Разное

Упражнения безударные гласные в корне – Правописание безударной гласной в корне слова (Упражнения и тест)

Правописание безударной гласной в корне слова (Упражнения и тест)

              Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

 

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

 

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

 

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

 

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

 

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

 

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

 

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

 

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

 

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

 

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

 

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

 

7.В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

 

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

 

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

 

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

 

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

 

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

 

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

 

14. В каком ряду во всех словах  пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

 

                      Ответы

 

videotutor-rusyaz.ru

Правописание безударных гласных в корне слова

Упражнение 1

Вставьте без­удар­ные глас­ные, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва.

Объед…нение, вопл…щение, обог…щение, прод…лжение, уд…вление; р…скошный, разъ…ренный, пренебр…жительный, уж…сающий, ст…снительный; разоч…ровать, исс…кать, распор…диться, возр…дить, изм…нить; скр…пить листы — скр…петь перья­ми; раск…лить желе­зо — раск…лоть поле­но; не об…жать сла­бых — об…жать всю тер­ри­то­рию; овл…деть зна­ни­я­ми, люби­мый препод…ватель, пол…тический ком­про­мисс, все­об­щее пок…яние, ч…столюбивый чело­век, за…вление пра­ви­тель­ства, озн…меновать собы­тие, рос­сий­ское гр…жданство.

Упражнение 2

Объясните пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных в кор­нях слов, обра­щая вни­ма­ние на их зна­че­ние.

  • Ч…стота экс­пе­ри­мен­та — ч…стота волн;
  • разр…дить атмо­сфе­ру — разр…дить посе­вы;
  • спл…тить еди­но­мыш­лен­ни­ков — запл…тить долг;
  • спу­стить­ся в цве­ту­щую д…лину — быть вд…леке от дома;
  • сп…шите видеть — сп…шите дан­ные;
  • обл…ченный вла­стью — обл…ченный судом.

Упражнение 3

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, подо­брав про­ве­роч­ные сло­ва.

Охр…нять (склад), вл…стелин, ук…р…тить (пла­тье), кр…тчайший, сокр…щение, прохл…дительные (напит­ки), г…л…вной (отряд), з…лотая (цепоч­ка), поздр…вление, чер…довать, (выгля­деть) пом…л…девшим, пост…ронние, подб…родок, загр…дительные (соору­же­ния).

Упражнение 4

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы, най­ди­те про­ве­роч­ные сло­ва. Выясните, в каких род­ствен­ных сло­вах про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных о — а в корне. Объясните, поче­му эти сло­ва нель­зя исполь­зо­вать в каче­стве про­ве­роч­ных.

Оп…здать, укор…тить, разбр…сать, вопл…щать, выр…внять, отк…пать, выд…лбить, раскр…ить.

Упражнение 5

Вставьте непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные.

В…стибюль, акк…мп…немент, об…яние, нав…ждение, возр…жать, пан…рама, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, импр…визация, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Упражнение 6

Перепишите сло­ва, под­чер­ки­вая непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. Объясните зна­че­ния дан­ных слов и составь­те с ними пред­ло­же­ния.

Образец:

Альманах — сбор­ник про­из­ве­де­ний раз­лич­ных авто­ров. Вскоре был выпу­щен аль­ма­нах.

Аплодировать, интел­ли­гент­ный, кон­фликт, интел­лект, ком­пе­тент­ность, лако­нич­ный, дис­кри­ми­на­ция, рефе­рен­дум.

Упражнение 7

Расставьте уда­ре­ние в сло­вах и объ­яс­ни­те пра­во­пи­са­ние без­удар­ных глас­ных, под­би­рая род­ствен­ные сло­ва с удар­ны­ми глас­ны­ми.

Бичевать, бла­го­во­ле­ние, вда­ле­ке, выздо­ро­веть, допозд­на, дрях­леть, еди­нич­ный, зако­лоть, зака­лить, запе­ва­ла, истре­пать, изло­мать, кня­же­ние, лек­то­рий, леп­ни­на, минер, нава­рить, нако­валь­ня, наго­ро­дить, зали­вать, кито­вый, смяг­че­ние, при­тес­нять, ста­ро­жил, осто­рож­ный, удив­лять­ся, обод­рён­ный, оде­ре­ве­не­лый, уда­лить­ся, уплот­нить, запла­тить, щед­ро­та.

Упражнение 8

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Объясните напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми бук­ва­ми.

  1. Море после штор­ма все еще дыша­ло хол…дом и не дава­ло солн­цу нак…лить воз­дух. Когда же на солн­це наплы­ва­ло тол­стое обл…чко, в…терок уси­ли­вал­ся. Тр…пинка сна­ча­ла п…тляла сре­ди невы­со­ких х…лмов, затем пря­мо и силь­но т…нула вверх, сквозь густой, п…хучий оре­хо­вый лес (Наг.).
  2. В при­ро­де зве­ри, пти­цы, насе­ко­мые раз­де­ля­ют­ся на дн…вных и н…чных. Неужели же люди, в кото­рых собр…на вся при­ро­да, за срав­ни­тель­но к…роткое вре­мя сво­е­го суще­ство­ва­ния на з…мле сгла­ди­ли в себе это к…ренное отли­чие? (Пришв.).
  3. Михаил выт…нул губы и попро­бо­вал подр…жать соло­вью (Алекс.).
  4. Музыка, кото­рую я слы­шал в дет­стве, перел…милась во мне, закам…нела, а те ее взле­ты к небу, к зв…зде, от кото­рых я пла­кал когда-то, раств…рились в серд­це (Аст.).
  5. В пол­ночь над гор…дом прок…тился т…желый гул. Ветер вл…тел в окно, вздул зан…вески и сно­ва умчал­ся (Пауст.).
  6. Щука м…тнулась, рыбак св…лился в л…дяную воду, но не выпу­стил из рук остро­ги, скрыл­ся под в…дой, выныр­нул воз­ле льда, выл…з и вытя­нул усм…ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9

Перепишите, встав­ляя про­пу­щен­ные бук­вы. Проверьте по сло­ва­рю напи­са­ние слов с про­пу­щен­ны­ми глас­ны­ми.

I.

  1. К…нарейка завер­те­ла хоро­шень­кой х…хлатой голов­кой, накло­няя ее вниз и набок (Купр.).
  2. Порой в эти гром­кие голо­са птиц вли­ва­лась и тихая песен­ка к…ноплянки (М. Г.).
  3. Зеленые г…рлянды дубо­вых листьев, пере­ме­шан­ные с буке­та­ми астр, г…оргинов, л…вкоев и гв…здики, обви­ва­ли сп…рально сталь­ной кор­пус маши­ны (Купр.).
  4. Все заня­ли цыгане, кото­рые наве­ли целый т…бун лоша­дей, кры­тых п…понами (Буи ).
  5. Крейсера как не быва­ло. Только обла­ко пара и дыма густо заклу­би­лось над местом, к…т…строфы (Н.-Приб.).
  6. Настанет вре­мя (и оно не за гора­ми), рус­ский язык нач­нут изу­чать по всем м…р…дианам зем­но­го шара (А. Т.)
  7. Море непре­рыв­но кру­тя­щи­ми­ся вала­ми ок…ймляло берег (Бун.).
  8. Лес щедр на раз­вле­че­ния. То с вет­ки на вет­ку пере­ско­чит бел­ка, то, оглу­ши­тель­но захло­пав кры­лья­ми, вырвет­ся из оре­хо­во­го куста т…терка (Сол.).
  9. Мы спу­сти­лись в д…лину и, как толь­ко нашли воду, тот­час же оста­но­ви­лись сре­ди дубо­во­го ред­ко­ле­сья (Аре.).
  10. Месяц скрыл­ся уже за близ­ким г…р…зонтом чер­ных гор, кото­рые вид­не­лись напра­во, и бро­сал на вер­хуш­ки их сла­бый и дро­жа­щий полу­свет, рез­ко про­ти­во­по­лож­ный с непро­ни­ца­е­мым мраком,покрывавшим их подош­вы (Л. Т.).

II.

Ав…кадо, алг…ритм, б…калавр, гл…диатор, д…ндрарий, к…н…патый, м…ринист, прокл…мация, в…н…грет, г…рельеф, заб…тонировать, к…л…нча, к…рогаз, к…мп…новать, люм…н…сценция, ф…соль, б…кл…жан,г…рпун, гр…м…здить, зак…ченелый, л…кв…дировать, м…золь, об…гренный, п…рл…мутр, форв…рд, акв…рель, б…атлон, в…трушка, в…рн…саж.

III.

Заинд…велый, к…рбюратор, к…росин, к…горта, л…ванда, м…л…нхолик, м…заика, н…ктюрн, п…мфлет, п…т…кантроп, в…девиль, д…летант, ид…ал…зация, к…нгуру, н…в…ждение, об…грить, пер…скоп, р…зеда, ф…рватер, г…г…мония.

Упражнение 10

Вставьте про­пу­щен­ные бук­вы; объ­яс­ни­те свой выбор.

  • Пол_скать соба­ку, пол_скать белье;
  • зна­ме­на разв_ваются, разв_вающиеся кон­так­ты;
  • раздр_жать маму, задр_жать от холо­да;
  • об_жать ста­ди­он, об_жать малы­ша;
  • пок_рать обид­чи­ка, пок_рить вер­ши­ну;
  • обл_гчить ношу, обл_чить ложь;
  • просл_влять героя;
  • благосл_влять на подвиг;
  • прож_вать хлеб, прож_вать в доме;
  • упл_тить дол­ги;
  • дост_жения в спор­те;
  • прив_дение к зна­ме­на­те­лю, похож на прив_дение;
  • д_лекий ого­нек, расст_латься по д_лине;
  • пос_деть от горя, пос_дел на ска­мей­ке;
  • уда­рить оз_мь, созре­ва­ет оз_мь;
  • сокр_тить рас­хо­ды;
  • прекр_тить ссо­ру;
  • прим_рять костюм, прим_рять поссо­рив­ших­ся;
  • работ­ни­ки просв_щения;
  • скр_пить дого­вор п_чатью;
  • зав_зировать доку­мент;
  • зав_зался спор;
  • упл_тнить гра­фик рабо­ты.

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «а»?

  1. препод..вать, пол..гается, упр..щать;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. пригл..шать, уг..сать, выр..сти.

2. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­но «и»?

  1. проб..раться, соед..нение, от..гощать;
  2. забл..стел, разв..вать ум, приор..тет;
  3. прив..легированный, пост..лать, изв..нился;
  4. прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно.

3. В каком ряду во всех сло­вах пишет­ся бук­ва «о»?

  1. обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия;
  2. з..ря, г..лантерея, пок..яние;
  3. выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп;
  4. укр..щать, предл..жение, зап..нки.

4. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на бук­ва «е»?

  1. б..режливый, выб..рем, выб..раем;
  2. соб..рут, в крас­ном б..рете, разб..раться;
  3. т..рраса, ст..реть с дос­ки, пот..рять;
  4. раст..ряться, т..рмометр, раст..рание;

5. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед;
  2. к..сающийся, изл..жение, п..стух;
  3. выр..сла, декл..рировать, опр..вдать;
  4. медик..менты, к..нтинент, мини..тюра.

6. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. благосл..вить, сокр..щать, р..скошный;
  2. предв..рительно, ск..кать, изби­ра­тель­ная к..мпания;
  3. безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ;
  4. предпол..жительно, прор..стать, п..норама.

7. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение;
  2. ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая;
  3. ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать;
  4. обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание.

8. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. ст..рательно, прик..снуться, кв..танция;
  2. эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать;
  3. пре..бладать, п..чать, тор..пясь;
  4. осл..жненный, м..лькают, м..тодика.

9. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. выцв..сти, л..тучий, обж..гание;
  2. в..ршина, подд..ржать, сож..лея;
  3. нар..стание, загр..мождать, обн..женный;
  4. дел..гат, перег..реть, об..зательный.

10. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. пригл..шать, уг..сать, выр..сти;
  2. предст..влять, предназн..чение, дек..рация;
  3. д..роженька, ф..нтазия, л..боратория;
  4. препод..вать, пол..гается, упр..щать.

11. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные кор­ня?

  1. с..мейный, ч..ловечество, оз..рять;
  2. м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться;
  3. возвр..щение, согр..вать, л..рический;
  4. гл..внейший, преод..ление, д..намичный.

12. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. умн..жать, напр..вление, фин..нсист;
  2. р..альный, ск..зание, м..тинговать;
  3. м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться;
  4. мин..ральный, зап..саться, повт..рение.

13. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. нагр..вать, стр..мление, подж..гатель;
  2. под..рить, хв..стун, просл..вляя;
  3. переб..решь, к..варный, ст..рона;
  4. об..яние, прик..снуться, л..скающий.

14. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная кор­ня?

  1. в..зти, к..пучий, взр..стить;
  2. выт..рать, р..гламент, огр..жденный;
  3. ед..ница, приз..мляясь, оп..здать;
  4. пр..зидиум, пож..мать, см..гченный.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

Источник: videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/126

russkiiyazyk.ru

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласныхо — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

 

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

7.В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

 

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

14. В каком ряду во всех словах  пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

Правописание безударной гласной в корне слова (перейти к тесту)

1. - 4)
2. - 3)
3. - 4)
4. - 3)
5. - 4)
6. - 1)
7. - 1)
8. - 4)
9. - 2)
10. - 3)
11. - 3)
12. - 1)
13. - 2)
14. - 3)

multiurok.ru

Отработка безударных гласных в корне слова (2-4 класс)

Уважаемые родители!

Эти дополнительные задания помогут вашим детям отработать одну из четырех основных корневых орфограмм – безударную гласную. Если они будут регулярно выполнять упражнения, то смогут в совершенстве освоить эту трудную тему. (Свешникова Е.Е.)

Упражнение №1.

Выучите правило.

Если буква гласная вызвала сомнение, ты ее немедленно ставь под ударение.

Упражнение №2.

Запишите слова в три столбика. В первый столбик – слова с первым ударным слогом, во второй – со вторым, в третий – с третьим ударным слогом.

Буфет, колыбель, парта, диван, тумбочка, полка, табурет, тахта, трюмо, стеллажи, ширма, кресло, кроватка, гардероб, этажерка.

_________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ __________________

________________ __________________ ___________________

Упражнение №3.

Уберите ударный слог и напишите новое слово. Поставьте ударение.

Радуга - ________________ . Кормушка - ___________________ .

Бабочки - ________________ . Портфель - ____________________ .

Лесник - _________________ . Антенна - _____________________ .

Уточка - _________________ . Ветрянка - ____________________ .

Упражнение №4

Прочитайте. Поставьте ударение. Подчеркните проверяемые безударные гласные.

Комок – ком, скалистый – скалы, запах – пахнет, волнушки – волны, похвала – хвалит, замолчала – молча, журавлиный – журавль, заварил – варит, бродить – бродит, пожалей – жалко, доброта – добрый, граница – грань, наводнение – воды, испаряют – пар, катушка – катит, тайник – тайна.

Упражнение №5

Поставь ударение. Вставь О или А. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Бобры- ___бобр______, вр…чи - _________________, см…ла - _________________,

к…за - _______________, ш…рфы - _______________, гр…чи - __________________,

стр…на - _______________, д…ска - _________________, ст…лбы- _______________,

кр…ты - _______________, дв…ры - _______________, р…са - __________________,

м…ря - ________________, тр…ва - ________________, х…лмы - __________________,

н…га - ________________, …куньки - ________________, г…рбы - __________________,

хв…сты - _______________, в…да - __________________, г…ра - ___________________,

р…га - _______________, сл…ны - _________________, тр…па - ___________________,

др…зды - _______________, ч…сы - ______________, гр…за - _____________________,

н…сы - _________________, с…ды - ______________, …вца - ____________________,

ск…ла - _________________, стр…ка - __________________, в…лна - ______________.

Упражнение №6.

Вставьте пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Осень.

Часто идут дожди ( дождь ). Плохо без з…нта (_________________ ) и пл…ща (__________________). На дв…ре (_______________) лужи. Тихо кругом. Ул…тели (_________________) из с…дов (______________) гр…чи (________________) и др…зды (__________________). Вчера …ни (__________) долго кружились над п…лями (_________________), с…дами (_____________) и х…лмами (______________). Весной птицы вернуться д…мой (_____________).

Упражнение №7.

Напиши текст «Осень» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №8.

Вставь пропущенные буквы А, О. Обязательно пиши проверочные слова. Выделяй орфограммы.

Утро.

На тр…ве (_______________) р…са (_____________). Оля и Дима по тр…пе (________________) идут к речке. На лугу п…сутся (____________) к…за (____________) и …вца (______________). В л…су (_________) п…ют (____________) др…зды (_______________). По п…лям (_____________) ш…гают (__________) гр…чи (____________). Вот и речка. В…да (_____________) в реке чиста. Кувшинки лежат на в…де (______________). В речке много …куньков (______________) и другой рыбы. Вот пл…тина (_______________). Её построили б…бры (____________). Хор…шо (_________________) на реке!

Упражнение №9

Напиши текст «Утро» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №10

Прочитайте. Поставь ударение. Подчеркни проверяемые безударные гласные.

Свистит – свист, лежачий – лёжа, передвигаются – двигатель, выпрямить – прямо, разглядеть – взгляд, десяток – десять, трескучий – треск, шиповник – шип, закрепили – крепко, подтянули – тянет, вишнёвый – вишня, объяснил – ясно, замерзает – мёрзнет, зеркальный – зеркало, потрясение – тряска, тенистая – тень, оттепель – тёплый, отварить – варит, пятак – пять, ветвистый – ветви.

Упражнение №11

Поставь ударение. Вставь Е, И, Я. Подбери проверочное слово, изменив слова по числам. Напиши проверочное слово. Подчеркни проверяемый безударный гласный.

Змея – __змеи____, гр…да - __________________, в…сна - __________________,

кл…сты - _______________, р…ды - _______________, св…нья - ___________________,

стр…жи - ________________, сн…га - _______________, з…ма - __________________,

р…ка - __________________, п…ла - _________________, сл…ды - __________________,

шм…ли - _________________, гр…бы - _______________, г…рбы - _________________,

оз…ро - _________________, с…стра - _________________, п…тно - _______________,

гн…здо - ________________, зв…рьки - ________________, ч…сло - ________________,

стр…ла - _______________, ст…кло - _________________, з…мля - ________________,

св…ча - ________________, з…рно - _________________, пч…ла - ___________________,

м…чи - _____________, л…щи - _______________, л…цо - ____________________,

к…ты - ____________, пл…чо - _________________, сп…на - _____________________,

п…ро - _______________, зв…зда - ___________________, с…ло - __________________,

ц…на - _______________, щ…ка - ____________________, в…дро - _________________,

п…тля - __________________, р…бро - ________________, п…сьмо - ________________,

бл…ны - ________________, с…рьга - ___________________, пл…та - _______________,

сл…за - ________________, бр…вно - _________________, св…рло - __________________.

Упражнение №12

Вставь пропущенные буквы Е,И,Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Скоро зима.

В лесу ( лес ) зв…рьки (________________) готовятся к з…ме (_____________). Белка сушит на в…твях (________________) д…ревьев (_______________) гр…бы (_____________). Мышка запасает з…рно (______________). Ёжик ут…пляет (________________) гн…здо (______________). Зм…я (_____________) нашла укромное м…стечко (________________) под бр…вном (_______________). Ул…тают (_______________) в теплые края ласточки и стр…жи(_____________).

Упражнение № 13

Напиши текст «Скоро зима» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №15

Вставь пропущенные буквы Е, И, Я. Обязательно пиши проверочные слова. Подчеркивай орфограммы.

Ёлка.

Пушистая ёлка стоит в комнате. Сколько …грушек (__________)! Вот сн…говик (_____________). А вот стр…жи (________________) и кл…сты (________________). Среди веток мы зам…чаем (_________________) гр…бы (_____________). А вот из ст…кла (_______________) шм…ли (___________) и пч…ла (_______________). Сколько на ёлке разных зв…рьков (________________)! А какие шары! На в…рху (___________) ёлки горит зв…зда (_________________). А под ёлкой подарки. Стёпе – плюшевый б…льчонок (____________________). С…стре (________________) Оле – св…терок (____________________).

Упражнение №16.

Напиши текст «Ёлка» под диктовку. Обязательно устно доказывай выбор той или иной орфограммы.

Упражнение №17.

Исправь ошибки. Докажи выбор букв.

Дома (_____________), скворцы (______________), дила (___________), гастить (______________), петёрка (___________), солёный (__________),

мадель (_____________), марской (___________), кочать (___________),

тешина (____________), пещевой (___________), селач (___________),

гора (___________), родители (______________), шерокий (___________),

личение (_____________), казел (____________), нажной (____________),

земой (____________), птинец (_____________), рогатый (____________),

рика (____________), маложе (____________), перьевая (_____________),

паляна (___________), тижёлые (______________), семёрка (_________),

жилела (_____________), гледит (______________), озиро (___________),

дерево (_____________), сава (____________), чисовой (_____________),

лисные (___________), манила (_____________), техоня (____________).

Упражнение №18.

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Уборка.

Свитлана и Стипан убирают сваю комнату. На палу стаит видро с вадой. Пара мыть палы. Радители почистили кавры во дваре. Папа клодет их на сваи миста. Мама протерла стикло у серванта. Сервант сияет честотой.

Упражнение №19

Напиши текст «Уборка» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

Упражнение №20

Найди и исправь ошибки в тексте. Выпиши эти слова вместе с проверочным словом.

Сосны.

У рики стаят сосны. Сасна любит расти в сухих мистах. Земой и летом сосны зилёные. Ствалы у сосен красноватые и блистят на солнышке. Воздух в сасновом бару радует нас честотой. Среди карней ведна нара крата. Он жевет в зимле. В сасновом бару жевут белки, дятлы и совы. Белка любит устраивать сваё гниздо в пышной кроне сасны. Даже в сильные дажди капли стикают по хваинкам и ствалу и не попадают в дама белок.

Упражнение №21

Напиши текст «Сосны» под диктовку. Выдели все орфограммы, устно доказывай выбор той или иной буквы.

infourok.ru

Комплекс упражнений на орфограмму "Безударная гласная в корне слова"

 Задание 1. Выбрать вариант, где в корне пишется Е:

A.   уд...вительный случай;

B.   разв…вающиеся страны;

C.   нащ…пать травки;

D.   увл…кательная экскурсия;

E.    прим...рить соперников.

 

Задание 2. Выбрать вариант, где в корне пишется И:

A.   разв…вающиеся знамёна;

B.   пл…нительный образ;

C.   рано созр…вать;

D.   бл…жайшая станция;

E.    угн…тение народа.

 

Задание 3. Выбрать вариант, где в корне пишется А:

A.   погл…щать пищу;

B.   благосл…вить на подвиг;

C.   пол…скать белье;

D.   просл…влять героя;

E.    приг…дится для занятий.

 

Задание 4. Выбрать вариант, где в корне пишется О:

A.   оч…ровательный пейзаж;

B.   насл...ждаться музыкой;

C.   пок…рить вершину;

D.   разг…дать замысел;

E.    препод…вать математику.

 

Задание 5. Выбрать вариант, где в корне пишется Я:

A.   осв…щать дорогу;

B.   потр…сающий случай;

C.   горько упр…кать;

D.   дать об…щание;

E.    нав…вать скуку.

 

Задание 6. Выбрать пословицу, где во всех трудных случаях пишется буква О:

A.   Не сп…ши языком – тор…пись делом.

B.   Седина в бор…ду – ум в гол…ву.

C.   Нечего тому стр…шиться, кто ничего не б…ится.

D.   В доме сл…пого и кр…вой силач.

E.    На чужбине д…роже богатств р…дная ст…рона.

 

Задание 7. Выбрать вариант с непроверяемой гласной в корне слова:

        1)        куст обл…пихи,

        2)        кроссовки на л…пучках;

        3)        т…лантливый инженер;

        4)        неув…даемая слава;

        5)        вопр…шающий взгляд;

        6)        признать кап…туляцию;

        7)        получить ст…пендию;

        8)        острая д…скуссия;

        9)        ун…кальное изобретение;

      10)      изв…ниться за опоздание.

 

Задание 8. Вставить нужные гласные, подобрать проверочные слова, выделить орфограммы:

        1)        прим…рять пальто, прим…рять соперников;

        2)        укр…шать зал гирляндами, укр…щать животных;

        3)        скр…пить подписью, скр…пит на морозе;

        4)        промышленность разв…вается, флаги разв…ваются;

        5)        посв…тить фонариком, посв…тить другу стихи;

        6)        ч…стота радиоволн, охранять ч…стоту русского языка;

        7)        разр…дить посевы, разр…дить ружьё;

        8)        прож…вать хлеб, прож…вать по адресу;

        9)        запл…тить по счету, спл…тить единомышленников;

      10)      с…дячая работа, пос…деть от переживаний;

      11)      сл…пить глаза, сл…паться в комок;

      12)      ум…лять значение, ум…лять о помощи;

      13)      отв…рить окно, отв…рить картофель в воде;

      14)      сельский ст…рожил, он ст…рожил склад;

      15)      ст…снённый в средствах, т…снённый золотом переплет;

      16)      зап…вать лекарство, зап…вать песню;

      17)      св…лять шерсть, позв…лять шалость;

      18)      ук…рять в неискренности, пок…рать преступников.

 

Задание 9. Переписать, вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы, подобрать проверочные слова:

1. Она накинула на голову зелёный газ, обв…ла его концы вокруг шеи. (Бунин) 2. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав…ваяя внизу сугроб. (Шишкин) 3. В то время все науки препод…вались на латинском языке. (Чернышевский) 4. Степь до самой зари не могла охладиться от погл…щённого за день жара. (Серафимович)  5. Лётчик обл…котился о перила и смотрел, как разгорается рассвет.(Паустовский) 6. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв…тить себя кабинетным занятиям. (Куприн) 7. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр…дилось общее гневное настроение. (Фурманов) 8. Всё погл…щается бездонной трясиной нашей жизни. (Горький) 9. Отец подр…жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною. (Гладков) 10. Месяц величаво поднялся на небо посв…тить добрым людям и всему миру. (Гоголь) 11. Влажный, промозглый воздух ещё не успел разр…диться после ночи и был тяжёл. (Чехов) 12. Маменька обв…ла уд…вленными глазами свою комнату. (Пушкин)  

 

Задание 10. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова. С каждым словом составить предложение.

     Образец: сп…шить – сп…сать

     Семья спешила к поезду (спЕшка). – Ученикам надо срочно списать (пИшет)

     расписание.

        1)        уг…дить, уг…дать;

        2)        раск…лоть, раск…лить;

        3)        обв…нить, обв…нчать;

        4)        задр…жать, раздр…жать;

        5)        посв…щение, осв…щение;

        6)        просл…вление, благосл…вение.

Рекомендуем почитать:
Детский фитнес
Корни
Таблица Чередующиеся гласные в корне
Лечебная физическая культура
Логоритмика

Поделись с друзьями:

psylandiya.ru

Правописание безударной гласной в корне слова (Упражнения и тест)

              Упражнение 1.

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

 

Упражнение 2. 

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

 

Упражнение 3. 

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

 

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

 

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

 

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

 

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

 

Упражнение 9.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте по словарю написание слов с пропущенными гласными.

I. 1. К...нарейка завертела хорошенькой х...хлатой головкой, наклоняя ее вниз и набок (Купр.). 2. Порой в эти громкие голоса птиц вливалась и тихая песенка к...ноплянки (М. Г.). 3. Зеленые г...рлянды дубовых листьев, перемешанные с букетами астр, г...оргинов, л...вкоев и гв...здики, обвивали сп...рально стальной корпус машины (Купр.). 4. Все заняли цыгане, которые навели целый т...бун лошадей, крытых п...понами (Буи ). 5. Крейсера как не бывало. Только облако пара и дыма густо заклубилось над местом, к...т...строфы (Н.-Приб.). 6. Настанет время (и оно не за горами), русский язык начнут изучать по всем м...р...дианам земного шара (А. Т.) 7. Море непрерывно крутящимися валами ок...ймляло берег (Бун.). 8. Лес щедр на развлечения. То с ветки на ветку перескочит белка, то, оглушительно захлопав крыльями, вырвется из орехового куста т...терка (Сол.). 9. Мы спустились в д...лину и, как только нашли воду, тотчас же остановились среди дубового редколесья (Аре.). 10. Месяц скрылся уже за близким г...р...зонтом черных гор, которые виднелись направо, и бросал на верхушки их слабый и дрожащий полусвет, резко противоположный с непроницаемым мраком,покрывавшим их подошвы (Л. Т.).

II. Ав...кадо, алг...ритм, б...калавр, гл...диатор, д...ндрарий, к...н...патый, м...ринист, прокл...мация, в...н...грет, г...рельеф, заб...тонировать, к...л...нча, к...рогаз, к...мп...новать, люм...н...сценция,ф...соль, б...кл...жан,г...рпун,гр...м...здить, зак...ченелый, л...кв...дировать, м...золь, об...гренный, п...рл...мутр, форв...рд, акв...рель, б...атлон, в...трушка, в...рн...саж.

III. Заинд...велый, к...рбюратор, к...росин,к...горта, л...ванда, м...л...нхолик, м...заика, н...ктюрн, п...мфлет, п...т...кантроп, в...девиль, д...летант, ид...ал...зация, к...нгуру, н...в...ждение, об...грить, пер...скоп, р...зеда, ф...рватер, г...г...мония.

 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.

 

 

Тест на тему «Безударные гласные в корне слова»

 

1.В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

 

1)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

 

2.В каком ряду во всех словах пропущено И?

 

1)      проб..раться, соед..нение, от..гощать

2)      забл..стел, разв..вать ум, приор..тет

3)      прив..легированный, пост..лать,  изв..нился

4)      прост..рается, пал..садник, пренебр..жительно

 

3.В каком ряду во всех словах пишется буква О?

 

1)      обл..котиться, изл..гаю, к..нцелярия

2)      з..ря, г..лантерея, пок..яние

3)      выр..зительный, р..сток, к..лейдоскоп

4)      укр..щать, предл..жение, зап..нки

 

4.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?

 

1)      б..режливый, выб..рем, выб..раем

2)      соб..рут, в красном б..рете, разб..раться

3)      т..рраса, ст..реть с доски, пот..рять

4)      раст..ряться, т..рмометр, раст..рание

 

5.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      несг..раемый, впеч..тление, вел..сипед

2)      к..сающийся, изл..жение, п..стух

3)      выр..сла, декл..рировать, опр..вдать

4)      медик..менты, к..нтинент, мини..тюра

 

6.Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?    

 

1)      благосл..вить, сокр..щать, р..скошный

2)      предв..рительно, ск..кать, избирательная к..мпания

3)      безотл..гательный, отр..сль , ди..гональ

4)      предпол..жительно, прор..стать, п..норама

 

7.В каком ряду во всех словах пропущена  безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      прив..заться, поскр..пывающий, ог..рчение

2)      ок..менеть, исст..ри, приг..ревшая

3)      ок..лдовать, кр..стьянин, зап..тевать

4)      обж..гаться, пок..сившийся, ок..нчание

 

8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      ст..рательно, прик..снуться, кв..танция

2)      эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать

3)      пре..бладать, п..чать, тор..пясь

4)      осл..жненный, м..лькают, м..тодика

 

9. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      выцв..сти, л..тучий, обж..гание

2)      в..ршина, подд..ржать, сож..лея

3)      нар..стание, загр..мождать, обн..женный

4)      дел..гат, перег..реть, об..зательныйй

 

10. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только непроверяемые безударные гласные корня?

 

1)      пригл..шать, уг..сать, выр..сти     

2)      предст..влять, предназн..чение, дек..рация

3)      д..роженька, ф..нтазия, л..боратория

4)      препод..вать, пол..гается, упр..щать

 

11. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только проверяемые безударные гласные корня?

 

1)      с..мейный, ч..ловечество, оз..рять

2)      м..лчаливый, бл..годушие, зан..маться

3)      возвр..щение, согр..вать, л..рический

4)      гл..внейший, преод..ление, д..намичный

 

12. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      умн..жать, напр..вление, фин..нсист

2)      р..альный, ск..зание, м..тинговать

3)      м..ридиан, прогр..ссивный, сп..саться

4)      мин..ральный, зап..саться, повт..рение

 

13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      нагр..вать, стр..мление, подж..гатель

2)      под..рить, хв..стун, просл..вляя

3)      переб..решь, к..варный, ст..рона

4)      об..яние, прик..снуться, л..скающий

 

14. В каком ряду во всех словах  пропущена безударная проверяемая гласная корня?

 

1)      в..зти, к..пучий, взр..стить

2)      выт..рать, р..гламент, огр..жденный

3)      ед..ница, приз..мляясь, оп..здать

4)      пр..зидиум, пож..мать, см..гченный

 

                      Ответы

 

videotutor-rusyaz.ru

«Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне»

Урок по русскому языку во 2 классе
по теме: «Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне»
Цели урока: формировать умение проверять безударные гласные в корне.

Ход урока:

1. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»!

2. Сообщение темы и целей урока

Следующее задание и сказка поможет нам определять тему урока.

(под музыкальное сопровождение)
У матери Природы и отца Солнца было четыре дочери. Каждый раз родители готовили их к путешествию на Землю. Пришел черёд дочери Весняночки идти к людям. Мать с отцом сказали ей: «Ты пойдешь на Землю к полям, сонным лесам доброй волшебницей. Разбудишь сонное поле чудесной песней жаворонка. Ты освободишь от оков реки и озёра. Побежишь по лугам, по полям, расстилая кругом пушистые ковры из зелёной травы.
И Весняночка отправилась на Землю. По дороге взгрустнула она, ведь три месяца не увидит она своих родителей и сестёр… И несколько слезинок упало из её глаз.
Некоторые слезки попали к нам на стихотворение о весне и буквы исчезли.
-Какие буквы смыли слёзки?

Л*са вд*ли в*лнее,
С*нее н*беса.
Заметней и ч*рнее
На пашне п*л*са. (пашня-вспаханное поле)
А. Блок.

-Подберите проверочные слова и вставьте буквы.

-Прочитайте стихотворение А.Блока.

-Какое правило применяли ребята, вставляя буквы?

-По какой теме мы сегодня будем работать?

-Сегодня на уроке будем упражняться в написании слов с безударными гласными в корне слова и помогать Весняночке будить природу от зимнего сна.

-Какое правило нам сегодня пригодится?

-Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

3. Минутка чистописания

Вв ев ве Вв…(письмо в воздухе, в тетрадях)
Весняночка весна вёсны


4. Работа по теме урока

-Весна уступила в свои права и пожаловала в лес. Нужно здесь всех разбудить и оживить.

На партах текст «Лес». Необходимо вставить пропущенные буквы.

Тр*пинка в*дёт в лес. На д*ревьях др*жат солнечные зайчики. От ярких цв*тов р*бит гл*зах. Звонко кр*чит иволга. М*л*дой зайчишка выб*жал на дорогу. У н*ры играют л*сята.

Выполняется с комментированием, «по цепочке».

-Кого разбудила Весна?
-Какое правило вы использовали при выполнении этого задания?
-Проснулся лес. Дальше нужно идти. Но устала Весняночка. Отдохнуть надо.

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем-
Крылья сложили назад.

Молодцы!

-А давайте, ребята, порадуем Весну умением отгадывать загадки.
-Запишите слова-отгадки с проверочными словами. Где возможно подберите проверочные слова двумя способами. (по очереди 4 ученика у доски, остальные в тетрадях).

Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло. (Совы-совы, совушка)

Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо-гнёзда, гнёздышко)

Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё – беда:
Она их главная еда. (Трава-травы, травка)

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик – в родинке,
А широкий в море. (Река-речка, реки)

-Какое правило применяли при написании отгадок?
Творческая работа.
-Придумайте предложение с одним из этих слов.
Самое удачное записываем, подчёркиваем главный члены предложения.

6. Закрепление научного материала

-Подошла Весна к реке. А на речке…ледоход. Льдины плывут. Помогите Весняночке речку ото льда освободить.
На льдинах слова: с*ды, в*лна, в*сна.
-Какие безударные гласные пропущены? Докажите.
-Освободилась река ото льда. А к реке бегут ручейки. А по ним к нам приплыли кораблики.
-Какие безударные гласные чаще встречаются в словах? (а, о, я, и, е)
Записать слова в 4 столбика (е, и, о, а), распределить по корабликам пассажиров.
Диктую. Дети по очереди выходят к доске, записывают, устно подбирают проверочные слова, обозначают орфограмму.

Е

И

О

А

Пчела Листок Вода Грачи
Лесник Зима Мосты Сады
Звезда Чистота Море Паруса
Зверёк Свисток Роса Дары

7. Физкультминутка
-А сейчас мы отдохнём и покажем Весняночке как мы умеем танцевать.
«Я хочу вам сказать, что умею танцевать».

-Молодцы! Порадовали Весну.
Каким правилом пользовались, когда распределяли слова по корабликам?
Творческая работа.
-Придумайте с одним из слов предложение. Понравившееся предложение запишите, подчеркните главные члены.

-Дорогие, ребята! Спасибо вам, что не оставили Весняночку одну, помогли ей. Теперь у неё много друзей, она привыкла к Земле и не грустит, она стремится порадовать всех своим приходом. Скоро зацветут первые цветы и наша Земля станет ещё краше. А Весняночка, уступая место другой сестре, скажет: «Да поднимется листва облаками, да будет трава зелёная, а жизнь-радостью!»
-Послушайте стихотворение Ксении Акимовны Хмуровой и попытайтесь найти группу родственных слов.

«Краски весны»

Сколько красок принесла Весна!
Ярче и белее ствол берёзы,
А над речкой ива по утрам,
Вся, сверкая, дарит речке слёзы.
И везде такая красота-
Будто ты живёшь в волшебной сказке.
Да, ведь это красная Весна
Разбросала по планете краски!

-Красота, красная, краски.

8. Итог урока

-Как проверить безударный гласный в корне слова?
-Кому мы сегодня помогали?

Оценки за урок.

9. Домашнее задание
Записать 10 слов с безударными гласными в корне слова.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о