Таблица характеристика звуков в русском языке таблица для начальной школы: Согласные и гласные буквы – таблица алфавита русского языка — РОСТОВСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 7
Графическое представление курса фонетики на уроках обучения грамоте и русского языка в начальной школе “Фонетика – это интересо!”
Психологи отмечают, что педагогам необходимо учитывать слабость в развитии логической памяти у младших школьников, так как ребенок на этом этапе еще не готов усваивать то, что он не может воспринимать непосредственно. А в ситуации, когда ученик испытывает затруднения, когда ему что-либо непонятно, у него что-то не получается, его интерес к изучаемому предмету достаточно быстро угасает. Поэтому от учителя начальной школы в большей степени, чем от других учителей, требуется компетентная помощь ученику в восприятии, понимании и запоминании учебного материала. Самое важное в процессе усвоения ребенком основных понятий – помочь ему в постепенном переходе от конкретного мышления к использованию абстрактно-понятийных способов мышления.
Первоначально у ребенка преобладает образная память. Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает у него чувства, интерес, а не на то, что важно само по себе. Все, связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго.
При опросе младших школьников 100% детей отмечают, что им больше нравятся уроки с использованием наглядности.
Итак, чем младше наш ученик, тем более очевидно: объяснения только на словах совершенно недостаточно. И в первую очередь, это относится к формированию новых понятий.
Наглядный материал служит внешней опорой мыслительных действий ребенка. Форсированное развитие отвлеченного мышления без связи с предметно-действенным и наглядно-образным мышлением приводит к формальному усвоению знаний, к образованию пустых абстракций, оторванных от живой действительности, а во многих случаях знания не усваиваются вовсе. То есть младшему школьнику просто необходима работа с образами при усвоении нового материала. Образы наполняют понятия содержанием, служат для выявления их глубинных свойств.Поэтому для работы в начальной школе мне важны такие наглядные пособия, которые несут учебную информацию, являются моделями и раскрывают программное содержание понятий, смысл и особенности терминов и обозначений.
К сожалению, несмотря на многие достоинства учебников “Азбука” В.Г. Горецкого и др., “Моя любимая Азбука” Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, графические изображения характеристик звуков в них представлены неполно.
(Таблица 1).
Например, применение двух цветов, синего и зеленого, в одном круге вместо одного синего позволило мне объяснить первоклассникам, что буква эН может обозначать либо звук [н], либо звук [н’]. Это зависит от буквы, следующей за ней. Тогда как буквы Жэ, Цэ, Ша обозначают только твердые согласные звуки [ж], [ц], [ш]. На постоянную твердость этих звуков указывают синие круги в таблице. А мягкость звуков [й’], [ч’], [щ’] изображена мною в таблице в виде зеленых кружков.
Белый круг под буквами Ъ, Ь означает отсутствие звука.Звуковая характеристика букв А, О, У, Ы, Э, которые обозначают твердость предшествующих согласных звуков, изображена в виде красного кружка “на синих ножках”, а звуковая характеристика букв Е, Ё, И, Ю, Я, обозначающих мягкость предшествующих согласных звуков, представлена в виде красного кружка “на зеленых ножках” с “зеленым чубчиком”- значком, который подводит детей к обозначению мягкости согласных звуков в транскрипции.
Чтобы учащиеся не путали два понятия “буква” и “звук”, буквы написаны черным цветом на белом фоне, как это обычно мы видим в письменной речи, а звуки обозначены белым цветом в цветном круге.
Такое цветовое решение помогает ученикам давать безошибочно характеристики звукам русского языка, а представление схемы в виде забавной яркой гусеницы привлекает к себе внимание учащихся и повышает интерес к урокам обучения грамоте.
Я заметила, что ответы учащихся с опорой на таблицу стали более грамотными и последовательными. Ученики быстрее усвоили понятия “буква” и “звук”, “гласные и согласные звуки”, “твердые и мягкие согласные звуки” и др.
Но нужно помнить, что у младших школьников новые слова, научные термины и знаки могут усваиваться только параллельно с соответствующими образами и работой, нацеленной на осмысление этих терминов и понятий, поэтому недопустима демонстрация на уроках обучения грамоте заранее изготовленной учителем таблицы. Здесь важны совместная деятельность и сотворчество учителя и учеников. Календарно – тематическое планирование уроков обучения грамоте позволяет последовательно представлять звуки графически и выстраивать их в виде схемы.
Этапы составления таблицы “Гусеница Фонетичка” на уроках обучения грамоте.
1. Подготовительный период.
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков – обозначение гласных звуков в таблице.
Знакомство с “гусеницей Фонетичкой”. “Имя” гусеницы выбрано не случайно.
Термин “фонетика” сложен для малышей, но в условиях игры легко запоминается.
Фрагмент урока по теме
“Гласный звук [а]. Буквы а, А”.
Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла.
Много звуков принесла,
– сообщает учитель на уроках подготовительного периода обучения грамоте. – Повторите за мной звук: [а]. Что мы делаем, когда произносим этот звук? Мы открываем рот и поем его с помощью голоса. Открытый ротик, произносящий поющие звуки, мы изобразим в виде красного круга. А над кругом напишем букву А. Эта буква обозначает гласный звук. Звук гласный – цвет красный.
Гусеница, гусеничка,
Гусеница Фонетичка
На уроки к нам пришла,
Букву А нам принесла.
Далее идет работа по учебнику.
И так продолжается работа по составлению схемы на каждом уроке.
Постепенно наша гусеница “растет”, появляется все больше красных кругов, над которыми написаны буквы.(Таблица 2)
2. Букварный период.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных, характеристика звуков.
Фрагмент урока по теме
“Согласные звуки [н], [н’]. Буквы н, Н”.
У учащихся раздаточный материал синие и зеленые кружочки.
На доске иллюстрация художника В. И. Полухина к сказке “Три поросенка”
С. Михалкова. (Рисунок 1)
Ребятам предлагается назвать героев сказки.
Этот шустрый поросенок
Был ленив, друзья, с “пеленок”.
Он работать не любил,
В луже время проводил.
Кто это?
Ответы детей:
– Это поросенок Нуф-Нуф.
Какого цвета его любимые лужи?
Ответы детей:
– Синего цвета, голубого, как эти синие кружочки.
Вот еще один чудак
Лежит на травке просто так.
Не любит заниматься,
Ему бы поваляться…
Кто это?
Ответы детей:
– Это поросенок Ниф-Ниф.
Какого цвета его любимая мягкая травка?
Ответы детей:
– Зеленого цвета, как наши зеленые кружочки.
Произнесите слово “Нуф” и послушайте первый звук в кличке [н]уф. Звук [н] не поется, он согласный, звучит твердо. Что любит Нуф-Нуф? Лужи! Поднимем вверх синие кружочки.
Произнесите слово “Ниф”. Какой первый звук? Звук [н’] согласный, звучит мягко.
Что любит Ниф –Ниф? Травку! Поднимем вверх зеленые кружочки.
Но посмотрите на слова “Нуф” и “Ниф”.Эти слова начинаются с одной и той же буквы эН. Только в первом слове звук [н] твердый, а во втором слове звук [н’] мягкий.
Вывод: буква эН может обозначать и твердый звук [н], который мы изображаем синим цветом, и мягкий звук [н’], представленный зеленым цветом. Подскажите, что нужно сделать нашей “гусенице Фонетичке”, чтобы поместить эти два цвета в одном кружочке под буквой эН. Конечно, нужно составить круг из двух половинок синего и зеленого цвета. “Спасибо”,- говорит вам Фонетичка. У нее сегодня появился сине-зеленый кружок, потому что буква эН может обозначать и твердый звук [н], и мягкий звук [н’].
Если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с “синими ножками”, такой как, например, у букв А, О, У, то звук [н] будет звучать твердо.
А если к сине-зеленому кружку мы подставим красный круг с “зелеными ножками”, такой как у буквы И, то звук [н’] будет звучать мягко.
Поросята и Нуф-Нуф, и Ниф-Ниф звонко визжат “Ну-ну-ну!” или “Ни-ни-ни!”, потому что звуки [н] и [н’] звонкие. Гусеница Фонетичка звонкие звуки “украшает” звоночками. (Приложение 1. Таблица 3)
Далее продолжается работа по учебнику.
Так в игровой и занимательной форме ученики первого класса знакомятся с одной из самых трудных тем обучения грамоте – “Способы обозначения твердости и мягкости согласных звуков”. Не пассивное созерцание готовых таблиц, а коллективная работа по составлению графических схем активизирует учеников, способствует восприятию и запоминанию абстрактных понятий. Кроме того, сотрудничество учителя и учеников в создании понятийных образов дает эмоциональный настрой и положительное восприятие процесса обучения и одной, и другой стороной.
3. Послебукварный период.
Обобщение, систематизация, закреление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
К концу букварного периода в результате ежедневной поурочной работы таблица “Гусеница Фонетичка” представит полную характеристику гласных и согласных звуков.
(Таблица 4.)
Ученики первого класса без затруднений выполняют следующие задания:
– назови все согласные звуки;
– назови все мягкие согласные звуки;
– назови все твердые согласные звуки;
– назови все звонкие согласные звуки;
– назови все глухие согласные звуки;
– назови парные согласные звуки по твердости- мягкости;
– назови парные согласные по звонкости-глухости;
– назови буквы, которые не обозначают звуков;
– назови буквы, которые обозначают гласные звуки;
– назови буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков;
– назови звуки, которые может обозначать буква эЛ, буква Цэ, буква Й и т. д.
Но главное предназначение таблицы “Гусеница Фонетичка” состоит в том, чтобы у первоклассников исчезли страх и неуверенность в себе. Да и не только у первоклассников, когда ученики второго класса услышали словосочетание “фонетический разбор”, их взгляды тут же обратились за помощью к яркой “гусенице”. И фонетический разбор слов никогда не будет им казаться скучным и малоинтересным занятием.
Фонетический разбор –
И не сложен он и скор:
Надо, не спеша, толково
Разделить на слоги слово
И – труда в том нет почти –
Ударение найти.
А потом на том же листике
Звукам дать характеристику.
Сколько букв и сколько звуков
Посчитать – и вся наука.
В.С. Савченко.
Графическое представление курса фонетики на уроках русского языка в начальной школе.
В период изучения русского языка во втором классе таблица “Гусеница Фонетичка” лишь частично обновляется, так как при изучении раздела “Фонетика” ученикам необходимо ввести новые понятия. В первую очередь, это ряд гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Мы все знаем, как трудно учащимся запомнить их количество, а с помощью “Гусеницы” запоминание происходит намного быстрее.
(Таблица 5).
Но наибольшую трудность представляет собой правило, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать в определенных положениях два звука. В таблице “Гусеница Фонетичка” йотирование представлено в виде красных кругов с зеленой обводкой. Зеленый и красный цвета обозначают два звука. (Таблица 6)
При изучении темы “Правописание сочетаний шипящих с гласными”
образ синих колокольчиков со звуками [ж] и [ш] еще раз указывает на твердость данных согласных звуков, даже при написании слогов ЖИ, ШИ. А “зеленые листики” напоминают ученикам, что у всегда мягких согласных звуков [ч’], [щ’] нет необходимости указывать мягкость буквами я, ю, и поэтому в сочетаниях ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ пишутся только буквы А и У.
(Таблица 7)
Образы “зеленых листиков” помогают ученикам запомнить правописание сочетаний ЧК, ЧТ, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ и др. И не просто запомнить, выучив правило, а осознать и понять, что дает лучшие результаты в обучении грамотному письму таких слов, как “почка, почта, ручной, овощной, каменщик, борщ и др.” (Таблица 8)
Большую помощь таблица “Гусеница Фонетичка” оказывает и при изучении темы “Парные согласные звуки по звонкости-глухости”. (Таблица 9) Так, с опорой на эту таблицу можно легко объяснить, что буквой Бэ может быть обозначен и звук [б], и звук [б’], и звук [п], и звук [п’]. Например, в словах “голубой”, “голубиная”,“голубка”, “голубь” мы слышим звуки “голу[б]ой”, “голу[б’]иная”, “голу[п]ка”, “голу[п’]”, но все эти звуки обозначены одной буквой Б. Почему? Умение видеть в словах не отдельный звук, а звуки в связи друг с другом, что приводит к влиянию одного звука на другой и вызывает различные их изменения, развивает орфографическую зоркость учащихся.
“Если ребенок не отличает парных по глухости-звонкости согласных от непарных, то суть орфографического правила написания согласных на конце слова ему так и не откроется”, – утверждает в своих работах по фонетике А. А. Бондаренко. Научить ребенка различать звуки родного языка можно и нужно. Необходимо лишь найти способ объяснения, простой и доступный каждому школьнику, разнообразный и интересный.
Моя таблица “Гусеничка Фонетичка” подвижна. Круги я могу выстраивать в нужном порядке. Так, например, при изучении темы “Обозначение мягкости согласных звуков на письме”, я использовала таблицу 10. Такая подвижность таблицы позволяет учителю для каждого конкретного урока выделять главное, а ученикам эти таблицы не кажутся скучными и неинтересными.
Объяснение должно использовать такие методы, которые “настроены” на ребенка и учитывают его психику, кругозор, читательские интересы. Объяснение должно закрепляться такими упражнениями, при выполнении которых сам поиск знаний становится нестандартным, оригинальным, ведь мы всегда надеемся увидеть в своих учениках искорки творчества и интерес к знаниям. С таблицей “Гусеничка Фонетичка” фонетику изучать интересно!
Приложение
Таблица 1 “Используемые обозначения”
Таблица 2 “Буквы, обозначающие гласные звуки. 1 класс”
Таблица 3 “Буквы, обозначающие согласные звуки”
Таблица 4 “Буквы и звуки”
Таблица 5 “Гласные звуки”
Таблица 6 “Буквы, которые могут обозначать йотированные гласные”
Таблица 7 “Правописание сочетаний шипящих с гласными”
Таблица 8 “Правописание сочетаний согласных с шипящими”
Таблица 9 “Парные согласные по звонкости-глухости”
Таблица 10 “Буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков”
Модель-аппликация “Ступени к грамоте. Звуки и буквы русского языка” (ламинированная)
Навигация:Главная›Для школ›Учебно-наглядные пособия и оборудование›Начальная школа›Русcкий язык›Печатные пособия демонстрационные›Модель-аппликация “Ступени к грамоте. Звуки и буквы русского языка” (ламинированная)
В избранномВ избранное Артикул: 9632 Цена: предоставляется по запросу Задать вопрос по оборудованию | ||||
Назначение
В комплект входят: Материалы пособия дают возможность организации различных форм деятельности учащихся на уроке (коллективной, групповой, индивидуальной), создают условия для начала проектной деятельности, т. е. отвечают требованиям, предъявляемым Стандартом второго поколения к учебному процессу. ← Назад |
Инженерные классы
Образовательные робототехнические модули
WS Junior – Мехатроника Festo
Учебно-наглядные пособия и оборудование
- Анатомия
- Биология
- География
- ИЗО, МХК
- Иностранный язык
- История
- Литература
- Математика
- Начальная школа
- НВП
- ОБЖ
- Русский язык
- Труд
- Физика
- Химия
- Музыка
- Черчение
- Астрономия
- Информатика
- Физическая культура
Точки роста
Мультимедийное оборудование
3D Принтеры
Учебное оборудование Phywe.
Учебные лаборатории ФГОС.
Инновационное оборудование. Переносные лаборатории
Инновационное оборудование. Цифровые учебные лаборатории
Национальный проект “Образование”
Родители на вечере семейной грамотности в начальной школе Спрингвудса получат проверенные стратегии поддержки обучения грамоте дома
2022-23 учебный год Участие семьи и сообщества
- 17 ноября 2022 г.
Вечер семейной грамотности, проведенный недавно в начальной школе Спрингвудс, собрал родителей, учащихся, педагогов и других работников сферы образования, чтобы вместе провести приятный вечер чтения, обучения и веселья. Вечер координировал Мишель Перси-Бест, специалист по чтению в школе, которая хотела, чтобы родители ушли с навыками и стратегиями для поддержки обучения грамоте, а также со способами поощрения интереса и увлечения чтением и книгами. В то время как родители и учащиеся классов K-2 присоединились к педагогам в столовой, чтобы попрактиковаться в использовании сюжетных веревок и других мероприятий по обучению грамоте, в библиотеке родителям учеников 3-5 классов были предложены идеи для повышения вовлеченности юных учеников в чтение. У семей также была возможность подписаться на библиотечные билеты через систему публичных библиотек принца Уильяма.
После сеанса в библиотеке одна из родителей поделилась чем-то новым, что она узнала. Вместо того, чтобы просто говорить своим детям, чтобы они читали каждый вечер, она обнаружила, что разговор с детьми о названии, оглавлении и других частях книги, а также задавание им вопросов о книгах, которые они читают, помогут им учиться и получать от этого удовольствие. что они читают.
Родителям показали, как использовать пересказ историй и эффективно помочь своему ребенку понять связь между звуками разговорной речи и буквами письменной речи. Они слышали, как обсуждение улучшает навыки понимания и развитие речи.
Для юных читателей прежде чем получить доступ к печатному тексту и понять его, нужно многому научиться. Например, чтение и знакомство с книгами дает ребенку опыт таких основ, как направленность или понимание того, что в английском языке чтение происходит слева направо и сверху вниз. Распознавание слов с листа, перелистывание страниц и такие компоненты структуры предложения, как пробелы между словами, заглавные буквы и знаки препинания — все это полезные компоненты, которые при раннем введении могут привести к успешному чтению.
«Я стараюсь, чтобы моя дочь действительно любила читать, а также чувствовала себя комфортно, разговаривая и произнося слова, поэтому для нас очень важно быть здесь сегодня вечером», — поделилась одна мать. «Я учусь и получаю много советов от учителей. Я собираюсь использовать тех, кто дома, чтобы помочь ей».
Кульминацией вечера стала презентация Джинджер Кларк, автора научно-популярных книг для детей, наполненных событиями и фактами. животные, о которых она пишет. Она привлекла всю группу рассказами и описаниями персонажей из своих книг и сказок, чтобы поощрить молодых писателей.
Студенты поделились тем, что они узнали из презентации, в том числе о том, что «крокодилы носят своих детенышей во рту» и «на создание книги уходит много времени».