Разное

Упражнения на состав слова: Сборник теории и упражнений по теме “Состав слова”

2. Состав слова

Изучение состава слова, т. е. выделение в нем значимых частей, имеет большое значение в системе занятий по грамматике.

Тема «Состав слова» «вводит учащихся в понимание грамматической структуры слов, приучает их к морфологическому анализу слова, который важен и для общего языкового развития, и для развития осмысленного грамотного письма…

Основной принцип русского правописания — морфологический принцип. Это значит, что пишущий должен знать морфологический состав слова и писать каждую морфологическую часть (корень, приставку, суффикс, окончание) по определенным правилам» ‘. (1 М. Л- Закожурнякова. И. С. Рождестве иски Л, Грамматика, правописание н развитие речи в 111 классе начальной школы, М, Учпедгиз, 1956, стр. 45.)

Между тем возможности усвоения знаний по данной теме у учащихся массовой школы, а тем более у умственно отсталых школьников весьма ограниченны. Это обусловливается тем, что анализ слона сам по себе является отвлеченной работой, тем более анализ, связанный с выделением смысловых частей слова.

Поэтому необходимо тщательно продумать, в каком объеме и порядке изучать эту тему во вспомогательной школе, с тем чтобы она была доступна учащимся и имела практическое значение.

Согласно учебной программе в состав данной грамматической темы входят следующие подтемы: а) корень слова, б) окончание, в) приставка, г) суффикс, д) сложные слова.

Ниже дается характеристика каждой из этих подтем в отношении содержания, порядка работы и применяемых методических приемов.

Приводимые образцы учебных заданий и упражнений следует рассматривать как примерные, конкретизирующие основное направление в работе. Учитель использует их, сообразуясь с возможностями учащихся: в одних случаях они могут быть предлагаемы в полном объеме, а в других — в более упрощенном виде.

Организуя занятия с учащимися по этой подтеме, учителю необходимо иметь в виду, что очень часто даже в самых простых словах чрезвычайно трудно выделить корень. Поэтому круг слов, используемых в целях выделения из них данной морфологической части, должен быть строго ограниченным. В основном следует брать такие слова, корень которых отчетливо выступает в его конкретном значении и может существовать в качестве самостоятельного слова, например: лес, дом, нес и т. д. Подобные корни, встречающиеся в составе слов (лесник, лесок, домик, домашний, несет, принес), без особых затруднений осознаются учащимися в качестве основной части.

Порядок работы по подтеме «Корень слова» можно представить в следующем виде.

В процессе практических упражнений в предшествующих классах учащиеся получили элементарное представление о родственных словах. Теперь надо повторить это. Начать целесообразно с разбора специально составленного текста, в состав которого входят родственные слова, например: дом, домик, домашний и пр. Учащиеся выделяют эти слова, устанавливают их смысловое родство, а затем записывают в столбик на классной доске и сравнивают по буквенному составу.

После этого детям предлагается подобрать родственные слова к словам, данным учителем, а также провести игру в. словарное лото (учитель называет слово, а учащиеся находят и закрывают родственные слова на своих картах). Возможна и такая игра: вызванный ученик вынимает из ящика карточку, читает написанное на ней слово, а другие ученики должны подобрать соответствующие родственные слова.

Следующий этап работы по этой подтеме — формирование у учащихся понятия о корне как общей основной части родственных слов. С этой целью на классной доске вывешиваются картины, изображающие стол, столовую, настольную лампу. Под этими картинами даются краткие подписи: а)

Здесь вы видите стол, б) А это столовая нашей школы, в) На этой картине нарисована настольная лампа.

Далее учащимся предлагается найти в подписях под картинами родственные слова и записать их в столбик на классной доске. Сопоставляя затем эти слова, учащиеся выделяют в них общую часть стол и устанавливают, что эта часть во всех родственных словах определяет их основной смысл (столовая — это комната, в которой стоят столы; настольная лампа — называется так потому, что она стоит на столе). Разобрав таким образом родственные слова, учитель сообщает, что общая их часть в грамматике называется «корнем слова»

Предлагается подчеркнуть корень в разобранных словах и обратить внимание на то, что он может находиться и а начале, и в середине слова.

В целях закрепления у учащихся понятия о корне слова, можно использовать следующие упражнения:

  1. Морфологический разбор предлагаемых учителем слов (выделение в них корня).

  2. Подбор однокоренных слов из данных учителем или в учебнике, а также придумываемых самими учащимися.

  3. Образование родственных слов от данных корней.

При проведении этих упражнений в первую очередь следует брать корни, которые могут быть самостоятельными словами, например: воз, дед, дуб, свет, цвет, час… И только после этого можно предлагать такие корни, которые самостоятельными словами не являются, но достаточно ясно выступают как части знакомых слов, например: вод (а), гор(а), зим(а), чит(ает)

Упражняя учащихся в выделении корня в словах и в подборе однокоренных слов, необходимо предусмотреть возможные ошибки.

Дело в том, что учащиеся вспомогательной школы нередко принимают за однокоренные слова: стол — столб, пять — пятно и т. п., потому что в каждой из этих пар слов имеются одинаковые буквосочетания (стол-стол, пят пят), которые учащиеся считают за один и тот же корень.

С таким формальным подходом к анализу состава слов следует бороться, приучая детей опираться в данном случае не только на совпадение буквенного состава, но и на семантический признак (сходство значения).

И, наборот, встречаются иные ошибки, обусловленные неправильным использованием семантического признака. Так, учащиеся иногда не признают за однокоренные (родственные) слова сторож сторожка, обосновывая это тем, что сторож — живой предмет, а

сторожка — предмет неживой.

Подобные случаи также надо иметь в виду и, ветречаясь с ними на практике, давать учащимся соответствующие разъяснения.

Окончание

В процессе работы над темой «Состав слова» учащимся дается только предварительное понятие об окончании слова. Для разбора и упражнений берутся слова, в которых окончание следует непосредственно за корнем (вода, гора, несу…).

В тех случаях, когда корень представляет собой самостоятельное слово, целесообразно вводить его в текст, где оно, сочетаясь с другими словами и приобретая окончание, стоит в различных формах. Например:

Лес

За рекой сейчас же начинается … На опушке … растет молодой орешник. В этом … много грибов и ягод. За … раскинулись колхозные поля.

Разбирая этот текст, учащиеся вставляют пропущенные слова. Дается задание: выписать из рассказа родственные слова, располагая их столбиком. Затем в записанных таким образом словах подчеркивается корень и берутся в рамку окончания.

Самостоятельные упражнения по данной подтеме могут быть очень разнообразными:

1. Выписывание из текстов родственных слое с подчеркиванием корня и отделением черточкой окончания (стен-а стен-ы, стен- ой…).

2. Образование, форм слова путем присоединения к данному корню различных окончаний по схеме:

а

Ручк… у

и

ой

3. Списывание со вставкой пропущенных окончаний в родственных словах.

Закрепление и дальнейшее развитие понятия об окончании в словах будут иметь место в дальнейшем, когда учащиеся познакомятся со склонением имен существительных и прилагательных, а также с изменением глаголов по временам и лицам.

5 класс. Русский язык. Способы словообразования – Состав слова.

Комментарии преподавателя

1. Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морфемы: корень, суффикс, приставка, окончание.

Рис. 1. Морфемы.

2.Корень – это обязательная часть слова.

Только из корня состоят служебные слова (но, для, если), междометия (ах, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, кенгуру) и прилагательные (беж, макси).

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с приставками или суффиксами, называются связанными (об-у-ть, раз-у-ть;  о-де-ть, раз-де-ть).

3.Приставка — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, перео-деть).

Рис.2. Приставка.

4.Суффикс — словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть).

Рис. 3. Суффикс.

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс — словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо). 

5.Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении,

Окончание есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных, деепричастий, инфинитива.

У некоторых сложных существительных и числительных несколько окончаний.

Сравните: тр-и-ст-а, тр-ех-сот-□, диван□-кровать□, диван-а-кроват-и.

Нулевая морфема – это значимое отсутствие морфемы.

Стола – Р.п.

Стол□ – И.п. или В.п.

Нулевой суффикс мы выделяем, например, в форме прошедшего времени нёс (сравните: нес-л-а) или форме повелительного наклонения читай.

План морфемного разбора слова:

1. Выделяем окончание и основу слова.

2. Выделяем корень слова, подбирая однокоренные слова.

3. Выделяем приставки и суффиксы.

Образец  морфемного разбора:

Двухэтажный (окончания –ух, -ый, основа … (такая основа называется прерывистой), корни дв-, этаж-, суффикс –н-).

Переулок (окончание нулевое, основа переулок, корень –ул-, приставка пере-, суффикс –ок).

Словообразование – это процесс образования производных слов и раздел языкознания, изучающий этот процесс.

Способы словообразования:

Приставочный: делать – переделать

Суффиксальный: синий – синенький

Приставочно-суффиксальный: стакан – подстаканник

Усечение: заместитель – зам

Сложение: лес+степь – лесостепь

Сращение: вечнозеленый

Аббревиация: Московский государственный университет – МГУ, сберегательный банк – сбербанк

Субстантивация (переход прилагательного или причастия в существительное): столовая

Смешанные способы словообразования: орден+носить = орденоносец (сложение и суффиксация)

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый).

3. Объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

4. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

5. Указать средство словообразования.

6. Указать способ словообразования.

Образец словообразовательного  разбора:

1. Под-окон-ник – окно

Основа окн-

Средства словообразования: приставка под- и суффикс –ник. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный

2. Мир(о)твор-ец – мир+творить

Основы, от которых образовано слово, – мир- и твор-

Средства словообразования: сложение основ и суффикс –ец.

Способ словообразования: сложение и суффиксация

 

10.Домашнее задание

Упражнения №

Задание №1. Даны слова: петь, учить, одеть, знал, столик, верхом, рано, волчонок, новее, ворча. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор:?

Задание №2. Даны слова: обучить, приходила, узнали, подоконник, треугольник, встряска, настольный, излишне, снова. Для каких слов из перечисленных годится следующий морфемный разбор: 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=AeX6EALboR8

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-dlya-klassa-sostav-slova-i-slovoobrazovanie.html

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/10/28/konspekt-uroka-sostav-slova-5-klass

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/12/01/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-temezakreplenie

Словообразовательные упражнения

Упражнения на словообразование

Упражнение на заполнение пробелов

Заполните все пропуски, затем нажмите «Проверить», чтобы проверить свои ответы. Используйте кнопку «Подсказка», чтобы получить бесплатное письмо, если ответ вызывает у вас затруднения. Вы также можете нажать на кнопку «[?]», чтобы получить подсказку. Обратите внимание, что вы потеряете очки, если попросите подсказки или подсказки!

Используйте слова, написанные заглавными буквами, чтобы составить слово, которое помещается в пробел в той же строке!

Детройт известен своими автомобилями.

Производство

Если вы сделаете хорошее на собеседовании, вы получите работу

Подразделения

. Преподавание и медицина – это более чем, чем они.

ЗАНИМАТЬ

У моего учителя истории множество прошлых событий.

ЗНАТЬ

Вы никогда не будете слишком стары, чтобы поступить в колледж и немного заработать

КВАЛИФИКАЦИЯ

Моим лучшим достижением было окончание университета.

ДОСТИЖЕНИЕ

Метеоролог сказал, что сегодня сильный дождь.

ВОЗМОЖНО

Некоторые старые законы больше не действуют.

ЭФФЕКТ

Афины славятся своими старинными зданиями.

FAME

Его поймали на краже в магазине, так что теперь у него есть судимость.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Несмотря на свою суровость, она достигла своих целей в жизни.

ОТКЛЮЧИТЬ

Быть – худшее, что может случиться с кем-то.

РАБОТА

Если вы покупаете подарки летом, вы можете очень сильно разориться.

СОХРАНИТЬ

Благодаря действиям пилота второму пилоту удалось благополучно приземлиться.

НАПРАВЛЯЮЩАЯ

Важно также видеть меньше сторон работы.

ЖЕЛАНИЕ

Я был удивлен, что он сдался.

ОТКАЗ

Дети по своей природе опасны.

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

Она всегда к своим родителям.

РЕСПЕКТ

В больнице есть лучшие медицинские и скорые машины скорой помощи.

ОБОРУДОВАНИЕ

Вы можете отдохнуть в комфортных условиях отеля.

ОБЪЕМНАЯ

Было темно, других гостей почти не было.

ВВОД

 

 

Common Roots List – Vocabulary


0015.0 убийцы0015
ROOT MEANING EXAMPLE
act, agi drive, do activate, agitate
aer, aero air aerial, aerodynamics
аква water aquatic, aqueduct
al, alt other alien, altruist
arch chief, ruler monarchy, anarchist
aster, astr star astronomy , звездочка
ауди, ревизия слышать слышно, прослушивание
библио книга библиография, Библия
Life Биология, биография
CAD, CAS, CID Осень цвет монохромный, хроматический
хрон время анахронизм, хроника
цид, цис
CIT, CIV Правительство Citizen, Civil
, Clos (E), Clus, Clud Shut Claustropobia, Foreclose
.
CRE, Creas (E), CRES Grow Прирастание, увеличение
CRED Поверьте Кредит,
CUR, COR, CRED
CUR, COR, CURD
CUR, COR.0015 run recurrent, recourse
circ, cycl circle cyclone, circus
dem people democratic, epidemic
dent, dont teeth denture, ортодонт
дерматология кожа дерматолог, подкожный
док, лиса мнение, вера учение, православие
duc свинцовый токопроводящий, акведук
динамо мощность динамо, динамо
Эква, Эква Равноправие Невозмутимость, Равновесие
fac, fec, fic делать, делать содействовать, фантастика
фаль, фальс обманывать заблуждение, фальсифицировать
fend, fens против, из ответчик, наступление
фер перевозка предпочтение, паром
фид вера доверенное лицо, неверный
плавник предел бесконечный, отделка
фиксированный стационарный префикс, фиксированный
изгиб, изгиб изгиб изгиб, изгиб
форт, сила сильная крепость, усиление
фракция, фрагмент разрыв фракция, фрагмент
фонд, плавкий, найденный заливка или плавление сплав, глубокий
женитьба брак двоеженство, женоненавистничество
гео земля геология, география
род, джин рождение, происхождение, раса генетический, геноцид
град, гресс идти, ходить, шаг отклоняться, выпускник
грамм, график запись телеграмма, графика
безвозмездно, благосклонно приятно, спасибо, одолжение безвозмездно, неблагодарно
она, он палочка клей, встроенный
гидр, гидро вода дегидрат, гидроэнергетика
кувшин, джанк, всего соединение сопряжение, соединение
юд, юс, юр право судебный, ранить
кино, кино движение кинетика, кино
труд работа сотрудничество, лаборатория
lect, leg собрать, rea, закон собрать, Legal
libr, liber книга, бесплатная библиотека, либеральная
lic, liqu разрешение, отпуск выявление, заброшенность
литр письмо грамота, литература
loc место расположение, выделение
люк, люм, люс, лун, люкс свет свет, свет
увеличение, макс. большое увеличение, макс.
мужчина, ману рука ручной, эмансипированный
мания сумасшествие клептомания, маньяк
мис, мит отправить испустить, эмиссар
mort die смертный, морг
нат, нео, ноябрь новый, рожденный пренатальный, неоклассический
c навигатор, навигация вода космонавт, навигация
окле, окул, опт глаз монокль, оптический
pac, pact Peace, сплошная pacify, компактная
проход, путь чувство, болезнь антипатия, патология
пед, капсула ребенок, стопа педиатр, ортопед
pel, puls драйв принуждение, отталкивание
подвеска, ручки, пруд подвеска, вес, плата расход, обдумать
домашнее животное, торф поиск, запрос повторяющийся, вечный
фил любовь филантропия, филолог
фобия страх клаустрофобия, водобоязнь
фон звук фонограф, симфония
фото, фос свет фото, фосфор
рисунок, свинья краска изображение, пигмент
мольба, мольба пожалуйста, успокойся успокой, неумолимо
plic, plex, ply изогнутая, золотая импликатная, perplex
полис, полит, поли город, гражданин космополит, политик
порт нести портье, удобный
пункт, панг, точка укол укол, острый
quer, quis спросить, искать дознание, дознание
обычный, прямой, правый прямой, прямой неправильный, прямой
rog спрашивать, искать унизительно, допрашивать
эндоскоп см.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *