Твердые согласные буквы в русском: Твёрдые согласные буквы и звуки (таблица)
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. 2 класс | Методическая разработка по русскому языку (2 класс):
Урок русского языка
2 класс
Тема: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
2018
Тема урока | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | ||
Цель урока: | повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. | ||
Задачи: | учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки; закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных; закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных; расширять и активизировать словарный запас; формировать потребность детей в обращении к словарю; развивать мелкую и общую моторику; развивать внимание, память, мышление. | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска | ||
Планируемые результаты | Личностные УУД Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности Составление плана последовательности действий Построение жизненных планов во временной перспективе Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Метапредметные УУД – познавательные умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей – регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием – коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре | Предметные УУД – выделение существенных признаков твердых т мягких согласных; – умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания; – умение различать твердые и мягкие согласные в словах; – использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации |
- Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)
-Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний (4-5 минут)
Словарь:
– Я читаю лексическое значение слова, вы записываете слово.
Берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
Сентя́брь – девятый месяц года, первый месяц осени.
Тетра́дь – школьная принадлежность, сшитые листы бумаги в обложке.
Медве́дь – крупный хищный зверь. Лесной житель, спит зимой.
Учени́к – тот, кто учится в школе.
Пету́х – главная птица в курятнике.
Дере́вня – небольшое поселение, с небольшими одноэтажными домами, огородами и садами.
Взаимопроверка (слайд 1.)
– Какая безударная гласная во всех этих словах?(Е)
– Мы с вам записали слова. Без чего нельзя записать слова, текст? (Без знания букв) Слайд 3
– Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать, произносить? (В звуки)
– Сколько букв в русском языке? (33) На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные) (Слайд 3)
– Какие буквы не обозначают звука? (Ь и Ь)
– Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.
– А сколько гласных букв? (10) Назовите их.
– Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков? (36)
Буквы не обозначают звука (2)
Звуки (42)
Гласные (6) Согласные (36)
3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)
– Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие) – слайд 3
Буквы не обозначают звука (2)
Звуки (42)
Гласные (6) Согласные (36)
Мягкие (18) Твердые (18)
– Сегодня мы будем повторять Твердые и мягкие согласные звуки. (Слайд 4) – Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
– Чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)
– Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)
4. «Открытие нового знания» (7-8 минут)
Прочитайте скороговорку. Найди слова, которые отличаются одной буквой.
Коля просо курам нёс,
Замарал он просом нос.
Запишем слова, рядом запишем звуковые схемы
нос [нос]
нес [н’ос] Сравните слова, чем они отличаются?
Запишем ещё два слова вместе со звуковыми схемами.
лук [лук]
люк [л’ук] Сравните слова, чем они отличаются?
Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)
Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)
Послушайте стихотворение
Гордые согласные все не успокоятся,
Твердые согласные не желают спать.
Кто же им поможет, кто же им подскажет,
Мягкими и нежными как согласным стать.
«Мы друзьям поможем», – прозвенело нежно.
«Кто же вы?» – «Мы гласных дружная семья.
Мягкими слияниями встанем с вами вместе».
«Как зовут вас, гласные?» – «Е,ё, ю, и, я.
Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.
Вы запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ». (Слайд 6)
– Гласные можно разделить на две группы: обозначающие твёрдость и обозначающие мягкость согласных. Назовём их
схема (Слайд 6)
Гласные
обозначающие твердость обозначающие мягкость
а о у ы э е ё и ю я
– Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?
Запишем слова, рядом запишем звуковую схему.
уголки [угалк’и]
угольки [угал’к’и] Сравните слова, чем они отличаются?
Кроме гласных, какая еще буква обозначает мягкость? (Ь)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)
– Прочитаем правило в учебнике на стр. 121
Динамическая пауза
Если первый звук в слове мягкий – то хлопаете в ладоши, если твердый – топаете ногами.
богач, линейка, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж, мир, пятёрка.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)
Задание: разделите слова на две группы: (слайд 8)
Юла, плот, нос, рыба, мяч, дорога, реки, пень, труд, яма, мель, люди, сирень.
Проверьте свои работы и оцените на сколько вы были внимательны при выполнении данного задания (слайд 9)
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)
упр. 196
упр.197
– Самостоятельная работа
Карточка 1
Выпиши слова в которых есть мягкие согласные и подчеркни их
Олень, суп, слон, зима, пенал, ребята, весело, земля, ключик, мак, коньки.
Карточка 2
Запишите предложения и подчеркните мягкие согласные.
Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.
(если останется время)
«Верите ли вы?» (тоже)
- Что гласных букв 10? (Да)
- Что гласных звуков 4? (Нет)
- Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)
- Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)
- Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)
- Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)
- Что согласных звуков 33? (Нет)
- Что согласных букв 21? (Да)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
- Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)
Как вы оцените свои достижения на уроке?
Какое настроение осталось у вас от урока?
Поднимите руку те, кто может сказать «Я научился различать твердые и мягкие согласные»
Домашнее задание
Упр.