Разное

Стихи детям для заучивания: Стихи, которые интересно учить наизусть • Arzamas

Стихотворения для заучивания наизусть

шаблоны сайтов
joomla templates

Стихотворения для заучивания наизусть (педагогам)

Александр Сергеевич  Пушкин

«И. И. Пущину»

 Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

 Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

 Лучом лицейских ясных дней!

«Я вас любил»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

«Отцы пустынники и жены непорочны»

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

 Во дни печальные Великого поста;

Все чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

 И целомудрия мне в сердце оживи.

 

 

 

Михаил Юрьевич Лермонтов

 

«Выхожу один я на дорогу»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сияньи голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб вечно зеленея

Тёмный дуб склонялся и шумел.

«И скучно и грустно»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно. ..

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –

Такая пустая и глупая шутка…

«Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

«Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Александр Александрович Блок

 

«Ночь, улица, фонарь, аптека»

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

«О доблестях, о подвигах, о славе»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

«Россия»

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи. ..

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

 

«Летний вечер»

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дремотой розовой объята

Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жницы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и в луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

 

Владимир Владимирович Маяковский

 

«Послушайте!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

 

«Лиличка!» (Вместо письма)

Дым табачный воздух выел.

Комната —

глава в крученыховском аде.

Вспомни —

за этим окном

впервые

руки твои, исступленный, гладил.

Сегодня сидишь вот,

сердце в железе.

День еще —

выгонишь,

можешь быть, изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

Выбегу,

тело в улицу брошу я.

Дикий,

обезумлюсь,

отчаяньем иссечась.

Не надо этого,

дорогая,

хорошая,

дай простимся сейчас.

Все равно

любовь моя —

тяжкая гиря ведь —

висит на тебе,

куда ни бежала б.

Дай в последнем крике выреветь

горечь обиженных жалоб.

Если быка трудом уморят —

он уйдет,

разляжется в холодных водах.

Кроме любви твоей,

мне

нету моря,

а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

Захочет покоя уставший слон —

царственный ляжет в опожаренном песке.

Кроме любви твоей,

мне

нету солнца,

а я и не знаю, где ты и с кем.

Если б так поэта измучила,

он

любимую на деньги б и славу выменял,

а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Завтра забудешь,

что тебя короновал,

что душу цветущую любовью выжег,

и суетных дней взметенный карнавал

растреплет страницы моих книжек…

Слов моих сухие листья ли

заставят остановиться,

жадно дыша?

Дай хоть

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

«Еще Петербург»

В ушах обрывки тёплого бала,

а с севера — снега седей —

туман, с кровожадным лицом каннибала,

жевал невкусных людей.

Часы нависали, как грубая брань,

за пятым навис шестой.

А с неба смотрела какая-то дрянь

величественно, как Лев Толстой.

Сергей Александрович Есенин

 

«Гой ты, Русь, моя родная»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа. ..

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

«Мы теперь уходим понемногу»

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоро мне в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим

Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Марина Ивановна Цветаева

 

«Моим стихам, написанным так рано»

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

– Нечитанным стихам! –

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

«Кто создан из камня, кто создан из глины»

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и нагробные плиты…

– В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?-

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

«Две руки, легко опущенные»

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем непонято,

Что дитя мое в земле.

«Мне нравится, что Вы больны не мной»

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной

Распущенной-и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что Вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не Вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем ни ночью — всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо Вам и сердцем и рукой

За то, что Вы меня — не зная сами! —

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце не у нас на головами,

За то, что Вы больны — увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами.

Осип Эмильевич Мандельштам

 

«Ленинград»

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Петербург! я еще не хочу умирать!

У тебя телефонов моих номера.

Петербург! У меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.

 

«Silentium»

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,

Но, как безумный, светел день.

И пены бледная сирень

В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста

Первоначальную немоту,

Как кристалическую ноту,

Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито.

«Бесшумное веретено»

Бесшумное веретено

Отпущено моей рукою.

И – мною ли оживлено –

Переливается оно

Безостановочной волною –

Веретено.

Все одинаково темно;

Все в мире переплетено

Моею собственной рукою;

И, непрерывно и одно,

Обуреваемое мною

Остановить мне не дано –

Веретено.

Анна Андреевна Ахматова

 

«Сжала руки под темной вуалью»

Сжала руки под тёмной вуалью…

“Отчего ты сегодня бледна?”

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: “Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.”

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: “Не стой на ветру”

«Мне голос был. Он звал утешно»

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

«Мужество»

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

«Лотова жена»

Жена же Лотова оглянулась позади

его и стала соляным столпом.

Книга Бытия

И праведник шёл за посланником Бога,

Огромный и светлый, по чёрной горе.

Но громко жене говорила тревога:

Не поздно, ты можешь ещё посмотреть

На красные башни родного Содома,

На площадь, где пела, на двор, где пряла,

На окна пустые высокого дома,

Где милому мужу детей родила.

Взглянула — и, скованы смертною болью,

Глаза её больше смотреть не могли;

И сделалось тело прозрачною солью,

И быстрые ноги к земле приросли.

Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце моё никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

«Распятие»

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: “Почто Меня оставил?”

А Матери: “О, не рыдай Мене…”

                      * * *

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

«Разлука»

Вечерний и наклонный

Передо мною путь.

Вчера ещё, влюблённый,

Молил: «Не позабудь».

А нынче только ветры

Да крики пастухов,

Взволнованные кедры

У чистых родников.

Борис Леонидович Пастернак

 

«Февраль. Достать чернил и плакать!»

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

«Гамлет»

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

 

«Любить иных – тяжелый крест»

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это — не большая хитрость.

«Нежность»

Ослепляя блеском,

Вечерело в семь.

С улиц к занавескам

Подступала темь.

Люди — манекены,

Только страсть с тоской

Водит по Вселенной

Шарящей рукой.

Сердце под ладонью

Дрожью выдает

Бегство и погоню,

Трепет и полет.

Чувству на свободе

Вольно налегке,

Точно рвет поводья

Лошадь в мундштуке.

Вложения:
Stikhotvorenia_pedagogam (1).docx46 Кб%2017-%06-%27 %0:%Июнь%+04:00

топографические карты
программа для вышивания

Как учить стихи наизусть быстро: 10 способов

Содержание статьи:

  1. Польза заучивания стихов
  2. Как правильно учить стихи
  3. Методика ускоренного усвоения
  4. Как учить длинные стихотворения
  5. Ошибки при заучивании стихотворений

Как научить школьника учить стихи? Одним детям нравится учить стихотворения, для них это самое легкое и приятное домашнее задание, какое только может быть. Для других учить стихи – настоящее наказание, на запоминание всего лишь нескольких четверостиший уходит масса времени и сил, а само занятие кажется не только энергозатратным, но и бесполезным. На самом деле учить стихи полезно, надо лишь правильно это делать. 

Польза заучивания стихов

  • Запоминание стихов развивает память

Память человека необходимо тренировать. Чем чаще ее тренировать, тем крепче она становится. Заучивание стихотворений как нельзя лучше подходит для этих целей. Если начать учить стихи наизусть с ребенком с самого раннего возраста, в школе их запоминание не составит труда, как и запоминание информации по другим предметам. Особенно этот навык пригодится во время экзаменов и подготовки к ним, когда надо запоминать большой объем информации по нескольким предметам.

  • Заучивание стихов совершенствует интеллект

Во время заучивания стихотворений образуются новые нейронные связи, задействуются память, внимание, мышление, речь. Ребенок представляет в своем воображении то, о чем читает, а приятная ритмика стихотворений успокаивает нервную систему. По исследованиям ученых, школьники, которые учили стихи чуть ли не с пеленок, учатся лучше других и имеют более высокий уровень интеллекта. Это одна их причин, по которой надо начинать учить стихи с детьми как можно раньше. Другая причина заключается в том, что, заучивая стихи, ребенок тренирует артикуляционный аппарат, и его речь становится чистой, а словарный запас богатым.

  • С помощью стихов можно освоить даже таблицу умножения

По исследованиям лингвистов, стихотворения запоминаются в полтора раза быстрее, чем нерифмованный текст. Благодаря стихам даже трудный материал становится более легким и запоминается в игровой форме, например, таблица умножения или правила по русскому языку. Помните: «кое, то, либо, нибудь – ставь дефис, не позабудь!» Как учить стихи со школьником? Правильно! Играючи!

  • Декламирование стихов закладывает основы ораторского мастерства

Учить стихи наизусть начинают еще в детском саду и читают их на утренниках перед всей группой и родителями, в школе – перед классом или тоже на утренниках. Так дети получают первый опыт публичных выступлений, который многим пригодится и во взрослой жизни. Школьники учатся правильно интонировать, увлекать слушателей своим голосом и расстановкой акцентов. Победители конкурсов чтецов со временем становятся отличными ораторами и организаторами. Некоторые родители спрашивают: «Как научить ребенка 8 лет учить стихи?» Возникает другой вопрос: «А где вы были раньше?» А как же «мишка косолапый по лесу идет»? И «наша Таня», которая громко плачет? Учить стихи с детьми надо начинать в 2–3 года, чтобы к школе он умел их и учить, и декламировать.

  • Стихи сохраняют связь прошлого с настоящим

Некоторые считают стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и Фета устаревшими, полагая, что детям не нужны картинки дней минувших. Однако эти и другие поэты создали яркие, красивые и запоминающиеся образы и обогатили язык. Современным детям, застрявшим в виртуальной реальности, как раз не помешает богатый и образный язык, а также знания из истории страны и понимание того, что до интернета жизнь была абсолютно другой.

Как правильно учить стихи

Как учить стихи? Есть проверенные правила для быстрого запоминания стихов.

  1. Необходимо прочесть стихотворение несколько раз полностью. Сначала про себя, чтобы ознакомиться с новыми или непонятными словами, а затем вслух.
  2. Разбить четверостишие по две строки и запоминать сначала их, а потом все четверостишие.
  3. Когда четверостишие запомнится, переходить к следующему. Запомнить его, затем повторить первое и второе четверостишия и переходить к третьему. Процесс напоминает нанизывание бусинок, когда к одной бусинке добавляется следующая.
  4. Как выучить стихотворение? Начинайте учить его заранее, а не в ночь перед уроком. За 2–3 дня можно не только запомнить стихотворение, но и натренироваться декламировать его выразительно и без запинок.
  5. Чтобы стихотворение запоминалось легче, представляйте в воображении то, о чем повествуется в стихотворении. Образы помогут запомнить стихотворные строки быстрее.
  6. Попробуйте ощутить те чувства, которые хочет передать поэт, и прочувствовать его эмоциональное состояние в момент написания стихов. Так вы не только сможете ответить себе на вопрос «как выучить стихотворение», но, возможно, и сами начнете их писать.

Методика ускоренного усвоения

Иногда стихотворение необходимо срочно выучить к какому-то мероприятию. Как учить стихи, если времени осталось в обрез? Если память натренированная, потребуется не так уж много времени, особенно если воспользоваться лайфхаками.

  1. Подключайте все виды памяти! Перепишите стихотворение, прочтите его несколько раз про себя и вслух, запишите на диктофон и слушайте запись, когда занимаетесь домашними делами.
  2. Разбейте стихотворение на рифмующиеся строчки и запоминайте их.
  3. Повторяйте все, что запомнили, забытые строчки заучивайте заново.
  4. Подключайте к заучиванию домашних, пусть напоминают о забытых строчках или словах.

Как учить длинные стихотворения

Как научить ребенка учить стихи в школе, особенно длинные? Длинные стихотворения педагоги советуют учить перед сном, чтобы во время сна стихотворные строчки отложились в долговременной памяти. Даже если вы его не выучите целиком, прочитайте несколько раз, чтобы в памяти осталось хотя бы несколько четверостиший. Как правильно учить стихи наизусть детям?

Есть простые правила быстрого запоминания стихов:

  1. Учите вслух и с выражением.
  2. Запишите выученное стихотворение по памяти, сверьте с оригиналом.
  3. На следующий день некоторые строчки могут подзабыться. Попробуйте заново записать его.

Некоторым детям помогает заучивание стихотворений речитативом, выражаясь современным языком, в форме рэпа. Как научить ребенка учить стихи в школе? Читайте их как рэп. Главное – не перейдите на рэп, когда будете рассказывать стихотворение в классе у доски. Впрочем, если у учителя хорошее чувство юмора, в этой форме стихотворение тоже будет принято.

Ошибки при заучивании стихотворений

Правильно учить стихи поможет избегание некоторых распространенных ошибок.

  • Не старайтесь запомнить стихотворение сразу от начала и до конца. Разбейте по строчкам и добавляйте строки, как было описано выше. Помните игру «снежный ком»? Правильное заучивание стихотворений очень ее напоминает.
  • Не разбивайте стихотворение перед заучиванием на четверостишия. Его необходимо прочесть полностью, чтобы уловить ритмику и связь между строфами.
  • Если забыли слово, не прерывайтесь, пытаясь его вспомнить. Или подсмотрите слово сразу, или замените на «чего-то там» и продолжайте декламировать дальше. Потом доучите не желающие запоминаться слова и строчки.

Если запоминание текста происходит медленно, не отчаивайтесь! Память можно натренировать. Учите сначала небольшие, простые для запоминания стихи, затем усложните себе задачу и учите большие стихи, те, которые вам нравятся, даже если их нет в школьной программе. Развитая память очень пригодится вам в старших классах, в университете, а, возможно, и для будущей профессии.

 

Учиться онлайн еще никогда не было так просто!

Заполните, пожалуйста, контактные данные и получите подробную консультацию и бесплатный пробный день в нашей школе

ТелефонЗаполните поле

Имя и ФамилияЗаполните поле

Выберите класс

Выберите класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 классВыберите класс

4 5 6 7 8 9 10 11

Выберите класс

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

4 замечательных совета по запоминанию стихов

Языковые искусства

10 апреля 2016 г.

Сара

Знаете ли вы, что апреля – национальный месяц поэзии ? Это идеальное время, чтобы начать заучивать стихи в домашней школе.

Книга для чтения

Ищете хорошие книги для чтения в домашней школе? Вот несколько фантастических бесплатных печатных списков книг по классам:

  • Уровни понимания чтения
  • Рекомендации по книгам для детского сада
  • Рекомендации по учебникам для 1-го класса
  • Рекомендации по книгам для 2-го класса
  • Рекомендации по учебникам для 3-го класса
  • Серия книг с главами для 1-3 классов

 

1. Выберите забавное стихотворение

Выберите забавное стихотворение для запоминания. Стихотворение, соответствующее времени года, такое как «Кто видел ветер» Кристины Дж. Россетти, всегда отличный выбор.

Мы с детьми обожаем декламировать «Маленькую черепаху» Вейчел Линдсей. Мы включаем движения рук, такие как щелчки пальцами или плавание руками.



2. Обеспечьте понимание

Дети не всегда понимают каждое слово в стихах, которые мы выбираем, так как дети склонны упускать символы и неясные значения.

Например, в стихотворении «Маленькая черепаха» упоминается черепаха, живущая в коробке. Что именно это значит? Ребенок постарше поймет, но младшие дошкольники и младшие школьники не поймут, что Вачел Линдсей имеет в виду скорлупу.

Однако легче запоминать стихи, которые мы понимаем, поэтому потратьте несколько минут на обсуждение стихотворения. Убедитесь, что ваши дети понимают, о чем стихотворение.

3. Повторяйте стихотворение несколько раз

Найдите подходящее время, чтобы читать стихотворение каждый день. Повторяйте ее 4-5 раз перед едой. Повторяйте ее вместе в машине, путешествуя от одного занятия к другому.

Возможно, вашей семье будет лучше прочитать стихотворение несколько раз перед началом учебного дня и в конце дня.

Требуется довольно много повторений, чтобы выучить стихотворение наизусть, а затем несколько недель, чтобы стихотворение отложилось в долговременной памяти. Дайте стихотворению время, необходимое для того, чтобы его выучить и прочитать наизусть. Не торопите процесс.

4. Используйте стихотворение как копию

Написание стихотворения — отличный способ запомнить его. Предложите детям практиковаться в переписывании стихотворения каждый день. Если это длинное стихотворение, просто назначьте одну или две строфы за раз, но не ждите, что маленький ребенок напишет несколько страниц.

После того, как стихотворение выучено наизусть, пусть ваш ребенок попытается написать его под диктовку. Диктант — прекрасный способ применить уроки орфографии и грамматики.

Когда стихотворение выучено наизусть, предложите своим детям рассказать его семье и друзьям. В конце концов, декламация — это прекрасный способ привлечь бабушек и дедушек в вашу домашнюю школу.

Какое стихотворение вам больше всего нравится учить?

Вам также может понравиться

9 декабря 2020 г.

30 июня 2021 г.

8 июля 2016 г.

9 января 2021 г.

25 февраля 2015 г.

14 октября 2016 г.

15 декабря 2020 г.

20 июля 2021 г.

Об авторе

Сара

Сара Деннис учится на дому 6 детей. Ее цель – помочь мамам упростить домашнее обучение, чтобы они могли дать своим детям отличное образование и добиться успеха дома. Она ведет блог в Classically Homeschooling.

Зачем запоминать стихи? – КЛАССИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

06.03.2019

3 комментария

 

Зачем мы запоминаем стихи? Почему наши ученики участвуют в Recite Nights? Разве заучивание — это не просто «убей и просверли»? образовательное прошлое, которое должно быть заглушено сейчас? Точно нет!

Когда вы намереваетесь чего-то достичь, первое, что вы делаете, это решаете, куда вы идете или чего хотите достичь, а затем действуете в обратном направлении. Вы должны знать, куда вы идете, чтобы знать, как туда добраться.

В Классической Академии мы хотим подготовить выпускников, которые будут эффективными лидерами мнений, людьми, которые могут хорошо и уверенно общаться, используя свои знания, навыки исследования, анализа и оценки, чтобы выражать свои мысли логично и убедительно. Это происходит не просто так, и это не происходит просто из-за того, что в старшей школе вы посещаете один факультативный урок речи. Это начинается с запоминания и начинается еще в начальной школе.

У Эндрю Пудевы одни из лучших замечаний по запоминанию и поэзии, “Нельзя вытащить из мозга ребенка то, чего там изначально нет.” Чтобы стать компетентным писателем или оратором, нужно не только изучать грамматику и все больше и больше практиковаться в письме. Ученикам нужна большая база данных в их мозгу надежно правильных и сложных языковых моделей. Еще более важным, чем знание грамматических правил и словарных слов, является знание того, как эти слова естественно, правильно и даже художественно сочетаются во фразах и предложениях. Учащиеся, которые хорошо пишут и говорят, всегда обладают обширным набором слов, интуитивным пониманием того, когда и как эти слова могут использоваться в идиомах и сочетаниях, и автоматическим пониманием того, когда они были использованы правильно или неловко. Этот тип изощренного лингвистического таланта обеспечивает не сознательное знание «правил», а база данных языковой информации, хранящаяся в мозгу.

Это подводит нас к очевидному вопросу: где учащиеся пополняют свою базу данных лингвистических паттернов? Основным источником языка вашего типичного ребенка являются телевидение, фильмы, Интернет, средства массовой информации и сверстники того же возраста. Не потребуется много времени, наблюдая за нашей современной культурой, чтобы понять, что если средства массовой информации и сверстники являются основным источником языковых моделей, у нас большие проблемы! Родители, учителя и другие взрослые также являются средствами языковых паттернов, но большая часть нашего разговора с детьми не совсем сложна, как мы говорим им: «Пожалуйста, уберите одежду». — Ты закончил свою школьную работу? и т. д.

Вот почему у нас такое сильное убеждение в необходимости читать нашим детям и ученикам не просто книги, а хорошие книги. Качество книг, которые ваш ребенок читает и слышит, имеет важное значение для развития у него языковых моделей.

Но это все? Читать и слушать качественную литературу? В то время как чтение и прослушивание сложных языковых моделей в последовательном и большом количестве помогает формировать репертуар сложной речи, слишком часто школы и родители пренебрегают другим важным элементом — запоминанием.

Эндрю Пудева продолжает, «Заученный (или «наизусть») язык был основой образования почти на протяжении всей письменной истории, пока примерно 60 лет назад заблуждающиеся педагоги не начали пропагандировать идею о том, что заучивание, наряду с другими видами «механическое» заучивание наносило вред творчеству детей, их пониманию и получению удовольствия от учебы. Возможно, одна из самых разрушительных доктрин, когда-либо вторгавшихся в педагогические колледжи, концепция о том, что заучивание в лучшем случае было ненужным, а в худшем — прямо вредным, теперь препятствует другой поколение студентов, которые из-за плачевного состояния популярных средств массовой информации больше всего нуждаются в лингвистической основе, которую дает заучивание.  

Маленькие дети естественным образом запоминают языковые модели из своей культурной среды. Если учителя и родители не предоставляют достаточно высококачественных моделей, дети будут автоматически усваивать и запоминать случайные вещи из своего окружения — в основном телевизионную рекламу и песни на радио, большинство из которых мы не сочли бы «надежно правильными и сложными». Если мы не обеспечим содержание и возможность для организованного запоминания, дети позволят популярной культуре быть их учителем. Если мы не дадим им Беллока и Россетти, они выучат наизусть рекламу McDonald’s и саундтрек к своему любимому телешоу. Запоминание не только естественно для маленьких детей, но и имеет культурное значение и необходимо для обучения.

Неврологически запоминание развивает мозг так, как ничто другое не может. Нейроны устанавливают связи через частоту, интенсивность и продолжительность стимуляции. Когда дети запоминают (и сохраняют способность декламировать) интересные стихотворения, все три эти переменные активно участвуют, укрепляя сеть нейронных связей, которые составляют основу необработанного интеллекта. Короче говоря, чем больше нейронов мы соединили с другими нейронами, тем больше «оперативной памяти» у нас есть в ЦП нашего мозга, и тщательное заучивание стихов является мощным инструментом в этом процессе».0074

Каковы другие преимущества запоминания?

  • Гордость и удовольствие от декламации – многие ли из нас помнят детские стишки или стишки из своего детства и испытывают гордость и удовольствие от того, что все еще могут их декламировать? Вы когда-нибудь видели, чтобы ваш ребенок был очень взволнован, чтобы показать вам, что он запомнил? Дети с большим удовольствием запоминают и доносят любую информацию!
  • Вселяет уверенность — чтение стихов требует особого внимания к деталям. Требуется работа, чтобы запомнить и процитировать точно. Когда ученик совершает этот подвиг, он обретает уверенность и понимает: «Я могу научиться чему угодно!» Это распространяется на изучение математических фактов, временных рамок истории, правил фонетики и грамматики, а также латинской лексики.
  • Становится легче — чем больше вы запоминаете, тем легче становится! Так же, как мышцы, память улучшается от упражнений.

Почему именно поэзия?

  • Они являются хорошей тренировочной площадкой для запоминания, потому что их легче запомнить, чем прозу.
  • Поэзия имеет формы с выбранным ритмом и рифмой, а это означает, что они требуют сложных слов и грамматических паттернов, превышающих наше обычное воздействие или использование в разговоре.
  • Поэзия обладает богатством смысла и концентрированной мыслью и поэтому дает широкие возможности для вопросов и размышлений.

Уже один этот момент возвращает нас к мысли: «Вы не можете получить то, что не вложили». Когда мы наполняем сердца и умы наших учеников истиной, добром и красотой и даем им богатую и полную базу данных лингвистических моделей, мы внезапно видим, как эти языковые модели возвращаются к устной и письменной речи учащихся. Запоминание — наиболее совершенная форма интернализации, и лучший способ хорошо узнать что-то — это знать это так хорошо, чтобы вы могли общаться эффективно, бегло и артистично.

Как это выглядит на практике? Видим ли мы на самом деле пользу, которую наши ученики получают от заучивания хороших стихов? Мы делаем!

Одно из стихотворений, которое выучили наизусть наши первоклассники, — «Кто видел ветер» Кристины Россетти. Один из наших учеников работал над этим стихотворением со своей мамой. Она использовала поэзию как возможность для обучения и сказала своему сыну: «Ветер подобен Святому Духу».

Затем, совершенно самостоятельно, он спонтанно начал произносить свое собственное стихотворение, созданное по образцу концепции и лингвистической модели стихотворения Кристины Россетти, которое он усвоил. Его не учили, как это делать. Его не просили писать стихи с нуля. Это естественное излияние наполнения их разума и сердца истиной, добром и красотой.

Кто видел Бога
Автор: Рувим

Кто видел Бога?
Ни я, ни ты:
Но когда ты веруешь во Христа
Бог проходит через тебя.

Кто видел Бога?
Ни ты, ни я:
Но когда придет Святой Дух
​Бог проходит мимо.

Это версия для 1-го класса того, о чем идет речь… Воспитание учащихся таким образом, чтобы их образование естественным образом вытекало из них. Вот что они должны показать в конце года. Мы ищем образование, которое естественным образом изливается сотнями способов, а не стандартизированные результаты тестов и табель успеваемости.

Возьмем пример старшеклассника, который заучивает отрывок из «Преодоления страха» Дитриха Бонхёффера.

Мы называем Того, Кто преодолел страх и пленил его в победном шествии, кто пригвоздил его ко кресту и предал забвению; мы называем Того, Кто есть крик победы человечества, искупленного от страха смерти, — Иисуса Христа, Распятого и Живого. Он один является Господом страха; она знает его как своего хозяина; он уступает ему одному. Так что взирайте на Христа, когда вы боитесь, думайте о Христе, держите Его перед глазами, призывайте Христа и молитесь Ему, верьте, что Он сейчас с вами, помогает вам. . . Тогда страх побледнеет и исчезнет, ​​и ты будешь свободен по вере в нашего сильного и живого Спасителя, Иисуса Христа.

Почему так важно, чтобы эта богатая и красивая проза навсегда осталась в его сердце и разуме? Во времена отчаяния, беспокойства или беспокойства у этого ученика будет праздник слов, а также выученных им наизусть Священных Писаний, которые он может использовать, чтобы наполнить свой разум истиной и ободрить свое сердце. Мало того, у него будет репертуар языка и понятий, на которые он сможет опереться, когда говорит и воодушевляет других в трудные времена. Это не означает, что ученики начинают причудливо повторять наизусть что-то себе или другим во время испытаний. Это означает, что его мозг и его сердце усвоили концепции и языковые модели, и эти вещи начинают изливаться наружу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *