Разное

Детей старшего дошкольного возраста: Особенности детей старшего дошкольного возраста — ГБДОУ детский сад №32 Приморского района Санкт-Петербурга

Содержание

Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Формирование у детей старшего дошкольного возраста готовности к совместной деятельности со сверстниками в дошкольной образовательной организации
  • Хохлова М. В.1.52018-03-23T13:27:36+06:00 endstream endobj 5 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents [95 0 R 96 0 R 97 0 R] /Annots [98 0 R] >> endobj 6 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 101 0 R >> endobj 7 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 102 0 R >> endobj 8 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 103 0 R >> endobj 9 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 107 0 R >> endobj 10 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 108 0 R >> endobj 11 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 109 0 R >> endobj 12 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 110 0 R >> endobj 13 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 111 0 R >> endobj 14 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 112 0 R >> endobj 15 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 113 0 R >> endobj 16 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 114 0 R >> endobj 17 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 115 0 R >> endobj 18 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 116 0 R >> endobj 19 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 117 0 R >> endobj 20 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 119 0 R >> endobj 21 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 120 0 R >> endobj 22 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 121 0 R >> endobj 23 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 122 0 R >> endobj 24 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 123 0 R >> endobj 25 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 124 0 R >> endobj 26 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 125 0 R >> endobj 27 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 126 0 R >> endobj 28 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 127 0 R >> endobj 29 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 128 0 R >> endobj 30 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 129 0 R >> endobj 31 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 130 0 R >> endobj 32 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 131 0 R >> endobj 33 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 132 0 R >> endobj 34 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 133 0 R >> endobj 35 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 134 0 R >> endobj 36 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 135 0 R >> endobj 37 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 136 0 R >> endobj 38 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 137 0 R >> endobj 39 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 138 0 R >> endobj 40 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 139 0 R >> endobj 41 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 140 0 R >> endobj 42 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 141 0 R >> endobj 43 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 142 0 R >> endobj 44 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 144 0 R >> endobj 45 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 157 0 R >> endobj 46 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 158 0 R >> endobj 47 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 174 0 R >> endobj 48 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 175 0 R >> endobj 49 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 176 0 R >> endobj 50 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 177 0 R >> endobj 51 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 179 0 R >> endobj 52 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 180 0 R >> endobj 53 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 181 0 R >> endobj 54 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 182 0 R >> endobj 55 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 183 0 R >> endobj 56 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 184 0 R >> endobj 57 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 185 0 R >> endobj 58 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 186 0 R >> endobj 59 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 201 0 R >> endobj 60 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 202 0 R >> endobj 61 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 217 0 R >> endobj 62 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 218 0 R >> endobj 63 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 219 0 R >> endobj 64 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 220 0 R >> endobj 65 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 221 0 R >> endobj 66 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 222 0 R >> endobj 67 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 223 0 R >> endobj 68 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 224 0 R >> endobj 69 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 225 0 R >> endobj 70 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 226 0 R >> endobj 71 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 227 0 R >> endobj 72 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 228 0 R >> endobj 73 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 229 0 R >> endobj 74 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 230 0 R >> endobj 75 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 231 0 R >> endobj 76 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 232 0 R >> endobj 77 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 233 0 R >> endobj 78 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 234 0 R >> endobj 79 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 235 0 R >> endobj 80 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 236 0 R >> endobj 81 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 237 0 R >> endobj 82 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 238 0 R >> endobj 83 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 239 0 R >> endobj 84 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 240 0 R >> endobj 85 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 241 0 R >> endobj 86 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 242 0 R >> endobj 87 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 243 0 R >> endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > stream x

    Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр

    Автор: Заозерская Полина Михайловна

    Рубрика

    : Педагогика

    Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

    Дата публикации: 22.10.2021 2021-10-22

    Статья просмотрена: 110 раз

    Скачать электронную версию

    Скачать Часть 4 (pdf)

    Библиографическое описание:

    Заозерская, П. М. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста в аспекте обогащения содержания сюжетно-ролевых игр / П. М. Заозерская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 251-253. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84823/ (дата обращения: 01.01.2023).

    

    Благоприятное воздействие сюжетно-ролевой игры на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста описывается в работах Л. С. Выготского [1], Д. Б. Эльконина [2], А. Н. Леонтьева [3], определивших её важность для психического развития дошкольников. По их мнению, в сюжетно-ролевой игре у детей развивается произвольность поведения, то есть управление собой, развивается мотивационно-потребностная сфера, благодаря которой у дошкольников появляется желание быть взрослыми и выполнять их функции [1; 2; 3]. К. Д. Ушинский обращал свое внимание на развитие самостоятельности у детей в процессе игры.

    В свою очередь, А. С. Макаренко считал, что в сюжетно-ролевой игре у детей воспитываются качества будущего работника. Согласно А. В. Запорожцу, она позволяет развивать и совершенствовать движения, то есть гармонично влияет на физическое развитие дошкольников [4]. Согласно исследованиям Р. И. Жуковской [5] в игре дошкольники получают новые представления об окружающем мире, проявляют любознательность, познавательный интерес.

    В силу её большого развивающего влияния на развитие личности детей, педагогам следует знать их возрастные особенности в развитии сюжетно-ролевой игры и особенности её содержания в соответствии с возрастом детей.

    Согласно Н. Н. Поддъякову, к возрасту 5–6 лет дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности и любознательности, вследствие этого у дошкольников начинают происходить изменения в таких психических процессах, как память, внимание, воображение, наглядно-образное мышление.

    К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, позволяющее детям мыслить образно, так как дошкольники ещё не приобрели взрослой логики рассуждений, о чём указывают в своём исследовании Л. Ф. Обухова и Ж. Пиаже [6].

    Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Рассмотрим, как развивается воображение у детей 5–6 лет. У дошкольников развивается продуктивное воображение, благодаря которому они способны творчески преобразовывать действительность и воплощать эту действительность в сюжетно-ролевых играх.

    Воспитанники старшей группы характеризуются большими изменениями и в развитии нервной деятельности. У детей совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и торможение, что благоприятно отразится на саморегуляции. В возрасте 5- 6 лет дошкольники начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. В нашем исследовании, данное новообразование может позволить нам донести до детей информацию о профессиях, а дошкольники, в свою очередь, будут готовы её принять, ставя себе цель выслушать педагога и получить новые знания о различных профессиях взрослых. Дети старшей группы становятся более выносливы, не так быстро утомляются, как раньше, это может способствовать удержанию их внимания в процессе ознакомления с представителями профессий. Также следует отметить, что у них возрастают возможности памяти, внимание становится более устойчивым и произвольным [5].

    Значительные изменения прослеживаются и в становлении общения дошкольников. Так, согласно исследованиям М. И. Лисиной, в возрасте 5–6 лет помимо общения со взрослыми, разворачивается общение со сверстниками. Основным мотивом, который побуждает детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Вторым мотивом служит ориентация на положительные качества сверстника, которые проявляются в общении: добрый, не жадный, а также успешностью ребёнка: с ним интересно [5]. В данном возрасте у детей появляется эмпатия, они внимательно слушают рассказы друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друг друга.

    Так, мы видим, что в старшей группе у детей происходит бурное развитие как психических качеств, так и личностных. На становление основных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста в своем исследовании обращал свое внимание А. Н. Леонтьев [3]. Согласно автору, возраст 5–6 лет характеризуется переходом от импульсивного ситуативного поведения к поведению, опосредованному нормами и правилами. Дети старшей группы уже способны отличить хорошие и плохие поступки, имеют представления о добре и зле.

    Возраст 5–6 лет характеризуется тем, что дети уже имеют небольшой, но жизненный опыт, у них начинает расширяться общий кругозор. Воспитанников привлекает социальный мир, техника, истории из жизни родителей и, следовательно, всё это будет отражено в дальнейшем в содержании сюжетно-ролевых игр.

    Старший дошкольный возраст характеризуется усложнением игровой деятельности детей. Если раньше содержанием игр было отражение режимных процессов, то в старшей группе, в соответствии с исследованием Д. Б. Эльконина содержанием становятся взаимоотношения между взрослыми [2].

    У воспитанников старшей группы усложняются все компоненты структуры сюжетно-ролевой игры, предложенной Д. Б. Элькониным [2], что способствует положительному отражению полученных детьми знаний о профессиях взрослых. Своего усложнения в играх детей 5–6 лет находит и выполнение роли. Дошкольники уже могут распределять роли до начала игры, обдуманно подходят к выбору сюжета и обсуждают его предварительно, у них появляются новые сюжеты, взятые за пределами детского сада: по рассказам взрослых, по мотивам путешествий и мультфильмов. Смысл игры заключается в отношениях лиц, роль которых выполняет ребёнок, с другими лицами, роли которых выполняют сверстники. Сговор на игру происходит без трудностей, так как дети объединяются в ней на основе интересов и личных симпатий.

    Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы выявили следующие особенности содержания сюжетно-ролевых игр детей 5–6 лет:

    – дети данного возраста стремятся отражать разнообразные взаимоотношения взрослых, создают в игре модели разнообразных взаимоотношений;

    – ролевое взаимодействие детей становится более длительным и содержательным;

    – сюжеты детей развёрнуты и разнообразны, начинают появляться общественные сюжеты;

    Выявленные нами особенности могут прослеживаться в играх дошкольников при условии, если будет вестись грамотное руководство сюжетно-ролевыми играми, будут учтены возрастные особенности детей и использованы методы и приёмы, направленные на обогащение её содержания.

    Литература:

    1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62–76
    2. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. М.: ВЛАДОС, 1999. –360 с.
    3. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст]: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — С.303–323.
    4. Запорожец, А. В. Развитие мышления [Текст]: Избранные психологические труды. В 2 Т. Т 1. — М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
    5. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст]: учеб. пособ. / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 112 с.
    6. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.

    Основные термины (генерируются автоматически): старшая группа, сюжетно-ролевая игра, ребенок, возраст, дошкольник, внимание, друг друга, игра, наглядно-образное мышление, старший дошкольный возраст.

    Похожие статьи

    Роль

    игры в развитии нагляднообразного мышления. ..

    Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа

    Особенно серьезное внимание развитию нагляднообразного мышления детей

    Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

    Особенности развития

    сюжетноролевой игры

    Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетноролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то…

    Значение

    игры для дошкольников | Статья в журнале. ..

    Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются

    Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

    Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер…

    Организация игровой деятельности

    детей старшего

    Игра — основной вид деятельности дошкольника. Основную часть времени ребенок проводит именно в игре, при этом в

    Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетноролевыми играми и в подготовительной группе

    Развитие познавательных интересов

    дошкольников. ..

    Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам

    ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период

    Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую…

    Использование

    сюжетно-дидактических игр в процессе…

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетноролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений.

    Сюжетноролевая игра как способ развития. ..

    Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью.

    Сюжетноролевая игра — это наиболее доступный, понятный детям вид игры и

    А если линии — независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде…

    Игровая деятельность

    дошкольника | Статья в журнале…

    ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный

    Сюжетноролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

    ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный

    Сюжетноролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы…

    Похожие статьи

    Роль

    игры в развитии нагляднообразного мышления

    Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа

    Особенно серьезное внимание развитию нагляднообразного мышления детей

    Игра — драматизация особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

    Особенности развития

    сюжетноролевой игры

    Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Именно развитие сюжетноролевой игры больше всего способствует психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не успел полноценно поиграть в дошкольном периоде, то…

    Значение

    игры для дошкольников | Статья в журнале…

    Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются

    Игра — важное средство умственного воспитания ребенка.

    Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер. ..

    Организация игровой деятельности

    детей старшего

    Игра — основной вид деятельности дошкольника. Основную часть времени ребенок проводит именно в игре, при этом в

    Ближе к старшему дошкольному возрасту ребенок интересуется сюжетноролевыми играми и в подготовительной группе

    Развитие познавательных интересов

    дошкольников

    Содержание ролевой игры у старших дошкольников подчиняется правилам

    ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа, дошкольный период

    Сюжетноролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте и напрямую. ..

    Использование

    сюжетно-дидактических игр в процессе…

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста, дидактическая игра, сюжетноролевая игра, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием, формирование элементарных математических представлений.

    Сюжетноролевая игра как способ развития…

    Однако в дошкольном возрасте игра является однородной деятельностью.

    Сюжетноролевая игра — это наиболее доступный, понятный детям вид игры и

    А если линии — независимые друг от друга, то и ребенку необходимо прежде. ..

    Игровая деятельность

    дошкольника | Статья в журнале…

    ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный возраст, роль, уровень развития игры, старший дошкольный

    Сюжетноролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и играют большую роль в их жизни.

    ребенок, игра, сюжетноролевая игра, дошкольный

    Сюжетноролевая игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющем преставлении ребёнка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы. ..

    Исследование установок детей старшего дошкольного возраста

    Реферат

    В статье представлены результаты московского лонгитюдного исследования установок старших дошкольников. Исследование проводится более 25 лет. Его цель – проанализировать влияние происходящих в стране изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней. Данное исследование является примером современного подхода к изучению особенностей детей раннего возраста. Основным методом исследования является качественный анализ, позволяющий «услышать голос ребенка» и посмотреть на жизнь детей их глазами. На сегодняшний день проведено семь опросов (обзоров), каждый из которых включал в себя интервью со старшими дошкольниками: дети рассказывали о том, как они живут в настоящее время, что думают о происходящем, о том, какой видят свою жизнь в будущем, о том, что им нравится, о чем они мечтают, чего боятся, что знают о политике и экономике, кем хотят стать, когда вырастут, и т. д. Результаты этого исследования свидетельствуют о влиянии социальных изменений на ряд представлений детей об окружающем мире и о себе, а также устойчивость некоторых представлений. Также показано, что в целом самочувствие дошкольников не зависит от социальных изменений. Члены семьи, такие как родители, представляют собой буфер, защищающий детей от негативных последствий кризисов.

    Ключевые слова: Старший дошкольный возрастмировоззренческие установкисоциальные измененияструктурированное интервьюкачественный анализ

    Введение

    Исследование, описанное в этой статье, было начато зимой 1992 г. с целью выявить, как рыночные реформы в России повлияли на отношение детей младшего возраста. Затем было проведено еще несколько обзоров: в периоды относительной стабилизации экономической ситуации (май 1995 г. и весна 1998 г.), после банковского кризиса и девальвации национальной валюты (осень 1998 г.).98). Следующий пересмотр был проведен в 2000-2001 годах (когда произошло много знаменательных событий, таких как отставка Бориса Ельцина с поста президента России и назначение Президентом Владимира Путина, Вторая чеченская война, катастрофа подводной лодки Курск , теракт в Москве, пожар на Останкинской телебашне, утверждение государственного флага, гимна и герба России). Через 10 лет, в 2010 году, был проведен еще один этап исследования, чтобы оценить, как события десятилетия повлияли на детские представления о мире, и выяснить, отличаются ли дети, родившиеся в ХХ веке, от своих сверстников прошлое. В 2016 году, после присоединения Крыма, военных действий на Украине, ухудшения отношений с США и странами Европы, взаимного введения санкций, девальвации рубля, был запущен очередной этап исследования. Таким образом, каждый обзор проводился после определенных значимых событий в стране. По результатам первых рецензий книга «Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире» (Егорова и др., 2001), а также ряд статей (Зырянова, 2010, 2017; Егорова и др., 2012; Егорова и др., 2016).

    Постановка проблемы

    Можно сделать вывод, что кризис меняет отношение детей к некоторым темам, но не затрагивает общий баланс их существования.

    Исследовательские вопросы

    • Можно ли зафиксировать картины мира дошкольников в период экономического кризиса?

    • Как кардинальные изменения в стране влияют на мировоззрение детей?

    • Дают ли качественные методы анализа возможность сравнить картины мира современных дошкольников (родившихся в новом веке) с их сверстниками, родившимися в конце ХХ века?

    Цель исследования

    Цель исследования – проанализировать влияние происходящих в России изменений на жизнь дошкольников и их представления о ней.

    Методы исследования

    Участники исследования – дети шести лет, посещающие детские сады г. Москвы. Дети этого возраста уже имеют некоторый жизненный опыт и могут рассказать об этом. Но, и это очень важно, шестилетние дети открыты, искренни, склонны говорить то, что думают, а не то, что от них ждут взрослые. Планирование беседы с ребенком основывалось на общих принципах опроса детей раннего возраста, рассмотренных в ряде работ (например, Brubacher et al., 2015, 2016; Hritz et al., 2015; Roberts, Lamb & Sternberg). , 2004). С каждым ребенком проводится 60-минутная беседа, которая предполагает свободный рассказ ребенка по заданному вопросу, погружение в интересующие его темы. Беседа начинается с установления контакта с ребенком, для чего проводится небольшая беседа проводится на общие темы («Как тебя зовут?», «Что ты делал?» и др.), затем ребенку сообщается тема разговора и его просят сказать все, что он знает. Беседа ведется в свободной форме; вопросы к ребенку в основном открытые. Во время интервью интервьюер поддерживает ребенка, проявляет интерес к тому, что ребенок рассказывает. Ребенок может переспросить интервьюера, он может не отвечать на вопрос, если не хочет или не знает ответа. Когда ребенок молчит, ему задают дополнительные вопросы, чтобы дать ему возможность рассмотреть вопрос под другим углом. Но если ребенок говорит «не знаю», интервьюер не настаивает на ответе. Ребенок может отвлекаться во время других бесед на другие темы, глубже погружаться в одну из них.

    Интервью записываются на цифровой диктофон, затем расшифровываются и анализируются: проводится качественный анализ содержания ответов детей. Составляется тезаурус их высказываний по темам. Для выделения тем используется подход, близкий к общему индуктивному методу анализа качественных данных Д. Томаса (2006). Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выделить наиболее частые, доминирующие или значимые темы, доступные в необработанных данных.

    Процесс индуктивного кодирования заключается в следующем: первоначальное чтение разговорного текста, затем выделение конкретных текстовых сегментов, имеющих отношение к задачам исследования, затем выделение и определение сфокусированных тем с последующим пересмотром и закреплением категории и получение более широких категорий или тем; и, наконец, создание модели или теории, относящейся к основной теме исследования (Thomas, 2006).

    Выводы

    Полученные данные позволяют сделать интересные и важные выводы не только о представлениях детей о мире, но и об их жизни в России в эпоху кардинальных перемен. Они дают возможность увидеть, как события отражаются в мировоззрении дошкольников, какие факторы способствуют тому, что дети остаются детьми в любой социальной ситуации, рассмотреть, как дети меняются со временем. Исходная гипотеза исследования предполагала, что коренные изменения в стране влияют на мировоззрение детей, что в периоды интенсивных социальных изменений дети более информированы об общественной жизни, имеют более высокую тревожность и менее благополучную самооценку. Эти гипотезы в какой-то степени подтвердились.

    В результате индуктивного анализа были отобраны темы, представления детей о которых подвержены социальным изменениям, и те, о которых представления остаются устойчивыми.

    Представления дошкольников особенно заметно изменяются в периоды резких и значительных социальных изменений. Например, в периоды относительной стабильности в разговоре о политике дети этого возраста не только не в курсе того, что происходит в мире, но и затрудняются ответить на вопросы о событиях в России, часто не могут вспомнить фамилию нашего президент. В периоды интенсивных социальных изменений дети становятся несколько более информированными, например, в 2016 году все знали, что Путин был президентом России, некоторые могли сказать, что на Украине была война, а самые информированные могли даже рассказать о вожде. оппозиции, Навальный. Но, тем не менее, и в эти периоды дети имеют очень слабое представление о мировых событиях. Так вот, почти все опрошенные нами в 2016 году дошкольники считали, что наша страна самая лучшая в мире, наш президент хороший. Но им было трудно объяснить, почему они так думают. Все это свидетельствует о том, что происходящие в общественной жизни события не оказывают серьезного влияния на жизнь детей даже в периоды серьезных перемен. У детей есть другие дела, более важные для них. Например, один мальчик на вопрос, что говорят дома о нашем президенте, дал следующий ответ: «Ничего. Мы не говорим о нем конкретно, потому что у нас нет времени, у нас свои дела».

    Были выявлены и другие представления детей, отражавшие изменения в жизни общества. Так, например, было выявлено, что изменилась структура детских желаний: увеличилось количество «волшебных» желаний. Выяснилось, что современные шестилетки лучше ориентируются в мире профессий, чем их сверстники прошлых лет. Заметны также изменения во взглядах детей на использование Интернета, компьютеров, планшетов и мобильных телефонов. Отношения дошкольников в сфере общественной жизни также подвержены социальным изменениям (например, изменилось представление о безработных и безработных, о богатых и бедных и т. д.).

    Их представления о семейных ролях, количестве детей в семье, о дружбе и любви, о хороших и плохих профессиях, о любимых книгах, играх, мультфильмах и т. д. были относительно устойчивыми. Так, например, в рамках темы «Семья и семейные отношения» дети рассказывали о роли мужчины и женщины в семье, о сиблинговых отношениях, об участии бабушек и дедушек в их жизни, о любви, браке, какой они видят свою семью в будущем, сколько детей они хотели бы иметь. Выяснилось, что представление о мужских и женских ролях остается стабильным на протяжении многих лет исследований и характерно для традиционной семьи. Большинство детей хотели бы иметь больше братьев и сестер. И многие из них хотят быть старшими детьми в семье. Дети из многодетных семей или конфликтующие с братом или сестрой чаще говорят о нежелании иметь еще одного брата или сестру. На вопросы о дальнейшей жизни дети в основном говорили, что поженятся, создадут семью, потому что встретят хорошего человека и полюбят его. Большинство из них хотели бы иметь двоих детей в будущем. При обсуждении темы усыновленных детей дошкольники высказывали противоречивые мнения. С одной стороны, почти все считают, что детям лучше жить в семье, чем в детском доме, но только треть из них хотела бы видеть усыновленного ребенка в своей семье. Дети, ответившие на этот вопрос отрицательно, говорили, что ребенок из детского дома будет для них чужим, выражали опасения по поводу его поведения и здоровья.

    Заключение

    В результате исследования выявлено, что динамика изменений с 1992 по 2016 год различна для разных сторон жизни детей. Некоторые детские образы и установки не претерпели существенных изменений по сравнению с 1992 годом. В целом оказалось, что дети этого возраста считают себя счастливыми, несмотря на кризисы. Очевидно, что в нормальных семьях родители стараются оградить детей от негативных последствий кризисов, сохранить привычный образ жизни, делают все возможное, чтобы детям жилось хорошо.

    Благодарности

    Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, ​​проект «Социально-психологические аспекты адаптации детей старшего дошкольного возраста к изменяющемуся миру» № 16-06-00758.

    Ссылки

    1. Брубахер, С., Пул, Д., Дикинсон, Дж. (2015). Использование основных правил в следственных интервью с детьми: синтез и призыв к исследованию. Обзор развития, 36. 15–33.
    2. Брубахер, С., Пауэлл, М., Сноу, П., Скутерис, Х., Мангер, Б. (2016). Руководство для учителей по получению от детей подробных и точных повествовательных рассказов. Обзор услуг для детей и молодежи. 63. 83–92.
    3. Егорова М., Зырянова Н., Пьянкова С., Черткова Ю. (2001). Из жизни дошкольников. Дети в меняющемся мире //Москва. [по-русски].
    4. Егорова М., Алексеева О., Зырянова Н., Козлова И., Панкратова А., Паршикова О., Пьянкова С., Черткова Ю. (2012). Дошкольники нового века //Образовательная политика; 6(62). Стр. 54-70. [по-русски].
    5. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Панкратова А.А., Паршикова О.В., Черткова Ю.Д. (2016). Мечты и желания дошкольников. Procedia – Социальные и поведенческие науки, ElsevierLtd. 233. 463 – 466.
    6. Hritz, C.E. Royer, R.K. Хельм, К.А. Бурд, К. Охеда, С. Дж. Сечи. (2015). Исследование детской внушаемости: что нужно знать, прежде чем брать интервью у ребенка. AC Anuario de PsicologíaJurídica. 2015. 25. С. 3–12.
    7. Робертс, К., Лэмб, М., Штернберг, К. (2004). Влияние стиля построения взаимопонимания на детские отчеты об инсценированном мероприятии. Прикладная когнитивная психология. 18. 189–202.
    8. Томас, Д. Р. (2006). Общий индуктивный подход к анализу данных качественной оценки. Американский журнал оценки. 27(2), 237–246.
    9. Зырянова Н. (2010). Счастье есть? (Счастливы ли дети в кризис?) // Психологические исследования; 5(13). [по-русски].
    10. Зырянова Н. (2017). Исследование взглядов детей старшего дошкольного возраста. //Современное дошкольное образование: теория и практика; 10. С.22-32. [по-русски].

    Информация об авторских правах


    Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

    Об этой статье

    Информатизация общества и интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста

    Серия: Успехи в экономике, бизнесе и управленческих исследованиях

    Авторы

    В.Г. Каменская, Л. В. Томанов

    Автор, ответственный за переписку

    В.Г. Каменская

    Доступно онлайн с мая 2019 г.

    DOI
    https://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.158Как использовать DOI?
    Ключевые слова
    интеллектуальное развитие, старшие дошкольники, информатизация образования и досуга, электрокардиография
    Реферат

    Цель исследования изучить степень сформированности и структуру интеллекта детей старшего дошкольного возраста, участники эксперимента двух разных групп: экзаменационного 2006 и 2014 года. Гипотезой работы является предположение о снижении интеллектуального развития старших дошкольников в информационную эпоху по сравнению с детьми ее начала. Изучены архивные данные, содержащие материал для экспериментальных исследований интеллекта (общего и невербального по матрицам Дж. Равена и вербально-понятийного в модели направленного ассоциативного эксперимента) старших дошкольников с помощью психофизиологического лабораторного эксперимента. Общая численность старших дошкольных групп составляет 135 человек. Лучшее выполнение теста Дж. Равена зафиксировано у детей поздней группы. Неслучайно эффективность вербально-понятийного теста в неоценочных условиях тестировали дети в 2014 г. В эмоционально нагруженных условиях оценки вербально-понятийного интеллекта различия между группами недостоверны. Результаты выполнения интеллектуальных тестов имеют тесную связь со стохастическими параметрами спектра колебаний кардиоинтервалов, в том числе с фрактальным индексом β (бета). Для теста Дж. Равена на фоне серий записи ЭКГ были обнаружены достоверные различия при хорошем уровне значимости для значений фрактального индекса β (бета). Для ассоциативного эксперимента во всех сериях достоверных различий по этому показателю у детей двух групп получено не было. Гипотеза о сниженном интеллекте не подтвердилась, так как невербальный и общий интеллект лучше развиты у детей поздней группы.

    Copyright
    © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

    Скачать статью (PDF)

    Название тома
    Материалы 1-й Международной научной конференции «Современные тенденции управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту» (MTDE 2019))
    Series
    Достижения в области экономики, бизнеса и управления исследованиями
    Дата публикации
    май 2019
    ISBN
    978-94-6252-721-8
    ISSN
    11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Р1Р1У 9011 2352-721-8. ://doi.org/10.2991/mtde-19.2019.158Как использовать DOI?
    Copyright
    © 2019, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
    Открытый доступ
    Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *