Разное

Упражнения для произношения буквы л: артикуляционные упражнения для автоматизации в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву Л самостоятельно в домашних условиях

У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения. Если ребенок вместо звука [л] говорит [в], то его родителям нужно заняться исправлением дефекта.

Коррекция звука [л] в домашних условиях

Нарушения речи возникают по разным причинам. В случае, когда ребенок не говорит только один-два звука, родители могут попробовать исправить дефект самостоятельно.

Занятия с логопедом позволят исправить любые проблемы с речью

Как научить ребенка говорить букву Л твердую

При дислалии у детей наблюдаются проблемы только со звукопроизношением. Нарушения возникают из-за особенностей строения артикуляционного аппарата или недостаточной подготовке мышц.

Для звука [л] важен верхний подъем кончика языка. При короткой подъязычной уздечке это сложно сделать. Поэтому предварительно ее нужно подрезать у стоматолога. Только операция решит эту проблему.

Проверить связку легко: нужно попросить ребенка дотронуться кончиком языка до верхних зубов. Соноры ([л], [р] и их мягкие пары) появляются к пяти годам и до этого времени беспокоится не о чем. В три года артикуляционный аппарат ребенка еще только формируется.

Важно! Не стоит торопиться и требовать, чтобы дети с раннего возраста выговаривали все звуки. Иначе можно спровоцировать развитие дефекта.

В домашних условиях можно попробовать самостоятельно исправить неправильное произношение звука [л]. Такое допускается только в случае дислалии. Иногда эту проблему можно спутать с дизартрией, которая требует работы с логопедом.

При дизартрии нарушается подвижность мышц артикуляционного аппарата. Подобная проблема выражается в гипертонусе или гипотонусе. Часто язык такого ребенка собран во рту или слишком расслаблен. Малышу будет сложно выполнять тонкие движения и переключаться с одной позы на другую.

На исправление неправильного произношения может уйти до одного года. С ребенком нужно заниматься каждый день — это позволит ускорить процесс. Необходимо соблюдать последовательность этапов и не торопиться.

Постановка звука

Механический способ в логопедии используют часто. Для него нужен специальный зонд в виде проволочной рамки или шпатель. Ребенок широко открывает рот, протяжно произносит «ЫЫЫЫЫЫ» и в это время взрослый поднимает его язык инструментом.

Легче учить ребенка произносить звук от межзубной позиции. Для этого дошкольника просят прикусить кончик язычка и произносить звук [ы] (ЫЫЫЫЫЫ), после чего постепенно убирать язык за верхние зубы.

Проговаривать [л] в межзубной позиции можно сразу со слогами. Постепенно происходит уход от этого положения. Автоматизацию начинают только с прямых слогов: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЕ.

Важно! Нельзя торопиться с переходом к словам, иначе закрепится дефектное произношение.

Автоматизация звука

После того как правильное произношение отработано в прямых и обратных слогах переходят на слова. Для облегчения восприятия используют наглядный материал в виде картинок и специальных игр. Например, ребенка просят показать предметы со звуком [л].

Слоги можно проговорить с помощью зонда

Приучить дошкольника к самоконтролю сложно. Поэтому нужно постоянно с ним заниматься. Достаточно уделять меньше получаса для работы и эффект не заставит себя ждать.

Родителям стоит понимать, что нет способа, который даст быстрый результат. Только постоянные тренировки помогут закрепить правильное произношение.

Песенки и стишки

Для облегчения процесса автоматизации используют разный лексический материал. Чистоговорки и стихотворные формы проще запомнить и ребенку нравится их воспроизводить.

С дошкольником можно разговаривать на разные темы. Так ему будет легче привыкнуть к правильному произношению.

Пример стихов для автоматизации звука [л]

Главное условие эффективных занятий — это заинтересованность ученика. Поэтому все проводят в игровой форме. Чем разнообразнее материал, тем лучше для малыша.

Скороговорки

Сложнее всего ввести звук в самостоятельную речь. Для облегчения процесса используют скороговорки на звук [Л]. В них подобраны слова, которые позволяют отрабатывать произношение звука в разной позиции.

Например, «У елки иголки колки», «Воля в поле», «Подошел к лотку Лука, лук Лука купил с лотка» и т. д. Постепенно ребенка просят произносить быстрее каждую скороговорку. Большое внимание уделяют правильному произношению.

Упражнения на артикуляцию

Учить правильно произносить звук начинают с артикуляционной гимнастики. Логопедические упражнения для быстрой постановки звука [л]:

  • Широкий язык лежит за нижними зубами, ребенок протяжно произносит протяженно «ЫЫЫЫЫЫЫЫ».
  • Облизывать кончиком языка верхнюю губу.
  • Цокать языком.
  • Широко открыть рот и языком провести по внутренней стороне зубов.
  • Кончиком языка проводить по небу.

Комплекс выполняют каждый день. Чтобы ребенок научился правильно произносить звук он должен все упражнения делать правильно. При этом важно следить за неподвижностью челюсти.

Артикуляционная гимнастика выполняется строго перед зеркалом

После того, как все движения будут легко выполняться, переходят к следующему этапу — к постановке твердого звука [л]. Для этого используют разные приемы. Нельзя заранее сказать какой из них подойдет конкретному ребенку.

Некоторые родители не задумываются над тем, как научить ребенка говорить букву Л. Они не считают дефект чем-то серьезным, но во взрослой жизни он станет основой комплексов и переживаний.

Важно! Нарушения речи лучше исправлять в дошкольном возрасте, тогда на процесс уйдет немного времени.

Если родители не знают, как правильно научить ребенка выговаривать букву Л и Р, то им стоит обратиться к специалисту. Логопед сможет исправить эту проблему и выработать нужное произношение.

Сколько надо занятий на постановку звука [л]

Нельзя однозначно сказать, сколько потребуется уроков для устранения дефекта. Иногда постановка звука занимает одно занятие, в другой ситуации потребуется больше 30-40 встреч.

Все зависит от особенностей ребенка, его мотивации и заинтересованности родителей. Научиться произносить звук [л] не так легко, так как дошкольник привыкает к определенному стереотипу. В силу возраста малышам еще сложно воспринимать учебную деятельность.

Как проходит индивидуальное занятие по постановке звука [л]

Постановку звука логопед проводит только после того, как ученик хорошо выполняет артикуляционную гимнастику. Комплекс выполняют строго перед зеркалом. После занимаются дыхательной гимнастикой и выполнением заданий на речевой слух.

Как проходит индивидуальное занятие автоматизация звука [л]

Логопед проводит индивидуальные занятия по автоматизации звука [л] только после вызова изолированного произношения. На таких уроках специалист развивает лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематический слух.

Для этого используют разные игры и тренажеры. Современные логопеды применяют компьютерные игры. Родители обязательно участвуют в процессе и дома выполняют задания специалиста.

Важно! Длительность урока для дошкольного возраста — примерно 25 минут. Обязательно проводятся физические минутки для переключения деятельности.

Что делать, если ребенок вместо [л] говорит [в]

Логопедические занятия на букву Л позволяют вырабатывать правильное звучание. Сложнее исправить случаи, где ребенок меняет [л] на другой звук, например, на [у] или [в].

В таком случае при постановке правильного звука, взрослому нужно пальцами удерживать губы ребенка в улыбке. Так он постепенно сможет произнести нужное звучание.

Для выговаривания звука [л] важна правильная артикуляционная поза. Поэтому особое внимание уделяют гимнастике. Дошкольник должен уметь растянуть губы и собрать их в кучку.

Ребенка учат переключаться с улыбки на «трубочку» и обратно

Важная часть коррекции замены звука — дифференциация. Для этого каждому звуку лучше присвоить определенный символ. Например, [л] — самолет, а [в] — дерево, которое согнуто ветром. После дошкольнику предлагают разные задания, где он должен на слух различить звуки.

Можно называть ему слоговые дорожки: ВА-ВА-ЛА, ЛА-ЛА-ВА, ЛА-ВА-ЛА и т. п. Или взрослый специально называет неправильно слово и просит ребенка найти ошибку — «гампа» вместо «лампы», «выжи» вместо «лыжи» и т. п.

Выговаривание того или иного звука может быть искаженным. Поэтому если родители сомневаются в том, правильно ли их ребенок говорит — им нужно обратиться к логопеду. Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее от него получится избавиться.

Постановка звука л | План-конспект занятия по логопедии (1 класс):

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. БЕЛЕБЕЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛЕБЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМСЯ 1 Б КЛАССА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

на тему:

«Постановка звука [Л]»

Учитель-логопед

Мухамадиева Ляля Муфассировна

Тел: +7 (937) 475-84-44

e-mail: [email protected]

Белебей

2019

Постановка звука [Л]

Цель: Формирование правильного произношения звука [л].

Задачи: 

  • Учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
  • Учить правильно произносить звук [л] c опорой на зрительный и слуховой контроль.
  • Продолжать учить выделять звук [л] из потока других звуков.
  • Развивать слуховое внимание, память, самоконтроль.
  • Совершенствовать мелкую, речевую моторику, фонематический слух.
  • Воспитывать и формировать интерес к занятиям.

Оборудование: символ звука Л, картинки, в названии которых есть звук [л], карточки для определения места звука в слове, карандаш, лист бумаги.

Ход занятия

Организационный момент.

– Здравствуйте, гости дорогие! Поиграем в игру «Я тоже».

– Я буду говорить предложение, а ты будешь добавлять «Я тоже»

– Я делюсь с тобой хорошим настроением!

– Я дарю тебе улыбку!

– Я буду с тобой играть!

– Я радуюсь осени!

 

1. Работа над силой голоса.

-Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, а люди надели теплые куртки и ботинки, то это время года называется…(осень).

Игра «Громко-тихо»

-Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у-у-у» (Тихо). Листочки (пальчики) едва шевелятся. Подул сильный ветер: «У-у-у-у-у-у-у» (Громко). Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).

 

2. Упражнение на развитие дыхания «Сдуй листочек» (Осенний листочек на грибочке лежит, сдуем его, и он полетит) 3 раза.

-А теперь улыбнулись, набрали носом воздух и подули на широкий кончик языка ф-ф-ф-ф-ф (Сдули листочек).

3. Постановка цели.

-Сегодня мы будем учиться слышать, находить, произносить звук [л].

         4. Артикуляционная гимнастика.

-Сейчас мы поиграем с язычком, чтобы научиться четко и правильно произносить звук. (Включаю компьютер).

5. Упражнение «Пароход».

-Послушай, как гудит мой «пароход».  Посмотри, я улыбнулась, приоткрыла рот, а язык подняла и поставила на бугорки за верхними зубами. Мой язык похож на парус. (Показываю профиль).

– Произносим звук [ы-ы-ы].

6. Характеристика звука.

Звук [л]- согласный, твердый, звонкий. (Показываю схему.)

7. Упражнение «Самолет».

-Самолет летит и гудит «л-л-л-л-л». Наш самолет оставил вот какие следы на небе. Тебе нужно погудеть как самолет и повторить следы, которые оставил самолет.

8. Связь звука и буквы.

-На письме звук [л] обозначается буквой Л. (Показываю букву.)

Игра «Найди букву»

-Найди букву л среди других и обведи в кружок.

9. Упражнение «Колокольчик».

-У меня есть колокольчик. Он тоже издает звук [л]. Посмотри и послушай.

-А теперь вместе (Пальчиковая гимнастика).

         10. Игра «Поймай звук».

 -Я буду произносить звуки, слоги, а ты, когда услышишь звук [л], хлопай в ладоши(Л-Н-Л-Р-Л-Л-М-ЛА-МА-ЛУ-ЛО-СА-АЛ).

11. Игра «Выбери картинку».

-Перед тобой картинки, выбери картинки, в названии которых есть звук [л].

ЛОЖКА, МЯЧ, СТОЛ, МАШИНА, ДЯТЕЛ, ДОМ.

12. «Найди свой домик».

– Определяем позицию звука [л] в словах.

У нас два домика. В этом домике будут жить картинки, в названии которых звук [л] находится в начале слова, а в другом домике будут жить картинки, в названии которых звук [л] находится в конце слова.

– Где находится звук [л] в слове ЛОЖКА, ЛОСЬ, СТОЛ, ДЯТЕЛ?

         Рефлексия.

– Какой звук мы учились слышать и произносить?

– Посмотри: наше осеннее дерево совсем без листиков. Если у тебя сегодня все получилось, все сделал правильно, на дерево расположи листочек желтого цвета, а если встретились трудности в выполнении упражнений, игр, то выбери листочек красного цвета. Подумай.

– Ты молодец, ты старался, все у тебя будет хорошо!

– Уважаемые коллеги! Не смотря на осенний листопад, предлагаю украсить наше дерево разноцветными листочками. На листочках напишите свои пожелания, свои предложения по просмотренному занятию.

/l/

Top

/l/ в словах
/l/ в предложениях

Запишите свой голос:

Чтобы произнести звук /l/:
Кончик языка должен касаться кончика языка изо рта, за зубами. Теперь повибрируйте голосовыми связками и позвольте воздуху обтекать края языка.
Примечание. При использовании /l/ в конце слова задняя часть языка также слегка приподнимается (но не касается верхней части рта).

Используйте запишите и воспроизведите кнопки выше, чтобы сравнить ваше произношение со словами ниже:

like fall help please close

Проблемы с воспроизведением могут быть решены путем обновления страницы.

In Words

Звук /l/ играет важную роль в различии между приведенными ниже парными словами.

Прослушайте каждую пару, обращая внимание на то, чем первое слово отличается от второго.
справа | свет далеко | падение нарушение | отбеливающая корона | клоун

Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение /l/. Затем сравните его с записью модели. Если вам нужна помощь, посмотрите анимационное видео, чтобы узнать, как именно произносится звук.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Как и в случае с любым другим навыком, улучшение требует повторения и практики.


Вот несколько общих слов, которые включают /l/. Это хорошая идея, чтобы чувствовать себя комфортно с их произношением.

Прослушайте , как произносится каждое слово, обращая внимание на /l/. Обратите внимание, как /l/ может стоять в начале, середине или конце слова.


взгляд высокий мировой лидер климатические люди

Запишите себя, повторяя слова, обращая внимание на произношение /l/. Сравните свою запись с записью модели.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.

В предложениях

Когда вы практикуете звуки в английском языке, важно не ограничиваться отдельными словами. Скороговорки (труднопроизносимые предложения) — отличный способ научить свой язык произносить /л/ в потоке речи.

Послушайте , как произносится каждая скороговорка. Обязательно отметьте звуки или слова, которые могут вызвать у вас затруднения, и то, сколько раз вы будете произносить /l/.
Любовь — это чувство, которое вы испытываете, когда чувствуете, что испытаете чувство, которого никогда раньше не испытывали.

Милые львята и ламы любят кружево.
Левши перебирают много салата.

Запишите себя, повторяя каждую скороговорку. Попробуйте сначала медленно, а затем постепенно увеличьте до плавного, естественного темпа.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Вы также можете попробовать создать свои собственные скороговорки!


Практика произношения еще более эффективна в осмысленном контексте. Вот несколько предложений с /l/, которые вы можете часто повторять.

Послушайте как произносится каждое предложение. Какие слова включают /l/?
Я с нетерпением жду этого.
Спасибо за последнее письмо.

Запишите себя, повторяя каждое предложение, обращая внимание на произношение /l/.

Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

См. «Что дальше?» Раздел ниже содержит дополнительные практические советы.

Что дальше?

Запланируйте индивидуальную сессию, чтобы узнать больше об этом звуке и о том, как его освоить. Получение прямой, персонализированной обратной связи о вашем произношении — отличный способ определить свои сильные стороны и области для улучшения.
Кроме того, вот несколько отличных способов сделать практику произношения более эффективной и подходящей для вас:

• Соберите важные словарные запасы с /l/ из вашей области обучения, резюме и других интересов. Практикуйте эти слова, записывая их произношение и записывая аутентичные предложения, в которых они используются в контексте.

• Подумайте о сценариях, с которыми вы, вероятно, столкнетесь в своей повседневной жизни (например, разговор с однокурсником или коллегой, собеседование при приеме на работу) и напишите ролевые игры, в которые можно включить слова с /l/. Это подготовит вас к их спонтанному использованию.

• Посетите час разговоров, чтобы сосредоточиться на своем произношении /l/.

• Ознакомьтесь с полезными ссылками и ресурсами, которые TfCS рекомендует для дополнительной практики, особенно с английским языком Рэйчел.

 

◀ Назад к согласным и гласным

Практика произношения: L & R

На этой неделе в центре внимания урок фонетики: от M до R, на котором ученики начального уровня тренируются в печати и произношении. Буква «R» вдохновила меня написать этот пост о, пожалуй, самой сложной части произношения в английском языке: звуке /r/. У меня были студенты со всего мира, которые изо всех сил пытались произнести /r/ так, как мы это делаем в английском языке! Минимальные пары с /l/ и /r/ могут быть особенно сложными для изучающих английский язык, поэтому я решил включить в свой блог немного практики.

Положение языка:

В каком положении должен находиться язык, чтобы произносить звуки /l/ и /r/ в английском языке? В большинстве языков, включая английский, звук /l/ произносится кончиком языка у задней стороны передних зубов. Язык «хлопает» или выпячивается наружу при произнесении звука /л/. У большинства учащихся нет проблем с произношением звука /л/.

Звук /r/ в большинстве языков, кроме английского, произносится кончиком языка возле передних зубов (аналогично звуку /l/ в английском языке). В этом положении язык часто хлопает или издает трели. Однако английское / r / требует, чтобы язык находился намного дальше во рту. Язык остается плоским и не двигается вверх-вниз. (см. советы по произношению раздел ниже для получения дополнительной информации о произношении /r/ для предоставления учащимся.) Поскольку звуки /l/ и /r/ воспроизводятся в аналогичных областях в других языках, свободно говорящие по-английски часто не могут отличить изучающего английский язык от говорит /л/ или /р/. Когда говорят свободно говорящие по-английски, /l/ и /r/ звучат совсем по-разному.

Давайте послушаем!

Разрешить учащимся слушать и повторять слова из минимального списка пар ниже. К этим словам относятся: свет/право, кружево/гонка, пилот/пират, стекло/трава и полный/мех. Вы также можете просто продемонстрировать эти слова самостоятельно и назначить звук для домашнего задания (предложите учащимся прослушать и повторить список пар 5–10 раз).

Давайте потренируемся!

Следующий рабочий лист для печати предназначен для того, чтобы дать учащимся возможность попрактиковаться в произношении и слушании/расшифровке слов с /l/ и /r/.

Инструкции:

1. Используйте первый набор минимальных пар, чтобы продемонстрировать это упражнение. Произнесите по одному слову каждой из пяти минимальных пар (например, свет, раса, пират, стекло, полный). Ваши ученики должны обвести слова, которые они слышат от вас. Дайте им ответы и посмотрите, сколько из них они угадали правильно.

2. Теперь разделите учеников на пары для следующих двух наборов. Попросите ученика А сказать пять слов, пока ученик Б обводит то, что он/она слышит, а затем поменяйтесь местами. Студенты получат как произношение, так и практику аудирования, и будут действительно сосредоточены на звуках /l/ и /r/.

3. В завершение попросите одного из добровольцев произнести перед классом пять слов последнего набора. Все ученики могут угадать, о чем говорит их одноклассник. Спросите учащихся, как они справились во всех четырех подходах. Они не ошиблись ни разу, не ошиблись один или много раз (по обведенным кружком ответам)? «Неправильные» ответы могут указывать на ошибки в произношении или слухе/расшифровке, так что учащиеся действительно чувствуют, что они вместе! Повторите это задание на следующий день, если вы чувствуете, что вашим ученикам все еще нужно поработать над /l/ и /r/.

Загрузить L & R Pronunciation Practice PDF

Советы по произношению:

1. Обратите внимание учащихся на то, что передняя часть их языка должна находиться на полпути во рту. Их язык вообще не должен касаться передних зубов. Оттяните эти языки!

2. Упомяните учащимся, что их язык не должен двигаться. Он остается плоским или слегка вогнутым, но совсем не колеблется вверх и вниз.

3. Попросите учащихся прижать края языка к внутренним, верхним задним зубам. Иногда это помогает учащимся удерживать язык примерно в положении /r/.

4. Укажите на горло (там, где оно встречается с челюстью, но в центре). Скажите учащимся, что звук /р/ производится там (в области язычка).

5. Практика перед зеркалом действительно помогает. Попросите учеников повторить список минимальных пар не менее 10 раз перед зеркалом в качестве домашнего задания. Скажите им, чтобы они действительно обращали внимание на то, что делает их рот.

6. Для развлечения предложите учащимся потренироваться рычать, как животное (например, медведь). Скажи «гррррр». Это звук английского /r/!

Более 50 уроков по печати, письму, правописанию и произношению, а также рабочие листы в нашем Phonics Cafe! Карточки и студенческие сертификаты также включены в этот раздел.

     

Приобретите подписку, чтобы получить доступ ко всем нашим ресурсам для юных учащихся. Всего 7 долларов в месяц.

Таня Труслер

Таня — внештатный редактор и писатель с большим опытом преподавания английского как английского языка. Она редактирует планы уроков, создает новые материалы и пишет еженедельные сообщения в блогах для ESL-Library и Sprout English.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *