Таблица звуков и букв русского языка твердость мягкость: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Урок русского языка по теме “Твердые и мягкие согласные звуки”
урок подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Сальска Степанько Елена Павловна
11.12.2018
Урок русского языка
Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Цели: – систематизировать знания учащихся о твёрдых и мягких согласных звуках;
-формировать у учащихся чёткое представление о том, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или буквами гласных звуков и, ё, ю, я;
-способствовать развитию орфографической зоркости.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; аргументировано отвечать, доказывать своё мнение.
Ход урока
Организационный момент:
-Вот звонок наш дал сигнал
Поработать час настал
Так что время не теряем
И урок наш начинаем.
-Улыбнулись и поприветствовали друг друга и гостей.
Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы, но кто-то здесь уже побывал.
(день нам каждый мудрости жизни прибавляет частицу)
(Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости).
-Как вы понимаете значение?
-Можно ли сразу родиться мудрым?
-Какие качества нам сегодня понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое?
(внимание наблюдательности).
2. Каллиграфическая минутка
-Красиво списать пословицу, обращая внимание на наклон, соединение букв, красоту и конечно на грамотность.
-Выберите из пословицы односложные слова, двусложные, трёхсложные.
-Это всё? (нет, есть ещё слово, где 4слога)
3. Формирование проблемы, цели деятельности
1 слайд. У Сени и Сани в сетях сом с усами
-Прочитайте скороговорку 3 раза в полголоса
-Кто быстро?
-Какие орфограммы встретились?
(Сеня и Саня имена собственные)
(в сетях- безударное, гл. проверочное слово-сеть)
-Что заметили?(разные по твёрдости и мягкости)
фонетический разбор звука с.
-Отчего это зависит ? (от гласного звука)
-Сформируйте тему урока
2 слайд. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для их обозначения
-Чему будем учиться на уроке?
(Учиться определять какими буквами обозначается мягкость и твёрдость согласного звука)
4.Первичное закрепление. Работа над словарными словами
3слайд
-Ребята, кто из вас догадался, что объединяет эти слова? (словарные)
-На какие группы можно разделить их?
-Попробуйте записать их в 2 столбика, работая в парах.
-Какие слова попали в первый столбик, во второй?
4 слайд
-Давайте посмотрим на первый согласный звук. Он какой согласный? (мягкий)
-Какие гласные стоят после согласного звука (е, я, и)- магнитная доска
-Что они обозначают? (мягкость согласного)
-Какие ещё гласные вы добавите?
(ю,ё)
Так же со вторым столбиком
Твёрдость согласного звука обозначают
(о, а, у, э, ы)
Вывод: мягкость согласных обозначают гласные буквы (е, я, и, ю),
а твёрдость (а, о, у, э, ы).
5. Работа по теме урока
1. Наблюдение за мягкими и твёрдыми согласными
-Разгадайте шараду
5 слайд С твёрдым Л – огородное растение
И приправа к пище,
С мягким- отверстие,
Прикрываемое крышкой.
Магнитная доска- напишите свои слова
(лук, люк)
-Какими буквами различаются слова? (у, ю)
-Что они обозначают (у – твёрдость л, ю – мягкость)
-А теперь послушайте и определите на слух, какие слова отличаются тоже одной буквой
Коля просо курам нёс
Замарал он просом нос
Магнитная доска- нёс, нос.
-Может попробуем придумать 2 слова. Необязательно в рифму, чтобы продолжить такую закономерность .
-Трудно это сделать?
-Покажите своё настроение?
ФИЗМИНУТКА
2. Работа с предложением
Запись под диктовку- Сверкнула на солнце яркая шубка лисы.
-Проверьте
6 слайд
-Подчеркните грамматическую основу
-Найдите слова с мягким согласным звуком
-Какая буква обозначает мягкость (сверкнула – е, лисы – и)
-А мы ничего не пропустили?
(солнце – е )
Вывод: ц- всегда твёрдый непарный согласный звук
-А ещё давайте вспомним (ц, ш, ж –это твёрдые непарные согласные звуки) для закрепления стр. 120 в учебнике, таблица.
6. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику.
Упражнение №198
-Прочитайте задание. Прочитайте стихотворение.
-Выполнить задание. Списать и подчеркнуть непарные по твердости- мягкости согласные звуки.
2. Самостоятельная работа
-Попробуйте украсить ёлочку и догадайтесь на какой цвет записать данные слова: шарики, шишка, мишура, бусы, звезда, вата, подарок, свеча.
7. Рефлексия
-Что на уроке вам понравилось?
-Какая работа показалась сложной?
-Оцените своё настроение?
8. Подведение итогов урока
-Что вспомнили сегодня на уроке?
-Какие буквы обозначают мягкость согласных?
– Какие буквы обозначают твёрдость согласных?
-Напишите непарные твёрдые согласные звуки, непарные мягкие согласные звуки.
Домашнее задание
Выполнить упражнение №197
Добавить в каждую группу по одному слову и придумать четвёртую группу.
|
Разница между звуками и буквами в русском языке. Чем звуки отличаются от букв? В чем разница между гласными и согласными
Буквы обозначают звуки речи на письме. Письмо нельзя произнести или услышать, мы можем только написать его. Одна буква может обозначать один или несколько звуков, поэтому звуков в русском языке больше, чем букв. В русском алфавите 33 буквы, две из них не обозначают звуки, они лишь помогают другим буквам смягчить звук или сделать его твердым.
Стоит помнить, что сами по себе буквы не имеют никакого значения. Это всего лишь обозначения, можно даже сказать символы, придуманные для того, чтобы записывать звуки на бумагу. Буквы не делятся на гласные, глухие, мягкие, все эти характеристики относятся к звукам. Поэтому, прежде чем учить ребенка алфавиту, следует подумать, правильно ли вы понимаете значение звуков и букв. Ведь некоторые родители, сами того не желая, неправильно учат детей, что потом вызывает путаницу в сознании младших школьников.
Придя в школу, они узнают, что сами по себе буквы ничего не значат и их нельзя произносить. Возникает много вопросов относительно того, что такое звуки и откуда они взялись, ведь буквы учили в азбуке, а оказалось, что их нельзя произносить без звуков. Ведь взрослые понимают все эти тонкости на подсознательном уровне, а детям так сложно разобраться во всей этой путанице.
Звуки
Звуки — это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв, а пишутся с помощью специального знака — транскрипции «[…]». Различают звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие.
В некоторых словах звук полностью соответствует написанной букве, т. е. т – [т], к – [к] и т. д. Другими словами, одна и та же буква может произноситься и слышаться по-разному. Есть также слова, в которых написанные буквы как бы выпадают при произнесении. Это значит, что они есть на письме, но не произносятся в речи. Бывают случаи, когда сочетание двух и более букв дает только один звук. И, наконец, есть такие буквы, которые сочетают в себе сразу два звука. Это такие буквы, как: ю, и, е, е, ю.
Звуки производятся с помощью воздуха. Когда воздух вибрирует и работает речевой аппарат, возникает звук. При произнесении гласных звуков, при выдохе нет препятствия для воздуха, поэтому гласные звуки такие четкие и их можно пропеть. Согласные же образуются, когда на пути выдыхаемого воздуха есть препятствие.
Основные отличия:
- Букву нельзя произнести, а звук написать.
- Буква обозначает звук.
- Количество звуков значительно превышает количество букв.
Результаты
Можно сделать вывод, что звуки не могут существовать без букв, как не могут существовать буквы без звуков. Нам нужно не только слышать, но и видеть текст. Маленькие дети сначала учатся говорить, т. е. издавать звуки, и только потом их учат записывать сказанное, т. е. производить графическую запись произносимых звуков. Иногда детям трудно понять разницу между буквой и звуком; чтобы было проще, есть транскрипция, в которой слово подписывается звуками. Это значит, что каждая буква пишется в соответствии со звуком, который мы слышим в речи. Тогда детям становится легче видеть тонкую грань между буквой и звуком.
Ведь человек не может запомнить всю информацию, которую он слышит за свою жизнь, на помощь приходят письма. Также невозможно определить, что важнее звук или буква, потому что снова приходит в голову мысль, что их существование друг без друга невозможно и просто не имеет смысла.
При изучении языка могут возникнуть различные трудности, во избежание их необходимо различать устную и письменную речь.
Для этого необходимо определить, что мы называем звуком и что понимаем под буквой, в чем их отличия.Звуки — это волны, которые мы воспринимаем ушами. Среди всех звуков мы также улавливаем звуки, связанные с речью. Мы называем их звуками речи. Такие звуки отличаются тем, что могут образовывать слова.
звук мы называем наименьшую основную единицу звучащей речи. Языковые единицы, такие как фонема и слово, имеют семантическое значение, а звук не несет никакой смысловой нагрузки. Другими словами, звук — это мельчайшая неделимая единица речевого потока. Звуки различаются:
- По способу образования – на гласные и согласные,
- звонкий/глухой,
- мягкость/твердость.
Звуки делятся (в зависимости от соотношения в них голоса и шума):
- гласные [а], [о], [у], [и], [ы], [э] – в таких звуках в образовании участвует только голос
- согласных:
- звонкий –
- сонорный – [м], [м”], [н], [н”], [л], [л”], [р], [р”], [й”]. Эти звуки всегда звонкие, непарные.Голоса в своем построении больше шума
- шумный – [б], [б”], [в], [в”], [ж], [г”], [д], [д”], [з], [ч”], [ г] . В отличие от сонорных, эти звуки содержат больше шума, чем голоса. Это парные звуки.
- шумный – [н], [р”], [ф], [ф”], [к], [к”], [т], [т”], [с], [с”] , [ш], [щ”], [х], [х”], [ц], [ч”] . Такие звуки можно произвести только с помощью шума.
Для того, чтобы как-то обозначать звуки на письме, были придуманы буквы.
Письмо — это символ любого алфавита. Это графический знак, которым на письме обозначаются звуки речи. Звуки и буквы могут соответствовать в одних словах, а в других такого совпадения может не наблюдаться. В нашем алфавите 33 буквы:
- 10 обозначают гласные звуки – а, у, о, с, э, и, ю, э, я, э.
- 21-я буква обозначает согласный звук – б, в, г, е, г, з, д, к, л, м, н, р, р, с, т, ж, х, в, ч, ш, ю .
- б, б – 2 буквы в алфавите, не обозначающие звук.
Эти два понятия, “звук” и “буква”, не следует путать. Слова различаются звуками, а не буквами. Букву нельзя произнести, но и услышать. Все эти характеристики мы приписываем звукам, они звуковые единицы, буквы принадлежат алфавиту. Звуки есть во всех существующих языках, и в тех, которые не имеют письменности. Именно качество звука определяет выбор буквы.
Соотношение букв и звуков.
Мы называем буквы гласными или согласными, потому что они обозначают гласный или согласный звук.
- В некоторых словах все звуки могут соответствовать буквам: стул [ стул ]
- Одна буква может означать разные звуки в разных словах: фрукты [плот ] и фрукты [ плейды ]. В этих словах пишется буква д, но слышатся два разных звука – [д][т]
- В языке есть две буквы – б, б, которые не обозначают звуки, а пишутся для того, чтобы правильно произносить слова.
- В некоторых словах при слиянии гласных некоторые звуки не произносятся, а буквы пишутся. К таким звукам относятся: [в], [д], [т], [л] Например, счастливый [радостный] рад [радостный]
- Один звук может передаваться разными буквами. Например: слова компас и улыбка звук [ц] будет передаваться буквами ц и ц [компас”] [улыбка]
- Одна буква в письме может означать и два звука. В русском языке нет таких звуков: е, е, ю, и. Поэтому при наличии мягкого или твердого знака в начале слова такие буквы будут обозначаться двумя звуками: [й”э] [й”о] [й”й] [й”а]
Основные отличия звуков от букв:
- Звук мы слышим и произносим, букву нет.
- Буква — это графическое изображение звука.
- В русском языке такое количество звуков и букв: звуков – 44, букв – 33
Создание среды для совместной работы
(Кому) Проверь, приятель
Готовы начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке?
Книга, ручка и блокнот?
Вы проверили? Садиться!
Работай усердно!
Обновление жизненного опыта. Постановка целей.
(Воспитатель берет резиновый шарик с вставленной в него трубкой. Шар надувается, а затем позволяет воздуху свободно выходить из шарика. Звуков нет.
Прикрывая трубку мизинцем, выпускает воздух, при выходе создается шум.)
(К) Вместе с детьми узнайте, что они слышат.
Его не видно
В руки не брать
Но слышно (звук)
Какие там звуки? (вербальные и невербальные)
Приведите примеры звуков речи.
Эй, крючки и точки
тире, кружочки,
Соберитесь
Встаньте в очередь.
И ходить в гармонии
По листу бумаги, (буквы) Измайлова Е.
Довожу до того, что сегодня на уроке будут изучать звуки и буквы.
Работа по обобщению знаний по теме.
Учебник.
(К) Квест № 1. Подумайте, чем звуки отличаются от букв.
(ТО) Просмотр видео (развивающий мультфильм “Звуки и буквы”),
Что мы говорим, когда говорим? (звучит) Когда мы пишем? (буквы)
(К) Угадайте, какие звуки издают дети.
Как называются эти звуки? (гласные) Почему?
Как мы можем их записать?
(K) Задание #2 Послушайте или прочитайте стихотворение об алфавите. Назовите буквы, которые вы знаете.
(К) Квест №3. Слепите любую из них и расскажите другу, что это за письмо.
Можем ли мы видеть, ослепить звук?
Письменная работа.
(I) Квест № 1. Помните, что вы говорили о своей школе, и список, Чем современная школа отличается от древней? Школа раскраски.
Прописывание элементов «большого овала» (по линиям предыдущего урока).
Динамическая пауза.
(Д, ТО) Я называю звук, а вы показываете руками: А – руки в стороны, О – руки над головой в кольцо, У – руки в трубочку, Я – руки вверх, указательные пальцы оттопырены, Е – руки перед собой, С – руки сложены перед собой
Работа по учебнику.
(Г) Задание №4. Игра «Угадай слово по схеме».
Дикое животное с ценным мехом – лиса.
Домашнее животное – собака, корова.
Кондитерские изделия – торт.
Овощи – огурцы.
Предмет из школьных принадлежностей – пенал.
Учащиеся делят слова на слоги и ставят ударение в каждом слове.
(Г) Расскажите мне о каждом звуке отгаданного слова.
(К) Задание № 5. R Посмотрите на картинки в учебнике и руками покажите, как вы будете выполнять эти действия.
Папа берет книгу со стола.
Бабушка поднимает мяч.
Мама переставляет вазу.
Вопросы детям: Улавливаешь звук? Ты можешь сделать это?
Подвожу детей к мысли, что звуки невидимы и неощутимы, а буквы можно увидеть, слепить, сделать из различных материалов и написать.
(Г) Задание № 6 Предлагаю детям создать в классе «говорящую стену», нарисовать на каждую букву картинку и подписать свое имя.
(немного теории)Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чем разница между звуками и буквами?
Сначала ребенок слышит звуки. Он слышит речь других и начинает говорить сам. И только в период обучения чтению и письму дети знакомятся с буквами – учатся читать и писать. Буква – это особый знак, обозначающий звук в письме. Таким образом, звуки – мы слышим и произносим, буквы – пишем и читаем.
В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их письменного обозначения имеется 33 буквы — 10 гласных, 21 согласная и еще две специальные буквы, не читаемые — «б» и «б».
Как отличить гласную от согласной? Гласные можно петь свободно, на пути воздуха нет препятствий. Невозможно петь согласные звуки, на пути воздуха стоит препятствие. Например, губы – звуки [р], [б] и др., язык – звуки [к], [ж] и др., зубы – звуки [с], [ц] и др.
Согласные твердые и мягкий. Это определяется на слух!
Например, слова «кон» и «лошадь»
[примерно n ] [примерно n ’ ]
Важно научить ребенка определять твердость/мягкость согласного звука, т. к. это понадобится в дальнейшем при обучении грамоте (твердость и мягкость обозначаются на письме последующей гласной буквой или «б» и «б»).
В русском языке всегда мягких согласных: [h] [u] [th]
всегда твёрдых согласных: [w] [g] [c]
Помните, в русском языке 6 гласных: [а] [о] [у] [и] [э] [с]
10 гласных: а о у е с и я ё е ю
или как 2 звука: я – [я ]
Зависит от положения буквы в слове.
Самое главное перед обучением чтению и письму – научить ребенка отчетливо слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.
Обычно родители говорят, что ребенок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины нельзя смешивать!
Звук – это минимальная, неделимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке 42 звука речи.
Буквы – Это графические знаки, которыми обозначаются звуки речи при письме. Всего 33 буквы.
Произносим и слышим звуки, видим и пишем буквы .
Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит его как «П», а не «эр», «л», и не «эль», «ш», а не «ша» и т. д.
Родителям, детям старшего дошкольного возраста и первоклассникам необходимо знать о звуках и буквах гораздо больше.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая препятствий. В русском языке 10 гласных ( а, у, о, д, с, д, д. я, ю, я). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные ее. ю, и в некоторых позициях обозначают 2 звука:
ё – [й”о], э – [й”э], ю – [й”у], я – [й”а].
Гласные звуки обозначены красным кружком. Гласные звуки не бывают ни твердыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.
Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образованные языком, зубами или губами.
Согласные звуки :
– твердые – произносится твердо. Отмечен синим кругом. Например: [р], [к], [д] и т.д.;
– мягкий – произносится мягко. Отмечен зеленым кружком.
Например: [р”] = (р), [к”] = (к), [д”] = (д).
Большинство согласных имеют пару твердость-мягкость. Например: [б] – [б”], [т] – [т”], [л] – [л”] и т. д.
Но есть согласные звуки, не имеющие пары твердость-мягкость. Они либо всегда твердые, либо всегда мягкие:
– всегда твердые согласные – [ш], [ж], [ц];
– всегда мягкие согласные – [ч”], [у”], [й”];
– звонкие согласные – произносятся с участием голоса.
Например: [л], [р], [д], [м] и т. д. Для определения звонкости нужно положить руку на «шею» и прислушаться, есть ли «звоночек».
– глухие согласные – произносится без участия голоса.
Например: [ф], [х], [с], [р] и т.д.
Но есть согласные звуки, не имеющие пары звучность – глухота. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:
– всегда звонкие – [й], [л], [л”], [м], [м”], [н], [н”], [р], [р”];
– всегда глухой – [х], [х”], [ц], [ч”], [у”].
Нужно четко знать и различать звуки и буквы!
Карта, показывающая, сколько времени требуется для изучения иностранных языков: от самого простого к сложному
Хотите говорить на других языках? Конечно, как часто говорила Салли Стратерс, мы все такие. Но требования к овладению любым иностранным языком, без сомнения, в отличие от заочных курсов, предлагаемых этим Все в семье Звезда, ставшая иконой дневного телевидения, может показаться раздражающе требовательной и неясной. Но благодаря исследовательским усилиям Института дипломатической службы, центра обучения иностранным языкам для правительства Соединенных Штатов в течение последних 70 лет, вы можете получить представление о том, сколько времени это занимает, будучи носителем или носителем английского языка. спикер, чтобы овладеть любым из множества языков, на которых говорят во всем мире.
На приведенной выше карте показаны языки Европы (по крайней мере, те, которые считаются достаточно важными с дипломатической точки зрения, чтобы их можно было преподавать в FSI), раскрашенные в соответствии со средним временем, которое они требуют от носителя английского языка. Розовым цветом обозначены англоязычные страны. В красных странах говорят на языках категории I, которые наиболее тесно связаны с английским и, следовательно, могут быть изучены за 575–600 часов обучения: например, традиционные иностранные языки средней школы, такие как испанский и французский, или менее распространенные, но столь же легко изучаемые. изучаемый португальский и итальянский. Если вы хотите немного больше испытаний, почему бы не попробовать свои силы в немецком языке, чьи 750 часов изучения помещают его в категорию II — буквально, в отдельную категорию?
В общей сложности FSI классифицирует языки по шести категориям сложности, включая категорию 0 английского. Чем выше вы поднимаетесь по шкале, тем менее узнаваемыми могут показаться языки для англоговорящего моноглота. В категорию III вообще не входят европейские языки (хотя в нее входит индонезийский, который считается одним из объективно самых простых языков для изучения). Категория IV предлагает огромное разнообразие языков от амхарского до чешского, непальского и тагальского, каждый из которых требует 44 недель (или 1100 часов) изучения. Затем, на самой вершине лингвистической горы, мы находим измененную грамматику, совершенно незнакомые шрифты и потенциально загадочные культурные допущения категории V, «языки, которые исключительно сложны для носителей английского языка».
К этой самой грозной группе относятся арабский, китайский, китайский и кантонский, корейский и — со звездочкой, означающей «обычно более сложный, чем другие языки той же категории» — японский. Теперь, если вы, как и я, считаете изучение иностранных языков одним из своих главных занятий, вы знаете, что наличие подлинного интереса к языку — к его механике, к его продолжающейся эволюции, к культурам, которые его создали, и к культурам, которые он, в свою очередь, создает. — может творить чудеса, помогая вам преодолеть даже самые отягчающие трудности на долгом пути к командованию. С другой стороны, я также являюсь носителем английского языка, который решил переехать в Корею, где я изучаю не только корейский язык категории V, но и японский язык категории V* через корейский; Вы могли бы с недоверием отнестись к словам столь очевидного мазохиста на любом языке.
Ниже вы найдете полный рейтинг языковой сложности Института дипломатической службы. Независимо от того, какую категорию вы хотите выбрать, вы можете начать с нашей коллекции бесплатных уроков иностранного языка, многие из материалов которой созданы самим FSI.
Категория I: 23-24 недели (575-600 часов)
Языки, тесно связанные с английским
Африкаанс
Датский
Голландский
Французский
итальянский
Норвежский
Португальский
Румынский
Испанский
Шведский
Категория II: 30 недель (750 часов)
Языки, похожие на английский
немецкий
Категория III: 36 недель (900 часов)
Языки с лингвистическими и/или культурными отличиями от английского
Индонезийский
Малайзийский
Суахили
Категория IV: 44 недели (1100 часов)
Языки со значительными лингвистическими и/или культурными отличиями от английского
Албанский
Амхарский
Армянский
Азербайджанский
Бенгальский
боснийский
Болгарский
Бирманский
Хорватский
Чехия
*Эстонский
*Финский
*грузинский
Греческий
Иврит
Хинди
*Венгерский
Исландский
Кхмерский
Лаос
латышский
Литовский
Македонский
*монгольский
Непальский
пушту
Персидский (дари, фарси, таджикский)
польский
Русский
Сербский
сингальский
Словацкий
Словенский
Тагальский
*Тайский
Турецкий
Украинский
Урду
Узбекский
*Вьетнамский
Коса
Зулу
Категория V: 88 недель (2200 часов)
Языки, исключительно сложные для носителей английского языка
Арабский
Кантонский (китайский)
Мандарин (китайский)
*Японский
Корейский
* Обычно сложнее, чем другие языки той же категории.