Разное

Родительское собрание по нравственному воспитанию в детском саду: Родительское собрание по теме “Развитие духовно -нравственного воспитания “

Родительское собрание по теме “Развитие духовно -нравственного воспитания “

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  Новосибирского района Новосибирской области  -детский сад «Земляничка»        

 

 

 

 

 

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

 

по теме:  «Формирование и развитие  духовно-нравственного воспитания дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приготовила педагог –психолог Шмидт О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Духовно –нравственная  жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок

В. Сухомлинский.

                  

                                                                             

   Уважаемые родители, мы все хотим видеть Наших детей здоровыми и счастливыми, для этого нужно формировать и развивать  духовно-нравственные основы. В условиях сегодняшнего общества, главными  приоритетами в воспитании ребенка, являются  его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой  самостоятельной жизни.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

В процессе духовно – нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников основаны на традиционных источниках нравственности: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести – ничего чем человек есть человек.»

В.Белинский

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Цель:  развитие духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Задачи:

·                   интеллектуальное и духовное обогащение детей;

·       способствовать сплочению родительского коллектива;

·        способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

·                   формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;

·                   возрождение русских национальных традиций и обычаев;

·                   сохранение нравственных семейных ценностей.

 

Методы работы:

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка в направлении нравственности и любви к ближнему.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно – нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру.

Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства.

 Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых (быть примером), от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

В.Сухомлинский

 

В нашей группе «Ромашка» мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении (духовно – нравственное воспитатние)

Формы работы по духовно – нравственному воспитанию  в группе «Ромашка»  (возраст 5-6 лет, 20 человек), применимые также дома, в семье:

– фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, в устном народном творчестве сохранены особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности (пословицы и поговорки, заклички, пестушки). Для  нашей группы приготовлен целый «банк» пословиц и поговорок.  В пословицах и поговорках в  краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом;

–  чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога», эти сказки дети слушают с удовольствием и  нам нужно помочь разобраться с вопросом «А почему так….»

–  занятия в течение года под названием «Уроки доброты», «Как стать добрее», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей: «Жил-был  я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала;

– знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Новый год,Рождественские Святки, Масленица, Пасха,8 марта, 23 февраля,9 МАЯ)

– тематические выставки детского творчества в течение всего года;

– знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской;  из рассказов взрослых,  литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг,  «Три богатыря» «Никита Кожемяка и др.

, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма; приобщаем к истокам русской национальной культуры «Как жили люди на Руси»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Устное народное творчество»; «Народная игра»;

– воспитываем любовь к родной природе, родному краю

– нравственные беседы (о прощении, скромности, трудолюбии, сострадании к ближнему, об умении терпеть, об уважении старших и др.)

– экскурсии в природу, как относиться к природе, какие правила в природе надо знать и соблюдать;

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.   

Сначала  люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию мы в группе начинаем с воспитания любви к матери, своей семье, своим родным: «Расскажи о своей маме», заучивания стихов о маме, песен о маме, изготовление подарков для мам, бабушек; творческие работы – портреты мам или всей семьи совместные мероприятия детей и мам «Дни открытых дверей», чаепития и посиделки с мамами (родительские собрания для мам и детей).

   Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Итак, развитие  духовно-нравственного воспитания чувств будет эффективнее, если между детским садом и семьей установится тесная связь. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

                                                         Памятка для родителей

                                                 «Рекомендации по организации

                    семейного чтения по развитию  духовно-нравственного воспитания»

 – при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад) ;

 – читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.

 – кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;

 – если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;

 – если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;

 – порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

 – если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

 – если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события  из произведения, что его так глубоко затронуло?

 Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.

 

 

 

 Список художественной литературы по  развитию духовно-нравственного воспитания дошкольников:

– русские народные сказки нашего детства;

 В. Осеева  Рассказы о детях: «Синие листья», «Плохо», «Чего нельзя, того нельзя», «Три сына», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Волшебное слово» и др.;

– Л. Толстой «Лев и собачка», «Лгун», «Косточка», «Старый дед и внучек»;

– В.В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;

– Стихи А.Барто;

– Н.Носов юмористические рассказы и повести для детей: «Заплатка», «Находчивость», «Огурцы», «Фантазеры» и др.;

– Э.Успенский его книги и мультфильмы

 

 

 

 

  Решение собрания:

 1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам формирования  развития духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.

 2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств  формирования и развития  духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.

 3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 
1.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

4. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.

5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет  с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и  доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.

7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое    воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003»,  2010.- 96с.

8. Ковалева Г.А.  Воспитание маленького гражданина.:  Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд.,   испр. и  доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

9.  Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое  воспитание детей старшего дошкольного  возраста. – 2-е изд.,   испр. и  доп.-М.: АРКТИ,  2005. -72 с.

10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. – Волгоград: Учитель, 2013.-103с.

12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.

 

Родительское собрание “Нравственное воспитание младших школьников в семье”


Родительское собрание “Нравственное воспитание младших школь
ZIP / 3.38 Мб

 

Содержание презентации:

 

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

Слайд1,2.

ТЕМА: «Нравственное  воспитание  младших  школьников в  семье»

ЦЕЛЬ:  помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; помочь им увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения. Воспитание  нравственного  отношения  к  окружающему  миру.

ПЛАН:

1.Рубрика «Педагогическое просвещение родителей»

лекция  на  тему «Нравственное  воспитание  младших  школьников  в  семье».

2. Рубрика « Чего  не должно быть»

3.Рубрика  «Решение  педагогических  задач» (родителями)

4. Рубрика «Шутки- минутки» (разыгранные детьми)

Оформление  доски

 

Слайд 3.                                                                                                                                                                 

 

                                                                  Всё нравственное воспитание детей

сводится к доброму примеру.

Живите хорошо или хоть старайтесь жить хорошо,

 и вы по мере вашего успеха

в хорошей жизни хорошо воспитаете детей.

Лев Николаевич Толстой

Слайд 4.

   Все  родители,  ожидая  ребёнка,  думают  о  его  будущем,  желают  ему  счастья.  Ребёнок  ещё  не  родился,  а  они  уже  мечтают  о  том,  каким  он  вырастет, хотят, чтобы  вырос  он  гуманным,  трудолюбивым,  скромным,  честным,  смелым.  Но  вот  когда  именно  надо  начать заботиться  о  воспитании  этих  прекрасных  человеческих  качеств, родители  подчас  плохо  себе  представляют.

    Ребёнок  мал,  он  требует  неустанных  забот  взрослых.  В  этих  повседневных  заботах  о  здоровье,  питании,  чистоте малыша  родители  как-то  забывают  о  других,  очень  важных  сторонах  его  воспитания.  Отец и мать  с  тревогой начинают  замечать, что  их  подросший  сынишка  не  любит  делиться  игрушками  и  лакомствами,  замахивается  кулачком  на  взрослых,  если  они не  выполняют  его  капризов, не слушается  старших…  Хорошо если  родители задумаются над  причинами  такого  поведения  ребёнка,  постараются  их  устранить.  Если  же  отец  и  мать не  придадут  этому  значение,  успокаивая  себя  извечным «вырастет-образумится»,  они  совершают  большую  ошибку.

  

Слайд 5.

    В  нравственное воспитание  входят  все  стороны  воспитания,  формирующие  человека.  А  между  тем  нравственное  воспитание  дошкольников в  семье  сводят  иногда всего  лишь  к  требованию  выполнять  некоторые  правила  поведения.  «Говори  спасибо,  пожалуйста;  незнакомых  называй  на  «вы»;  убирай  за  собой  свои  вещи  и  игрушки; слушайся  старших»  –  вот пожалуй, почти всё,  что  зачастую называют  нравственным  воспитанием  детей.  Но  уже  с  первых  месяцев  жизни  огромную  роль  в  формировании  личности  ребёнка  играет  окружающая  среда.  А  затем,  когда  малыш  подрастёт,  он  вступает  в  сложные  взаимоотношения с  людьми,  которые  невозможно  регулировать  только  с  помощью  этих  стандартных требований: «Говори  спасибо, пожалуйста…»

Слайд 6.

   Нежная  впечатлительная  душа  ребёнка  легко ранима.  Несогласованные,  противоречивые  требования  взрослых  нервируют  детей и  мешают  образованию  у  них  правильных  привычек. Дети болезненно  воспринимают  ссоры членов  семьи, а  особенно  разногласия  родителей – двух самых дорогих  для  них  людей. Иногда,  в конце  концов,  желая  угодить  обоим, дети приспосабливаются  и  невольно  привыкают  к  двуличию  и  фальши.  Нечего  и  говорить  о  том, что  недружная атмосфера  и  неуважение  родителей друг  к  другу  накладывают отпечаток  на формирующийся  характер  ребёнка. А ведь  «характер  человека  более  всего формируется  в  первые  годы  его  жизни,  и  то,  что ложится  в  этом  характере в  эти  первые  годы,  ложится  прочно,  становится второй природой  человека», – говорил  замечательный русский педагог  К.Д.Ушинский.

Слайд 7.

   Дети  очень  восприимчивы  и  к  плохому и к  хорошему. Даже самое  незначительное  проявление  внимания  к  людям  влияет  на  формирование  положительных  черт  ребёнка.

   Чувства ребёнка,  как   положительные,  так  и отрицательные,  поддаются  развитию  в  очень раннем  возрасте.   Чем  беднее  хорошие  чувства, пережитые в детстве,  тем  труднее  вызвать  их  у  человека, когда  он  вырастет.  А ведь  иногда  требуется совсем  немного  внимания  и времени.  Для  того  чтобы натолкнуть ребёнка  на  помощь  окружающим,  подсказать занятие, напомнить  о  несложных обязанностях,  поддержать правильное  суждение, доброе побуждение, обсудить  прочитанное или виденное, предупредить  назревающий  конфликт, воздержаться  и  остановить  других  от  неподходящих для  ребёнка  разговоров, полюбоваться  вместе  с малышом природой, послушать  музыку. Всё  это день  за  днём,  шаг  за  шагом  формирует  человека.

   Накопление  хотя  бы самых  несложных знаний о  природе  животных и растениях  –  расширяет  и  углубляет интерес  к  ней.  Если ребёнок  заметил  что-нибудь  сам и  поделился  впечатлением  со  взрослыми,  последним  нужно  выразить  своё  отношение  к  заинтересовавшемуся  ребёнку.  Если  он   прошёл  мимо  того,  что  заслуживает  интереса,  надо  остановить  его  внимание. Воспитывая  любовь  детей  ко  всему  живому,  мы  формируем  в  них  гуманность.  Забота  детей  о  животных  содействует  формированию  отзывчивости,  чуткости  и  в  отношениях  с  людьми.

   Страх  перед  необъяснимой  опасностью  делает  детей  слабовольными, неуверенными  в  себе.

   Преодоление  страха  увеличивает  смелость, и  поэтому  надо  учить  детей.  Воспитание  любви  и  бережного  отношения  детей  к  природе  и  её  красоте  служит  формированию  созидательных  и  творческих  способностей,  любви  к  родной  стране.

Слайд 8, 9.

   Одной  из  важных  сторон  нравственного  воспитания  является  воспитание  правдивости  и честности. Привычку  говорить правду  надо  воспитывать  с  ранних  лет.  Для того  чтобы воспитать  в  детях  привычку  говорить  правду,  надо  прежде  всего  быть  правдивым  и  самим  взрослым.  Нельзя  предъявлять  ребёнку  требование  говорить  правду,  если  он  не  находит примера  у  тех,  кто  его  воспитывает.

   «ПОМНИТЕ, ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ  ОСМЕЛИТЕСЬ  ВЗЯТЬСЯ  ЗА  ФОРМИРОВАНИЕ  ЧЕЛОВЕКА, ВАМ  САМИМ  НУЖНО, ЧТОБЫ  В  ВАС  САМИХ  БЫЛ  ОБРАЗЕЦ, КОТОРОМУ  ТОТ  ДОЛЖЕ СЛЕДОВАТЬ»

 Жан-Жак Руссо.

   Детям  свойственно  фантазировать. В  игре  они  легко  перевоплощаются  в  лётчика,  рыцаря, рыболова… предметы  домашнего  обихода  они  в  своём  воображении  переделывают  в  необходимые  им  для  игры  атрибуты.  Поддержать  такую  фантазию значит  поддержать  в  ребёнке  радость  творчества,  способствовать  развитию воображения  и чувств.

   Но  бывает  у  детей  фантазии, граничащие  с  ложью.  В  них  преобладает  желание  похвалиться,  выгородить  себя  или  сделать  недозволенное. Такую  фантазию-ложь  для  собственной  выгоды  надо  пресекать. Поведение, характер,  деятельность  ребёнка,  ставшего  подростком,  а  в  последствии  сформировавшимся  человеком,  в  огромной  степени  зависят  от  того,  как  взрослые  с  первых  месяцев  жизни  учили  его  реагировать  на  окружающую  среду.   Сумели  ли  развить  доверие,  уважение  к  людям, чувство  товарищества, правдивость, скромность, волю,  привычку  посильно  обслуживать  и  участвовать  в  труде  взрослых,  сумели  ли  воспитать  бережное  отношение  к  животным,  растениям,  вещам,  жизнерадостность, любознательность,  тяготение  к  творчеству, ко  всему  прекрасному  в  природе  и  доступному  в  мире  искусства.

   Нравственности  ребёнка  нельзя  научить  теоретически,  сев  однажды  с ним  за  стол,  при  наступлении  какого-то  определённого  возраста.  Только  ежедневная  и  ежемесячная  жизнь  с  её  «мелочами»  требует  от  нас,  взрослых, постоянного  контроля  над  собой, чтобы  мы  могли  быть  примером  для  наших  детей,  постоянного  внимания  к  детям.  Говорить  «Мне  некогда  воспитывать»  –  всё  равно, что  говорить  «Мне  некогда  любить».

   Как любовь  к  ребёнку,  так  и  чувство  ответственности  за  его  воспитание  входят  в  жизнь  вне  времени.  Живёшь  рядом  с  ребёнком – значит воспитываешь  его. Несомненно,  что  надо  находить  возможность  выделять  специальное  время  для  прогулок,  совместных  игр,  труда,  различных  занятий  с  детьми,  но  этим  далеко  не  замыкается  круг  воспитательной  работы. Осуществляясь  ежеминутно,  она  должна  незаметно,  систематически  создавать  правильные  взаимоотношения  в  семье,  утверждать  в  ней  атмосферу  искренности,  доверия  и дружбы.

   Большинство  наших  матерей  работают  и  сами  ведут  домашнее  хозяйство.  И  за  это  им  честь  и  хвала!  Но  ведь  родительские  обязанности  не  ограничиваются  обязанностью  домохозяйки.  Для  отца  и  матери,  как  бы  и  чем  бы  они не были заняты, главной обязанностью является создание духовного контакта с детьми, умения в любой момент отозваться на движение души, ответить на любые вопросы. А вместе с тем часто приходится наблюдать, что родители, придавая большое значение и уделяя много времени и внимания питанию и одежде детей, порядку в доме, не находят нужным и возможным уделить хотя бы немного сил и времени удовлетворению духовных потребностей ребёнка.

   Как иногда важно бывает оторваться хотя бы на две-три минуты от стирки, уборки, приготовления обеда для того, чтобы порадоваться вместе с ребёнком первым проявлением его творчества, его хотя бы самым маленьким достижением в труде, смутным проблескам чувства красоты. Но особенно  важно  не пропустить  моменты, которые  способствуют осознанию ребёнком разницы между злом и добром, слушая утверждения последнего. В присутствии ребёнка надо быть сдержанным, и в разговорах и в поступках. Надо оберегать детей от пошлого анекдота, от грубого слова так же, как оберегают их от инфекции или простуды. Лучше всего стараться предупреждать плохое поведение детей и тем самым необходимость их наказывать. Но не попустительством и баловством, а хорошей организацией всей жизни ребёнка: соблюдением правильного режима, созданием согласных, спокойных взаимоотношений в семье, умелым направлением желанием детей, утверждением положительного в детях и постоянным внутренним контактом с ними.

   Поступить правильно в разных случаях взрослым может помочь понимание ребёнка, душевный контакт с ним и большое чувство ответственности за формирование его нравственности.

Слайд 10.

  Не всё можно объяснить подрастающему ребёнку, но найти способы воздействия на его чувства всегда можно.

 

 

Слайд 11, 12.

2. РУБРИКА «Чего не должно быть»

(Зачитываются ситуации. родители обсуждают)

Дурной  пример заразителен.

   Иван  Фёдорович шёл  с дочкой  по  улице  посёлка  и  тихо беседовал  с  ней. Когда встречались знакомые, шли приятели по работе, то весело приветствовали его, пожимая руку. Ты не смотри, что я человек рабочий, – вдруг он обратился к дочери, – меня все уважают. Кто не пройдёт мимо, обязательно поздоровается со мной. Приятно, да?

-Папа, а ты?

-Что я?

-Здороваешься?

-Конечно! Разве не видишь?

А вот сейчас дядя Семён прошёл, поздоровался с тобой, а ты промолчал.

– Семёныч, а кто он? Он у нас на комбинате стружку подметает.

-Но ведь он с тобой поздоровался? – не унималась дочь.

-Ну ещё бы ему со мной не поздороваться! – гордо ответил Иван Фёдорович.- Я для него чуть ли не начальник. Девочка задумалась, помолчала некоторое время, а потом вдруг сказала: Я тоже не буду здороваться с Толькой.

-С каким Толькой?

-Его сыном.

Лежи не двигайся.

   Вова разбежался и прыгнул на диванные подушки уложенные им горкой друг на друга. Оказавшись на вершине, он перевернулся на спину и, довольный, задрыгал ногами. Потом стал медленно сползать вниз, подушки покатились вслед за ним, и одна из них ударила маму по ноге.

– Ну что за несносный мальчишка! – вскрикнула Елена Фёдоровна раздражённо, – покоя от тебя нет1

Малыш застыл на месте, но когда мать снова наклонилась  над книгой, он стал потихонечку собирать подушки.

-Опять! – строго посмотрела Елена Фёдоровна на сына.

-Ну, я играю, – сказал мальчик.

-Хорошая игра! Пыль столбом и шум. Займись чем-нибудь другим. Вон игрушек сколько! Но Вова равнодушно посмотрел на неподвижно сидящих зверюшек и снова стал укладывать подушки на диване.

– Нет это невыносимо, пять минут посидеть спокойно не может,- поднялась Елена Фёдоровна с кресла, – то со стула прыгал, то со стола. Ну что с тобой делать? Связывать тебя что ли?

– Не надо мамочка, – испуганно закричал Вова.

Елена Фёдоровна решительно подошла к сыну, подняла его и уложила на диван.

– Лежи и не двигайся –приказала она и пригрозила пальцем.

– Разве он без движения может, – всплеснула руками бабушка, входя в комнату. Вот у Саши и эспандер есть и обруч, и прыгалки. Он на подушках не ездит. Мальчику сила нужна. Елена Фёдоровна задумывается, согласна, кивает головой.

Прерванный  восторг.

   – Мама, смотри, уточка на брёвнышко взобралась. Она, наверное, устала плавать.

– Что ты выдумываешь? – дёрнула Ольга Сергеевна сына за руку.

– Пойдём!

-Подожди! Она правда устала. Стряхивает с себя воду.

– Некогда смотреть. Мы опаздываем. Дел очень много.

– Ну немножечко, – тянет Валерик и  упирается не идёт.

Ольга Сергеевна делает несколько шагов вперёд. Это пугает Валерика, и он бросается за мамой. Подошел автобус. Валерик вспомнил об уточке. Вглядывался через окно, надеясь увидеть уточек. Ольга Сергеевна не обращала на него внимания, погружённая в свои мысли. Она была довольна, что выбралась с сыном в парк.

Как ни как отдых с сыном, как советовала воспитательница. Всё-таки хорошо они провели время в парке. Катались на санках, лепили снеговика. Но воспоминания об уточке омрачило хорошее настроение.

«И далась она ему – начала сердиться Ольга Сергеевна, – и так всего насмотрелись». Она скользнула взглядом по лицу сына, вопреки ожиданию оно не выражало восторга. Наоборот, было хмурым и неприкасаемым.

«ну ничего. Завтра всё забудет. Будет с восторгом рассказывать в школе, как он провёл воскресенье»- успокоила мать себя.

-Ну как, рассказал ребятам, как мы провели выходной день? – спросила Ольга Сергеевна сына на другой день.

– Нет, – коротко ответил Валерик.

– Почему так?

– А все были в парке, катались на санках. И она поняла что-то важное она упустила.

Слайд 13,14.

3. Решение педагогических задач.

   Родители объединяются в группы. Каждой группе даётся конверт с заданием. В течении отведённого времени они должны решить поставленные задачи.

aСын принёс из школы чужую ручку. Что делать?

aмама говорит сыну:»Пора спать». А тот заявляет: «Не хочу!» Мама делает вид, что не слышит ответа ребёнка, и продолжает:»кого же ты сегодня возмёшь с собой смотреть сны? Мишку или зайца? И вот уже он тянется к зайцу, послушно ложится в постель.

Почему сын сначала отказался спать, а потом согласился?

aВиталика в семье оберегают от лишних контактов с детьми, ограждают от всяких забот и работ. Малейшее стремление ребёнка проявить самостоятельность наталкивается на запрет взрослых. Каковы ошибки воспитания Виталика в семье?

 aВ автобусе Миша толкнул пожилую женщину. Мама сделала вид, что не заметила.

Как должна поступить мать?

aОля требует самостоятельности: «Я сама» Не даёт одевать себя, а сама делает это медленно, часто задом наперёд надевает колготки, наизнанку кофту. Как быть?

aКатя отняла у Нины конфету, она заплакала. В ответ на это Катя крепче зажала конфету в руке. А когда ей сказали, что Нина перестанет плакать после того, как получит обратно конфету. Катя сунула её в рот и стала жевать.

Какой должна быть реакция взрослого человека на подобные ситуации?

aМама, закрыв лицо руками и сделав вид, что плачет склонилась над сыном. Но на мальчика слёзы не произвели впечатления, он спокойно наблюдал эту сцену. Разглядывал маму и, заметив под халатом бусы, обрадовался:»Красивые».

Можно  ли сказать, что ребёнок чёрствый, жестокий?

aСтоит Даше взять бумагу и начать рисовать, как Аня отбирает бумагу. Лежит игрушка, никто не обращает на неё внимание, а только Даша  возьмёт, Аня обязательно отберёт.

Жадность ли это?

Слайд 15.

4. «Шутки-минутки»

(разыгранные детьми)

ðМама: Что-то Машеньки не слышно.

                 Погулять наверно вышла?

    Дочь:  Нет сидит она на стуле

                 И внушает дочке Юле.

                 Не пищи, послушной будь,

                 Маме надо отдохнуть.

ðАвтор: Мама дочке говорила.

    Мама: Скоро сварится обед.

                 В магазин бы ты сходила.

                 Видишь, даже хлеба нет.

    Лена: Не могу.

    Автор: Сказала Лена.

    Мама: Почему?

    Лена: Болит колено.

    Мама: А давно болит колено?

    Лена: Давно.

    Мама: Очень жаль, а хотела

                 Пригласить тебя в кино.

    Автор: Покраснев сказала Лена.

    Лена: Кажется прошло колено.

ðМама: Ну, дочки, что без меня делали?

    1 дочь: Я всю посуду перемыла.

    Мама: А ты?

    2 дочь: А я всю посуду вытерла.

    3 дочь: А я все осколки подмела.

   Слайд 16.         

Закончить собрание хотелось бы словами:

 «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.» Сухомлинский В. А.

Опубликовано в группе «Родительское собрание: подготовка и проведение»

Четыре способа, которыми учителя могут помочь учащимся развить совесть

Совесть. Это тихий голосок в нашей голове, который говорит нам, как поступать правильно, затрагивая ту часть нас самих, которая от природы хороша и добра, помогая заставить замолчать ту сторону, которая таковой не является.

Когда мы слушаем это, мы чувствуем умиротворение, зная, что поступаем правильно, как бы тяжело это ни было. Когда мы его не слушаем, ну, это уже другая история. «Нет более ужасного свидетеля и более могущественного обвинителя, чем живущая в нас совесть», — писал Софокл 2500 лет назад.

Каким бы ни был век, нам всегда нужно больше людей, которые прислушиваются к своей совести и действуют по совести. Но развить рабочую совесть — немалый подвиг. По словам эксперта по нравственному воспитанию Дарсии Нарваес, развитие характера зависит от совести . Родители и школа могут учить детей таким добродетелям, как честность, справедливость и ответственность, путем моделирования, обсуждения и практики, но когда дело доходит до дела, именно совесть ребенка определяет, будут ли они применять эти добродетели в случае необходимости.

Реклама Икс

Познакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»

Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.

Согласно исследованиям, чтобы развивать сильную совесть, мы должны начинать с раннего возраста, так как развитие совести начинается в младенчестве и происходит в основном в отношениях родитель/опекун-ребенок.

Но и у педагогов есть невероятная возможность продолжить работу, начатую дома. Действительно, школы во всем их разнообразии обеспечивают идеальную среду для учащихся, чтобы развивать и практиковать навыки, необходимые для того, чтобы слушать свою совесть и действовать в соответствии с ней. Итак, с чего начнем?

Во-первых, как определить, развивается ли у молодого человека совесть? По мнению исследователей, есть несколько вещей, на которые следует обратить внимание: соблюдают ли они правила, даже когда никто не смотрит? Испытывают ли они беспокойство за кого-то, кто пострадал? И испытывают ли они дискомфорт, когда сделали что-то не так?

Например, если ребенку неудобно смотреть, как его друг неуважительно отзывается о ее матери, — это совесть. Ребенок знает, что нехорошо так разговаривать с родителями, и он чувствует внутри себя эмоции, которые говорят ему, что это неправильно. Если он сделает еще один шаг и скажет своей подруге, что она поступила неправильно, значит, он сделал выбор действовать по совести.

Понятно, совесть сложная штука. Ученые утверждают, что сильная совесть является результатом сложных психологических и реляционных процессов, таких как усвоенные ценности и нормы, а также способность чувствовать сопереживание и чувство вины. И даже если у них все это есть, это не гарантирует, что дети будут действовать на совесть. Это требует самоконтроля.

Хотя для развития этих навыков у детей может потребоваться много усилий, в конечном счете, это действительно хорошо для них и для общества. Исследование показало, что малыши и дошкольники, которые чаще действовали в соответствии с правилами своих родителей , когда родитель отсутствовал, были более заняты и имели меньше социальных проблем в школе.

Что могут сделать педагоги, чтобы поддержать развитие совести у своих учеников? Вот несколько советов, основанных на исследованиях.

1. Развивайте крепкие отношения между учителем и учеником

Дети начинают узнавать разницу между добром и злом от своих родителей или опекунов. Например, если ребенок бьет домашнюю кошку, родители говорят «Нет!» учит ребенка, что это не нормально.

Однако исследователи обнаружили, что природа отношений между родителями и детьми имеет решающее значение для этого процесса. Если родитель тепло и нежно относится к ребенку, выстраивая безопасные и доверительные отношения, тогда ребенок более восприимчив к усилиям родителей и с большей вероятностью будет выполнять их указания.

То же самое касается педагогов. Подумайте об учителях, которые были у вас в жизни. К кому из них вы чаще прислушивались? Я предполагаю, что это были учителя, которые приложили усилия, чтобы узнать вас, и которые были теплыми и доступными. Вероятно, это были те, кто проявлял к вам уважение, и кого вы уважали.

Итак, найдите время, чтобы лучше узнать своих учеников — их симпатии и антипатии, их боли, их надежды, их мечты — и пусть они увидят, что вы цените их как людей. Они также следят за тем, правильно ли вы решаете конфликты. Объясняете ли вы свои ожидания или прибегаете к угрозам или поддразниваниям?
Демонстрация заботы и уважения к учащимся в значительной степени побудит их слушать и доверять вашим указаниям.

2. Обсуждать, обсуждать и еще раз обсуждать

Как известно всем преподавателям, ученики часто интерпретируют события иначе, чем их учителя. Это нормально. Дети с самого раннего возраста усердно работают, чтобы понять мир и его правила. А процесс выяснения взаимосвязи между своим поведением, реакцией на него взрослого, влиянием, которое оно оказывает на других, и такими моральными эмоциями, как чувство вины, — очень психологически сложный процесс.

Чем больше они узнают о вашем отношении к вещам, тем больше они узнают о вашем мышлении, стоящем за вашим моральным суждением, и о том, чем оно отличается от их собственного. Исследования показали, что у матерей, которые нашли время, чтобы объяснить причины и последствия конфликта в мельчайших подробностях, дети имели более сильную совесть.

Но по мере того, как дети становятся старше, особенно когда они переходят в среднюю школу, эти обсуждения должны включать их сверстников. По мере развития они начинают подвергать сомнению и проверять правила, которые, как им известно, «произвольно» устанавливаются взрослыми, и правила, которые носят моральный характер: «Почему нам нужно ходить по прямой линии в школе?» против «почему мы не можем обмануть?»; «Почему нельзя жевать жвачку?» против «почему нам нельзя высмеивать кого-то в социальных сетях?»

Взрослые знают, что в этом мире нет абсолютных стандартов, которые можно было бы применять повсеместно. Дети тоже должны научиться этому, и им нужны возможности практиковать и развивать мудрость, которая поможет им справиться с колючими этическими дилеммами. Это также поможет им усвоить соответствующие правила и определить ценности, которыми руководствуется их совесть.

3. Моральная идентичность приемных учеников

У нас много идентичностей: расовая, этническая, религиозная, политическая, социальная, экономическая, гендерная, сексуальная и т. д. Но одна идентичность, которую исследователи считают решающей для того, чтобы поступать правильно, — это наша моральная идентичность , или насколько важно быть хорошим человеком для нашего самоощущения.

Действительно, по мере того, как ребенок все более и более успешно усваивает правила и избегает проступков, а также развивает эмпатию и сострадание к другим, он начинает считать себя нравственным человеком. Это, в свою очередь, может предсказывать хорошее поведение. Одно исследование показало, что пятилетние дети, которые называли себя очень нравственными, почти два года спустя продемонстрировали сильные просоциальные навыки. Другое исследование показало, что учащиеся с сильной моральной идентичностью более мотивированы вести себя просоциально — делиться, помогать и утешать других — даже если они не получают за это никакого признания. Это совесть в действии.

Педагоги должны помочь своим ученикам увидеть себя хорошими людьми. Хвалить детский характер — это нормально! Согласно исследованиям, говорить детям (особенно тем, кому около восьми лет), что они «полезные люди», более эффективно поощрять доброту в будущем, чем говорить: «Это было так полезно».

Другие способы воспитания моральной идентичности включают в себя предоставление учащимся простых подсказок, таких как чтение списков моральных принципов или написание рассказов с использованием моральных терминов. Одно исследование показало, что это может напомнить им об их моральной идентичности и помочь им вести себя просоциально. Вовлечение учащихся в общественные работы и предоставление им возможности поразмышлять над своим опытом также может помочь развить их ценности и идентичность как нравственных людей.

4. Продолжайте обучать SEL и навыкам внимательности

Это важнейшая «внутренняя работа» по развитию совести, и в ней много слоев, начиная с эмоциональных навыков.

Совесть обычно дает о себе знать через наши эмоции, а именно чувство вины и другие социально ориентированные эмоции, которые помогают нам осознать, что мы поступили неправильно или что другие страдают. Умение определять эти чувства и понимать, что они означают, может помочь учащимся развить сочувствие к другим, важнейший элемент совести. Действительно, исследования показывают, что дети с высоким уровнем эмпатии чаще проявляют просоциальное поведение.

Однако нам нужно пойти еще дальше и научить детей слушать их внутренние барометры — эмоции, которые говорят им, хорошо они поступили или не очень. Например, подумайте об эмоциональном «подъеме», который вы получаете, когда вы или кто-то, кого вы видите, делаете что-то доброе. Исследователи называют это «моральным возвышением» — встроенным механизмом, который действует как личная болельщица, которая говорит нам: «Ура! Продолжай делать это чаще!»

Внимательность может помочь детям развивать свое соматическое осознание, чтобы они могли лучше настраиваться на то, что говорит им их тело, и, следовательно, более внимательно прислушиваться к своей совести. Став более чувствительными к физическим, умственным и эмоциональным ощущениям в своем теле благодаря практике внимательности, они в конечном итоге смогут осознать, что внутренняя гармония означает чистую совесть, а беспокойство означает, что что-то не так.

Наконец, нам нужно помочь учащимся развить самоконтроль. Без этого они, возможно, не смогут действовать в соответствии с тем, что говорит им их совесть. Чтобы привести довольно универсальный пример, подумайте о времени, когда ваша совесть говорила вам не покупать продукт, который вы действительно хотели, потому что он был произведен компанией, которая противоречит вашим ценностям. Вы сдались? Если вы этого не сделали, поблагодарите свои мышцы самоконтроля.

Мозговые игры от SEL Kernels Гарвардского университета помогают развивать самоконтроль учащихся, обучая их останавливаться и думать, прежде чем решить, что делать. Это также побуждает учащихся делать глубокие, медленные вдохи, чтобы помочь им сосредоточиться, когда эмоции становятся непреодолимыми, как это часто бывает, когда их признают «виновными по мере предъявления обвинений» или когда они видят страдания другого человека.

Научиться прислушиваться к своей совести – нелегкий путь, можно и будет больно. Вот почему Шекспир называл совесть «тысячей мечей». Но столкновение с этими мечами — часть человеческого пути. Если достаточное количество из нас научится внимательно прислушиваться к своему чувству правильного и неправильного, тогда, может быть, только может быть, мы достигнем точки, когда, как однажды сказала Элеонора Рузвельт, «наша совесть станет настолько нежной, что мы будем действовать, чтобы предотвратить человеческие страдания, а не чем отомстить за это».

Роль родителей в образовании

Родители

5 октября 2022 г.

Нажмите, чтобы подписаться на мою рассылку, чтобы ежемесячно получать БЕСПЛАТНЫЕ ресурсы!

 

Роль родителей в образовании

 

Хотя в основном структурированное обучение происходит в стенах школы, это не означает, что родители не могут играть активную роль в образовании своих детей. Напротив, родители могут поощрять, мотивировать и даже влиять на своих детей, чтобы они хорошо учились в школе. В этой статье речь пойдет о роли, которую родители играют в воспитании своих детей.

 

  • Следить за успеваемостью своего ребенка в школе: 

    Родители должны принимать активное участие в жизни своего ребенка в школе. Они должны знать, как их ребенок успевает в школе. Онлайн-порталы оценок, табели успеваемости и отчеты об успеваемости дают родителям довольно хорошее представление об успеваемости учащегося — оценках, посещаемости, поведении и оценке учителя.

 

  • Co ордината с учителями:

    Учитель — лучший человек, с которым можно поговорить о том, насколько хорошо ребенок учится в школе. Часто учитель может дать обратную связь не только по академическому аспекту, но и по эмоциональному и социальному аспектам. Родители будут поставлены в известность, если есть проблемы, которые могут препятствовать учебе и успеваемости учащихся. Нажмите здесь, чтобы узнать больше о том, как поддержать ребенка дома.

 

  • Посещение Родитель-учитель Встречи:

      Ассоциация родителей и учителей, или PTA, представляет собой организацию, состоящую из родителей и учителей, целью которой является содействие участию родителей в школьной жизни. В большинстве начальных и средних школ (государственных или частных) есть PTA. Ассоциации родителей и учителей играют активную роль в разработке программ, которые поддерживают образовательные потребности детей. Они также способствуют установлению прочных партнерских отношений между семьями, школами и сообществами.

 

 

 

 

 

  • Участие в школьных мероприятиях:

    Школьные мероприятия — это прекрасная возможность объединить учащихся и родителей. Студентам настоятельно рекомендуется участвовать в школьных мероприятиях, конкурсах и спортивных состязаниях. Дети, естественно, хотят показать свои таланты и навыки на всеобщее обозрение, особенно на своих родителей. Это также отличная возможность «почувствовать» школьную среду и то, как ученики взаимодействуют друг с другом.

 

  • Быть образцом для подражания в обучении:

    Родители служат первыми учителями своих детей в первые годы жизни. Ответственность за обучение не заканчивается, когда ребенок начинает ходить в школу. Часто детям нужна помощь в выполнении заданий – по математике, естественным наукам и общественным наукам. Задача родителей — показать, насколько увлекательным и полезным может быть обучение. Благодаря правильному руководству родители могут помочь своим детям управлять своим временем и найти баланс между отдыхом (просмотром телевизора, играми, серфингом в сети) и учебой.

 

  • Свяжите то, чему учится ваш ребенок, с повседневной жизнью:

    Чаще всего многие вещи, которые ваши дети изучают в школе, могут быть связаны с повседневной жизнью. Например, вы можете поговорить с ребенком о единицах измерения при приготовлении пищи. В области науки можно обсуждать небесные тела (солнце, луну, звезды), погоду за окном. Если ваш ребенок проявляет интерес к гаджетам и вещам, вы можете объяснить, как работает компьютер, холодильник и другие бытовые приборы. Вы также можете обсудить вопросы безопасности внутри и снаружи дома (что делать во время бури, пожара или землетрясения). Сделайте это частью повседневного опыта вашего ребенка, чтобы подогреть его любопытство и желание учиться.

 

Заключение

Когда родители активно участвуют в образовании своих детей, дети с большей вероятностью будут лучше учиться в школе. Упомянутые выше вещи — это лишь некоторые из способов принять участие в образовательном успехе ваших детей. Для получения дополнительной информации прочитайте Уважаемые родители… Уроки учителя вашего ребенка: Руководство для родителей и учителей по созданию более прочной связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *