Разное

Спартанская воспитательная система: Спартанская школа воспитания

Физическое воспитание в Спарте

  1. Статьи

Спарта (иначе Лакедемон) в VIII – IV вв. до н.э. представляла собой государство в Греции в области Лакония и размещалсь в южной части острова Пелопоннес, в долине реки Эврот. Древняя Спарта являлась аристократическим государством, в котором были заведены особые порядки. В частности, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы подавлять порабощенное население – илотов; постоянно предпринимались попытки сохранить равенство между свободными гражданами полиса и тому подобные. Образовалось государство в результате разложения первобытнообщинного общества.

Во главе государства стояли два царя, были также совет старейшин и народное собрание. Греческая мифология освещает традицию двух царей.

По легенде предки Геракла родом из Микен с острова Пелопоннес, и после его смерти захотели вернуть свои земли. Но бог Аполлон пожелал, что лишь третьему поколению Гераклидов это удастся. После завоевания остров разделили на три части. Лаконику получили Прокл и Эврисфен, которые и явились родоначальниками двух царских родов – Агиадов и Эврипонидов.

Само название города-полиса Спарты отождествляется во всем мире с непоколебимостью, мощной слаженной военной системой и сильными духом и телом воинами. Во времена Спарты война считалась основным занятием.

Каждый спартанец, не задумываясь, отдал бы жизнь за свое государство, потому что не было большей чести для воина как умереть в бою. Общественные интересы ставились превыше всего. Главным было государство. Исключений не было Воспитание, его система и принципы ярко характеризуют и отражают то время, в которое были созданы или разработаны.

В связи с тем, что Спарта считала войну основным занятием, воспитание детей было полностью положено на служение этому «благородному» делу.

Даже Аристотель в своих трудах отметил, что в Лакедемоне воспитание граждан направлено только на военную подготовку и физическое закаливание организма. Спартанский полис основной целью педагогической считал создание военизированной нации. Все силы и средства были направлены на развитие особой системы подготовки нового поколения, способного к выживанию в любых условиях.

Физическое воспитание в Спарте состояло из нерушимой системы воспитательных мер и воздействий: холодная вода (воин должен быть закаленным), твердая постель (воин спит на земле), скудное питание, неприхотливость в быту, беспрекословное подчинение старшему, жесткая дисциплина.

Над воспитательной работой установили строгий государственный контроль. В программу обучения входили только те предметы и дисциплины, которые способствовали эффективному развитию физической силы и умений, моральной выдержки и стойкости. Воспитание молодого поколения в Спарте известно своими лишениями, жестокостью и тяжелыми испытаниями, которые должны были взрастить настоящих воинов-защитников.

Должный образовательный результат обеспечивали физические упражнения, которые нередко проводились сутками. Государство развивало в детях качества, достойные настоящих воинов: храбрость, отвагу, выдержку, самообладание, выносливость, хладнокровие и молчаливость.

История сохранила информацию о «естественном отборе» младенцев. Не важно, в какой семье был рожден малыш. При наличии физических дефектов он не имел права жить в обществе. Одни источники утверждают, что «отбракованные» младенцы сбрасывались в пропасть, другие – о том, что такие дети растились отдельно и не имели права на гражданство.

Обучение проходили только дети, рожденные в полноправных гражданских семьях, за исключением царских отпрысков. Самыми главными качествами для спартанца были выносливость и невероятная подготовка к самым разнообразным жизненным трудностям. Прививали данные качества с младенчества. После первого года рождения ребенка отучали от страха темноты и одиночества. Для этого малыша запирали в темных помещениях на сутки и более. Отучать маленьких деток от капризов и нытья «воспитателям» хорошо помогала палка. Прибегая к физическому наказанию, как к единственно правильному решению воспитательного процесса, даже семейные отношения имели под собой бесчувственную сухую почву с тем же бичеванием и битьем. Спартанцы считали такое воспитание единственно правильным, поэтому даже на предметах искусства можно найти подобные сюжеты. Например, на одной из ваз запечатлена женщина, которая собственной сандалией избивает ребенка. Это подчеркивает прочную связь физического наказания с обыденностью спартанского общества.

Военной выправке учили с самых ранних лет. Младенцы отдавались кормилицам и нянькам, которые держали своих подопечных в строгости, не баловали. Младенцев не пеленали, когда было холодно, купали их в холодной воде, учили слушать и молчать. После седьмого дня рождения о мальчиках заботилось государство. Всех детей собирали в специальные отряды – агелы – по шесть человек в каждом. Руководил этими отрядами прославившийся на поле брани воин, который служил наглядным примером правильного поведения для подрастающих спартиатов.

Воспитание контролировалось не только командиром отряда, но и социумом в целом. Наиболее эффективным приемом служило натравливание одного отряда на другой. Нередко в таких схватках мальчишки погибали, но это никого не удивляло: смерть жила среди спартанцев, став привычной «соседкой» для каждого. На подобного рода состязания приглашались девочки, что служило дополнительным стимулом для юных спартиатов.

На пятый год обучения условия воспитания становились более суровыми. 12-летние мальчики не мылись, ходили практически нагими, спали на соломенных подстилках под открытым небом, самостоятельно добывали себе пропитание. Детей, попавшихся на воровстве, жестоко наказывали плетью. Но порицали не за воровство, а за нерасторопность. Успешных же «воров» поощряли за ловкость, осторожность и хитрость.

Детей приучали к молчаливости, скрытности. Яркой иллюстрацией спартанского воспитания может служить история про мальчика, укравшего лисенка. По дороге домой ему повстречались воины. Во время беседы животное, спрятанное под плащом, распороло мальчику живот острыми когтями и зубами. На лице юнца не отразилась даже тень боли, но через некоторое время он упал замертво, истекши кровью. Настолько важным было умение скрывать свои чувства.

Возврат к списку

Быт і воспітаніе спартанцев

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

  1. СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА…………………….5

     2.   ОБЫЧАИ И БЫТ СПАРТАНЦЕВ………………………………………15

      2.1 Законодательство Ликурга………………………………………….16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Древняя Греция в VII—IV вв. до н.э. состояла из небольших городов-государств — полисов, с культурой которых связано развитие воспитания,

школы, педагогической мысли. Здесь развивалась  философия, включавшая

в себя различные отрасли знания, имелась обширная литература, сложились воспитательные системы, получила развитие педагогическая мысль. Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом

Спартой и Аттика во главе с Афинами. В  них определились различные условия жизни, а также стили воспитания. В данной работе рассматривается спартанская цивилизация, а точнее её быт и воспитание подрастающего поколения.

      Тип цивилизации, который именуется  теперь “спартанским”, не характерен для ранней Спарты. До 600 до н.э. спартанская  культура в целом совпадала с  образом жизни тогдашних Афин и других греческих государств. Обломки  скульптур, изящная керамика, фигурки  из слоновой кости, бронзы, свинца и  терракоты, обнаруженные в этой местности, свидетельствуют о высоком 

уровне спартанской культуры точно так  же, как и поэзия спартанских поэтов Тиртея и Алкмана (7 в. до н.э.). Однако вскоре после 600 до н.э. произошла внезапная  перемена. Искусство и поэзия исчезают. Спарта внезапно превратилась в военный  лагерь, и с этих пор милитаризованное государство производило только солдат. Внедрение этого образа жизни  приписывается Ликургу – наследственному  царю Спарты.

     Актуальность  этой темы обуславливается тем, что  исторические события оказывают  большое влияние друг на друга. Цивилизация  Древней Греции позднее стала  основой для возникновения 

европейской  цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. Без этого фундамента, который  был заложен Грецией, не было бы и  современной Европы. Исследование культуры и быта этой цивилизации помогает проследить тенденции развития современной  культуры и предсказать её будущее. Античная культура является замечательным родником, в котором человечество черпает образцы.

     Целью  данной работы является характеристика быта и воспитания в Древней Спарте.

     Исходя  из  поставленной цели выделить следующие  задачи:

    • Охарактеризовать спартанскую воспитательную систему;
    • Проанализировать быт населения Спарты.

     Предметом исследования является история Древней Греции, частью которой является Спарта. Объектом же работы является история Спарты. Хронологические рамки  охватывают Х в. до н. э. – конец IV до н.э.

     Источников  по истории архаической Спарты сохранилось  мало. Сравнительно подробные общие  обзоры общественных отношений, государственного строя, воспитания спартиатов мы находим  у поздних авторов, симпатизировавших олигархии, которые в большей или меньшей степени идеализировали спартанские порядки. Особенно это характерно для Ксенофонта[27] и Плутарха [20], в известной мере для Аристотеля. Кроме того, эти авторы не были спартанцами и далеко не полно были осведомлены о ранней истории Спарты. Интересны отдельные сведения об архаической Спарте, имеющиеся в сочинениях Геродота[7] и Фукидида[22].

     Характеризуя  источники по истории Спарты, необходимо иметь в виду, что авторы многих из них, враждебно относясь к демократическим  Афинам, идеализировали спартанский  общественный строй, и поэтому их выводы нуждаются в тщательной проверке. Ещё Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная свой рассказ о жизни и законах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего достоверного сообщить о них невозможно. Тем не менее он не сомневался в том, что этот политический деятель был лицом историческим. Большинство ученых нового времени считают Ликурга личностью легендарной: одним из первых еще в 1820-е годы засомневался в его историческом существовании известный немецкий историк античности К.О. Мюллер. Он предположил, что так называемые «законы Ликурга» гораздо древнее своего законодателя, так как это не столько законы, сколько древние народные обычаи, уходящие своими корнями в далекое прошлое дорийцев и всех других эллинов.

      Таким образом, изучая данный вопрос нужно  учитывать, что источники, которые дошли до нашего времени, требуют критичной интерпретации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СПАРТАНСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

 

     Спарта, или Лакедемон, – древнегреческий  полис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примером рабовладельческой  аристократии. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эврот и  простиралась на север от современного города Спарта.

     После завоевания Лаконики до берега моря дорийцы  начали упорную борьбу за овладение соседними с Лаконикской долиной областями—Кинурией на востоке и плодородной Мессенией на западе. Завоевание Мессении, начавшееся ещё в VIII в. и длившееся около столетия, вылилось  в  две  большие  войны,  осложнённые  социальными  потрясениями  в  спартанском мире [4, 668]. Поэтому спартанское воспитание сложилось как под влиянием природно-климатических условий, так и во взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн, обладавшего огромным количеством рабов. Спарта за всё своё время существования отличалась огромным военным потенциалом и удивительной стабильностью политической системы [15, с. 11-12].

     Весь  общественный и государственный уклад Спарты являлся следствием из того основного факта, что эта военная община была лагерем, находящимся в состоянии непрерывной боевой готовности среди масс эксплуатируемого земледельческого населения, живущего на относительно обширной территории. В частности, непрерывная военная подготовка с молодых лет, в условиях которой жило прежде всего мужское население Спарты, ставила в зависимость от государства каждую отдельную спартанскую семью и вела к развитию своеобразной системы государственных трапез, что не только не мешало, однако, тому, что в Спарте классической поры быстро прогрессировало общественное неравенство среди юридически равноправных масс господствующих групп населения, но в некоторых отношениях и содействовало этому, поскольку отказ от этих трапез («сисситий») влек за собой вполне реальные и притом печальные последствия [10, с. 11].

     В VIII – IV веке до н.э., в связи с вышеописанной  напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов:  «в Лакедемоне … почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели».

     Целью спартанского воспитания была подготовка сильного, выносливого, мужественного воина, члена военной общины. В Спарте «…почти все воспитание и масса законов рассчитаны на войну», — писал Аристотель в «Политике». «Мы утверждаем, что законодатель (в Лакедемоне) ввел сисситии и гимнасии ради военных целей»,— замечает Платон, и то же повторяет Аристотель: «В Лакедемоне почти все воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели»[15, с. 197]. 

    1. Семейное  воспитание

 

     Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Государство контролировало жизнь граждан от рождения до самой смерти. Контроль государства над воспитанием начинался с первых дней жизни. Новорожденные осматривались в особом месте —«лесхе»— старшими членами филы, и только здоровые дети передавались обратно на руки отцу: «Отец не имел права воспитывать своё дитя, но должен был приносить новорожденного  в  назначенное  место,  называемое  лесхой,  где  восседали старейшины  филы.  Внимательно  осмотрев  его  и  найдя  его  сильным  и крепким,  они  разрешали  его  вскармливать,  назначив  ему  участок  земли (клер)  из  числа 9  тысяч  наделов» [9, с. 211]. Исполнение решения тоже оставляли отцу младенца. Спартиатам нужны были физически крепкие члены их малочисленного класса – сословия, поэтому тех новорождённых, которых признавали вполне здоровыми и крепкими. По  этой  причине  женщины обмывали новорожденных не  водой,  а  вином,  испытывая  таким  образом их здоровье.  Ибо  существует  поверье,  что  дети,  поражённые  эпилепсией  и другими  болезнями,  умирают  от  несмешанного  вина,  тогда  как  здоровые приобретают ещё большую силу и жизнеспособность [23, с. 133]. Стоит отметить, что болезненные дети росли вне замкнутой спартанской общины.   

     Прививание  и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой. Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией – настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом [15, с. 12]. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых – от всех существовавших повинностей [28].

     Плутарх отмечает достоинства спартанских  кормилиц. Они «не целовали детей, давали полную свободу их членам и  всему вообще телу, приучали их не есть много, не бытьразборчивыми в пище, не бояться в темноте или не пугаться, оставшись одним, не капризничать или плакать. На этом основании даже иностранцы выписывали для своих детей спартанских кормилиц» [10, с. 12].  

    1. Организация государственного воспитания

 

     Существовавшая  в  Спарте система образования  была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

     В возрасте от 7 до 30 лет спартанские  юноши проходили период интенсивной  военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым  философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. Однако, спартанское образование было одним из лучших и сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

     Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской  системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан  таким образом, чтобы они не могли  жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс  воспитания такого подчинения начинался  в детстве, потому что по законам  Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества[10, с. 9]. 

     1.2.1Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет. 

     Основной  задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего  воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

Спартанская система | K12 Academics

Спартанское общество желало, чтобы все граждане мужского пола стали успешными солдатами, обладающими выносливостью и навыками для защиты своего полиса в составе спартанской фаланги. Существует заблуждение, что спартанцы убивали слабых детей, но это не так. Это был слух, пущенный Плутархом, греческим историком, который, очевидно, ошибся в своей истории. После осмотра совет либо постановил, что ребенок пригоден для жизни, либо отклонил ребенка, приговорив его к смерти в результате оставления и разоблачения.

Агоге
Военное превосходство имело огромное значение для спартанцев Древней Греции. В ответ спартанцы построили свою образовательную систему как крайнюю форму военного учебного лагеря, которую они назвали агоге. Стремление к интеллектуальным знаниям считалось тривиальным, и поэтому академическое обучение, такое как чтение и письмо, было сведено к минимуму. Жизнь спартанского мальчика была почти полностью посвящена его школе, и у этой школы была только одна цель: произвести почти несокрушимую спартанскую фалангу. Формальное образование спартанского мужчины началось примерно в возрасте семи лет, когда государство забрало мальчика из-под опеки его родителей и отправило его жить в казарму со многими другими мальчиками его возраста. Для всех намерений и целей казарма была его новым домом, а другие мужчины, живущие в казарме, его семьей. В течение следующих пяти лет, примерно до двенадцати лет, мальчики будут есть, спать и тренироваться в своей казарме и получать инструкции от взрослого гражданина мужского пола, который прошел всю свою военную подготовку и испытал боевые действия. Инструктор уделял особое внимание дисциплине и физическим упражнениям и следил за тем, чтобы его ученики получали мало еды и минимальной одежды, чтобы заставить мальчиков научиться добывать корм, воровать и переносить сильный голод — все эти навыки были бы необходимы в ходе обучения. война. Те мальчики, которые выдержали первый этап обучения, перешли на вторичный этап, в котором наказания стали более суровыми, а физические тренировки и занятия спортом почти без перерыва для наращивания силы и выносливости. На этом этапе, который длился до тех пор, пока мужчинам не исполнилось около восемнадцати лет, боевые действия внутри отряда поощрялись, устраивались имитационные сражения, хвалились акты храбрости, а признаки трусости и неповиновения сурово наказывались. Во время имитационных сражений молодые люди формировались в фаланги, чтобы научиться маневрировать, как если бы они были единым целым, а не группой людей. Чтобы быть более эффективными и действенными во время маневров, студентов также обучали танцам и музыке, потому что это повышало их способность изящно двигаться как единое целое. К концу этой фазы агоге ученики должны были выследить и убить илота, греческого раба. Если бы его поймали, студента бы осудили и наказали — не за совершение убийства, а за его неспособность совершить убийство, не будучи обнаруженным.

Эфеб
Ученики заканчивали агоге в возрасте восемнадцати лет и получали титул эфебов. Став эфебом, мужчина поклялся в строгой и полной верности Спарте и присоединился к частной организации, чтобы продолжить обучение, в котором он будет соревноваться в гимнастике, охоте и выступлениях с запланированными боями с использованием настоящего оружия. Через два года, в возрасте двадцати лет, это обучение было закончено, и уже взрослые мужчины официально считались спартанскими солдатами.

Образование спартанских женщин
Спартанские женщины, в отличие от своих афинских коллег, получили формальное образование, которое находилось под надзором и контролем государства. Большая часть государственного образования, полученного спартанскими женщинами, была связана с физическим воспитанием. Примерно до восемнадцати лет женщин учили бегать, бороться, метать диск, а также метать копья. Навыки молодых женщин регулярно проверялись на соревнованиях, таких как ежегодные забеги в Герее Элиды. пожилые женщины в полисе. Спартанская система образования для женщин была очень строгой, потому что ее цель заключалась в обучении будущих матерей солдат, чтобы поддерживать силу спартанских фаланг, которые были необходимы для спартанской обороны и культуры.

‹ Афинская система вверх Начальное образование ›

Образование в Древней Спарте | образовательные исследовательские методики

В Древней Греции существовал небольшой город-государство под названием Спарта. Многие сегодня знают о Спарте благодаря фильмам, снятым об этом воинственном народе. Спартанское образование касалось прежде всего военной подготовки.

Причина такого акцента на развитии солдат отчасти была связана с условиями, в которых жили спартанцы. В своей собственной стране они были меньшинством с большим населением соседних свободных людей и еще большим населением рабов. По мнению спартанцев, единственным способом сохранить власть было использование силы. Таким образом, это было в центре их образования.

Предыстория

Основателем правления классической Спарты был Ликург. Проведя время в Египте, Ликург пришел в Спарту и разработал свою конституцию. Некоторые из практик, которые он ввел в закон, включали изготовление всех денег из железа, чтобы воспрепятствовать жадности, и требование, чтобы мужчины жили вместе в казармах, чтобы поощрять единство в отношении вооруженных сил и государства, а не семьи.

Препятствуя жадности и семейным привязанностям, спартанские мужчины были сосредоточены на развитии силы и военной доблести, почти исключая все остальное. Что еще остается делать мужчине, если он не может приобрести богатство или наслаждаться своей семьей?

И последнее, что следует упомянуть, это то, что дети считались собственностью государства. Довольно жестоким способом отсеивали слабых детей при рождении и оставляли жить только сильных. Это еще больше укрепляет идею господства над семьей.

Чему они научились

Обучение носило преимущественно физический характер. Мальчиков в возрасте 7 лет забирали из дома, чтобы они жили в казармах. Оказавшись там, им дали минимальное количество одежды и еды. Холод и голод часто вынуждали мальчиков воровать. Воровство на самом деле поощрялось, поскольку учило скрытности. Однако быть пойманным сурово наказывалось, потому что это свидетельствовало о небрежности, которая могла оказаться смертельной на поле боя.

Особое внимание уделялось гимнастике, борьбе и обращению с оружием. Несмотря на противоречие в поощрении воровства, спартанское образование также сильно внедряло моральное воспитание. Мальчики должны были контролировать свои аппетиты, уважать пожилых людей так же, как и своих родителей, и быть равнодушными к страданиям. Считалось позорным каким-либо образом терять контроль над своим поведением. Это, естественно, препятствует такому поведению, как пьянство.

В отличие от других древних культур, спартанцы любили музыку и тратили много свободного времени на развитие этого навыка. Песни часто были о войне и храбрых поступках.

Женщины также получали образование и основное внимание уделялось развитию физической природы.

Как их учили

Спартанских мальчиков обучали в основном пожилые люди или старейшины общества. Старые проводили время с молодыми мальчиками. Общие формы обучения включали формат вопросов и ответов. Это привило молодежи большую практическую мудрость.

Другим основным методом обучения было подражание. Молодые люди будут учиться, просто копируя действия и поведение пожилых людей. Это подражание пожилым людям, а не другим молодым людям, помогает спартанцам повзрослеть и развить к себе серьезность, которую сегодня трудно найти у молодых людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *