Твердый и мягкий звук м: Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):
Занятие №12 (а) Буква «м» (эм) – обозначает непарные звонкие согласные звуки [м] и [м`], образующие пару по твердости-мягкости звуков.
Цель занятия: а) Изучить звуки [М] и [М`], обозначаемые буквой «М» (эм)
б) Научить ребёнка составлять слоги, используя гласные звуки и звуки [М] и [М`].
в) Чтение ребенком согласно-гласных слогов (с-г), открытых слогов
Муха кружит,
Муха жужжит,
На запах варенья летит.
Рисунок (Муха)
Рассмотреть рисунок, прочесть текст к рисунку.
Выучить
Мм
Буквой «М» (эм) зовётся.
Звук другой!
* * *
При произнесении слов ДОМ, СОМ отчётливо твёрдый звук [М] издаётся.
При произнесении слов МЁД, МЕЛ, мягкий звук [М`] издаётся.
Буквы пишем, а звуки произносим и слышим.
При чтении пользуемся звуками.
3) Учим ребёнка произносить звук [м].
Произносим медленно и протяжно слова: дом, ком, лом, сом,
выделяя звук [М].
Отчетливо и к тому же очень правильное произношение звука [М] слышим.
Произнесите несколько раз слово дом, а затем только начало слова до…, пусть ребенок сам заканчивает слово.
Ребенок отчетливо произносит звук [М] твердо.
Потренируйте ребенка правильно произносить звук [М].
Повторим буквы гласных звуков.
Таблица «Буквы гласных звуков» Б.Д. Эльконина.
А | О | У | Ы | Э | I ряд букв гласных звуков |
Я | Ё | Ю | И | Е | II ряд букв гласных звуков |
Таблица «Шесть гласных звуков обозначаются десятью буквами»
I-ый ряд | II-ой ряд | |||||||||
Буквы гласных звуков | А | О | У | Ы | Э | И | Ё | Е | Ю | Я |
Шесть гласных звуков | [А] | [О] | [У] | [Ы] | [Э] | [`И] | [`О] | [`Э] | [`У] | [`А] |
Два звука, один из которых гласный звук | [Й`О] | [Й`Э] | [Й`У] | [Й`А] |
4) Составление слогов согласный – гласный тип.
Открытые слоги заканчиваются буквами гласных звуков.Приступайте к составлению слогов:
I –ый ряд | II -ой ряд | |||||||||
А | О | У | Ы | Э | Е | Ё | И | Ю | Я | |
М | МА | МО | МУ | МЫ | МЭ | МЕ | МЁ | МИ | МЮ | МЯ |
Согласный звук [М] твердый Согласный звук [М`] мягкий
Для этого протяжно озвучиваем звук [М], произносим гласный звук [А], получается слияние звуков в слог «МА» и т. д.
Научить ребенка тянуть длительно звук (или слияние звуков) без остановки, без перерыва, пока он не сольётся со следующим звуком, образуя слог.
Урок 45. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [м],[м’], БУКВА Мм | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)
Урок 45. согласные звуки [м],[м’], БУКВА Мм
Цели: познакомить учащихся со звуками [м], [м′], буквой М, м; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
Фонетическая зарядка.
– Как мычит корова? (Му-у-у!)
1. На доске – предметные картинки с изображением дома и цифры 7, под ними – схемы к этим словам.
Производится звуко-буквенный анализ слов дом и семь.
Выясняется, что в слове дом звук [м] – твердый, а в слове семь звук [м’] – мягкий.
● Игра «Твердый – мягкий».
Дети поднимают синюю карточку, если в конце строки стихотворения услышат твердый согласный [м]. Зеленую карточку – если услышат мягкий звук [м’].
На полу скребется мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил,
Он водичкой руки мыл.
● Игра «Капитаны».
После проведения игры, дети делают вывод, что в слогах-слияниях ми и ме согласный звук [м’] – мягкий. А в слогах-слияниях ма, мо, му, мы согласный звук [м] – твердый.
Физкультминутка
Учитель сообщает, что согласные звуки [м], [м’] на письме обозначаются буквой М м.
Вывешивается карточка с буквой М м.2. Печатание буквы Мм в тетрадях.
▲ Чтение слов в столбиках, с. 89.
Дети называют дорогими словами – мама, мир.
Называют столицу нашей страны – Москва.
Обращается внимание учащихся, что слово мир может иметь разные значения.
Мир – вся земля.
Мир – дружеские, хорошие отношения между кем-нибудь, отсутствие вражды или ссоры, отсутствие войны.
3. Дети читают текст на с. 89.
Вопросы:
– Где происходит действие?
– Какой это урок – чтения или письма?
– Что предложила учительница написать Роме?
– Что написали дети?
Физкультминутка
4. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 88–89.
Дети называют Кремль, Красную площадь, Спасскую башню с Кремлевскими курантами, Собор Василия Блаженного.
▲ Чтение пословиц, с. 88.
Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.