Стихи подсолнух: Стихи про подсолнух | Стихи
|
*** Брызги солнечного света Куншт М. *** Что за поле — чудеса! *** На осеннем, но убранном поле, Он, как дева, красою своею Пробуждает уснувшую страсть. Нелюбов Леонид *** Я семечко нашёл в кармане *** Под солнышком подсолнечник, И целый день подсолнечник Стоит к нему лицом! Трутнева Е. *** На терриконе, на породе, *** До краёв наполняя землю *** Сотни подсолнухов смотрят едино, С ними прощаясь, вожак журавлиный Машет свободно могучим крылом. К солнцу!.. Но в почве глубокие корни. Мысль далеко залетает, а быль — Пыль поднимается облаком черным, Гнутся подсолнухи, словно ковыль. Кончится лето, осыплются листья. Или успеют на силос скосить. Где-то на юг собираются птицы… Нам вместе с ними туда не уплыть! Мы побелеем подсолнечной болью, Коль без земли не дано нам прожить… Счастье, что семечки наши по полю Ветер еще будет долго носить!.. Макуров В. *** Вместе поднявшись, мы смотрим едино, Где-то на юг собираются птицы… Нам вместе с ними туда не уплыть! Мы побелеем подсолнечной болью, Жизнь ради жизни — короткая нить… Счастье, что семечки наши по полю Будут ветра по земле разносить!. . Макуров В. *** На праздники: Поздравления | Подарки | История *** Голосовые поздравления с праздником |
Диалог с Э. Монтале. «Принеси мне подсолнух»: опыт перевода
Введение (INTRODUCTION)
Перевод – это диалог переводчика с автором оригинального текста, а диалог с Э. Монтале всегда увлекателен.
Актуальность обращения к творчеству итальянского поэта видится в необходимости развития «переводческого прочтения» его произведений в современном культурном пространстве и языковом дискурсе.
Теоретический обзор (Theoretical review):
Э. Монтале в поисках своего поэтического языка, много экспериментировал в рамках различных литературных течений тех лет. Особенностями поэтического почерка Э. Монтале можно считать в первую очередь символичность и ассоциативность, глубокий психологизм и драматизм его поэзии, которые часто «берут высокую трагическую ноту». Слово в текстах Э. Монтале, как правило, многозначно, а образ получает значение символа. Произведения поэта «сложны стилистически»: в одном тексте он употребляет как разговорные, так и книжные языковые единицы, кроме того, часто использует на фоне очень «простой и прозрачной лексики» и профессионализмы, и архаизмы. Ритм в пределах одного текста может значительно колебаться от классического до вольного, рифма прихотлива, она меняется от точной до намеренно небрежной, cвободной. По мнению поэта, это придает особый «нерв» тексту и лишает произведение «красивости». Можно отметить также метафорическую иносказательность, «шифрованный характер» созерцательной лирики Э. Монтале, что позволило критикам говорить о Э. Монтале как о поэте-герметике. Поэт активно использовал символы и аллегории, но при этом не руководствуется принципами «чистой поэзии», не стремится к привычной музыкальности слога: наоборот, его поэзия «антикрасива», она прозаична, иногда даже резка и противоречива.
Интонация его стихов варьируется от личной до риторической. При этом важно отметить стремление поэта исследовать реальный мир с помощью инструментов чистого разума, но не интуиции. Предмет его внимания – все аспекты существования и человека, и общества, Э. Монтале размышлял о жизни, истории и судьбе человека, хотя поэт никогда не принимал пафосного тона.Лирика Э. Монтале – это размышление исследователя внутреннего мира человека. Интеллектуальная смелость – важнейшая черта его философии, поэт анализирует – и творчески, и интеллектуально – окружающий мир и мир «внутренний» – чувства и мысли человека. Основные мотивы его творчества философские: его интересует в первую очередь то, как понять суть окружающего мира, красоты, творчества, поэзии…
Многие исследователи отмечают пессимизм поэта и его одиночество. Но это объяснимо: одиночество поэта было его осознанным выбором, а пессимизм стал результатом осмысления окружающей действительности. Кроме того, есть несколько важных причин его пессимизма: война, разочарования послевоенного периода, преобладание массовой культуры, жалкий конец общественных идеалов.
Безусловно, лирика Э. Монтале отличается трагическим мироощущением (Brook , 2002; Marcenaro, 1999; Pell, 2005; Sica, 2003; Singh , 1984; West , 1981)Творчество поэта диалогично по своей сути: поэт ведет сложный психологический диалог с собой, читателем, культурно-идеологический – с современным ему обществом, культурологический – с цивилизационным пространством. (Бродский, 1998; Золоткова, 2006, 2011; Ушакова, 2006)
На наш взгляд, подсолнух в стихотворении Э. Монтале – символ надежды и свободы, символ некого «иного» мира, стремления человека к полноте жизни. В своем стихотворении поэт описывает некий мир, где возможен творческий, интеллектуальный процесс, существующий на грани реальности. Э. Монтале дает свою оценку окружающей действительности и «рисует» характерными для него вербальными «масками» мир реальный и мир «другой», а подсолнухи – проводники в этот мир. Для поэта подсолнух – символ «выхода за пределы «масс-реальности», неподчинения законам действительности, выхода из тупика, который может быть и «выходом в небытие», и выходом в «истинные реальности».
Научные результаты и дискуссия (Research Results and Discussion)
В русской литературе наиболее известны и популярны переводы Э. Монтале, cделанные Е. Солоновичем. В его переводах звучали по-русски великие произведения Данте, Петрарки, он также переводил на русский язык итальянских поэтов эпохи Возрождения. В 2000 г. публикуется книга “Итальянская поэзия в переводах Евгения Солоновича”.
Его перевод стихотворения «Portami il girasole…» стал для нас одной из отправных точек для работы над текстом, но, конечно же, мы исходили из собственных принципов перевода.
Рассмотрим два варианта перевода стихотворения: перевод Е. Солоновича и наш вариант перевода.
Перевод Е. Солоновича (Солонович, 2000):
Portami il girasole ch’io lo trapianti
Tendono alla chiaritа le cose oscure, Portami tu la pianta che conduce Eugenio Montale | Принеси мне подсолнух, навеянный далью, Всё неясное к ясности смутно стремится, Принеси мне частицу палящего лета,
|
Наш вариант перевода:
Portami il girasole ch’io lo trapianti Tendono alla chiaritа le cose oscure, Рortami tu la pianta che conduce
Eugenio Montale | Принеси мне подсолнух, чтоб я пересадил его в землю, cожженную солью, и показал бы весь день небесной синеве, что отражает беспокойство в его округлой желтизне. Склоняются к ясности темные вещи, в потоке красок теряются тела, что стали музыкой. Испариться – и в этом судеб судьба.
Принеси мне растение, что приводит туда, где светлые прозрачности рождаются, где жизнь как сущность испаряется; принеси ж мне подсолнух, обезумленный светом. |
Основной символ, к которому обращается поэт, – подсолнух. Номинация растения, которое мы называем по-русски «подсолнух», и в русском, и в итальянском языке основана на сходных признаках: по-русски «тот, который под солнцем», итальянское слово girasoleсостоит из двух корней: sole – солнце, girare – поворачивать. Русское слово подсолнух имеет следующий ряд ассоциаций: семечки, солнце, жёлтыйцветок, масло, поле, растение, семена, лето, огород, стебель, чёрный, растёт, круглый, еда, высокий, земля, лепестки, шелуха, большой, халва, сад, грызть, листья, вкусный, скорлупа, цвет,деревня, небо, много, тепло, бабушка, длинный, зелёныйлуг, жара, зёрна, птицы, цветы, вкусно, урожай, шляпка, Украина, красиво, человек, кукуруза, солнечный и др. (Караулов, Черкасова, Уфимцева, Сорокин, Тарасов,2002)
В итальянском языке большинство этих ассоциаций также существует. Многие, значимые для национальной картины мира ассоциации, реализованы в тексте Э. Монтале, но так как существует общность ассоциативного поля в двух языках, это не создает проблемы для перевода. Поддерживаются данные ассоциации в тексте словами: azzurro, giallino, terreno,сielo: аzzurro –1) agg голубой 2) голубой цвет; лазурь l’azzurro del cielo – небесная лазурь 3) голубая краска; giallino –1) желтоватый; terreno–1) почва, земля, грунт (suolo, terra), 2) участок 3) земельный участок; cielo – 1) небеса, небо, воздух, поднебесье. 2) бог 3) небосвод, небосклон. (Арефьев, 2013)
Главной задачей перевода мы считаем сохранение «духа и формы» стихотворения Э. Монтале, поэтому важно быть максимально близкими и грамматически, и стилистически к оригинальному тексту. В начале первой строфы стихотворения Portamiil girasole ch’io lo trapianti nel mio terreno bruciato dal salino… (буквально: Принеси мне подсолнух, чтоб я пересадил
его в мою землю/почву,cожженную солью) необходимо было максимально точно перевести слова trapianti и terreno.Слово terreno означает: 1) грунт, почва, земля 2) местность 3) участок (земли) (Зорько , 2011) В русском языке слова земля и почва – синонимы: земля – 4. Верхний слой земной коры; почва, грунт. Почва – ПОЧВА, -ы; ж. 1. Верхний слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь; земля (Кузнецов, 2004) Наше решение – земля, мы выбрали это слово как слово с нейтральной окраской и с наиболее широким значением: чтоб я пересадил его в землю. Выражение вмою почву по-русски двусмысленно и нарушает ритмическую структуру стихотворения. Итальянское слово trapianti имеет следующее значение: 1) с.-х., мед. пересаживать 2) перен. переносить (обычаи, моду). (Зорько, 2011) На наш взгляд, наиболее точный вариант перевода — пересадить (в землю), он используется без потери «элементов смысла». Выражение terreno bruciato dal salino транслируется практически буквально: в землю, cожженную солью. Словоbruciato в словаре фиксируется со следующим значением: bruciare 1. vt 1) жечь, сжигать; обжигать(Зорько , 2011) Выражение mostri tutto il giorno agli azzurri specchianti del cielo l’ansietа del suo volto giallino (буквально: чтобы я показывал весь день *синевам неба, отражающим беспокойство его желтоватого лица) требует внимания переводчика и к грамматическим особенностям слога (например, невозможность множественного числа слов синева (лазурь), cочетание нескольких генетивных форм), и к лексическим (лицо или лик, cинева или лазурь и др. ). «Потери смысла», cвоеобразные семантические «приращения» в этом случае неизбежны, мы перевели фразу следующим образом: …и показал бы весь день небесной синеве, что отражает беспокойство в его округлой желтизне. При переводе мы выбрали вместо слова лицо/лик описательный вариант: округлая желтизна, сохранив при этом концепт желтый (желтоватый). Концепт отражать мы передали в нашем тексте, но изменили при этом грамматическую форму языковой единицы: использовали не причастный оборот, а форму инфинитива. Наш вариант перевода можно сопоставить с вариантом перевода Е. Солоновича: Принеси мне подсолнух, навеянный далью,/посажу его в почву, сожженную солью,/чтобы он к небесам, голубому зеркалью,/желтый лик обращал — свою жажду и волю. В нем мы также наблюдаем некоторую «трансформацию смысла».
Во второй строфе важен переход от конкретной реальности бытовой картины к философским рассуждениям, что отражено и в синтаксисе, и в лексике оригинального текста. Часть фразы Tendonoallachiaritа lecoseoscure, /siesaurisconoicorpiinunfluire /ditinte:…буквально можноперевести так: стремятся к ясности темные (неясные, смутные) вещи, исчерпываются (истощаются) тела в потоке (в течении) красок (цвета)… Перевод Е. Солоновича: Всё неясное к ясности смутно стремится,/тают абрисы тел в акварельных размывах,…Наш вариант: Склоняются к ясности темные вещи, в потоке красок теряются тела. В своем переводе мы пытались сохранить основные концепты оригинального текста, например: оппозицию светлые – темные. Итальянский глагол tendereимеет следующее значение: cтремиться, склоняться, иметь склонность <тенденцию>, вести (к + D)(Зорько, 2011) В русском языке существует синонимический ряд: стремиться, клониться, меняться. В варианте стремиться, на наш взгляд, больше динамики, в варианте склоняться больше «тягучести, процессуальности», кроме того, в этом случае мы избегаем «жесткого» сочетания звуков [стр], существующего в слове стремятся. Мы выбрали вариант склоняются к ясности. Итальянское словоcosа имеет значение: 1. вещь, штука, дело. (Зорько, 2011), а также: 1.общ. сущность вещей (Арефьев, 2013).В рамках стилистики и философии Э. Монтале, на наш взгляд, совершенно уместно употребление русского слова – вещь: ВЕЩЬ, -и; мн. род. –ей; ж. 1.Всякий предмет, изделие бытового обихода, личного пользования, трудовой деятельности и т.п. (Кузнецов, 2004) Важный концепт для оригинального текста – corpо: 1) тело, вещество(corpo solido / liquido —твёрдое / жидкое тело) 2) плотность, густота, консистенция 3) вещественность, плоть; воплощение dare corpo a qc 4) тело, туловище; организм. (Арефьев, 2013)На наш взгляд, русское слово тело (ТЕЛО, -а; мн. тела, тел, телам; ср. 1. Физ. Материя, вещество, заполняющие определённую часть пространства; отдельный предмет в пространстве (Кузнецов, 2004) больше соответствует оригинальному тексту Э. Монтале. Слово siesaurisconoимеет следующее основное значение 1) исчерпать, истощить (использовать до конца)(Зорько,2011), наш перевод в этом случае не является буквальным: теряются тела.Теряться: ТЕРЯТЬСЯ, –яюсь, –яешься; нсв. (св. потеряться). 1. Пропадать, исчезать (о чём-л. забытом, оставленном, оброненном). Носовые платки часто теряются. При переезде на новую квартиру иногда теряются разные вещи. 2. Делаться незаметным, неразличимым, невидимым, исчезать из поля зрения. (Кузнецов, 2004). В этом случае мы получаем дополнительную образность в русском тексте. Выражение unfluire /ditinteмы перевели как в потоке красок, что очень близко к оригинальному тексту. Выражение queste in musiche. Svanire e dunque la ventura delle venture. (буквально: они(эти) в (есть) в музыке.Исчезнуть (затеряться, раствориться) (это есть) cудеб судьба). Особое внимание переводчика требует выражение venturadelleventure. Слово ventura имеет cледующие значения: 1) судьба buona ventura –удача per buona ventura 2) случай, случайность per ventura. (Арефьев, 2013) У выражения venturadelleventureнаблюдается оттенок компоративного значения, который мы пытались сохранить при помощи однокоренного повтора, как и в оригинальном тексте.Наш вариант перевода: Испариться – и в этом судеб судьба.
Фразу Portamitulapiantacheconducedovesorgonobiondetrasparenzeмы перевели почти буквально: Принеси мне растение, что приводит туда, где светлые прозрачности рождаются, …Обращает внимание анафора в начале последней строфы Portami tu…, важно отметить, что это частотный прием в творческом арсенале Э. Монтале: он повторяет начало фразы, но меняет в ней одно важное слово, если же в первой фразе мы видим слово подсолнух (girasole), то в начале последней читаем: pianta (растение), при этом возрастает уровень обобщения, но затем появляется личное местоимение tu (ты). Часть фразы sorgono bionde trasparenze требует тщательной работы переводчика, поэт употребляет многозначное слово trasparenze, имеющее в итальянском языке общеупотребительное значение: прозрачность, но «осознание» этого слова носителями языка осложняется наличием у этого слова специальных значений: 1.фин. гласность, экон. разглашение, транспорентность, открытость (Арефьев, 2013)В русском языке слово транспорентность также имеет стилистически окрашенное значение: отсутствие секретности, доступность информации (Кузнецов, 2004).Наш вариант перевода — прозрачности, в итальянском тексте употребляется именно форма множественного числа этого слова, которой нет в русском языке, но мы решили сохранить именно ее в переводе поэтического текста. Слово biondо можно буквально перевести как светлый:1. Излучающий сильный свет (об источнике света). С-ая лампочка. 2. Хорошо освещённый, наполненный светом. С-ая комната. 3.Блестящий, излучающий блеск. 4. Не тёмного цвета. С-ое пальто. 5. Чистый, прозрачный (о жидкости, стекле и т.п.). С-ая вода. 6. Высокий, чистого тембра (о голосе). С. баритон. 7. Радостный, ничем не омрачённый. С-ые воспоминания.// Выражающий радость, безмятежность. С-ая улыбка. 8. Чистый и ясный духом, просветлённый; выражающий ясность духа (о человеке). С. духом, душой. 9. Обладающий высокими моральными качествами; прекрасный, высокий. С. человек. 10. Ясный и логичный (об уме, мыслях). С-ые мысли. С-ая голова. (Кузнецов, 2004) Многозначность русского слова «усложняет и углубляет» смысл высказывания, но это возможно в рамках творческого почерка поэта-герметика. Выражение vaporalavitaqualeessenzaмы перевели практически дословно следующим образом: жизнь как сущность испаряется. Впоследней части строфы мы вновь видим усиливающий повтор: portamiilgirasole (принеси мне подсолнух). Также интересна для перевода часть фразы impazzitodiluce(буквально: *обезумленный светом), по-русски атрибутивное выражения можно перевести страдательным причастием прошедшего времени от глагола обезуметь (от света), нотакой узуальной формы в русском языке нет. Е. Солонович находит, на наш взгляд, хорошее решение: принеси мне подсолнух, безумный от света. В этом случае сохранятся атрибутивное значение, но отсутствует агенс (светом). Наш вариант перевода — употребление окказионального слова обезумленный: принеси мне подсолнух, обезумленный светом.
Заключение (CONCLUSIONS)
Переводя на русский язык стихотворение Э.Монтале, мы пытались, по мере возможности, сохранить экзистенциональные смыслы, транслируемые автором, и с помощью адекватных изобразительно-выразительных средств выразить силу, глубину и оригинальность авторской мысли.
Картина мира, которую создает в своих произведениях Э. Монтале, cложна и многогранна. С одной стороны, это дает переводчику возможность лингвистической свободы самовыражения и творческого поиска, с другой стороны, обязует при переводе быть концептуально точным и убедительным в отборе языковых средств для адекватной передачи смыслов авторского текста.
А.С. Пушкин писал: «Переводчики — почтовые лошади просвещения». Поэтический перевод — вид творческого диалога, и для нас важно, чтобы диалог с Э. Монтале стал частью межкультурной коммуникации, а его творчество — значимой единицей русского культурного пространства.
Sunflower Poem – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 201 соответствующий результат, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Воспоминания Гинзберга о подсолнухе Блейка
Недавно в поисках вдохновения для поэтического задания я перечитал одно из своих любимых стихотворений — «Сутру подсолнуха» Аллена Гинзберга. Я всегда любил это стихотворение за его энергию и неустанный оптимизм. Прибыв на пристань и сев «под огромной тенью южного/тихоокеанского локомотива, чтобы посмотреть на закат над холмами/коробками и поплакать», Гинзберг видит мертвый подсолнух и впадает в припадок эмоций, заканчивающийся радостным Декларация: «внутри мы все прекрасные золотые подсолнухи». Но это путешествие не легкое. Перед воодушевляющим заключением Гинзберга мы сначала попадаем в своего рода микрокосм промышленной пустыни, которой является Америка:
Все это платье пыли, эта завеса темной железной дороги
кожи, эта смог щеки, эта век черного
Mis’ry, эта сажаемка или фаллос или протез —индустриальный—
современный—вся эта цивилизация, заметившая вашу
сумасшедшая золотая корона—
Гинзберг рисует довольно мрачную картину, и самое интересное, что вся эта пыль и копоть вызвана не только подсолнухом, но и «воспоминаниями» моего Гинзберга о Блейке — мои видения — Гарлем. Я никогда не понимал, что означает эта строка, и никогда не удосужился вникнуть в нее. Но поскольку я недавно начал работать с архивом Блейка, я решил, что это хороший шанс узнать немного больше об Уильяме Блейке и его работах.
Гинзберг ссылается на две вещи этой строкой. Первое — это его буквальное видение, хотя лучше было бы описать его как слуховую галлюцинацию. Гинзберг утверждает, что слышал голос Уильяма Блейка, читающего свои стихи, и сказал в интервью, что этот опыт был для него очень глубоким. Интересно, что Блейк также утверждал, что у него были видения, и он использовал их, чтобы сообщить о своем творчестве и писательстве. Во-вторых, и более конкретно, Гинзберг ссылается на стихотворение Блейка «Ах! Подсолнух».
«Ах! Подсолнух» — это короткое стихотворение из сборника Блейка « Songs of Experience », напечатанного в 1794 году. Стихотворение настолько короткое, что имеет смысл просто процитировать его здесь целиком:
Ах, подсолнух! усталость от времени
Кто считает шаги Солнца:
В поисках этого сладкого золотого края
Где заканчивается путешествие путешественника.
Где Юноша томился желанием,
И бледная Дева, окутанная снегом:
Встань из их могил и устремись,
Туда, куда хочет пойти мой Подсолнух.
Издание Penguin из Избранных произведений Блейка под редакцией Кристофера Рикса говорит о фразе «мой подсолнух»: «Когда Аполлон покинул Клитию, «она зачахла и превратилась… в солнце-цветок». цветок, который все еще поворачивает голову к солнцу на своем пути, как залог любви ». Статья Джорджа Миллса Харпера под названием «Источник Блейка« Ах! Подсолнух» имеет разные представления о значении этого стихотворения, утверждая, что Блейк был вдохновлен переводом Томаса Тейлора Гимны Орфею . Анализ Харпера фокусируется на восхождении подсолнуха из материального мира к солнцу или небесам духовного мира: «Подсолнух, юность и дева — все «естественные вещи», связанные в своих «могилах» временного существования, — стремятся к вечности солнца». Позже Харпер утверждает:
Но мы должны помнить, что цветок имеет «земное качество». Он уходит корнями в землю, и сами корни являются символами материальной жизни как для Тейлора, так и для Блейка. «Но в небесных областях, — поясняет Прокл, — все растения, камни и животные обладают [sic] интеллектуальной жизнью согласно небесной природе». подсолнух, молодость и девственница «стремятся» уйти.
Подобный же подъем мы видим и в поэме Гинзберга (не духовно, а тематически), поднимаясь из «Ада восточных рек» и «превращаясь в безумно-черные формальные подсолнухи на закате». В то время как оба стихотворения в конечном счете положительны в своих сообщениях, оба содержат моменты тьмы, которые противопоставляются этому восхождению. В «Ах! Подсолнух», у нас есть цветок, описываемый как «уставший от времени». Молодежь описывается как «закалывающая желанием». А дева бледна и «окутана снегом». Но в последних двух строках они «встают из могил» и следуют за подсолнухом на небеса.
Изображение Эмили СтаурингВ «Сутре подсолнуха» мы видим аналогичный контраст; много пыли, копоти, ржавчины и дыма со временем убирает золотая красавица. Разница, однако, заключается в том, где происходит это преобразование. В то время как подсолнух, юность и дева поднимаются к небу, небесам, и совершают свой «сладкий золотой подъем» в стихотворении Блейка, Гинзберг сообщает нам, что это путешествие должно быть направлено внутрь, а не наружу:
кожа грязи, мы не наш страх
мрачный пыльный локомотив без воображения, мы все
Красивые золотые подсолнеки внутри, мы бледно-
SED нашими собственными семенами и золотыми волосами голыми AC-
Complishment-Bodies
для Ginsberg, «Сладкий золотистый clime» Блейка недостаточно. Вместо этого мы должны обратиться внутрь себя и искать истину и красоту там, а не вне себя. Это имеет смысл, учитывая веру Гинзберга в буддизм, который фокусируется на самоанализе и обращении внутрь себя, в отличие от христианства, которое направляет мысли и духовность вовне, к Богу.
Оба стихотворения прекрасны и по-своему несут оптимистический посыл.