Упражнения е и в окончаниях существительных: Тренировочные упражнения по русскому языку на тему “Правописание падежных окончаний имён существительных”
Тренировочные упражнения по русскому языку на тему “Правописание падежных окончаний имён существительных”
Правописание падежных окончаний имён существительных.
Практикум предназначен для тренировочных и проверочных работ.
Упражнение 1.
Об ураган_, на теплоход_, из библиотек_, из кастрюл_, в чемодан_, по привычк_, из поездк_, без вилк_, в экипаж_, о походк_, на урок_, на перемен_, в школ_, в класс_, об учител_, без оценк_, на юг_, в четверт_, в Европ_, из клубник_, в конверт_, о сил_, на спектакл_, в касс_, об ужин_, о друг_, на планет_, к палатк_, в почв_, без брошк_.
Упражнение2.
В подъезд_, на парт_, из банк_, из груш_, о салют_, на горизонт_, в компот_, в каш_, к работ_, в сумк_, без сумк_, для примерк_, из картошк_, о памятник_, на вертолёт_, об инженер_, из речк_, об опыт_, в наук_, на практик_, о кукушк_, на камн_, у калитк_, в литератур_, в бульон_, по свёкл_.
Упражнение 3
В голос_, об апельсин_, с ветк_, на мест_, о роз_, о попуга_, в форм_, на подбородк_, по тем_, в правил_, на дуб_, о сокровищ_, у обезьянк_, из овсянк_, в пустын_, в дел_, в случа_, по льдин_, об охранник_, в зеркал_, о человек_, в шуб_, о жаворонк_, в корон_, в припев_, в очеред_, о букет_, в отгадк_, из загадк_, в разговор_, о лебед_.
Упражнение 4.
В клетк_, в образ_, без рамк_, на радуг_, для подливк_, без сосиск_, на самосвал_, без вешалк_, о фрукт_, в овощ_, в юност_, на ромашк_, о мёд_, у пчёлк_, в хлебниц_, о хлеб_, о счасть_, на мор_, в вид_, на горк_, в малин_, в проруб_, о голуб_, при обмен_, в теплиц_, в район_, на холод_, в яблок_, о цапл_, на ферм_, о фирм_, о мод_, о рыб_.
Упражнение 5.
В облак_, из туч_, в музык_, о малышк_, без подушк_, в холодильник_, на рассвет_, в пижам_, в слог_, на страниц_, в групп_, в хор_, на пляж_, у снежинк_, для девочк_, из аптек_, из чашк_, в килограмм_, о мам_, о сын_, на ёлк_, в пол_, о жизн_, в ракет_, в хозяйств_, на базар_, в тонн_, на границ_, к улитк_, для примерк_.
Карточки для самостоятельной работы по теме “Буквы Е-И в безударных окончаниях имен существительных” | Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 195. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Без вишн…, для завист…, в артел…, на юнош…, о корыст…, о мозаик…, без черемух…, на аэробик…, о коршун…, без шал…, в старост…, в ткан…, к лип…, о малютк…, без тропинк…, о мартышк….
—————————————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 197.Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
К бабул…, о берег…, для богин…, о бог…, на яблон…, около маск…, о мебел…, без гречанк…, по почт…, вокруг почк…, на окошк…, для железк…, о чашк…, по иголк…, о танц…, без личинк…, к картин…, из овчарн…
—————————————————————————————————————————
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 198. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
О талант…, без крупинк…, вокруг проруб…, в кроват.., для дочк…, в абзац…, с гагарк…, к иволг…, на марк…, по клюкв…, о лест…, в посылк.., о двойк…, в салфетк…, на верф….
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 199. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
О математик…, на котеночк…, без живопис…, о лебед…, в печк…, без знат…, о мастер…, о джигит…, около черепах…, на клумб…, от груст…, в доклад…, на княз…, по рол…, в башн…, около верхушк…, к гаван…
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 209. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
От Япони…, о прибыти…, об Евсе…, к лини…, на Вер…, о Викенти…, в отдалени…, вокруг Валери…, к Ксени…, от кавалери…, в гербари…, о Васили…, о величи…, до Вероник…, к экологи…, об Анатоли…, в Итали…, в Норвеги…, при волнени…
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 210.Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
При Александр…, без энерги…, на Юри…, о Лиди…, при сопротивлени…, по Кат…, о дыхани…, к хими…, у Таиси…, в молчани…, об Юли…, вопреки молни…, в Евгени…, о Георги…, при терпени…, на Дмитри…, по Молдави…, об открыти…, около Росси…, при санатори…, к Полин…
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 211. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Об обоняни…, о Клементи…, на лекци…, о внимани…, по Румыни…, для Финлянди…, при Андре…, на грави…, во Франци…, о происшестви…, на Константин…, по Чехи…, о возмещени…, к Мил…, по Якути…, на Домба…, при самоуправлени…, без Швейцари…
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 212. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
О Зинови.., из Шотланди…, к Эстони…, об унижени…, о Шанха…, без Зо…, об Онуфри…, о морфи…, о развлечени…, от Норвеги…, по географи…, на Варфоломе…, при Клавди…, об Артеми…, о поздравлени…, к Натали…, о возмущени…, при Григори…, к Лили…
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 1. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Купаться в проруб…; расти у речк…; побывать в цирк…; возле акаци…; яблоки на яблон…; на циферблат…; идти по тропинк… к речк…; на ветк… сирен…; быть на юбиле…, в здани…, в экспедици…, в Африк…, в долин…; деревья в ине…; об удивительном случа…; в мягкой хво….
———————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 2. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Оценки по истори…, географи…, математик…, ботаник…, геометри…; думать о Росси…, о родин…; на этой территори…; участвовать в демонстраци…, в соревновани…; вернуться из экспедици…; листья акаци…; рассуждать о произведени…; расти в оранжере.
—————————————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 3. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Расположить на площад…, на станци.., на лини…, на линейк…; направиться к рощ…, к пристан…, к речк…; в путешестви… по Австрали…, по Африк…; писал в тетрад…, в тетрадк…; растет у дорог…; лечился в больниц…; служил в арми…; был на собрани…, в здании….
———————————————————————————————————————–
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 4. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Расстались на площад…; шли от площадк… к площад…; лежал в постел…, в постельк…; висит на ел…, на елк…, на топол…, на берез…, на нитк…, на нит…; раздаваться в тиш…, в тишин…; посвятить Мари…, Марь…; Наталь…, Натали…; Даш…, Дарь…; Ксени…, Ксюш….
—————————————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 5. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
На дорог…, к избушк…, в Германи…, по истори…, в школ…, в Астрахан…, в Ярославл…; цветы яблон…; на черемух…, в купальн…, в типографи…, в сел…, в селени…; близ дорог…, от лили…; в арми…, к опушк…, в спектакл…, в театр…, по местност…, в лазур…; адресовано Мари… Андреевн…, в санатори…
—————————————————————————————————————————-
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 6. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
Свернуть с алле…; заботиться о здоровь…; о русском пейзаж…; расположить по вертикал…, на лекци… в планетари…, побывать в Инди…, в Испани…, в Америк…, на север… Сибир…, в Якути…; сидел на кроват…, на кроватк…; катался на лошад…, на лошадк….
—————————————————————————————————————————————————
5 класс Е-И в окончаниях существительных
№ 7. Спишите. Выделите окончания. Объясните свои действия.
По алле…, по отмел…, в здани…, из соломк…, в ине…, по лестниц…, об открыти…, в содержани…, в древност…, в решени…, от деревн… к деревн…, по Европ…, по Ази…, по Америк…; стоял в раздумь…, на взморь…, по совест…, к опасност…, в сияни…, к мудрост…, от верхушк…, до дорог…, подле палатк….
Тренажер по русскому языку по теме: “Правописание безударных окончаний имен существительных”. | Тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему:
Вставить буквы.
Упал с крыш.., вышел из кухн…, жил у тет….. Марус….., подошли к сторожк…, отбежал от собак.., хвоя на елк.., рад встреч., бегали по площадк.., шли по тропинк.., гуляли по алле.., остановились недалеко от деревн…, купались в речк., ехал на лошад., собирай по ягодк…, о медвед…,
в спортзал…, на тренажёр…, в коллектив…,
в лодк…, на майк…, без радост…, о новост…,
в повест…, в рассказ…, на крыш…,
на бутерброд…, от батарейк…, на открытк…,
в чайник…, о рыс…, о строител…, без марк…,
по памят…, на стройк…, в альбом…, в театр…,
из нефт…, на монет…, без медал.., в сахар…,
на масл.., в торт…, на мороз…, к берез…,
о встреч.., из ежевик…, в букет…, о ягод…,
в зоопарк…, из варежк…, без куртк…, без точилк…, о рол…, о королев…, в вышивк…, без вышивк…,
из песн…, о сил…, в песн…, в Европ…, в четверт…, в сумк…, без сумк…, из картошк…, из речк….
Вставить буквы.
Упал с крыш.., вышел из кухн…, жил у тет….. Марус….., подошли к сторожк…, отбежал от собак.., хвоя на елк.., рад встреч., бегали по площадк.., шли по тропинк.., гуляли по алле.., остановились недалеко от деревн…, купались в речк., ехал на лошад., собирай по ягодк…, о медвед…,
в спортзал…, на тренажёр…, в коллектив…,
в лодк…, на майк…, без радост…, о новост…,
в повест…, в рассказ…, на крыш…,
на бутерброд…, от батарейк…, на открытк…,
в чайник…, о рыс…, о строител…, без марк…,
по памят…, на стройк…, в альбом…, в театр…,
из нефт…, на монет…, без медал.., в сахар…,
на масл.., в торт…, на мороз…, к берез…,
о встреч.., из ежевик…, в букет…, о ягод…,
в зоопарк…, из варежк…, без куртк…, без точилк…, о рол…, о королев…, в вышивк…, без вышивк…,
из песн…, о сил…, в песн…, в Европ…, в четверт…, в сумк…, без сумк…, из картошк…, из речк….
Вставить буквы.
О м_лодом спортсмен_, на з_леном пол_,
на тракт_рном завод_, из на _ родной ска_к_,
о з_лотой цепочк_, для р_дного дяд_, о поз_ней встреч_, в незнакомом город_, в инт_ресном рассказ_, в к_роткой записк_, на ж_стком сидень_,
у дом_шней утк_, в в_чернем плать_, без мя_кой подушк_, в ж_дкой сметан_, в м_рской к_пуст_,
от кр_сивой улыбк_, о н_чной смен_,
в поздр_вительной телеграмм_, о грус_ном чувств_,
в ж_лом дом_, в ак_уратном почерк_, из выш_той салфетк_, в порядк_ очеред_.
Вставить буквы.
О м_лодом спортсмен_, на з_леном пол_,
на тракт_рном завод_, из на _ родной ска_к_,
о з_лотой цепочк_, для р_дного дяд_, о поз_ней встреч_, в незнакомом город_, в инт_ресном рассказ_, в к_роткой записк_, на ж_стком сидень_,
у дом_шней утк_, в в_чернем плать_, без мя_кой подушк_, в ж_дкой сметан_, в м_рской к_пуст_,
от кр_сивой улыбк_, о н_чной смен_,
в поздр_вительной телеграмм_, о грус_ном чувств_,
в ж_лом дом_, в ак_уратном почерк_, из выш_той салфетк_, в порядк_ очеред_.
Вставить буквы.
О м_лодом спортсмен_, на з_леном пол_,
на тракт_рном завод_, из на _ родной ска_к_,
о з_лотой цепочк_, для р_дного дяд_, о поз_ней встреч_, в незнакомом город_, в инт_ресном рассказ_, в к_роткой записк_, на ж_стком сидень_,
у дом_шней утк_, в в_чернем плать_, без мя_кой подушк_, в ж_дкой сметан_, в м_рской к_пуст_,
от кр_сивой улыбк_, о н_чной смен_,
в поздр_вительной телеграмм_, о грус_ном чувств_,
в ж_лом дом_, в ак_уратном почерк_, из выш_той салфетк_, в порядк_ очеред_.
Вставить буквы.
О м_лодом спортсмен_, на з_леном пол_,
на тракт_рном завод_, из на _ родной ска_к_,
о з_лотой цепочк_, для р_дного дяд_, о поз_ней встреч_, в незнакомом город_, в инт_ресном рассказ_, в к_роткой записк_, на ж_стком сидень_,
у дом_шней утк_, в в_чернем плать_, без мя_кой подушк_, в ж_дкой сметан_, в м_рской к_пуст_,
от кр_сивой улыбк_, о н_чной смен_,
в поздр_вительной телеграмм_, о грус_ном чувств_,
в ж_лом дом_, в ак_уратном почерк_, из выш_той салфетк_, в порядк_ очеред_.
Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных»
Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания. Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).
Упражнение 2. Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами. Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.
Упражнение 3. От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание. Сын – сынишка, сват – сватушка, морковь – морковка, картофель – картошка, мечта – мечтанье, выход – выходка, просьба – прошение, месть – мщение, восход – восхождение, гость – гостья, Евгений – Евгения, Валерий – Валерия.
Упражнение 4. От следующих существительных образуйте формы: а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын; б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено; в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.
Упражнение 5. От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах. Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.
Упражнение 6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение. Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.
Упражнение 7. Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных. Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.
Упражнение 8. Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного. 1. А внизу, на рябин…, рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста…и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин…й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар… разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин… и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви… был сам Дубровский… (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц… (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени… дождя и мокрого снега, при испарени… воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани… судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин… первого тысячелети… славян… вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим… зеленели только края луж…, а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр… Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник… заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог… (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш…и Копейкин…м из-за флакончика туш…. Получилась клякса на лб… Тут уж никто без смех… не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц… наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн… оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх… В ненасть… маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал… (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк… засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени…м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени… прошлого, как встреча с живым свидетел…м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен…, вновь и вновь возникают в памят… и не дают тебе жить (Наг.).
Упражнение 9. Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания. 1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).
Упражнение10. Перепишите, добавляя нужные окончания. 1. Губернский предводитель был в отчаяни…. (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь… и разноцветь…. (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш…н… там и кухон… наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи… (Цост). 5. Есть в светлеет… осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере… гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ… (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел… (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж… богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи…, на камфар… и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни… наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород…, в малин…ке. Одни ели малину, другие… бродили по грядкам клубник… (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч… (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц… потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани… романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют… – значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ… в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали…, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти… (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн… зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск… снегов, жует хвою и пускает клубы пар… (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар… (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол… (Исб.). 23. И я в чудесном забыть… движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань… закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог – злой и неудобный старичищ… (М. Г.). 26. Муравьишк… в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев…, в безымянном болот…. (Тв.). 28. При моем приближен… он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).
Упражнение 11. Допишите окончания, объясните их написание. 1. Амбарищ…, багрищ…, болотищ…, веслищ…, ветрищ…, винищ…, волчищ…, глыбищ…, головищ…, горищ…, дворищ…, деньжищ…, жарищ…, избищ…, кафтанищ…, когтищ…, комарищ…, лапищ…, мозолищ…, плутищ…, сапожищ…, силищ…, умищ…, хвостищ…, человечищ…, чудищ…, холодищ…. 2. Животишк…, именьишк…, торговлишк…, одеялишк…, жалованьишк…, мелочишк…, писаришк…, службишк…, старичишк…, зайчишк…, рублишк…, житьишк…, хвастунишк…, судьбишк…, письмишк…, заводишк…, народишк…, постелишк…. 3. Заводил…, запевал…, зубил…, зубрил…, мазил…, зазывал…, объедал…, светил….
Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»
1. В каком слове окончание Е? 1) в комментари… 2) присутствовать на заседани… 3) по алле… 4) о благосостояни…
2. В каком слове окончание Е? 1) сообщить о метел… 2) в ближнем зарубежь… 3) отправить письмо Анастаси… 4) свидетельство о рождени…
3. В каком слове окончание И? 1) окна в ине… 2) конфликт в Закавказь… 3) обратиться к Наталь… Петровне 4) приехать из Турци…
4. В каком слове окончание И? 1) готов к отправк… 2) в глубоком ущель… 3) в усть… реки 4) в теплом помещени…
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? 1) узнать о постановк…, присутствовать на репетици…, сообщить о пьес… 2) укрыться в цитадел…, рассказ о героизм…, в легенд… говорится 3) безразличен к полемик…, спрятать в подземель…, стоять на распуть… 4) держать в укрыти…, застыть в недоумени…, виднеться в поднебесь…
Ответы:
|
Упражнения по теме «Правописание окончаний имен существительных»
Упражнение 1. Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания. Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).
Упражнение 2. Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами. Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.
Упражнение 3. От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание. Сын – сынишка, сват – сватушка, морковь – морковка, картофель – картошка, мечта – мечтанье, выход – выходка, просьба – прошение, месть – мщение, восход – восхождение, гость – гостья, Евгений – Евгения, Валерий – Валерия.
Упражнение 4. От следующих существительных образуйте формы: а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын; б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено; в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на. Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.
Упражнение 5. От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах. Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.
Упражнение 6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение. Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.
Упражнение 7. Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных. Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.
Упражнение 8. Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного. 1. А внизу, на рябин…, рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста…и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин…й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар… разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин… и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви… был сам Дубровский… (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц… (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени… дождя и мокрого снега, при испарени… воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани… судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин… первого тысячелети… славян… вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим… зеленели только края луж…, а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр… Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник… заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог… (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш…и Копейкин…м из-за флакончика туш…. Получилась клякса на лб… Тут уж никто без смех… не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц… наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн… оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх… В ненасть… маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал… (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк… засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени…м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени… прошлого, как встреча с живым свидетел…м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен…, вновь и вновь возникают в памят… и не дают тебе жить (Наг.).
Упражнение 9. Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания. 1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).
Упражнение10. Перепишите, добавляя нужные окончания. 1. Губернский предводитель был в отчаяни…. (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь… и разноцветь…. (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш…н… там и кухон… наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи… (Цост). 5. Есть в светлеет… осенних вечеров умильная, таинственная прелесть… (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере… гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ… (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел… (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж… богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи…, на камфар… и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни… наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород…, в малин…ке. Одни ели малину, другие… бродили по грядкам клубник… (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч… (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц… потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани… романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют… – значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ… в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали…, поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти… (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн… зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск… снегов, жует хвою и пускает клубы пар… (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар… (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол… (Исб.). 23. И я в чудесном забыть… движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань… закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог – злой и неудобный старичищ… (М. Г.). 26. Муравьишк… в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев…, в безымянном болот…. (Тв.). 28. При моем приближен… он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).
Упражнение 11. Допишите окончания, объясните их написание. 1. Амбарищ…, багрищ…, болотищ…, веслищ…, ветрищ…, винищ…, волчищ…, глыбищ…, головищ…, горищ…, дворищ…, деньжищ…, жарищ…, избищ…, кафтанищ…, когтищ…, комарищ…, лапищ…, мозолищ…, плутищ…, сапожищ…, силищ…, умищ…, хвостищ…, человечищ…, чудищ…, холодищ…. 2. Животишк…, именьишк…, торговлишк…, одеялишк…, жалованьишк…, мелочишк…, писаришк…, службишк…, старичишк…, зайчишк…, рублишк…, житьишк…, хвастунишк…, судьбишк…, письмишк…, заводишк…, народишк…, постелишк…. 3. Заводил…, запевал…, зубил…, зубрил…, мазил…, зазывал…, объедал…, светил….
Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»
1. В каком слове окончание Е? 1) в комментари… 2) присутствовать на заседани… 3) по алле… 4) о благосостояни…
2. В каком слове окончание Е? 1) сообщить о метел… 2) в ближнем зарубежь… 3) отправить письмо Анастаси… 4) свидетельство о рождени…
3. В каком слове окончание И? 1) окна в ине… 2) конфликт в Закавказь… 3) обратиться к Наталь… Петровне 4) приехать из Турци…
4. В каком слове окончание И? 1) готов к отправк… 2) в глубоком ущель… 3) в усть… реки 4) в теплом помещени…
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? 1) узнать о постановк…, присутствовать на репетици…, сообщить о пьес… 2) укрыться в цитадел…, рассказ о героизм…, в легенд… говорится 3) безразличен к полемик…, спрятать в подземель…, стоять на распуть… 4) держать в укрыти…, застыть в недоумени…, виднеться в поднебесь…
Ответы:
|
упражнения на закрепление темы “Падежные окончания существительных – Русский язык и литература – В помощь учителю – Учительские университеты
Пряжка на туфл_ ,заблудиться в ущель_, прийти из бан_, задеть по случайност_, подойти к изгород_, плыть по речк_, исчезнуть в метел_, приблизиться к алле_Играть на роял_. Жить на окраин-, Работать в сара_. Стоять в гаван_. Ждать на причал_. Смеяться от радост_. Запутаться в тюл_. Подниматься по лестниц_. Деревья в инё_. Радоваться оттепел_. Прийти в кител_. Вернуться из поездк_. Находиться в поко_ .
За стенами крепост_, увидеть на экскурси_, скрываться в подземель_, остановиться в гостиниц_, съезжать к пропаст_, в ожидан_ отъезда, находиться в безопасност_, бежать по тропинк_, вернуться из арми_, пребывать в весель_, не получать пищ_, сережки на топол_, жить в поместь_, позвонить Ксени_,
1.. 16. В ветках магноли_.
Находиться Сделать
В немощ_ По оплошност_
В весель По ошибк
В надежд_ По привычк_
В изнеможени_ По вредност_
В бездействи_ По рассеянност_
В бездель_ По приезд_
В прохлад_ По дезинформаци_
В счасть_ По выздоровлени_
В напаст_
I. 1. С опушк_ рощ__. 2. На виолончел_ и на роял_. 3. На крыш_ пристройк_. 4. В тюл_ зана¬весу. 5. В изголовь_ постел_. б. По ложк_ нас- тойк_. 7. На ясен_ и осин_. 8. В рукоплеска- ни_ публик_. 9. С территори_ республик_. 10. Об увольнени_ из авиаци_.
II. 1. На лекци_ по техник_ безопасност_. 2. В сражени_ на пол_ бран_. 3. По информаци_ о зачистк_ местност_. 4. Среди поросл_ акади__ и сирен_. 5. О пребывани_ на дач_ у подруг__. 6. В спор_ о сил_ вол_. 7. По приближени_ к оград_ дач_. 8. В навар_ полын_ и валерьянк_.
Орфо-прибаутки. Вставьте пропущен¬ные буквы.
1. В каждом дел_ у Емел_
Столько лишней канител_,
Что не хватит и недел_,
Чтоб управиться Емел_.
2. На рубашк_ у Аркашк_
Паучок сидит в кармашк_,
И на нос к Алешк_, Машк_ _
Тоже село по букашк_.
3. В телег_ на сен_
Мы ехали к Сен_.
У Сен_ в артел_
Все лошади в тел_,
Живут как в отел .
существительных в единственном числе, оканчивающихся на -s
Существует ряд существительных, которые заканчиваются на -s и образуют множественное число путем добавления -es :
.автобус – автобусы
линза – линзы.
Есть исключения:
1 . Некоторые существительные, оканчивающиеся на -s , используются только в единственном числе:
а) новости: новости – это плохие.
б) некоторые игры: бильярд, шары
Бильярд – это моя любимая игра.
в) некоторые имена собственные:
например Брюссель или Соединенные Штаты , если рассматривать как единицу:
Брюссель – столица Бельгии.
2 . Некоторые существительные, оканчивающиеся на -s , встречаются в единственном числе, но возможно и множественное число:
а) некоторые болезни: корь, паротит
б) имена субъектов, оканчивающиеся на -ics :
например лингвистика, классика используются в единственном числе, но когда они не относятся непосредственно к науке, они встречаются во множественном числе:
например.статистика – мы не можем полагаться на эти статистические данные . Они не кажутся достаточно точными.
акустика – акустика очень плохая в этом зале. Это не лучшее место для концерта.
3 . За некоторыми существительными, оканчивающимися на -s , следует глагол единственного числа, когда они относятся к одной единице, или глагол множественного числа, если они относятся к более чем одному:
например означает, вид
Есть – это не хорошее средство для достижения цели.
различных средств было использовано для достижения цели.
4 . Суммирование множественного числа
Этим термином обозначаются инструменты и предметы одежды, состоящие из двух равных частей. Такие существительные употребляются во множественном числе, но в конструкции пары … они встречаются в единственном числе:
например сильфоны, очки .
пара очков
5 . Плюралия тантум
Это существительные, за которыми всегда следует глагол множественного числа:
е.г. Средневековье, летопись .
В английском языке существует группа из существительных единственного числа, оканчивающихся на s . Хотя кто-то может подумать, что с такими существительными следует использовать глагол множественного числа, следует помнить, что за этими существительными следует глагол единственного числа. Ниже вы можете найти список с примерами существительных в единственном числе, оканчивающихся на s .
- Неисчислимые существительные
- ИССЛЕДОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- акустика
- аэробика
- аэродинамика
- аэронавтика
- легкая атлетика
- классика
- экономика
- электроника
- генетика
- Языкознание
- логистика
- математика
- механика
- акушерство
- физика
- политика
- статистика
- термодинамика
- ИГРЫ
- бильярд
- чаш
- карточек
- дротики
- БОЛЕЗНИ
- диабет
- корь
- паротит
- бешенство
- черновиков
- кегли
- рахит
- битумная черепица
существительных в единственном числе и множественном числе – упражнения по грамматике
существительные в единственном числе и множественном числе – упражнения по грамматике – изучение английского языкаУпражнения
- 3437 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) – Упражнение 1
- 3439 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) – Упражнение 2
- 3451 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) – Упражнение 3
- 3453 ‘s (апостроф, родительный падеж, притяжательный) – Упражнение 4
- 3443 или оф-фраза – Упражнение
- 3479 Использование заглавных букв в существительных – упражнение
- 3447 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке – Упражнение 1
- 3449 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке – Упражнение 2
- 3465 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке – Упражнение 3
- 3471 Счетные и неисчисляемые существительные в английском языке – Упражнение 4
- 3441 Окончание -s – Существительные или глаголы – Упражнение
- 3475 один, один – Английский – Упражнение 1
- 3477 one, ones – English – Exercise 2
- 3425 Множественное число – кроссворд 1
- 3427 Множественное число – Кроссворд 2
- 3429 Множественное число – кроссворд 3
- 3431 Множественное число – кроссворд 4
- 3433 Множественное число – Кроссворд 5
- 3473 Единственное число существительных
- 3415 Единственное число существительных в английском языке – Упражнение 1
- 3445 Единственное число существительных в английском языке – Упражнение 2
- 3459 Единственное число существительных в английском языке – Упражнение 3
- 3417 Единственное или множественное число в английском языке – Упражнение
- 3463 Единственное или множественное число в предложениях – Упражнение
- 3467 Специальные формы множественного числа в английском языке – Упражнение
- 3411 Множественное число существительных в английском языке – Упражнение
- 3413 Множественное число существительных – Правописание – Упражнение
- 3419 Множественное число существительных – Неправильные формы – Упражнение
- 3455 Множественное число существительных – особые формы – Упражнение
- 3421 Бесчисленные существительные в английском языке – Упражнение
Множественное число (слова выбираются случайным образом)
Второстепенное (существительное) предложение Quiz | Грамматические тесты
1.
На прошлой неделе наша кошка родила помет котят, но мы не знали, где ________.
а. наша кошка
б. наша кошка была
c. наша кошка
d. была наша кошка
2.
Теперь наша кошка снова дома, и мы не могу поверить, сколько ________.
а. котята у нее есть
б. котята у нее
c. у нее есть котята
d. котята у нее есть
3.
Вы можете представить ________?
а. какие они милые
б.какие они милые
c. какие они милые
d. они милые?
4.
Котята такие шумные, что я почти не слышу ________.
а. говорят вы
б. что ты говоришь
c.говорят вы
d. ты говоришь
5.
Мой муж сказал _________ постарайтесь сохранить их всех.
а. разве мы не
б. это не должно
c. что мы не должны
d.что мы не
6.
Кот принадлежит моей дочери, поэтому мой муж настоял, чтобы ________ их для усыновления. (отдать их)
а. она предлагает
б. она предлагает
c. она предложит
d.она должна предложить
7.
Он сказал нам ________ грустно, и что так будет лучше для всех.
а. не будь
б. не будет
c. не быть
d. не быть
8.
Ей нужно было найти для них новый дом, но она не знала, кто ________.
а. она должна спросить
б. она должна спросить
c. она спрашивает
d. она спрашивает
9.
Она решила _____________ разместить несколько объявлений по соседству.
а. Это она
б. что она
c. что бы она
d. что она будет
10.
Соседи зашли посмотреть. Все выбрали ____________.
а.на кого он похож
б. какой ему нравится
c. какой ему понравился
d. какой им понравился >
11.
Одна мать сказала своему сыну: «_______ – это ежедневный уход. Можете ли вы дать это?»
а. Что питомцу нужно
б.Что нужно питомцу
c. Что нужно питомцу
d. Нужно ли питомцу
12.
“Прием котенка зависит от на ____________ умение за ним ухаживать ».
а. есть ли у тебя
б. есть ли у вас
c.что есть у тебя
d. если у тебя есть
13.
Конечно, ребенок согласился. Возможно ли __________ ребенок не согласится?
а. какие
б. тот
c. если
d.так или иначе
14.
__________ хороший дом важен.
а. Если у питомца
б. Получает ли питомец
c. Если питомец получит
d. Получает ли питомец
15.
_________ произошло. Были приняты все котята, кроме двух. (но – кроме)
а. Что мы хотели
б. Что мы хотели
c. Что мы хотели
d. Что мы хотим
Ответы появятся в новом окне. Выключите блокировку всплывающих окон!
Полезный английский: Ex.1: Добавить окончания к существительным
1. Сайт предлагает интересную лексику. (Правильно) (Неправильно)
Сайт предлагает интересные лексические тесты. (Верный)
викторины викторины2. Жидкости и твердые тела – это разные формы материи. (Правильно) (Неправильно)
Газы, жидкости и твердые вещества – это разные формы вещества.(Верный)
Газы Газы3. На втором этаже продаются салфетки. (Правильно) (Неправильно)
На втором этаже продаются скатерти и салфетки. (Верный)
Скатерти Скатерти4. Чья песня “Zeros &”? (Правильно) (Неправильно)
Чья песня “Zeros & Heroes”? (Верный)
Герои Герои5.Он написал несколько статей о производителях фортепиано. (Правильно) (Неправильно)
Он написал несколько статей о пианино и производителях фортепиано. (Верный)
пианино пианино6. Сделал пять документов. (Правильно) (Неправильно)
Он сделал пять копий документа. (Верный)
копирует копии7.В моем супе было двое мертвых! (Правильно) (Неправильно)
В моем супе были две мертвые мухи! (Верный)
летает мухи8. У нас в офисе два и три Майка. (Правильно) (Неправильно)
В нашем офисе два Ларри и три Майка. (Верный)
Ларри Ларри9.У нее двое. (Правильно) (Неправильно)
У нее два зятя. (Верный)
зять зять10. Ее дом находится дальше по улице. (Правильно) (Неправильно)
Дом ее свекрови находится дальше по улице. (Верный)
свекровь свекровь .