Упражнения для развития памяти для детей – Набор упражнений для развития памяти у детей.
Упражнения для развития памяти у дошкольников
Память слабеет, если ее не упражняешь.
— Марк Туллий Цицерон
Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.
Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.
Особенности развития памяти у дошкольников
Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.
В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.
По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.
Упражнения для развития памяти
Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.
Двигательная память
Повтори движение. Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.
Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.
Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.
Эмоциональная память
Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:
- Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
- Разучивание песенок с инсценировкой
- Чтение и запоминание стихов
- Психогимнастика
- Мимическая гимнастика и пантомимика
Словесно-логическая память
Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:
— разучивание песен
— составление рассказов с опорой на картинку
— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.
— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки
— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма
— упражнение «Запомни пару слов». Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.
Образная память
Многие исследователи в свою очередь делят образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.
«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.
«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.
«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.
«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.
Заключение и обратная связь
Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только развивать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание развитию психических функций на разных возрастных этапах.
Если у вас остались вопросы, вы можете их задать в комментариях, мы обязательно ответим.
Гармоничного развития вам и вашим детям!
4brain.ru
Материал на тему: Игры и упражнения для развития памяти у детей раннего и дошкольного возраста
Игры для развития памяти в раннем возрасте
“Найди игрушку”(10 месяцев – 1,5 года)
Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.
Игра “Прятки” (начиная с 8-10месяцев)
Самый простой вариант – набросить на свое лицо платок и спросить: “Где мама?”, а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама “исчезает”, память ребенка сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.
Упражнения для развития памяти у младших дошкольников
Двигательная память
Двигательная память развивается еще с раннего возраста. Карапуза необходимо учить брать предметы, ползать, ходить. К трехлетию тренироваться завязывать шнурки, застегивать пуговицы, умываться. А в старшем возрасте эта работа становится еще более сложной.
Эмоциональная память
Для тренировки эмоциональной памяти необходимо выполнять упражнения в различных местах. К примеру, на природе обратите внимание ребенка на звуки природы, на красивые пейзажи.
Образная память
Образная память проявляет себя с помощью различных органов чувств. У маленьких детей больше всего развиты зрительная и слуховая составляющие. Для развития звуковой памяти необходимо привлекать внимание ребенка к различным звукам. Слушать вместе, как барабанит дождь, шумит ветер, едет машина. Для развития зрительного запоминания хорошо подойдут игры на поиск предметов. К примеру, можно склеить спичечные коробки в башню, в один из них положить что-нибудь мелкое. Далее предложить крохе сразу угадать, где лежит предмет (для развития кратковременной памяти), а затем через пару минут (для долговременной).
Запоминание слов начинает формироваться вместе с развитием речи. Взрослым следует как можно чаще спрашивать у малыша название предметов, читать книги, рассказывать стихотворения. Быть может ребенок и не поймет их смысл, но вот звучание запомнит.
Тактильная память
Игра
Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.
Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста
Развивать память у детей можно такими методами:
- Повторять вслух. Это один из наиболее эффективных методов для детей дошкольного возраста. Поскольку в этом возрасте они зачастую проговаривают информацию вслух. Лучше всего материал преподносить в игровой форме, так карапуз запомнит быстрее.
- Группировать материал. Если вашему чаду необходимо выучить, например, десять новых слов на английском языке, помогите ему сгруппировать их по какому-либо признаку (по ассоциации, первой букве и т.д.). Можно провести параллели между старыми и новыми словами. При регулярном использовании такой метод приводит к хорошим результатам.
Игры для развития памяти
«Запомни и повтори»
Взрослый называет ряд чисел в произвольном порядке, малышу необходимо запомнить эти числа и повторить. Постепенно цифровой ряд можно удлинять.
«Что исчезло»
Разложите перед ребенком ряд картинок, пусть он их запомнит. После чего ребенок отворачивается, в это время следует убрать одно из изображений. Малышу необходимо ответить, какая именно картинка пропала.
«Покажи животное»
Это задание придется особо по душе младшим дошкольникам. Предложите ребенку показать, как топает медведь, прыгает птичка, крадется кот.
Прогулка в картинках
Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.
Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.
По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.
На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.
Разрезанные картинки
Цель: развить зрительную память, восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Какой игрушки не хватает?
Цель: развить зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:”Какой игрушки не хватает?”
Игру можно усложнить.
– увеличив количество игрушек;
– ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.
Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
Где спрятана игрушка?
Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.
Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
-убрать коробки на более длительное время;
-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;
-заменить игрушки.
“Опиши игрушку!” (для детей 5-7 лет)
Цель: развить непроизвольную образную память.
Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.
Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.
nsportal.ru
Как развить память у ребенка: советы, игры, упражнения
Что самое важное в развитии дошкольника? В числе первых ответов на этот вопрос – научить его читать, считать и писать. А вот о том, что до поступления в школу важно развить память у ребенка, скажут немногие.
Но ведь ее совершенствование именно в этом возрасте – до 6 лет – очень важно для полноценного овладения всеми навыками. Однако это вовсе не означает, что детям-школьникам не нужно упражняться в запоминании: тренировать память нужно и в 8 лет, и в 10 лет, да и вообще в любом возрасте!
Развитие памяти у ребенка представляется очень важным процессом. Без способности к запоминанию все попытки научить человека чему-либо были бы тщетны, ведь каждый раз приходилось бы начинать сначала. Более того, именно хорошая память лежит в основе познания во всех областях жизни, включая социализацию.
Что составляет основу хорошей памяти ребенка?
За способность к запоминанию и у малыша, и у взрослого отвечает головной мозг. Соответственно, чтобы память ребенка работала безотказно, необходимо заботиться о том, чтоб мозговые клетки получали достаточное количество кислорода, а также постоянную интеллектуальную нагрузку (но не перегрузку, что особенно важно, если малыш уже учится в школе).
Кроме того, важно давать ребенку необходимый полноценный отдых. Обеспечить все это можно, придерживаясь здорового образа жизни:
- необходимый объем кислорода обеспечат активные игры на свежем воздухе и занятия спортом;
- отдохнуть мозгу даст возможность правильный режим дня, в котором обязательным пунктом является продолжительный сон;
- не менее важно для работы мозга общее состояние детского организма, поэтому пристальное внимание следует уделять питанию, включая в рацион рыбу, листовые овощи, грецкие орехи, фасоль и бананы, дыню и абрикосы, зеленый чай. Не забывайте о питьевом режиме и при необходимости проведите малышу курс приема поливитаминов;
- интеллектуальную нагрузку мозгу дадут маленькие «тренировки» – обсуждения, загадки, задачки, чтение (в том числе многократное), а также специальные игры и упражнения, о которых мы расскажем ниже.
Психологи утверждают, что на работу детской памяти заметно влияет климат в семье. Так, если взаимоотношения между членами семьи хорошие и родители не стесняются в выражении любви к своим чадам – обнимают, целуют, хвалят – у детей проявляются высокие способности к запоминанию информации.
Прекрасный эффект покажет совместное чтение родителей с малышом. Не бойтесь перечитывать сказки и стихи снова и снова, тем более если ребенок просит вас об этом сам. Повторение – еще один плюс в копилку памяти.
Положительно влияет на работу мозга и смех, активизируя определенные участки этого органа, отвечающие, в том числе, за обучаемость.
Игры для улучшения памяти и внимания у детей
Помимо здорового образа жизни, чтения и загадок, улучшить память ребенка позволяют интеллектуальные игры, а также упражнения на запоминание, ассоциации и развитие мышления.
Наиболее популярные из них:
- «Фотоаппарат». Эта игра имеет множество вариаций. Суть ее в том, чтобы предоставить ребенку определенное количество предметов (игрушек, картинок и так далее). Затем, когда малыш отвернется, поменять некоторые из них местами, после чего попросить игрока подумать и сказать, что же изменилось. В усложненном варианте перед малышом предметы выстраиваются не по одному в ряд, а попарно или даже в композиции.
- «Снежный ком». У этой игры также есть варианты. Традиционно подобная игра проводится при знакомствах в детских коллективах: первый игрок называет свое имя, второй повторяет его и называет свое, и так далее. В уже сложившихся детских группах популярен вариант этой игры под названием «Продуктовый магазин»: первый игрок говорит «Я иду в продуктовый магазин и покупаю…», второй повторяет фразу первого и добавляет свою «покупку».
- «Мой день». Суть игры заключается в том, чтобы ребенок описал заданную часть своего дня, включая такие мелочи, как цвета и запахи.
- «Ассоциации». Взрослый называет слово, а ребенок озвучивает свои ассоциации с ним.
Не менее эффективно способствуют развитию памяти и обычные логические игры – шашки, шахматы. Причем в них обычно очень охотно включаются не только дошкольники, но и более старшие дети.
Стоит отметить, что подобные игровые занятия несут большую пользу не только для детской памяти и мышления. Они также помогают развить внимание у ребенка, что в дальнейшем облегчит ему и повседневную жизнь, и обучение в школе.
Приемы и упражнения для развития детской памяти
Если ребенку интересен материал, который требуется (или даже не требуется) запомнить, он крепко впечатается в его голову, – это известно всем родителям. Однако во время обучения в школе детям приходится запоминать массу информации, которая «интересностью» не отличается.
Тут на помощь могут прийти разнообразные приемы:
- Использование ритма и музыки. Этот способ хорошо подходит для запоминания номеров телефонов, различных правил и стихов.
- Визуализация. Любую информацию, которую необходимо запомнить, можно связать с каким-то знакомым ребенку образом, персонажем и т. д. Также ее можно зарисовать в виде схемы (особенно это хорошо помогает в средней школе).
- Словотворчество – придумывание рифмовок, считалочек, использование повторяющихся звукосочетаний и даже стихотворений (например, для запоминания таблицы умножения). Этот прием прекрасно подходит младшим школьникам, а запомнившиеся стишки остаются незабвенными всю жизнь.
Использовать все возможности для развития памяти ребенка – важная задача для родителей. Приятным результатом станет не только успешность малыша в обучении, но и улучшение собственной способности к запоминанию!
otvetprost.com
Упражнения для развития ребенка: памяти и внимания
Все родители мечтают, чтобы ребенок рос развитым, умным и грамотным. Для достижения результата нужно приложить усилие. Каждый ребенок индивидуален, но абсолютно все дети обожают увлекательные занятия. Можно начать заниматься с младшего возраста, постепенно усложняя упражнения для развития ребенка.
Упражнения для развития памяти
У двухмесячного малыша уже есть простейшая память, то есть инстинктивная. Узнавание – следующая стадия памяти, ребенок начинает узнавать маму и папу. В 7-8 месяцев появляется воспоминание. Годовалый ребенок помнит информацию за три дня. В три года помнит происходящее уже за последние три месяца. Именно в это время память нужно развивать. Конечно, развитие памяти зависит от условий жизни ребенка, от обучения и воспитания.
Игра для детей – это отличный способ тренировки памяти. Даже серьезные развивающие упражнения лучше усваиваются в форме игры.
Рассмотрим самые эффективные упражнения для развития памяти ребенка:
- Запоминание зрительных образов и их воспроизведение. Это довольно легкое упражнение. Ребенок рисует определенный образ. Например, человека, машину, животное. После задание усложняется. Попросите изобразить, например, веселого человека. Спустя некоторое время рисунок попросите воспроизвести.
- Перечень слов разной тематики нужно сгруппировать по определенному признаку. На каждую группу слов можно придумать историю.
- Попросите ребенка связать пары слов. Можно подбирать слова, не связанные по смыслу между собой. Например, мальчик и конфета. А ребенок должен сказать, допустим, «мальчик любит конфеты» или «мальчик уронил конфету».
- Прочитайте ребенку текст и попросите пересказать. Можно усложнить упражнение, предложив дополнить текст и отразить главную мысль текста на бумаге.
Принцип всех упражнений – это развитие ассоциативного мышления. Если упражнения будут даны в форме игры, то ребенку всегда будет интересно. Главное, нельзя ребенка заставлять, ведь игра – дело добровольное.
Упражнения для тренировки внимания
Внимание — это способность сосредотачиваться на определенном объекте, концентрировать свои мысли. Развитие объема внимания важно для обучения письму, овладения чтением и навыкам счета.
Правильное распределение внимания помогает ребенку познавать предметы окружающего мира, не переключаясь на посторонние элементы. Устойчивость внимания нужна для написания текстов, решения задач, создания рисунков, оперирования в уме понятиями, схемами и образами. Ребенку нужно научиться формировать внутренний план действий. Внимание поддается тренировке.
Упражнения для развития внимания ребенка:
- Корректурные занятия. Ребенку предлагается любой печатный текст. Нужно вычеркивать или подчеркивать определенные заданием буквы. Затем правила усложняются. Например, одну букву нужно обводить в кружочек, а другую отмечать галочкой. Продолжительность занятия 5 минут. Если число пропусков больше четырех, то концентрация внимания у ребенка слабая.
- Воспроизведение точного образа. Ребенку дается образец – определенная последовательность, цифр, букв. Нужно точно его повторить (например, до конца строчки).
- Расстановка цифр по порядку. Ребенку предложены цифры в порядке возрастания или беспорядочно. Нужно расположить их в порядке убывания.
- Игра слов. В каждом из предложенных слов нужно найти спрятавшееся в нем слово. Например: волк, смех, столб, полк, коса, зубр, мель, удочка, набор, дорога, укол, олень, китель, пирожок.
- Найди 10 отличий. Ребенку предлагаются схожие картинки. Картинки на первый взгляд совершенно одинаковы. Но если посмотреть внимательно, можно найти несоответствия.
Упражнения для тренировки кратковременной памяти и объема внимания направлены на запоминание порядка расположения предметов и их числа.
- Заметить все. Нужно разложить в ряд определенное количество предметов. Попросить ребенка отвернуться. В это время можно менять предметы местами, убирать некоторые и добавлять новые. Задача ребенка определить, что изменилось.
- Игра поиск. Ребенок должен искать вокруг себя и называть предметы одного цвета, из одного материала. Можно искать предметы, начинающиеся на одну букву.
Упражнения для развития внимания ребенка основаны на тренировке умения выполнять два разных задания.
- Каждая рука занята своим делом. Одной рукой ребенок должен перелистывать книгу, а второй рисовать.
- Сложный счет. Ребенок произносит цифры в порядке возрастания от 1 до 10. А записывает в порядке убывания. Например, говорит 1, а пишет 10.
Упражнения для развития мелкой моторики
Мелкая моторика – это умение ловко выполнять точные и мелкие движения пальцами.
Она связана с вниманием, зрением, памятью, нервной системой человека. Так как речевой и мозговой центры расположены рядом, развитие речи и развитие мелкой моторики тесно связаны. Занятия крайне важны, так как по развитию мелкой моторики судят о готовности ребенка к школе. Есть масса игр для развития ловкости рук у детей. Приведем ниже те, что нравятся детям всех возрастов:
- Лепка. Можно использовать глину, пластилин. Все дети, без исключения, любят помогать маме и лепить из теста.
- Раскрашивание и рисование. У ребенка должны быть в арсенале краски, карандаши, фломастеры. Хорошо приобрести мольберт для рисования на вертикальной поверхности. Можно раскрашивать, обводить контур картинок из пунктирных линий.
- Собирание пазлов и мозаики. Для маленьких детей лучше выбирать крупные детали. Такие игры тренируют мышление, воображение и мелкую моторику.
- Вырезание. Детям всех возрастов нравится мастерить своими руками. Это лучшее упражнение для развития мелкой моторики. Клей, картон, цветная бумага, ножницы для этого просто необходимы.
Главные правила занятий
Следуйте следующим правилам при проведении занятий с детьми:
- доброжелательная атмосфера;
- развивающие упражнения должны проходить в форме игры;
- занятие не должно утомлять ребенка;
- время проведения упражнения не более 10 минут;
- проигрыш не должен отбивать охоту к занятиям и вызывать чувство неудовлетворения у ребенка.
ymadam.net
Упражнения для развития памяти и внимания у школьников
Внимание – это качество, характеризующее процесс фильтрации информации, которая поступает из окружающего мира. Человек, у которого развито внимание, способен мысленно отбросить лишнюю информацию и сосредоточиться на одном конкретном объекте или процессе.
Если бы человеческий мозг не фильтровал поступающую из окружающего мира информацию, он бы подвергался сильной перезагрузке. Человек с рассеянным вниманием не способен концентрироваться на одной или нескольких вещах, которые выделил.
Память – это способность человеческого мозга сохранять информацию воспроизводить её в устном или письменном виде. Память напрямую связана со вниманием, поскольку долгосрочное запоминание информации возможно только при постоянной концентрации внимания на ней.
Основное развитие памяти и внимания происходит в детском возрасте. Дети младшего школьного возраста рассеянны и не собраны, поскольку их интересует окружающий мир как единое явление, а деталей они не замечают. Дети уделяют внимание каждой окружающей мелочи, забывая о таких вещах, как учеба.
Для развития памяти и внимания разработано много упражнений, которые нужно регулярно выполнять для достижения ощутимых результатов. Упражнения, направленные на развитие памяти и внимания в младшем школьном возрасте направлены еще и на развитие усидчивости и устойчивости в выполнении длинного задания. Это связано с тем, что у детей слабо развита усидчивость, из-за чего и снижается концентрация внимания и падает уровень запоминания материала.
Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте
Память детей младшего школьного возраста способна организовываться быстрее, чем память детей дошкольного возраста, и сохранять информации больше. Но существует ряд недостатков и особенностей:
- У детей лучше развита образная или зрительная память, чем смысловая и логическая. Они могут хорошо запоминать лица или рисунки, при этом не умея держать в голове формулы, стихотворения и другие объекты.
- Память младших школьников сохраняет информацию дословно. Ребенок не умеет разбивать текст на абзацы и запоминать главный смысл текста, он сохраняет в памяти только слова.
- Иногда запоминание конкретных слов связано не с умением выделять смысл текста, а с неуверенностью детей в том, что понятый им смысл правильный.
Важно научить детей младшего школьного возраста анализировать текст, концентрироваться на решении примеров и запоминать формулы, чтобы подготовить к дальнейшему обучению. Для этого разработаны психологические приемы, но учителя ошибочно считают правильным шагом заставить ребенка много раз повторять один и тот же материал. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте состоят в том, что при постоянном заучивании материала теряется интерес к объекту запоминания, а внимание переключается на другие вещи.
Маленькие дети не понимают, что нужно выучить текст. Они просто выполняют задание учителя: повторить текст столько-то раз, что неэффективно для запоминания. Разобраться с развитием мышления помогут рекомендации психологов.
Как профессионально развить память у детей младшего школьного возраста
Повышать продуктивность запоминания материала помогут следующие приемы:
- Составление плана рассказа;
- Разработка плана в виде картин или самостоятельно нарисованных детьми рисунков;
- Последовательная запись тезисов из текста.
У некоторых детей младшего школьного возраста не возникает проблем с быстрым и качественным запоминанием материала, что встречается иногда среди читающих детей.
Некоторые школьники способны легко запоминать тексты, но так же легко этот материал забыть. Буквально через день они уже не вспомнят, о чем читали.
Самая трудная ситуация складывается с детьми, которые медленно запоминают, с трудом осваивают и сразу забывают выученный материал.
Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте отличаются у детей, но присутствует одна общая черта. Развитие памяти невозможно без одновременного развития внимания, поскольку запоминание материала требует нужной степени концентрации на объекте запоминания. Поэтому рекомендации специалистов заключаются в одновременной работе над вниманием и памятью.
Упражнения и приемы на развитие памяти и внимания у младших школьников
Приемы, упражнения и занятия становятся продуктивнее, если они проходят в игровой форме. Главное в этом деле – систематичность. Делать упражнения нужно регулярно. Итак, детям младшего школьного возраста подойдут такие упражнения для развития внимания:
- Разложите перед ребенком 15 предметов маленького размера. Разрешите ему рассматривать предметы полминуты. Потом малыш отворачивается, а вы перекладываете 5 предметов в другое место или меняете местами. Когда он снова повернется, дайте ему еще 30 сек. на рассматривание предметов. Накройте предметы полотенцем или салфеткой. Попросите ребенка описать, что изменилось в расположении предметов.
- Предложите лист бумаги с изображением животных разного вида и их домиков. Рисунки изобразите в хаотичном порядке. Попросите ребенка определить, к какому животному какой домик относится.
- Распечатайте картинку, в которой одна половина раскрашена разноцветными красками, а вторая не заполнена. Попросите малыша разукрасить вторую половинку так же, как раскрашена первая. Когда ребенок справится с задачей, дайте ему рисунок, на котором вторая половина отсутствует, чтобы малыш дорисовал детали самостоятельно.
- Это упражнение развивает не только память и внимание, но и творческое мышление. Попросите досчитать до 31, но вместо каждого третьего числа говорить «не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь» и так далее.
- Дайте ребенку взглянуть на ряд цифр. Ряд должен быть непоследовательным. Попросите рассказать, какие цифры он запомнил, и назвать соседей некоторых цифр.
- Попросите досчитать до 20. Одновременно с этим попросите малыша вести письменный счет, только в обратном порядке, начиная с цифры 20.
- Возьмите коробку спичек, бусинок, зубочисток или ватных палочек и выложите из них рисунок. Позвольте 3 секунды посмотреть на ваше произведение, затем попросите его повторить такой же рисунок.
- Придумайте предмет, название которого знакомо ребёнку. Малыш должен полностью охарактеризовать предмет. Попросите называть не только физические характеристики, но и описывать свое мнение о предмете. Он должен не рассказать, а поразмышлять, чтобы ответить на ваш вопрос.
- Возьмите несколько монет или пуговиц, дайте ребенку такое же число таких же предметов. У вас с ребенком содержится по одинаковому набору пуговиц или монет. Попросите отвернуться и выложите предметы на столе в произвольном порядке. Дайте ребенку посмотреть на это полминуты, после чего накройте предметы. Он должен повторить порядок с помощью своего набора предметов;
- Дайте ребенку простой текст, в котором содержатся ошибки. В течение минуты попросите исправить ошибки. Не давайте слишком сложных текстов в большом объеме, постепенно количество ошибок увеличивайте.
- Попросите ребенка в деталях рассказать о своей дороге в школу. Пусть он вспомнит детали пути и все интересные для него моменты, включая описание людей, которых он видел.
- Возьмите несколько разноцветных карточек маленького размера и выложите их в порядке, который вам понравится. Попросите посмотреть на карточки, после чего он закроет глаза и перечислит последовательность цветов. Количество карточек со временем увеличивайте.
- Упражнение на запоминание и концентрацию внимания на деталях, а не на общей картине. Распечатайте пять рисунков, которые между собой похожи, но имеют незначительные отличия. Дайте ребенку один рисунок, который он изучит за 30 сек. Теперь перемешайте все рисунки и разложите их на столе. Попросите найти тот рисунок, который вы ему показывали.
- Стандартное упражнение на нахождение 10 отличий поможет развить зрительную память и внимательность.
- Когда идете с ребенком по улице, обращайте его внимание на некоторые детали. Для этого подойдут вывески, дорожные знаки, надписи, рекламные щиты. Когда придете домой, попросите воспроизвести на бумаге все, что вы рассматривали.
Для качественного результата учитывайте, в какой атмосфере проходят занятия.
В каких условиях проходят занятия
Помните, что вы, в первую очередь, играете с ребенком, и малыш должен это почувствовать. Поэтому рекомендации психологов по поводу условий игры таковы:
- Упражнения проводятся в доброжелательной атмосфере. Используя приемы, не будьте строги к малышу, проявляйте терпение и дружелюбие.
- Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
- Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
Занимайтесь систематически, но никогда не настаивайте на занятиях. Малыш сам должен изъявлять желание поработать с вами. Если он себя плохо чувствует или у него нет настроения, оставьте малыша в покое, иначе вы рискуете потерять интерес к упражнениям, что влечет за собой резкое падение эффективности и все приемы станут безрезультатными.
Некоторые родители ошибочно полагают, что развитие внимания и памяти ребенка младшего школьного возраста – это обязанность школы. Да, педагоги обязаны находить свой подход к характеру каждого малыша, но дома ребенок раскрепощен. Поэтому не забывайте, что результат будет эффектнее, если родители приложат максимум усилий к его развитию.
yourspeech.ru
Как развивать память у ребенка 5 лет
В школе на детей обрушивается такое количество информации, что все запомнить, кажется, просто невозможно. Отсюда и плохая успеваемость, и усталость, и даже заболевания. Развивать память у ребенка необходимо с самого детства. Ну, а если ваш ребенок уже подросток и тоже имеет проблемы с памятью, то ее можно натренировать. Для развития памяти существуют различные методики, которые рассчитаны на детей всех возрастов и даже взрослых. Они помогают детям запоминать информацию правильно и легко, и учиться с удовольствием.
Зачем ребенку развивать память
Память формирует личность человека, эти понятия связаны неразрывно между собой. Жалобы на ухудшения памяти, или на плохую память изначально специалисты считают полной ерундой. Потому что развивать память никогда не рано и никому не поздно. Существует достаточное количество различных методик для тренировки и развития памяти. Для получения хороших результатов выполнять абсолютно все нет никакой необходимости.
Современные методики включают в себя специальные комплексы упражнений, которые охватывают различные категории детей разных возрастов. Родителям следует понимать, что задания для развития памяти у подростков будут существенно отличаться от программы дошкольников и школьников младшего возраста. Но все они направлены на развитие и концентрацию внимания, тренировку памяти.
Важно. Заниматься развитием памяти можно даже с детьми в возрасте от 6 месяцев. Для таких малышей существуют методики с заданиями, построенными в игровой форме.
Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по этим специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью.
К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.
Методы развития памяти у детей
Прежде чем вбирать методику для развития памяти, следует сказать, что память бывает нескольких видов: зрительная, слуховая, сенсорная или тактильная, обонятельной, вкусовой. Кроме того различают кратковременную, долговременную и мгновенную память. Для каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры. Работая над собой нельзя уделять внимание какому-то одному виду памяти, лучше делать это комплексно, тогда и результаты будут куда лучше. Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.
Методика Домана. Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.
Метод Шичида. Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.
Методика эйдетики. Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения. Таким образом, можно создавать ассоциации, которые помогут вспоминать необходимую информацию.
Методик для развития и тренировки памяти и внимания существует множество, но нет смысла опробовать на ребенке каждую. Можно выбрать для занятий упражнения из разных методик, которые больше нравятся малышу или родителям.
Не смотря на то, что некоторые методики рассчитаны на развитие детей от 0+, перед началом занятий следует проконсультироваться с неврологом на предмет зрелости мозговых структур к интеллектуальным нагрузкам.
Важно помнить, что любые упражнения для развития детей должны носить систематический характер, чтобы эффект от них был максимально высоким. Продолжительность занятия т особенности развития памяти и внимания прямопропорционально зависит от возраста ребенка.
Особенности развития памяти у малышей
У новорожденных младенцев памяти еще нет, ведь память, по сути, это способность головного мозга отображать пережитый опыт. Взрослея, малыши с легкостью запоминают то, что им предлагается. Это связано с тем, что процессы запоминания у них взаимосвязаны с естественными способностями. Скорость запоминания связана и с объемом той информации, которую малыш уже получил.
Родители должны отдавать себе отчет в том, что насколько продуктивными и регулярными будут их занятия с малышом, настолько будут развиты его умственные способности. Даже банальные детские стишки-потешки, которые мама изо дня в день будет повторять ребенку, способствуют формированию базовых навыков и умений малыша.
Память детей от рождения до года формируется благодаря их условным рефлексам и носит название моторной. Начиная с 6 месяцев, постепенно возникает и эмоциональная память. На втором году жизни закладывается фундамент образной памяти и образного восприятия.
Важным аспектом в развитии формировании памяти у младенцев является активное участие взрослых. От того, сколько времени родители готовы отдать своему малышу в его младенческом возрасте зависит уровень развития его мышления, воображения и памяти в дальнейшем.
Память младенца начинает проявляться уже примерно в 3 месяца его жизни. Ребенок запоминает лица, голоса близких людей, учится реагировать на их появление. Благодаря развитию памяти, он может отличать «своих» от «чужих». Постепенно кругозор малыша расширяется, особенно когда он научится переворачиваться на животик, чтобы рассматривать и запоминать окружающие его предметы.
Игры с ребенком не только коротают его времяпровождение, но и помогают развивать его память. Это могут быть прятки с игрушками, чтобы ребенок учился запоминать 2-3 игрушки, предложенные ему для игры, и мог определить, какой из них не хватает, если мама спрячет ее. Игрушки рекомендуется сразу называть их названиями, чтобы тренировать у малыша не только зрительную, но и слуховую память.
Начиная с полугода, детям можно читать книжки. Это позволяет развивать словестно-смысловую память малыша. Доказано, что дети хорошо запоминают не только сюжет сказки, но последовательность действий персонажей. Позже, когда он начнет говорить, он обязательно порадует родителей, пересказанной сказкой.
Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста
Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам. Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем.
У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его. Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо.
У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика. Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты.
В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной. Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют.
Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти.
Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.
Упражнения для развития памяти у детей
К школьному возрасту память ребенка должна быть полностью сформирована. Дальнейшее ее развитие должно быть направлено на улучшение качества запоминания. Для этого родителям рекомендуется выполнять с детьми несложные упражнения в игровой форме.
- Для тренировки памяти и концентрации внимания следует развиваться оба полушария головного мозга. Для этого по Одно из таких упражнения направлено на концентрацию внимания ребенка, которое к тому же подойдут упражнения, при которых руки выполняют различные друг от друга движения. Например, одна рука вращается в правую сторону, вторая – в левую, или одна рука выполняет взмахи, а вторая – вращения.
- Еще одно упражнение развивает не только память, но и воображение. Можно попросить ребенка постараться запомнить какой-то предмет в мельчайших деталях, а затем убрать его из поля зрения и попросить малыша описать его как можно подробнее. С каждым разом рассматриваемый объект можно усложнять, например, попросив ребенка описать не только отдельные элементы, но и их цвет, и прочее.
- Для следующего упражнения можно использовать календарики, открытки, игральные карты или просто карточки с картинками. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз в несколько рядов. Затем по очереди карточки переворачиваются, чтобы ребенок мог рассмотреть изображение и снова опускаются картинкой вниз на стол. После этого ему даются различные задания (например, найти карточку с конкретным изображением), и ребенок по памяти должен отыскать нужную картинку. Задания могут быть самыми разнообразными.
- Для развития памяти следует заучивать с ребенком стихотворения различной степени сложности. Когда он осилит запоминание стишков, можно переходить к прозе. Для облегчения задачи, родители должны направлять ребенка, объясняя, что для лучшего запоминания лучше всего «рисовать» в воображении картинки, соответствующие тексту.
Большое значение имеет питание ребенка. Правильно подобранный рацион, включающий в себя витамины и полезные минералы, благоприятно сказываются на состоянии памяти малыша и способствуют ее гармоничному развитию.
Заключение
Ребенок рождается без памяти, процесс ее формирования длиться на протяжении долгого времени. Насколько будет развит ребенок, зависит от того, насколько родители готовы помочь ему в этом. Главное, помнить, что от степени развития памяти малыша зависит его дальнейший успех в обучении и жизни.
childage.ru
Узнай об эффективных упражнениях для развития памяти
Мой давний друг Святослав после окончания университета успешно прошёл собеседование на должность оператора колл-центра. Чтобы приступить к работе, необходимо было пройти обучающие курсы, хорошо сдать экзамен.
Всех кандидатов сразу предупредили, что занятия будут идти с утра до вечера в течение месяца, придётся запоминать большой объём информации. Святослава не испугали такие условия.
Он видел возможность получить опыт работы. Однако, когда начались занятия, мой друг понял, что запоминание большого количества информации в сжатые сроки даётся ему с трудом. Учась в университете, он редко сдавал экзамены, так как активно отвечал на семинарах в течение семестра.
Тогда Святослав стал интересоваться, как улучшить память, существуют ли упражнения для этого. И какие упражнения на развитие внимания и памяти у взрослых лучшие? Он смог найти многочисленные рекомендации, задания для тренировки памяти. Составив список понравившихся задач, Слава приступил к занятиям. Он выполнял разнообразные упражнения для укрепления памяти и внимания.
Спустя две недели ежедневной практики по 30-40 минут утром и вечером появился результат. Святослав стал наблюдать, что мышление стало более ясным, улучшилась способность к концентрации, систематизации информации.
В итоге он сдал экзамен, и его приняли на работу. Однако выполнять упражнения на тренировку памяти и внимания он не прекратил.
История моего друга – пример, как, выполняя специальные упражнения, улучшить память и внимание.
Исследования показывают, что возможно развивать и сохранять интеллектуальные способности даже в преклонном возрасте, но необходимо прилагать усилия.
Клетки головного мозга гибнут каждый день. В возрасте 20 лет человек ежедневно теряет 10 000 клеток, в 40 лет – 50 000. Однако мозг невероятно нейропластичен. Это означает, что он обладает способностью реорганизовываться под воздействием различных факторов.
Благодаря нейропластичности осуществляются процессы обучения, происходит восстановление после полученных травм, инсультов. Чтобы тренировать память и внимание взрослых, перенёсших инсультное состояние, создают специальные упражнения.
Ранее учёные утверждали, что мозг взрослых людей статичен, перестаёт меняться после завершения периода взросления. Новые открытия подтверждают, что орган обладает способностью к изменениям на протяжении всей жизни.
Нейробиологи утверждают, что нейропластичность у взрослого человека увеличивается в случае соблюдения определённых условий, способствующих стимуляции этого свойства. К ним относятся:
- Вовлеченность в процесс, готовность к действиям, внимательность способствуют повышению нейропластичности. Внимательность предполагает ориентированность на процесс, что позволяет осознавать настоящее, то, что происходит «здесь и сейчас». Благодаря осознанию увеличивается вероятность положительных эмоциональных переживаний, сопровождающих деятельность. Это позволяет лучше запоминать информацию любого характера.
- Процессы обучения запускают изменения, в результате которых мозговые клетки взаимодействуют. Таким образом улучшаются функции органа.
- Регулярно выполняемые действия позволяют укрепить нейронные связи.
- Изменения, основанные на результате выполнения одноразового действия, могут перейти в категорию постоянных, если мозг зафиксирует пережитый опыт как значимый. Поэтому в некоторых случаях важна регулярность выполнения определённых задач, например упражнений для памяти и ума.
Следует помнить, что умирает то, что не развивается. По этой причине важно тренировать мозг, развивать память с помощью упражнений, различных методик.
Идеи и впечатления, воспринятые невнимательно, не могут спонтанно воспроизводиться и сознательно перестраиваться.
Упражнения для развития памяти и внимания
Как развить память у взрослого человека, с помощью каких упражнений? Трудности с запоминанием решаемы в любом возрасте. Существуют многочисленные методы, упражнения для тренировки памяти и внимания, как у взрослых, так и у детей.
Перечень упражнений на развитие памяти и внимания:
- Как уже говорилось ранее, концентрация внимания позволяет лучше запоминать информацию. Зачастую человеку сложно сконцентрироваться на чём-либо из-за неясности мышления, большого количества лишних мыслей. Решить эту проблему помогают практики расслабления, концентрации, медитации. Примите удобное положение, сидя или лёжа. Если сидите, то спина должна быть прямой. Это важно. Попробуйте сосредоточиться на своём дыхании. Сделайте вдох, надувая живот, затем следите, как воздух движется в область грудной клетки, расширяет её, на заключительном этапе вдоха приподнимаются ключицы. Выдох делается по схеме: сначала сдувается живот, воздух покидает грудную клетку, сжимается область ключиц. Выполните несколько циклов дыхания. При регулярной практике упражнение помогает успокоить ум, улучшить концентрацию внимания, а, следовательно, и память.
- Упражнение для развития памяти на основе ассоциаций. Суть методики заключается в связывании новой информации, которую нужно запомнить, с уже известной. К примеру, запомнить дату можно при помощи ассоциации с событием, которое хорошо запечатлено в памяти. При необходимости запомнить речь, текст нужно выделить основные мысли, связать каждую мысль с каким-либо образом. Так текст или речь будут представлять последовательность образов, которые помогают извлечь из памяти нужную информацию. Это упражнение хорошо использовать для тренировки памяти. Сначала методика может показаться не очень удобной, однако постепенно скорость, качество запоминания будут увеличиваться.
- Метод мест – упражнение для запоминания, тренировки памяти, основанное на зрительных ассоциациях. Представьте объекты, которые нужно запомнить, на пути следования, например от дома до работы. Вам нужно разместить их именно по хорошо известному маршруту, как будто они действительно там располагаются. С помощью этого задания на развитие памяти достигается запоминание в определённой последовательности.
- Упражнение на развитие памяти и внимания. Представьте любой статичный объект, удерживайте на нём внимание. Через некоторое время вы можете поймать себя на мысли, что уже успели подумать о других предметах, связанных с изначальным объектом. Во многих случаях получается логическая цепочка. Задача заключается в том, чтобы вернуться по ней обратно, вспоминая каждое звено, вновь пробовать удерживать внимание на изначальном объекте. Это упражнение для тренировки памяти нужно выполнять ежедневно.
- Упражнение для улучшения памяти по методу Пифагора. Каждый день в вечернее время нужно вспомнить события минувшего дня до мельчайших деталей. Освоив это задание на развитие памяти, пробуйте подробно воссоздать события вчерашнего дня, позавчерашнего и т.д. Подобную технику используют для вспоминания прошлых жизней.
- Хорошим упражнением на развитие памяти является метод написания слов. Запишите на листке 10-15 слов, прочитайте внимательно. Переверните листок, пробуйте написать по памяти. Это упражнение можно применять для тренировки памяти, в качестве теста, чтобы проверить, как хорошо вы запоминаете.
- Пальцевая гимнастика – упражнение для внимания и памяти подойдёт для детей и взрослых. Практика является простой, помогает улучшить концентрацию, функции мозга.
- Упражнение для развития зрительной памяти у взрослых. Возьмите интересный объект, досконально изучите его. Закройте глаза, попробуйте воссоздать его мысленно в деталях. Затем проверьте, зафиксируйте, где ошиблись. Выполнять задание для развития памяти два-три раза в неделю.
- Упражнение по улучшению зрительной памяти по методу Айвазовского. В течение трех секунд смотрите на пейзаж. Попробуйте запомнить в деталях, закройте глаза, воссоздайте картину мысленно, на секунду откройте глаза, посмотрите, чего не хватает в вашем образе, закройте глаза. Старайтесь вновь представить пейзаж. Выполните эту задачу на внимание и память несколько раз.
- Каждый день, прогуливаясь, идя на работу, запоминайте образ прохожих людей. Мысленно воссоздавайте их портрет, стараясь вспомнить черты лица, цвет волос, причёску. Упражнение также эффективно для развития зрительной памяти у взрослых.
- Упражнение для тренировки слуховой памяти и внимания у взрослых. Перед сном закройте глаза, прислушайтесь к окружающим звукам. Постарайтесь сосредоточить внимание на каждом из них, выделяя из общего фона. Выполнять ежедневно.
- Упражнение для улучшения слуховой памяти. Попросите кого-нибудь вслух произнести набор любых 6-7 слов. Вы должны будете повторить их сначала в таком же порядке, затем – обратном. Эту задачу на память можно делать самостоятельно. Возьмите книгу, прочтите первые слова из каждой строки. Повторите, не глядя. Сверьтесь с книгой.
- «Задом наперёд» — эффективное упражнение для развития кратковременной памяти. Выберите три слова. К примеру: волк, лес, плуг. Прочитайте про себя наоборот: клов, сел, гулп. Произнесите вслух. Освоив простые слова, переделывайте фразы.
- Упражнение на память и внимание у взрослых. Напишете на листке три столбика слов (по 6-7 в каждом столбике). Прочитайте, пробуйте запомнить в течение минуты. Уберите листок, напишите по памяти в том же порядке.
- Упражнение для тренировки памяти и внимания, основанное на игре «Кубики». Возьмите десять костей, одинаковых по размеру, цвету. Сначала используйте три из них. Потрясите кубики, положите на стол, посмотрите на них в течение секунды, закройте рукой. Нужно назвать выпавшие цифры, расположение костей. Со временем увеличивайте количество кубиков.
- Игра-упражнение для развития внимания и памяти. Можно выполнять со второй половинкой. Закройте глаза, детально опишите одежду партнёра. На листке бумаги запишите информацию о вкусах, увлечениях человека, событиях, пережитых вместе. Сравните свои мнения, отметьте, насколько они совпадают.
- Задание для улучшения зрительной памяти. На рисунке изображены разные животные. Попробуйте запомнить их за одну минуту. Уберите картинку, запишите названия животных в алфавитном порядке. Упражнение подойдёт для улучшения памяти и внимания у взрослых и детей.
- Заучивание стихов, песен, отрывков из любимых книг – действенные упражнения на память. Не зря заставляют учить стихи в школе. Такие упражнения подойдут для тренировки памяти у взрослых и детей.
- Переводы с других языков развивают внимание к мелочам. Заучивание иностранных слов – действенные упражнения на тренировку памяти. Выберите 5-6 новых слов, найдите перевод, пишите каждое слово по три строчки на бумаге, мысленно фиксируя значения на родном языке. Затем попробуйте написать по памяти. Задание применяется при изучении языков в школах, но подходит для запоминания и развития памяти у взрослых.
- Головоломки для развития памяти. Кроссворды, ребусы, судоку – эффективные упражнения для укрепления краткосрочной и долгосрочной памяти. Такие задачи благоприятны для развития логики, поиска решений.
- Известные головоломки «Найди 10, 20 отличий» — эффективные тренажёры для развития памяти и внимательности. Подходят детям и взрослым. Такие задачи на внимание и память выполняйте, как можно чаще.
- Игры, которые можно использовать и как упражнения для развития памяти и внимания. Шахматы, нарды. В процессе игры стимулируются когнитивные функции. Шахматы применяются для профилактики заболевания Альцгеймера.
- «Ежедневник» — упражнение на улучшение памяти. Закрыв глаза, представьте страницу своего ежедневника в подробностях, в том числе помарки, сокращения.
- Заучивание телефонных номеров в своей записной книжке – хорошее упражнение по развитию памяти на цифры. Придумывайте для цифр ассоциации.
- Упражнение для улучшения памяти у взрослых. Идя на работу, запоминайте номера домов по пути. Возвращаясь домой, старайтесь вспомнить номер, не подглядывая. Затем проверьте.
- Упражнение для развития внимания и памяти у взрослых. Попробуйте ходить на работу, в гости, по магазинам разными маршрутами. По пути запоминайте новые объекты. Через какое-то время повторите маршрут, стараясь вспомнить, что видели в прошлый раз.
- Упражнение по развитию памяти у взрослых. Составьте на бумаге список необходимых продуктов перед тем, как идти в магазин. Прочитайте внимательно. Оставьте список дома. Придя из магазина, проверьте, все ли продукты купили. Это упражнение на внимательность и память можно выполнять каждый раз, когда идете за покупками.
- Упражнение для памяти у взрослых. Пробуйте запомнить цены на приобритаемые товары. Сравнивайте их ценами на эти же товары в других магазинах.
- Упражнение на развитие памяти у взрослых. Когда готовите блюдо по новому рецепту, старайтесь не подглядывать в книгу, а приготовить по памяти.
- Упражнение для внимания и памяти взрослых. Зайдите в незнакомую комнату, постарайтесь запомнить находящиеся там предметы. Выйдите оттуда, возьмите лист бумаги, опишите всё, что запомнили. В следующий раз это упражнение на память и внимание выполните с другой обстановкой.
- «Сжатие» — задача на развитие памяти. Возьмите набор любых рисунков, к примеру: мальчик, река, дерево. В уме свяжите картинки – мальчик лежал под деревом у реки. Усложняйте, добавляя больше рисунков. Если задаетесь вопросом, как укрепить память, выполняйте это упражнение регулярно.
- Упражнение на развитие памяти у взрослых, подойдёт и детям. Больше читайте. Возьмите интересную книгу. После прочтения нескольких страниц постарайтесь пересказать то, что прочитали.
- Упражнение для восстановления памяти после инсульта. Положите перед пациентом 2-3 простых предмета. Их нужно запомнить за 30 секунд. Уберите предметы. Человек должен сказать их названия. Постепенно усложнять задание, добавляя больше объектов.
- Упражнение для восстановления памяти и внимания после инсульта. Пациенту нужно найти в книге заданные буквы, зачёркивать их.
- Выполняйте физические упражнения с целью улучшения кровообращения, работы мозга, и как следствие, памяти и внимания.
Вывод
Если перед вами стоит проблема, как развить память, и вы ещё не приступали к упражнениям, то пора начинать. Потребуются усилия, регулярность выполнения.
Однако упражнения для тренировки памяти и внимания у взрослых, детей можно найти, практиковать бесплатно, в домашних условиях. Приступайте и увидите результат.
[Всего голосов: 2 Средний: 5/5]
trenermozga.ru