Разное

Стих про природное явление: HTTP 404 Resource not found

Содержание

Стихи про явления природы. | Материал по окружающему миру (старшая группа):

Дорогие взрослые, вспомните, как в детстве вы просто обожали летние дни, и как сложно было родителям «заманить» вас домой даже вечером. И если ваши дети именно такие, постарайтесь проводить с ними больше времени в парках, садах, у водоёмов, просто почаще гуляйте и отдыхайте вместе. Ведь это так здорово – радоваться солнцу, ветру, цветам и тёплым летним дням

В нашей подборке красивые, весёлые стихи про лето для детей 4, 5, 6 лет. В них вы прочитаете стихи про летние месяцы, дождик, радугу, цветы и детские забавы. Их можно выучить как в детском саду, так и дома.

Песенка о лете

Начинается звонкое лето,
Золотая настала пора,
Сразу море горячего света
Дарит яркое солнце с утра.
Подпевай-ка, приятель, со мною,
Я с тобою люблю распевать.
Если мы постараемся двое,
И березы начнут танцевать.
С. Сметанин

Что такое лето?

Что такое лето?
Это много света,
Это поле, это лес,
Это тысячи чудес,
Это в небе облака,
Это быстрая река,
Это яркие цветы,
Это синь высоты,
Это в мире сто дорог
Для ребячьих ног.

***

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы, —
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Т. Собакина

Братья-месяцы

Братья-месяцы дружили,
В гости летом приходили.
Приносил с собою брат
То, чем был всегда богат:
Июнь — клубникой ароматной,
Июль — малиной сладкой, знатной,
Август очень был богат —
Нёс янтарный виноград.
Елена Эрато

Жук

На лужайке у пенька
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой,
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полет,
Загудел, как самолет:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
До свиданья, я спешу».
Е. Трутнева

Дождик

По дорожке полевой
От реки спешу домой.
А из тучки-невелички
Льется дождик проливной.
Будто кто-то в высоте
Носит воду в решете,
Дождик, лей веселей,
Теплых капель не жалей!
Чем сильнее, дождик, льешь,
Тем тучнее будет рожь!
А. Яшин

Веселые дожди

Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
А. Тараскин

Вечер

Бледно-розовой полоской
Зорька гаснет за горой.
Дремлет колос, наклоняясь
Над росистою межой.
День прощается с землею.
Тихо, тихо ночь идет,
В небе месяц за собою
Звезды ясные ведет.
А. Плещеев

Радуга

Семицветная дуга
Над домами встала.
— Это, сын мой, радуга, —
Мама мне сказала. —
Если дождь идет, но солнце
Ярко светит с высоты,
Радугу встречай в оконце:
Семь цветов узнаешь ты.
А. Локтев

Летние приговорочки

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей,ветерок,
Натяни парусок,
Г они стружок
С запада на восток!

***

Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

***

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам дождик с неба,
Чтобы были у нас летом
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница!

Маленькое лето

До чего же лето
Мчится быстро –
Начинается
И сразу же кончается!
Паучок на нитке
Серебристой,
Словно маятник,
Под деревом качается.
Он качается,
Качается,
Качается…
Быстро летние каникулы
Кончаются!
В. Орлов

Облака

Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой.
В. Степанов

Васильки

Возле дачи, на раздолье,
У излучины реки
Разбрелись в колхозном поле
Голубые васильки.
Я из них плела веночек,
Как стихи из синих строчек,
Танцевала в нем балет.
Мама нарвала букет.
Долгим взглядом провожали
Нас в деревне старики.
Рассуждали: «Горожане
Собирают… сорняки».
В. Ивченко

До будущего лета

Уходит тихо лето,
Одетое в листву.
И остаются где-то
Во сне и наяву:
Серебряная мушка
В сетях у паука,
Не выпитая кружка
Парного молока.
И ручеек стеклянный,
И теплая земля,
И над лесной поляной
Жужжание шмеля…
Тим Собакин

***

Вот и лето подоспело —
Земляника покраснела;
Повернется к солнцу боком —
Вся нальется алым соком.
В поле — красная гвоздика,
Красный клевер… Погляди-ка:
И лесной шиповник летом
Весь осыпан красным цветом…
Видно, люди не напрасно
Называют лето красным!
М. Ивенсен

Лето

Лето солнышком вкатилось,
Засияло, засветилось
Вишнями, ромашками,
Лютиками, кашками.
Лето! Лето! Лето! Лето!
В краски яркие одето,
Жарким солнышком согрето,
Пусть подольше будет лето!
Л. Некрасова

За околицей

За нашею околицей
На солнышке — тепло.
Зеленым подорожником
Дорогу замело.

А по краям дороги,
По берегу реки,
Ромашки с васильками
Бегут вперегонки.
В. Лисичкин

Прочитайте детям стихи про лето, а они посмотрят красивые, красочные картинки.

Июнь

Пришел июнь, июнь, июнь.
В саду щебечут птицы,
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.
С. Маршак

Июнь

Колокольчики, ромашки,
Незабудки, васильки.
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.
В. Берестов

Почему лейкам скучно?

На огороде у скамейки
Целый день скучают лейки.
В небе очень тучно,
Потому и скучно.
Г. Лагздынъ

Белые лебеди

Белые лебеди в небе живут,
По нему лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка,
Здравствуйте, лебеди-облака!
Л. Кудрявская

Дождь

Хлещет, хлещет дождь колючий,
А когда устанет лить —
Во дворе повесим тучи
На веревочке сушить.
И. Брукнер

Июль

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой,
И готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.
С. Маршак

Сенокос

Сенокос, сенокос,
Сена воз и снова воз.
Сена стог и новый стог.
И в полях, и вдоль дорог.
Как прическа эта
Хороша для лета!
И. Токмакова

Жаркая пора

Лето — жаркая пора,
Светит солнышко с утра,
Даже если дождь пойдёт —
Вокруг сияет всё, поёт.
Летом — синяя река
И плывут в ней облака,
Рубином ягоды горят,
Пора каникул для ребят.
Елена Эрато

Лето

Лето — это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето — яркие цветы
Необычной красоты,
Лето — тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.
Елена Эрато

Лето

Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета.
Приходи!
Грибов и ягод
Столько —
Не собрать и за год.
А у речки, а у речки
С удочками человечки.
Клюнуло!
Смотрите — щука!
Щуку на берег втащу-ка.
Хорошо, устав от зноя,
По росе скакать в ночное,
Кашу на костре сварить,
До утра проговорить…
Я. Аким

Уморилась

Солнце желтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.

Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.

Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.

Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.

Я слыхала соловья —
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжелой ношей.

Я такому силачу
Два часа дивилась…
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась…
Е. Благинина

Дедушка Туман

Лес — в карман,
Поля — в карман
Спрятал дедушка Туман.
Спрятал копны, и стога,
И лужайки, и луга.

Даже солнышко в карман
Спрятал дедушка Туман.

Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез —
Потерял поля и лес.

Потерял потом луга,
Копны сена и стога.

У высокого кургана,
Где дремал
Костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
А. Екимцев

На траве-травинке…

На траве-травинке —
Бусинки-росинки,
Солнцем озаренные:
Красные,
Зеленые,
Желтые,
И синие —
До чего ж красивые!..

Сколько здесь их у калитки!
Ими весь усыпан луг.
Нанизать бы их на нитки —
Хватит их для всех подруг!

И пока я так мечтала,
Солнце бусинки собрало.
Даже в травах под сосной
Не осталось ни одной!
И. Емельянов

Веселое лето

Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.

Кружат пчелы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха,
Засмеялась: — Ха-ха-ха!

Удивительный петух —
Сверху перья, снизу пух!
Увидала поросенка,
Улыбается девчонка:

— Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа — пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок — вертлявый?!

А Барбос,
Рыжий пес,
Насмешил ее до слез.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется,
В зубы не дается.

Девочке хохочется.
Ей смеяться хочется,
Потому что нынче лето,
Потому что столько света,
Потому что прямиком
Ходят ножки босиком!
В. Берестов

Какое природное явление описал поэт белая береза. Анализ стихотворения есенина “береза” и других стихов о зиме

В момент написания стихотворения «Белая берёза» Сергею Есенину было всего 18 лет, поэтому строки наполнены романтизмом и переносят нас в эпизод сказочной зимы, где поэт видит под окном белую берёзу.

Один из символов России стоит под окном, принакрывшись снегом, похожим на серебро. Тут не нужен глубокий анализ, чтобы увидеть всю красоту есенинских строк, сочетающейся с простотой рифмы. Есенин воздаёт должное берёзе, ведь это дерево много веков ассоциируется с Русью. О нём вспоминают в дальней дороге, к нему спешат по возвращению. К сожалению, в литературе более воспета рябина – символ грусти и тоски. Сергей Александрович восполняет этот пробел.

Образ берёзы

Для того чтобы понять строки и прочувствовать их, необходимо представить себе картину, на которой в морозную зиму под окном стоит берёза, припорошенная снегом. В доме топится печка, жарко, а за окном морозный день. Природа жалеет берёзу и прикрыла её снегом, словно серебром, которое всегда ассоциируется с чистотой.

Берёза отвечает взаимностью, раскрываясь во всей своей красе:

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Благородство природы

Солнце отливает на серебре золотом, а вокруг морозная тишина, которая навевает автору строк сон. Сочетание золота и серебра символично, они показывают чистоту и благородство природы в её первозданном виде.

Глядя на эту картину думается о вечном. О чём думает молодой Есенин, только что перебравшийся в Москву из Константиново? Возможно, его мысли занимает Анна Изряднова, которая через год родит ему ребёнка. Возможно, автор мечтает о публикации. Кстати, именно «Берёза» стало первым изданным стихотворением Есенина. Опубликованы строки в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. Именно «Берёза» открыла путь Есенину на вершину поэтической славы.

В последнем четверостишье поэт показывает вечность красоты. Заря, обходящая землю ежедневно, посыпает берёзу каждый день новым серебром. Зимой это серебро, летом это хрусталь дождя, но природа не забывает о своих детях.

Стихотворение «Берёза» показывает любовь поэта к русской природе и открывает его умение тонко передать природную красоту в строках. Благодаря таким произведениям, мы можем наслаждаться красотой зимы даже в середине лета и ожидать приближение морозов с томлением в сердце.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России , достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре.

Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения . Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом.

Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

Долгова Елизавета

План анализа стихотворения

3. Тема (о чем).

6. Сюжет (если есть).

8. Жанр (если есть).

11. Место в русской лирике.

Работа ученицы 5-А класса

Долговой Елизаветы

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тема стихотворения Сергея Есенина – восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

2.Творческая история (если известна).

3. Тема (о чем).

4. Основная мысль, идея (что хотел сказать автор этой темой).

5. Композиция (построение). Какие части можно выделить, как они связаны между собой.

6. Сюжет (если есть).

7. Особенности поэтического языка:

А) тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), гиперболы, аллитерация (звукоподражание), анафора (одинаковое начало строк), антитеза и т.п.;

Б) необычные с точки зрения лексики слова: синонимы, антонимы, устаревшие, диалектные слова и причины их использования;

В) ряды однородных членов, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия (обратный порядок слов) и т.п.

8. Жанр (если есть).

9.Особенности размера и рифмы.

10. Впечатление, произведенное на читателя.

11. Место в русской лирике.

Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Работа ученицы 5-А класса Долговой Елизаветы

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тема стихотворения Сергея Есенина – восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка.

Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Анализ стихотворений Есенина начнем с характеристики поэта как человека, горячо любящего родную землю, природу своего края, каждую травку, каждое деревце, растущее возле родного дома. «Белая береза под моим окном» вызывает у поэта восхищение, и он посвящает ей целое стихотворение, как любимой женщине. Он любуется зимней березой. Казалось бы, какая прелесть может быть зимой: голые деревья, холод, пустота. А Есенин говорит, что дерево принакрылось «снегом, точно серебром». Он видит ее не замершим деревом, а красавицей с пушистыми ветками, на которых «белой бахромой» висят снежные «кисти». Какая завораживающая картина возникает перед глазами читателя! Это стихотворение чрезвычайно лирично. Оно наполнено эпитетами: огонь у поэта «золотой», а тишина сонная; и метафорами: «горят снежинки», «заря, лениво обходя» и т.д. Это произведение воспевает не только русскую березу, но и долгую холодную зиму, когда снег «осыпает ветки … серебром». Спасибо Есенину, что и нам помогает увидеть в ней волшебство и красоту.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Поет зима – аукает»

Такое простое, такое знакомое с детства стихотворение Есенина о зиме «Поет зима – аукает»… Как будто это бабушка, играя зимой с внуком, произносит ему русские потешки: «Зима аукает -…баюкает», или русскую сказку про воробьишек игривых или пташек малых, нежных, мерзнущих зимой. Кажется, сам народ написал это стихотворение, так Есенин способен передать прелесть русского языка и русского фольклора. Снова, как песня, льются метафоры и эпитеты из уст великого поэта. Это «мохнатый лес», «седые облака», «метелица… стелется», «детки сиротливые», бешеный рев вьюги, улыбки солнца и т.д. Картина природы в этом стихотворении хоть и зимняя, но очень красочная. И снова поражает читателя Есенин. Анализ стихотворения позволяет нам заметить и восхититься самыми простыми вещами: плывущими облаками, метелью, вьюгой, пташками и т.д. До чего же красивая земля наша…

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Пороша»

В стихотворении «Пороша» великий русский поэт Есенин снова воспевает природу зимой: дремлющий лес, когда сон рассказывает ему сказку, и сосну, усыпанную снегом. Он представляет ее как старушку, подвязавшуюся белой косынкой. Есенину кажется, что сосна «понагнулась, как старушка, оперлася на клюку». И опять же у автора необыкновенные метафоры, поражающие своей точностью, лиричностью, гармонией: «звоны под копытом на снегу», снег «стелет шаль», дорога, убегающая «лентой вдаль». Несколько слов, и читатель видит бескрайнюю Россию, холодную, снежную, но так любимую великим поэтом.

Анализ стихотворения Есенина о зиме «Я по первому снегу бреду…»

В стихотворении «Я по первому снегу бреду…» Есенин снова возвращается к теме зимы и русской березы. Он говорит, что «лебеди сели на луг», а не снег лежит на полях. «Обнаженные груди берез», как у любимой женщины, он желает «к телу прижать». Есенин очень самобытный поэт-певец своего Отечества. Без его творчества немыслима русская литература. Такую тонкую, трепетную, наполненную необъятной любовью к России поэзию нельзя не признать великой.

Это замечательное стихотворение было написано великим русским поэтом в 1913 году, на этот момент юному поэту исполнилось едва ли 18 лет. В этом возрасте поэт уже жил в Москве и видимо скучал длинными вечерами, о деревенской глубинке в которой он родился.

От стихотворения идет положительная энергия, не смотря на то, что написано оно о типичном зимнем утре, когда достаточно холодно, от стихотворения веет каким-то теплом и нежностью. Большинство стихов Сергея Александровича воспевают поистине красивую русскую природу , особенно ему это удалось в стихотворении «Береза». Само по себе стихотворение пропитано русским духом. Читая это стихотворение, невольно перед глазами создается образ русской глубинки, зима, мороз, тихо, под ногами скрипит снег. Именно такая картинка создается в голове при прочтении этого стихотворения.

А вы вслушайтесь, как написан образ березы? С чем бы вы ее ассоциировали, читая стих? Белая береза, – сам по себе белый цвет, цвет чего-то невинного непорочного чего-то начинающегося может быть это новый день или новая жизнь которые подарил нам Бог. Сам по себе образ невесты из стихотворения напоминает мне нарядную русскую девушку перед свадьбой, которая наряжается и готовится к главному таинству в своей жизни.

Зима сама по себе у большинства людей ассоциируется с холодом метелями и ненастьем, а Есенин ее так описал, что даже и не думается о холоде, а думается о прекрасном утре. В стихотворении Сергея Александровича очень хорошо прослеживается череда женских образов, вот обратите на это внимание и вдумайтесь в этот стих и вы найдете в нем как минимум два типично женских русских образа это зима и береза. А как вы думаете случайность? Или нет? Может быть, юный поэт уже был влюблён? Но не будем заострять на этом внимание, ведь в его стихотворении есть и много других интересных сравнений. Например, Сергей Александрович неоднократно сравнивает снег с серебром.

Поэт в одной из строк так же сравнивает раннюю утреннюю зорьку с золотом, что лишний раз говорит о богатстве красок русской природы даже в такое унылое время как зима. В стихотворении Есенина «Береза» очень много метафор что делает его очень ярким выразительным, заметьте, что с первых его строк его хочется читать уже с выражением и спокойствием.

В заключении хотелось бы сказать, что стихотворение не большое по объему, но язык его очень богат и создает очень много образов и картинок в голове.

«Весенняя гроза» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – эпитеты, сравнение, главная мысль, разбор

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 73.

Обновлено 27 Февраля, 2021

4.7

Средняя оценка: 4. 7

Всего получено оценок: 73.

Обновлено 27 Февраля, 2021

Стихотворение “Весенняя гроза” – одно из самых популярный в тютчевском наследии. Оно относится в раннему периоду его творчества, и лучше понять это произведение поможет краткий анализ “Весенняя гроза” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 5 классе в качестве основного или вспомогательного материала.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенняя гроза.

История создания – произведение было написано Тютчевым в 1828 году и на следующий год уже опубликовано в журнале “Галатея”. Однако поэт вернулся к нему в 1854 году, несколько переделав. Сегодня известна именно вторая версия его написания.

Тема – гроза как вечное движение, как символ перемен, как знак рождения нового.

Композиция – трёхчастная. Первая часть, она же строфа, открывает произведение, четвёртая – закрывает, а две центральные создают главный образ, “рисуют” грозу.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, в стихотворении использована перекрёстная рифмовка, женская и мужская рифмы чередуются.

Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.

Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.

Олицетворение“поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Аллитерации – обилие звука Р: “орла”, “громокипящий”, “пролила”

История создания

Стихотворение “Весенняя гроза” имеет двойную датировку. Оно было написано молодым поэтом в 1828 году, когда он находился в Германии, а годом его первой публикации стал 1829-й. Читатель впервые увидел его на страницах журнала “Галатея”.

Однако спустя очень много лет, в 1854 году Тютчев неожиданно возвращается к этому стихотворению и значительно переделывает его, добавив вторую строфу и изменив первую.

Тема

Описывая грозу, поэт именно её делает основной темой своего произведения. При этом он показывает её не просто как природную стихию, а как символ стремления к переменам, знак того, что они обязательно наступят.

Показывая природное явление как знак, говорящий о рождении чего-то нового, поэт проводит очень тонкую параллель между миром людей и окружающей их природой. Он показывает, что молодость подобна описываемой им грозе: они обе заявляют о себе очень громогласно. Таким образом, главная мысль произведения заключается в том, что человек и природа едины.

Олицетворение природных явлений, придание им черт, характерных для людей, становится сквозной идеей этого стихотворения. Резвящийся гром, подобно детям, забавляется, играет.

Это прекрасный образец ранней пейзажной лирики Тютчева, в котором, однако, явно прослеживаются и философские мысли, ведь поэт уподобляет грозе, которая гремит и меняет мир, молодость. То есть, рассуждая о мире природы, он одновременно рассуждает и о мире людей.

Композиция

Композиционно это произведение разделяется на три части. Первая строфа выводит на сцену главный образ стихотворения – грозу, определяя таким образом его тему.

Вторая часть состоит из двух строф, в которых рисуются разные картины, связанные с этим природным явлением. Созданное Тютчевым художественное пространство наполнено сиянием и светом. Здесь поэт использует не только зрительные образы, но и звуковые: вся природа весело повторяет за громом различные звуки: лесные и горные.

Божественное начало, которое поэт видит в природе, показано в третьей части – четвёртом четверостишии, в котором смеющаяся богиня Геба проливает на землю дождь, молнии и гром. С помощью древнегреческого сюжета Тютчев метафорически показывает, что сотни лет до этого и сотни лет после гроза будет греметь всё так же. Таким образом, образ грозы перефразируется, демонстрируется цикличность мира. С помощью волшебной истории поэт завершает повествование о природном явлении, придавая ему философский характер.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором ярко выражены мысли и чувства лирического героя.
Характерный для Тютчева стихотворный размер – четырёхстопный ямб – делает стихотворение лёгким по звучанию и в то же время очень мелодичным. Этот эффект дополняется перекрестной рифмовкой, в которой чередуется мужская и женская рифма.

Средства выразительности

Без использования тропов поэту не удалось бы создать такие яркие образы. Художественных средств довольно много и все они работают на раскрытие основной мысли. Это:

  • Эпитеты“весенний, первый гром”, “небо голубое”, “молодые раскаты”, “дождевые перлы”, “птичий гам”, “громокипящий кубок”.
  • Метафоры – “солнце нити золотит“, “гром грохочет”, “пыль летит”.
  • Олицетворение “поток бежит”, “гром резвится и играет”.

Чтобы картина грозы была ещё более реалистичной, поэт прибегает к такому приёму, как аллитерация, играя с буквами г и р.

Обилие глаголов позволяет, с одной стороны, создать очень насыщенную картину природы с постоянно меняющимся действием, с другой – сделать динамичным стихотворение в целом.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

  • Марина Егошина

    6/7

  • Алина Старикова

    5/7

  • Вероника Высоцкая

    6/7

  • Саша Ястребова

    2/7

  • Максим Адаев

    7/7

  • Горд Александров

    7/7

  • Рамила Гамидова

    7/7

  • Макар Никольский

    7/7

  • Рафик Лалаян

    6/7

  • Горьковенко Оксана

    7/7

Рейтинг анализа

4. 7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 73.


А какую оценку поставите вы?

Явления природы зимние, весенние, летние, осенние

Окружающий мир

Что такое явления природы? Какие они бывают? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье. Материал может быть полезен как для подготовки к уроку окружающий мир, так и для общего развития.

Все что нас окружает и не создано человеческими руками, является природой.

Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы или природными явлениями. Вращение Земли, её движение по орбите, смена дня и ночи, смена времён года – это примеры природных явлений.

Времена года еще называют сезонами. Поэтому явления природы, связанные со сменой времён года, называются сезонными явлениями.

Природа, как известно, бывает неживая и живая.

К неживой природе относится: Солнце, звёзды, небесные тела, воздух, вода, облака, камни, полезные ископаемые, почва, осадки, горы.

К живой природе относятся растения (деревья), грибы, животные (звери, рыбы, птицы, насекомые), микробы, бактерии, человек.

В этой статье мы рассмотрим зимние, весенние, летние и осенние явления природы в живой и неживой природе.

Зимние явления природы

Примеры зимних явления в неживой природеПримеры зимних явления в живой природе
  • Снег – разновидность зимних атмосферных осадков в виде кристалликов или хлопьев.
  • Снегопад – обильное выпадение снега зимой.
  • Пурга – сильная низовая метель, которая возникает преимущественно в равнинной безлесной местности.
  • Вьюга — снежная буря с сильным ветром.
  • Снежная буря – зимнее явление в неживой природе, когда сильный ветер поднимает облако сухого снега, и ухудшает видимость при низкой температуре.
  • Буран – метель в степной местности, на открытых местах.
  • Метель – перенос ветром выпавшего ранее и (или) падающего снега.
  • Гололедица образование тонкого слоя льда на поверхности земли в результате похолодания после оттепели или же дождя.
  • Гололёд – образование слоя льда на поверхности земли, деревьях, проводах и других предметах, которые образуются после замерзания капель дождя, мороси;
  • Сосульки — обледенение при стоке жидкости в виде заостренного книзу конуса.
  • Морозные узоры – это, по сути, иней, который образуется на земле и на ветвях деревьев, на окнах.
  • Ледостав – природное явление, когда устанавливается сплошной ледяной покров на реках, озерах и других водоемах;
  • Облака — скопление взвешенных в атмосфере водных капель и ледяных кристаллов, видимые на небе невооруженным глазом.
  • Лед – как явление природы – это процесс перехода воды в твердое состояние.
  • Мороз – это явления, когда температура опускается ниже 0 градусов Цельсия.
  • Изморозь — белоснежный пушистый налет, нарастающий на ветвях деревьев, проводах в тихую морозную погоду, главным образом при тумане, появляющийся с первыми резкими похолоданиями.
  • Оттепель — теплая погода зимой с таянием снега и льда.
  • Зимняя спячка медведя — период замедления жизненных процессов и метаболизма у гомойотермных животных в периоды малодоступности пищи.
  • Впадение в спячку ежей – в связи с недостаток питания в зимний период ежи впадают в спячку.
  • Смена окраса зайца с серого на белый — это механизм, с помощью которого зайцы приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Смена окраса белки с рыжего на голубовато-серый — это механизм, с помощью которого белки приспосабливаются к смене окружающей среды.
  • Прилетают снегири, синицы
  • Люди оделись в зимнюю одежду

Весенние явления природы

Названия весенних явлений в неживой природеНазвания весенних явлений в живой природе
  • Ледоход — движение льда по течению во время таяния рек.
  • Снеготаяние – явление природы, когда начитает таять снег.
  • Проталины – явление ранней весны, когда появляются участки, оттаявшие от снега, чаще всего вокруг деревьев.
  • Половодье – ежегодно повторяющаяся в одно и то же время фаза водного режима реки с характерным поднятием уровня воды.
  • Термальные ветры – это общее название для ветров, связанных с перепадом температур, который возникает между холодной весенней ночью и относительно теплым солнечным днем.
  • Первая гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Таяние снега
  • Журчание ручейков
  • Капель -падание с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.
  • Цветение раннецветущих растений (кустов, деревьев, цветов)
  • Появление насекомых
  • Прилет перелётных птиц
  • Сокодвижение у растений – то есть перемещение воды и растворенных в ней минеральных веществ от корневой системы к надземной части.
  • Распускание почек
  • Появление цветка из почки
  • Появление листвы
  • Пение птиц
  • Рождение детенышей зверей
  • Просыпаются медведи и ежи после зимней спячки
  • Линька у животных – смена зимней шубы на терние

Летние явления природы

Летние явления природы в неживой природеЛетние явления природы в живой природе
  • Гроза — атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом.
  • Молния — гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
  • Зарница — мгновенные вспышки света на горизонте при отдаленной грозе. Наблюдается это явление, как правило, в темное время суток. Раскатов грома при этом не слышно из-за дальности, но видны вспышки молнии, свет которых отражается от кучево-дождевых облаков (преимущественно их вершин). Явление в народе приурочивали к концу лета, началу сбора урожая, и иногда называют хлебозарами.
  • Гром — звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии.
  • Град — разновидность ливневых осадков, состоящих из кусочков льда.
  • Радуга — одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, взвешенных в воздухе.
  • Ливень — сильный (проливной) дождь.
  • Жара — состояние атмосферы, характеризующееся горячим, нагретым солнечными лучами воздухом.
  • Роса — маленькие капли влаги, оседающие на растениях или почве при наступлении утренней прохлады.
  • Летние теплые дожди
  • Зеленеет трава
  • Расцветают цветы
  • В лесу растут грибы и ягоды

Осенние явления природы

Осенние явления в неживой природеОсенние явления в живой природе
  • Ветер – это поток воздуха, движущийся параллельно земной поверхности.
  • Туман — это «спустившееся» к поверхности земли облако.
  • Дождь — это один из видов атмосферных осадков, выпадающих из облаков в виде капель жидкости, диаметр которых варьирует от 0,5 до 5-7 мм.
  • Слякоть — жидкая грязь, образующаяся от дождя и мокрого снега в сырую погоду.
  • Иней — тонкий слой льда, который покрывает поверхность земли и иные предметы, находящиеся на ней, при минусовой температуре.
  • Заморозки – слабый мороз в диапазоне 1 до 3 градусов Цельсия.
  • Осенний ледоход – движение льда на реках и озерах под действием течения или ветра в начале замерзания водоемов.
  • Листопад — процесс опадения листвы с деревьев.
  • Перелёт птиц на юг

Необычные явления природы

Какие явления природы еще существуют? Кроме описанных выше сезонных явлений природы можно назвать еще несколько, которые не связанны с каким-то временем года.

  • Паводком называют кратковременный внезапный подъем уровня воды в реке. Этот резкий подъем может быть следствием обильных дождей, таяния большого количества снега, сброса внушительного объема воды из водохранилища, схода ледников.
  • Северное сияние — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, из-за их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра.
  • Шаровая молния — редкое природное явление, выглядящее как светящееся и плавающее в воздухе образование.
  • Мираж — оптическое явление в атмосфере: преломление потоков света на границе между резко различными по плотности и температуре слоями воздуха.
  • «Падающая звезда» — атмосферное явление, возникающее при попадании метеорных тел в атмосферу Земли
  • Ураган — чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха
  • Смерч — восходящий вихрь из чрезвычайно быстро вращающегося в виде воронки воздуха огромной разрушительной силы, в котором присутствуют влага, песок и другие взвеси.
  • Приливы и отливы — это изменения уровня воды морских стихий и Мирового океана.
  • Цунами — длинные и высокие волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоеме.
  • Землетрясение — представляют собой подземные толчки и колебания земной поверхности. Наиболее опасные из них возникают из-за тектонических смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли
  • Торнадо — атмосферный вихрь, возникающий в кучево-дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, часто до самой поверхности земли, в виде облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров
  • Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
  • Наводнения — затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.

Другие статьи по теме

Окружающий мир


Стихи про радугу для детей

Чудеса

По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке —
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли –
Загалдели цапли.
Испугались муравьи:
Двери заперли свои. Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло.
ЧУ-ДЕ-СА!

В. Степанов

Радуга-дуга

Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем —
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг. Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота. Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву. Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом —
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман —
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя. Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки. И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи —
Что ни сутки, то короче. Эй, ребята, поскорей
Выходите, из дверей
На поля, в леса и парки
Получать свои подарки! Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо пешком. Ладушки!
Ладушки!
По радуге
По радужке,
По цветной
Дуге
На одной ноге,
Вниз по радуге верхом —
И на землю кувырком!

С. Маршак

Радуга

У деревни есть река.
В ней я видел облака,
Видел птиц, в воде летящих.
Еще радуга-дуга
В ней совсем перевернулась
И немного растянулась.
Кто не верит — покажу,
Завтра вас туда свожу.
И увидите вы сами
Нашу речку с чудесами.

Т. Травнiкъ

Радуга

В небе гром, гроза.
Закрывай глаза! Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит. Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве
Босиком,
Прямо в небо
Прыжком. Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке,
По цветной
Дуге
На одной
Ноге.
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком!

С. Маршак

Радуга в руках

У тети Даши радуга,
Радуга в руках!
А день – лучистый, радостный,
Сиренью он пропах. Из шланга брызги в стороны
Взлетают, как салют.
И песенки задорные
Синицы нам поют. Цветам, наверно, кажется,
Что дождь умыл их вдруг.
Звенит травинка каждая,
Искрится все вокруг. Мы с тетей Дашей рядышком
По двору идем.
Мы радугу, мы радугу
Руками достаем!Нам с тетей Дашей весело,
Нам с нею по пути…
Хорошая профессия —
Радугу нести!

М. Пляцковский

Радуга

Я гуляла на лугу
Увидала радугу.
Будто маленькой сестричке
Заплела ей две косички.
Перепутала цвета,
Стала радуга не та.Не пойму, в каком порядке
У нее цветные прядки!Чтобы радуге цвести
Нужно косы расплести.

С. Пшеничных

Радуга (2)

Ленты разноцветные
Над землёй парят,
Люди изумленные
В небеса глядят.
Радуга раскинула
Ровный полукруг,
Ореолом праздничным
Заспахнулась вдруг.
Чудо разноцветное,
Таинство Земли,
Диво безответное
В солнечной пыли.
Всплеск искринок сказочных,
Вымытых дождём.
Радуга над облаком
Взмыла цветником.
Радуга умытая
Видится вдали.
Коромысло дивное
На плечах Земли.

И. Мордовина

Радуга (1)

На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес. Листва мерцает, словно изумруд,
Отсветы радуги видны и там и тут,
Лес в сказку погрузился и затих,
Он хочет задержать чудесный миг. Наукой всё для нас давно объяснено,
Но до конца понять природу не дано.
Завидев радугу в небесной синеве,
Мечтаем мы, что это символы извне. Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.

И. Мордовина

Радуга

Петух увидел радугу:
— Какой красивый хвост! Баран увидел радугу:
— Какой высокий мост! И конь глядит на радугу:
— Подкова велика… Река глядится в радугу:
— И в небе есть река?

И. Гамазкова

Радуга

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса — к полоске,
Линия — к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя… Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

И. Векшегонова

Радуга

Над землёю коромысло
Разноцветное повисло.
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.И омытые водою
Долгожданной дождевою
Шепчут радостно луга:
«Здравствуй, радуга-дуга!»

А. Бывшев

Радуга

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу —
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу…

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Е. Благинина

Радуга

Заблудилось солнышко
В облаках.
Гром по неба донышку —
Трах! Бах!
Облака заплакали.
Дождь, лей!
Мать-землица капельки
Пей! Пей!
Наливайся рожь сильней
Да за край!
Принеси по осени
Каравай!
А когда пройдут дожди
По лугам,
Выйдет… Выйдет! Подожди!
РА-ДУ-ГА!

В. Барданов

Радуга

— Радуга, скажи,
Какая сила
Все твои цвета
Соединила?
— Это дружба, —
Радуга в ответ.-
Дружат краски в радуге,
Ребята.
Крепкой дружбой
Радуга богата,
Ясный излучающая свет.

Н. Байрамов

Дождик и радуга

С неба слёзки падают —
Кап-кап-кап.
Никого не радуют —
Кап-кап-кап.
Тучки солнце спрятали —
Кап-кап-кап.
Дождиком заплакали —
Кап-кап-кап.
Посмотри вот радуга —
Улыбнись!
Семь цветов, всех радуя,
обнялись:
Красный — это солнышко
Поутру.
Жёлтый — одуванчики
на лугу.
Есть у нас оранжевый —
апельсин.
А зелёный куст растет —
у осин.
Голубого неба цвет —
над тобой.
Синий — море синее
за кормой.
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.

Л. Огурцова

Дождевика

Дождевика, дождевика!
Чудо – ягода взошла.
Дождевику Вероника
Рано утром собрала.
До краёв полны ведёрки,
Но беда: скатились с горки!
Дождевички застучали,
Вслед за тучкой побежали.
Удивилась Вероника:
В ясном небе над рекой
Превратилась дождевика
В мостик радужный цветной.

Е. Раннева

 

Погодное явление

Часто после грозы или «слепого» дождика на небе появляется семицветный полукруг. Он образуется по причине преломления солнечных лучей на фоне измельченных капель воды и исчезает по мере оседания влаги на землю или ее испарения. Удивительно, но бывают случаи, когда на небосклоне можно увидеть даже две или три радуги в разных ракурсах. Это объясняется отражением света в разных пределах, видимым из одного места.

Разноцветная дуга символизирует смену настроения, как меняющуюся погоду. Она появляется после грустных проливных дождей и сильных гроз. Согласитесь, приятно после страшных громовых раскатов увидеть в небе красивую добрую радугу!

Она уникальна по своей природе. Ее можно встретить не только после дождя. Цветной круг образует свет ночного фонаря. Его можно создать самому, приложив только воображение и ловкость рук.

Спектр цветов

Что представляет собой дуга на небе? Радуга складывается из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Данное сочетание называется спектром. Стихи про радугу помогут малышам запомнить названия цветов и то, как они выглядят. Нетрудно будет выучить их порядок. Каждому цвету в строчках отдается отдельный образ, ассоциирующийся с разными знакомыми предметами. Красный часто олицетворяет восход солнца, а оранжевый – сочный и спелый апельсин.

Радость в небе

Сколько ярких чувств вызывает появление радуги! Дети с радостью выбегают на улицу посмотреть на это чудесное явление природы и, не отрываясь, глядят в небо, пока, наконец, тающей дымкой не исчезает разноцветный спектр.

Счастье, с которым ассоциируется радуга, является неподдельным и искренним. Оно рождает позитивный настрой и ряд положительных эмоций, которые находят свое отражение в рифмующихся строках.

Символ мира

Радуга – символ добра и дружбы. Детство – то время, когда эти бескорыстные светлые ценности становятся просто необходимыми, чтобы повседневная жизнь была интересной и увлекательной. В астрологии это природное явление служит предвестником счастья, а в многонациональных традициях мостом в прекрасную небесную жизнь. Радуга изображается на разных флагах и эмблемах как знак богатства и культурного развития.

Стихи про радугу не знают предела фантазии. Сказочное начало в стихах складывается из-за необычной формы и, конечно, разноцветной структуры. По дуге можно ходить, как по горке, весело скатываясь и снова взбираясь. Ее можно взять в руку и спрятать, словно монетку. Радуга в стихах – ворота к солнцу.

При чтении этих стихотворений развивается логическое и творческое мышление, накапливаются первозданные образы, на основе которых строится мировоззрение ребенка и его взгляд на окружающую действительность.

«Эхо», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Эхо» написано в 1831 г. и напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьёй и с друзьями.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Эхо» – образец реалистической поэзии. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение всего того, что он видит в зеркале, которое несут по дороге. Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остаётся той же: писатель отражает жизнь.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.

Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.

В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.

Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы. Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.

Размер и рифмовка

Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.

Стихотворение написано разностопным ямбом, причём строки с рифмой а – это четырёхстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырёхстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.

Тропы и образы

Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлёт ответ. Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: «Тебе ж нет отзыва».

Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой, потому что в нём тихо, воздух пустой, потому что не наполнен звуками.

Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас.

Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного. Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе. Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать. Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.

Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идёт о судьбе любого творца.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
  • «Метель», анализ повести Пушкина
  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
  • «Безумных лет угасшее веселье. ..», анализ стихотворения Пушкина
  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
  • «Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина
  • «Дубровский», анализ романа Александра Пушкина

По произведению: «Эхо»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич


35 известных стихов о природе, которые должен прочитать каждый

Сила, изобретательность и чистая красота природы всегда очаровывали человечество. Когда мы смотрим на мощные океанские волны, мы не можем не чувствовать себя маленькими и бессильными по сравнению с ними. Могучие деревья в огромном лесу внушают чувство незначительности и благоговения. Животные-матери, заботящиеся о своих детенышах, заставляют нас усомниться в жестокости, с которой мы иногда обращаемся друг с другом. Правда в том, что природа может преподать нам много ценных уроков. Это также может заставить нас задаться вопросом, возникла ли эта прекрасная земля со всеми ее природными богатствами случайно или она была создана?

Известные стихи о природе

Сортировать по