Учим говорить 4 года: Как научить ребёнка говорить – Лайфхакер
Как научить ребёнка говорить – Лайфхакер
18 июня 2019ЛикбезСоветы
Беседовать с младенцем нужно с первых дней жизни.
Поделиться
0Почему важно не упустить момент
Лингвистические навыки дети приобретают гораздо раньше, чем подозревают многие родители. За месяц до появления на свет ребёнок уже может отличать разные языки по ритму. А фундаментальные знания о структуре, мелодике и интонациях родной речи закладываются в первые месяцы жизни.
Беседуя с малышом, вы не просто сотрясаете воздух, а строите основу для его успеха в будущем. Дети, с которыми мало разговаривали родители, уже к двум годам могут отставать от сверстников в развитии примерно на полгода. Чем больше слов малыш слышит в первые три года жизни, тем выше будет его IQ и шансы на хорошие отметки в школе.
Вывод: разговаривайте с ребёнком как можно чаще, даже если он пока не способен ответить. Активно включайтесь в его языковое воспитание, учитывая возрастные особенности. И помните: интернет, видео в YouTube и даже научные телепрограммы не могут заменить человеческое общение.
Как учить говорить ребёнка с рождения до 3 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать звуки и ассоциировать их с определёнными движениями губ. Едва появившись на свет, младенец уже умеет узнавать голос матери. Ребёнок начинает прислушиваться к окружающему океану незнакомых звуков и учится извлекать из него смысл.
- Гулить и агукать. Различные комбинации гласных «a», «y», «ы» и согласных «г» и «м» — первое, что слышат от малыша родители, если не считать плача, крика и кряхтения. Обычно на разговоры грудничков тянет, когда они сыты и довольны жизнью. Агукая, младенцы, помимо прочего, развивают мышцы лица, которые в дальнейшем помогут им воспроизводить более сложные звуки.
Чем вы можете помочь
- Пойте, рассказывайте потешки и поговорки. Причём можно ещё до рождения: слышать ребёнок начинает уже на 16-й неделе внутриутробного развития. Так новому человеку будет проще понять ритм языка.
- Говорите нежно и певуче. Взрослые интуитивно общаются с младенцем более тонким и мелодичным голосом, растягивая гласные. И это правильно. Различные исследования показывают, что именно такой стиль привлекает грудничков, помогает им изучать язык и развивать социальные навыки.
- Обеспечьте тишину. Малышам нужно время, чтобы поиграть со своим голосом и не отвлекаться на звук телевизора, музыку и другие шумы.
В каких случаях стоит беспокоиться
Если после трёх месяцев ребёнок всё ещё не гулит, имеет смысл проконсультироваться у педиатра, невролога и лора.
Как учить говорить ребёнка от 3 до 6 месяцев
Чему учится ребёнок
- Откликаться на своё имя. К шести месяцам большинство младенцев в курсе, как их зовут. Кроме того, они реагируют на некоторые знакомые слова вроде «мама» и «папа».
- Распознавать интонацию. Малыш чутко реагирует на то, как к нему обращаются, — улыбается в ответ на ласковый голос и может заплакать, услышав грубый тон.
- Подражать речи взрослых. Кроха перенимает тон, ритм и темп речи, которую слышит.
- Выстраивать более сложные цепочки звуков. Это уже не односложное гуление, а переливы гласных, которые логопеды называют свирелью.
Чем вы можете помочь
- Поиграйте в «Кто это?». Поднесите малыша к зеркалу и спросите: «Кто это?» А затем назовите имя ребёнка.
- Осваивайте искусство разговора с детьми. В английском языке есть понятие baby talk — беседа, ориентированная на малышей. В русском мы часто называем этот процесс сюсюканьем, тем самым умаляя его значение. А между тем, подыгрывая грудничку, вы помогаете ему быстрее усваивать язык. В дальнейшем ребёнку будет проще выучить более сложные слова. Вот какие есть приёмы baby talk:
- Подражание ребёнку: взрослые не выговаривают определённые звуки.
- Замена местоимений существительными. Мы спрашиваем: «Аня хочет гулять?» вместо «Ты хочешь гулять?».
- Упрощение слов и конструкций до «вава», «дюдя» и «Фу, кака!».
- Использование певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.
Baby talk помогает детям почувствовать родительскую любовь, вызывает ощущение комфорта и безопасности.
В каких случаях стоит беспокоиться
В шесть месяцев малыш не смеётся, не обращает внимания на новые звуки.
Как учить говорить ребёнка от 6 до 9 месяцев
Чему учится ребёнок
- Распознавать короткие фразы в контексте. Например, может помахать рукой в ответ на ваше: «Пока-пока!»
- Лепетать. Говорун с маниакальным упорством повторяет слоги «ба-ба-ба», «па-па-па», «ма-ма-ма», «да-да-да», «та-та-та», «ка-ка-ка» и «га-га-га». Некоторые взрослые воспринимают детский лепет, как осознанную речь, и спорят, какое же слово малыш произнёс первым — «папа» или «мама». Хотя он просто ублажает свой слух и тренирует речевой аппарат.
- Выражать эмоции. В лепете младенца можно различить удовольствие или, наоборот, сварливые нотки.
Чем вы можете помочь
- Играйте в звуковые игры. Повторяйте слоги, которые произносит ребёнок. Сами произносите различные звуки и короткие слова, чтобы малыш мог вам подражать.
- Показывайте, как нужно говорить. «Работайте лицом» — важно, чтобы карапуз видел, как вы воспроизводите звуки. Есть и такой приём: когда что-то произносите, приложите детскую ладошку к своим губам, чтобы ребёнок почувствовал их движение.
В каких случаях стоит беспокоиться
Малыш не подражает интонациям взрослых, не реагирует на своё имя, лопочет редко и однообразно.
Как учить говорить ребёнка от 9 месяцев до года
Чему учится ребёнок
- Понимать короткие фразы, показывать на предметы, которые вы называете. В этом возрасте малыши понимают гораздо больше, чем могут сказать.
- Произносить первые осмысленные слова. Годовалые бутузы, как правило, уверенно говорят несколько слов, включая необходимые для выживания «мама», «папа», «дай». Словарный запас может варьироваться от двух-трёх до 20 слов, причём 80% из них — существительные.
Чем вы можете помочь
- Комментируйте то, что вы делаете. Если хотите, чтобы малыш поскорее назвал вас мамой или папой осознанно, объясняйте ему, чем вы занимаетесь в данный момент. «Мама пьёт кофе», «Папа идёт в магазин», «Мама работает». Идеально, если ваш день насыщен событиями — чем разнообразнее ситуации, тем больше новых слов освоит будущий оратор.
- Рассказывайте, что и как называется — части тела, предметы. Проговаривайте имена родственников и друзей. Cо временем усложняйте фразы. От «Смотри, кошка!» переходите к «Смотри, чёрная кошка!». Если ребёнок пытается повторить за вами, поддержите его усилия: называйте предмет снова и снова.
- Продолжайте практиковать baby talk. При общении с детьми в возрасте от девяти месяцев до одного года и девяти месяцев по-прежнему полезно использовать детские словечки вроде «ляля» и «кися». Также рекомендуется растягивать гласные — например, когда вы спрашиваете: «Как дела-а-а?» Так малыш быстрее учится говорить.
- Читайте книги с большими яркими картинками. Называйте предметы и просите малыша показать их на рисунке.
- Помогайте разрабатывать артикуляцию. Стройте рожицы, кривляйтесь, показывайте язык — разнообразными способами провоцируйте кроху сделать зарядку для мышц лица.
- Откажитесь от соски. У детей, которые всё ещё сосут пустышку после года, чаще возникают проблемы с артикуляцией звуков, образующихся в передней части рта, — вроде «п», «б», «т», «д» и «с».
В каких случаях стоит беспокоиться
В возрасте от года до года и трёх месяцев ребёнок всё ещё не говорит «мама» и «папа», не может показать предмет на картинке.
Как учить говорить ребёнка от года до 2 лет
Чему учится ребёнок
- Говорить «Нет!». Если малютка не желает есть кашу, он уже способен покачать головой и отказаться.
- Строить первые простые фразы. Ребёнок пока прекрасно обходится упрощениями: «Тут ук» вместо «Тут лежит лук», «Де ба?» вместо «Куда и зачем ушла бабушка?».
- Запоминать много новых слов. В этот период большинство детей переживают так называемый лексический взрыв. В речи появляется больше глаголов и других частей речи, а словарный запас к двум годам увеличивается до 300–400 слов. Но ничего страшного, если ваш ребёнок начнёт тараторить чуть позже — после двух.
Чем вы можете помочь
- Используйте больше новых слов и вовлекайте малыша в диалог. Исследования показали: чем чаще родители общаются ребёнком в период от полутора до двух лет, тем лучше его IQ и лингвистические навыки в подростковом возрасте. Особенно важно, чтобы малыш отвечал вам.
- Делайте вид, что у вас проблемы с языком жестов. Иногда малыш просто ленится произносить слова. Зачем, если можно показать пальцем. Притворитесь, что не понимаете его. Попросите сказать словами. Как минимум попытайтесь выстроить беседу: «Ты хочешь ещё чаю? С сахаром или без? Правда, он очень вкусный?»
- Поощряйте попытки говорить. Даже если вы действительно не понимаете, что пытается сказать ребёнок, не сдавайтесь. Предлагайте варианты, переспрашивайте, правильно ли вы всё поняли. И никакого раздражения! Только любовь и безграничное терпение.
- Просите вам помочь. Например, пусть поставит чашку на стол или принесёт вам яблоко.
Ричард Н. Аслин
профессор когнитивных наук, специалист по развитию и восприятию речи у детей
Маленьким детям непросто осваивать новые слова. Им нужно координировать более ста мышц речевого тракта. Для его развития полезно дуть мыльные пузыри.
В каких случаях стоит беспокоиться
В полтора года малыш не прислушивается к разговорам окружающих и не говорит осознанные слова.
У двухлетки не получается повторять за взрослыми, даже если слово произносят несколько раз. Он не отвечает на простые вопросы и предпочитает общаться жестами. Это повод впервые посетить логопеда.
Как учить говорить ребёнка от 2 до 3 лет
Чему учится ребёнок
- Следить за развитием сюжета. Малыш уже способен воспринять историю длиной 5–10 минут.
- Использовать абстрактные понятия. Ему уже известно, что такое сейчас, каково это — быть грустным, и чем больше отличается от меньше.
- Строить многословные фразы. После двух лет малыш осваивает причастия и предлоги, а чуть позже — союзы и местоимения. К трём годам словарный запас достигает 250–700 слов, а длина фраз — 5–8 слов.
Чем вы можете помочь
- Задавайте вопросы. Много и разных — о размерах, количестве, цвете, намерениях. Важно, чтобы малыш не мог ответить односложно — «да» или «нет». «Смотри, какие толстые червяки! Сколько их там? Как думаешь, куда они ползут?»
- Используйте больше сложных предложений. Не ограничивайтесь короткими фразами. Речь с придаточными частями, причастными и деепричастными оборотами, прилагательными и наречиями поможет ребёнку освоить структуру языка.
Эрика Хофф
профессор психологии, автор книги Language Development
Дети не могут научиться тому, что они не слышат.
- Читайте каждый день. И разговаривайте о прочитанном.
- Разучивайте детские песни. Так малышу будет проще запомнить новые слова. К тому же пение помогает развитию речевого аппарата.
- Развивайте мелкую моторику. Отделы мозга, отвечающие за неё и за развитие речи, находятся совсем рядом. Работая с одним из них, вы затрагиваете и другой. Лепка из пластилина, нанизывание бусин на верёвочку, мозаика — всё идёт в копилочку красноречия.
В каких случаях стоит беспокоиться
В три года ребёнок не называет предметы, не знает имена ближайшей родни, а его словарный запас не превышает 25 слов. Его речь невнятна, он не умеет строить предложения, не использует глаголы, не говорит о себе в первом лице.
Читайте также 👍👶👧
- Как сделать развивающую доску для ребёнка
- Как научить ребёнка считать играючи
- Как вырастить ребёнка-билингва
- Как понять, отдавать ли ребёнка в детский сад
- Как не переборщить с ранним развитием ребёнка
Лучшие предложения
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, re:Store, Urban Vibes и других магазинов
8 товаров с AliExpress, которые пригодятся для работы в дороге
Выгодно: лучшие книги из каталога «ЛитРес» со скидками до 90%
«Чёрная пятница»: когда и где можно выгодно приобрести необходимые товары
10 моделей тёплой одежды в стиле унисекс
Как самостоятельно научить ребенка разговаривать
Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.
Основные этапы развития речи у ребенка
От 0 до 6 месяцев
Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.
Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.
Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.
От 6 до 12 месяцев
Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».
От 1 до 1.5 лет
Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.
От 1.5 до 3 лет
В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.
От 3 лет
Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.
Когда учить ребенка разговаривать
Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.
Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.
Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей
Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.
Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.
Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.
Рассказывайте ребенку обо всем
От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.
Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.
Звукоподражание
Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.
Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.
Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.
Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.
С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.
Упрощенное повторение
От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.
Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.
Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.
Игра со звуком и слогом
Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.
Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.
Развитие мелкой моторики
Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.
Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.
Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.
Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р
Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.
- При небольшим проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадка», когда ребенок учится цокать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка.
- Для работы над буквой «ш» или шипящими нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом приподнимаются его боковые стороны. Полезными будут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Пробуйте на себе произнесение звука, и вы сможете донести это движение.
- Самую большую сложность имеет буква «р». Необходимо показывать правильное расположение губ и языка и тренировать его каждый раз, напоминать, помогать и быть терпеливым, если получается плохо.
- То же самое касается буквы «ж» — медленное проговаривание и соблюдение техники при жужжании помогут в игровой форме освоить сложный звук.
- Для всех букв есть подборки скороговорок и стишков для тренировки, которые легко найти в интернете. Повторяйте их вместе с ребенком, чтобы он видел правильную артикуляцию.
Дополнительные советы:
- следите за прикусом! Частое сосание пустышки или соски может привести к проблемам с артикуляцией. Сейчас продают специальные насадки на бутылочки с небольшим отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит лучше формируют правильный прикус.
- пальцы во рту так же мешают формированию прикуса, поэтому следите, чтобы малыши не держали их во рту слишком долго.
Дефекты в речи: когда необходим логопед
Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.
В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!
4-летних этапов речи – Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Что такое нормальная речь для 4-летнего ребенка?
Общение с нашими близкими — одна из самых приятных и полезных частей жизни, и наблюдать за тем, как наши дети учатся и развивать свои речевые и языковые навыки, может быть весело и увлекательно. Также нормально, когда родители беспокоятся и задаются вопросом о развитии своего ребенка, а также о том, учатся ли они и растут ли они должным образом. Вехи предназначены для использования в качестве руководства и инструмента обучения, а не в качестве инструмента для диагностики или выявления возможной задержки или нарушения.
Должен ли четырехлетний ребенок четко говорить? Что должен говорить четырехлетний ребенок?
К своему 5-летнему дню рождения большинство детей могут говорить достаточно четко, чтобы их понимали незнакомые люди. Они также произносят все звуки речи, часто с некоторыми ошибками в звуках, которые труднее произнести, например, с, в, з, р, ч, ш и ч. Некоторые дети также иногда неправильно произносят более длинные или сложные слова, пропуская слог или звук. По большей части дети этого возраста способны говорить, не повторяя слов или слогов.
Каких еще вех должен достичь мой 4-летний ребенок?
Некоторые другие вехи, связанные с речью и языком, которые ваш 4-летний ребенок может практиковать или уже освоил:
Словарный запас/грамматика
- ” и “но”
- Выражает и понимает слова, обозначающие более сложные эмоции, такие как «разочарование» и «расстроенность»
- Составляет предложения, состоящие из 5 и более слов
- Правильно использует использование 1000 слов или более
- Правильно использует прошедшее время
- Понимает слова, относящиеся к порядку, такие как первый, последний и следующий
- Использует и понимает слова, относящиеся к времени, такие как вчера, сегодня, завтра,
- Начинают понимать некоторые распространенные фразовые обороты, такие как «Не будь палкой в грязи» или «Это чушь!»
- Может начать придумывать глупости, играть словами и рассказывать анекдоты
Слушание и выполнение указаний
- Могут выполнять более длинные инструкции с несколькими шагами, даже если они впервые в конкретной ситуации
- Может следовать инструкциям в классе, например, «Нарисуй круг своим любимым цветом»
- Слушает и понимает большую часть того, что слышит дома и в школе
- Они будут отвечать на такие вопросы, как «Что ты сказал?»
Социальные/Разговорные/Рассказывание историй
- Лучше понимает ход разговора и дает другим возможность говорить
- Говорит с соответствующей ситуации громкостью и интонацией
- Способности рассказывать истории продолжают развиваться, и ваш ребенок начнет добавлять более важные детали, хотя он может еще не рассказывать события в правильном порядке
- Обладает повышенным пониманием и пониманием взглядов и точек зрения других людей
- Научился обращаться с просьбами, используя вежливые слова, такие как «можно мне…», а также регулярно используя «пожалуйста» и «спасибо»
Когда мне следует беспокоиться о развитии речи и языка моего ребенка?
Для родителей и опекунов является нормальным и обычным делом беспокоиться о развитии речи и языка своего ребенка. Есть несколько «красных флажков», на которые вы можете обратить внимание, наблюдая за своим ребенком. Вот некоторые из них:
- Они перестают использовать речевые или языковые навыки, которые они ранее использовали или освоили
- Вы с трудом понимаете их из-за заикания или нечеткой речи
- Вы беспокоитесь об их слухе
- У них проблемы с выполнением инструкций
- Они изо всех сил пытаются выучить дошкольные понятия, такие как формы и цвета
- Их словарный запас не растет
Как я могу поддержать развитие речи и языка моего 4-летнего ребенка?
В этом возрасте говорить о противоположностях, таких как большое и маленькое, громкое и тихое, верх и низ, — отличное упражнение. Вы также можете потратить время на введение пространственных понятий, таких как левое и правое, переднее и заднее, внутри и снаружи. Дети также узнают о категориях в этом возрасте, поэтому называние фруктов или животных — это веселое и полезное занятие. Игра в такие игры, как «Я шпион», и просьба объяснить ребенку, как работает игра, также являются отличными упражнениями. Читайте истории и разыгрывайте сценарии, исследующие различные отношения, такие как ученик/учитель или врач/пациент.
Научиться играть в настольные игры также может быть отличным инструментом для обучения таким понятиям, как движение по очереди и соблюдение правил.
Проведите время, рассказывая о событиях и рутине вашего дня, или о телешоу или фильмах, которые им нравятся. Включите их в простые действия, такие как составление списка продуктов или помощь в планировании вечеринки. Также очень важно поощрять вашего ребенка обращаться за помощью, когда он запутался или не понимает значения слова или инструкции.
Самое главное, говорите в манере и на языке, которые наиболее естественны для вас, и слушайте с полным вниманием, когда ваш ребенок говорит с вами. Научите их тому, что у них есть голос и то, что они говорят, имеет значение.
Если у вашего ребенка возникают проблемы с некоторыми из этих навыков, это не обязательно означает, что у него нарушение речи или задержка речи. Многие дети хорошо разбираются в других областях, например, в художественном или спортивном, поэтому они, естественно, посвящают больше времени и сосредотачиваются на овладении физическими или творческими навыками. В результате они могут неосознанно пренебрегать практикой речи и языковых навыков. Это нормально. Опять же, всегда важно помнить, что навыки развиваются со временем и в разном возрасте. Если вы вообще беспокоитесь о развитии вашего ребенка, есть поддержка и доступные ресурсы.
Обращение за советом и поддержкой к опытному логопеду может быть невероятно полезным даже для детей, которые развиваются должным образом. Запись на прием онлайн также может предложить инновационные, веселые и интерактивные терапевтические мероприятия и программу лечения, полностью адаптированную для вашего ребенка. Если вы хотите связать своего ребенка с одним из наших узкоспециализированных и опытных логопедов, запланируйте бесплатный ознакомительный звонок сегодня. Мы с нетерпением ждем ответа от вас.
Как научить вашего малыша говорить: советы и рекомендации
С момента рождения ваш ребенок будет издавать много звуков. Это включает в себя воркование, бульканье и, конечно же, плач. И затем, часто где-то перед окончанием первого года жизни, ваш малыш произнесет свое первое слово.
Будь то первое слово «мама», «папа» или что-то еще, это огромная веха и волнующее время для вас. Но по мере того, как ваш ребенок становится старше, вы можете задаться вопросом, каковы его языковые навыки по сравнению с детьми того же возраста.
Чтобы было понятно, дети учатся говорить с разной скоростью. Поэтому, если ваш ребенок заговорит позже старшего брата или сестры, вам, вероятно, не о чем беспокоиться. В то же время, это помогает понять типичные языковые вехи. Таким образом, вы сможете выявить возможные проблемы развития на ранней стадии. Реальность такова, что некоторым малышам нужна дополнительная помощь, когда они учатся говорить.
В этой статье мы обсудим общие языковые вехи, а также несколько забавных занятий для поощрения речи.
Несмотря на то, что языковые навыки у малышей развиваются постепенно, они общаются с самого рождения.
от 0 до 6 месяцев
Ребенок в возрасте от 0 до 6 месяцев нередко издает воркующие звуки и лепет. А в этом возрасте они даже способны понять, что вы говорите. Они часто поворачивают голову в сторону голосов или звуков.
По мере того, как они учатся понимать язык и общаться, им становится легче следовать указаниям, реагировать на свое имя и даже произносить свое первое слово.
от 7 до 12 месяцев
Как правило, дети в возрасте от 7 до 12 месяцев могут понимать простые слова, такие как «нет». Они могут использовать жесты для общения и могут иметь словарный запас от одного до трех слов, хотя они могут не произносить свои первые слова до тех пор, пока им не исполнится 1 год. словарный запас может расшириться до 10-20+ слов. Именно в этот момент они начинают повторять слова (так что следите за тем, что вы говорите). Они также могут понимать простые команды, такие как «подними ботинок», и обычно могут озвучивать определенные просьбы.
от 19 до 36 месяцев
В возрасте от 19 до 24 месяцев словарный запас малыша увеличивается до 50–100 слов. Скорее всего, они могут называть такие вещи, как части тела и знакомых людей. Они могут начать говорить короткими фразами или предложениями.
К тому времени, когда вашему малышу исполнится 2–3 года, его словарный запас может составлять 250 слов и более. Они могут задавать вопросы, запрашивать предметы и следовать более подробным указаниям.
Конечно, указанные выше возрастные диапазоны являются ориентировочными. И правда в том, что некоторые малыши осваивают языковые навыки немного позже, чем другие. Это не значит, что есть проблема.
Хотя в какой-то момент ваш ребенок, скорее всего, улучшит свои языковые навыки, тем временем вы можете многое сделать, чтобы стимулировать речь и помочь развить его языковые навыки.
Читайте вместе
Читать своему ребенку как можно больше каждый день — это один из лучших способов стимулировать развитие речи. Одно исследование, проведенное в 2016 году, показало, что дети получают более широкий словарный запас, когда им читают книжки с картинками, а не слушают речь взрослых.
На самом деле, согласно исследованию 2019 года, чтение всего одной книги в день может привести к тому, что дети увидят на 1,4 миллиона слов больше, чем те дети, которым не читают в детском саду!
Использовать язык жестов
Вам не нужно свободно владеть языком жестов, чтобы научить малыша нескольким основным жестам.
Многие родители учат своих младенцев и малышей подписывать такие слова, как «еще», «молоко» и «все готово». Маленькие дети часто усваивают второй язык легче, чем взрослые. Это может позволить им общаться и выражать себя в гораздо более молодом возрасте.
Вы подпишете слово «еще», одновременно произнося это слово. Делайте это несколько раз, чтобы ваш ребенок выучил знак и связал с ним слово.
Предоставление вашему малышу возможности выражать свои мысли с помощью языка жестов может помочь ему чувствовать себя более уверенно в общении. Помогая им общаться с меньшим разочарованием, вы можете создать лучшую среду для изучения языка.
Говорите, когда это возможно
То, что ваш ребенок не может говорить, не означает, что вы должны сидеть в тишине весь день. Чем больше вы говорите и самовыражаетесь, тем легче вашему малышу будет изучать язык в младшем возрасте.
Если вы меняете подгузник своему малышу, расскажите или объясните, что вы делаете. Расскажите им о том, как прошел ваш день, или расскажите обо всем, что придет вам на ум. По возможности используйте простые слова и короткие предложения.
Вы также можете поощрять общение, читая вашему малышу в течение дня. Вы можете прочитать рецепт, пока готовите вместе. Или, если вы наслаждаетесь прогулкой по своему району, читайте уличные знаки, приближаясь к ним.
Вы даже можете спеть своему ребенку — может быть, его любимую колыбельную. Если его нет, спойте свою любимую песню.
Воздержитесь от детского лепета
Хотя это и мило, когда малыши неправильно произносят слова или используют детский лепет, оставьте это им. Не думайте, что вам нужно исправлять их, просто отвечайте правильным использованием. Например, если ваш малыш просит вас «застегнуть» его рубашку, вы можете просто сказать: «Да, я застегну твою рубашку».
Названия предметов
Некоторые малыши будут показывать на предмет, который им нужен, вместо того, чтобы просить его. Что вы можете сделать, так это выступить в роли переводчика вашего ребенка и помочь ему понять названия определенных предметов.
Например, если малыш показывает на чашку с соком, ответьте: «Сок. Хочешь сок?» Цель состоит в том, чтобы побудить вашего ребенка произнести слово «сок». Так что в следующий раз, когда они захотят что-нибудь выпить, вместо того, чтобы просто указывать на что-то, предложите им сказать конкретное слово.
Расширение его ответов
Еще один способ расширить словарный запас вашего ребенка — расширить его ответы. Например, если ваш ребенок видит собаку и говорит слово «собака», вы можете ответить: «Да, это большая коричневая собака».
Вы также можете использовать эту технику, когда ваш ребенок пропускает слова в предложении. Ваш ребенок может сказать: «собака большая». Вы можете расширить это, ответив: «Собака большая».
Предоставьте ребенку выбор
Вы также можете поощрять общение, давая ребенку выбор. Допустим, у вас есть два сока, и вы хотите, чтобы ваш ребенок выбирал между апельсиновым соком и яблочным соком. Вы можете спросить своего малыша: «Ты хочешь апельсин или яблоко?»
Если ваш малыш показывает пальцем или жестикулирует в ответ, поощряйте его использовать свои слова.
Ограничьте время использования экрана
Исследование, проведенное в 2018 году, показало, что увеличение времени использования мобильных мультимедийных устройств связано с задержкой речи у 18-месячных детей. Эксперты отмечают, что взаимодействие с другими людьми, а не взгляд в экран, лучше всего подходит для развития речи.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует проводить у экрана не более 1 часа в день для детей в возрасте от 2 до 5 лет и меньше времени для детей младшего возраста.
Но даже если вы приложите все усилия, чтобы ваш малыш заговорил, у него могут возникнуть трудности с устным общением. Симптомы задержки речи могут включать:
- не разговаривает в возрасте 2 лет
- испытывает трудности с выполнением указаний
- затрудняется составить предложение
- ограниченный словарный запас для своего возраста
Если у вас есть проблемы, поговорите с педиатром вашего ребенка. Возможные причины задержки речи могут включать умственную отсталость и нарушения слуха. Задержка речи также может быть признаком расстройства аутистического спектра.
Вашему ребенку может потребоваться всестороннее обследование, чтобы определить основную причину. Это может включать встречу с логопедом, детским психологом и, возможно, отоларингологом. Эти специалисты могут определить проблему, а затем порекомендовать решения, которые помогут вашему ребенку достичь языковых вех.
Услышать первое слово вашего ребенка — это захватывающее время, и, когда он станет старше, вы, возможно, будете в равной степени рады тому, что он будет следовать указаниям и составлять предложения.