Разное

Таблица звуки речи 2 класс: Звуки и буквы – таблица произношения и правописания (2 класс, русский язык)

Содержание

Звуки и буквы. | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):

Тема. Звуки и буквы.

Цели: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать условные обозначения звуков речи; применять полученные знания при выполнении заданий.

Оборудование: учебник “Русский язык” 1 класс автор Канакина В.П., печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, компьютер, карточки для работы в парах,  карточка-сеть для итогового повторения, золотые рыбки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжки, ручки  и  тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/

-Для чего нам нужно изучать русский язык? /Чтобы быть грамотными людьми/

II. Чистописание

-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.

-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/

И наклонно положу. /Кладут наклонно/

Я, друзья, от вас не скрою – /Берут ручки/

Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/

Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/

За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/

– Весной тает снег, превращаясь в воду, вода течёт к рекам, разливаясь и затапливая ближайшие земли. Это природное явление называется половодье, паводок. /Показ на экране/

-Вода течёт волнами. На минутку чистописания к нам волна заглянула.

-Посмотрите, какая буква спряталась в волне? /п/  Перенесите волну к себе в тетрадь и продолжите её до конца строчки.

-На какую букву начинаются слова паводок. половодье? /На п/  Запишите эти слова красиво к себе в тетрадь. /Слова напечатаны, учитель пишет письменными буквами на доске/

– Это время очень опасно для жизни. Каждый год во время паводка гибнут люди. Вода закрывает низины, углубления. Мы не видим место куда можно встать, поэтому можно утонуть. Лёд слабый, на него нельзя выходить. Гулять можно только около дома, на возвышенности.

III. Самоопределение к деятельности.

-Весна. Мы выходим на улицу и звуки весны окружают нас повсюду: журчат ручьи, поют птицы, кричат ребятишки, пуская кораблики.  Все рады солнцу и весне. И так хорошо становится. /Звучат в записи звуки весны/

– На какие две группы можно разделить окружающие нас звуки? /Речевые и неречевые/

– Мы не буквы, мы – звуки речи

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы – звуки речи

Произносят и слышат  нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласной – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

– Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебники на с.45. Прочитайте тему урока. /Звуки и буквы/

– Чему мы будем учиться при изучении этой темы? /Читают на с.45/

Учитель читает сведения на с.47 в рубрике “Обрати внимание!”

IV. Работа по теме урока.

– А теперь сядьте свободно и послушайте сказку о звуках и буквах.

-Жили-были в одной волшебной стране звуки.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ЗВУКИ”.

– Страна была крохотная, жителей было мало. Никто их не видел, т.к. они были невидимками. А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами. За их певучесть и голосистость их прозвали …/гласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “ГЛАСНЫЕ”

-Назовите их. /А, о, и, у, э, ы/

Фонетическая зарядка.

– Эти звуки любят петь. Споём их на одном дыхании. Следите за указкой, вдохнули … /Учитель показывает на ленте букв различные чередования звуков, а дети поют./

– Остальные тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Они очень дружили, во всём соглашались с гласными, любили стоять с ними рядом.  И назывались они…/согласными/.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “СОГЛАСНЫЕ”

– Верно. Звуки и теперь живут вместе. И вот однажды в этой стране появился волшебник. Ему она так понравилась, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. Но они были невидимыми. Тогда он решил подарить каждому жителю одежду. Стоило  её надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

Учитель выставляет на доску карточку со словом “БУКВЫ”.

– Ребята, а чем отличаются звуки от букв? /Ответы детей/

Работа с учебником.   Упражнение №2 с.46

-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.

Звуки мы слышим и произносим.

/Составляют предложение под руководством учителя. Записывают в тетрадь самостоятельно. /

– На прошлом уроке мы изучали роль ударения в словах. С какими звуками дружит ударение? /С гласными/

-Благодаря этой дружбе какими становятся гласные? /Ударными и безударными/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “УДАРНЫЕ” и “БЕЗУДАРНЫЕ”

– Давайте всё выясним о согласных звуках. Какие бывают согласные? /Звонкие, глухие, твёрдые, мягкие/

Учитель выставляет на доску карточки со словами “ЗВОНКИЕ”, “ГЛУХИЕ”, “ТВЁРДЫЕ”, “МЯГКИЕ”.

На доске получилась таблица:

                      звуки                                         буквы

                    гласные                                 согласные

ударные        безударные               звонкие                глухие

                                                твёрдые      мягкие        твёрдые    мягкие

– Для того, чтобы звуки могли веселиться волшебник подарил им карнавальные наряды в виде кругов. Какие достались гласным и  какие согласным?/Дети отвечают/

На доске под таблицей появляются символические обозначения звуков (взяты из системы “Школа 2100”).

V. Звуко-буквенный анализ слов.

Работа с учебником. Упражнение №4 с.47- выполняют по рядам.

/По одному представителю от ряда работают у доски на наборных полотнах, по окончании проверка/.

– Давайте попробуем нарядить слова, которые мы видим в виде рисунков,  в разноцветные карнавальные костюмы и в буквенную одежду.

-Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? /Аист, слон, сом/

-Составьте звуковую схему слов из кругов, через тире запишите слово буквами.

-Проверим, все ли справились с поставленной задачей?

-Одинаковое ли в словах количество звуков и букв?

Физкультминутка

Физкультминутка с движениями.

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся за парты.)

 Под звуки природы дети выполняют упражнения для глаз. Дети остаются сидеть за партами.

-Глазкам нужно отдохнуть.   /Ребята закрывают глаза/

-Нужно глубоко вздохнуть. /Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты/

-Глаза по кругу побегут.  /Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки/

 – Много-много раз моргнут.  /Частое моргание глазами./

 -Глазкам стало хорошо.»

Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз.

 -Увидят мои глазки все! /Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка./

V. Звуко-буквенный анализ слов (продолжение)

– Продолжим работу. А в каких случаях количество звуков и букв в словах может не совпадать? /Дети отвечают/

– Весенние лужи опасны тем, что под водой могут скрываться ямы. Давайте в тетрадь запишем слово ЯМА. Мы постараемся не угодить ни в одну яму и в эту в том числе, ведь ничего хорошего это нам не принесёт.

/Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях./

– А теперь нарядим слово в карнавальный костюм. /Рисуют  в тетрадях звуковые обозначения в виде кругов , на доске прикрепляют готовые  круги из набора/.

– Одинаковое ли в словах количество звуков и букв? Почему звуков больше? /Дети отвечают/

VI. Упражнения в транскрибировании слов.

– Давайте  составим к слову “ЯМА” звуковой костюм, который называется ТРАНСКРИПЦИЕЙ. С этим словом мы уже знакомились и что оно обозначает знаем. Но  не лишним будет повторить, как обозначаются в транскрипции звуки. Нам поможет в этом “Страничка для любознательных”, которая находится в нашем учебнике на с.48. Прочитаем /Читает хорошо читающий ученик, остальные следят./

– А теперь запишем транскрипцию в тетрадь и на доску. Проверим. /[ й,ама]

Игра “Найди ошибку”. Работа в парах

– Сегодня мы говорили о половодье. Талая вода течёт в реки, а из рек попадает в море.

Учитель выставляет на доску карточки со словами “МОРЕ” и “ВОДА”

– У вас на партах лежит по два варианта транскрипции к каждому слову. Сейчас вы будете работать в парах. Вы должны посоветоваться и показать правильный вариант. Как будете готовы поднимите руки, соединённые рукопожатием.

[ мор,э]     [ мор,е]    [ вада]     [ вода]

– Молодцы. Это [ мор,э]  и   [ вада].    

Учитель выставляет на доску карточки с правильными транскрипциями.

VII. Закрепление пройденного материала.

Работа в печатных тетрадях.  с.24 №3

– Откройте ПТ на с 24, №3. Рассмотрите рисунки и звуковые обозначения слов (транскрипции) : конь, кит, тигр, белка, тюлень. Замените звуковые обозначения буквами. Запишите в тетрадь слова – названия животных.

/Дети комментируют с места и пишут/.

VIII. Контроль и оценка знаний.

– Ребята, сегодня весь наш урок так или иначе связан с водой. Люди испокон веков ловили в воде рыбу. И старик в сказке А.С.Пушкина закидывал в море невод и на третий раз вытянул невод с золотой рыбкой. А что обозначает слово “НЕВОД”? /Ответы детей/

– Вот и мы сейчас расставим сеть, чтобы поймать правильные ответы, которые обозначают золотых рыбок.

– Вот наша сеть.

На магнитную доску учитель прикрепляет таблицу и 8 рыбок.

        

У каждого ребёнка  на парте такая же таблица.

– А вот и рыбки. Выбрав правильный ответ, мы узнаем, в какую ячейку “поймалась” рыбка, и поставим туда крестик в тех табличках, которые лежат у вас на партах. Я вам буду говорить по два предложения, одно из которых будет правильное. Если правильным окажется первое предложение, то вы поставите крестик в верхнюю ячейку, а если правильным окажется второе предложение – в нижнюю.

Контрольные задания:

1. Звуки речи – это стук, гром, звон, шум.

Звуки речи – это гласные и согласные звуки.

2. Звук можно услышать и произнести. 

Букву можно услышать и произнести.

3. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки бывают ударными и безударными.

4. Согласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

Гласные бывают глухие и звонкие, твёрдые и мягкие.

5. Гласный звук образует слог.

Согласный звук образует слог.

6. Ударный слог в слове произносится слабее других.

Ударный слог в слове произносится сильнее других.

7. Буквами обозначаются  на письме звуки.

Звуками  обозначаются  на письме  буквы.

8. Алфавит – это все буквы в беспорядке.

Алфавит – это все буквы по порядку.

Последующая проверка с демонстрацией правильных ответов на доске. В ячейку с правильный ответом прикрепляется золотая рыбка.

IX. Итоговая рефлексия.

– Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? /Со звуков/.

– Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.

– Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? /Ответы детей/

– А теперь у вас есть возможность оценить себя. Нарисуйте у себя  в тетрадях две волшебные палочки и оцените себя по двум умениям:

  • работу в тетрадях, правильное красивое письмо;
  • отличаете ли вы звуки от букв, можете ли вы давать характеристику звукам.

Если ребёнок не испытывает затруднений в умении, то он ставит крестик вверху палочки, если не совсем уверен, то крестик ставится посередине (выше или ниже середины), а если совсем не уверен – внизу палочки.

– Вам понравился урок?

 – Что особенно понравилось на уроке?

 – Какие трудности возникли

Использованные источники:

  1. Канакина В.П. Русский язык 1 класс. Методическое пособие: М, “Просвещение”, 2011
  2. Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. Составитель М.А.Козлова: М., “Олимп”, 1998
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Часть 2.:Воронеж, ТЦ “Учитель”, 2002
  4. http://www.proshkolu.ru/user/cbljhbyf/file/2134597/
  5. http://matveyrybka.ucoz.ru/news/fizkultminutki_v_stikhakh/2011-05-22-337
  6. http://detochki-doma.ru/fizkultminutki-v-nachalnoy-shkole/

Конспект урока по русскому языку “Звуки речи и буквы” (2 класс)

УМК «Начальная школа 21 века»

2 класс

Урок 1. ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ

Способствовать развитию умения различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, характеризовать звуки

Тип урока

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Планируемые
результаты
(предметные)

Различают звуки речи и буквы. Выделяют звуки в потоке речи. Называют основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Определяют место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Анализируют слово из 4 звуков. Умеют находить, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква. Создают звуковые модели слов. Различают произношение и написание слов

Личностные
результаты

Имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений.

Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану.

К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им

Основное содержание темы, понятия, термины

Звуки речи. Основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Звуковые модели слов. Буквы. Фонетика

Образовательные
ресурсы

Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. / С. В. Иванов [и др.]; под ред.
С. В. Иванова. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Пишем грамотно. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций № 1, 2. М.: Вентана-Граф, 2018; Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. организаций. М.: Вентана-Граф, 2018**

Сценарий урока

Деятельность обучающихся

Форма

контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I.

Мотивирование
к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учеников.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Постараюсь всё понять

И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

– Проверим готовность
к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Подготовка к ос-новному этапу занятия.

Знакомство с учебником «Русский язык». Работа с рубрикой «Обрати внимание»

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с текстом

– У нас сейчас урок русского языка. Прочитайте название учебника, по которому мы будем работать на уроках.

– О чем говорит название учебника?

– Почему эту книгу называют учебником?

Показывает для сравнения художественную
книгу.

– Что объединяет записанные на доске слова: учить, учебник, учитель?

– Посмотрите учебник.

В нем есть правила, различные упражнения. Чтобы вам можно было быстро находить их, они обозначаются с помощью особых значков и цифр.

Знакомит с условными обозначениями. Рассказывает о правилах работы с учебником.

Организует работу с рубрикой «Обрати внимание»

Слушают учителя.

– Русский язык.

Знакомятся с обложкой.

– Учебник поможет узнать новые слова, которые есть в русском языке, научиться правильно говорить и писать, чтобы можно было поделиться своими мыслями с другими людьми.

– Их объединяют
по смыслу.

Рассматривают учебник, знакомятся
с условными обозначениями, узнают, как надо раскрыватьучебник, переворачивать страницы, бережно относиться

к книге.

Читают и обсуждают текст

Осуществляют знакомство с предметом, учебником, учатся ориентироваться в учебнике, бережно к нему относиться. Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами; основами смыслового чтения

Работа с учеб-

ником. Беседа по вопросам

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный. Сообщение учителя,

беседа

Называет тему урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Формулируют учебную задачу

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Звуки речи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Работа со схемой, беседа, работа с текстом

Организует работу со схемой «Звуки речи», вопросами и заданиями к ней; предлагает прочитать текст рубрики «Обрати внимание»

Рассматривают схему, отвечают на вопросы; читают и об-суждают текст

Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

1. Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала на одной руке, потом на другой.

2. При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной.

3. Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4. Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло рук

Выполняют движения в соответствии
с текстом под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке

Правильное выполнение движений

Звуки и буквы

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Упражнение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с текстом

Организует выполнение упражнений 1, 2, работу
с иллюстрациями, с рубрикой «Давай подумаем»

Различают звуки
и буквы в словах

Проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; устанавливают причинно-следственные связи

Упражнение, беседа по вопросам

V. Закрепление знаний и способов дей-
ствий

Индивидуальная, фронтальная. Практический, словесный. Упражнение, беседа

– Прочитайте стихотворение (упр. 3), выполните задания к нему.

Контролирует выполнение упражнения

Выписывают слова
с ошибками, подписывают правильные
слова

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют анализ

Упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая задача стояла перед нами? Удалось ли ее решить?

– Какой вид работы понравился больше? О чём хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморегуляция

VII. Домашнее задание.

Упражнение 4

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание

и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание в соответствии

с уровнем своего развития

Упражнение

Урок по разделу «Фонетика» Технологическая карта урока. по русскому языку. в 5Г классе от Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Этапы урока, технология проведения, дидактические цели 1. Организация начала занятия. Мотивация к учебной деятельности. – актуализировать требования к ученику со стороны учебной

Подробнее

Тема: «Неравенство треугольника»

Методическая разработка урока математики в 5 классе по УМК Г.

К. Муравина, О.В. Муравиной (автор разработки: учитель математики МБОУ СОШ 89 Е.Ф. Шупилова) Цель урока: Тема: «Неравенство треугольника» деятельностная

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Тема урока: «Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера». Класс: 6 Учитель: Филиппова И.С. Тип урока: урок развития речи Цели по содержанию:

Подробнее

Технологическая карта урока

ФИО: Батищева Ирина Александровна Технологическая карта урока Место работы: МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова Должность: учитель русского языка и литературы. Предмет: русский язык. Класс: 5. Тема:

Подробнее

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА 1. ФИО

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Сложение чисел с разными знаками» 1. ФИО (полностью) Федосеева Ольга Васильевна 2. Место работы ГБОУ школа-интернат 1 г.о. Чапаевск 3. Должность Учитель математики 4. Предмет

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Учитель: Можаева Т.П., учитель нач. классов 1 квалификационной категории Предмет: русский язык Класс: 4 Тип урока: обобщение и закрепление знаний Тема: «Падежные окончания имён

Подробнее

Русский язык 3 класс

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. Русский язык 3 класс Пятый урок из девяти Тип урока: урок закрепления Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Урок математики в 3 классе по развивающей программе Л.В. Занкова. Тема урока: Виды углов и их сравнение. Тип урока открытие нового знания. Это первый урок в разделе «Сравнение и измерение

Подробнее

Технологическая карта урока

Беднова Наталья Витальевна, учитель биологии Технологическая карта урока Тема “Движение животных в водной среде” Цель Сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого, познакомить

Подробнее

Планируемый результат

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС. 2016 год Учебный предмет: английский язык Класс: 4 класс УМК: «Английский с удовольствием» авт. М. З. Биболетова, О. А. Денисенко, Н.Н. Трубанева

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Учитель: Марахина Ольга Анатольевна Предмет: алгебра 7 класс УМК: А.Г. Мордкович, Алгебра 7 класс Тема урока: Взаимное расположение графиков линейных функций Тип урока: изучение

Подробнее

УУД учащихся 1. Орг. момент (1 мин)

Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: «Понятие о глаголе». Цель: сформировать представления детей о том, что глаголы называют не только действия, но и различные состояния предметов и изменение

Подробнее

Технологическая карта урока математики

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 1» (МОУ «Лицей 1») Технологическая карта урока математики Урок математики в 6 классе

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Предмет: русский язык Класс: 3 Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Корень слова Цель: 1.Актуализировать знания: о понятии «корень слова» с опорой на

Подробнее

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока Предмет: математика УМК «Гармония» Класс 1а Тема урока: Состав числа 8 Цель урока: рассмотреть состав числа 8 Планируемые результаты: Предметные: развить умение распознавание

Подробнее

Технологическая карта открытого урока.

Технологическая карта открытого урока. Место проведения: МБОУ СОШ 22 г.о. Самара Уровень: школьный (присутствовали: методисты НМЦентра «РС Л.В.Занков», учителя школы) Дата: 22.04.2013 года Предмет: Окружающий

Подробнее

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым Учитель: Жернова Н. В. Предмет: Русский язык 2. Класс: 5 3. Автор УМК: Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко 4. Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки.

Подробнее

МАОУ СОШ 35 г. Тамбова. Конспект. Тамбов

МАОУ СОШ 35 г. Тамбова Конспект Урока по русскому языку «Закрепление знания порядка букв русского алфавита» Провела учитель начальных классов: Спицына Н.Г Тамбов 2015 Тип урока: рефлексия Цели: в алфавите;

Подробнее

3*4 5 6*2 32: :5

МБОУ СОШ 7 Открытый урок математики в 3 классе по теме: Учитель: Салтанова Лариса Владимировна 17 апреля 2014г. Цели: а) деятельностная – формировать у учащихся умений реализовать новые способы действий;

Подробнее

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Звягольская Марина Анатольевна Предмет: русский язык Технологическая карта урока Тема: Знаки препинания членах предложения. ( Блок «Правописание») Класс: 4 УМК «Начальная школа 21 века». Тип урока:

Подробнее

Класс 11 Урок открытия нового знания

Предмет Физика Класс 11 Тип Урок открытия нового знания Технология построения урока: проблемно диалогическая Тема урока Цель для учителя: Цел для обучающихся Действие магнитного поля на проводник с током.

Подробнее

Действия с десятичными дробями

Кузнецова Татьяна Андреевна, учитель математики МБОУ СОШ 16 им. К.И.Недорубова Урок 116(урок обобщения знаний) Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Цели урока: – Образовательные: углублять,

Подробнее

Конспект урока русского языка

ЗВУКИ РЕЧИ И БУКВЫ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ НА ПИСЬМЕ. АЛФАВИТ (слайд 1)

– Послушайте стихотворение «Весенняя гроза» Ф. Тютчева. Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (Звуки [г], [р], [р’].)

– Сегодня у нас необычное занятие – урок погружения в мир звуков. Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

– Вспомните скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. («От топота копыт пыль по полю летит» – [т], [п], [к].)

– Каким звуком можно изобразить полет жука? (Звуком [ж]: «Жутко жуку сидеть на суку».)

– Как называется этот прием в литературе? (Звукопись.)

– Как называется наука, изучающая звуки речи? (Фонетика.) Что изучает орфоэпия? графика? (Правильное произношение; обозначение звуков буквами.)

– Отгадайте загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно». (Звук.)

– А сколько же звуков в природе?

Демонстрирует ответ-стихотворение (слайд 2).

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дожде – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

– Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу.

Вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова (слайд 3):

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ – огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

КИТ купаться не хотел

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит…

КИТ любил залезть повыше.

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис-кис!»

Он охотно спрыгнет вниз.

– Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. Так каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный ученый И. А. Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема. (слайд 4) Вы уже знаете, что для передачи фонем на письме придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки.

– Заполните таблицы.

Таблица 1 (слайд 5)

Раздел науки о языке

Что изучается в разделе

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). Какие из них могут быть мягкими/твердыми? (согласные).

(переходим к слайду №6)

Таблица 2

Звуки речи – 6

Буквы – 10

Гласные

[а], [о], [у], [э], [и], [ы]

а, о, у, э, и, ы, е, ё, ю, я

Согласные

Глухие –10

Звонкие – 11

звуки

[к], [п], [с], [т], [ш], [ф], [х], [ц], [щ’], [ч’]

[б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й’]

(слайд 6)

Всегда мягкие

[ч’], [щ’], [й’]

Всегда твердые

[ж], [ш], [ц]

Шипящие

[ш], [ж], [ч’], [щ’]

Таблица 3 (слайд 7)

Буквы я, ю, е, ё имеют 2 значения

Примеры

1. Обозначают гласные звуки [а] [о] [у] [э]

а) после мягких согласных

Мера, полет, клюв, сяду

2. Обозначают 2 звука:

я – [й’] [а]; ю – [й’] [у];

е – [й’] [э]; ё – [й’] [о]

а) в начале слова;

б) после гласной;

в) после ъ, ь

Яхта, маяк, вьёт

Выполнение упражнений.

№ 383 (фонетический разбор)

– Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли

Домашнее задание.

Упр. 389

3

Конспект урока для 5 класса “Алфавит. Звуки и буквы”


Открытый урок по русскому языку

5 класс

Подготовила и провела: учитель русского языка и литературы

Утепова Аурика Дулатовна

Узунколь

2014 год

Задачи урока:

Задачи обучения:

– знакомство со звуками и буквами русского языка, алфавит и его

первостепенное значение в русском языке;

– сформировать полученные знания, умения и навыки по изучаемому

материалу;

Задачи воспитания:

осуществление нравственного воспитания – уважение нормам и законам

русского языка;

– осуществление эстетического воспитания – стремление к

прекрасному: к красоте и простоте языка;

– осуществление умственного воспитания – стремление к знаниям и

грамотности

Задачи развития:

развитие интеллекта – умение анализировать и сравнивать;

– развитие познавательного интереса – историзм, новизна знаний;

– развитие устной связной речи учащихся, умение выражать свои мысли,

делать выводы;

– развитие эмоций – радости, сожаления;

– стремление к совершенству – умение работать со средствами ТСО и

электронной доской

Ожидаемый результат:

– умение различать звуки буквы, иметь представление об алфавите;

– умение делать выводы и правильно применять полученные знания;

Оборудование:

  • Электронный алфавит;

  • Стихотворения о буквах;

  • Видео с вопросами детей;

  • Интерактивная доска;

Ход урока:

Элементы урока

До свидания. Урок окончен

А

9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.

1,13,22,1,3,10,20.

(Звуки и буквы. Алфавит)

З

Измените смыл слова, заменив один звук другим. Подчеркните буквы, с помощью которых передано смысловое различие слов

Записать слова в следующем порядке:

СОСТАВИТЬ СЛОВА:

ДО СВИДАНИЯ, ЗВУК, БУКВА, ФОНЕТИКА, ГРАФИКА

Поставить слова в алфавитном порядке:

глобус, волк, дом, август, палата, здание, иголка, мешок, палата, бант.

Работа учителя

Время

Работа учащихся

Организационный момент

Приветствие (для учеников)

Раз, два, три, четыре, пять!

На урок пришли опять!

Мы на нем сейчас узнаем

Как читать и как писать!

К знаниям стремимся мы

Нам науки все важны!

Притча:

Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.

Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

– Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка.

Эпиграф к уроку:

«Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»

4 мин

Дарига

Настя

Никита

Тамирлан

Асем

Все вместе!

Работа учителя

Проверка пройден

ного материа

ла

Начинаем познавать и открывать двери в науку под названием «Русский язык».

Перед вами 1я дверь, открыв ее, мы сможем пройти дальше и узнать больше, чем мы знаем сейчас. Она называется «Отвечай-ка!»

Видео вопросы к классу: записанные учителем среди учащихся школы:

  1. Что называется диалогом?

  2. Что называется словосочетанием?

  3. Что называется предложением?

  4. Какие предложения называются распространенными и нераспространенными?

  5. Назовите виды предложений по цели высказывания?

  6. Какие предложения называются односоставными и двусоставными?

  7. Назовите главные и второстепенные члены предложения

  8. Что называется прямой речью?

  9. Назовите падежи русского языка

  10. На какие вопросы отвечает сказуемое?

10 мин

Ответы учащихся

Ответы учеников:

Работа учащихся: устные ответы

Объясне

ние новой темы

Вход в тему:

Молодцы, ребята! Вы с успехом прошли первую дверь, показали свои знания. А теперь давайте немного поразмыслим и попробуем с вами угадать, о чем мы сегодня будем говорить.

«Отгадай-ка!»

Необходимо вместо цифр поставить буквы и таким образом узнать название темы.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З, И, Й, К, Л, М, Н, О,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы,

17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ь, Э, Ю, Я

30 31 32 33

9,3,21,12,10 10 2,21,12,3,29.

1,13,22,1,3,10,20.

(Звуки и буквы. Алфавит)

ПРАВИЛЬНО! А теперь переходим к следующей двери, она называется: «Узнавай-ка!»

Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

1 раздел – это ФОНЕТИКА. ( в переводе с греческого означает «звук»). Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим. С помощью звука можно одно слово превратить в другое.

Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..

2 раздел – это ГРАФИКА. ( в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.

Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь – [к] [о] [н], вода – [в] [а] [д] [а] и т.д.

Работа у доски упр 212

(На доске есть по флипчарту)

Буквы Е, Ё, Ю, Я – дают 2 звука в следующих случаях:

  1. Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

  2. Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян – [й] [а] и т.д.

  3. Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]

«Вспоминай-ка!»

Что вы знаете про алфавит?

  • 33 буквы

  • 10 гласных

  • 21 согласных

  • Ъ и Ь – не обозначают звуков

  • Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, – сонорные

Й – всегда!!! – согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!

Сравнительный анализ

Сходство и различие трех алфавитов

Таблица по флипчарту

23 мин

Ответы учащихся:

Работа учащихся

Работа учащихся

Прослушивание

Работа учащихся

Закрепление материа

ла

«Закрепляй-ка!»

  1. Определить каких букв не хватает в карточках и записать на доске

  2. Поставить слова в алфавитном порядке

  3. Из данных букв составить одно слово, используя наибольшее количество букв

7 мин

Работа учащихся

Домашнее задание

Оценивание учащихся

2 мин

Подача дневников для оценок

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Э

Ю

Я

31

32

33

В

У

К

И

И

Б

У

К

В

Ы

9

3

21

12

10

10

2

21

12

3

29

А

Л

Ф

А

В

И

Т

1

13

22

1

3

10

20

Дом –

Банка –

Бук –

Кон –

Бок –

Мол –

Точка –

Стал –

Тучка –

Жар –

Балка –

Брат –

Стойка –

Кров –

Зуб –

Количество букв и звуков одинаковое Б=З

Звуков в слове больше, чем букв З > Б

Букв в слове больше, чем звуков Б > З

Конспект к уроку русского языка “Звуки и буквы” 2 класс | Уроки по Русскому языку

Конспект к уроку русского языка “Звуки и буквы” 2 класс