Упражнения для мелкой моторики рук: Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения | Материал по теме:
Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения | Материал по теме:
Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения.
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Почему?
Область мелкой моторики рук охватывает огромное количество самых разных движений. Навыки мелкой моторики помогают нам совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно мелкие и сложные движения (к примеру, писать). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё тридцать лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления? Да просто в старое время не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Развитие мелкой моторики у детей — это естественный процесс, она начинает развиваться еще в младенческом возрасте на базе общей моторики. Ребенок начинает с простых хватательных жестов, потом учится перекладывать предмет из руки в руку, осваивает «пинцетный захват». В два года ребенок уже способен правильно держать ложку и карандаш, начинает рисовать.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Задача педагогов и детских психологов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Пальчиковый тренинг
Простые
- Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо, 4 – 5 раз.
- С силой сжимать и разжимать пальцы. 5 – 6 раз.
- Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4 – 6 раз.
- Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5 – 6 раз.
- Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3 – 4 раза.
- Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, поставив локти на стол. Постепенно довести количество повторений до 10 – 15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.
Комплексы упражнений (потешки)
- “Дружба”
“Дружат в нашей группе девочки и мальчики”.
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
“Мы с тобой подружим маленькие пальчики”.
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
“Раз, два, три, четыре, пять”.
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
“Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать”.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
- “Прогулка”
При выполнении этого упражнения дети сидят на своих местах и ритмично, поочередно, скачками двигают по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук.
Пошли пальчики гулять,
пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.
А вторые – догонять,
ритмичные движения по столу указательных пальцев.
Третьи пальчики – бегом,
движение средних пальцев в быстром темпе.
А четвертые – пешком.
медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола.
Пятый пальчик поскакал
ритмичное касание поверхности стола мизинцами.
И в конце пути упал.
стук кулаками по поверхности стола.
- “Человечки”
Побежали вдоль реки.
движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю
Дети наперегонки.
Повторить несколько раз.
- “В гости”
В гости к пальчику большому
выставляются вверх большие пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому:
Ладони вместе, одноименные пальцы соприкасаются
Указательный и средний,
поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы
Постучался на порог.
кулаки стучат друг о друга
Вместе пальчики – друзья,
ритмичное сжимание пальцев в кулаки
Друг без друга им нельзя.
- “Ну-ка, братцы, за работу!”
“Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому – дрова нарубить.
Печи все – тебе топить.
А тебе – воду носить,
А тебе – обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять”.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.
- “Алые цветки”
“Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают”.
Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производятся плавные покачивания кистями рук, затем медленно закрываются, приобретая форму цветка, производятся покачивания головкой цветка.
- “Апельсин”
“Мы делили апельсин,
Апельсин всего один.
Эта долька для кота,
Эта долька для ежа,
Эта долька для улитки,
Эта долька для чижа,
Ну, а волку кожура!”
Начинать с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
- “Прятки”
“В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
Так головки убирали”.
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Расслабляющие (самомассаж кистей и пальцев рук)
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
- Сейчас в продаже есть множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но нет ничего проще, чем использовать подручные средства, которые есть в любом доме. Итак, несколько упражнений для развития мелкой моторики:
- “Резиночка”. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
- “Каляки-маляки”. Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
- “Солнышко улыбается”. Упражнение от Марии Монтессори. Вырезаем из плотной бумаги круг и рисуем на нем улыбающееся солнышко. Покупаем большое количество цветных скрепок и прикрепляем их по периметру. Можно поиграть с цветами: например, нанизывать сначала желтую скрепку, потом зеленую, потом красную. Или 3 желтых, 3 зеленых, и так далее. Здесь в упражнение добавляется счет. Объясните ребенку, почему солнышко улыбается: оно довольно, потому что с ним играют.
- “Мозаика”. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика. Мальчиков можно заинтересовать чисто “мужскими” играми.
- Например, навинчивать гайки на болты или нажимать на кнопки импровизированного пульта управления (можно взять старый, уже отслуживший пульт от телевизора без батареек). Хочешь, представляй, что ты шофер, хочешь – пилот самолета или танкист.
- Очень полезны игры, сопровождаемые короткими ритмичными стихотворениями. Например:
- Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке: “Прищеплю прищепки ловко я на мамину веревку”.
- Берем решетку для раковины, которая состоит из множества “ячеек”. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. “Ходить” можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря: “В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили, И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят”.
- Особое место в играх на развитие моторики занимают рисование и лепка. Маленький художник может начинать творческую деятельность с рисования масляной пастелью. Если не найдете ее в продаже, подойдут восковые мелки. Они помогут малышу научиться держать мелок двумя пальчиками (а там и до держания ручки-карандаша рукой подать).
- Рисуйте различные фигуры: линии (прямые и волнистые), круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Если не получается, поначалу возьмите руку малыша в свою и помогайте ему. Бумага должна быть довольно большого размера, допустим А3, чтобы малыш не промахивался мимо. Со временем перейдете на фломастеры и краски.
- Лепить можно из пластилина, а можно – из теста. Тесто, безусловно, гораздо безопаснее. Лепить сначала можно невразумительные “комки”, потом – простые фигурки, буквы. Со временем поучитесь на ощупь узнавать вылепленные буквы. В тесто можно втыкать разные мелкие предметы: зернышки, горошины, те же пуговицы.
- В развитии мелкой моторики действует то же правило, что и в развитии других навыков: больше игры, меньше принуждения. И регулярность. Не стоит потакать капризному “не хочу, не буду”. Придется проявить дипломатические способности. Будьте терпеливы, настойчивы и мудры.
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
- Крупы (запускать ручки в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне! Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп)
- Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, камушки, ракушки, палочки
- Кухонная утварь
- Различные емкости, пузырьки, коробочки
- Молнии, шнурки, завязки, нитки, веревочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры
- Бусины и кольца очень интересно нанизывать на тесьму
- Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки (конечно же, под присмотром родителей)
- Мальчики особенно оценят болты и гайки, а также вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол.
А какой ребенок не любит приклеивать-отклеивать магниты на холодильнике? Это занятие можно разнообразить по своему желанию и возможностям. Позволяйте также кушать руками «мелкую еду» (горошек, кукурузу, ягоды), чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины. Очень занятным будет надевать скрепки на картон или прищепки на веревку. Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
- Подметать и собирать мусор, а также мыть полы.
- Собирать с пола соринки, помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов.
- Лепить из теста печенье и украшения к пирогу.
- Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом.
- Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение).
- Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка).
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Собирать на даче или в лесу ягоды.
- Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
- Затачивать карандаши (точилкой) и стирать нарисованное ластиком.
Важные правила в процессе развития мелкой моторики у детей
- Занятия должны напоминать игру, а не уроки в школе. Можно придумать по ходу какую-то забавную историю или даже сказку.
- Игры и занятия должны быть систематическими. Даже во время прогулки можно помассировать малышу ручку или насобирать красивых камушков и листочков.
- В ходе игры побольше разговаривайте с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки.
- Важно, чтобы ребенку нравились и игрушки, и сам процесс – позаботьтесь об этом. А также искренне покажите, что вам это тоже приносит неимоверное удовольствие.
- Нельзя заставлять маленького ученика. Дайте ему право выбора. Возможно, он хочет рисовать, а не лепить – прислушайтесь к его пожеланиям.
- Выбирайте игры и занятия, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку.
- Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики.
- Но ни в коем случае не занимайтесь всем сразу.
- Не забывайте хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна!
- Контролируйте время – оно для каждого ребенка индивидуально. Не пересиживайте и не переутомляйте его.
- И не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии!
Постарайтесь, чтобы в дошкольном возрасте ваш ребенок уверенно умел проделывать следующее:
- рисовать, используя в изображениях мелкие детали;
- раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;
- вырезать крупные многоугольные фигуры;
- лепить из пластилина мелкие детали;
- застегивать и расстегивать пуговицы;
- одеваться и обуваться;
- шнуровать обувь и завязывать шнурки, застегивать молнии;
- наливать в чашку молоко из пакета;
- умываться и чистить зубы.
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе!
Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников
Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников
Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Различные игры с пальчиками
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
способствует овладению навыками мелкой моторики;
помогает развивать речь;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
развивает тактильную чувствительность;
снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока-белобока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз. )
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем
машинку».)
Пальчиковая гимнастика «Ягоды»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить
каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с
него воображаемую ягодку.)
И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)
Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной
ладошкой.)
Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой
Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот. )
Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках
«убегают» как можно дальше.)
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки. )
Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Здравствуй, лес, (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон. )
Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)
В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и
«опускаем лимон в чай».)
Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –
«помешиваем чай».)
Пальчиковая гимнастика «Овощи – фрукты»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру
Натяну перчатку. (Смена рук.)
«Пальчиковые шаги»
Игры с предметами и материалом
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.
Игры с прищепками, скрепками
«Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
«Морковка»
Прицеплю листочки ловко,
И получится морковка.
Пособие «Веселая полянка» ( с крабиками)
Ребенок закрепляет на ней полянке цветочки, бабочки («крабики» ).
Игры – шнуровки
(шнуровки, ленточки, замочки)
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками.
Игры с сыпучими материалами
Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).
В «сухой бассейн» помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти иопределить игрушку.
Дидактические игры «Накорми Колобка», «Накорми хрюшу», «Золушка»
Рисование по крупе.
На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.
Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» –
«Мы едем на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
Дидактические пособия «Цветочная поляна», «Волшебная коробочка»
«Комканье платка»
Берем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Можно одновременно комкать и два платка руками.
«У меня живёт проглот –
Весь платок он скушал, вот! »
Ребенок комкает, начиная с угла, платочек так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Игра со спичечными коробками «Найди маму»
К
Кто что ест? Игра с прищепками
Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. П
Игры с пуговицами
Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
Теневой, пальчиковый театр
.
Развитие графической моторики
Рисование по трафаретам. Штриховка. Выполнение графических узоров.
Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с шестигранными карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
Как развить мелкую моторику рук у взрослого и у детей
Одним из жизненно важных навыков для любого человека является мелкая моторика. Развивать её важно как ребенку, так и взрослому, ведь именно с помощью рук мы выполняем большинство действий, например, держим вилку, успеваем схватить падающий стакан, ловим мяч, пишем, рисуем и т.д. Существует множество упражнений, которые помогают стать более ловким, но перед тем как их использовать, давайте разберемся детальнее, что это такое «мелкая моторика рук», кому нужно её тренировать и с какого возраста начинать заниматься.
Что это такое?
То, что большинство из нас называют, как правило, ловкостью пальцев, на самом деле представляет собой сложный процесс, в котором задействованы различные системы организма. Моторика рук – это умение совершать точные и скоординированные движения пальцами. Они могут быть разнообразными, начиная от захвата предметов, заканчивая созданием картин и жонглированием. Общим является привлечение к выполнению движения опорно-двигательного аппарата, мышц, нервной системы и зрения.
Если хотя бы одна из систем не справляется со своей задачей, то нужного результата достигнуть не получается. Например, если ничего не предпринимать для развития мелкой моторики у ребенка, то ему будет сложно научиться разборчиво писать, он будет часто ронять предметы и столкнется с трудностями во время занятий спортом. Кроме того, подобные навыки отражаются на качестве речи. Во взрослом возрасте недостаточная тренировка пальцев станет причиной неуклюжести и проблем в быту, поэтому о том, как развивать мелкую моторику рук, следует знать каждому. Приятная новость – если прилагать усилия и запастись терпением, то можно научиться управлять своими движениями, сколько бы лет вам ни было.
Виды нарушений мелкой моторики
В некоторых случаях человек изначально предрасположен к тому, чтобы быть не слишком ловким. Проблемы с развитием мелкой моторики рук у детей и взрослых могут возникать из-за:
- заболеваний органов зрения;
- повреждений головы и сосудов;
- аутизма, ДЦП и СДВГ;
- болезней нервной системы.
В таких ситуациях особенно важно уделять время и силы для тренировки движений пальцами. Исследования показывают, что регулярные занятия дают устойчивый положительный эффект, позволяя улучшить качество жизни.
Цели развития мелкой моторики у детей и взрослых
Упражнения, которые позволяют увеличить ловкость пальцев, нужно делать абсолютно каждому человеку, ведь они позволяют:
- стимулировать воображение и развивать пространственное мышление;
- научиться принимать нестандартные решения;
- стать внимательнее и аккуратнее;
- быстро обрабатывать поступающий информационный поток, тренировать нейроны и предупреждать старение мозга;
- говорить разборчивее и правильно формулировать мысли, обрести навыки планирования;
- быстрее восстанавливать после сотрясений и других травм;
- улучшать память и реализовать себя в творчестве.
Гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики пальцев рук, чрезвычайно полезна в пожилом возрасте. Ее часто используют при болезни Паркинсона, склерозе и других заболеваниях, чтобы остановить процесс деградации, стабилизировать психоэмоциональный фон и укрепить нервную систему, параллельно организовать интересный досуг.
Когда начинать развитие у детей?
Мелкая моторика – это способность, которая естественным образом формируется у каждого ребенка с момента появления на свет. Первыми проявляются хватательные навыки, затем малыш учится перекладывать вещи из одной руки в другую, потом тренируется выполнять более точные движения пальцами. Специалисты утверждают, что в норме к 2 годам ребенок должен без проблем пользоваться ложкой и кисточкой, постепенно расширяя спектр выполняемых движений.
Родителям нужно задуматься, как развить мелкую моторику рук у сына или дочки заранее, чтобы сразу после рождения понемногу применять полученные знания на практике. Чем быстрее ребенок освоит простые упражнения, тем проще ему будет в школе и тем раньше он начнет четко и понятно разговаривать. Добиться положительного эффекта получится, если превратить занятия в игру и делать упражнения регулярно.
На начальном этапе развитие мелкой моторики рук у детей может проводиться с помощью:
- Аккуратного поглаживания и массажа пальчиков с последующим растиранием;
- Игр, обучающих, как правильно держать предметы, например, с ребристыми игрушками и мячиками с неровной поверхностью;
- Гимнастика пальцев путем разрывания бумаги, игра с крупами и созданием фигур из пластилина;
- Отработка практических навыков (как застегивать пуговицы, как чистить зубы и мыть руки и т.д.).
Родителям нужно быть рядом с ребенком во время освоения нового упражнения и поддерживать его, ведь сразу выполнить движения правильно получается очень редко. Среди других табу – повышение голоса и обещания, что-то купить или разрешить ребенку, если он справится с заданием.
Эффективные упражнения
Способов, как развить мелкую моторику у ребенка и взрослого, достаточно много, что позволяет каждому выбрать то, что ему подходит. Учитывать нужно, прежде всего, возраст и наличие физических проблем со здоровьем, а также количество свободного времени и предрасположенность к каким-либо видам творчества. Особенность подобной гимнастики заключается в том, что можно обойтись без дорогостоящего инвентаря – чтобы отрабатывать движения, достаточно будет того, что есть в каждом доме: крупы, листы и кисточки, инструменты для рукоделия и т.д.
Рассмотрим наиболее популярные и эффективные методы развития мелкой моторики рук:
- Рисование мелками, красками и карандашами.
- Массаж и поглаживание ладоней.
- Лепка из пластилина.
- Пальчиковые игр.
- Сборка паззлов.
- Вырезание из цветной или обычной бумаги.
- Вышивание.
- Обучение игре не музыкальных инструментах.
- Создание моделей самолетов, машинок и т.д.
Кроме того, чтобы развить мелкую моторику рук у ребенка или взрослого, можно завинчивать и развинчивать крышки разных форм и размеров, играть в ладушки, завязывать и развязывать шнурки, а также пересыпать и перебирать крупы. Даже после освоения базовых навыков нужно продолжать заниматься, ведь без тренировок многие навыки (особенно у детей и пожилых людей) могут атрофироваться.
Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения
Содержание статьи
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
32 Объекта для развития навыков мелкой моторики
Всегда есть , что мы можем открыть для себя, а также старые любимые. Я так благодарен за то, что нам передали задания … Веселые и простые, которые можно объединить в мгновение ока! Ты потрясающий, Джейми, и я благодарен тебе за то, что ты поделился своей деятельностью и идеями !! – Мелисса К.«Мне очень нравится, что этот берет на себя всю подготовительную работу по привлечению моих детей. Так легко просто повесить календарь и взглянуть на него для вдохновения, когда мы в фанке.”- Участница Activity Room, Рэйчел
Я обнаружил, что невозможно найти в Google идеи с миллиона разных сайтов, организовать, купить товары и т. Д. Это именно то, что я искал! Спасибо, что сделали что-то такое. организован и прост в использовании. – Мелисса К., пользователь планов действий в раннем возрасте.
Это избавляет от необходимости рыскать по Интернету в поисках идей. Это все равно что искать рецепт в Интернете, так много вариантов, что часто бывает Не так утомительно смотреть в книгу на полке, чем думать о слишком большом количестве вариантов.- Пользователь планов действий в первые годы, Робин Дж.
Большое спасибо за эту деятельность. Они доказали мне, что Я МОГУ быть той мамой, которая делает крутые и творческие вещи со своими детьми! И эти крутые и креативные вещи могут быть довольно простыми! Какое откровение. Спасибо!! – 7 Day Challenge, Кэти М.
Я чувствую себя молодой мамой, у которой так много забавных идей. Раньше я боялся полудня, после сна, потому что было так скучно делать одно и то же день за днем, но теперь я с нетерпением жду нашего «игрового» времени! – Хейли С.
Вы во многом изменили то, как я провожу время с ребенком! Теперь я один счастливый папа, который больше не задается вопросом, что я буду делать с этим маленьким парнем в течение следующих 12 часов: P Ваш сайт был в этот раз, когда папа спасал жизнь! – Джек С.
Трудно придумать, что бы развлечь и увлечь трехлетнего ребенка, заботясь о ребенке. Все, что мы пробовали на вашем сайте, понравилось трехлетнему ребенку. Ваши идеи настолько просты, что он может воплощать их в жизнь часами.НЕБО! – Карен И.
Навыки мелкой моторики для взрослых – окончательный список
Я всегда ищу новые идеи для работы над мелкой моторикой, особенно при работе со взрослыми. Я склонен прибегать к моему «давнему любимому» списку видов деятельности, связанных с мелкой моторикой, которые, как мне известно, работают хорошо, наряду с конкретными занятиями, которые важны для моих пациентов.
Но когда я работаю с длительным пациентом, когда мне нужно его оценить или когда я пытаюсь найти мелкую моторику, которая будет интересной и новой, я могу застрять.
Итак, я спросил 26 эрготерапевтов:
Какие упражнения на мелкую моторику и координацию движений вам нравятся больше всего при работе со взрослыми?
Ниже приведены примеры мелкой моторики, упражнения и видео, которые мы придумали – читайте, распечатывайте и наслаждайтесь!
1. Гайки и болты, бусины для шнуровки, использование прищепок для захвата помпонов для раскрашивания или сортировки, пуговицы, молнии, защелки, установка шариков или резиновых мячей на футболки для гольфа, изготовление маленьких шариков из замазки или пластилина, сортировка украшения, выжимание воды из губок или полотенец, использование различных типов щипцов для сбора мелких предметов – Paula Bradley
2. Рисование рисунка с градуировкой путем изменения формата бумаги. Принесите штампы из разных материалов, краски для пальцев и т. Д. – Ричард Браун
3. Складная одежда (тряпки, носки), доска ADL (пуговицы, крючки для бюстгальтеров и т.д.), открывающиеся контейнеры (зубная паста, лосьон), прищепки, радужные кольца для пересечения средней линии, липучка, ключи и замки, рапутти , дигифлекс, поделки из бисера – Jasmine Sohrakoff
4. Моя корзина с различными пустыми контейнерами для продуктов – это мой помощник для развития навыков мелкой моторики, чтобы открывать / закрывать, и когда пациенты дотягиваются до них в шкафах / холодильниках / полках разной высоты, это один из моих любимых способов общего контроля моторики виды деятельности.- Сара Стромсдорфер с MyOTSpot.com
5. Я провожу их прямо на кухню и занимаюсь уборкой! Я заставляю их открывать контейнеры для макияжа, бутылки с шампунем / кондиционером, носить утяжелители, расставляя полки в ванной или кухне … делать фрикадельки, хлеб, пироги для приготовления еды … открывать разные контейнеры с молоком, используя ручной консервный нож. Сортировка сухой фасоли для приготовления еды … украшения печенья и кексов. – Индия Лия Дэвис
6. Занятия с тягой или сжимание мяча – одни из моих любимых занятий, связанных с мелкой моторикой. – Норина Иштиак
7. У меня был пациент, перенесший инсульт, банкир на пенсии. Я принесла всевозможные монеты / доллары, ему очень понравилось разбирать их в разные стопки, складывать в стопки и т. Д. – Саманта Кауфман
8. Одна легкая мелкая моторика, которая мне очень нравится, – это взять лист бумаги и одной рукой сделать из него шар, а затем разложить его на плоскости.
9. Но Рэйчел Холл , предложила сделать еще один шаг, чтобы оценить его, начав с листа на столе, а затем поднять его один раз в руке, чтобы не было «жульничества».
10. Моя пациентка вымыла поднос с кремом для бритья и сказала мне, что ей нравится выполнять функциональную задачу. – Шэрон Лири
11. Градуированные головоломки (от большего размера к меньшему); задачи по уходу / гигиене – открыть / закрыть / нанести зубную пасту, лосьон, помаду; отсортируйте кошелек или сумку, чтобы получить указанный предмет; вытаскивание салфетки или бумажного полотенца; открывать / закрывать контейнеры для хранения продуктов и кухни; пуговицы и молнии; играть в шашки или расставлять на доске; обращаться с деньгами; перелистывать страницы книги или журнала; вынуть столовое серебро из полки, отделить его и положить в поднос для столового серебра; опрыскать и вымыть окно или зеркало; включить / выключить смесители или выключить свет.Ничего функционального! – Моника Хельтемес из Mind-Start.com
12. С удовольствием попробую оригами для мелкой моторики – Руби Копенски
13. Мы используем грузовую платформу для усиления и захвата (градуированная). У нас также есть мастерская по дереву и декоративно-прикладному искусству, что обеспечивает конструктивное взаимодействие. – Шарлотта Парри
14. Мне нравятся эти флисовые одеяла, которые вы связываете вместе … они могут кому-нибудь их подарить.Одна из моих дам ждала правнучку, поэтому она смогла подарить ей то, что она сделала. Она была так взволнована. – Тоня Глэдден
15. Приготовление соленого теста и формочки для печенья. Конечный продукт бесконечен – бирки для подарков, карточки-места, добавление эфирных масел в тесто и изготовление вешалки для шкафа. Нанизываем бусы для елочных украшений на Рождество и Марди Гра.
16. Ткачество на простом настольном ткацком станке – изготовление шарфов, салфеток и т. Д.Изготовление карт с краской. Шелкография. Пазлы с кусочками, спрятанными в макаронах ротини / фасоль / черный горошек, все сушеные и сырые. Раскраски для взрослых. – Джейн Райан
17. Ожерелья и браслеты из бусин пони, цветочные ручки, сортировка бобов в будничном лотке для таблеток, позволяющая пациенту показать вам, как связать крючком, если вы не знаете, как шнуровать доски. – Натали Нунябиз
18. Сняли леску, почистили, смазали маслом и наложили новую леску на удочку.Коробка с различными гайками и болтами, копилки в копилку, множество шайб на длинном болте, различные замки и ключи, застегивание пуговиц на рубашке. Дамы разрезали купоны и делали карты. – Тэмми-лейн, ,
19. Фартук для терапии со всевозможными пуговицами, молниями, липучками, пряжками и завязками. Даже набор текста или игра на музыкальном инструменте. – Бек Рурк
20. Узнаю их интересы. ADL (пример: туалетная доска), IADL (пример: кулинария, управление деньгами, например, сбор монет) или досуг (садоводство, поиск слов с помощью ручки или компьютерной базы).- Vicneas Veloo
21. Игра Topple отлично подходит для развития мелкой моторики. – TerriAnne Zocco Ragonese
22. Я люблю играть в карточные и настольные игры: шашки, шахматы, Sorry, Yahtzee, Jenga, BananaGrams, Sour Apples, Chinese Checkers. Изготовление ювелирных изделий. Подобные кулинарные задания связаны с праздничной тематикой и украшают их вручную конфетами и пакетиками для глазури. вздремнуть свежей зеленой фасолью, обучить основным буквам языка жестов.Работаю на компьютере. Почерк, написание писем или написание карточек, и пусть они также адресуют конверты. Коврики крючком / спицами / крючком. Пусть женщины накрасятся или ухаживают за ногтями и красят ногти. Соберите модели машин или даже миниатюрную мебель. – Джули Кларк Спулер
23. Я использую рецепты занятий, соответствующие культурным традициям, например, приготовление пищи. – Джоуин Теох
24. Приготовление хлеба и печенья.Модели самолетов, автомобилей и лодок. Наборы и конструкции Lego. – Сэнди Ханебринк
25. Всегда интересно приносить ностальгические игры, если они понимают, зачем выполняли ту или иную задачу. домкраты, струнные игры («Кошачья колыбель») и т. д. Простые спортивные игры на Ipad или Iphone, такие как «плавание» и «теннис». – Илиса Габай Янг
26. Я использовал проекты деревянных конструкций и модели самолетов – отшлифованные, а затем окрашенные проекты, чтобы выставить их в своих комнатах в SNF.- Мишель Штёрмер
Если вы ищете еще несколько идей для своих пациентов, ознакомьтесь с игрой Domino Match для пациентов с низкоуровневой деменцией или идеями наборов для вашего реабилитационного отделения
Хотелось бы услышать, какие виды мелкой моторики вы бы добавили в список?
Ищете еще идей лечения ОТ, обучающие видео, клинические ресурсы, раздаточные материалы для пациентов, оценки и поддержку? Проверьте членство в Learning Lab и присоединяйтесь сегодня!
Какие навыки мелкой моторики важны для почерка?
Нравится то, что вы читаете? Поделиться этим!
Партнерские и реферальные ссылки используются ниже для продвижения продуктов, которые я люблю и рекомендую. Я получаю комиссию за любые покупки, сделанные по этим ссылкам. Более подробную информацию см. В моей политике раскрытия информации.
Я недавно заметил некоторую путаницу в различии между мелкой моторикой и навыками почерка, когда делал некоторые исследования для моей будущей книги по мелкой моторике. Я решил обратиться к этому так, чтобы, как я надеюсь, понять, какие мелкие моторные навыки важны для почерка.
Важность мелкой моторики и почерка
Вы, наверное, видели много новостей о том, сколько детей сейчас поступают в детский сад с недостатком мелкой моторики, что существенно влияет на их способность участвовать в учебе.Число направлений к трудотерапии растет, и многие в школьной системе замечают общее отсутствие мелкой моторики.
Важно помнить, что мелкая моторика влияет не только на почерк, но и на все занятия и навыки в классе. Хотя почерк, как правило, вызывает беспокойство по поводу мелкой моторики, это не единственный красный флаг. Я также остановлюсь на этом подробнее ниже.
Чтобы понять взаимосвязь между мелкой моторикой и навыками письма, нам нужно взглянуть на некоторые основные определения.
Что такое навыки письма?
Рукописный ввод – это сложный навык владения языком с помощью ручки карандаша, формирования букв и положения тела. Почерк требует многих навыков, включая зрение, координацию глаз и рук, мышечную память, осанку, контроль тела, а также владение карандашом и формирование букв.
Рукописный ввод требует множества сложных навыков, таких как:
- Знание букв алфавита
- Навыки зрительного восприятия
- Зрительная моторика
- После последовательности
- Контроль бумаги, чтобы оставаться в пределах линий
- Формирование письма
- Понимание движения слева направо
- Понимание движения сверху вниз
- Отслеживание движения руки, карандаша и бумаги
- Пересечение средней линии навыков
- Навыки двусторонней координации
- Мелкая моторика, включая манипуляции руками
Что такое мелкая моторика?
Мелкую моторику также можно описать как ловкость, она включает координацию мелких мышц и движений рук, пальцев и глаз. Развитие мелкой моторики начинается с базовых захватов, таких как ладонный хват, а затем хватание клешнями и координация глаз и рук.
Чтобы овладеть почерком, вам необходимо объединить крупную моторику, мелкую моторику и зрительную моторику.
Какие навыки мелкой моторики необходимы для почерка?
Рукописный ввод – такой важный навык для будущего чтения, общения и письменного выражения. Вот почему важно убедиться, что строительные блоки для почерка прочны.
Хотя для выполнения задач по письму вам действительно нужна прочная база мелкой моторики, они не одно и то же. Хотя проблемы с почерком часто возникают из-за снижения мелкой моторики, есть также много других аспектов, которые терапевты или учителя должны учитывать при решении проблем с почерком.
Очень распространенная проблема, которую многие родители или учителя замечают с почерком, – неправильное владение карандашом. Принято считать, что плохое владение карандашом приводит к плохой разборчивости почерка. Однако некоторые исследования показывают, что значительного эффекта может не быть.
Самым важным навыком мелкой моторики, который может быть напрямую связан с плохими навыками почерка, является манипуляция руками. Это относится к умению подбирать предмет и уметь перемещать его в руке или манипулировать им. В некоторых исследованиях выяснилось, что навыки манипулирования руками оказали значительное влияние на формирование букв, что, в свою очередь, повлияло на написание тестов.
Другое исследование, в котором изучались дети с задержкой мелкой моторики и дети с обычно развивающейся мелкой моторикой, показало, что у детей с задержкой движения руки неэффективны.Детям с задержками в работе требовалось больше времени, и они чаще роняли предметы или нуждались в помощи извне для стабильности, чтобы выполнить свои письменные задания.
Хотя для хорошего владения карандашом необходимы сильные мелкие моторные навыки, также может быть сенсорных проблем или зрительных моторных проблем .
Проприоцепция – это чувство знания, где находится ваше тело в пространстве, и имеет прямую связь со знанием того, какое давление оказывает на предмет.Это влияет на хватание карандаша, так как ребенок, которому требуется большее количество проприоцептивных входов, может не осознавать, какое давление нужно оказывать через свои письменные принадлежности.
Проблемы зрительной моторики рукописного ввода включают знание того, что при формировании букв и / или предложений нужно начинать писать сверху вниз и слева. Важно заниматься этими вопросами наряду со всеми видами мелкой моторики.
Также важно помнить, что дети все еще не могут понять, какая рука доминирует в возрасте от 2 до 4 лет и не могут полностью развиться до 6 лет.Многие также не готовы писать от руки до 6 или 7 лет. Это повлияет на то, как они держат карандаш, поскольку динамический захват штатива не подходит для развития до 4-6 лет.
При работе с почерком важно исключить все эти проблемы. Вот почему так важно, чтобы ваш ребенок был обследован профессионалом, например, терапевтом, чтобы он мог обратиться ко всем этим вопросам и выяснить, что именно может вызывать проблемы с почерком у вашего ребенка.
Мелкая моторика также влияет на многие другие занятия в классе или дома, такие как одевание, пользование туалетом, кормление, игры и любые другие действия, связанные с вашими руками (что означает практически все!). Дети, у которых наблюдается снижение мелкой моторики, должны также сосредоточиться на этих основных навыках самопомощи, а не только на почерке.
Вы можете многое узнать о мелкой моторике и почерке. Книга «Почерк» – отличный ресурс, написанный 10 педиатрами-терапевтами, в котором подробно описаны все навыки, необходимые для написания письма, о которых я упоминал выше.
The Handwriting Book поделится:
- Развитие карандаша и рукописных штрихов
- Навыки мелкой моторики
- Общие навыки моторики
- Сенсорные аспекты
- Навыки зрительного восприятия
- Советы и стратегии для упрямого писателя
- Идеи для совмещения рукописного ввода и игры
- Упражнения для отработки навыков письма в домашних условиях
- Советы по размеру, интервалу и выравниванию в письменной работе
Советы по электронной почте за 5 дней точной моторики серии
Я также работаю над ресурсом по основам мелкой моторики и хотел бы пригласить вас присоединиться к моей серии электронных писем с советами по мелкой моторике за 5 дней. И как только моя новая книга по мелкой моторике будет завершена, вы узнаете об этом первым!
Чтобы узнать больше о почерке и точной моторике, посетите ресурсы ниже:
Следуй за Хизер | Доска для выращивания практических детей Советы и занятия по почерку на Pinterest. Следуй за Хизер | Доска для выращивания практических детей «Fine Motor Skills Prek and Up» на Pinterest.Вам также может понравиться:
Ссылки на исследования:
Бергманн, К.(1990). Распространенность атипичных захватов карандашей среди недисфункциональных взрослых. Американский журнал профессиональной терапии, 44, 736-740
Бертон, В. и Дансисак, Дж. (2000). Форма хвата и графомоторный контроль у дошкольников. Американский журнал профессиональной терапии, 54 (1), 9-17.
Кейс-Смит, Дж. (1993). Сравнение навыков манипуляции руками у детей с задержкой мелкой моторики и без нее. Журнал исследований профессиональной терапии, 13 (2), 87-100
Кларк, Глория Джин, «Взаимосвязь между почерком, чтением, мелкой моторикой и зрительно-моторными навыками в детском саду» (2010). Кандидатские диссертации и диссертации. Документ 11399.
. Деннис Дж. И Суинт Ю. (2001). Карандашная хватка и разборчивость детского почерка при выполнении
письменных заданий разной длины. Американский журнал профессиональной терапии, 55 (2), 175-183.
Инновации в образовании. Мелкая моторика, почерк или письмо? Какая разница? 2012. Блог “Инновации в образовании”. https://innovationsed.wordpress.com/2012/08/17/fine-motor-skills-handwriting-or-writing-whats-the-difference/
Ростон, К., Инохоса, Дж., И Каплан, Х. (2008). Использование Миннесотской оценки почерка и контрольного списка почерка при проверке разборчивости почерка первоклассников и второклассников. Журнал трудовой терапии, школ и раннего вмешательства, 1, 100-115.
Зивиани Дж. И Валлен М. (2006). Развитие графомоторных навыков. В А. Хендерсоне и К. Пехоски (ред.), Функция руки у ребенка: основы исправления (2-е изд.) (Стр. 217-236). Сент-Луис, Миссури: Мосби.
Зивиани, Дж., И Уилкинс, Дж. (1986). Влияние захвата карандаша на скорость и разборчивость почерка.
Education Review, 38, 247-257.
Нравится то, что вы читаете? Поделиться этим!
Учебные ресурсыHelping Hands Набор инструментов для точной моторики – Walmart.com
“,” tooltipToggleOffText “:” Нажмите на переключатель, чтобы получитьБЕСПЛАТНАЯ доставка на следующий день!
“,” tooltipDuration “:” 5 “,” tempUnavailableMessage “:” Скоро вернусь! “,” TempUnavailableTooltipText “:”Мы прилагаем все усилия, чтобы снова начать работу.
- Временно приостановлено в связи с высоким спросом.
- Продолжайте проверять наличие.