Разное

Твердые и мягкие согласные как определить: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Содержание

Буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Русский язык, 2 класс: уроки, тесты, задания.

1. Мягкость или твёрдость согласного звука

Сложность: лёгкое

2
2. Какие слова начинаются с твёрдых согласных?

Сложность: лёгкое

2
3. Слова с буквой й

Сложность: лёгкое

2
4. Слова, которые начинаются с мягкого согласного

Сложность: лёгкое

2
5. Согласный звук [й’] в словах

Сложность: среднее

2
6. Найди букву, которая смягчает согласный звук

Сложность: среднее

2
7. Определи буквы согласных мягких звуков

Сложность: среднее

2
8. Буква гласного, указывающая на твёрдость согласного звука

Сложность: среднее

2
9. Только твёрдые согласные

Сложность: сложное

3
10. Слог с мягким согласным звуком

Сложность: сложное

3
11.
Все звуки мягкие

Сложность: сложное

3

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК

УМК «Школа России», В.П.Канакина, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкина, М.Н.Дементьева, Н.А.Стефаненко

Цели урока:

Сформировать представление о способе обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

использовать знаковые символы при составлении звуковых схем; наблюдать и сравнивать согласные звуки;

Личностные:

– воспитывать любовь к родному языку;

– работать в паре по предложенному учителем плану;

– учить проводить самооценку деятельности.

Метапредметные:

– уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-учить выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

-уметь проверять правильность выполнения задания по эталону

-формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

– упражнять в применении правил поведения и общения в паре.

Предметные:

–  научить различать согласные звуки мягкие и твердые;

– познакомить со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме гласными буквами;

– формировать умение моделировать звуковые схемы слов;

– формировать орфографическую зоркость.

Оборудование:

 Интерактивная доска, учебник.

Образовательные ресурсы:

 Презентация, раздаточный материал

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать благоприятную рабочую обстановку.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель:

актуализировать имеющиеся знания;

-зафиксировать затруднение, связанное с «незнанием».

– Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

– Сегодня мы будем продолжать познавать тайны русского языка.

– Поиграем в слова. Подумайте, сколько слов в квадратах? Запишите их. (Слайд 1.)

У А

Л К М Я Л

Ю Е

– Можно ли их при письме переносить с одной строки на другую?

– Какими звуками они различаются?

– Чем ещё отличаются эти слова? Объясните значения слов лук и люк.

-Разделите их на две группы.

– Запишите их в два столбика.

– Придумайте свои слова, изменив в квадратах только букву гласного звука. Дополните столбики своими словами.

1. Задание на пробное действие.

-Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь, продолжив столбики: (Слайд 2.)

1) Поверчу волшебный круг –

И меня услышит друг.

(Телефон.)

2) Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

(Тыква.)

3) Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
За хвостом гоняется.

(Кот.)

4) Рассекет океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон.

(Кит.)

2. Рефлексия выполненного задания.

– Какие отгадки вы записали в первый столбик, а какие во второй?

– Посмотрите на экран, все выполнили задание верно? (Слайд 3.)

Эмоциональный настрой на урок.

Запись в тетрадях слов: лук, люк, мал, мял, мел.

Нельзя, потому что…..

– В словах лук, мал первые звуки твёрдые, а в словах люк, мял, мел первые звуки мягкие.

Учащиеся высказывают предположения:

1. Лук, люк; Мал, мял, мел.

2. Лук, мал; Люк, мял, мел.

Запись в тетрадях.

Возможные ответы: лик, лак, мёл, мил, мыл.

Лук, Люк,

лак, мял

мал, мел,

тыква, телефон,

кот. кит.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике;

-ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Личностные УУД:

– формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

– определять общие для всех правила поведения;

– определять правила работы в группах;

оценивать содержание учебного материала

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

– формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– формулировать учебные задачи;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

– формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

формируем умение работать в группе.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

– организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

– Почему не все правильно распределили слова по столбикам?

– Какие слова записали неправильно?

– Назовите первый звук в слове, в котором допустили ошибку.

-Какой это звук?

Возможные предположения учащихся.

Ответы учащихся.

– Мягкий/твёрдый согласный звук.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

– построить проект (алгоритм), выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи.

– Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

– Кто может озвучить тему сегодняшнего урока?

(Учитель записывает тему урока на доске.)

– Какую цель вы поставите сегодня на уроке перед собой? (Слайд 4.)

– Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

– Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

5. Реализация построенного проекта

Цель:

– реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе.

– Откройте учебники на страницу 81, найдите упражнение 1. Прочитайте, найдите слова с выделенными буквами. Объясните их значение.

– Спишите одно предложение по выбору.

– Выполните взаимопроверку выполненной работы. Оцените результат работы товарища на полях по критериям: без ошибок – знак +, 1-2 ошибки – знак + -, больше 2 ошибок – знак минус.

– Кто доволен своими результатами работы?

– Кто не доволен? Почему? Над чем нужно поработать?

-Найдите в стихотворении слово апрель. Произнесите по порядку все согласные звуки в этом слове.

– Какие звуки мягкие? Какой звук твёрдый?

– Что вы заметили?

Учащиеся выразительно читают стихотворение З. Александровой, объясняют значения слов ель, сосна, апрель, капель, лес, весна.

Учащиеся списывают предложение.

Индивидуальная работа

Взаимопроверка, оценка результата.

Дети произносят звуки [п], [рʼ], [лʼ].

– Звуки [рʼ], [лʼ] мягкие, звук [п] твёрдый.

– Мягкость звука [рʼ] обозначена в письме гласной е, а мягкость звука [лʼ] обозначает мягкий знак.

Предметные:

Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Распознавать модели условныхобозначений твёрдых и мягких согласных [м̓], [м].

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, я, ьпосле согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука.

Физминутка

Цель проведения – профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Музыкальная (Рефлексия)

(Слайд 5.)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель:

– применение новых знаний в типовых заданиях

– Найдите в учебнике упражнение 3 на странице 82.

Прочитайте пары слов и найдите в каждой паре выделенные буквы.

рад воз лук мыл

ряд вёз люк мил

– Произнесите звуки, которые они обозначают. Что вы заметили?

– Какие буквы гласных звуков обозначают твёрдость согласных?

– Верно, поэтому эти буквы расположились на деревянной лавочке. (Слайд 6.)

– А какие буквы гласных звуков обозначают мягкость согласных?

– Эти буквы сидят на мягком диване, потому что они обозначают мягкость согласных. (Слайд 7.)

-Спиши слова, в которых первый звук – мягкий согласный.

Учащиеся читают пары, называют выделенные буквы.

Высказывания учащихся.

– Твёрдость согласных звуков обозначается буквами: А, О, У, Ы, Э.

– Мгкость согласных звуков обозначается на письме буквами:Я, Ё, Ю, И, Е и Ь (мягкий знак).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

– организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.

Упражнение в подборе и написании слов, в которых есть мягкие и твёрдые согласные звуки.

Один учащийся выполняет упражнение у доски с объяснением, а остальные в тетрадях.

8. Включение в систему знаний и повторение

Цель:

– включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Упражнение в произнесении слов по их звуковым обозначениям

Игра «Найди пару»

На каждую парту раздаются 10 карточек: 5 карточек со словами и 5 со звуковым обозначением слов.

-Правильно подберите к словам их звуковые обозначения. Победит пара, выполнившая задание правильно и быстрее других. Работайте дружно, не мешая друг друга. Помните о правилах хорошей речи.

Учащиеся в паре подбирают к словам их звуковые обозначения.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

– организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности.

– Назовите тему урока.

– Какую цель вы перед собой ставили?

– Достигли ли мы этих целей?

– Где вы можете применить полученные знания?

-Твёрдые и мягкие согласные звуки.

– Научиться распознавать в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.

– Правильно обозначать в письме мягкость согласных звуков.

Карточки по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки» | Учебно-методический материал (2 класс) на тему:

Карточка 1. Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.

лист           окун           карас            пыл           рол            ден

рул             нос             сом               бол            сол            мир

лос             крик           лен               слон          мох            гус

Карточка 2. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Возит – возить                   Трактор сено _____________ .

                                            Далеко ему  ______________ .

Говорит – говорить           Ира по телефону _____________ .

                                             _______________  долго нельзя.

Шест – шесть                     Вове ______________  лет.

                                             Петя  взял _______________ .

Жар – жарь                         От печки идёт _______________ .

                                             Скорее  ______________  рыбу.

Удар – ударь                      Раздался ______________ .

                                            Ваня, _______________ в барабан.

Карточка 3. Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

каменный                             конь

прямой                                 мель

хищный                                хор

детский                                 кон                          

белый                                    угол

песчаная                               хорь

вороной                                уголь

игровой                                мел

Карточка 4. Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар__, нержавеющая стал___, густая пыл___, сильный жар___, белый мел___, острый угол___, каменный угол___, обширная мел___, длинный шест___, зелёная ел___.

Карточка  5. Отгадай загадки

Зарывается он в снег,

Если наступил январь.

Крупная лесная птица

Называется ____________


Словно царскую корону,

Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. _______________

Он по лугу важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. ________________

Хищный небольшой зверек

От людей живет поодаль.

На куницу он похож,

Называется он ___________________

Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама – _________________

Может пролежать весь день на снегу лентяй ______________

Обижается порой,

Если назовут змеей.

Длинный, тонкий, но, друзья,

Я все же рыба, не змея.________________

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. _____________

У какой кисочки на ушах кисточки? _______________

Карточка 7. Найди ошибки и исправь их.

             Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ? Игор  и  Юля укрылись под навесом.

Карточка 8 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки  зелёным карандашом.

Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро.

2. Найди в словах парные согласные буквы и подчеркни их.

Горка-корка, жить-шить, дело-тело, коса-коза.

3. Продолжи предложение:

В русском языке ___ согласная буква, а гласных букв ___.

Карточка №9 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть.

  1. Раздели слова для переноса.

Майка, чайка, лейка, угольки, пеньки, пыльный, мыльный.

3. Вставь пропущенные буквы:

Меб__ль, д__кабрь, м__тро, ф__враль, м__г__зин, январ__, р__сунок.

Карточка №10* по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

2. Измени слово так, чтобы первый  согласный звук произносился мягко.

        Мыл – _________, воз- ________, вазы-__________, нос -__________.

  1. Выполни по образцу звуковой анализ слова юрок:

Образец: ежи – [й,эжы]- 3 б., 4 зв.

юрок – ___________________________________________

 Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва – .., ту – …, ры – …, ни – …, ме – .., лё – … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

5. «Найди ошибки» и исправь их.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

6. а) «Найди пару» 

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения 

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

Урок «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Конструкт урока русского языка по производственной практике
ПМ.01 «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и
начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»

Студентки группы 46 «Б»
Ракинцевой Татьяны Александровны.

Дата: 06. 12. 2017.

ОУ: Школа с интернатом №27.

Класс: 2«А»

УМК: «Школа России»

ФИО учителя класса: Гнусарева Яна Валентиновна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись: ________________

Тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Планируемые результаты:

Личностные: демонстрируют положительное отношение к учебной деятельности. Демонстрируют умение слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками. Демонстрируют культуру общения, умеют слушать друг друга, демонстрируют уважительное отношение друг к другу при работе на уроке.

Метапредметные: Проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Демонстрируют положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Познавательные УУД: демонстрируют умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания; умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания; умения работы с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно. Коммуникативные УУД: проявляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, умение работать с учителем, в паре; демонстрируют способы взаимодействия; умеют полно и точно выражать свои мысли; демонстрируют умение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные: демонстрируют знания о твердых и мягких согласных звуках и буквах для их обозначения.

Цель: Формирование познавательных УУД в процессе закрепления знаний о твердых и мягких согласных звуках и буквах для обозначения.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебной деятельности. Воспитывать умения слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя и товарищей. Воспитывать у&

Твердые и мягкие согласные звуки | Давай-ка, познавай-ка!

Поход в 1 класс – важное событие для каждого ребенка. Но многие дети сталкиваются с трудностями, в связи с большим потоком новой информации. Не все темы даются первоклассникам с лёгкостью, трудность часто представляет изучение твердых и мягких согласных звуков. На данный раздел в учебной программе выделено немного времени, поэтому учащемуся должны помочь родители. Если у них нет педагогического образования, помощь в объяснении различий между твёрдыми и мягкими согласными звуками ученику 1 класса окажут таблицы.

Твердые и мягкие согласные звуки: как образуются и обозначаются на письме

Сравнивая согласные звуки в разных словах, можно заметить, что они по-разному звучат. Если при прочтении буквы передняя часть языка поднимается к небу, ротовая полость сужается, воздуха выходит меньше, звучание называют мягким. Противоположный звук, при котором губы округляются, называется твердым. За мягкость отвечают:

1. Мягкий знак, который следует за согласным.

2. Рядом стоящая гласная буква.

Твердость определяет гласная, идущая за согласным, а также положение буквы в слове, звук будет твердым:

· перед знаком «ъ»;

· впереди стоящий согласный;

· конец слова.

Важно! Исключением являются всегда мягкие согласные, они не меняются независимо от расположения в слове.

Также, чтоб дальнейшее изучение было верным, нужно запомнить главные правила:

· мягким может быть только звук;

· определить твердости-мягкости можно по гласной;

· не все буквы имеют пару.

В письменном виде такая характеристика обозначается только при написании транскрипций. Поэтому нужно выделить время изучению какими буквами обозначается на письме твердость и мягкость согласных звуков. Указывать мягкость нужно апострофом. Твердые звуки в транскрипции никакими знаками не обозначаются. Ниже приведена таблица, в которой видно, как звуки меняются, в зависимости от того, какая буква за ними следует на письме.

Какими бывают твердые и мягкие согласные звуки?

При изучении данного раздела в русском языке хорошо помогают дополнительные материалы. Ребенку легче запомнить через таблицы, что твердые и мягкие согласные могут быть парными. На письме они обозначены одной буквой, но их произношение отличается. С помощью наглядных материалов легче понимать определение твердости-мягкости. Также проще запомнить, что «ь» всегда смягчает звук. А «ъ» отвечает за твердость.

По мягкости-твердости согласные создают пары. Их отличие отмечено в транскрипции знаком «’»

Примечание! Как видно в таблице выше, некоторые звуки не образуют пар. На их характеристики не влияет позиция в слове.

Как определить твердый и мягкий согласный звук?

При воспроизведении каждой буквы органы речи работают по-разному, поэтому мы слышим разные звуки. Ребенку можно помочь запомнить, как легче определить твердый и мягкий согласный звуки в слове. Если при воспроизведении слога уголки рта расходятся в стороны, значит произношение – мягкое. Можно сказать, что при воспроизведении на лице появляется улыбка.

Определить твердый согласный звук в слове расположение языка, если в первом варианте он смещается вперёд, то на твердость указывает отсутствие смещения. Также при этом уголки рта не расплываются в улыбке. Таким образом выучить этот раздел русского языка намного проще.

Полезные таблицы мягких и твердых согласных звуков в русском языке

Кроме правили примеров закрепить понятия и систематизировать знания помогут специальные таблицы. Простые примеры для изучения твердых и мягких согласных звуков для 1 класса.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные звуки

Необходимо обратить внимание на правила исключения: твёрдыми и мягкими могут быть не все согласные, некоторые имеют только одну характеристику. Их звучание не зависит от того, какой звук идёт после них. Можно закрепить таблицу с этими буквами в тетради, для напоминания ученику. Наглядный пример с яркими рисунками поможет заинтересовать первоклассника.

Если с помощью таблички запомнить эти буквы ребенку трудно, можно воспользоваться другими методами. Например, на 3 кусочках поролона написать мягкие согласные, на 3 отрезках картона – твердые. Лучше разместить их на видном месте, таким образом у первоклассника сложится ассоциация, отвечающая за твердость и мягкость.

В тетрадь можно вклеивать вырезки для напоминания. В которых будет указано как пишутся гласные и согласные. Такие наглядные правила легче запоминать, чем обычный текст. При этом нужно не забывать о словах – исключениях, их лучше выписать в отдельную табличку. Таблицы над рабочей зоной дома – тоже хороший инструмент для тренировки памяти. Также можно вместе с ребенком нарисовать табличку в тетради самостоятельно. Первое время можно разрешать при выполнении заданий держать ее перед глазами. Затем память учащегося натренируется, и она будет не нужна.

Как подчеркивать твердый или мягкий согласный. Как определить мягкие согласные

    Слова, где все согласные мягкие следующие:

    • ЯЧМЕНЬ
    • ПЕЧЕНЬЕ
    • СИРЕНЬ
    • МЕТЕЛЬ
    • ВЕСЕЛЬЕ
    • ЗЕЛЬЕ
    • ЧЕЛЯДЬ
    • ЩЕБЕНЬ
    • ОЧЕРЕДЬ
    • ОСЕНЬ
    • СЕЛЕНИЕ
    • ВЕЛЕНИЕ
    • ВЕЗЕНИЕ
    • ТЮЛЕНЬ
    • ОЛЕНЬ
    • СЕМЕЧКИ
    • ЛИНИЯ
    • ЛИЛИЯ
    • ЕРЕСЬ
    • ДЕНЬКИ
    • СЕРЬГИ
    • РЕМЕНЬ
    • ПЕЛЬМЕНИ
    • ВЕЛИЧИЕ
  • Мое любимое слово – лень.

    Еще плетень, нить, темень, миля, киль, петиция, Сибирь, глициния, фитиль, келья, няня, щебень и т.д.

    таких слов предостаточно, например:

    метель, косяк, дядя, иней, щуки, очки. в этих словах все согласные мягкие) если еще подумать, то можно найти кучу таких слов.

    Слова, в которых все согласные имеют мягкий звук

    Пельмень, синеть, ляля, мель, деньги, деньки, денек, сель, дизель, висеть, белеть, реле, желе, веселье, белье, билет, меню, винить, весь, житье, киль, дизель, везение, медь, пядь, пять, себе, бязь, беляши, беленький, житель, китель, медь

    В русском языке встречаются слова, в которых все согласные мягкие, например:

    • метель
    • линейки
    • пятерки
    • десять
    • сирень
    • финики
    • нянечки
    • черешня
    • десять
    • тюбетейки
    • веселье
    • хищники
    • щуриться
  • Прежде, чем вспомнить слова, в которых все согласные будут мягкими, нужно припомнить школьную программу, когда мы проводили фонетический звуко-буквенный разбор слова, то есть транскрипцию слова.

    Мягкость согласным придает мягкий знак и некоторые согласные буквы.

    Примеры таких слов множество. Вот некоторые из них – ремень, дядя, осень, метель, кисель, тень, лень и так далее, по этому же принципу.

    Признаться, слова, где все согласные были бы мягкими для русского языка не редкость.

    Ниже приведу несколько примеров подобных слов с подробным фонетическим разбором.

    Таких слов, в которых все согласные мягкие, в русском языке довольно много. Мне на ум пришли вот такие примеры: чай, иней, ремень, зелье, веселье, тень, пень, день, сирень, метель, дядя, тетя, сельдь, лень, олень.

    Таких слов, у которых все согласные являются мягкими, в русском языке довольно много.

    Наведу примеры некоторых из этих слов с мягкими согласными:

    • дядя;
    • сирень;
    • осень;
    • десять;
    • иней;
    • метель;
    • тюлень;
    • ремень.
  • В русском языке не очень много таких слов, некоторые из них вот эти:

    Веселье и многое другое..

    Спасибо за внимание

    В русском языке имеется множество слов с одними мягкими согласными (впрочем, как и с одними твердыми). Примером таких слов могут быть слова: тень, день, плетень, плести, плестись, пельмени, пельмень, пилюля, лебедь, белеть, белить, пилить, и многие другие слова.

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким . А противоположный звук получил название – твёрдый .

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу (звук [в’]), репу (звук [р’]), помидор (звук [м’]), огурец (звук [р’]) . Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС .

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]


Рис. 3. Лук ( )

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные : [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные : [й’], [ч’], [щ’].

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] – ? [ж] – ? [р’] – ? [ч’] – ? [с’] – ? [л] – ? Проверим правильность выполнения задания: [з] – [з’]; [р’] – [р]; [с’] – [с]; [л] – [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий , для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки ()

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ()
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний ()
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. ()
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. ()

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка ? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]) .
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

Какие звуки называют согласными?
Из чего состоит согласный звук?
Какими бывают согласные звуки?
Сколько в русском алфавите согласных букв и согласных звуков?
Какие согласные звуки всегда твёрдые, а какие — всегда мягкие?
Какими буквами обозначают мягкость согласного звука?

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называют согласными звуками . Согласный звук состоит из шума и голоса или только из шума.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие . Звонкие состоят из шума и голоса, глухие — только из шума.

Только из шума состоят звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ]. Это глухие согласные звуки.

Многие согласные звуки образуют пары по звонкости- глухости : [б][п], [в][ф], [г][к], [д][т], [з][с], [ж][ш].

Для запоминания звонких согласных можно выучить фразу: «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ ».
См. все фразы для запоминания звонких и глухих согласных .

Глухие согласные легко запомнить по фразе: «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фу! ».

Согласные звуки обозначаются буквами:

Б , В , Г , Д , Ж , З , Й , К , Л , М , Н , П , Р , С , Т , Ф , Х , Ц , Ч , Ш , Щ .

Всего в русском языке есть 21 согласная буква .

Согласные звуки бывают также твёрдыми и мягкими.

Твёрдые и мягкие звуки различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твёрдому нёбу.

Большинство согласных звуков образуют пары по твёрдости-мягкости:

Не образуют пар по твёрдости-мягкости следующие твёрдые и мягкие согласные звуки:

Твёрдые [ж] [ш] [ц]
Мягкие [ч❜] [щ❜] [й❜]

Таблица «Согласные звуки: парные и непарные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие» (1-4 классы)

Примечание: в начальной школе твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки — зелёным цветом, гласные звуки — красным цветом.

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А , О , У , Ы , Э .

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е , Ё , И , Ю , Я , а также буквой Ь (мягкий знак).

Сравни: нос [нос] — нёс [н❜ос], угол [у́гол] — уголь [у́гал❜].

Непарные звонкие звуки [й❜], [л], [л❜], [м], [м❜] [н], [н❜] [р], [р❜] называют сонорными , что в переводе с латинского значит «звучные».

Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими . Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.

Звуки [ж] , [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки.
Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.

Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими .

Согласный звук не бывает ударным или безударным.

В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].

Внимание! Согласный звук может образовывать слог только с

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б – [б], в – [в], г – [г], д – [д], ж – [ж], й – [й], з – [з], к – [к], л – [л], м – [м], н – [н], п – [п], р – [р], с – [с], т – [т], ф – [ф], х – [х], ц – [ц], ч – [ч], ш – [ш], щ – [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих – 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких – 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] – кон [кон], лук [лук] – люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар – жар, кол – гол, дом – том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью – глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные – это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к”], [п], [п”], [с], [с”], [т], [т”], [ф], [ф”], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:


Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать

    А вот у меня вопрос такой…. Почему то в памяти всплывает правило,что согласный звук будет мягким,если после него стоит мягкий согласный звук,смягченный ь. Я об этом вспоминаю,когда слышу как говорят название моего города: Пермь. И говорят: пэ р м! Мол так они читают сочетание quot;рquot; и quot;мquot; . А мне кажется,что произношение: пэ р м- соответствуют правилам русского языка,а не просто исторически сложившееся произношение,о котором знают только местные

    Всегда мягкими являются согласные- Ч, Щ, Й, а также согласные, которые стоят перед гласными-И,Ю,Е,Я.

    А вот название города: ПЕРМЬ произносится как пэ р м,но многие,кто впервые слышит про Пермь,произносят ПЭ Р М. почему то в голове у меня всплывает правило,что согласный является мягким,если после него стоит мягкий согласный. И что правильное произношение Перми это не исторически сложившееся,о котором знают местные,а отвечающее правилам русского языка, о котором должен знать каждый. Так ли это?

    На мягкость согласного в русском языке указывает мягкий знак. Например, ден-ь, мал-ь-чик.

    На мягкость согласного всегда указывают гласные Е, Ю, Я, И, которые стоят после согласного. Например, тплый, дЕнь, дЯдЯ.

    Звуки Ч, Й, Щ всегда мягкие, они не имеют парного твердого согласного.

    Обратить внимание необходимо также на сочетание некоторых согласных, так как согласные могут смягчаться под влиянием последующих мягких звуков. Например, баНтик, н – мягкий под влиянием мягкого Т.

    Нужно отталкиваться от того, что в русском языке все гласные делятся на мягкие и твердые.

    Мягкие гласные – Е, И, Я, Ю

    Твердые гласные – А, О, У, Ы, Э

    Все согласные, стоящие перед мягкими гласными будут мягкими – РИ, ПЯ, ПИ, МЕ, Ле

    Все согласные, стоящие перед твердыми гласными будут твердыми – РА, РО, ПУ, МЫ, МЭ

    Ь тоже всегда смягчает согласные.

    В русском языке всегда мягкие три согласных звука это Ч, Щ, Й. Остальные согласные звуки могут быть смягчены некоторыми гласными звуками, т.е. если после них идут гласные Я, Ю, И, Е, и мягкий знак.

    Например, в слове роза, звук quot;рquot; твердый, а в слове риза, он мягкий.

    Чтобы указать мягкие согласные в слове, а такое задание предлагается в тестах о русскому языку (quot;Укажите слова со всеми мягкими согласнымиquot;), нужно сразу отбросить всегда твердые звуки ж , ш , ц , например:

    в слове женьшень , несмотря на кажующуюся мягкость (наличие букв quot;еquot; и quot;ьquot;) на самом деле целых два твердых звука. Это слово не подойдет в качестве правильного ответа.

    Также помним о всегда мягких звуках: ч , щ , й .

    А все остальные согласные могут быть как мягкими, так и тврдыми. Они сразу смягчаются, если за ними стоят буквы: е ,, ю , я , и , ь ,например:

    лан ь, см ена, р яд, л н, л юл ька, л иса, кор ь.

    А иногда, несмотря на отсутствие мягкого знака после согласного, все же все звуки в нем мягкие из-за взаимодействия звуков между собой, когда один мягкий звук смягчает предыдущий. Это фонетическое явление называется ассимиляцией по мягкости .В слове quot;нянчитьquot;, на первый взгляд, сразу не определишь, все ли звуки мягкие. Но вслушавшись в его звучание, услышим вот что:

    на нчи т, то есть все звуки мягкие.

    Хочется обобщить вышесказнные ответы. В русском языке существуют согласные, которые всегда являются твердыми (Ж,Ш,Ц), всегда мягкими (Ч,Щ,Й), остальные же могут быть и твердыми, и мягкими, в зависимости от того, какие звуки являются их quot;соседямиquot; справа.

    • Если после согласного стоит твердый согласный, значит, определяемый звук – твердый (это если не учитывать ассимиляцию, когда звуки уподобляются друг другу)
    • из этого пункта есть исключение: буква Н смягчается перед мягкими Д,Т и звуками Ч,Щ; и наоборот, Д,Т смягчаются перед буквой Н. Также смягчаются З,С перед мягкими Д,Н,Т.
    • Если после согласного звука стоит гласный, твердость и мягкость определяется этими звуками
    • Смягчает согласные и мягкий знак (его вторая функция – разделение звуков).
  • Методом исключения, убираем всегда твердые ж, ш,ц.

    Только мягкие й, ч, щ.

    Определяем мягкость соглсаной по стоящей рядом гласной. Например, в слове quot;тирquot; мягкий согласный звук (т), а в слове quot;какquot; – твердый согласный (к).

    если перед согласной стоят гласные И, Е, Я, Ю и мягкий знак, то согласные мягкие.

    Смотрите таблицу. Чтобы детям легче запоминалось, обозначаем мягких и твердых командиров.

    Для ответа на данное задание вспомним школьные годы и уроки великого русского языка. В языке смягчение согласных при произношении называется палатализацией, эти звуки возникают путем поднятия средней части языка к небу. А определяются эти согласные следующим образом:

    Если после согласной стоят следующие гласные: Е, И, Ю, Я.

    Или мягкий знак Ь.

    Также, всегда мягкими являются следующие: Й, Ч, Щ.

    После потрясающе подробного ответа Александра что либо писать было бы неуместным.

    Потому добавлю только одно.

    Вот это наличие твердых и мягких согласных в русском языке, точнее необходимость их произносить в зависимости от наличия той или иной гласной после одной и той же буквы, является камнем преткновения для иностранцев, изучающих русский язык.

    С сочетанием согласного с е, ю, я, и – завал.

    В лучшем случае у них получается такое произношение: quot;Тан-йаquot; или quot;Таньйаquot; это уже у продвинутых. При этом просто quot;яquot; они произносят довольно легко.

    Хотя и мягкий знак – проблема у некоторых.

    Люблю старый анекдот про quot;булька, бутылька и палька, кисел, мамзел и гизелquot;.

    Недавно с ребенком проходили эту тему в предшкольной подготовке. Даже схемки там они рисовали, мягкие согласные зеленым цветом, а твердые синим выделяли.

    Вот у них такое правило было:

    То есть есть согласные которые всегда будут твердыми, это: Ж, Ц и Ш.

    И есть согласные, которые всегда будут мягкими, это: Й, Ч и Щ.

    А остальное зависит от гласной, стоящей после и от quot;Ьquot;.

    Мягкие согласные по-научному называются палатализованными .

    При образовании мягких согласных дополнительно к основной артикуляции добавляется участие тврдого нба. По-латыни quot;тврдое нбоquot; будет palatum, отсюда и название quot;палатализованныеquot;. Явление смягчения называется quot;палатализацияquot;.

    Как определить, какая согласная мягкая, а какая тврдая?

    Как известно, всегда мягкими в русском языке являются согласные Ч, Щ, Й.

    В остальных случаях мягкую согласную можно определить по следующей за ней букве.

    Как правило, согласная буква будет обозначать мягкий согласный звук, если за ней следует одна из следующих шести букв: Е, И, Ю, Я, Ь .

    лес (Л мягкое), пс (П мягкое), вид (В мягкое), рюш (Р мягкое), мята (М мягкое), конь (Н мягкое).

    Но при этом нужно быть внимательными:

    1) Согласные Ж, Ш, Ц являются всегда тврдыми! Они никогда не будут смягчаться, даже перед И или Е.

    2) В некоторых иностранных словах согласные перед буквой Е не смягчаются. К сожалению, универсального правила на сей счт просто не существует. Например, произносится тЕкст, однако тЭст, тЭмп; дЕспот, однако дЭмпфер; нЕрв, однако фонЭма. Так что здесь придтся только зубрить и запоминать каждое слово.

    3) Если после согласной идт мягкая согласная, то предшествующая согласная может смягчаться, но может оставаться тврдой. Можно сформулировать следующие правила:

    а) смягчается согласная Н перед мягкими Т, Д: бантик, ундина. Кроме того, буква Н всегда смягчается перед Ч, Щ: лимончик, гонщик.

    б) смягчаются согласные Т, Д перед мягким Н: работник, всадник.

    в) смягчаются согласные С, З перед мягкими Т, Д, Н: мостик, безделье, песни, возня. (Перед остальными мягкими согласными буквы С и З не смягчаются! смех С тврдое, зрение З тврдое.)

    В остальных случаях согласные перед другими согласными обычно остаются тврдыми.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, ю, я, ь, и

II СЕМЕСТ Р

УРОК 37

Тема. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквами е, е, ю, я, ь, и

Цель: обобщать знания учащихся об обозначении на письме мягкости согласных звуков последующими буквами; развивать мышление, умение обобщать, анализировать изучаемый материал; воспитывать интерес к изучению языка.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация опорных знаний учащихся

– Какие звуки вы знаете? Назовите их.

– Составьте

слова из рассыпанных букв. Запишите их. Подчеркните буквы, обозначающие согласные звуки.

И, м, з, а; с, в, о, о, л; н, и, к, г, а; в, о, е, е, р, д; г, е, с, н.

IV. Работа по теме урока

1. Прочитайте пары слов

СЫн СИнь

ВОл ВЕл

САд СЯдь

КРУг кРЮк

ЖаР жаРЬ

– Произнесите звуки, обозначенные на письме выделенными буквами в каждой паре.

В каком слове вы произнесли твердый звук, а в каком – мягкий? Какие буквы употребляются для того, чтобы передать на письме твердость и мягкость согласных звуков?

– Мягкость согласных на письме обозначается буквами и, е,

е, я, ю.

2. Прочитайте

Дятел, заяц, лев, синица, куница, тюлень, морж.

– Выпишите сначала слова, в которых первый звук твердый, а затем слова, в которых первый звук мягкий. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных звуков.

3. Прочитай. Запомни!

Звуки [ж], [ц], [ш] – твердые.

Звуки [й’], [ч’], [ш’ч’] – мягкие.

Читай. Следи за правильным произношением.

Шила, жир, мыши, ножи, станция, чаша, стучу, чаща, щавель, чулок, сойка, щука, слойка.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

С. Маршак

– Назовите буквы, обозначающие только мягкие согласные звуки.

– А какие буквы обозначают только твердые звуки?

4. Прочитайте

– Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

– Двенадцать.

– А как они называются?

– Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Запишите названия месяцев по временам года.

Зима: декабрь, …, … .

Весна: март, …, … .

Лето: июнь, …, … .

Осень: сентябрь, …, … .

Проверьте, правильно ли вы написали. Подчеркните ь и букву, которая перед ним стоит. Какой звук обозначают эти буквы?

5. Давайте поиграем

Игра “Кто больше?”

Комментарий: за определенное время играющие должны подобрать наибольшее количество пар слов, у которых одни и те же согласные произносятся твердо и мягко (воз – вез, воды – води, нас – нес, угол – уголь).

6. Найдите в каждом слове другое слово

Смех, экран, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град, коса, хлев, уточка, щель, укол.

– Прочитайте получившиеся слова. Составьте звуковые модели двух слов (на выбор).

7. Прочитай! Улыбнись!

ЖИВАЯ ШЛЯПА

Котенок играл и сбросил шляпу. Шляпа накрыла Ваську. Увидали малыши, испугались. Живая шляпа по полу ползет! Убежали дети в кухню. Вадик стал от дверей картошкой в шляпу стрелять.

Сбил Вадик шляпу. А котенок к ребятам бежит: “Мяу!”

– Спишите концовку текста. Подчеркните буквы, обозначающие мягкость согласных.

V. Итог урока

– Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных?

– Назовите согласные, которые всегда твердые; всегда мягкие.

VI. Домашнее задание

санскрит – Мягкие согласные в Деванагари

санскрит – Мягкие согласные в Деванагари – Linguistics Stack Exchange
Сеть обмена стеков

Сеть Stack Exchange состоит из 178 сообществ вопросов и ответов, включая Stack Overflow, крупнейшее и пользующееся наибольшим доверием онлайн-сообщество, где разработчики могут учиться, делиться своими знаниями и строить свою карьеру.

Посетить Stack Exchange
  1. 0
  2. +0
  3. Авторизоваться Зарегистрироваться

Linguistics Stack Exchange – это сайт вопросов и ответов для профессиональных лингвистов и других лиц, интересующихся лингвистическими исследованиями и теорией.Регистрация займет всего минуту.

Зарегистрируйтесь, чтобы присоединиться к этому сообществу

Кто угодно может задать вопрос

Кто угодно может ответить

Лучшие ответы голосуются и поднимаются наверх

Спросил

Просмотрено 805 раз

Закрыто. Этот вопрос не по теме. В настоящее время он не принимает ответы.

Хотите улучшить этот вопрос? Обновите вопрос, чтобы он соответствовал теме Linguistics Stack Exchange.

Закрыт 3 года назад.

Может кто-нибудь сказать мне, какие мягкие согласные в Деванагари?

Эта ссылка дает мне список мягких согласных деванагари.Однако это полный список? В других источниках нахожу другой список. Может ли кто-нибудь окончательно сказать мне, какие мягкие согласные в Деванагари

?

Создан 11 ноя.

Экодзи

11144 бронзовых знака

1

Согласные, которые ваша ссылка называет «жесткими» и «мягкими», теперь обычно называются «глухими» и «звонкими» соответственно.Это стандартная терминология в современной лингвистике.