Разное

Твердые и мягкий согласные: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы (с таблицей)

Содержание

Буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.

1. Мягкость или твёрдость согласного звука

Сложность: лёгкое

2
2. Какие слова начинаются с твёрдых согласных?

Сложность: лёгкое

2
3. Слова с буквой й

Сложность: лёгкое

2
4. Слова, которые начинаются с мягкого согласного

Сложность: лёгкое

2
5. Согласный звук [й’] в словах

Сложность: среднее

2
6. Найди букву, которая смягчает согласный звук

Сложность: среднее

2
7. Определи буквы согласных мягких звуков

Сложность: среднее

2
8. Буква гласного, указывающая на твёрдость согласного звука

Сложность: среднее

2
9. Только твёрдые согласные

Сложность: сложное

3
10. Слог с мягким согласным звуком

Сложность: сложное

3
11. Все звуки мягкие

Сложность: сложное

3

Твёрдые и мягкие согласные — Уроки Русского

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твёр­дые и мягкие.

Для обозначения мягкости согласного используется апостроф. Например:

[б’] [л’] [н’]

 

Согласные звуки образуют пары по мягкости-твёрдости:

Парные

Непарные

Твёрдые

[б] [в] [г] [д] [з] [л] [м] [н] [р] [п] [ф] [к] [т] [с] [х]

[ж] [ш] [ц]

Мягкие

[б‘][в‘][г‘][д‘][з‘][л‘][м‘][н‘][р‘][п‘][ф‘][к‘][т‘][с‘][х‘]

[й’] [ч’] [ш’]

 

[б] –[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], [п]-[п’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’]

 

Некоторые согласные звуки не образуют пару по мягкости-твёрдости.

Такие согласные называют непарными:

Непарные твёрдые (всегда твёрдые): [ж] [ш] [ц]

Непарные мягкие (всегда мягкие): [й’] [ч’] [ш’]

 

Сильная позиция для согласных по мягкости-твёрдости – это позиция для парных согласных, в которой звук слышится отчетливо:

  • на конце слова. Например:

вес

В слове вес твёрдый согласный [с] стоит на конце слова и отчетливо произносится. Он стоит в сильной позиции.

 

  • перед [а], [о], [у], [ы]. Например:

грёзы

В слове грёзы мягкий согласный [р’] стоит перед гласным [о], согласный [з] стоит перед гласным [ы] и отчетливо произносятся. Они стоят в сильной позиции.

  • перед [г], [к], [х]. Например:

горка

В слове горка твёрдый согласный [р] стоит перед согласным [к] и отчётливо произносится. Это сильная позиция.

 

Слабая

позиция для согласных по мягкости-твёрдости – это позиция для парных согласных, в которой звук не слышится отчетливо и смягчается под влиянием соседнего мягкого согласного. Это позиция перед мягкими согласными [д’], [т’], [ч’], [ш’], [х’], [н‘]. Например:

листик – [л‘ис’т’ик]

В слове листик согласный [с] стоит перед мягким согласным звуком [т’] в слабой позиции и смягчается.

банщик – [бан‘ш’ик]

В слове банщик согласный [н] стоит перед мягким согласным звуком [ш’] в слабой позиции и смягчается.

 

Повторим

Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твёр­дые и мягкие.

Мягкость согласных обозначается апострофом.

 

Согласные звуки образуют пары по мягкости-твёрдости:

Парные

Непарные

Твёрдые

[б] [в] [г] [д] [з] [л] [м] [н] [р] [п] [ф] [к] [т] [с] [х]

[ж] [ш] [ц]

Мягкие

[б‘][в‘][г‘][д‘][з‘][л‘][м‘][н‘][р‘][п‘][ф‘][к‘][т‘][с‘][х‘]

[й’] [ч’] [ш’]

 

[б] –[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], [п]-[п’], [ф]-[ф’], [к]-[к’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’]

 

Некоторые согласные звуки не образуют пару по мягкости-твёрдости. :

непарные твёрдые: [ж] [ш] [ц];

непарные мягкие: [й’] [ч’] [ш’].

 

Сильная позиция для согласных по мягкости-твёрдости:

  • на конце слова;
  • перед [а], [о], [у], [ы];
  • перед [г], [к], [х].

Слабая позиция для согласных по мягкости-твёрдости перед мягкими согласными [д’], [т’], [ч’], [ш’], [х’], [н‘].

Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме — Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Автор: Анна Николаевна Забродина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Николаевка

Класс: 2класс

УМК: «Планета знаний» под редакцией И. Петровой

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Тип урока: «открытия» нового знания

Цели урока: продолжить формирование знаний о связях в природе; научить выявлять эти связи в зимнем лесу на конкретных примерах.

Цели:

Образовательные:

Научить:

— выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

— обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;

— различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

— выполнять звукобуквенный анализ слова;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Оборудование:

  1. Ноутбук

  2. Телевизор

3. Учебник «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О.Б. Калинина, (Издательство « Астрель»,2012).

4. Листы самооценки.

Технологическая карта урока

Этапы урока
время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

1-2 мин

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Прозвенел звонок веселый. 
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

— Найдите главное слово.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

Настраивается на активную работу на уроке.

+ Сами

Регулятивные :

формирование способности к организации своей деятельности

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

5-6 мин

Минутка чистописания.

Я тетрадочку открою 
И как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою: 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

— Запишите число, классная работа.

Разомнём руку;

На доске;

-е ё ю я и ь-найдите лишнюю букву в данном ряду

Что общего у этих букв-обозначают мягкость согласных звуков.

При каком условии эти буквы будут обозначать мягкость согласного звука.

-а о ы у э ъ-аналогия

Запись букв.

Оцените свою работу.(!,)

-Сегодня на уроке проведём исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

Правила письма

Посадка

+ Твёрдые и мягкие

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: самостоятельное формулирование темы и цели урока.

3. Самоопределение к деятельности

2-3 мин

Учебник с.32-33

Рассмотрите страницу. Что из данного материала мы уже знаем.

— Сформулируйте тему и задачи урока.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

+ и, е, ё, ю, я

+ Они помогают согласным быть мягкими

+ Тема: твёрдые и мягкие согласные звуки

+Задачи: научиться обозначать твёрдость и мягкость согласного звука – на письме.

-упражняться

-Разобраться с трудными случаями

-слушать друг друга

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4. Работа по теме урока.

Постановка проблемы.

5-6 мин

1.-Упр.№3 с. 33

Вывод.

2.Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары, почему?

нос – нёс Сначала звук, затем слово

мал – мял Звучание расходится с написанием

пар – пир

кот — кит

Что общего между словами первого столбика?

А в словах второго столбика?

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных?

— Что указывает на мягкость согласных звуков?

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного?

-Что мы знаем о мягком знаке?

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и мягкость предшествующего согласного?

Аналогичная работа в упр. №3

Работа в группах.(4 группы)

нос-нёс (н, н’)

мал-мял (м, м»)

пар –пир (п, п‘)

кот – кит (к, к’ )

+ Первый звук твердый

+ Первый звук в них мягкий

+ Буквы а, о, ы, э, у

+ Буквы я, ё, ю, е, и.

+ Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком

Эта буква не обозначает звука

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

Регулятивные

Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы

Познавательные

(информационные:

поиск, фиксация, извлечение информации)

Коммуникативные:

умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в группе

5. Физминутка.

-Если услышите 1звук мягкий – приседайте, если твердый – подпрыгивайте.

Пир, кот, няня, пар, мел, жар, лес, дом, сыр, пил, пыл, пел, пол.

 

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

4-5 мин

Работа по учебнику с.33 у.4

— Прочитайте задание.

Взаимопроверка в парах (!,+,-)

Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания

Работа в парах

.

Твёрдый-синим

Мягкий -зелёным

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: планирование своих действий.

7.Самостоятельная работа.

4-5 мин

У вас на партах карточки с заданиями разного уровня сложности (№1, №2, №3). Выберите себе любую. Внимательно читаете задание и выполняете его в тетради самостоятельно.

Карточка №1

Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:

Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.

Карточка №2

Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные буквы и подчеркни их:

Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля.

Проверьте свою работу по образцу.

Оцените свою работу (!, +, -)

Формирование умения восстанавливать деформированный текст,

Находить в словах мягкие согласные.

Самостоятельная работа на карточках

(с проверкой на доске).

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные :

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.

8. Итог урока

4-5 мин

Подведём итог нашей работы на уроке.

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме?

— Как обозначается мягкость согласных на письме?

-Какую роль играет Ь в словах?

— Что понравилось и особенно запомнилось?

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

+ Твёрдые и мягкие согласные, их обозначение на письме.

+ Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами

а, о, ы, э, у

+ Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.

+ Мягкий знак обозначает мягкость согласного

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание.

9. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Найти загадку, слово-отгадка содержит мягкий согласный звук. Записать в тетрадь загадку и отгадку.

  

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

2-3 мин

Оцените свою работу на уроке.

-Кто из вас понял все на уроке

-У кого остались сомнения,

-Кому было сложно на уроке.

— У вас на партах лежат разноцветны кружки.

Красный — «Я понял всё».

Зелёный — «Остались сомнения».

Синий — «Я не понял».

Возьмите нужный кружок и поднимите.

— Спасибо за урок. Молодцы!

.

 

Самоанализ:

Урок разработан учителем начальных классов МБОУ Николаевской СОШ №2 Забродиной Анной Николаевной и проведен во втором классе 29.09. 2016 г.

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по русскому языку для 2 класса начальной школы и в соответствии с ФГОС.

Данный урок проводился согласно тематического планирования.

Структура урока соответствует логике проведения заявленного типа урока. Я считаю, что моей основной задачей на данном уроке является создание условий для исследования, восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. Такие условия, на мой взгляд, были созданы на уроке. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: задачи урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательский. Учащиеся класса имеют средний уровень подготовки, на уроке я создала условия для вовлечения учащихся в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, где ученикам надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности, умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования. На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса учащихся. Ребята на уроке были активны, внимательны, работоспособны.

Для актуализации знаний я организовала групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и моменту осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Постановка познавательных задач прошла в виде проблемного диалога. Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям было предложено самим прийти к выводу.

В конце урока была проведена рефлексия детей по поводу психо-эмоционального состояния. Мотивации их способностей и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Домашнее задание задано творческого характера.

Порядок и дисциплина на уроке поддерживались умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность.

Здоровьесберегающий эффект – это особый аспект на уроке. Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта, где каждый ребенок не боится высказаться, каждый успешен в своем мнении. На уроке использовались физминутки.

Я активно использовала на уроке компьютерные средства обучения. Кабинет оснащен компьютером, телевизором.

План урока выполнен. Цели и задачи, поставленные перед уроком, были достигнуты, что подтвердили осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

Твёрдые и мягкие согласные

Шаронова Галина Ивановна, учитель-логопед, МОУ “СОШ №3, г. Ухта, Республика Коми

 

Тема занятия: «Твёрдые и мягкие согласные»

Демонстрационный материал к уроку Твёрдые и мягкие согласные.docx (15 КБ)

Конспект занятия Твёрдые и мягкие согласные.docx (21 КБ)

Презентация “Твёрдые и мягкие согласные”

Аудиофайл mp3  “Дождь”

Аудиофайл mp3 “Ветер”

Цель : Научить учащихся  слышать твёрдое и мягкое звучание согласных ,учить детей выбирать гласные первого или второго ряда при написании согласных в словах.

 Ход занятия.

-Здравствуйте,  дети.

Сегодня. А какое сегодня число?+……….

Запишем в тетради.

-Что вы видите на экране?  (если буквы, то почему в скобках?)

-Все ли звуки  записаны одинаково? +Твёрдые и мягкие звуки.

-Среди записанных звуков есть гласные? + нет

-Значит какие твердые и мягкие звуки записаны? +согласные

 Сформулируйте  ТЕМУ  УРОКА: Твердые и мягкие согласные звуки.

ЗАПИШИТЕ на одной строчке твердые звуки, а на другой мягкие.

Как мы показываем звуки? +скобками

А мягкие звуки?+запятой

Скажите, звуки мы видим  или слышим?

_ Значит ОДНА ИЗ ЗАДАЧ нашего занятия 1 СЛУШАТЬ ЗВУКИ и….

– а мы слышим  одинаковые звуки?

_Значит, мы их не просто слышим, но ещё и что различаем..

Уточните ЗАДАЧУ: СЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ…посмотрите на тему урока, какие будем различать звуки +тв и мяг

 ТВ И МЯГКИЕ СОГЛ ЗВ.

-А мы только говорим на занятиях и слушаем? + пишем?)

-чем мы кодируем на бумаге звуки? + буквами

А мы пишем отдельные звуки. Вот так как вы сейчас в скобочках?     +нет слова

Значит,  какая наша ещё задача? + уметь записывать твёрдые и мягкие    звуки с помощью букв в словах.

-Хорошо. Вот я  записала пары слов.  У меня есть слоговые схемы слов.

Чем отличаются схемы?+ Согласными  звуками .В одной схеме первый звук твёрдый, а в другой  первый согласный звук мягкий.

-Что повлияло на твёрдость и мягкость согласных звуков?+гласные

-Что нам нужно выяснить сегодня ? + какие гласные нужны для твердости согласных и для мягкости?

– Сформулируйте  цель нашего занятия: выяснить какие гласные нужны для записи твёрдых согласных звуков, а какие  гл нужны для  записи мягких   согласных звуков?

1. Чтобы прийти к цели нужно срочно отправиться в путь. Ответы на все вопросы мы с вами сможем найти в Стране Букв и Звуков.

Мы отправимся в путь наземным транспортом или воздушным?

-Какой……транспорт вы знаете?

– Встаньте …расправьте крылья и полетели  у-у-у

Приземляемся в аэропорту Страны Букв и Звуков.. Садитесь

Обратите внимание на нашем пути стоит красный дом

.-Какие буквы и звуки  в нём живут?

+гласные

Сколько этажей в этом доме? +два

Какие гласные живут на верхнем  этаже?+а о у ы э

Посмотрите в ваши индивидуальные карты-это гласные какого ряда?-верхнего

Назовите буквы и звуки  нижнего  этажа+я ё ю и е  

Это гласные какого ряда? +нижнего

Какой можно сделать вывод?

ВЫВОД: все  гласные делятся на гласные верхнего и нижнего ряд

2. Но буква и звук э уехали за границу.  И приедет  к нам на следующее занятие. ОНИ  присылали  нам  письма.

К следующему  занятию вам домашнее задание объяснить значение этих иностранных слов. ДАЮ ЛИСТ СО СЛОВАМ-

 Где можно найти такую информацию?

+В толковом словаре, в интернете. Спросить у взрослых.

-Уверена вы на отлично  выполните домашнее задание.

3. Давайте запишем  в тетради гласные  буквы верхнего ряда, а под ними гласные нижнего ряда. СЛАЙД

4. В Стране Букв и Звуков подул ветер (озвучка) и рассыпались буквы. Соберите  букву из их  элементов..

-Аня, у тебя какая буква получилась?=

Подставьте к вашей букве Гласные верхнего ряда   .

Прочитайте слоги.

 И  запишите  слоги

Как звучат согласные в слогах?= твёрдо

Какой можно сделать вывод: гласные верхнего ряда  обозначают твёрдость  (предшествующего –или-перед ним стоящего) согласного звука

5. По дороге дальше  пойдём .Встаньте. Маршируйте и повторяйте за мной:

Ы-ы-ы наши ноженьки быстры-2 раза

И-  только камни впереди -2 раза. Садитесь.

Что мы видим на нашем пути?

+ Камни.

Какое качество  мы у него  подмечаем. Какой он камень?=ТВЕРДЫЙ

Кто сидит на камне?

+сор.ка,  вор..на, гаг.ра , ко р. ва

Какое слово четвёртое лишнее? +почему –

Запишите  с новой строки птиц по слогам.

Как напишем первое слово?

Какой знак препинания  будем писать после слов ?

Что в конце поставим?

Вы ничего не заметили общего в этих словах?+согласные звуки твёрдые.

А в записи слов гласные какого этажа, какого ряда, вы использовали?= верхнего

Каким цветом в русском языке подчёркиваем буквы, которые обозначают  твёрдые согл. звуки.=синим

Подчеркните.

6. Отправляемся дальше в путь. Ведь мы на полпути от цели. СЛАЙД.

Но в Стране Букв и Звуков пошёл дождь, да это не дождь, а ливень.

Буквы промокли, их размыло. Изогнуло. Не узнать. (РАЗДАЮ).

Ваша буква обозначает согл звук?+да

7. Подставьте к ней  по  очереди гласные нижнего ряда.

Произнесите слоги?

Как звучат согл. звуки в слогах?+мягкие

Какой можно сделать вывод:

ВЫВОД :Гласные нижнего ряда обозначают мягкость согласных звуков.

8. Встаньте. Впереди река .На чём переплывём речку? Назовите  водный  вид транспорта. ПЛЫВЁМ

Вокруг нас плавают рыбы. Назовите их. Подскажу вам их .

А рак рыба?==нет .Его тело не покрыто чешуёй

ЛЕЩ, ХЕК, ЛИНЬ, ЛЮР

Что вы можете сказать  о первых звуках в названиях рыб?===они мягкие

А  какие гласные обозначили мягкость предшествующего  согл. звука?

==Гласные нижнего ряда

Запишите названия рыб. Подчеркните буквы , обозначающие  мягкие согл. звуки. Каким карандашом?==зелёным

Что кроме гласных нижнего ряда смягчает согл.звуки?=мягкий знак

А  звук Щ+? Что вы о нём знаете?= он всегда мягкий

Есть ещё в русском языке всегда мягкие звуки?=Й+ч

9. А вот и берег.  Прислушайтесь..

идут звери, … узнаете  кто, отгадав загадки.

-Серенький зверек под лавку прыг –скок.             + Мышка. 

-В лесу живёт, любит мёд.  Собирает шишки- это косолапый                      +Мишка

Запишите слова.

Проверим. Чем отличается написание этих слов?        +гласными ы-и

Почему вы выбрали ы-в слове Мышка?  +м звучит твёрдо.

Почему выбрали гласную нижнего  ряда в слове Мишка?+ М+ звучит мягко

Мышка и  Мишка устали и решили отдохнуть. Вот камень и подушка.  Кто на что сядет? Как вы считаете?    +Мишка на мягкую подушку, а мышка на твёрдый камень, так  как первый звук ………

-Проверим…..СЛАЙД

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: Мишку и Мышку мы  сейчас угостим. Мышку тем, что начинается с твёрдого согласного звука. А Мишку тем, что начинается с мягкого согласного  звука.

Мышка и Мишка говорят нам спасибо. А мы давайте оглядимся….ИЛИ ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Посмотрим налево, посмотрим направо….Посмотрим ввех, вниз, прямо.

Видите цель нашего урока к которой мы шли ,летели и плыли…

Выяснить……

Мы пришли к цели?…+да

Так давайте запишем (или заполним)  пары слов

(Какую гласную нужно выбрать на письме, если слышишь твёрдый звук

И если слышишь мягкий  звук. Какую гласную пишем)

Почему одни согласные твердые, а другие согласные звуки мягкие?

От чего это зависит?

+от гласной которая стоит после согласной

ЕСЛИ слышим  твёрдый согласный звук, то гласную какого ряда пишем на письме. +верхнего

А если слышим мягкий  согласный  звук. То какую букву выбираем на письме?+гласную нижнего ряда

Урок окончен.

А  детей Мышка и Мишка угощают конфетами.

Конспект урока “Твердые и мягкие согласные звуки”

Урок русского языка во 2 А классе

« Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Организационный момент

-Давайте приготовимся

И на урок настроимся,

Готовы?

-Да!!!

Начнём урок, чтоб знания пошли вам впрок!

( Запишем число,  классная работа! Где записываем… .напомните)

2. Чистописание

 

Что за буквы? Какую роль играют в русском языке? Какая тема нашего урока?

3.Повторение

Мы с вами уже несколько дней работаем по этой теме. Давайте повторим, что знаем:

– Чем отличаются звуки от букв?

– На какие группы делятся звуки?

– Чем отличаются гласные звуки от согласных?

– Какими могут быть согласные звуки?

– Какие согласные звуки всегда твёрдые?

– Какие согласные звуки всегда мягкие?

4.Словарная работа

Сейчас мы с вами поработаем со словарными словами.

К доске пойдет Настя, остальные записывают в тетради ( напомните, где начинаем работать, как выделяем орфограммы)

Город, деревня, улица, морковь, месяц, картина, мальчик, комната, хорошо.

Возьмите синий и зелёный карандаш, обозначьте мягкий и твёрдый согласный звук ( напомните, как обозначаем)

Проверяем, оцениваем свою работу.

5. Самоопределение к деятельности детей

 Я вам прочту предложения, которые вы продолжите предложенными словами ( пыль, пил)

Я сотру со шкафа   ПЫЛЬ

Я кисель сегодня   ПИЛ

-Сравните последние согласные звуки в словах, дайте им характеристику

( в слове пыль…л-мягкий согласный звук

В слове пил…. .л-твёрдый согласный звук)

-Как обозначаются в звуковых моделях слов твёрдые и мягкие согласные?

– Сделайте звуковой анализ слов ( сколько букв, сколько звуков?)

Почему больше букв?

6.Создание проблемной ситуации

Послушайте сказку:

Собрались однажды все буквы вместе, и мягкий знак расхвастался: «Я самая волшебная буква! Только я могу превращать одно слово в другое! Было слово ел, а я сделаю ель, было слово банка, а я захочу — и получится банька!» А некоторые буквы рассмеялись и сказали: «Если мы захотим, то лук превратится в люк, мышка в мишку, а рад в ряд». Замолчал мягкий знак, задумался. Какие буквы, по-вашему, могли поспорить с мягким знаком? Какие буквы тоже  обозначают на письме мягкость согласных звуков?

На стр.63, выполняем упражнение №89 ( ребёнок у доски записывает пары слов)

Читаем правило на стр.63

7. Физкультминутка

8. Работа с кружками

9.Задание на доске ( распределить в 2 столбика слова)

Передайте соседу тетрадь, проверяем!!!

10.Игра «Поймаем мягкий согласный звук»

Хлопайте в ладоши, если услышите в слове мягкий согласный звук в!

Выл, вил ,вал, вял, вёл, вол, валить, вялить, высок, висок, воз, вёз, вазы, вязы, выть, вить.

11. Итог урока

На доске

12. Дом. задание:

Стр.63 №88

Урок закончен.


 

Постоянно мягкие и твердые согласные. Согласные звуки

Твердые и мягкие согласные звуки – это набор из двадцати карточек, являющиеся отличным дидактическим материалом для обучения чтению и формирования у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом могут быть использованы и для домашних занятий по грамматике, и на обучающих занятиях в детских садах и школах раннего развития. Вашему вниманию предлагается цветной вариант карточек. Зеленым цветом на них окрашены мягкие согласные, синим – твердые. Распечатав их на цветном принтере и предварительно разрезав, вы можете использовать их для демонстрации твердых и мягких звуков.

По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [п] — [п’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо – «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].

Но существую звуки, у которых нет пары по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж] , [ш], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные являются мягкими, если за ними стоят гласные я, ю, ё, е, и или ь, и твердыми, если стоят в паре с другими гласными и согласными.

На нашем сайте карточки Твердые и мягкие согласные звуки родители и воспитатели детских садов могут скачать бесплатно. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.

Фонетика – дама капризная, хоть и интересная. Ни для кого не секрет, что все звуки в русском языке подразделяются на согласные и гласные. Первые, в свою очередь, делятся на звонкие и глухие, мягкие и твёрдые. В основе этой классификации лежит способ произнесения звуков и особенности работы нашего артикуляционного аппарата. Так как же различить их все?

А в чём, собственно, дело?

Мягкие и твёрдые согласные звуки 1 класс начинает изучать в самом начале курса русского языка. Но чтобы отличать одни фонемы от других, нужно сначала понять, в чём же разница между ними и гласными.

Гласные звуки произносятся только с помощью голоса. Их можно пропеть, протянуть – именно так объясняют в школе педагоги малышам. Когда воздух на выходе из лёгких проходит через трахею, гортань, ротовую полость, он не встречает никаких препятствий. Когда мы говорим о согласных, то для их произнесения нужно задействовать губы, зубы и язык – в процессе участвуют они все, если так можно выразиться.

Сравнивая согласные и гласные по их звучанию, мы замечаем следующую тенденцию: когда гласные, как говорилось выше, звучат только при помощи одного голоса, то в согласных ещё присутствует шум, создаваемый помехами, с которыми приходится встречаться воздуху при их произнесении. В этом их главное отличие. Глухие звуки произносятся только с этим самым шумом, тогда как в звонких к нему добавляется ещё и голос. Сравните, например, произнесение слов «грот» и «крот» или же «дом» и «том». В обоих случаях первые – буквы твёрдых согласных звуков, звонкие и глухие соответственно.

«Вернёмся к нашим баранам!»

Теперь, когда мы уже немного знаем о различиях в согласных, перейдём к нашей основной теме.

Учиться лучше всего на примерах, правда? И снова обратимся к сравнению: давайте произнесём следующие пары слов:

Рэкет-рейка, булка-бюро, мама – мячик, лоза – лёд, вышка – вид.

В том, как мы произносим согласные, есть какое-то различие. Не так ли? Его обуславливают гласные звуки, которые стоят после согласных. Слова специально подобраны таким образом, чтобы нужные нам звуки находились в одной и той же позиции во всех примерах. В этом случае они показывают всё их разнообразие. Произнесите ещё раз, медленно. Чувствуете, как язык, в тех словах, где согласные звучат мягче, не упирается в нёбо, а словно расслабляется, становится плоским? Вот это можно считать главной особенностью, которую имеют наши твёрдые согласные при артикуляции.

Теория

Ну а теперь перейдём к конкретной теории. Твёрдые согласные – таблица, которая будет состоять из двух частей. Первым делом нужно запомнить, что твёрдость или мягкость звука обусловлены его гласным-соседом. Когда после буквы стоит а, о, у, ы , то звук, который она обозначает, определённо будет твёрдым (варежка, топот, губы, сыгранный), а если имеются е, ё, ю, я, и , согласный будет звучать мягче (метель, пёсик, мята, Киев). Таким образом, можно говорить о том, что смысла заучивать все твёрдые согласные нет. Практически все они парные. Это свойство показывалось в первом ряде слов, где мы учились различать твёрдые и мягкие звуки. Поэтому зависит всё от этой самой гласной.

Непарные согласные

Другой вопрос в том, как разбираться с непарными согласными. Таких в русском языке совсем немного: ш, ж, ц . Как бы вы ни пытались, произнести их мягко не получится. Даже если после них будут написаны те гласные, которые обычно употребляются с мягкими согласными: шомпол – шелест – шик, жуткий – жидкий – жестяной, цена – цирк – царь. Противопоставляются этим согласным непарные ч, щ, й , которые во всех случаях будут звучать мягко: чурка – чащоба – чистка, щёки – щуриться – щебень, йот – йогурт .

Ломай систему!

В этой ситуации нужно уяснить, что правило последующей гласной с ними не действует на непарные твёрдые согласные звуки. Таблица, которую можно составить для лучшего усвоения материала, в любом случае будет состоять из двух частей – парных, эквивалент которым всегда можно найти, сменив гласную, и непарных, живущих по собственным правилам.

Запоминаем

А теперь перейдём к методам изучения и запоминания. Твёрдые согласные 1 класс запоминает неохотно – слишком скучно. Но ведь всегда есть способ повысить эффективность, заинтересовав ученика необычной формой работы даже с настолько теоретическим и ненужным, на первый взгляд, материалом. На помощь нам придут различные картинки, схемы, рисунки и игры с выбором слов.

Сделаем, пожалуй, карточки. Вам понадобятся два листа цветной бумаги или же цветного картона. Главное, чтобы они были контрастные. Вырезаем одинаковые облачка, мячики, фигурки – всё, что придёт вам в голову. Потом соединяем две фигурки клеем, чтобы снаружи были эти самые контрастные стороны. А затем, при участии вашего маленького помощника, на одной стороне пишем гласные, которые дружат с мягкими, а на другой – с твёрдыми согласными. Для того чтобы совсем ничего не забыть, можно ещё рядышком поместить непарные и парные соответственно. Когда всё под рукой, гораздо же легче.

Далее, рисуем что-нибудь, что может помочь создать ассоциацию – кирпичик на картонке, где написаны твёрдые звуки, и пёрышко с мягкими фонемами. Или ещё нечто в таком роде. Имея перед глазами конкретный пример, школьник наверняка усвоит информацию лучше. Позже, для закрепления, можно просить вашего ученика в написанных словах выделять твёрдые и мягкие звуки разными цветами – красным и синим, например, чтобы вы без труда могли проверить его домашнее задание.

Подручный материал

Для подготовки табличек, о которых говорилось чуть выше, нужно всё-таки иметь какой-то материал. Твёрдые согласные звуки – таблица, на которую вы можете опереться, чтобы наверняка не запутаться. Для удобства в ней приводятся парные и непарные по твёрдости и мягкости звуки. Кстати говоря, если мы хотим обозначить мягкость звука, в фонетической транскрипции, например, после него ставится апостроф.

В этой таблице все фонемы вверху являются твёрдыми. Внизу размещены их мягкие аналоги. Правда, у нас есть три случая, когда у звука нет пары. Это означает, он не бывает мягким.

Запоминаем дальше

Продолжим практиковаться? Давайте приведём ещё примеры слов, где один и тот же согласный звук выступает в твёрдой или мягкой позиции. Ещё один нюанс. Кроме тех самых гласных, которые влияют на согласный, его может смягчать или делать твёрдым мягкий и твёрдый знак соответственно. Не будем забывать об этом в нашем следующем задании.

Бобр – беленький, вьюга – вратарь, город – гелий, подъезд – дьяк, жираф, зима – зубы, кит-кот, лошадь – лимонад, жменя-море, Нептун-носорог, пароход – перерыв, решение-роман, сова – семья, торт – тема, фильм-фотография, халва – схема, цыплёнок, шапка.

Определите слова из представленной пары, что демонстрируют мягкие либо твёрдые согласные. Как видим, буквы для их обозначения всё равно используются одинаковые. Обратите внимание на то, что в некоторых словах на твёрдость и мягкость влияют не только гласные, но и согласные, которые стоят рядом с нашим звуком. Кроме того, ещё можно попросить ребёнка придумать примеры для непарных согласных, чтобы он сам убедился в том, что они бывают только твёрдые. Всё же собственный опыт куда более яркое подтверждение, чем любая заученная теория.

Ещё одна игра

Для изучения темы мягкие и твёрдые согласные можно предложить ученику ещё вот такую игру. Она очень проста. Перед ним ряд слов, из которых нужно выписать только твёрдые согласные буквы. А потом, вставив в них гласные, придумать какое-нибудь слово. Например, есть ряд слов: соленье – лакей – ножики . Выписываем, значит, согласные: с, л, н, добавляем гласные. И первое, что приходит на ум, – короткое, но ёмкое слово «слон». Продолжим?

  1. Править – воля – лом (выписываются пр, в, л ).
  2. Томат – роль – топь (выписываются т, р, т ).
  3. Выпь – соня – сено (выписываются в, с, н ).

Заключение

В заключение хотелось бы напомнить о том, что ни в коем случае нельзя говорить «твёрдые согласные буквы». Таковыми бывают только звуки. А для их обозначения абсолютно такие же, как и в случае с мягкими (это было видно из приведённой выше таблицы). Теперь, когда весь материал у вас на руках, остаётся только практиковаться. В сети можно найти огромное количество различных игр и упражнений на определение типа согласных. И, конечно, можно ещё несколько раз перечитать материал на тему «Твёрдые согласные звуки» – таблица, представленная в статье, поможет систематизировать все наши знания. Повторять с ней будет гораздо легче.

Не забывайте, на каждый парный и непарный звук всякий раз приводить новые примеры, чтобы наш ученик сам учился сравнивать различное звучание согласных фонем. Оно зависит порой не только от последующего гласного или мягкого и твёрдого знака, но и соседствующих согласных, которые в зависимости от своей твёрдости или мягкости могут оказывать влияние и на исходный звук. Всё не так сложно, как кажется. Больше игр и практики – и всё обязательно получится.

Несомненно, когда маленького ребенка родители отправляют на учебу в первый класс, малыш может столкнуться с новыми и непредвиденными трудностями. Большую часть знаний он получает от своего учителя, но далеко не все может усвоиться и остаться навсегда в голове. Проблема может состоять в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успеть “схватить” все и сразу.

Такие преграды могут даваться по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, типа математики и природоведения. Русский язык также может оказаться непосильным для многих детей, ведь это один из сложнейших языков мира!

Как известно, все большое начинается с малого, а русский, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь классифицируются на мягкие согласные или твердые, ударные согласные и безударные. Данная тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.

Прежде всего, чтобы школьник начинал приступать к изучению звуков и их особенностей, нужно ознакомиться с буквами, которые в своем роде разделяются на согласные и гласные. Нужно также знать, что букв в алфавите целых 33, из них лишь 21 – согласные звуки в русском языке, которые в произношении могут давать 36 различных звукового произношения.

Согласные всегда классифицируются. Бывают согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, сонорные и шумные, парные или непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Тем самым, глухие звуки образуются с помощью шума и дают лишь глухость, а вторые отличаются подачей звонкости благодаря голосу.

Звуки гласные обладают меньшим количеством, их в алфавите всего 10, дающие звуков лишь шесть. Они же могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже ознакомился и хорошо усвоил данный материал, приступаем к тому повышению того навыка, когда ученик без труда смог бы отличать мягкий согласный звук от твердого.

При этом отличать нужно научиться с помощью разных признаков, ведь просто заучить не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать как мягко, так и твердо, а бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.

Перед какой гласной?

Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В случае, когда после согласной буквы идет одна из следующих гласных – а, о, у, э, ы – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, я, е» делают согласные мягкими всегда». По итогу дают последние все согласные мягкие слова. Для примера возьмем слово “мама”.

После согласной “м” идет гласная “а”, что делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “йа – я” дают мягкость согласной “д”. Если дети усвоят это простейшее правило и научаться им пользоваться, последующее определение мягкости или твердости звука не составит у них никакого труда.

Чтобы закрепить материал «Твёрдые и мягкие согласные звуки» еще лучше, давайте детям подобные упражнения, обозначающие закрепления данных правил. Советуем начинать с самых простых слов.

Две согласных подряд

В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, но что делать тогда, когда две согласных стоят подряд и как определить характеристику звука в данном случае? Здесь действует уже другое правило. Такие случаи всегда означают то, согласный всегда будет твердым. Только мягкие согласные звуки не фигурируют в этом правиле.

  • Как пример, можно взять слово “ручка”. После “ч” следом идет звук “к”, и ребенок обязан понять, что “ч” автоматически станет твердым звуком, так как следующая “к” и есть согласная.
  • Не спешите, когда будете объяснять ребенку эти несложные, но важный и порой запутанные правила. Следите за тем, понятно ли ребенку, задавайте вопросы и не ленитесь объяснять по нескольку раз.

Обозначение твердости и мягкости на письме

Традиционно все звуковые записи осуществляются благодаря транскрипции. Итак, в транскрипции если звук мягкий, ставим после него апостроф, который выглядит, как запятая сверху. Показываю: `. Например, возьмем букву “б”. В слове “барашка” – звук твердый, его звукозапись такова: [б], а в слове “белый” – уже [б`]. В слове “ледяной” мягкими будут только “л” и “д”. То есть, по сути, ребенок пишет одну и ту же букву, но она в свою очередь имеет разные произношения.

В транскрипциях и на письме подобной момент может обозначаться по-разному, то есть двумя способами :

  1. В случае, когда мягкие согласные в русском стоят в окончании слова или же перед другим согласным (в большинстве случаях твёрдым), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “лошадь”, “ясень”
  2. Если после согласной идёт смягчающий гласный (какой именно смотрите выше в правиле), то именно с его помощью обозначается мягкость согласных звуков. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.

Важно знать, что не стоит оставлять без внимания то, что любой способ обозначения мягкости звука относятся лишь к тем, кто имеет пару по твердости. Это значит, что, например, в словах “туш” и “тушь” мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Подобными словами являются: “щука”, “шить”, “пить”, “чаща”.

Постоянная твердость и мягкость согласного звука

Необходимо знать, что существуют звуки, которые вне зависимости от положения, правила или даже исключения не меняют свою позицию. Это “ж, ш, ц” – они всегда твердые, а “ч, щ, й” – неизменно мягкие, где ж, ш, ч, щ – шипящие согласные звуки.

Но детям бывает трудно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может без труда заготовить напоминание в тетради, которая будет выглядеть примерно так: ж, ш, ц, ч`, щ`, й`или просто подчеркни три последних буквы.

“Мягкие” слова

Так можно назвать слова, в которых все мягкие согласные звуки мягкие. Их огромное количество. Например: “иней”, “очки», «тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “щуриться” – это и есть слова с мягкими согласными.

  • Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя станет поиск подобных новых слов, в которых все согласные мягкие.
  • Если возникнут затруднения, обращайтесь к нашей подсказке! “Щуки”, “дядя”, “метель”, “тетя”, “линейки”, “пятерки”, “десять”, “сирень”, “финики”, “нянечки”, “черешня”, “десять” – слова, где все согласные мягкие. Также поиграйте наоборот: ищем в словах все согласные теперь уже твердые.

Учимся играя

Некоторые источники и справочники рекомендуют сделать акцент на развивающих играх. То есть ребенок, увлеченный подобным занятием, сам не замечает, как схватывает и учит трудный материал. Примером такой игры может стать всем знакомая “Найди пару”.

Все, что необходимо – это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумать в ответ другое, но уже с мягкими. Именно так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки 1 классу!

Звуком называется мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении человеческий слух воспринимает все звуки, которые слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и уже к 8-10 месяцам человек способен различать звуки, присущие исключительно родному языку, и все нюансы произношения.

33 буквы составляют русский алфавит, 21 из них являются согласными, однако следует отличать буквы от звуков. Буквой является знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме – обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [г]. Они несут в себе определенную смысловую нагрузку, соединяясь между собой, образуют слова.

36 согласных звуков: [б], [з], [в], [д], [г], [ж], [м], [н], [к], [л], [т], [п], [т], [с], [щ], [ф], [ц], [ш], [х], [ч], [б”], [з”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [п”], [р”], [ф”], [г”], [х”].

Согласные звуки делятся на:

  • мягкие и твердые;
  • звонкие и глухие;

    парные и непарные.

Мягкие и твердые согласные звуки

Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.

В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.

Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:

  • если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык];
  • после них стоит другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
  • если звук стоит в конце слова – [мрак], [друг], [стол].

Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – [мол’], мел – [м’эл], калитка – [кал’итка], пир – [п’ир].

Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные – только [ш], [ц], [ж].

Согласный звук станем мягким, если после него стоит “ь” и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – [г”эн], лён – [л”он], диск – [д”ыск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”].

Звонкие и глухие, парные и непарные звуки

По звонкости согласные разделяют на звонкие и глухие. Звонкими согласными могут быть звуки, создаваемые с участием голоса: [в], [з], [ж], [б], [г], [й], [м], [д], [л], [р], [н].

Примеры: [бор], [вол], [душ], [зов], [жар], [гол], [лов], [мор], [нос], [род], [рой].

Примеры: [кол], [пол], [том], [сон], [шум], [щ”ука], [хор], [цар”], [ч”ан].

К парным звонким и глухим согласным относятся: [б] – [п], [ж] – [ш] , [г] – [х], [з] – [с]. [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – том, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.

Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц], [х], [р], [м], [л].

Мягкие и твердые согласные тоже могут иметь пару: [р] – [р”], [п] – [п”], [м] – [м”], [в] – [в”], [д] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [з] – [з”], [б] – [б”], [г] – [г”], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: быль – бель, высь – ветвь, город – гепард, дача – дело, зонт – зебра, кожа – кедр, луна – лето, монстр – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – ферма, хоромы – хижина.

Таблица для запоминания согласных звуков

Чтобы наглядно увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, таблица, приведенная ниже, их показывает попарно.

Таблица. Согласные: твердые и мягкие

Твердые – перед буквами А, О, У, Ы, Э

Мягкие – перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я

Твердые и мягкие согласные
ббалб”битва
ввойв”веко
ггаражг”герой
ддырад”дёготь
ззолаз”зевок
ккумк”кеды
ллозал”листва
ммартм”месяц
нноган”нежность
ппаукп”песня
рростр”ревень
ссольс”сено
ттучат”терпение
ффосфорф”фирма
ххудобах”химия
Непарныежжирафччудо
шширмащлещина
ццельйвойлок

Запомнить согласные звуки поможет и другая таблица.

Таблица. Согласные: звонкие и глухие
ПарныеЗвонкиеГлухие
БП
ВФ
ГК
ДТ
ЖШ
ЗС
НепарныеЛ, М, Н, Р, ЙХ, Ц, Ч, Щ

Детские стихи для лучшего освоения материала

Буквы ровно 33 в русском алфавите,

Чтоб узнать, сколько согласных –

Десять гласных отнимите,

Знаки – твердый, мягкий –

Сразу станет ясно:

Получается число ровно двадцать одно.

Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,

Но вовсе не опасные.

Если произносим с шумом, то они глухие.

Звуки согласные гордо говорят:

Они по-разному звучат.

Твердые и мягкие

На деле очень легкие.

Одно простое правило запомни навсегда:

Ш, Ц, Ж – тверды всегда,

А вот Ч, Щ, Й – только мягки,

Как кошачьи лапки.

А другие смягчим так:

Если добавим мягкий знак,

Тогда получим ель, моль, соль,

Какой же хитрый знак такой!

А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,

Получим мягкую согласную.

Знаки-братья, мягкий, твердый,

Мы не произносим,

Но чтоб слово изменить,

Их помощи попросим.

Всадник скачет на коне,

Кон – используем в игре.

    Слова, где все согласные мягкие следующие:

    • ЯЧМЕНЬ
    • ПЕЧЕНЬЕ
    • СИРЕНЬ
    • МЕТЕЛЬ
    • ВЕСЕЛЬЕ
    • ЗЕЛЬЕ
    • ЧЕЛЯДЬ
    • ЩЕБЕНЬ
    • ОЧЕРЕДЬ
    • ОСЕНЬ
    • СЕЛЕНИЕ
    • ВЕЛЕНИЕ
    • ВЕЗЕНИЕ
    • ТЮЛЕНЬ
    • ОЛЕНЬ
    • СЕМЕЧКИ
    • ЛИНИЯ
    • ЛИЛИЯ
    • ЕРЕСЬ
    • ДЕНЬКИ
    • СЕРЬГИ
    • РЕМЕНЬ
    • ПЕЛЬМЕНИ
    • ВЕЛИЧИЕ
  • Мое любимое слово – лень.

    Еще плетень, нить, темень, миля, киль, петиция, Сибирь, глициния, фитиль, келья, няня, щебень и т.д.

    таких слов предостаточно, например:

    метель, косяк, дядя, иней, щуки, очки. в этих словах все согласные мягкие) если еще подумать, то можно найти кучу таких слов.

    Слова, в которых все согласные имеют мягкий звук

    Пельмень, синеть, ляля, мель, деньги, деньки, денек, сель, дизель, висеть, белеть, реле, желе, веселье, белье, билет, меню, винить, весь, житье, киль, дизель, везение, медь, пядь, пять, себе, бязь, беляши, беленький, житель, китель, медь

    В русском языке встречаются слова, в которых все согласные мягкие, например:

    • метель
    • линейки
    • пятерки
    • десять
    • сирень
    • финики
    • нянечки
    • черешня
    • десять
    • тюбетейки
    • веселье
    • хищники
    • щуриться
  • Прежде, чем вспомнить слова, в которых все согласные будут мягкими, нужно припомнить школьную программу, когда мы проводили фонетический звуко-буквенный разбор слова, то есть транскрипцию слова.

    Мягкость согласным придает мягкий знак и некоторые согласные буквы.

    Примеры таких слов множество. Вот некоторые из них – ремень, дядя, осень, метель, кисель, тень, лень и так далее, по этому же принципу.

    Признаться, слова, где все согласные были бы мягкими для русского языка не редкость.

    Ниже приведу несколько примеров подобных слов с подробным фонетическим разбором.

    Таких слов, в которых все согласные мягкие, в русском языке довольно много. Мне на ум пришли вот такие примеры: чай, иней, ремень, зелье, веселье, тень, пень, день, сирень, метель, дядя, тетя, сельдь, лень, олень.

    Таких слов, у которых все согласные являются мягкими, в русском языке довольно много.

    Наведу примеры некоторых из этих слов с мягкими согласными:

    • дядя;
    • сирень;
    • осень;
    • десять;
    • иней;
    • метель;
    • тюлень;
    • ремень.
  • В русском языке не очень много таких слов, некоторые из них вот эти:

    Веселье и многое другое..

    Спасибо за внимание

    В русском языке имеется множество слов с одними мягкими согласными (впрочем, как и с одними твердыми). Примером таких слов могут быть слова: тень, день, плетень, плести, плестись, пельмени, пельмень, пилюля, лебедь, белеть, белить, пилить, и многие другие слова.

Шишкина школа. Русский язык – Употребление знаков препинания

Употребление знаков препинания

Выпуск 38

Веснушка, Зубок и Шуня пришли на очередной видеоурок по русскому языку для младших школьников. Тема урока посвящена правилам употребления знаков препинания.

Было раньше такое слово «препинать». Означало оно — останавливать или прерывать движение. Знаки препинания, прерывающие плавное течение слов, очень важны для понимания написанного. Например: прочитайте фразу «Дружить нельзя ссориться». Веснушка и Шуня прочитали о том, что нельзя ссориться. А Зубок расстроился — ему показалось, что написано о том, что дружить нельзя. Друзья заспорили: как же понять правильно смысл этой фразы? За помощью они обратились к ведущей видеоурока — Василисе.

Она предложила подумать о том, что же именно они хотят сказать. Ученики Шишкиной школы дружно решили, что — «нельзя ссориться». И Василиса попросила послушать внимательно — как выделяется выбранная зверятами фраза при выразительном прочтении. Веснушка сразу догадалась: «Василиса как будто остановилась перед выбранным словосочетанием». Зубок заинтересовался: «А что же нужно поставить, чтобы эта остановка была видна при написании?»

Ну, конечно, в таком случае употребляется знак препинания под названием «запятая». Именно она ненадолго останавливает плавное течение написанной речи. Друзья весело тренировались произносить понравившуюся фразу. И Шуня радостно воскликнула: «Надо дружить!». Так она в своей речи употребила новый знак препинания — восклицательный знак. Оказывается, он не только останавливает, но даже меняет настроение всей фразы, придавая ей радостное выражение.

Затем Василиса познакомила Зубка, Шуню и Веснушку ещё с одним знаком. Знаете каким? Ну конечно — с вопросительным знаком. Именно он помогает задавать вопросы при написании нашей речи.

Но тут внимательная Шуня забеспокоилась. В начале видеопередачи Василиса обещала рассказать об употреблении четырёх знаков препинания. А пока любознательные ученики узнали о трёх знаках препинания: запятой, восклицательном и вопросительном знаках. Василиса познакомила их и с четвёртым знаком — точкой. Именно этот знак препинания говорит о том, что что-то закончилось. Без этой маленькой точки все предложения в тексте слились бы в одну непонятную мешанину слов и смыслов.

В конце видеоурока зверята ещё раз повторили полюбившиеся им знаки препинания.

Дружную компанию
Знаков препинания
Забыть никак нельзя.
Дружная компания
Знаков препинания —
С вами мы друзья!

санскрит – Мягкие согласные в Деванагари

санскрит – Мягкие согласные в Деванагари – Linguistics Stack Exchange
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 176 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

Linguistics Stack Exchange – это сайт вопросов и ответов для профессиональных лингвистов и других лиц, интересующихся лингвистическими исследованиями и теорией.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 757 раз

Закрыто. Это вопрос не по теме. В настоящее время он не принимает ответы.

Хотите улучшить этот вопрос? Обновите вопрос, чтобы он соответствовал теме Linguistics Stack Exchange.

Закрыт 3 года назад.

Может кто-нибудь сказать мне, какие мягкие согласные в Деванагари?

Эта ссылка дает мне список мягких согласных деванагари.Однако это полный список? В других источниках нахожу другой список. Может ли кто-нибудь окончательно сказать мне, какие мягкие согласные в Деванагари

?

Создан 11 ноя.

Экодзи

11144 бронзовых знака

1

Согласные, которые ваша ссылка называет «жесткими» и «мягкими», теперь обычно называются «глухими» и «звонкими» соответственно.Это стандартная терминология в современной лингвистике.