Упражнения ь и ъ разделительные знаки: Разделительный Ь и Ъ знак 3 класс: упражнения карточки
Разделительный Ь и Ъ знак 3 класс: упражнения карточки
Орфограммы РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК являются одними из самых значимых в начальной школе. Уже во 2 классе дети знакомятся с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК, а в 3 классе с с орфограммой РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК.
И тут у некоторых ребят начинаются некоторые сложности. Чтобы в детских головах не было путаницы, уже во 2 классе, нужно объяснить им двойную работу мягкого знака.
Мягкий знак может просто смягчать согласный звук, стоящий перед ним. В данном случае он стоит в конце слова или между двумя согласными.
Например: коньки, олень, день, долька.
Также мягкий знак может разделять два звука!
Разделительный Ь и Ъ знак: правила
Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И: бельё, платье, деревья, соловьи, вьюга.
В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака Ь перед буквой О: батальон, бульон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, лосьон.
Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд, предъюбилейный, объявление, съёжился.
Нужно также помнить, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, когда стоят после Ь и Ъ знаков + буква И, стоящая после Ь.
Это правило необходимо помнить при выполнении звуко-буквенного или фонетического анализа слова.
Как и любое другое правило, орфограмму правильного написания Ь и Ъ знаков необходимо отработать на практике. Для этого можно применять различные варианты заданий. Для удобства использования я составила 13 карточек, включающие в себя все необходимые виды упражнений для отработки или проверки данной орфограммы.
Также предложения, предлагаемые в карточках, можно использовать в качестве словарного или выборочного диктанта.
Разделительный ь и ъ знак: карточки
Карточка 1
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
С высоких гор бегут руч..и. В тенистых лесах громко чирикали вороб..и. В колхозных садах хорошо поют солов..и. Шофер пред..явил документы сотруднику милиции. Перед взором туристов раскинулась необ..ятная степь. От..езд в лагерь был назначен на раннее утро.
2. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
В…езд в город, на стене об…явление, лис..и следы, пред…явите документы, раз…ыскал товарища, войти в под.ъезд, раз…яснил задание, раз…яренный зверь, под…емный кран, вы…езд из города,необ…ятная степь.
3. Сделай фонетический разбор слова варенье.
Карточка 2
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Мы пол..ем сегодня цветы. Вся наша сем..я вышла в сад б..лить дерев..я. Олен…и рога ценятся дорого. С..едобные грибы дети клали в к..рзинку. Бревна на д..р..вянном м..сту раз..ехались. Рабочий пред..явил пропуск контролеру.
2.Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки.
Езда (от-, под-, по-, раз-, вы-, за-). Ел (по-, с-, об-, под-, раз-, пере-).
3. Сделай фонетический разбор слова деревья.
Карточка 3
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Грус..ные раздум..я т..снились в голове старого почтал..она. Ни..кие кол..я отд..ляли поле от сада. Сильная в..юга задержала путешественников. Отряд внимательно выслушал об..явление об от..езде в город. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс.
2. Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки.
Дядя Ил.я поехал на (с)езд и взял меня (по)г..стить у бабушки. К (под)езду (под)ехал автомобиль. Мы (вы)ехали на дорогу и через час (в)ехали в город.
3. Сделай фонетический разбор слова въехать.
Карточка 4
1. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Почтал..он принес журналы. Эскадрил..я самолетов взлетела с аэродрома. Крест.яне любили ст..пное привол..е. Полын..я зам..рзала очень медленно. В подземел..е было темно и сыро. К закату солнца небо раз..яснилось. Вз..ерошенные птицы уселись на ёлку. В..селый м..лыш бойко с..ехал с горки.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
3. Сделай фонетический разбор слова обезьяна.
Карточка 5
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Рыжие мурав..и большие друз..я леса. Мурав..и одного муравейника за день с..едают более тридцати тысяч гусениц. На дальних раз..ездах гудят пассажирские поезда. С..ежившись от холода щенок лежал в бу..ке. Л. .сная п..ляна была об..ята густым туманом.
Выпиши однокоренные слова, обозначь корень.
2. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
(Лиса) лисья нора, (птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко, (медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
3. Сделай фонетический разбор слова муравьи.
Карточка 6
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Из-за безд..рож..я машина не могла под..ехать к под..езду. Суч..я старых дерев..ев были кривыми и толстыми. Вожатый раз..яснил план су..отника. В..сной птицы в..ют гнёзда, а ос..н..ю пок..дают р..дные края. На старом м..сту бревна раз..ехались, и машины пошли в об..езд.
2. Выпиши в два столбика слова с ь знаком и с ь знаком показателем мягкости согласных.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья, хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина, ручьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
3. Сделай фонетический разбор слова перья.
Карточка 7
1.Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.
Туристы от..ехали от города и под..ехали к бурной реке. Автобус в..ехал в село, дети бросились в об..ятия тети Тат..яны. Большая бад..я стояла на сиден..е шофера. Полоз..я санок сделаны из металла. Необ..ятной силы стремительный поток воды мчался по ущел…ю.
2.Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Выдели приставки.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду ле..ть. 3. По плат..ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем. 6. Не за то волка б..ют, что сер, а за то, что овцу с..ел. 7. От бездел..я не бывает весел..я. 8. С чем под..ехал, с тем и от..ехал. 9. В лес с..ездили за с..едобными грибами.
3. Сделай фонетический разбор слова здоровье.
Карточка 8
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
2.Запиши по 5 слов в три столбика:
- с разделительным мягким знаком;
- с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
- с разделительным твердым знаком.
3. Сделай фонетический разбор слова воробьи.
Карточка 9
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
В с..дах нач..лся с..ем яблок. Жил..е старого шахтера было чистым. С гряз..ю и пыл..ю в кла..е ведется б..рьба. Кр..новщик об..яснил р..бятам, как работает под..емный кран. У под..езда маленький к..тенок с..ежился от хол..да. Раз..яренный вал воды мчался по д..лине. К закату небо раз..яснилось, слышны были трели сол..в..я.
2.Раздели слова на группы.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтал..он, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян, медал..он, птич..и.
3. Сделай фонетический разбор слова бельё.
Карточка 10
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Девочки на уроках труда ш..ют для кукол плат..я. Д.рога была завалена, машины поехали в об..езд. Отец об..яснил сыну устройство велосипеда. Родник б..ет под высокой г..рой. Натал..я п..ет х..лодную, чистую воду. Вороб..и сели на дерев..я и сл..жили крыл..я. Мал..чики нашли ежа под старой ел..ю. От холода в..р..б..ишка с..еж..лся. Гусеницы с..едают м. .л..дые лист..я абрикос.
2.Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.
3. Сделай фонетический разбор слова семья.
Карточка 11
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Дар..я повесила бел..е во дв..ре. Мама работает в ател..е, она ш..ет плат..е. Радост..ю в праз..ник об..ята наша ст..лица Москва. Ветер вз..ерошил волосы мальчишкам. Сухие, с..ежившиеся лист..я в..ются и бессильно падают на землю. В л..сные тихие сумерки мы вышли к железнод..рожному раз..езду. Недалеко шумел необ..ятной силы стремительный горный поток. Неслись по ветру вз..ерошенные галки. В..ется у..кая стежка, ув..дящая путника в ст..пное раздол..е. Если орел часто б. .ет крыл..ями, то крыл..я ломаются.
2 Спиши, раскрывая скобки.
1. (С)ели (с)прыгнула белоч.ка. 2. Гости (с)ели вкусный торт. 3. Черви (под)ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под)ели. 5. Машина (под)ехала (к)под(езду).
3. Сделай фонетический разбор слова вьюга.
Карточка 12
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Об..ятые солнечным светом сосны красовались на лужайке. Из чашки не выл..ется то, чего в ней нет. Высокий бур..ян рос вдоль старой изгороди. Ноч..ю был сильный м..ро… Со всех концов нашей страны в Артек на с..езд с..ехались делегаты. Над л..сами необ..ятными песни звонкие л..тят. Умей отличать с..едобные гр..бы и яг..ды от ..довитых. По радио об..явили посадку на самолет. В прошлое в..скресен..е мы с..ездили в горо… Мальчик об..яснил друз..ям, как под..ехать к парку.
2.Придумай и запиши по 3 слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: с-, под-, об-, раз-, в-, от-.
3. Сделай фонетический разбор слова жильё.
Карточка 13
1.Спиши, вставив пропущенные буквы.
Поз..ней осен..ю м..няет белка свое рыженькое плат..е на серую зимнюю шубку. Об..езд был проложен по берегу реки. Об..явление о поездке жители встретили .радос..но. Суд..я об..явил результаты соревнований. Сторо.. Ил .я хорошо знал заяч .. и лис..и следы. В в..скресен..е об..явлен лыжный кросс. Белич..и шкурки мел..кали в тени дерев..ев. У лукомор..я ду.. з..леный.
2.Спиши, распределив слова в 3 группы. Дай название каждой группе.
Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал..чик, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огон..ки, почтал..он, об..ём, печен..е, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дожд.. .
3. Сделай фонетический разбор слова коренья.
Эти карточки-задания на отработку правописания разделительного Ь и Ъ знаков можно использовать дома, в качестве тренировочных упражнений, или же учителем в классе для проверки знаний учащихся.
Надеюсь, что данный материал будет для вас полезен.
Рекомендую также ознакомиться с карточками по русскому языку на все орфограммы.
С уважением, Ольга Наумова
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Упражнение 1. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. В эту минуту раздались п…яные крики гостей. 2. Сам решился он Чичиков] сочинить крепости, написать и переписать, чтоб не платить ничего под…ячим. 3. Она села за фортеп…яно и сыграла несколько любимых его п…ес. 4. Лакей обез…янничает их манеры, замашки. 5. Высокий зеленый бур…ян рос на том месте, где когда-то был двор. 6. Обивка на креслах первых рядов и на бар…ерах лож… давно выцвела. 7. Раз…яренная река пенилась и схлестывала волнами гранитные парапеты набережной. 8. Порой выходила группа от…экзаменовавшихся гимназистов, весело разговаривавших об удаче или озабоченно — о возможности провала. 9. Повар давал им [матросам] вываренное бул…онное мясо. 10. Среди большой чистой площадки на высоком п…едестале высился слепок могучей фигуры Давида. 11. Вот нам и еще один компан…он для пикника. 12. Неподалеку, за деревьями, открывался необ…ятный лазурный простор. 13. При малейшем из…яне в костюме, при оторванных пуговицах этот костюм должен сдаваться для починки, чистки и пр. 14. Мы уж с отцом от…ужинали. 15. Мы отходили на север, прикрываясь все время сильными ар…ергардами. 16. Письма Андрея стали неот…емлемой част…ю моей жизни. 17. Аксинья с…узила глаза, шевел…нув черными бровями. 18. Настал день прем…еры, подготавливавшейся свыше полугода. 19. Мы пред…явили Фокину ряд требований, и прежде всего о повышении заработной платы.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. В городке было сконцентрировано нескол…ко батал…онов пехоты. 2. Сначала производились натурные с…емки, затем работа была перенесена в павил…оны кинофабрики. 3. Богатый выбор подарков ко дню 8 Марта можно найти в магазинах Глав…ювелирторга. 4. Во время ремонта театра были заменены меж…ярусные перекрытия. 5. В газете опубликовано интерв…ю с руководителем иностранной делегации. 6. Новые методы работы позволили с…экономить много времени и средств. 7. Активная контр…атака противника поставила в затруднител…ное положение молодого шахматиста. 8. Работу переводчика облегчил недавно изданный трех…язычный словарь. 9. В такую в…южную ноч… нетрудно было сбит…ся с пути в незнакомых местах. 10. По ночам нередки были заморозки, и лист…я на дерев…ях с…ёжилис… от холода. 11. Для пересылки срочных и важных документов была испол…зована фельд…егерская связь. 12. Крестьяне неоднократно восставали, стремяс… избавит…ся от тяжести под…яремной жизни в условиях крепостничества. 13. Беряс… за какую-либо работу, нужно об…ективно оцениват… свои возможности. 14. Денежные знаки старого образца были из…яты из обращения. 15. На заре человеческой жизни поч…ти любое явление природы казалось людям сверх…естественным и необ…яснимым. 16. Химик производил опыты с какими-то четырех…элементными соединениями. 17. В основе таких теорий, как пан…тюркизм, пан…японизм, лежат не стол…ко религиозные, скол…ко политические цели. 18. Гигантский советский реактивный самолет совершил транс…европейский перелет за нескол…ко часов.
Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.
Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух. .ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..обличить, из..украсить, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, кан..он, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, котил..он, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб.
Упражнение 4. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.
1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазоч..ке, белые маринованные грибы на тарелоч..ке, что-то в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепос..ти, находился в ар..ергар..де (Л. Толстой). 5. Отец.. весь как-то с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необ..ятном диване (Булгаков). 7. На артис..те было тол..ко чёрное бел..ё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слыш.., хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнител..ный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его мален..ком из..язвлённом сердце (Андреев). 11. А тепер.. им предлагалось поверит.. в реал..ност.. нового, суб..атомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему бед..нее, мен..ше, жал..че (Тынянов). 13. Вед.. почему хочет..ся быть генералом? – Потому что, случит..ся, поедеш.. куда-нибудь – фел..д..егеря и ад..ютанты поскачут вез..де вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениал..ная мысл.., и тотчас же, по своей горяч..ности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему ран..ше (Булгаков). 15. Кирпич..ные ступен..ки вели из подвала к д..вери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли камен..щики, арматур..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов).
Упражнение 5. Выпишите слова с разными случаями употребления ъ и ь, сгруппировав эти слова в соответствии с правилами. 1. Лагерь пробудился рано, только занималась утренняя зорька. (Федос.) 2. Полине Васильевне сейчас неловко и перед дочерью и перед собой за эту невольную ложь. (Лип.) 3. Поверьте, Сташек, на войне лучше быть фельдфебелем, чем рядовым солдатом, а генералом быть лучше, чем полковником. (Сарт.) 4. В науку надо въезжать на белом коне, а не стучаться нищим, не имея ничего за душой. (Гран.) 5. Давно пора было брать чемоданы и спускаться к подъезду. (Мальц.) 6. Как же не расступилась земля и не проглотила Марка Бовкуна, как он смеет ходить по улицам, дышать одним воздухом с честными людьми! (Собко) 7. Листва на деревьях не вяла, а лишь, отдавая дань прекрасному, меняла цвета. (В.) 8. Больному каждый день давали куриный бульон. (Покр.) 9. Ранний декабрьский мороз сковал землю. (Казан.) 10. Советская государственная граница тянется на шестьдесят тысяч километров с лишним. (Покр.) 11. Замерли пышные-ветви яблонь. (Бет.)
Упражнение 6. Перепишите, вставляя, где надо, пропущенные буквы. I. 1. Савватей посоветовал попытат… счаст…я по тетеревам. Растолковал дорогу в рябинник, где в эту пору от…евшиеся за осен… птицы клюют тронутую заморозками ягоду. (Полвв.) 2. Был знойный полден…—в небе ни облач…ка, над степ…ю марево, в сапогах печет ноги, а скинеш… сапоги, ступат… бол…но: так колет…ся стерня. (Кетл.) 3. Но всякий раз в…езжат… в улицы города, то знойно пыл…ные летом, то холодные и липкие от грязи поздней осен…ю, то гладко налощенные полоз…ями саней зимой, для него было непередаваемой радост…ю. (Сарт.) 4. Так подчини своей воле седую Сыр-Дар…ю, застав… ее мчат… воды по пути, который сам ей укажеш…, прикажи ей быт… слугой советской земли, и ты еще раз услышит… братскую хвалу своей силе и упорству. (Раш.) 5. От…езд должен был удобно, просто и мужественно разрешит… эту канител…, и Крылов испытывал сейчас сладостное ощущение свободы от Дана, от его беспокойной требовател…нос…ти, от необходимое…ти делат… то, во что не вериш… . (Гран.) 6. Дерев…я под тяжест…ю мокрого снега гнулис…; мал…чишки во всех дворах лепили снежные крепос.ти, снежных баб, приходили домой с обмокшими рукавами и полами пал…то и еще в коридоре, прячас… от всевидящих материнских глаз, начинали раздеват…ся. (Проск.) 7. Михас…, сидя сейчас в подпол…е у стены, вспомнил в подробное…тях и даже с удовольствием, как в тихую, теплую ноч…, освеженную дождем, он вышел на новую операцию — опят… же на Саве. (Нил.) 8. Даже люди очен… взрослые, душевно сил…ные, давно привыкшие с настойчивост…ю и суровостью управлят… собственной суд…бой, порой впадают в такое состояние, когда им хочет…ся, чтобы кто-то иной подумал о том, что будет… с ними хотя бы через ден… или час — даже в том случае, ее…ли этот ден… или час будет грозит… им сер…езными неприятное…тями. (Нил.) 9. В свое время Снигирев предложил теорию, объясняющую выход материала из ковша элеватора. Производительное…т… элеваторов должна все время увеличиваться. Самое простое — сделат… бол…шие по об…ему ковши. Но при этом растут габариты и вес машины. Надо, значит…, увеличит… скорое…т… движения ковшей. Но тогда от центробежной силы материал разлетает…ся из ковша во все стороны, падает туда же, откуда его взяли ковши. И вот Олег с Анатолием, пол…зуяс… теорией Снигирева, бол…ше двух лет возилис… с ковшами и придали им форму, при которой можно все-таки на одну пятую ускорит… их движение. Резул…тат отличный, работа нужна производству, все довол…ны. (Дем.) II. И как бы в душе ни чувствовали себя правыми Климович и его танкисты и скол…ко бы боев и нанесенных немцам потер… ни было у них за плечами, все равно им было невыносимо ехат… по этому забитому люд…ми шоссе, никому не об…ясняя, зачем и почему они едут на восток, потому что об…яснят… это им не дано было права. Так было семнадцатого октября. А сегодня, через двадцат… дней, он со своими восем…юдесят…ю танками пройдет через Красную площад… . Шест…десят… «тридцат…четверок» — машины, о которых может тол…ко меч…тат… любой танкист, и двадцат… «КВ» — тяжелых, не таких маневренных, но зато практически не пробиваемых малокалиберной артиллерией … Эх, если бы имет… их в бригаде в первый же ден… войны! Восемьдесят… танков … (К. Симонов)
Упражнение 7. Подберите или самостоятельно составьте предложения с приведенными словами, объясните употребление ъ и ь в этих словах. Укажите различия в значениях этих слов. Вьюга — метель, изъян — недостаток, объегорить — обмануть, объедала — обжора, объять — обнять, подъем — воодушевление, пьедестал — постамент, снадобье — лекарство.
Упражнение 8. Выпишите из произведений художественной литературы или из периодической печати по 2—3 примера (в предложениях) на каждое правило правописания ъ и ъ.
Тест по теме «Правописание разделительных ъ и ь»1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ? 1) раз..емный, без..ядерный, изголов..е 2) в..езжающий, из..ятый, меж..этажный 3) с..емный, об..ектив, двух..ярусный 4) необ..ятный, бул..онный, кон..юнктивит
1) бьющий ключ.., любимая вещ.., глубоких луж.., распростиш..ся с людьми 2) стало невмоч.., голос певуч.., громкий плач.., оденеш..ся потеплее 3) промаж… клеем, удивительный товарищ.., грозовых туч.., печ.. рулет 4) разреж..те лист, достучиш..ся до соседа, бежать вскач.., помощ.. преподавателя
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ? 1) ад..ютант, под..ездной, под..ячий 2) об..ект, об..езженный, интер..ер 3) об..явленный, компан..он, прод..юсер 4) из..ян, неот..емлемый, ин..екция 4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ь? 1) поздороваеш. .ся с другом, двигаться вскач.., быстро одеваеш..ся, стало невмоч.. 2) лучший товарищ.., заметная фальш.., изнуряющая суш.., длинный меч.. 3) реж.. хлеб, игра не стоит свеч.., несколько луж.., встретиш..ся с братом 4) мятеж.. офицеров, попрощаеш..ся с матерью, назнач..те место встречи, щедрый богач… 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ? 1) пан..европейский, ин..екция, протод..якон 2) сверх..естественный, кон..юнктура, транс..европейский 3) пред..юбилейный, интерв..ю, звен..евой 4) трех..язычный, кан..он, п..едестал Ответы:
|
Упражнения по теме «Правописание мягкого знака»
Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Бессроч…ный кредит, побывать вез. ..де, большая прос…ба, бор…ба за чистоту, малярные кис…ти, хороший подсолнеч…ник, воз…мем с собой, общ…ность интересов, выпустить бюллетен…, оден…те ребенка, искусная рез…ба, получить ден…ги, мен…ше спорить, длител…ная болез…нь, тон…чайшая работа, закон…чить в срок, искрен…няя привязанность.
Упражнение 2. Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.
Обжеч… кирпич…, подстрич… акацию, береч… горючее, подбереш… факты, достан… багаж…, отреж… хлеба, дверь настеж…, гореч… микстуры, следы пожарищ…, крыши дач…, созревает рож…, жду новых встреч…, юноша горяч…, выходиш… замуж…, малыш… похож… на отца, стрич… овец, наш выигрыш…, ненужная вещ…, хороший товарищ…, булатный меч…, будеш… печ… пироги.
Упражнение 3. Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.
Ломот(?) тес(?)ма рал(?)ли гроз(?)д(?) петел(?) молот(?)ба мил(?)лион жес(?)т(?) щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?) черпат(?) син(?)ка ил(?)люзия с(?)теп(?) связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик
Упражнение 4. Замените звуки буквами. Напишите слова.
Ня[н’]кА, до[ч’]кА, пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.
Упражнение 5. Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.
Объявление Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п. Тел.: 111-11-11. Владимир.
Упражнение 6. Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.
Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).
Упражнение 7. Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.
Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).
Упражнение 8. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.
Вскол..з.., сел..д.., клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в.., сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н.., ос..миног, вес..ма, цер..ков.., четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т.., нояб..р.., сен..тяб..р.., пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят. .надцат.., восем..надцат.., пят..десят.., шест..десят.., сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.
Упражнение 9. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.
Брос..те, (он) бросает..ся, вееш.., лещ.., пустош.., (несколько) барышен.., кирпич.., (много) разин.., мелоч.., врач.., строиш.., (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш.., (несколько) таможен.., настеж.., (несколько) кухон.., полноч.., бреш.., горюч.., горяч.., фальш.., привлеч.., кумач.., нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш.., (много) яблон.., вещ.., трубач.., (много) задач.., мелоч.., блиндаж.., (много) тихон.., волнуеш..ся, (много) нян.., чертёж.., меч.., мяч.., реч.., камыш.., (много) пашен.., надееш..ся, (несколько) купален.., мыш.., (много) басен.., молодёж.., рож.., клич.. , дюж.., (надо) учит..ся, (несколько) черешен.., (надо) выспат..ся, из-за рабын.., дич.., (много) туч.., (несколько) тысяч.., заглядываеш..ся, замуж.., невмоч.., познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен.., до плеч.., ключ.., гремуч.., (мороз) жгуч.., проч.., трескуч.., (несколько) кляч.., хорош.., пригож.., намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич.., наотмаш.., взвес..те, эконом..те, вскач.., невтерпеж.. .
Тест по теме «Правописание мягкого знака»
1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 1) камыш… 2) слышиш… 3) колюч… 4) с груш… 2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 1) тягуч… 2) шабаш… 3) вскач… 4) замуж… 3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 1) не могу удержат…ся 2) набор…щик 3) скоро появит…ся 4) клян…чить 4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь? 1) помаж…те 2) луч… 3) надо стремит…ся 4) наотмаш… 5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь? 1) представиш… 2) съеш… 3) точ…-в-точ… 4) колюч… 6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков? 1) Учить, увлечь, брать, мелочь. 2) Плачь, брошь, мелочь, едешь. 3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь. 4) Спорь, сплошь, бить, тишь.
Ответы
|
Карточки по русскому языку “Разделительный ь и ъ знаки” | Картотека по русскому языку (4 класс):
Карточка 1
Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: въезд.
В…езд в город. На стене об…явление. Пред…явил документы. Раз…ыскал товарища. Раз…яснил задание. Раз…яренный зверь. Под…емный кран. Вы…езд из города. Необ…ятная степь.
Карточка 2
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд.
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Карточка 3
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
…………………… ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Карточка 4
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,
мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка 5
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(птица)………………………………. перо, (волк)…………………… следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко,
(медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
Карточка 6
Запиши слова в два столбика: в первый — слова с разделительным мягким знаком, а во второй — слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 7
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду лезть. 3. По плат….ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер…..ями, а человек учен……ем.
Карточка 8
Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м. .ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 9
Запиши слова в два столбика.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Карточка 10
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с …………………. 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.
Карточка 11
Спиши, вставив пропущенные буквы.
1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 12
Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Карточка 13
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья ……………………………………………………………………………
Я (на) шел ст..хотворен..е. ……………………………………………………………………………
Я, конеч..но, сразу сел …………………………………………………………………………..
И в..рен..е быстро сел. ……………………………………………………………………………
И тепер.. для продолжен..я …………………………………………………………………………….
Этого ст..хотворен..я ……………………………………………………………………………
Нет ни капел..ки в..рен..я. ……………………………………………………………………………….
Тест «Разделительные знаки»
Ученик . …………………………………………………
1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень?
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз –
делительным твердым знаком?
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
мягкий знак.
а) жизн..;
б) счаст..е;
в) б..ет;
г) пис..мо.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.
а) у…ехал
б) пред…явить
в) в..ет;
г) об..яснить.
Тест : « Разделительный мягкий знак»
Ученик
1 уровень
- Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
- Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
- Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
2 уровень
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил .
С деревьев осыпались .
На веревке сушится .
3 уровень
Исправь ошибки.
Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.
Тест: «Разделительные ь и ъ»
Фамилия, имя ………………………………………..
1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:
а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;
б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.
2. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь показывает, что
а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;
б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.
3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.
Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.
5. Распредели слова в три столбика: 1 — с разделительным мягким знаком; 2 — с мягким знаком — показателем мягкости согласного; 3— с разделительным ъ.
Хлоп…я, с.езд, счаст…е, в…юга, учител…ница, мал..лик, с…емка.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Карточки по русскому языку к теме “Разделительный ь и ъ знак” 3 класс | Картотека по русскому языку (3 класс) на тему:
Правило
Разделительный ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (ВЬЮГА, БУРЬЯН, ЛИСЬИ СЛЕДЫ), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (БУЛЬОН, СИНЬОР).
Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить раздельно, нет слияние звуков, появляется дополнительный звук [Й].
Разделительный ъ (твердый знак) нужно писать на стыке приставки и корня, если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я. Например: ПОДЪЕЗД, ИЗЪЯВИТЬ, ИНЪЕКЦИЯ, ТРАНСЪЕВРОПЕЙСКИЙ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ. Кроме этого, разделительный Ъ знак пишется в сложных словах с числительными: ДВУХЪЯРУСНЫЙ, ТРЕХЪЯЗЫЧНЫЙ.
- Спиши, вставь пропущенные буквы.
Рано утром в воскресен..е мы с друз..ями под..ехали к оз…ру. На бер…г с..ехалис.. рыболовы. Они натянули палатки, вскипятили ч…йники и приготовили с..естное. Завтракают и ждут рассвета. Все вокруг об..ято тиш…ной. Мой отец об..ясняет мне, как готовить снасти. Будет замечател..ный улов.
2. Прочитай текст. Выпиши слова с разделительным ь знаком в первый столбик; слова, в которых ь знак показывает мягкость согласного, во второй столбик.
Соф…я с Ил…ёй идут в школу. На дорожку падают лист…я. У крыл…ца школы Соф…я остановилас… . К ней подбежала собака Жул…ка. Они с ней друз…я. В классе детей встретили с радост…ю. Прозвенел звонок. Началас… контрол…ная работа.
3. Распредели слова в три столбика:
1 – с разделительным мягким знаком;
2 – с мягким знаком – показателем мягкости согласного;
3 – с разделительным ъ.
Хлоп.я, с.езд, счаст.е, в.юга, учител.ница, мал.чик, с.ёмка, пал..то, бел..ё, мурав..и, гост..я, дерев..я, в..юга, под..ём, огоньки, л..ётчик, л..иса, об..ём, с..ёмка, пис..мо, мал..чик, под..езд, с..ел, обез..янка, дождь.
4. Укажи количество звуков и букв в словах.
Жильё -________________________________________________
Осень-_________________________________________________
Платье-________________________________________________
Подъехал-_______________________________________________
Кольцо – ________________________________________________
5. Исправь ошибки и запиши текст правильно.
Лйот силный дожд. Дружок лежыт подкрылцом. Сабака радосно встричяет илйу. Илья и дружок – друзя.
6.Вставь пропушенные буквы.
Вороб…ишка над руч…ём
Своей сем…е построит новый дом.
Крыл…ями помашет,
Вот кол…я воб…ёт.
И в…юга в их дом никогда не войдёт!
Волк ужасно раз…ярён,
С…есть ежа не может он.
Ёж, хотя он и с…едобен,
Для с…еденья неудобен:
С…ёжась, выставил иголки –
Об…егорил злого волка.
Карточки по русскому языку Правописание раздельтельных ъ и ь знаков
Карточка 1
Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ.
Образец: въезд.
В…езд в город. На стене об…явление. Пред…явил документы. Раз…ыскал товарища. Раз…яснил задание. Раз…яренный зверь. Под…емный кран. Вы…езд из города. Необ…ятная степь.
Карточка 2
Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.
Образец: отъезд.
Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).
Карточка 3
Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.
Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.
Карточка 4
Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь, а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,
мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.
Карточка 5
Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках.
Образец: (Лиса) лисья нора,
(птица)………………………………. перо, (волк). ………………….. следы, (собака)………………………. конура, (коза)………………………….. молоко,
(медведь)………………………… лапа, (заяц)……………………………. шапка, (белка)………………………………. шкурка.
Карточка 6
Запиши слова в два столбика: в первый — слова с разделительным мягким знаком, а во второй — слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных.
Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).
Карточка 7
Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.
1. Вся сем….я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с….есть, надо в воду лезть. 3. По плат….ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с…ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер. ….ями, а человек учен……ем.
Карточка 8
Спиши, вставив пропущенные буквы.
З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.
Карточка 9
Запиши слова в два столбика.
Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.
Карточка 10
Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.
1. Саша ………………… пирог. 2. К дому……………………………….. машина. 3. Весной по дорожкам потекли ……………………………………. . 4. Илья любит пенки с . ………………… 5. Птицы …………………. . гнезда на …………………………………. и кустарниках. 5. Дожди часто ……………………………….. осенью.
Карточка 11
Спиши, вставив пропущенные буквы.
1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.
Карточка 12
Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками: С-, под-, об-, раз-, в-, от-.
Карточка 13
Спиши. Вставь пропущенные буквы.
Как-то в блюдеч..ке в..ренья
Я (на) шел ст..хотворен..е.
Я, конеч..но, сразу сел
И в..рен..е быстро сел.
И тепер.. для продолжен..я
Этого ст..хотворен..я
Нет ни капел..ки в..рен..я.
Тест «Разделительные знаки»
Ученик . …………………………………………………
1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
2. Где пишут разделительный твердый знак в словах?
а) сразу после приставок;
б) в корне и после корня слова.
3. С каких букв должен начинаться корень?
а) с гласных;
б) с согласных.
4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед pаз –
делительным твердым знаком?
а) на согласную;
б) на гласную.
5. Перед какими гласными пишут разделительный мягкий
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
6. Перед какими гласными пишут разделительный твердый
знак? Обведи нужные буквы.
А, е, ы, ё, ю, я, о, э, у, и.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
мягкий знак.
а) жизн..;
б) счаст..е;
в) б..ет;
г) пис. .мо.
7. Подчеркни слова, в которых пропущен разделительный
твёрдый знак.
а) у…ехал
б) пред…явить
в) в..ет;
г) об..яснить.
Тест : « Разделительный мягкий знак»
Ученик
1 уровень
Найти и подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком.
Хлопья, большой, шалунья, жильцы, жильё, льдина.
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Ночью разыгралась вьюга. Девочка шьёт куклам платья.
2 уровень
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком.
Охотник зарядил .
С деревьев осыпались .
На веревке сушится .
3 уровень
Исправь ошибки.
Наша Кожка мурка- бальшая шолунья. Папа принёс чючело воробя. Мурка схвотила Чючело. Осталис от птичьки одни клочя.
Тест: «Разделительные ь и ъ»
Фамилия, имя ………………………………………..
1. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь пишется:
а) после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я;
б) после приставок, которые оканчиваются на согласный,
перед буквами е, ё, я.
2. Выбери правильный ответ.
Разделительный ь показывает, что
а) согласный звук и следующий за ним гласный
произносятся раздельно;
б) согласный звук, после которого он стоит, произносится
мягко.
3. Подчеркни слова, в которых ь обозначает только мягкость согласных звуков.
Соловьи, перья, день, мельница, коньки, угольки, пыль, кольцо.
4. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.
Мальчик, перья, здоровье, чириканье, льет, письмо, семья, полька, сыновья.
5. Распредели слова в три столбика: 1 — с разделительным мягким знаком; 2 — с мягким знаком — показателем мягкости согласного; 3— с разделительным ъ.
Хлоп…я, с.езд, счаст…е, в…юга, учител…ница, мал..лик, с…емка.
1. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?
А. Ткали В. Шили
Б. Пряли Г. Гадали
2. Как долго ухаживал царь Салтан за своей будущей женой?
А. Один день В. Один месяц
Б. Одну неделю Г. Один год
3. Кем приходится ткачиха молодой жене царя Салтана?
А. Матерью В. Тётей
Б. Сестрой Г. Подругой
4. Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?
А. Две В. Четыре
Б. Три Г. Пять
5. Какой титул был у Гвидона в пушкинской «Сказке о царе Салтане…»?
А. Князь В. Царевич
Б. Принц Г. Королевич
6. Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон в сказке Пушкина?
А. В один дюйм В. С ноготок
Б. В один аршин Г. С пальчик
7. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана
Б. На острове Буяне
В. В море-океане
Г. У лукоморья
8. Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
А. Елисеевич В. Салтанович
Б. Русланович Г. Дадонович
9. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки В. Скандалиста
Б. Буяна Г. Хулигана
10. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана?
А. На юг В. На восток
Б. На север Г. На запад
11. Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?
А. Один дуб В. Три сосны
Б. Две пальмы Г. Берёзовая роща
12. «Тот уж когти распустил, / Клёв кровавый навострил…» О ком идёт речь в этих строчках А.С. Пушкина?
А. О золотом петушке В. О комаре
Б. О коршуне Г. О Гадком утёнке
13. Что «под косой блестит» у пушкинской царевны Лебедь?
А. Лунный камень В. Звезда
Б. Солнечный луч Г. Месяц
14. Где выстроил свoй двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa?
А. У лукоморья В. На острове
Б. В чистом поле Г. В дремучем лесу
15. Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина?
А. Рубины В. Жемчужины
Б. Сапфиры Г. Изумруды
16. Что выстроил для своей белки князь Гвидон?
А. Янтарную комнату В. Золотое дупло
Б. Хрустальный дом Г. Изумрудную пирамиду
17. Кто вел учёт чудесных орехов затейницы белки?
А. Сам Гвидон В. Дьяк
Б. Черномор Г. Стража
18. Какого чуда НЕ было за морем в “Сказке о царе Салтане…”?
А. Белка В. Царевна Лебедь
Б. Тридцать три богатыря Г. Кот учёный
19. Кудa укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в “Скaзке o цaрe Сaлтaнe”?
А. В глаз В. В нос
Б. В лоб Г. В ухо
20. Кем приходится сватья баба Бабариха князю Гвидону?
А. Тётей Г. Мачехой
Б. Бабушкой Д. Кормилицей
21. В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон в пушкинской сказке?
А. Комар В. Пчела
Б. Муха Г. Шмель
22. Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А. Ихтиандр В. Беломор.
Б. Черномор Г. Жак-Ив Кусто
Деление в группах – бесплатное занятие для 3 класса
Это законченный урок с обучением и упражнениями о концепции разделения как создания групп определенного размера (также известного как измерительное подразделение ), предназначенных для третьего класса. Учащиеся объединяются в группы определенного размера, используя наглядные пособия, и пишут предложение о разделении. Они также рисуют объекты в соответствии с разделами, решают задачи со словами и исследуют закономерности в таблицах разделения.
Есть 12 ромашек.Сгруппируйте по 3. Сколько групп? Четыре группы. Сколько троек в 12? Четыре. |
1. Разделитесь на группы.
а. 15 моркови. Сформируйте группы по 5 человек. Сколько групп? _____ Сколько пятерок
являются | г. ______ ягод. Составляйте группы по 4 человека. Сколько групп? _____ Сколько четверок
являются | г. ______ яблок. Сколько групп? ____ Сколько тройок равно |
г. ______ рыбы. Сгруппируйте по 2. Сколько групп? ____ Сколько двойок в | e. ______ ромашки. Составляйте группы по 6 человек. Сколько групп? ____ Сколько 6 это | ф. ______ верблюдов. Сгруппируйте по 4. |
Практические вопросы по деревьям B и B +
В этой статье мы обсудим различные типы задач, основанные на деревьях B и B +. Прежде чем разбираться в этой статье, вы должны понять основы B и B + деревьев (см .: Введение, Вставка, Удаление).
Это типы вопросов, которые задаются в GATE на основе деревьев B и B +.
Тип 1. В зависимости от порядка и количества ключей в дереве B и B + –
Вот несколько ключевых моментов, связанных с порядком и количеством ключей:
- Дерево B / B + с порядком p имеет максимум p указателей и, следовательно, максимум p дочерних элементов.
- Дерево A B / B + с порядком p имеет минимальное количество указателей ceil (p / 2) и, следовательно, минимальное количество дочерних элементов ceil (p / 2).
- Дерево A B / B + с порядком p имеет максимальный (p – 1) и минимальный ceil (p / 2) – 1 ключи.
Que – 1. Рассмотрим B + -дерево, в котором максимальное количество ключей в узле равно 5.Какое минимальное количество ключей в любом некорневом узле? (GATE CS 2010)
(A) 1
(B) 2
(C) 3
(D) 4
Решение: Предполагая порядок дерева B + как p, максимальное количество ключей будет (p – 1). Поскольку дано, что
p – 1 = 5 => p = 6
Следовательно, минимальное количество ключей:
ceil (p / 2) – 1 = 2
Тип 2. На основе вставки ключа в B / B + tree –
Учитывая порядок вставки дерева B / B + и ключей, его можно попросить найти результирующее дерево B / B + или высоту дерева B / B +.
Que – 2. Рассмотрим следующее дерево 2-3-4 (то есть B-дерево с минимальной степенью два), в котором каждый элемент данных представляет собой букву. При построении дерева используется обычный алфавитный порядок букв.
Каков результат добавления G в приведенное выше дерево?
(A)
(B)
(C)
(D) Нет
Решение: Поскольку данное дерево B имеет минимальную степень как 2, максимальная степень или порядок будет 2 * 2 = 4.Следовательно, у него будет не более 4 указателей или 3 ключа.
Мы пройдем от корневого до листового узла, куда нужно вставить G. Поскольку G меньше L, он будет вставлен в листовой узел с элементами BHI. После вставки G конечным узлом в отсортированном порядке будет BGHI, что приведет к переполнению. Он будет разделен на две части BG и I, а средний элемент H будет отправлен на его родительский узел как:
Теперь корневой узел с ключами H, L, P, U переполнен, что приводит к разделению корневого узла на две части HL и U, а средний элемент P будет корневым узлом, который соответствует варианту B.
Примечание:
- Есть 2 разделения для вставки G.
- Высота B-дерева равна 1 (путь от корневого узла до листового узла) до вставки G. После вставки G высота B-дерева достигает 2.
Тип 3. На основе поиска ключа в дереве B / B + –
Это ключевые моменты, связанные с поиском в деревьях B / B +:
- Для поиска ключа в B-дереве мы начинаем с корневого узла и перемещаемся до тех пор, пока не будет найден ключ или не будет достигнут листовой узел.
- Для поиска ключа в дереве B + мы начинаем с корневого узла и перемещаемся до тех пор, пока не будет достигнут листовой узел, поскольку каждый ключ присутствует в листовых узлах. Кроме того, листовые узлы связаны друг с другом, что помогает ускорить доступ к данным для запросов диапазона.
Que – 3. Что касается индекса дерева B + порядка 1, показанного ниже, минимальное количество узлов (включая корневой узел), которое должно быть извлечено, чтобы удовлетворить следующий запрос: «Получить все записи с ключ поиска больше или равен 7 и меньше 15 ”равен ____.(GATE-CS-2015)
(A) 4
(B) 5
(C) 6
(D) 7
Решение: Сначала мы будем искать ключ, равный 7. Чтобы найти 7, мы начнем с корневого узла и перейдем к узлу с ключом 5, а затем перейдем к листу узла с ключами 5 и 7. Итак, для поиска 7 мы нужен доступ к 3 узлам.
После поиска 7 мы можем перейти к следующему конечному узлу, содержащему ключи 9 и 11. Отсюда мы можем перейти к конечному узлу с ключами 13 и 15. Так как нам нужны ключи меньше 15, мы можем остановиться на этом.Следовательно, общее количество доступных узлов = 3 (для поиска 7) + 2 (для поиска ключей меньше 15) = 5.
Примечание: если мы используем B-дерево, то нам нужно искать 7, 8, 9, 10, 11 индивидуально, из-за того, какой доступ к узлу будет выше. Таким образом, B + tee предпочтительнее для запросов диапазона.
Тип 4. Количество разбиений узлов в дереве B / B + –
Que – 4. B-дерево порядка 4 строится с нуля 10 последовательными вставками. Какое максимальное количество операций разделения узла может выполняться? (GATE CS 2008)
(A) 3
(B) 4
(C) 5
(D) 6
Решение: Дерево A B порядка 4 может иметь максимум 3 ключа.
Первые 3 вставки не будут разделены, как показано на рисунке (a).
При вставке 4-го элемента будет 1 разделение, как показано на рисунке (b).
При вставке 5-го элемента разделения не будет, но мы вставим в этот листовой узел, имеющий максимальное количество элементов, чтобы произвести больше разделений при последующих вставках, как показано на рисунке (c).
При вставке 6-го элемента будет 1 разделение, как показано на рисунке (d).
При вставке 7-го элемента разделения не будет, но мы вставим в этот листовой узел с максимальным элементом, чтобы произвести больше разделений при последующих вставках, как показано на рисунке (e).
При вставке 8-го элемента будет 1 разделение, как показано на рисунке (f).
При вставке 9-го элемента разделения не будет, но мы вставим в этот листовой узел, имеющий максимальное количество элементов, чтобы произвести больше разделений при последующих вставках, как показано на рисунке (g).
При вставке 10-го элемента будет 2 разделения, как показано на рисунке (h).
Общее количество разделений = 5.
Вниманию читателя! Не прекращайте учиться сейчас. Ознакомьтесь со всеми важными концепциями теории CS для собеседований SDE с курсом CS Theory Course по приемлемой для студентов цене и будьте готовы к отрасли.
Заданий на английский
«Друг только что рассказал мне о вашем веб-сайте. Так много отличного материала! Я уверен, что буду часто им пользоваться, когда начнется школа. Спасибо за предоставление этого замечательного ресурса “. – Энн Мари Г., Уилмингтон, Северная Каролина. 02.08.12
EnglishForEveryone.org – это ваш ресурс для распечатанных рабочих листов на английском языке. Слева на этой странице вы найдете указатель, содержащий сотни качественных учебных материалов. Чтобы открыть файл PDF для печати, просто щелкните по выбранной теме, а затем выберите нужный рабочий лист из ссылок на этой странице.Вы можете использовать любые материалы на этом веб-сайте без разрешения, при условии соблюдения нашей строгой политики в отношении авторских прав. Если вы хотите поблагодарить нас, расскажите своим друзьям об этом веб-сайте и рассмотрите возможность ссылки на наши веб-страницы (см. Наши Условия использования, чтобы узнать, как это сделать). Мы ценим ваш интерес и поддержку и надеемся, что наши материалы будут полезны для использования в классе или дома.
Начальная школа (K-12), общеобразовательная школа (GED), английский как второй язык (ESL), и все, кто желает улучшить свои знания английского языка, должны иметь возможность воспользоваться этим сайтом.Мы предлагаем широкий выбор точных и кратких ресурсов по развитию навыков, ориентированных на разные уровни способностей. Мы надеемся, что вы найдете наши ресурсы визуально привлекательными, простыми, легкими для поиска и способными передать суть английского языка. Для доступа к этим ресурсам регистрация не требуется. Наши распечатываемые рабочие листы и интерактивные викторины постоянно тестируются и уточняются в классе, чтобы сделать их максимально понятными и плавными. Каждый рабочий лист составлен таким образом, чтобы максимально использовать пространство страницы и экономить бумагу на принтере / копировальном аппарате.
Интернет казался лучшей площадкой для запуска англоязычного ресурса такого типа из-за его и широкой доступности. Простой дисплей и понятная структура навигации веб-сайта упрощают понимание для начинающих пользователей и новичков, говорящих по-английски. Хотя этот веб-сайт создан для максимально возможной помощи учащимся, учителя и родители могут счесть его особенно полезным. Мы надеемся, что вы сможете найти ресурсы, подходящие для использования в классе, или с минимальными усилиями познакомиться с конкретным аспектом английского языка.
EnglishForEveryone является аффилированным лицом с Read Theory и English Maven – отличными сайтами для онлайн-информационных практических викторин. Если у вас есть какие-либо вопросы / комментарии относительно любого из этих веб-сайтов, пожалуйста, не стесняйтесь размещать сообщение на нашей доске сообщений или свяжитесь с представителем EnglishForEveryone напрямую по нашему адресу электронной почты: englishforeveryone.