Разное

Сын меня не слушается: Почему ребенок меня не слушается и не слышит? – Учительская газета

Почему ребенок меня не слушается и не слышит? – Учительская газета

Идея, что ребенок должен меня слушаться, кажется мне настолько же абсурдной, что и идея о послушании пожилого человека. С какой стати человек должен меня слушаться? Я же никого не слушаюсь.

Две главные ошибки

Ребенок – это человек
Первая ошибка заключается в том, что родители воспринимают своих детей как детей. А они не дети, они люди. Каждый ребенок совершенно справедливо воспринимает себя человеком. В слове «ребенок» есть указание на неполноценность: ребенок – это как бы недочеловек. Особенно ярко это видно в юридическом синониме понятия «ребенок» – «несовершеннолетний».
Существуют две крайности. Одна была характерна для прошлых веков: отношение к ребенку как к взрослому. Раньше считалось, что ребенок – это взрослый, только временно маленького размера. В наше время существует другая крайность: отношение к детям как к инопланетянам, которые абсолютно отличаются от взрослых. Детская психология, педиатрия, ювенальная юстиция… Дети сегодня обособлены от общества сильнее, чем в первобытных племенах до инициации.
Истина, как всегда, посередине. Ребенок имеет вполне определенные физиологические отличия от взрослых в разных возрастах со всеми вытекающими отсюда юридическими, медицинскими и хозяйственными последствиями. Но в пространстве человеческих отношений возрастная физиология ничего, по существу, не меняет, а придает отношениям лишь небольшую специфику. Разговаривать с пятилетним и пятидесятилетним человеком обычно приходится по-разному. Но, в сущности, в обоих случаях я просто общаюсь с человеком. Причем иногда разговор с пятилетним проходит интереснее, чем с пятидесятилетним человеком.

Ребенок не собственность
Вторая ошибка в том, что родители воспринимают своих детей как своих. Они говорят: «Мой ребенок». Моя собственность. «Почему мой ребенок меня не слушается?» Потому что он не ребенок и тем более не ваш. Это человек. Это другой человек, отдельный от вас, посторонний вам.
Нужно относиться к своим детям просто как к ближним. Нужно стараться быть настолько же щепетильным, тактичным и деликатным, как в отношениях с малознакомыми людьми.

Послушание неэффективно
И еще один немаловажный момент. Послушание было и целью, и средством воспитания тысячи лет. Но за последние сто лет человеческое общество и воспитание вместе с ним кардинально изменились. Сегодня целью воспитания является самоопределение и самореализация ребенка.
Портрет выпускника основной школы из ФГОС: любящий, знающий, уважающий, осознающий, принимающий, познающий, умеющий, способный, активный, ориентирующийся, понимающий. И ни слова о послушании. Не должен современный ребенок быть послушным. Мир в наше время настолько стремительно меняется, что послушание уже не является адаптивной стратегией.
Ребенок вас не слушается, потому что он современный отдельный от вас человек.

Понять, чтобы быть понятым

Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» описывает пятый навык словами: «Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым».


Неэффективные люди стремятся сначала быть понятыми, а потом начинают орать и возмущаться, что их умные слова никто не воспринимает.
Одна история из моей практики иллюстрирует важность и эффективность этого навыка.

Что вы ей сказали?!
Я работал в социальном приюте для несовершеннолетних педагогом-психологом. Однажды меня вызвал заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе и описал ситуацию. В отделении первичного приема уже неделю находится девочка 17 лет, которая не хочет жить с отцом и стремится попасть в детский дом. Оснований для лишения родительских прав нет, поэтому ребенку лучше как можно быстрее вернуться домой и налаживать отношения с отцом. В течение недели девушке объясняли целесообразность возвращения домой много раз, все сотрудники, включая заместителя директора. Но ребенок стоял на своем: «Я буду жить в детском доме. Домой я не вернусь». Она никого не слушала. Мне поставили задачу убедить девочку вернуться домой.


Я пригласил ребенка в кабинет и два часа пытался понять: «В каких условиях живешь? Почему не хочешь жить с отцом? Какие планы на жизнь?» У меня была только одна цель – понять. Я слушал и спрашивал. На первой встрече я ни разу не пытался быть понятым, не дал ни одного совета, ни в чем не упрекнул ребенка, не оценивал ее решения и поступки. Только слушал и понимал. И понял.
На следующий день сотрудник отделения, в котором находилась девочка, спросила о прогрессе с этой воспитанницей. Я ответил, что ребенок поедет в детский дом. Моя коллега вспылила:
– Какой, к черту, детский дом?! Ей 17 лет, Кирилл Евгеньевич!
К коллеге я применил тот же пятый навык высокоэффективных людей: «Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым». Я услышал и понял.
Затем пригласил ребенка в кабинет еще раз и сказал:
– У меня для тебя плохая новость: ты не отправишься в детский дом ни при каких условиях.
– Почему?
– Потому что тебе 17 лет. Через девять месяцев тебе будет 18, ты станешь совершеннолетней. В детских домах ребята живут до 18 лет. Процедура лишения родительских прав длится 6‑12 месяцев. Обычно орган опеки ждет информацию из нашего приюта пару месяцев. Если мы не можем уладить дело, то они начинают сами разбираться в ситуации и еще пару месяцев готовят заявление и документы в суд для лишения родительских прав. Суд рассматривает дело около 3‑6 месяцев. Далее Министерство социальной политики может 1‑2 месяца оформлять путевку в детский дом. Поскольку через 9 месяцев ты станешь взрослой, никто даже начинать эту процедуру не станет. Тем более что оснований для лишения родительских прав в понятиях статьи 69 Семейного кодекса нет.
– Что мне делать?
– Давай думать. Есть несколько вариантов, у каждого свои последствия, свои плюсы и минусы. Первый: остаться здесь, а когда тебе исполнится 18 лет, мы выставим тебя на улицу. Второй: вернуться домой и налаживать отношения с отцом, терпеть. Третий: вернуться домой, поступить в техникум с общежитием и переехать туда. Четвертый: вернуться домой и переехать жить к родственникам.
Что ты выбираешь? Какое решение тебе кажется лучшим?
– Для начала нужно вернуться домой.
– Да, я тоже думаю, что оставаться здесь – худший вариант. Вот ручка и бумага. Пиши заявление на имя директора приюта с просьбой вернуться домой.
На следующий день пришел отец и забрал дочь.
Мои коллеги за неделю не смогли ничего добиться, ребенок не слушал их. Мне понадобились всего одни сутки и две встречи с ребенком, чтобы он меня услышал.
Заместитель директора, увидев заявление от ребенка, спросил:
– Кирилл Евгеньевич, что вы ей сказали?
– Я сказал, что она ни при каких обстоятельствах не попадет в детский дом.
На лице моего руководителя я увидел недоумение и недоверие, выражавшее: «Ей целую неделю все только это и говорили».

Главное – доверие
Дело не в том, что я ей сказал. И не в том, как я сказал. Дело в том, что я перед этим сделал. Перед этим я слушал.
Сначала стремитесь понять, потом – быть понятым. Именно в таком порядке. Если поменять порядок, то схема перестает работать. Хотите быть понятым и услышанным – замолчите и слушайте.
Ребенок меня слушал, задавал вопросы и просил совета. Потому что перед этим я слушал ребенка, задавал вопросы и интересовался его мнением. Право быть выслушанным надо заслужить.
Схема проста: сначала стремитесь понять, потом – быть понятым; сначала слушайте, потом говорите. Техника тоже проста. Есть много книг, в которых написано, как слушать, как задавать вопросы, как говорить, как убеждать.

Но техника сама по себе не работает. Главный вклад, который мы вносим в любые отношения, – это не наши слова и даже не наши действия. Главный вклад – это наша сущность. Искренний интерес к другому человеку, сопереживание, терпение, мудрость – это не техники, это качества личности.
Применение техник без искреннего желания помочь ближнему воспринимается собеседником как манипуляция, двуличность. Это вызывает оборонительную реакцию, а не доверие.
Чтобы повлиять на человека, нужно заслужить доверие. Чтобы заслужить доверие человека, нужно открыться его влиянию. Чтобы открыться влиянию другого человека, нужны цельность личности, уверенность в правильности своего мировоззрения, сила и мужество изменить свое мировоззрение под влиянием собеседника.
Открытость чужому влиянию делает нас уязвимыми. Но это единственный способ влиять на других.
Один из столпов воспитания – личный пример. Я открыт влиянию ребенка. В ответ ребенок следует моему примеру: открывается моему влиянию.
Слышите ли вы своего ребенка? Если не слушаете и не слышите, то как он научится этому?

Как добиться уважения?
Мы обычно почти никого не слышим и не слушаем. Но есть избранные, для которых мы делаем исключение. Про таких людей говорят: «К этому человеку прислушиваются». Так характеризуют авторитетных людей, уважаемых теми, кто их слушает.
Чтобы нас слушали, нужно завоевать уважение.
Многие родители полагают, что уважение к ним со стороны детей дается по умолчанию. Так же часто думают учителя и вообще все взрослые. У детей же иное мнение. Есть отличный фильм 2006 года режиссера Ричарда Ла Гравенеса про школу «Писатели свободы» (Freedom Writers). В этом фильме показана реальная история американской учительницы Эрин Грювелл. Один из учеников заявил ей:

«С какой стати мне вас уважать? Потому что вы мой учитель? Я вас не знаю. Откуда мне знать, что вы не врете? Откуда мне знать, что вы хороший человек? Я не собираюсь вас уважать только потому, что вас называют учителем».
Сам вопрос «Почему ребенок меня не слышит?» подразумевает, что ребенок должен слышать по умолчанию. Если бы родитель думал иначе, то вопрос он бы формулировал иначе: «Что мне нужно сделать, чтобы завоевать уважение? Каким человеком я должен быть, чтобы ребенок ко мне прислушивался?»
Для начала нужно поставить такую цель: стать авторитетом в глазах ребенка. Авторитетом, к которому прислушиваются.
Авторитетность не стоит путать с авторитарностью. Насилием и жестокостью можно добиться страха и послушания, но никак не уважения и любви.
Уважения не требуют, уважение заслуживают.
Уважение – это нравственная, духовная категория, поэтому нельзя его добиться какими-то простыми материальными средствами, например конфетами, игрушками, подарками, деньгами. Так добиваются дешевой популярности, а не уважения.
Поскольку речь идет о нравственности, нельзя быть уверенным, что кто-то нас будет уважать, нравственность у людей разная. Мы можем гарантированно добиться уважения только одного человека – себя самого. Нужно спросить себя: «Я себя уважаю?» При этом не нужно путать уважение к себе и жалость к себе.
Когда мы добиваемся уважения одного человека – себя самого, – возникает вероятность, что нас станет уважать кто-то еще.

Полосу подготовил Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Новости от партнёров

Что делать, если ребенок не слушается взрослых: отвечает психолог

Взрослые часто сталкиваются с тем, что дети их не слушаются: игнорируют просьбы или делают что-либо назло.

Все эти ситуации могут быть утомительными, особенно если конфликт случается вне дома или в тот момент, когда родители куда-то торопятся. О том, почему дети не слышат взрослых и как родителям бороться с этим, в своей колонке «Газете.Ru» рассказала практикующий психолог, сооснователь детского сада Infant School Хамовники Наталия Дербенева.

Причины, по которым ребенок не слышит взрослых

Наверняка каждому родителю знакомо ощущение, когда он долго и подробно что-то объясняет ребенку, но в итоге ловит себя на мысли, что разговаривает со стеной. Причин для такого непослушания может быть несколько.

1. Возрастные кризисы. Непослушание ребенка может объясняться теми психическими изменениями, которые свойственны его возрасту. Например, дети во время кризиса трех лет стремятся к самостоятельности во всем, поэтому они могут быть очень упрямы и своенравны. В таком случае родителям важно понимать, что это просто период, который рано или поздно закончится. На это время следует набраться терпения и помочь ребенку справиться со всеми сложностями взросления.

2. Высокие требования. Иногда родители могут ставить ребенку задачи, с которыми он не в силах справиться в силу своего возраста и уровня психоэмоционального развития. Не стоит ждать, что дошкольник выполнит какое-то сложное указание. Более того, он может просто не понять сложную задачу и, как следствие, проигнорировать ее.

3. Угрозы. Дети противятся любым запретам и, услышав их, стараются сделать все наоборот. Если родители часто прибегают к запретам или угрозам наказания, то, скорее всего, ребенок не будет прислушиваться к тому, что ему говорят. А фраза «Убери игрушки, не то останешься без мультика!» в данном случае не принесет никакого эффекта.

Иной раз внимание ребенка может быть поглощено игрой или прогулкой, поэтому просьба взрослого остается без внимания.

Нервничать из-за этого точно не стоит: дети не обладают таким высоким уровнем концентрации, как взрослые, поэтому иногда нужно обратить их внимание на себя.

В любом случае, выяснить причину непослушания ребенка очень важно. В дальнейшем это поможет наладить коммуникацию и прийти к взаимопониманию.

close

100%

Что делать, чтобы ребенок услышал просьбу

Все дети очень разные и причин для игнорирования просьб родителей может быть масса. Универсальной формулы для решения этого вопроса, к сожалению, нет. Тем не менее, существует ряд советов, которые помогут родителям достигнуть взаимопонимания с ребенком.

1. Просите так, чтобы не возникало второго смысла. Чтобы ребенок вас услышал и понял, чего вы от него хотите, не стоит говорить уклончиво. Фразы вроде «Давай соберем твои игрушки!» – бессмысленны. Чтобы вас услышали, следует сказать: «Собери свои игрушки».

Такой подход поможет ребенку понять, что родитель не будет убирать за ним игрушки, и он должен сделать это самостоятельно.

2. Используйте конкретные просьбы. Дети еще не могут распознавать и выполнять комплексные задания. Например, родительское «Приготовься ко сну», скорее всего, останется без внимания просто потому, что его сложно понять и запомнить.

Ребенок куда более охотно будет откликаться на простые просьбы, поэтому лучше озвучить просьбу так: «Надень пижаму и почисти зубы».

3. Выбирайте позитивные указания. Ребенок, как правило, не воспринимает все то, что начинается с «не» или «прекрати» из уст родителя.

Если вы хотите быть услышанным, то «Не залезай на кухонный стол» следует заменить на «Слезь со стола».

4. Не повторяйте просьбу несколько раз. Прежде, чем обращаться к ребенку, убедитесь, что его внимание направлено на вас: посмотрите ему в глаза, дотроньтесь до плеча. Если он сосредоточен на вас, то наверняка услышит и поймет указание.

5. Объясните ребенку правила общения. Дети не делят поведение на плохое и хорошее, любое для них – нормально. Поэтому, чтобы его скорректировать, родителям следует разговаривать с ребенком и объяснять разницу между уважительным и неуважительным отношением. Если вы донесете до ребенка, что игнорировать кого-то, кто к нему обращается, – неправильно, то выстраивать коммуникацию с ним в дальнейшем будет куда проще.

Даже при применении каждого из этих советов вы не сможете полностью избежать недопонимания с ребенком. Родителям время от времени приходится ощутить собственное бессилие в попытке достучаться до детей – так случается, и у взрослых есть полное право расстраиваться. Однако стоит помнить, что идеальных детей и родителей не существует, поэтому не стоит ставить высокие требования ни себе, ни своему ребенку. Сохраняйте спокойствие и делайте все, что в ваших силах, чтобы прийти к взаимопониманию и уважению.

Мой ребенок меня не слушает – 10 советов, как изменить ситуацию

Привет многим новым подписчикам этим летом. Это Симона Дэвис из «Записной книжки Монтессори» и «Дерева Джакаранды Монтессори».

Я был на летних каникулах здесь, в Амстердаме, но теперь я вернулся. Вы будете получать эти письма каждые две недели, чтобы помочь вам ввести Монтессори в свои дома.

Какое это было лето. Я не часто навещаю свою семью и друзей в Австралии. Так что это было настоящее удовольствие посетить их этим летом. Это означает смену лета на зиму, но зимы в Сиднее в основном 15-градусные и солнечные — я могу с этим справиться.

Сейчас пятница, и я готовлюсь к занятиям, которые снова начнутся на следующей неделе. Я красил полки и столы, чтобы освежить обстановку; изменение деятельности; ломая голову над идеальным лотком для использования; и давая все хорошо очистить. Я с нетерпением жду встречи со всеми и встречи с новыми лицами.

Одна из самых сложных вещей, с которыми мы сталкиваемся как родители, это когда наши дети, кажется, просто не слушают нас. Еще в мае я собрал 10 советов и поделился ими на Facebook. Когда лето позади, кажется, самое время собрать все это в одном месте, чтобы вернуться, когда наши дети устают, когда мы спешим выйти за дверь или когда мы просто хотим, чтобы нам напомнили о них. другие способы связи с нашими детьми.

Итак, поехали!

1. Показывайте, а не рассказывайте

Вот один от меня, который был вдохновлен видео-фотографией, которую я смотрел. Их совет состоял в том, чтобы двигать ногами — не полагайтесь на зум-объектив; встаньте и подвигайтесь, чтобы получить лучшую фотографию. Я вижу то же самое с детьми. Вместо того, чтобы просто давать инструкции, встаньте и покажите ребенку. Сначала это может потребовать больше усилий, но ваш ребенок быстро сообразит.

2. Скажи одно слово

Мне нравится это. Вместо того, чтобы придираться к ним, мы можем просто использовать одно слово, а они разберутся с остальными. Отлично подходит для детей, которые не любят, когда им говорят, что делать.

Это также отличная лепка для ваших детей. Мой сын как-то сказал мне: «Кружева». Я посмотрел вниз и действительно стоял на его шнурке, который он пытался завязать. Хороший способ для него сказать мне вместо того, чтобы закатывать глаза и говорить: «Муууум, ты стоишь на моем шнурке. Как мне подготовиться?!

3. Напишите записку (даже если они еще не читают)

Этот совет (и № 2) взят из книги, изменившей мое отношение к родителям: «Как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети слушали». talk» от Faber & Mazlich (щелкните здесь, чтобы просмотреть краткое изложение книги). Вам не нужно описывать свой дом заметками, но если у вас есть спорный вопрос, и вы обнаружите, что часто ворчите или говорите «нет» по этому поводу, попробуйте сделать заметку.

Я видел, как люди клали на стол табличку с надписью «Не лазить»; в коридоре, где соседи жалуются на то, что дети бегают, говоря: «На цыпочках»; или на стеклянном шкафу, а записка гласит: «Хрупкое — прикасайтесь осторожно».

Я также использую этот совет, чтобы дети чувствовали себя услышанными. Если им трудно выходить из класса, я спрашиваю, не хотят ли они, чтобы я написал записку, чтобы напомнить им в следующий раз. Затем я напишу записку, например, «пластилин» и отдам ее домой. Написание этого показывает, что я слышал, и это было признано. Кто-нибудь пробовал это?

4. Подумай про себя, откуда это?

Отличный совет от одной из моих любимых монтессорианок Памелы Грин. Памела пишет,

«Задайте вопрос, откуда в нас самих берется фраза «Мой ребенок не слушает…». Где это резонирует внутри нас, и какова наша мотивация в утверждении этого о нашем ребенке. Возможно, они не слушают, потому что мы не связаны с ними, и, возможно, делают поспешные выводы о том, что, по нашему мнению, стоит за их действиями… Я считаю, что вопросы, которые я иногда задаю другим, на самом деле являются вопросами или утверждениями, которые могут быть использованы для моего понимания. собственное самоанализ».

Воспитание действительно может стать духовным путешествием.

5. Дайте время обдумать

Я всегда в шоке, когда я останавливаюсь и считаю до 10 в уме после того, как мои дети просят, сколько побуждений я должен повторить за этот короткий период времени. И к тому времени, когда я добираюсь до 8 или 9 в своей голове, я вижу, как они начинают реагировать. Никакого нытья не требуется. Это великолепно.

НЕ недооценивайте силу предоставления им некоторого времени, чтобы обработать то, что вы сказали, и перейти.

6. Будь веселым

Так просто, но так часто забывают. Дети любят быть глупыми. Может быть, выход из дома или парка можно облегчить с помощью юмора.

Мои старшие дети до сих пор хорошо реагируют на то, что я говорю: «Пекарни за 10 минут!» когда они готовятся к школе — отсылка к таким кулинарным шоу, как Great British Bake Off. В противном случае им легко почувствовать спешку и вместо этого стать резвым.

7. Поговорить по душам

Мне нравится эта идея от Светы Паис (и Кэрри Схепенс) через нашу страницу в Facebook – первые подключить , затем перенаправить .

Мы помогаем им успокоиться на их уровне, прислушиваясь всем телом. Затем перенаправьте, если это необходимо, в соответствии с возрастом и в зависимости от причины, например, они устали, голодны, нуждаются в движении и т. д. Вместо того, чтобы тянуться за iPad или предлагать печенье…

8. Разбейте это на шаги

Это tip был упомянут в двух комментариях на нашей странице в Facebook из этой серии — Мариан Блевин и Энди Лулка. И это действительно помогает детям «слышать» нас.

Давайте посмотрим на наш запрос и разобьем его на управляемые шаги. Вместо «давайте уберем комнату» первым шагом может быть «давайте начнем с лего».

Вы слишком многого требуете от своих детей? Разобьем на этапы.

9. Попробуйте «работать с», а не «делать с»

Номер 9 — это один большой SHIFT, который стоит попробовать. Он основан на идее «работать» со своими детьми, а не «делать с ними» из работы Альфи Кона. Это не значит, что дети рулят. Но что мне нравится в этом подходе, так это то, что каждый может удовлетворить свои потребности.

Представьте день, когда дети хотят поиграть, а их родители хотят купить продукты на ужин. Мы могли бы подкупить их («делаем»), сказав, что можем пойти в парк, если они хороши в супермаркете. Или мы можем сделать тонкий сдвиг, когда каждый удовлетворяет свои потребности, составляя план вместе («работая с»).

«Я бы хотел купить кое-что из магазинов, а ты бы хотел пойти в парк. Как мы можем заставить это работать, как вы думаете? Они соглашаются сначала пойти в магазины, а потом в парк. Тот же результат, за исключением второго случая, когда ребенок вовлечен и, следовательно, с большей вероятностью будет сотрудничать, не чувствуя себя подкупленным или манипулируемым.

Этот метод предполагает честность и сотрудничество вместо того, чтобы тайком заставлять детей делать то, что мы хотим. Это не происходит в одночасье. Но ваши дети узнают, что они также являются ценными членами семьи.

10. Меня слышат?

Сохраняю своего любимца напоследок от Энди Лулки…

» «Они меня слышат?» То есть физически, да, но также и эмоционально, в плане развития и психосоциально. 🙂 Часто изменение нашего метода обучения, того, как мы говорим, устанавливаем ли мы зрительный или тактильный контакт, слова, которые мы используем, нашу структуру предложений, может иметь большое значение. И довольно часто то, о чем мы просим, ​​нереалистично, поэтому, даже если они могут нас «слышать», на самом деле они нас не слышат.

Я спросил Энди, не хочет ли она поделиться какими-нибудь примерами. Резонируют ли они с вами?

» – просьба к двухлетнему ребенку «оставаться там, где я могу тебя видеть», переходя к «оставайся там, где ты можешь видеть меня» зовут их по имени, ждут ответа, в котором говорится, что они слышали, а затем спрашивают.
— просьба к подростку не делать то, что делают его друзья, двигаться к тому, чтобы быть умным, даже когда вы делаете то, что, как вы знаете, рискованно (Дженнифер Терни Маклафлин дала мне фразу «будь умным, даже когда ты ведешь себя глупо» ).
— попросить ребенка с СДВГ и расстройством слуховой обработки оставаться на месте во время большой семейной трапезы, продвигаясь к тому, чтобы попросить его оставаться рядом со столом
— мы с сыном придумали код, когда он не хотел говорить о чем-то или отвечать на мои вопросы.
— когда я что-то говорю своему сыну и не получаю ответа, вместо того, чтобы волноваться, я научился спрашивать: «Пожалуйста, подтвердите, что вы меня услышали и поняли».

Спасибо, Энди, за эти мудрые слова.

Надеюсь, вам понравилась эта серия и вы привнесете эти идеи в трудные дни, когда вам кажется, что ваш ребенок просто не слушает. Вы не одиноки. Мы здесь поддерживаем вас.


PS Вот еще несколько человек, которые внесли свой вклад:

  • Мариан Блевин. Позвоните им, установите зрительный контакт и убедитесь, что вы полностью их внимание. О, и начните с одной инструкции за раз. «Иди в гардероб, (1), собери пальто (2), обувь, (3) и иди в туалет (4). Часто взрослые видят в этом одну инструкцию… Дети видят в этом целую цепочку!»
  • Джоанна Брюнет – Согните колени. Буквально. Держите свое лицо на одном уровне с ребенком и в течение 1 минуты объясните (что произойдет, чего вы ожидаете, почему вы что-то просите или почему вы не можете принять его просьбу и т. д.). «потратив» эту минуту, это сэкономит гораздо больше времени в долгосрочной перспективе. Творит чудеса!
  • Джоанна Брюне. У меня есть еще одно: не будь с ними требовательнее, чем с собой. Можете ли вы ожидать, что трехлетний ребенок будет справляться со своими нервами, следовать правилам, уважать других, я не могу этого сделать?
  • Кристи Нельсон Я думаю, что последовательность — это самая большая ошибка, которую люди совершают, если у вас есть правило, которое постоянно применяется в любой ситуации. В противном случае ребенку придется постоянно бросать вам вызов, чтобы увидеть, каковы на самом деле правила! Во-вторых, я думаю, что слишком много правил так же плохо, как и слишком мало!!
    (Возьмите несколько важных правил, которые являются жесткими ограничениями + будьте последовательны в соблюдении их с любовью. Другие вещи, которые вы всегда можете сказать: «Посмотрим…»)
  • Памела Грин – Ничего не говорите словами, но внимательно слушайте всех наших чувств. Иногда достаточно посмотреть и увидеть ребенка и дать ему почувствовать себя увиденным.
  • Памела Грин. Не используйте слово «нельзя», когда просите/просите что-то у ребенка. Вместо того, чтобы говорить: «Не садись на стол», скажите: «Вы можете сесть на стул или на пол». Дети слышат наши слова действия, а не не один.

Как помочь ребенку слушать

Существует множество причин, по которым вашему ребенку трудно слушать, и множество способов, которыми вы можете помочь ему научиться лучше слушать.

Это общепризнанная всеми родителями истина: иногда ваш ребенок не слушает (или не хочет) вас слушать.

Хотя такие моменты могут быть неприятными, вероятно, есть веская причина, по которой вашему ребенку трудно слушать. Они могут быть ошеломлены тем, что вы говорите им делать. Или, может быть, они делают это, чтобы получить реакцию.

Трудности при слушании или следовании указаниям также могут быть симптомом психического расстройства, например гиперактивного синдрома дефицита внимания (СДВГ).

Независимо от причины, есть много способов активно помочь вашему ребенку улучшить навыки слушания.

Ваш ребенок может не слушать по нескольким причинам.

Они хотят заявить о себе

Быть ребенком означает исследовать мир и свою личность в нем. По мере того, как они ориентируются во всех тонкостях взросления, они могут начать раздвигать границы по мере того, как развивают чувство собственного достоинства.

Возможно, ваш ребенок пытается утвердить власть или контроль, чего у детей очень мало. Ваш ребенок также может пытаться добиться от вас реакции. Важно показать им, что то, что они не слушают, влияет на них больше, чем на вас.

Что-то еще привлекает их внимание

Ваш ребенок может не слушать вас просто потому, что он сосредоточен на чем-то другом. Это может быть:

  • домашнее задание
  • просмотр телевизора
  • участие в любимом занятии
  • общение с друзьями

еще.

Они чувствуют критику

Люди всех возрастов часто плохо реагируют на критику или негатив. Ваш ребенок с большей вероятностью отключится от вас, если почувствует, что его осуждают или что он сделал что-то плохое или неправильное. Детям также может быть трудно слушать, если они чувствуют, что их не слышат, или если их чувства преуменьшаются или обесцениваются.

Вы говорите слишком много

Иногда ваш ребенок может «отключиться от вас» просто потому, что вы слишком много говорите ему сразу, что может быть ошеломляющим.

Вместо того, чтобы пытаться обработать несколько требований или ожиданий или несколько фрагментов информации, они могут сделать вид, что вообще не слушают.

Может быть полезно, чтобы ваши запросы были краткими и конкретными, чтобы помочь вашему ребенку лучше понять, о чем вы его просите.

У детей могут быть и другие обязанности, чем у взрослых, но это не значит, что у них мало дел. Когда родитель сразу требует от ребенка слишком многого, он может перегрузиться и закрыться.

Ваши слова и действия не совпадают

Если вы говорите одно, а делаете другое, ваш ребенок может не почувствовать, что ему нужно вас слушать. Распространенным является навязывание последствий, таких как лишение доступа к видеоиграм, но их возвращение, когда ребенок сильно реагирует на то, что их забрали.

Очень важно довести до конца последствия, чтобы показать ребенку, что умение слушать имеет значение.

Может быть физический барьер

Возможно, пока ваш ребенок хочет, чтобы вас слушал, он физически не может. Это может быть связано с потерей слуха, накоплением серы, влияющим на слух, или даже нарушением слуховой обработки.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок плохо слышит, подумайте о том, чтобы записаться на прием к педиатру для оценки его слуха.

С возрастом они могут слушать по-разному

Вы также можете заметить изменения в слушательском поведении вашего ребенка с возрастом. Например, они могут меньше смотреть вам в глаза или давать вам меньше словесных сигналов, которые они слушают, когда вырастают.

Маленькие дети все еще изучают свой мир и его границы. Может быть полезно смоделировать положительные привычки и закрепить, какое поведение является уместным или неприемлемым.

Дети старшего возраста и подростки находятся на этапе, когда они учатся обретать чувство независимости. Вам может быть сложнее заставить их слушать, поскольку они развивают свои навыки принятия решений.

Подростки также испытывают высокий уровень стресса из-за учебы, социальных взаимодействий и внеклассных занятий, что может сделать их отвлекающими и, таким образом, вызвать проблемы со слушанием.

У них может быть психическое заболевание

Для некоторых детей трудности со слушанием являются симптомом психического расстройства, например синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

СДВГ — это нарушение развития нервной системы, при котором человеку трудно концентрировать внимание.

Часто развивается в детстве, поражая примерно от 2% до 7% всех детей.

Помимо трудностей со слухом, дети с СДВГ могут:

  • Имеет короткий состав внимания
  • . Спокойносит сидеть неподвижно или Fidget
  • . Будьте легко отвлечь
  • Потерять или забыть вещи
  • Головать много
  • . Вовлечение в рискованные поведения
  • . Проблемы других
  • . Следующие сроки
. в Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC), другие психические расстройства, которые могут повлиять на способность вашего ребенка слушать, включают:

  • депрессия
  • тревога
  • обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
  • синдром Туретта
  • оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР)
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

Есть несколько стратегий, которые вы можете рассмотреть, пытаясь помочь своему ребенку лучший слушатель:

  • Будьте конкретны. Завышение высоких ожиданий или требование слишком многого сразу может сбивать с толку. Вместо этого может быть полезнее быть кратким и конкретным, когда просите ребенка о чем-то. Попробуйте использовать простые формулировки и спрашивайте об одной вещи за раз.
  • Зеркальные привычки. Ваши дети всегда наблюдают за вами, и их действия часто являются отражением ваших собственных. Если вы не слушаете, они тоже могут не слушать. Активно выбирая позитивное поведение, вы можете обнаружить, что ваш ребенок совершает действия, отражающие ваши.
  • Будьте терпеливы. Развитие навыков слушания требует времени. Будет хорошей идеей подумать о том, как важно быть терпеливым с вашим ребенком, когда он узнает, что уместно, а что нет. Попытайтесь показать им, что это нормально, если они споткнутся. Поощряйте их продолжать работать над улучшением своих способностей слушать, а не проявлять нетерпение или расстраиваться из-за них, также может быть полезным.
  • Сохраняйте спокойствие. Старайтесь не раздражаться, когда ваш ребенок не слушается. Если вы расстроитесь, разозлитесь или накричите на ребенка, это может привести к тому, что он повторит подобное поведение. Многие дети могут чувствовать критику, когда на них кричат, что приводит к тому, что они закрываются и перестают заниматься.
  • Хвалите за хорошее поведение. Рассмотрите возможность предоставления положительного подкрепления, когда ваш ребенок делает то, что вы ему говорите. Это может вызвать у них желание повторить хорошее поведение. С другой стороны, важно поощрять их, когда они борются, а не давать им отрицательную обратную связь. Когда они увидят, что их усилия приветствуются, они захотят продолжать работать для достижения успеха.
  • Послушайте их. Когда ребенку кажется, что вы его не слушаете, иногда он может ответить, что не хочет вас слушать.

Построение позитивных отношений между вами и вашим ребенком также может помочь ему лучше слушать. Это может включать в себя установление открытого диалога и создание взаимного уважения, действительно прислушиваясь к тому, что они говорят.

Когда ребенок чувствует поддержку со стороны родителей, а его голос и действия имеют значение, он сделает все возможное, чтобы сохранить динамику, включая позитивное поведение слушателя.

Некоторым детям это может быть труднее, чем другим, и могут потребоваться дополнительные усилия, чтобы научить их лучше слушать.

В таких случаях вы, возможно, захотите обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, например к семейному консультанту или психотерапевту, чтобы выяснить, что может быть причиной проблем вашего ребенка со слушанием.

Некоторые родители могут прибегнуть к наказанию, когда другие подходы не работают, включая все формы телесных наказаний и крики на детей или пристыжение их. Однако исследование 2018 года показывает, что такой подход может усилить негативное поведение, а не остановить его.

В отличие от наказания, когда на ребенка могут накричать, наказать или сделать выговор за то, что он не слушает, позитивная дисциплина может включать в себя наставление вашего ребенка в направлении лучшего слушания.

Это может помочь им выработать ответственные и уважительные привычки, которые помогут им не только в умении слушать, но и в других аспектах их развития.

К общим стратегиям позитивной дисциплины относятся:

Положительное подкрепление

Подумайте о том, чтобы хвалить детей за умение слушать, а не сигнализировать о том, что они не слушают. Это может помочь вашему ребенку стать лучшим слушателем и может выглядеть так:

  • называть то, что вам нравится, как ваш ребенок слушает
  • обнимать или давать пять
  • делать то, что нравится вашему ребенку

Маленькие дети, в частности, хорошо реагируют на такой подход.

Некоторые исследования 2020 года показывают, что положительное подкрепление поддерживает использование маленькими детьми надлежащего поведения и навыков.

Перенаправление

Плохое поведение часто является результатом скуки, неповиновения или просто непонимания того, как правильно реагировать.

Перенаправление может быть инструментом, позволяющим направить негативное поведение на позитивное.

Некоторыми примерами могут быть словесное перенаправление, например, указание ребенку прекратить определенное поведение и объяснение того, как выглядит приемлемое поведение, и физическое перенаправление, например, мягкое прикосновение.

Однословные напоминания

Слишком много слов могут отвлекать некоторых детей, затрудняя выполнение инструкций.

Вместо этого вы можете счесть более полезным использовать напоминания из одного слова, чтобы подкрепить то, что вы просите у своего ребенка.

Установите конкретные ожидания

Подобно напоминаниям из одного слова, конкретность является ключевым моментом в работе с ребенком, который не слушает.

Возможно, вам будет полезно указать конкретные и прямые ожидания, чтобы предотвратить недопонимание. Это особенно важный подход для подростков, которым часто нужны четкие границы и ожидания.

Поощряйте

Похвалить хорошие навыки слушания очень важно, но так же важно поощрять усилия вашего ребенка, даже если они могут оказаться недостаточными.

Может потребоваться время, чтобы отточить навыки слушания, и подбадривание вашего ребенка по мере его успехов может помочь ему захотеть стать лучшим слушателем, а не сдаваться.

Ваш ребенок может не слушать вас по многим причинам. Может быть, их внимание сосредоточено на чем-то другом или они пытаются вывести вас из себя. Они также могут быть ошеломлены и не понимать, о чем вы их просите.

Понимание того, почему им трудно слушать, может помочь вам направить их к более позитивному поведению при слушании.

Чтобы помочь вашему ребенку лучше слушать, вам может быть полезно быть конкретными в своих просьбах, демонстрировать позитивное поведение, а также хвалить и поощрять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *