Твердый согласный звук в слове: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)
вещей, которые вы могли не знать о жидкостях, скольжении и комбинациях
орфографическое картографирование фонематическая осведомленность 24 сент. 2021 г.
Привет друзья! На этой неделе я заканчиваю наш обзор групп согласных звуков. Если вы работаете над созданием звуковой стены или изменяете свой подход к обучению фонетике, то это отличный обзор.
Теперь мы понимаем, что звукопроизношение и формирование рта являются ключом к тому, чтобы помочь учащимся связать фонемы, те звуки, которые они слышат, с графемами, которые представляют собой буквенные представления этих произносимых звуков. Они также предоставляют ученикам и учителям подсказки для исправления ошибок. Явное преподавание этого нашим ученикам дает им знания и способность более глубоко анализировать звуки. Эти артикуляционные жесты сгруппированы по остановкам, фрикативам, носовым звукам, аффрикатам, жидкостям, плавным движениям и комбинациям. Вы можете найти всю серию по ссылкам в конце этого поста.
В посте и видео на этой неделе мы рассмотрим жидкости, скольжения и их комбинации. Жидкости — это те звуки, которые, кажется, плавают у нас во рту. Они влияют на предшествующие им гласные, и их произношение несколько меняется в зависимости от окружающих звуков.
Что такое жидкие звуки?
У нас есть л и р. Когда мы произносим звук /л/, мы поднимаем язык к верхней части рта за зубами. Звук /r/ часто вызывает затруднения как у учеников, так и у учителей. Мы хотим убедиться, что производим это в чистом виде. Звучит иначе, чем сочетание гласный-р.
Советы по произношению звука “р”
На самом деле рот можно расположить двумя разными способами. Вы хотите определить, что будет лучше всего работать для вас и ваших учеников. Один из способов состоит в том, чтобы учащиеся округлили рот и свернули язык в стороны, когда они тянут его вниз и назад. Иногда я говорю своим ученикам, чтобы их губы скривились, как будто они посылают воздушный поцелуй, а затем просто немного расслабились. Я демонстрирую этот звук в видео выше. 👆 Другой способ воспроизвести звук — коснуться верхней части рта обеими сторонами языка, а затем втянуть язык. Вы сами решаете, что работает для вас. Жидкости могут занять некоторое время, чтобы попрактиковаться отдельно, но формирование и размещение рта могут помочь /l/ и /r/.
Скольжение
Скольжение — это звуки, похожие на гласные. Они сочетаются с гласными и почти всегда сопровождаются гласной. Они буквально скользят в гласный звук. При работе с отдельными фонемами мы хотим стараться сохранить гласный звук с конца звукопроизношения. Наши скольжения wh, w и y. Некоторые программы обучают /w/ как озвученному, так и не озвученному. Придерживайтесь того, чему учит ваша программа, но помните, что сейчас в американском английском происходят изменения, когда /hw/ и /w/ воспроизводятся так же, как и звонкие звуки. Независимо от того, учите ли вы /w/ как звонкий или глухой звук, вам нужно округлить губы. Для /hw/ вы хотите сформировать рот таким же образом. Опять же, некоторые программы будут учить wh как озвученные, некоторые как не озвученные.
Наш последний полет – y. Что касается положения рта для этой фонемы, мы хотим убедиться, что мы как бы улыбаемся и оттягиваем язык от нёба.
Наконец, у нас есть две комбинации, два звука, которые сливаются воедино. У нас есть буква х, а некоторые программы учат цю. Фонема буквы х состоит из двух звуков. Я демонстрирую эти звуки в видео выше.
Мы всегда хотим вернуться к ротовым образованиям и проверить, соответствует ли звук тому, как мы формируем их во рту. Убедитесь, что вы выполняете много практических упражнений для практики в изоляции, в словах, подключаясь к приложениям для чтения и правописания. Все это является залогом успеха ученика.
Я надеюсь, что это видео поможет вам идентифицировать жидкости, скольжения и их комбинации. Вы можете найти всю серию о производстве звука на моем Instagram TV, канале YouTube и в других моих сообщениях в блоге. Если вам нужны дополнительные советы и информация о чтении и дислексии, не забудьте подписаться на нашу рассылку ЗДЕСЬ.
У меня было много людей, которые спрашивали о стратегии прицеливания, которую я создал. Вы можете прочитать блог, чтобы глубже погрузиться в эти звуковые карточки, которые являются одним из моих любимых инструментов для обучения моих учеников словесным обозначениям.
Автоматическое чтение включает в себя развитие четких орфографических представлений, что позволяет быстро и точно идентифицировать целые слова с определенными буквами. У меня есть целый блог по орфографической картографии.
Помогая учащимся сопоставлять явно выученные фонемы (звуки) с графемами (буквенными представлениями), мы вырабатываем автоматизм, так что слова становятся едиными и сохраняются в нашей памяти, превращая их в слова-зрители.
Как врач-дислексик я работаю со студентами ПК-взрослых. Мне нужен был ресурс, который я мог бы использовать в разных классах и который показывал соответствие звука и буквы, обобщения правописания и этимологию слов. С помощью этих карточек я могу быстро создавать леса в зависимости от потребностей моих учеников, поскольку мы обращаемся как к приложениям для чтения, так и к правописанию.
Как это работает? Вы можете прочитать блог, который разбивает его ЗДЕСЬ, но в целом несколько лет назад я создал систему цветового кодирования для сопоставления фонем с графемами:
🟢 (зеленая точка) = существует прямая корреляция между звуком и буквенное представление. 50% наших слов имеют прямое звуко-символическое соответствие.
🟡 (желтая точка) = необходимо отметить обобщение правописания или слоговый образец. Это знание будет расти со временем, когда вы явно будете обучать соответствиям фонемы и графемы. Они включены в карты для справки.
🔴 (красная точка) = отмечает часть слова, в которой орфографический образец неправильный, обычно основанный на этимологии, и который я указал на карточках.
Вы можете ознакомиться с этим комплектом ЗДЕСЬ.
Еще одно интересное обновление
У меня была прекрасная возможность написать статью для журнала DYSTINCT. Я обсуждаю роль, которую терапевты по грамотности играют в сотрудничестве со школами для успеха учащихся. Щелкните изображение выше, чтобы получить доступ к текущему выпуску. Я надеюсь, вам понравится это!
Хорошей недели!
Кейси
Что такое согласные звуки? Гласные и согласные буквы и звуки
Звук – наименьшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б”], [ч”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [н”], [р”], [ж”], [г”], [х”].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль – [моль’], мел – [м’эл], ворота – [кал’итка], пихта – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ж], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует “б” и гласные: и, е, ю, и, е. Например: гена – [г”эн], лен – [л”хэ], диск – [д”иск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие.Звонкие согласные могут быть звуками, образованными при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у”ук], [хор], [король”], [ч”ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] – [н], [г] – [ш], [г] – [х], [ч] – [с], [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – объем, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] – [р”], [н] – [н”], [м] – [м”], [ц] – [ц”], [д ] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [ч] – [ч”], [б] – [б”], [ж] – [г” ], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: верно история – белый, высота – ветка, город – гепард, дача – бизнес, зонт – зебра, шкура – кедр, луна – лето, чудовище – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – хутор, хоромы – изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые – перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие – перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б” | бой | |
в | вой | в” | веко | |
G | гараж | G” | герой | |
d | отверстие | d” | смола | |
ч | пепел | ч” | зевота | |
до | крестный отец | до” | кроссовки | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
n | ножка | n” | нежность | |
P | паук | P” | песня | |
R | рост | R” | ревень | |
С | Соль | С” | Сено | |
т | облако | т” | терпение | |
f | фосфор | f” | фирма | |
X | тонкость | X” | химия | |
Непарный | и | жираф | ч | чудо |
ш | сетка | сч | ореховый | |
в | цель | го | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
И | Ш | |
Ш | ОТ | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных –
Вычесть десять гласных
3
Твердые Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F – всегда твердые,
Но H, W, Y – только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Не произносим
Но изменить слово
Попросим у них помощи.
Всадник едет на лошади
Кон – использовать в игре.
- А и А
- Б б ба
- в ве
- Г Г Г Г
- Д д де
- Е е е
- Йо-йо-йо
- Скважина
- З з зе
- А и и
- -й и короткий
- тыс. до тыс. ка
- Л л эл
- М м м
- Н н ан
- ООО
- П п п п
- Р р ер
- С
- Т т т е
- у у у
- ф ф
- х х га
- C c c tse
- ч ч ч
- Ш ш ша
- щ ща
- ъ сплошной знак
- с с с
- б мягкий знак
- э-э-э
- ю ю ю
- Я Я
42 звука | |||||
---|---|---|---|---|---|
6 гласных | 36 согласных | ||||
[a] [и] [o] [y] [s] [e] | Парный | Непарный | |||
Барабаны | Безударный | Звонкий | Глухой | Звонкий | Глухие 905:50 |
[б] [б”] [в] [в”] [г] [г”] [д] [д”] [и] [ч] [ч”] | [н] [н”] [ж] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [ш] [с] [с”] | [й”] [л] [l”] [мм”] [n] [n”] [r] [r”] | [x] [x”] [c] [h”] [sch”] | ||
Парный | Непарный | ||||
Твердый | Мягкий | Твердый | Мягкий | ||
[б] [в] [Г] [э] [ч] [к] [л] [м] [н] [П] [р] [С] [t] [f] [X] | [b”] [in”] [G”] [d”] [h”] [to”] [l”] [м”] [н”] [П”] [Р”] [С”] [т”] [ф”] [Х”] | [и] [с] [ш] | [й”] [ч”] [ш”] |
Чем буквы отличаются от звуков?
Звук – упругие колебания в среде. Мы слышим звуки и можем создавать их, в том числе, с помощью речевого аппарата (губ, языка и др.).
Буква — это символ алфавита. Он имеет прописную (кроме ь и ъ) и строчную версии. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Мы видим и пишем письма. Чтобы особенности произношения не влияли на букву, были разработаны орфографические правила, определяющие, какие буквы следует употреблять в рассматриваемом слове. Точное произношение слова можно найти в фонетической транскрипции слова, которая в словарях приводится в квадратных скобках.
Гласные и звуки
Гласные звуки («голос» — старославянское «голос») — это звуки [а], [и], [о], [у], [ы], [э], в в создании которых участвуют голосовые связки, и на пути выдыхаемого воздуха не возникает препятствий. Эти звуки поются: [ааааааа], [ииииии]…
Гласные обозначаются буквами а, е, е, и, о, ю, ы, е, ю, и. Буквы е, е, ю, я называются йотизированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й”], когда
- стоят первыми в фонетическом слове е ле [у”е́л”э] (3 буквы, 4 звука) е ще [у” и щ “оʹ] (3 буквы, 4 звука) , 3 звука) ю ла [й “ул” а] (3 буквы, 4 звука) и блок [й” а блака] (6 букв, 7 звуков) и ичко [й” и ич”ка] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после гласных птица д [пт “итсы” е ́ т] (7 букв, 8 звуков) хер [ыы” о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай” у та] (5 букв, 6 звуков) синий [с “ин” й” а] (5 букв, 6 звуков)
- следуют после б и ъ запись зд [вы”э ст] (5 букв, 5 звуков) подъем м [падение” о м] ( 6 букв, 6 звуков) lew [л” у ] (3 буквы, 3 звука ) крылья [крыл “й” а] (6 букв, 6 звуков)
Буква а также обозначает два звука, первый из которых [й”], когда
- следует за соловьями [салав “й” и ́] (7 букв, 7 звуков)
Одним словом, выделенные при произношении гласные называются ударными, а невыделенные – безударными. Ударные звуки чаще всего и слышимы, и пишутся. Чтобы проверить, какую букву нужно поставить в слове, следует выбрать однокоренное слово, в котором нужный безударный звук будет ударным.
Бег [б”игуш”й”] – бег г[б”е к] гора ра [гара] – горы [горы]
Два слова, соединенные одним ударением, составляют одно фонетическое слово.
В сад [фсат]
В слове столько слогов, сколько гласных. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.
э -йо (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ця (4 слога)
Согласные и звуки
Согласные звуки – это звуки, при образовании которых в пути выдыхаемого воздуха.
Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [н] – [б], при произнесении которых губы и язык находятся в одном положении.
Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом ” что бывает, когда согласные
- всегда мягкие [й”] , [ч”] , [у”] а [а”] (2 буквы, 2 звука) луч [луч”] (3 буквы, 3 звука) лещ [ л”ещ”] (3 буквы, 3 звука)
- следуют перед буквами е, е, и, ю, и, б (искл. , всегда твердые [г], [ц], [ж] и в заимствованных словах) мель [м”эль”] (4 буквы, 3 звука) тетя [т”от”а] (4 буквы, 4 звука) люди [л”оуд” и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ыз”н”] (5 букв, 4 звука) цирк [ ц ырк] (4 буквы, 4 звука) шея [шэя] (3 буквы, 4 звука) темп [т эмп] (4 буквы, 4 звука)
- с последующими мягкими согласными (в некоторых случаях) блин [бл “ин” ч”ик]
Остальные согласные в основном твердые.
К шипящим согласным относятся звуки [ж], [ш], [ч”], [щ”]. Логопеды исправляют предпоследнее произношение: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у неба в форме чашечки. Вибрирующие [р] и [р”] всегда стоят последними в очереди.
Нужна ли фонетика школьникам?
Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция – явный перебор.
Логопеды обязаны знать фонетический разбор слов, возможно, это может быть полезно иностранцам.
Учащимся (с 1 класса!), еще не освоившим правила правописания, достаточно углубленное изучение фонетики только мешает, сбивает с толку и способствует неправильному запоминанию правописания слов. Именно «назад» у ребенка будет ассоциироваться с ярко выраженным «бегом».
Какие звуки называются согласными?
Из чего состоит согласная?
Что такое согласные звуки?
Сколько согласных букв и согласных звуков в русском алфавите?
Какие согласные всегда твердые, а какие всегда мягкие?
Какие буквы обозначают мягкость согласного звука?
Звуки, при произнесении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.
Согласные делятся на звонкий и глухой . Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звуки состоят только из шума: [к], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [у]. Это глухие согласные.
Многие согласные образуют пар по голосу- глухота : [б] — [р], [с] — [ф], [г] — [к], [д] — [т], [с] — [с], [ф] — [ш].
Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: “ У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ ».
Посмотреть все фразы для запоминания звонких и глухих согласных.
Глухие согласные легко запомнить по фразе: “ СТЭПКА, ХОЧЕШЬ ЦЫПКУ? — Фу! ».
Consonant sounds are indicated by letters:
B , AT , G , D , AND , W , Y , To , L , M , H , P , R , FROM , T , F , X , C , H , W , SCH .
Всего в русском языке 21 согласных.
Согласные бывают твердыми и мягкими.
Твердые и мягкие звуки отличаются положением языка при произношении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднимается к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары по твердости-мягкости:
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пар по твердости-мягкости:
Твердые | [и] | [ш] | [с] |
---|---|---|---|
Мягкий | [ч❜] | [н❜] | [й❜] |
Таблица «Согласные: парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие» (1-4 классы)
Примечание: в начальной школе твердые согласные отмечены синим цветом, мягкие согласные — зеленым, а гласные — красным.
Твердость согласные обозначаются на письме гласными НО , О , В , С , Е .
Мягкость Согласный звук обозначается на письме гласными Е, Ё, И, Ю, И , а также буквой б (мягкий знак).
Сравните: нос [нос] – нес [н❜ос], угол [угол] – уголь [угал❜].
Непарные звонкие звуки [д❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называются звонкими , которые означает «звонкий» на латыни.
Звуки [г], [ж], [ч❜], [у❜] называются шипящими . Они получили такое название, потому что их произношение похоже на шипение.
Звуки [ш], [ш] — непарные сплошные шипящие звуки.
Звуки [h❜] и [u❜] — непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки [ц], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .
Согласный не может быть ударным или безударным.
В русском языке больше согласных звуков (36), чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твердые и мягкие звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜ ].
Внимание! Согласная может образовать слог только с
Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако рекомендуется учить буквы, не называя их так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», надо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку было легче соединять буквы в слоги и слова.
Однако мир звуков этим не ограничивается. А когда малыш подрастет, ему предстоит освоить такие понятия, как гласные, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Я приглашаю вас поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы будем говорить об этом в сказочной форме, в форме, наиболее близкой к детскому восприятию. Приглашаю вас в фонетических сказок . Это расширенная версия сказки о звуках, представленная в.
Итак, дружеские письма живут в хлебосольном. И звуки создали великое Царство под названием Фонетика.
В царстве звуков русского языка Фонетика жила дружно – гласных и согласных звуков. У каждого звука был свой дом. Дома гласных были окрашены в красный цвет, а согласные – в синий. Но крыши всех домов были белыми и менялись сами собой, когда звуки шли друг к другу в гости.
Всего в королевстве 42 жителя: 6 гласных [а], [е], [о], [у], [и], [с] и 36 согласных. Они жили вместе и часто навещали друг друга. И каждый раз, когда они ходили друг к другу в гости, происходило волшебство: стоило им взяться за руки, как получались новые звуки для новых слов.
Гласные любил петь. Поэтому в их домах всегда звучала музыка. А вот согласные звуки вообще не получались. Но они были очень податливы и всегда и во всем «согласовывались» с гласными. Однако они могли стать жесткими или мягкими. . Например, звук [п]. В слове “пила” звучит мягко, а в слове “пыль” – твердо. А все потому, что звук [и] смягчал [р], а звук [с], наоборот, придавал ему твердость.
Так согласные, взявшись за руки с гласными, становятся мягкими или твердыми по их желанию.
Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в голубых домах и назывались согласными, они никак не хотели меняться. И случилось это в тот день, когда, праздно сидя на скамейках, они спорили, кто важнее: гласные или согласные. А звуки [и], [ш] и [с] решили стать самостоятельными и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения покрасили белые крыши своих домов в темно-синий цвет.
Но уступчивые и неконфликтные звуки [сч] , [й] и [ч] очень расстроились и боялись, что в королевстве нарушится баланс соотношения звуков и решили остаться мягкий навсегда. А чтобы об этом знали все жители Фонетики, они красили крыши своих домов в зеленый цвет.
Однако вскоре в царстве Фонетики появилось еще 2 обитателя – мягкий и твердый знаки. Но они не нарушали единства звукового мира. Мягкий знак помог согласным стать мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые дома и жили все мирно и дружно.
Но жители Королевства Фонетики славились не только своим твердым и мягким характером. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Некоторым звукам нравился шум падающих листьев, другим — шум дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы, чтобы в одном – всегда громко звенел колокол, а в другом – словно под куполом – глухо и шумно… Так звонких и глухих согласных . Между кварталами протекает река.
Так звуки [р], [л], [м], [н], [д], [б], [ж], [ц], [д], [ж], [с] поселился в квартале со звонком. А в тихом квартале – [р], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц], [ч], [щ]. А некоторые письма так подружились, что соединили свои дома мостами. Так возникает мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. это парных согласных .
Так живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют. .. Им весело. И в этой забаве рождаются слова, из них предложения, составляющие нашу речь. Кстати, бывает… Но, кстати, об этом мы поговорим в другой раз.
Это сложные отношения между звуками. Чтобы сыну было легче рисовать фонетические схемы слов, мы с ним сделали очень удобные облака. По ним очень легко определить твердость или мягкость согласных звуков.
Читайте о том, как мы учили твердые и мягкие согласные с помощью облаков.
И очень простой прием помог нам облегчить ребенку различение звонких и глухих согласных. Назвав звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук приглушен, вибрации не будет.
Для тех же целей мы использовали картинку с домами и мостами через реку, которую вы видели выше.
Приятного знакомства с миром фонетики!
Всего наилучшего!
В русском языке указаны не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, при этом количество букв равно 33. Количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков) также не совпадает. Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но мягкие и твердые звуки считаются разными, поэтому согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются.
Звонкие и глухие согласные
Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие звуки состоят из шума и голоса, глухие звуки состоят только из шума.
Звонкие согласные: [б] [б”] [в] [в”] [ж] [ж”] [д] [д”] [ч] [ч”] [г] [л] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]
Глухие согласные: [н] [н”] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ш] [х] [х”] [ч”] [у”]
Парные и непарные согласные
Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных:
Звонкий [б] [б”] [в] [в”] [ж] [ж”] [д] [д”] [с] [с”] [ф]
Глухой [н] [н” ] [ф] [ф”] [к] [к”] [т] [т”] [с] [с”] [ж]
Следующие звонкие и глухие согласные не образуют пары:
Звонкий [л ] [л”] [м] [м”] [н] [н”] [р] [р”] [й]
Глухой [х] [х”] [ч”] [щ”]
Мягкий и твердые согласные
Согласные также делятся на твердые и мягкие. Они различаются положением языка при произношении.При произнесении мягких согласных средняя спинка языка приподнята к твердому небу.
Большинство согласных образуют пары твердых и мягких согласных:
Твердые [b] [c] [g] [d] [h] [k] [l] [m] [n] [p] [r] [s ] [т] [ф] [х]
Мягкий [б”] [в”] [г”] [д”] [ч”] [к”] [л”] [м”] [н”] [ п”] [р”] [с”] [т”] [ф”] [х”]
Следующие твердые и мягкие согласные не образуют пары:
Твердые [ш] [ш] [с]
Мягкие [ч”] [у”] [й”]
Шипящие согласные
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими.
[ш] [ш] [ч”] [щ”]
Свистящие согласные
[с] [с”] [с] [с”] [ц]
Свистящие звуки с-с, с-з переднеязычный, щелевой. При артикуляции твердых с-з зубы обнажаются, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка искривлена, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середина. Воздух проходит через эту канавку, создавая фрикционный шум.