Разное

Твердые гласные буквы: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama

Звуки речи и буквы – ҰБТ, Қорытынды аттестаттау және ОЖСБ сынақтарына дайындайтын онлайн жаттықтырғыш құралы

Есте сақтау

Құпиясөзді қалпына келтіру

Тіркелу

Конспект

Звуки речи – самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое: дом – дым – том. Нетрудно заметить, что слова дом и дым различаются гласными звуками [о] и [ы], а слова дом и том различаются согласными [д] и [т].

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем. Обозначение буквами звуков речи на письме изучает графика (от греч. «графо» – пишу). Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит. В русском алфавите 33 буквы: 10 букв обозначают гласные звуки и 21 – согласные.

Две буквы – Ъ и Ь – не обозначают звуков.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды. Гласных звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Гласные звуки в словах могут быть ударными и безударными.

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду. Согласных звуков в русском языке 36: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [ц], [ч’], [х], [х’], [ш], [щ’].

Сұрақтар

  1. Слово, в котором больше букв, чем звуков

  2. Объект изучения фонетики

  3. Количество гласных звуков в русском языке

  4. Количество гласных букв в русском языке

  5. Количество согласных букв в русском языке

  6. Согласный звук

  7. Количество гласных звуков в слове инфекционный

  8. Количество букв и звуков в слове съесть

  9. Всегда твёрдые согласные

  10. Слово с пропущенной буквой И

  11. Букв больше, чем звуков в слове

  12. Ряд глухих согласных звуков

  13. Количество букв в русском алфавите

  14. Ряд шипящих звуков

  15. Гласным является звук

  16. Количество букв в русском алфавите, обозначающих согласные звуки

  17. Ряд звонких согласных звуков

  18. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи

  19. Количество гласных звуков в русском языке

  20. Звуков больше, чем букв в слове

  21. Сколько букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки?

  22. Укажите гласный звук.

  23. Слово, в котором количество букв и звуков не совпадает

  24. Ряд букв, не обозначающих звуки

  25. В слове больше букв, чем звуков

  26. Укажите гласный звук.

  27. Буква не имеет звука

  28. Слово с буквой, не обозначающей звук

  29. Укажите гласный звук.

  30. Глухой согласный звук

  31. Гласные буквы, которые могут обозначать два звука

  32. Ряд слов, в которых буква Ё передаёт 2 звука

  33. Ряд слов, в которых происходит оглушение согласных

  34. Слова, в которых происходит оглушение

  35. Слово, котором все согласные твёрдые 

  36. Слово со стечением четырёх согласных

  37. Слово, в котором буква Ю обозначает 2 звука

  38. Слово, в котором все согласные звуки мягкие

  39. Слово, в котором звуков больше, чем букв

  40. Слово, в котором нет звонких согласных звуков

  41. Согласный, не имеющий твёрдой пары

  42. Ряд глухих согласных

Қате туралы хабарландыру

Урок 01.

Гласные звуки и обозначающие их буквы. Множественное число. Приветствие и прощание

1. Аудирование

Слушать гласные звуки татарского языка.

Мягкие гласные: [ә], [ө], [ү], [э], [и].

Среди мягких гласных долгие — [ә], [ү], [и], краткие — [ө], [е].

Гласный [ә] похож на английский [æ].
Гласный [ө] похож на английский [ә:], но произносится с бóльшим огублением.
Гласный [ү] похож на немецкий звук, обозначаемый буквой «ü», но не такой напряжённый.
Гласный [э] похож на английский [ә].
Гласный [и] — дифтонгоидного характера (его можно обозначить и как [ий]), после этого гласного идут йотированные буквы.

Твёрдые гласные: [а], [о], [у], [ы], [ый].

Среди твёрдых гласных долгие — [а], [у], [ый], краткие — [о], [ы].

Гласный [а] в первом слоге произносится с огублением (приближаясь к русскому [о]).
Гласный [о] в первом слоге произносится с огублением (приближаясь к русскому [а]).
Гласный [у] похож на русский [у].
Гласный [ы] похож на английский [ә], то есть сильно отличается от русского [ы].
Гласный [ый] — дифтонгоидного характера.

Мягкие и твёрдые гласные образуют пары: [ә] — [а], [ө] — [о], [ү] — [у], [э] — [ы], [и] — [ый].

Татарские гласные делятся на долгие и краткие. Долгие: [ә] — [а], [ү] — [у], [и] — [ый]. Краткие: [ө] — [о], [э] — [ы].

2. Чтение

Следующие буквы обозначают на письме гласные звуки (включая сочетания «йот + гласная»):
А, а — [а],
Ә, ә — [ә],
Е, е — [йэ] (в начале слова и после гласных), [э],
Ё, ё — [йо:]*,
И, и — [и],
О, о — [о], [о:]*,
Ө, ө — [ө],
У, у — [у],
Ү, ү — [ү],
Ы, ы — [ы], [ы:],
Э, э — [э], [э:]*,
Ю, ю — [йу], [йү],
Я, я — [йа], [йә].

* Русские звуки [о:], [ы:], [э:] употребляются в русских заимствованиях.

Читать слова:

шат — рәхмәт, очрашырбыз — көн, дуслар — түгел, сау булыгыз — күрешербез, әнием — уйлыйм.

Недопустимо в речевом потоке произносить долгие гласные кратко и наоборот. Ударение в татарском языке чаще всего падает на последний слог, однако есть и исключения (например, вопросительные слова, глагольные формы). Ударение, как и в русском языке, носит силовой характер, однако менее выражено. Последний слог необходимо произносить отчётливо.

В слове могут присутствовать гласные только одного ряда (нёбный сингармонизм). Если основа содержит твёрдые гласные, аффиксы (служебные части слова, с помощью которых в татарском языке выражаются грамматические значения — число, падеж, время и т. д.) приобретают твёрдую форму, если основа содержит мягкие гласные, аффиксы приобретают мягкую форму: саумы ‘здравствуй’ — саумысыз ‘здравствуйте’, исәнме ‘здравствуй’ — исәнмесез ‘здравствуйте’.

3. Диалог

Реплики приветствия

— Исәнмесез! (‘Здравствуйте’; букв. ‘Вы живы?’)
— Исәнме! (‘Здравствуй’; букв. ‘Ты жив?’)
— Саумысыз! (‘Здравствуйте’; букв. ‘Вы здоровы?’)
— Саумы! (‘Здравствуй’; букв. ‘Ты здоров?’)
— Хәерле иртә! (‘Доброе утро’)
— Хәерле көн! (‘Добрый день’)
— Хәерле кич! (‘Добрый вечер’)
— Рәхим итегез, кадерле дуслар! (‘Добро пожаловать, дорогие друзья’)
— Сөлам! (‘Привет’)
— Нихәл (‘Здорóво’; букв. ‘Как дела’)
— Нихәлләр (‘Как дела’)
— Кәеф ничек? (‘Как дела’; букв. ‘Как настроение’)
— Хәлләр ничек? (‘Как дела’)
— Хәлләрегез ничек? (‘Как ваши дела’)
— Саулыгыгыз ничек? (‘Как ваше здоровье’)
— Рәхмәт, бик яхшы (‘Спасибо, очень хорошо’)
— Начар түгел (‘Неплохо’)
— Бар да тәртиптә (‘Всё в порядке’)

Реплики прощания

— Сау булыгыз (‘До свидания’, мн. ч.; букв. ‘Будьте здоровы’)
— Сау бул (‘До свидания’, ед. ч.; букв. ‘Будь здоров’)
— Исән булыгыз (‘До свидания’, мн. ч.; букв. ‘Будьте живы’)
— Исән бул (‘До свидания’, ед. ч.; букв. ‘Будь жив’)
— Хушыгыз (‘Прощайте’)
— Хуш (‘Прощай’)
— Очрашырбыз (‘Увидимся’; букв. ‘Встретимся’)
— Иртәгә күрешербез (‘Завтра увидимся’)
— Иртәгәгә кадәр (‘До завтра’)
— Хәерле юл (‘Доброго пути’)
— Тыныч йокы (‘Спокойной ночи’; букв. ‘Спокойного сна’)

4. Грамматика

Имя существительное в татарском языке характеризуется показателями числа, принадлежности, падежа. Род в татарском языке не имеет грамматического выражения. В некоторых случаях он выражается предшествующими словами ата ‘отец’ и ана ‘мать’: ата мөче ‘кот’ — ана мөче ‘кошка’.

Категория числа представлена двумя формами — единственного и множественного числа. Множественное число выражается аффиксом -лар/-ләр (после носовых м, н, ң — -нар/-нәр): кул ‘рука’ — куллар ‘руки’, күз ‘глаз’ — күзләр ‘глаза’, урам ‘улица’ — урамнар ‘улицы’, көн ‘день’ — көннәр ‘дни’.

В простом нераспространённом предложении соблюдается прямой порядок слов (подлежащее — сказуемое): Апа укый — ‘Тётя читает’, Алма кызыл — ‘Яблоко красное’, Ул матур — ‘Он красивый / Она красивая’.

Отрицательная частица түгел ‘не’ ставится после именных частей речей: иртә түгел ‘не утро’, дус түгел ‘не друг’, ак түгел ‘не белый’, күп түгел ‘не много’, ул түгел ‘не он[а]’.

5. Лексика

мин ‘я’, исем ‘имя’; ана ‘мать’, әни ‘мама’, ата ‘отец’, әти ‘папа’, абый ‘дядя; старший брат’, эне ‘младший брат’, апа ‘тётя; старшая сестра’, сеңел ‘младшая сестра’; әйе ‘да’, юк ‘нет’

6. Упражнения

6.1. Прочитать вслух

ак-әк, аз-әз, ат-әт, ар-әр, ам-әм;
ак-әк-ук-үк, аз-әз-уз-үз, укы-үке;
он-өн, ом-өм, ок-өк, ас-әс-ус-үс-ос-өс

мәк, рәт, шәп, фән, бәлеш, тәртә, чәйнек, тәлинкә, эшләпә, кәбестә;
мүк, күк, күл, күп, бүре, күрәгә, күсәк, бүрәнә;
көн, төн, көл, төлке, өрпәк, көрәк, өстәл

6.2. Образовать форму множественного числа

Дус, юл, кәеф, иртә, көн.

6.3. Перевести на татарский язык

0. Непорядок, нехороший, некрасивый.

1. Яблоко не белое, оно красное. 2. Здравствуй, мама. Как твои дела? — Спасибо, сынок, хорошо. 3. Привет, братишка! Как жизнь? — Всё в порядке, брат.

7. Текст 1

Минем исемем Кәбир*.

* Здесь нужно подставить своё имя.

Научитесь произносить 15 гласных звуков американского варианта английского языка — Произношение: произношение американского варианта английского языка

Что такое гласные звуки?

В английском языке пятнадцать гласных звуков, представленных буквами a, e, i, o, и u . Буквы y , w и gh также часто используются в написании гласных звуков. Гласные звуки производятся при относительно открытом голосовом тракте. Согласные звуки, напротив, образуются путем проталкивания воздуха через небольшое отверстие в голосовом тракте или путем накопления воздуха в голосовом тракте с последующим его выпуском.

Категории гласных

Гласные звуки делятся на следующие три категории:

  • Долгие гласные (гласные, которые звучат как название буквы)
  • Краткие гласные (наиболее распространенный звук для написания одной гласной)
  • Прочие гласные (оставшиеся гласные звуки)

долгие  гласные не произносятся на дольше  раз, чем краткие гласные звуки!

Учащимся ESL/ELL/EFL важно понимать, что термины «длинный» и «короткий» не описывают продолжительность произнесения гласного звука. Эти архаичные термины до сих пор широко используются в американских школах и в Интернете. Они используются здесь, чтобы дать имя гласному звуку, поэтому, когда обсуждается звук, используется имя, а не звук (который многие начинающие ученики еще не могут правильно расслышать).

Ключевые слова

Таблица гласных показывает ключевое слово , или краткое справочное слово, для каждого английского гласного звука. Ключевые слова используются потому, что гласные звуки легче услышать в слове, чем когда они произносятся изолированно. Запоминание ключевых слов облегчает сравнение различных гласных звуков.

Фоника: способ написания звуков

Фоника — это связь между написанием слова и его произношением. Поскольку в английском языке больше звуков, чем букв, для обозначения одного звука часто требуется сочетание букв.

В простейшем случае короткие гласные обычно пишутся одной буквой, а долгие и другие гласные обычно пишутся комбинациями букв. Однако это не следует воспринимать как строгое правило при изучении английского произношения, так как существует большое количество исключений. Кроме того, многие образцы правописания английского произношения имеют возможность двух или более произношений с использованием одного написания. Например, буквы “е-а” в словах 9 произносятся по-разному.0007 team  (длинное e /i/ ) и dead (короткое e /ɛ/ ). Полезно выучить распространенные варианты написания для каждого гласного звука, а также знать все возможные произношения для каждого варианта написания.

В английском языке также есть большое количество слов, которые произносятся не так, как предполагает их написание. Они называются нефонетических  слов, и их нужно запоминать по отдельности.

Гласные звуки и ударение в слогах

Гласные звуки и слоги тесно связаны между собой. Слоги — это естественные единицы звука, которые создают ритм разговорного английского языка. В словах, состоящих из нескольких слогов, всегда один слог является ударным (с дополнительным ударением).

Безударные слоги могут содержать schwa /ə/ и могут иметь практически любое написание. Кроме того, три согласных звука: n, звук , l, звук и r, звук (называемый «schwa+r» /ɚ/ , когда он слоговый), могут образовывать слог без дополнительного гласного звука. Их называют слоговых согласных .

Почему моему ребенку так трудно произносить гласные?

Q

Вопрос:

У моего второклассника проблемы с гласными. Когда она читает вслух или пишет, такие слова, как беспорядок и застревают становятся мисс 909102 и 7 запас . Есть идеи, что происходит? Чем я могу помочь?

A

Ответ:

Гласные сложны, поэтому неудивительно, что у некоторых первых читателей возникают с ними проблемы. Это связано с тем, как образуются звуки.

Согласные (такие буквы, как p , t и

l ) издают более четкие и четкие звуки, чем гласные. Когда вы издаете звук, вы используете губы, язык или зубы, чтобы остановить или ограничить поток воздуха. Чтобы понять, что я имею в виду, произнесите слова pie , tie и ложь . Обратите внимание, как двигается ваш рот, когда вы произносите первые звуки.

Гласные работают иначе. Вы можете держать их, пока не выдохнетесь. Они не такие точные, как большинство согласных звуков. Возьмите слова pat , pet и pit . У них краткие гласные. Посмотрите, как двигается ваш рот, когда вы произносите эти звуки.

Вы заметили, что в движениях рта есть лишь небольшие различия? Многие дети с трудом улавливают эти различия. И это может быть очень сложно для детей, у которых есть проблемы с чтением.

При поддержке дети могут лучше произносить короткие гласные звуки.

Я помогаю своим ученикам, используя движения рук, когда они произносят звуки. Вы можете использовать эти жесты дома, когда ваш ребенок произносит слова по буквам.

Вот несколько примеров:

Для короткого гласного звука в 

pat

Поместите указательный палец под подбородок. Произнесите этот короткий гласный звук, когда ваш подбородок опускается и упирается в палец.

Для короткого гласного звука в

домашнее животное

Поместите по одному указательному пальцу в каждый уголок рта. Произнесите этот короткий гласный звук, потянув рот к ушам.

Для короткого гласного звука в

яме

Сморщите нос и коснитесь его указательным пальцем, как будто ставите точки над буквой i . Произнесите звук, пока вы «ставите точку» на свой нос.

Для короткого гласного звука в горшке

Откройте рот и сложите губы в круг. Произнесите этот короткий гласный звук, водя указательным пальцем по губам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *