Стихи для детей 2 класс об осени: СТИХИ ДЕТЕЙ 2 КЛАССА ОБ ОСЕНИ СОБСТВЕННОГО СОЧИНЕНИЯ | Творческая работа учащихся (2 класс) по теме:
Образ осени в поэзии для детей (по учебникам умк «школа россии»)
ОБРАЗ ОСЕНИ В ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ (ПО УЧЕБНИКАМ УМК «ШКОЛА РОССИИ»)
Д.П. Неводова, С.С. Еровихина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, факультет дошкольного и начального образования, профиль начальное образование, студенты
e-mail: [email protected]
В данной статье рассматривается образ осени в стихотворениях для младших школьников, включенных в учебники по литературному чтению для 2 – 4 классов. Дается анализ нескольких стихотворений данной тематики. Кроме того, представлен конспект урока по литературному чтению для 2 класса.
Ключевые слова: образ осени, поэзия для детей, литературное чтение, младший школьный возраст.
В начальной школе со 2 по 4 класс на уроках литературного чтения в первой четверти младшие школьники изучают стихотворения об осени. В этом проявляется принцип актуализации тематики чтения, по которому тексты, которые читают дети, связаны с природным календарем. Осенняя поэзия пропитана эмоциями, настроением авторов, поэтому она трогает как взрослых, так и детей младшего школьного возраста.
В школьную программу 2 класса УМК «Школа России» входят следующие стихи про осень: Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…», А.Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая…», В. Брюсов «Сухие листья, сухие листья…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом» [2].
В программу 3 класса УМК «Школа России» входят такие стихи, как: Н.А. Некрасов «Славная осень», A.C. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», М.Ю. Лермонтов «Осень» [3].
На уроках литературного чтения в 4 классе (УМК «Школа России») изучают следующие стихотворения на осеннюю тему: И. А. Бунин «Листопад», Б.Л. Пастернак «Золотая осень», Н.М. Рубцов «Сентябрь» [4].
Мы видим, что самое большое количество стихов об осени включено в программу 2 класса, причем это небольшие по объему стихи самых разных авторов: и классической поэзии XIX в., и поэзии Серебряного века, и поэзии второй половины XX в., стихи, написанные, специально для детей и стихи, вошедшие в круг детского чтения из «взрослой» литературы. В 3 и 4 классе поэтических произведений об осени изучается меньше, они больше по объему, сложнее по содержанию и языку, причем наблюдается отбор стихов по времени их написания: в программу 3 класса включены стихи об осени великих поэтов XIX в., в программу 4 класса – стихи выдающихся авторов XX в. Это объясняется как возрастными особенностями учащихся, так и монографическим и литературоведческим принципом построения программы по литературному чтению.
Осень в нашей поэзии задумчива и грустна, лирична и загадочна. Стихи об осени в творчестве русских поэтов передают настроение уставшей природы. Это стихи опадающих листьев, нежных солнечных дней бабьего лета, стихи осеннего дождя в затягивающемся пасмурной дымкой небе поздней осени.
Осень в стихотворениях русских поэтов – пора утонченная, нежная, но в тоже время полная мудрости. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь – все переплетается в осеннем, полном меланхолии и очарования, настроении. Наивные и полные душой, трогательные и добрые слова, строки и рифмы в стихах об осени подчеркивают красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.
К примеру, в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» раскрывается образ ранней осени. Называя эту пору «дивной», Тютчев показывает не только ее красоту, но и обращает внимание на необычность этих дней, обладающих особой притягательностью. Эпитет хрустальный по отношению ко дню включает в себя и игру света, и прозрачность осеннего неба, теряющего яркость летних красок. Эпитет лучезарны вечера передает появление новых цветов, создаваемых заходящим солнцем. По всей земле светило разливает теплый свет. Прозрачно-голубое небо (чистая и теплая лазурь празднует вместе с землей наступление осени. В стихотворении встречаются метафоры (льется чистая и теплая лазурь), сравнения (весь день стоит как бы хрустальный), олицетворения (паутины тонкий волос), антитеза (серп гулял – пусто все). Тютчев использует такую разновидность метонимии, как синекдоха: серп гулял, падал колос, паутины тонкий волос. Единственное число укрупняет предметы, придавая им весомость и выделяя из остальных. Все эти средства дают возможность почувствовать себя по-настоящему свободным и насладиться гармонией природы, которая словно бы замерла в ожидании предстоящих холодов, спеша отдать миру последние краски лета с его благоухающими травами. Образ осени в стихотворении Ф.И.Тютчева связан с бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими полями, а также с ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу.
Чтобы передать красоту природы, С. А. Есенин в стихотворении «Закружилась листва золотая..» использует различные средства выразительности (эпитеты: «листва золотая», «в розоватой воде», «взбалмошная луна», «липким запахом», «липким запахом», «кружевные узоры»; сравнения: «как приятная память о друге», «хохочет так, чтобы каждый дрожал», «синий сумрак как стадо овец», «как ветками ива, опрокинуться в розовость вод»; олицетворения: «спит черемуха в белой накидке», «закружилась листва золотая». С.А. Есенин восхищается обычным сельским пейзажем, который отождествляет со своей родиной. В его стихотворении ощущается покой и радость, которые может подарить любящая мать-земля своему непутевому блудному сыну, вернувшемуся домой. Именно, вода, окрашенная закатом в мягкий розовый цвет, пруд и падающие в него пожелтевшие листья рисуют нам образ осени.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Осень» употребляется развернутая метафора «Лишь в бору поникши ели, зелень мрачную хранят». Здесь в переносном значении употреблено слово поникши, поэт хочет показать, что ветви ели опущены, кажется, что деревья о чем-то грустят. Вторая часть метафоры ели зелень мрачную хранят подчеркивает, что ели остаются всё также зелены, темны и недвижны, будто хотят остаться такими на века. Этой метафоре противопоставлена другая – в конце стихотворения: «Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит». Здесь в переносном значении использовано слово серебрит, чтобы показать блеск поля в свете месяца, которое сверкает в ночи столь ярко и красиво, что начинает казаться, что блестит не поле, а чистое серебро. Лермонтовская осень довольно мрачна, в ней больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»). Ведь, они и нужны здесь для контраста.
Проанализировав указанные стихотворения, можем сделать вывод, что поэты показывают нам осень с разных сторон, но неизменно в прекрасных красках. При этом они используют различные средства выразительности для создания яркого, объемного образа осени.
Как правило, стихотворения об осени по объему небольшие, доступные для детского восприятия. Они соответствуют возрастным особенностям младших школьников. В них образ осени связан с листопадом, дождем, убранными полями, увяданьем природы, с прозрачностью неба, лучезарными вечерами. Осень многолика и каждый поэт представляет ее по-своему.
Остановимся на осенней поэзии, с которой дети знакомятся во 2 классе. Предлагаем конспект урока по литературному чтению для 2 класса [1].
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…».
Цель урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…», развитие умения видеть красоту русской природы; развитие воображения, мыслительных операций сравнения, обобщения.
Задачи:
формирование у детей навыков осознанного чтения;
расширение лексических знаний о слове;
развитие умений работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
Планируемые результаты.
Предметные: анализировать языковые средства, используемые автором в произведении.
Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения.
Личностные: формировать средствами литературных произведений целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы.
Оборудование урока: карточки с заданиями, загадки, учебник, ИКТ (портрет Ф.И.Тютчева), лирическая музыка, осенние листочки (желтого, красного, зеленого цветов).
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | – Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? – Посмотрите в окно. Что вы там видите? – Скажите, какое сейчас время года? – Правильно! – Осень очень красивое время года. Недаром поэты во все времена писали стихи об осени. – Посмотрите на слайд и скажите, какова тема нашего урока? – Молодцы! Кто скажет, какова цель нашего урока? – Сегодня к нам на урок пришла Осень. Она послушает стихотворение, с которым мы познакомимся. Давайте будем активными. А в конце урока подарим нашей гостье осенний букет. | Дети рассказывают о своем настроении. – Учащиеся описывают то, что видят на улице. – Осень. – Тема нашего урока: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» – Познакомиться со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» |
II. Проверка домашнего задания | – Какое у вас было домашнее задание? – Кто желает загадать загадки (учитель спрашивает несколько человек)? | – Нужно было найти загадки об осени. Дети загадывают друг другу загадки об осени. |
III. Изучение нового материала Физкультминутка | – Сейчас я прочитаю вам стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…». Есть в осени первоначальной Где бодрый серп гулял и падал колос, Пустеет воздух, птиц не слышно боле, – Сейчас мы с вами выполним в тетрадях словарную работу. Запишем: – А теперь давайте разделимся на две группы. Каждая группа получает карточки с вопросами, на которые необходимо ответить. Первая карточка Прочитайте стихотворение и отметьте слова, которые помогут ответить на вопросы . – Когда бывает эта “дивная” пора? – Как вы понимаете “первоначальной”? – Каким поэт видит день, прочитайте. – Он называет его “хрустальным”. Почему? – Что автор говорит о вечерах? Что значит “лучезарны”? Вторая карточка – Как поэт пишет о поле? Какое поле? – Какие слова подчёркивают пустоту поля? – С чем сравнивает Фёдор Иванович паутину? – А как вы понимаете словосочетание “праздная борозда”? Задания для обеих групп Прочитайте последний столбик и подчеркните слова, помогающие ответить на последний вопрос. – Как поэт описывает небо? – Какое чувство пробуждает у вас эта картина? – Ребята, сдавайте свои карточки. – Теперь немного отдохнем. Повторяйте за мной. Ветер наклоняет ветви вправо-влево, За окошком осень наступила. Зайчик прыгает по листьям смело. И бегут дождинки то и дело. И кружатся в танце листья, Ими завалило нору лисью. Соберем грибы в лукошко. Сядем, отдохнем немножко. – С какой интонацией надо читать стихотворение? – Одинаково ли настроение на всем протяжении стихотворения? – Какие важные слова и строки выделим особым логическим ударением? – Попробуйте прочитать это стихотворение с правильной интонацией. -Какой же вы представили осень, прочитав стихотворение Тютчева? | Ученики слушают, как учитель читает стихотворение. Ученики делятся впечатлениями о стихотворении и отвечают на вопросы учителя. Выполняют словарную работу в тетрадях. Дети делятся на 2 группы и начинают выполнять задание по карточкам. Ребята отвечают на вопросы. (“…в осени первоначальной…”) (Т.е. только начавшейся) (“…как бы хрустальный…”) (Прозрачный лес, воздух) (Т.е. полный светом) (Пустое) (“…лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде…”) (С тонким волосом) (С полей убран урожай, земля отдыхает) ( “…пустеет воздух,…льётся лазурь…”) (Грусть, покой) Дети сдают карточки. Ребята выполняют физкультминутку. – С повествовательной интонацией. -Настроение вначале более спокойное, после автор показывает насколько меняется погода, вместе с ней и настроение. -Праздная, лазурь, лучезарный Дети выразительно читают стихотворение. -Осень запомнилась нам в стихотворении: благоухающими травами, бездонным голубым небом, теплым ветром, опустевшими и от этого кажущимися необъятными полями, а также ярким солнцем, которое уже не обжигает, а всего лишь нежно ласкает кожу. |
IV. Рефлексия Домашнее задание | – Ребята, на краю парты у вас лежат осенние листочки разного цвета (желтого, зеленого, красного). Вы должны оценить свою работу на уроке: отлично – желтый листочек; хорошо – красный; удовлетворительно – зеленый. – Теперь соберем общий осенний букет из ваших листочков и подарим его Осени.
| Дети оценивают свою работоспособность на уроке с помощью осенних листочков. Ребята вместе с учителем собирают букет из листьев и дарят его Осени. Ученики записывают домашнее задание. |
Следовательно, образ осени в поэзии для детей многолик. Он связан с контрастом красок, переменчивостью, непостоянством, с одной стороны, и спокойствием и умиротворенностью- с другой. Изучение осенней поэзии позволяет реализовать на уроках литературного чтения несколько задач: учит младших школьников анализировать и выразительно читать стихи, развивает речь учеников, давая образцы использования различных выразительных средств, способствует их патриотическому и эстетическому воспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойкина М.В., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., Роговцева, Н.И. Литературное чтение. Поурочные разработки: Технологические карты уроков. 2 класс. М.; СПб: Просвещение, 2015. — 88 с
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 224 с.
3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. — В 2-х частях. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с
4. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. 4 класс.
Учебник. — В 2-х частях. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2012. — 223 с
Литературные конкурсы 2023 – Все конкурсы 2023-2024
Список литературных конкурсов 2023 года. Посмотрите все литературные конкурсы, которые проводятся в этом году. Большинство литературных конкурсов – бесплатные, для участников предусмотрены призы, публикации и др. варианты поощрения.
Участвуйте в литературных конкурсах 2023 года!
Объявлен конкурс литературной критики «Эхо». Дедлайн 31 августа 2023 года.
Подробнее »Конкурс литературной критики «Эхо»
До Четверг 31 августа, 2023 ->
Объявлен конкурс «Лучший урок письма – 2023». Дедлайн 15 августа 2023 года.
До Вторник 15 августа, 2023 ->
Объявлен Всероссийская литературная премия имени А. И. Казинцева для молодых писателей, поэтов и критиков. Дедлайн 3 апреля 2023 года.
Подробнее »Литературная премия имени А. И. Казинцева
До Понедельник 3 апреля, 2023 ->
Объявлен конкурс на соискание Международной детской литературной премии имени В.П. Крапивина. Дедлайн 31 марта 2023 года.
Подробнее »Литературный конкурс имени Владислава Крапивина
Объявлен литературный конкурс «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых российских писателей и поэтов. Дедлайн 28 февраля 2023 года.
Подробнее »Литературный конкурс «Лицей» 2023
До Вторник 28 февраля, 2023 ->
Подготовили список конкурсов, прием заявок на которые заканчивается в феврале. Всем удачи!
Подробнее »Конкурсы февраля
Объявлен всероссийский литературный конкурс “Гений места”. Дедлайн 28 февраля 2023 года.
Объявлен Международный литературный фестиваль-конкурс «Русский Гофман», посвященный творческому литературному наследию Э.Т.А. Гофмана. Дедлайн 27 марта 2023 года.
Подробнее »Литературный конкурс «Русский Гофман»
До Понедельник 27 марта, 2023 ->
Объявлен творческий конкурс «Миры за стеной». Дедлайн 1 марта 2023 года.
Подробнее »Творческий конкурс «Миры за стеной»
До Среда 1 марта, 2023 ->Объявлен Всероссийский конкурс творческих работ школьников, студентов и молодежи «Моя семейная реликвия». Дедлайн 5 апреля 2023 года.
Подробнее »Творческий конкурс «Моя семейная реликвия»
До Среда 5 апреля, 2023 ->
Класс Шеннон Беннетт
Мы начали наше исследование с прочтения Red Leaf, Желтый лист Лоис Элерт. После обсуждения различных признаки осени, мы обдумали все, о чем думали когда мы думали об осеннем времени. Мы сделали сеть классов.
После того, как мы сделали наш класс web, мы обсуждали разные типы поэзии. Нашими фаворитами были стихотворение-акростих и одно под названием Наши осенние глаза созерцают . Это были наши фавориты!
Очи мои осенние вот
Красные яблоки на дереве
Оранжевые тыквенные фонари на Хэллоуин
Желтые листья повсюду
Брэндон Джастис
Очи мои осенние вот
Оранжевые листья на земле
Желтое пламя в свечах
Оранжевые фонари из тыквы мерцают в темноте
Шон Уэст
Оранжевые фонари из тыквы в окнах
Черные кошки перебегают дорогу
Красные деревья на заднем дворе
Лорен Филлипс
Коричневые деревья у меня во дворе
Красные листья лежат на земле
Зеленые монстры, которые развлекаются
Майкл Хэм
Бурые птицы летят на юг
Золотые собаки, играющие на ветру
Серебристая луна высоко в небе
Мариса Кальвио
N новых друзей на День Благодарения
O или жареная индейка
V очень занят, потому что мы идем навестить семью
E все смеются и пытаются ладить
M y брат и я идем выбирать листья
B ig индейка
E в целом пучке
R помни наши благословения
Алексис Батлер
Мы также сделали семью писать о любимых осенних занятиях или традициях. Мы закончили замечательных историй и воспоминаний:
Осень
Весь семья имеет мяч.
Подбираем тыквы с виноградной лозы.
Когда мы вырезать их мы хорошо проводим время.
Мы идем в Бак Хорн как семья.
Мы едим Ужин на День Благодарения и игры во время просмотра
огонь посылает дым в трубу.
Алекс Фрейзер
Осень
Осень значит футбол.
Вперёд, тигры бить их всех!
Осень означает Хэллоуин,
Призраки и гоблинов не видать.
Осень означает тыквенный пирог.
я не могу ждать! Мой, о мой.
Алисса Хенсон
Яблоневый сад
Каждую осень мы ходим в Яблочный сад.