Упражнения на развитие мышления у дошкольников: Игры и упражнения для развития логического мышления дошкольника | Материал (старшая группа) по теме:
«Думайте и додумывайтесь» Д.Карнеги Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков: «Найди лишнее слово». Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним». · Старый, дряхлый, маленький, ветхий · Храбрый, злой, смелый, отважный · Яблоко, слива, огурец, груша · Молоко, творог, сметана, хлеб · Час, минута, лето, секунда · Ложка, тарелка, кастрюля, сумка · Платье, свитер, шапка, рубашка · Книга, телевизор, радио, магнитофон · Мыло, метла, зубная паста, шампунь · Береза, дуб, сосна, земляника Игра «4-лишний» -развитие обобщения Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла; Сосиски – печенье – тарелка – сыр; Чайник – кружка – колбаса – кастрюля; Кепка – шапка – шляпа – тапочки; Перчатки – ботинки –сапоги – туфли; Муха – воробей – стрекоза – кузнечик; Мандарины – бананы – помидоры –лимоны; Машина – троллейбус – самолёт – скакалка; Синичка – индюк –гусь –петух; Пенал – тетрадь – карандаш – юла; Сом – щука – жук – окунь; Куртка – полотенце – платье – костюм. «Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?» Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы. Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания. -Упражнения на развитие гибкости ума. «Назови слова…» Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. · Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…) · Назови, слова, обозначающие домашних животных · Назови, слова, обозначающие диких животных · Назови, слова, обозначающие наземный транспорт · Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт · Назови, слова, обозначающие водный транспорт · Назови, слова, обозначающие овощи · Назови, слова, обозначающие фрукты · Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей…) Упражнение «Назови, одним словом». – Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию. Процедура: 1.Дети должны назвать каждую группу одним словом: а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -… б) Стол, диван, кресло, стул -… в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -… г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -… д) Январь, март, май, август -… 2.Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом: а) Ботинки, туфли – это… б) Прятки, жмурки – это… в) Зима, осень – это… г) Пальто, куртка – это… д) Иванов, Петров, Сидоров – это… Игра «Как это можно использовать?» Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: · Рисовать · Писать · Использовать, как палочку, · Указка · Градусник для куклы и т. д. Игра «Говори правильно» Выучите с ребенком стихотворение. Скажу я слово «ВЫСОКО» А ты ответишь – …(НИЗКО) Скажу я слово «ДАЛЕКО» А ты ответишь – …(БЛИЗКО) Скажу тебе я слово «ТРУС» Ответишь ты – …(ХРАБРЕЦ) Теперь «НАЧАЛО», я скажу, Ну, отвечай – … (КОНЕЦ) Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов: · Веселый – грустный · Быстрый – медленный · Красивый – безобразный · Пустой – полный · Худой – толстый · Умный – глупый · Тяжелый – легкий · Твердый – мягкий · Шершавый – гладкий Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка. Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого: Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ) Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО) Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА) Упражнение на развитие словесно-логического мышления: «Определи понятия» Ребенку предлагаются следующие наборы слов: · Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья; · Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой · Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово». Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому. -Упражнения на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов» Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов: 1. муха и бабочка 2. дом и избушка 3. стол и стулья 4. книга и тетрадь 5. вода и молоко 6. топор и молоток 7. город и деревня Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?» Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия? Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главным признакам. Лингвистическая игра на развитие скорости мышления: «Закончи слово» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», – так вы начинаете игру. Предлагаются слоги:
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. |
Шесть заданий для дошкольников на развитие мышления
Нескучалка
Шесть заданий для дошкольников на развитие мышления
5 июня 3 116 просмотров
Дарья Гордеева
Пространственное, творческое и логическое мышление необходимы для успешного обучения в школе. Их хорошо тренировать, проходя лабиринты, находя сходства и различия предметов, рисуя и раскрашивая. Множество подобных заданий собрано в тетрадях KUMON серии «Развитие мышления». Каждое пособие посвящено конкретному навыку: задания постепенно усложняются, что позволяет детям незаметно, в легкой игровой форме совершенствовать знания. Выбрали для вас несколько типовых заданий на возраст от 4 до 6 лет.
А здесь вы можете скачать целый сборник из 30 заданий на развитие пространственного мышления→
На воображение
В этом задании ребенку предлагается обвести линии, а потом самому нарисовать герою усы и бороду. Он может скопировать изображения наверху или придумать что-то свое. Таким образом — рисуя, раскрашивая и дополняя картинки — дети развивают творческие способности и мелкую моторику.
Задание из тетради «Творческие способности. Уровень 1»
На логику
Сравнение картинок — хороший способ потренировать логическое мышление. Если у ребенка не получается дать правильный ответ, попробуйте задать наводящие вопросы или вычеркивать совпадающие цвета. В конце обязательно похвалите малыша — можно написать «молодец» или вручить наклейку.
Задание из тетради «Логика. Уровень 1»
На поиск сходства
Находя одинаковые картинки и выявляя у них общие черты, малыши развивают внимание и логику. Это важно не только для будущего успешного обучения, но и для решения обычных повседневных задач.
Если поначалу задача вызывает сложность, вы можете взять руку ребенка в свою и провести линию вместе.
Задание из тетради «Сходство и различие. Уровень 1»
На пространственное мышление
В этом задании ребенку нужно найти недостающую часть картинки. Если это будет вызывать сложности, обратите его внимание на форму вырезанного фрагмента. Подобные упражнения учат представлять предметы с разных точек зрения.
Задание из тетради «Пространственное мышление. Уровень 2»
На внимание
В этом веселом задании ребенку предстоит определить, что не так на картинке. Обсудите вместе, какие ошибки допустил художник, и придумайте имена и истории для каждого из героев — так упражнение будет способствовать развитию не только внимания, но и речи.
Дополнительно можно попросить малыша нарисовать свою, правильную версию.
Задание из тетради «Логика. Уровень 2»
Лабиринты
Лабиринты — еще один хороший способ поупражняться в пространственном мышлении и мелкой моторике. Чтобы выполнить это задание, для начала стоит вслух назвать все места, которые нужно соединить линиями. Затем можно пройти путь пальцем и только потом подключать карандаш.
Задание из тетради «Пространственное мышление. Уровень 1»
Помните — предлагать задания лучше в то время, когда ребенок максимально заряжен на это и полон сил. Не стоит заниматься через силу. Начинайте с 1-2 задачек и постепенно увеличивайте количество. Но не переборщите — лучше остановиться в тот момент, когда ребенок хочет «еще чуть-чуть».
И, конечно, обязательно хвалите малыша и указывайте на его успехи и прогресс — именно это больше всего развивает мотивацию к обучению.
По материалам сборников KUMON на развития мышления
Хотите получить бесплатно сборник развивающих заданий? Подпишитесь на рассылку, и мы пришлем его на почту.
10 Занятий для детей по развитию творческого мышления — The Nest Academy Learning Preschool
Даже если у вас есть всего пять минут, вы все равно можете найти творческий, но простой способ провести их со своим ребенком. Эти 10 игр точно не потребуют ни специального оборудования, ни большого количества времени. Некоторые из них можно сделать в машине или во время приятной семейной прогулки. Я обычно играю в них со своим ребенком, когда иду в детский сад. Несмотря на свою простоту, все эти занятия принесут пользу вашему ребенку во многих аспектах. Они научат ее творческому мышлению, абстрактному мышлению и выработают привычку мыслить «нестандартно». И эти занятия доставляют массу удовольствия. Вам обоим очень понравится играть вместе.
1. Никогда просто палка
Показывайте на разные предметы во время прогулки с ребенком в парке или на улице. Спросите его, как он может использовать эти предметы. Например, спросите: «Что вы можете сделать с больным?» Это когда ребенок начинает использовать свое воображение. Он мог сказать что-то простое, например, ты можешь копать им или использовать его как меч. Если вы будете делать это упражнение часто, очень скоро вы обнаружите, что он начинает придумывать более необычные способы использования палки или любого другого случайного предмета. Например, ребенок может начать придумывать, что вы можете протянуть палку кролику, чтобы спасти его от реки. Это упражнение идеально подходит для овладения способностью мыслить по-другому.
2. Super Meal
Попросите ребенка выбрать ингредиенты для имитации еды. В доме может быть что угодно. Начните с примера, например, с ведра и зеленых носков в нем. Например, зеленые носки представляют собой листья шпината. Тогда позвольте ребенку проявить творческий подход и никогда не критикуйте его выбор предметов для «еды». После того, как ребенок закончит «готовить», пригласите несколько мягких игрушек присоединиться к вам на ужин. Нестандартное использование знакомых предметов помогает развить творческое мышление. Это учит вашего ребенка смотреть на задачу под другим углом.
3. Забавные вопросы
Теперь ваша очередь задавать ребенку вопросы. Спрашивайте о вещах, которые заставят его задуматься, например: «Как вы думаете, на что смотрит собака в траве?» «Как вы думаете, куда идет этот человек?» или «Как вы думаете, кто живет в этом зеленом кусте?» Вы будете удивлены, узнав, какие фантастические творческие ответы придумает ваш ребенок. Это занятие отлично подходит для творческого мышления, а также развития речи.
4. Мы рок-звезды!
В эту игру играют многие родители, и она никогда не устаревает. Используйте пластиковые шарики, металлические горшки и ложки для рок-группы. Вы и ваш ребенок можете играть, петь и даже танцевать! Если вы хотите сделать своего малыша по-настоящему счастливым, не забывайте про тряску головой и прыжки в высоту! Это именно то, что делают великие рок-звезды! Эта игра поможет вашему ребенку увидеть необычное использование обычных и обычных предметов. Это отличный пример мышления «нестандартно».
5. И жили они долго и счастливо….
Измените конец любимых сказок и попросите ребенка помочь вам. Предложите ей изменить историю, используя персонажей, которых она помнит из других историй или мультфильмов. Это занятие отлично подходит для вас обоих — ваш ребенок улучшит навыки творческого мышления, а вы откроете для себя богатую фантазиями жизнь вашего малыша.
6. Облако или кролик?
Эта игра настолько проста и доступна каждому. Вам просто нужно посмотреть на день с облаками. Затем обсудите с ребенком, как выглядят облака. Это кролик, дракон, конфета? Что они делают на небе? Это простое, но очень действенное занятие поможет вашему ребенку развить абстрактное мышление.
7. Драматическая игра
Эту игру любят многие дошкольные учреждения и детские сады. Попросите ребенка изобразить кого угодно: тигра, идущего по джунглям, инопланетянина, королеву, котел с кипящей водой или даже кастрюлю. Попросите ее показать, каково это быть одной из этих вещей, используя разные движения. Конечно, вы можете участвовать! В процессе ваш ребенок разовьет творческое мышление и навыки абстрактного мышления, а также разовьет эмоциональные и языковые навыки.
8. Оденься
У кого дома нет старых шляп, забавной одежды, забавных очков и сумок и необычных украшений? Большинство детей любят наряжаться, потому что это дает им возможность ходить в чужой обуви, воображая себя родителями, учителями, врачами и т. д. Это занятие буквально ставит вашего ребенка на место другого человека, помогает ему узнать, что другие люди могут подумать. или чувствовать. Это способствует творческому мышлению и помогает вашему ребенку лучше понимать других людей.
9. Весёлый конкурс
Устройте со своим малышом соревнование, кто нарисует самого глупого кота или кто сочинит самый глупый танец. Вы даже можете пригласить своего супруга или бабушку и дедушку принять участие. Помимо тренировки творческого мышления вашего ребенка, это научит его тому, что попытка достичь совершенства не всегда может быть целью. Иногда просто получать удовольствие от процесса — уже достижение.
10. Время музыки
Включите музыкальное произведение и спросите ребенка, что он о нем думает? Это грустно, радостно или драматично? Какую историю рассказывает ему музыка? Если бы он мог, каким цветом он бы написал эту музыку? Затем вы можете переключиться на другое, совсем другое музыкальное произведение и снова задать вопросы. Окунитесь в мир воображения вашего ребенка!
Я считаю, что чем больше творчества в вашей жизни, а особенно в жизни вашего малыша, тем лучше! Творческие люди обладают прекрасным умением заинтересовывать и вовлекать в жизнь. Они могут использовать его, чтобы проявлять настойчивость, когда сталкиваются с трудностями, и решать проблемы необычными способами. Навыки творческого мышления можно развить и освоить. Некоторые дошкольные учреждения, детские сады, школы могут помочь вашим детям заниматься спортом, но никогда не забывайте, что лучший метод обучения – это ваш собственный пример!
Ксения Л.Л.
Пособие по критическому мышлению для детского сада
Критическое мышление для дошкольников предполагает способность мыслить ясно и логично, чтобы улавливать логические связи между идеями. Дети должны стать активными учениками, а не пассивными получателями знаний, чтобы участвовать в размышлениях и независимом мышлении.
Кроме того, критически сложные идеи и предположения связаны с оценкой того, правильно ли аргументы и результаты отражают все факты сценария. В то время как интуиция и инстинкты могут помочь детям до сих пор, способности критического мышления позволяют детям выявлять, анализировать и методично решать проблемы.
В чем важность критического мышления?Критическое мышление — это навык, который пригодится детям на всю оставшуюся жизнь. Это помогает им принимать более взвешенные решения, понимать последствия своих действий и уверенно решать проблемы.
Проще говоря, это одна из самых важных способностей, которыми может обладать человек. В дошкольном возрасте дети начинают приобретать способности к критическому мышлению, когда задают вопросы, связывают концепции, делают обоснованные выводы и аргументируют свой выбор. Такой подход превращает ребенка из пассивного слушателя в заинтересованного ученика и имеет решающее значение для роста и развития человеческого мозга. Таким образом, упражнения на критическое мышление для дошкольников могут помочь им добиться успеха в будущем.
Игра также важна для развития мозга ребенка. Фронтальная кора ребенка позволяет играть без ограничений и отвечает за способность решать проблемы. Во время игры мозг ребенка формирует нейротрансмиттерные связи, которые помогают развивать и вдохновлять критическое мышление.
Вот некоторые виды деятельности, которые они могут использовать для развития способностей критического мышления:
1. Упражнения на сортировкуСпособность ребенка сортировать и классифицировать объекты и группы объектов важна для логического мышления. Ваши дети могут сортировать разнообразные предметы, животных и другие предметы по цвету, размеру, форме, геометрии и тому подобному. Эти развлекательные игры укрепляют способности к решению проблем, планированию и распознаванию образов.
2. Решайте головоломки и головоломки для развлеченияСовместное решение головоломок и головоломок — еще одна отличная практика для улучшения навыков решения проблем. Это упражнение позволяет ребенку учиться у других, одновременно развивая свой метод. Выбирайте игры и головоломки для мозга в зависимости от их возраста и развития мозга, чтобы они не были перегружены деятельностью, а действительно получали удовольствие и учились.
3. Просмотр фильма или чтение книгДети обычно любят смотреть шоу и фильмы, а также читать рассказы или книги. Вы даже можете превратить их любимое занятие в обучающий опыт, задавая вопросы, на которые нельзя ответить «да» или «нет», чтобы заставить их думать. Поделитесь также своими ответами, чтобы они получили информацию от вас и помогли им увидеть вещи с другой точки зрения.
4. Творчески используйте кубикиЗнаете ли вы, что кубики помогают развивать логические навыки? Это упражнение идеально подходит для социального и эмоционального развития. Благодаря упражнению с кубиками дети учатся чередоваться, заводят новых друзей, улучшают концентрацию внимания, помогают другим и развивают чувство собственного достоинства.
Этот проект позволяет детям использовать свое воображение, и когда вы поощряете своих детей переделывать старые блоки в сложные действия, их нейроны в мозгу вспыхивают.
5. Игра в притворствоИгра в притворство отлично подходит для детей, чтобы исследовать и развить воображение. Пусть они будут, когда начнут разговаривать сами с собой, притворяясь принцессой или принцем во дворце, или супергероем, спасающим мир.
Это в конечном счете расширяет их творческие способности и развивает их критическое мышление. Чтобы сделать его более захватывающим, вы можете предложить ситуации и проблемы, которые они должны решить, как квест, и дать волю своему воображению.
6. Играйте в шпионские игрыПростая охота за сокровищами, в которой нужно найти любой спрятанный предмет, может стать еще одним занятием для детей, занимающимся критическим мышлением. Вы также можете играть в детектива и вместе решать простые (и полезные) дела. Эта захватывающая и увлекательная игра поможет вашему ребёнку развить критическое мышление, потому что ему предстоит объединить данные из многочисленных источников, чтобы определить, виновен подозреваемый или невиновен.