, что он может находиться и а начале, и в середине слова.
В целях закрепления у учащихся понятия о корне слова, можно использовать следующие упражнения:
Морфологический разбор предлагаемых учителем слов (выделение в них корня).
Подбор однокоренных слов из данных учителем или в учебнике, а также придумываемых самими учащимися.
Образование родственных слов от данных корней.
При проведении этих упражнений в первую очередь следует брать корни, которые могут быть самостоятельными словами, например: воз, дед, дуб, свет, цвет, час… И только после этого можно предлагать такие корни, которые самостоятельными словами не являются, но достаточно ясно выступают как части знакомых слов, например: вод (а), гор(а), зим(а), чит(ает) …
Упражняя учащихся в выделении корня в словах и в подборе однокоренных слов, необходимо предусмотреть возможные ошибки.
Дело в том, что учащиеся вспомогательной школы нередко принимают за однокоренные слова: стол — столб, пять — пятно и т. п., потому что в каждой из этих пар слов имеются одинаковые буквосочетания (стол-стол, пят — пят), которые учащиеся считают за один и тот же корень.С таким формальным подходом к анализу состава слов следует бороться, приучая детей опираться в данном случае не только на совпадение буквенного состава, но и на семантический признак (сходство значения).
И, наборот, встречаются иные ошибки, обусловленные неправильным использованием семантического признака. Так, учащиеся иногда не признают за однокоренные (родственные) слова сторож — сторожка, обосновывая это тем, что сторож — живой предмет, а
Подобные случаи также надо иметь в виду и, ветречаясь с ними на практике, давать учащимся соответствующие разъяснения.
Окончание
В процессе работы над темой «Состав слова» учащимся дается только предварительное понятие об окончании слова. Для разбора и упражнений берутся слова, в которых окончание следует непосредственно за корнем (вода, гора, несу…).
В тех случаях, когда корень представляет собой самостоятельное слово, целесообразно вводить его в текст, где оно, сочетаясь с другими словами и приобретая окончание, стоит в различных формах. Например:
Лес
За рекой сейчас же начинается … На опушке … растет молодой орешник. В этом … много грибов и ягод. За … раскинулись колхозные поля.
Разбирая этот текст, учащиеся вставляют пропущенные слова. Дается задание: выписать из рассказа родственные слова, располагая их столбиком. Затем в записанных таким образом словах подчеркивается корень и берутся в рамку окончания.Самостоятельные упражнения по данной подтеме могут быть очень разнообразными:
1. Выписывание из текстов родственных слое с подчеркиванием корня и отделением черточкой окончания (стен-а стен-ы, стен- ой…).
2. Образование, форм слова путем присоединения к данному корню различных окончаний по схеме:
а
Ручк… у
и
ой
3. Списывание со вставкой пропущенных окончаний в родственных словах.
Закрепление и дальнейшее развитие понятия об окончании в словах будут иметь место в дальнейшем, когда учащиеся познакомятся со склонением имен существительных и прилагательных, а также с изменением глаголов по временам и лицам.
5 класс. Русский язык. Способы словообразования – Состав слова.
Комментарии преподавателя1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.
Морфема – это минимальная значимая часть слова.
Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.
Рис. 1. Морфемы.
2.Корень – это обязательная часть слова.
Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).
Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, раз-де-ть).
3.Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере–о-деть).
Рис.2. Приставка.
4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).
Рис. 3. Суффикс.
В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо).
5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,
Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.
У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.
Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.
Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.
Стола – Р.п.
Стол□ – И.п. или В.п.
Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.
План морфемного разбора слова:
1. Выделяем окончание и основу слова.
2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.
3. Выделяем приставки и суффиксы.
Образец морфемного разбора:
Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).
Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).
Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.
Способы словообразования:
Приставочный: делать – переделать
Суффиксальный: синий – синенький
Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник
Усечение: заместитель – зам
Сложение: лес+степь – лесостепь
Сращение: вечнозеленый
Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк
Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая
Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).
3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
5. Указать средство словообразования.
6. Указать способ словообразования.
Образец словообразовательного разбора:
1. Под-окон-ник – окно
Основа окн-
Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный
2. Мир(о)твор-ец – мир+творить
Основы, от которых образовано слово, – мир- и твор-
Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.
Способ словообразования: сложение и суффиксация
10.Домашнее задание
Упражнения №
Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?
Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=AeX6EALboR8
http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sostav-slova-i-slovoobrazovanie.html
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/28/konspekt-uroka-sostav-slova-5-klass
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/01/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-temezakreplenie
Словообразовательные упражнения
Упражнения на словообразованиеУпражнение на заполнение пробелов
Заполните все пропуски, затем нажмите «Проверить», чтобы проверить свои ответы. Используйте кнопку «Подсказка», чтобы получить бесплатное письмо, если ответ вызывает у вас затруднения. Вы также можете нажать на кнопку «[?]», чтобы получить подсказку. Обратите внимание, что вы потеряете очки, если попросите подсказки или подсказки!
Используйте слова, написанные заглавными буквами, чтобы составить слово, которое помещается в пробел в той же строке!
Детройт известен своими автомобилями. | Производство |
Если вы сделаете хорошее на собеседовании, вы получите работу | Подразделения |
. Преподавание и медицина – это более чем, чем они. | ЗАНИМАТЬ |
У моего учителя истории множество прошлых событий. | ЗНАТЬ |
Вы никогда не будете слишком стары, чтобы поступить в колледж и немного заработать | КВАЛИФИКАЦИЯ |
Моим лучшим достижением было окончание университета. | ДОСТИЖЕНИЕ |
Метеоролог сказал, что сегодня сильный дождь. | ВОЗМОЖНО |
Некоторые старые законы больше не действуют. | ЭФФЕКТ |
Афины славятся своими старинными зданиями. | FAME |
Его поймали на краже в магазине, так что теперь у него есть судимость. | ПРЕСТУПЛЕНИЕ |
Несмотря на свою суровость, она достигла своих целей в жизни. | ОТКЛЮЧИТЬ |
Быть – худшее, что может случиться с кем-то. | РАБОТА |
Если вы покупаете подарки летом, вы можете очень сильно разориться. | СОХРАНИТЬ |
Благодаря действиям пилота второму пилоту удалось благополучно приземлиться. | НАПРАВЛЯЮЩАЯ |
Важно также видеть меньше сторон работы. | ЖЕЛАНИЕ |
Я был удивлен, что он сдался. | ОТКАЗ |
Дети по своей природе опасны. | ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ |
Она всегда к своим родителям. | РЕСПЕКТ |
В больнице есть лучшие медицинские и скорые машины скорой помощи. | ОБОРУДОВАНИЕ |
Вы можете отдохнуть в комфортных условиях отеля. | ОБЪЕМНАЯ |
Было темно, других гостей почти не было. | ВВОД |