Согласные звуки по твердости и мягкости: Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.
Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.
Мягкие и твёрдые звуки в русском языке
Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.
Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.
Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.
Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.
Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.
Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.
Парные гласные по твердости/мягкости | Непарные согласные звуки по твердости/мягкости | ||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | Только твердые | Только мягкие |
[Б] | [Б’] | [Ж] | [Ч’] |
[В] | [В’] | [Ш] | [й’] |
[Д] | [Д’] | [Ц] | [Щ’] |
[Г] | [Г’] | ||
[З] | [З’] | ||
[К] | [К’] | ||
[Л] | [Л’] | ||
[М] | [М’] | ||
[Н] | [Н’] | ||
[П] | [П’] | ||
[Р] | [Р’] | ||
[С] | [С’] | ||
[Т] | [Т’] | ||
[Ф] | [Ф’] | ||
[Х] | [Х’] |
Как объяснить ребенку разницу между звуками.
Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.
Например, что-то вроде:
Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.
Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.
Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.
Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.
Гласные | Согласные | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Как записать мягкие и твёрдые звуки
В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].
Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.
Классификация звуков по твердости и мягкости.
15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости.
Парные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З] | [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] | [Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’] | [П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’] |
Непарные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Л], [М], [Н], [Р] | [Х], [Ц] | [Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’] | [Х’], [Ч’], [Щ’] |
Шипящие | |||
---|---|---|---|
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’] |
Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.
Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.
Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.
Глухие и звонкие звуки
Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.
Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].
Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:
- «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
- «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.
Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.
Парные согласные звуки | Непарные согласные звуки | ||
---|---|---|---|
Звонкие | Глухие | Только звонкие | Только глухие |
[Б], [Б’] | [П], [П’] | [й] | [Х], [Х’] |
[В], [В’] | [Ф], [Ф’] | [Л], [Л’] | [Щ’] |
[Г], [Г’] | [К], [К’] | [М], [М’] | [Ц] |
[Д], [Д’] | [Т], [Т’] | [Н], [Н’] | [Ч’] |
[Ж] | [Ш] | [Р], [Р’] | |
[З], [З’] | [С], [С’] |
Упражнения для детей
Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.
Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.
Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.
Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.
А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.
Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.
Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.
Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Конспект урока “Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки” 1 класс Русский язык | План-конспект урока по русскому языку (1 класс):
Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки.
1. Орг. момент
– Здравствуйте, ребята, меня зовут …, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.
Динь-динь-динь,
Звенит звонок,
Начинается урок.
Будем мы писать красиво,
Будем дружно отвечать,
Будем думать, рассуждать,
Дисциплину соблюдать.
– Давайте проверим рабочее место, всё ли у вас на столах. Сядем прямо, ножки вместе, локоточки на парте.
2. Актуализация знаний
– Давайте начнём наш урок со слов великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, его слова и будут девизом нашего урока:
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С. Тургенев
– Прочитай, пожалуйста. Как вы понимаете эти слова?
– Хорошо, я с вами соглашусь.
– Итак, мы с вами на прошлом уроке начали работать над темой твёрдые и мягкие согласные звуки. Я вам сейчас предлагаю разделиться по группам. Напомните правила работы в группах и работать вы будете у доски, напомните правила работы с доской, выходите. Прочитайте задание: перенесите вправо буквы, которые обозначают мягкость согласного звука, а влево буквы, которые обозначают твёрдость согласного звука.
-Понятно задание?
– Приступайте к работе, желаю удачи.
– Молодцы, вы верно выполнили задание, а значит, хорошо усвоили материал, присаживайтесь по местам.
3. Самоопределение к деятельности
– Сегодня мы с вами продолжаем говорить о согласных звуках.
– Посмотрите на слайд, здесь зашифрованы слова. Подумайте, как прочитать.
Прочитав, вы узнаете тему нашего урока.
– Как ты расшифровала? (по треугольникам)
– Как можно объединить согласные по парности? (звонкость-глухость, мягкость-твердость).
– Мы сегодня будем говорить о твёрдости и мягкости
– Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки. )
– Хорошо, а какую поставим цель перед собой. (Знакомство с парными и непарными по твёрдости-мягкости согласными звуками)
– Также у нас есть задачи урока, но нам нужно выбрать только те, которые подходят нам. Прочитаем:
– ругаться;
– познакомиться с парными согласными звуками по твёрдости-мягкости;
– научиться распознавать и произносить парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки;
– уметь обозначать на письме твёрдость и мягкость согласного звука;
– шуметь.
– Мы будем работать по плану. Выйди, пожалуйста, к доске переверни карточки и прочитай пункты нашего плана:
1 . познакомиться с парными согласными звуками по твёрдости-мягкости;
2. научиться правильно их произносить;
3. выполнять задания;
4. подвести итоги.
4. Открытие нового знания
– Давайте откроем стр. 83 и прочитаем парные твёрдые и мягкие согласные звуки.
– Одинаково ли звучат эти звуки? (Нет)
– Одинаково ли обозначаются эти звуки на письме? (Нет)
– В чём отличие? (когда звук мягкий ставим соответствующий знак мягкости)
– Все ли звуки имеют пару? (Нет)
– Произнесите непарные мягкие согласные звуки. (й, ч, щ)
– А теперь непарные твёрдые согласные звуки. (ж, ш, ц)
– Хорошо, молодцы. Закройте учебники, отложите их в сторону, они вам пока не понадобятся.
– Сейчас вы выполните задание в парах. Напомните правила работы в паре.
– У вас на столах лежат карточки, на которых написано два слова, ваша задача записать их звуковое обозначение.
У каждой пары свои слова. Приступайте, если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.
—реки, мороз. (Р,ЭКА), (марос)
– почка, печка (поч.та), (п,эчка)
– нос, нёс (нос), (н,ос)
– Не забывайте, что сидим мы ровно, спинка прямая, ножки вместе, локоточки на парте.
– Давайте обменяемся карточками и сверим с эталоном на доске. Поднимите руку у кого верно, хорошо, молодцы, обменяйтесь карточками обратно.
— Какие согласные составляют пары по твёрдости-мягкости в вашей паре слов? (Спросить у каждой группы) (Р, П, Н)
– Хорошо, молодцы, отложите карточки в сторону.
5. Первичное закрепление
– Теперь вам предстоит самостоятельно выполнить задание на планшетах. Как мы работаем с планшетом. Хорошо, молодцы. Ваша задача соединить согласные звуки по твёрдости мягкости. Приступайте, если будут вопросы, поднимите руку, я подойду.
– Не забиваем про посадку.
– У всех всё получилось? Молодцы, заблокируйте планшеты, отложите их в сторону.
ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ
– Давайте запишем пару слова и найдём пару согласных звуков по мягкости и твёрдости: лампа-билет, сон-сено, парта-пирог.
– Хорошо, молодцы
6. Итог урока
– О чём мы говорили сегодня на уроке?
– Давайте вспомним, какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? (е, ё, ю, я, и, ь)
– А твёрдость? (а, о, у, ы, э)
– Мы с вами выполнили все пункты нашего плана?
– А задачи урока выполнили?
– А значит, достигли цели урока?
– Хорошо, мы с вами большие молодцы.
7. Рефлексия
– Я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.
– Если вы всё усвоили, вам было понятно и интересно, то поднимите карточку с весёлый смайлик.
– Если вы не усвоили материал, вам было не понятно, то поднимите карточку с грустный смайлик.
– Покажите мне, покажите друг другу. Спасибо, мне было приятно с вами работать, урок окончен.
Как определить мягкость и твердость согласных. Слова, в которых все согласные сплошные
Все мы хотим, чтобы наши дети писали красиво и грамотно. Умение писать без ошибок по-русски дается непросто даже носителям языка. Такой навык как бы подтверждает знания и образование человека, и приобретается он в школе. Каждый год родители будущих первоклассников с тревогой ждут начала учебного года и переживают за готовность своего малыша к новой школьной жизни.
Впереди столько новых знаний и задач! И каким бы замечательным и опытным ни был педагог, ребенку часто требуется помощь родителей. Например, первоклассник подойдет к маме с просьбой назвать слова, в которых все согласные твердые, а вам придется вспомнить все, что вы помните из школы. Не всегда так сразу и вспоминаешь, чему когда-то учился в начальной школе.
В помощь родителям первоклассников эта статья, где мы запомним и систематизируем то, что первокласснику предстоит выучить и прочно усвоить о согласных и гласных в словах. Эта тема очень важна для последующего овладения детьми грамматикой, фонетикой русского языка, без этого грамотного письма в дальнейшем добиться не удастся.
- Одним из важных базовых навыков, определяющих впоследствии грамотность ребенка, его успешность в овладении русским языком, является умение слышать и понимать его звуки. Здесь родители должны четко донести до своих детей разницу между понятиями «буква» и «звук», научить отличать одно от другого.
- Не секрет, что иногда сами взрослые считают возможным замену одного слова другим в разговоре с ребенком, что взрослых не смущает, а малыша смущает. Он должен твердо помнить, что звук – это то, что слышно, а буква – то, что написано, и не всегда они совпадают.
- Следующее, что предстоит усвоить юному школьнику, это то, из каких звуковых кирпичиков состоят слова и как они передаются при письме.
Этому учат детей в 1 классе. Учащийся узнает, что русский язык делит эти звучащие кирпичики речи на 2 большие группы – гласные и согласные.
Ребенок выучит гласные просто: их можно петь или кричать. Но согласная не так проста! Часто похожие, но разные согласные на письме обозначаются одной и той же буквой, и нужно научиться различать их по определенным признакам.
По своему звучанию согласные бывают твердыми и мягкими, звонкими и глухими. Глухими согласными называются те, которые образуются, когда на выдохе воздух встречает препятствие в виде языка, губ или зубов. Звонкими будут те, где голос присоединяется к нему.
В этой таблице ниже представлены согласные звуки этих двух групп. .
Дети довольно быстро учатся различать глухие и звонкие согласные. Но как определить, твердые или мягкие согласные в слове, может быть более сложным для изучения.
Между тем, ребенку необходимо чувствовать все согласные в слове, это определяет в последующем грамотное письмо. Важно, что он так же, как и звонкие/глухие, четко различает встречающиеся ему твердые или мягкие звуки.
О твердых и мягких согласных
Чтобы первоклассник научился различать, какие согласные звуки по твердости и мягкости обозначают буквы в слоге, обращаем его внимание на то, что мягкость или твердость согласных определяет гласные позади них.
- Когда мы видим или слышим гласные а, у, е, о, с после согласных звуков, значит это слова с твердыми согласными;
- Когда за согласными следуют е, е, ю и, и, то они мягкие.
Лучше всего подкрепить понимание этого правила примерами. Для этого берутся пары слов, где слоги с твердыми и мягкими согласными находятся в одной позиции, что помогает детям лучше понять разницу в их произношении и запомнить это правило.
Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении:
В сочетании двух согласных подряд первый будет твердым, даже когда за ним стоит второй мягкий. Например, на камчатке звук М твердый, а Н мягкий, но бывает, что за согласной нет гласной, и приходится произносить сочетание из двух (а то и трех) согласных.
Тогда вам необходимо знать следующее правило :
- Большинство звуков имеют 2 варианта произношения – твердое или мягкое, в зависимости от следующих за ними гласных. Они называются парными согласными. Но в русском языке есть согласные, не имеющие пары, они всегда твердые или всегда мягкие.
- С и шипящие Ж, Ш всегда сплошные. Все эти согласные твердые;
- Среди единственных мягких согласных звук д и шипящие Ч, Щ. Если за этими мягкими согласными следуют твердые гласные (а, о, у и т. д.), они все равно остаются мягкими.
Как на письме обозначается твердость/мягкость
Специальных знаков для передачи на письме того, как та или иная буква звучит твердо или мягко, не существует. Мягкость согласных передается только при транскрибировании со специальным апострофом. Твердость никак не указывается. При этом научиться распознавать, какие именно согласные буквы обозначают буквы в слогах, несложно, достаточно запомнить эти правила.
Звучание мягких и твердых согласных на письме обозначают двумя способами :
- С помощью гласных, следующих за согласной. Мягкость обозначается буквами е, е, ю, я, я, следующими за согласной, а остальные – твердость;
- Во втором случае функцию обозначения твердости/мягкости выполняет мягкий и твердый знак.
Обобщить
Согласные звуки в русском языке делятся на несколько больших групп – звонкие/глухие и мягкие/твердые. В обеих этих группах есть звуки, имеющие согласную пару, и те, которые неизменны. Поэтому в каждой из этих больших групп различают также парные и непарные согласные.
Пара Перед A, O, U, Y, E | Твердый | Мягкий | ||
бук | б | б ‘ | запустить | |
вал | против | против | храм | |
год | Г | Г’ | направляющая | |
Дом | д | д’ | день | |
Холл | с | г ‘ | земля | |
кора | – | К | кит | |
металлолом | л | л | Фокс | |
мак | м | м ‘ | мера | |
нос | п | и | нес | |
парк | Р | П’ | праздник | |
рубль | Р | Р’ | рис | |
сом | С | С’ | сено | |
тон | Т | Т’ | тень | |
фон | ф | е | фен | |
халва | х | Х’ | халва |
Непарный
Л, М, Н, П, Ж Звонкий | Х, Ц, Ч, Щ |
Закрепляем играя
Чтобы дети лучше запоминали и слышали разницу звуков в языке, необходимо закрепить изученное в школе играми.
- Напишите три слова … Играющие по очереди пишут друг другу слово, к которому нужно добавить еще два, где есть согласные, парные к данному. Например, кора – гора – вес;
- Или ведущий дает задание : написать три слова, где все согласные однотипные;
- Поймай! Ведущий произносит слово или слог и бросает мяч детям. При этом он заранее оговаривает, на каких условиях ловить, а на каких нет. Например, звонкие улавливаем, а глухие нет. Жесткое ловим, мягкое – нет.
- Подпевайте! Ведущий пропевает мягкие слоги, а дети отвечают наоборот. Например: ля-ля-ля в ответ на ля-ля-ля, ха-ха-ха – хи-хи-хи и т. д.;
- Составить список … Здесь ребенку дается задание составить список блюд к празднику, или вещей в поездку, где все согласные в словах мягкие, или наоборот;
- Звуковая зарядка … У каждого звука свое движение. Слово с глухим звуком – поднимаем руки, звонкие – прыгаем и т. д.
По такому принципу можно придумывать новые игры или адаптировать уже известные. Это позволяет детям проявить собственное творчество и понимание прошлого.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗВУКИ 1 КЛАСС: ТАБЛИЦА, ПРАВИЛО Данная информация будет полезна для родителей, так как дает возможность объяснить первокласснику, как различать согласные звуки между собой, что они собой представляют, а также благодаря какими приемами можно легко запомнить правила русского языка… Содержание 1. Как научиться различать твердые и мягкие звуки 2. Как обозначаются на письме твердые и мягкие звуки 3. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие 4. Понятие о звонких и глухих звуках 5. Таблица твердых и мягких звуков 6. Развивающие игры для закрепления материала 7. Вместо заключения Как научиться различать твердые и мягкие звуки Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, вам необходимо тщательно готовить домашнее задание и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Это гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Детям будет очень сложно сразу разобраться во всем этом многообразии, поэтому лучше начинать с малого. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки и что такое буквы. Когда этот материал уже освоен, можно приступать к навыку различения мягких звуков от твердых. Необходимо понимать, что ребенка нужно учить различать и слышать твердые и мягкие звуки по разным признакам. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласную, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой, и мягкой (кроме исключений). В первую очередь обратите внимание на случай, когда за согласной буквой следует гласная. Здесь достаточно легко определить твердый согласный звук или мягкий. Необходимо помнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; О; у; е; с. Если после согласного стоят: и ; е; Ю; Я; э, то эти согласные мягкие. Для того, чтобы материал хорошо усваивался, обязательно нужно закреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте самые простые слова… Такие, как «мама» или «папа». Согласный звук твердый, так как после него произносится гласный звук «а», но, в словах «няня» или «тетя» согласные будут мягкими, так как после него стоят буквы «я» и «е». , придающие согласным мягкость . Запомнив это простое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных, если после них стоит гласная. Но что делать, если после согласного, вызвавшего сомнение, в слове снова стоит согласная? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласная будет твердой. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» идет «д» и ребенок понимает, что согласная «н» обозначает твердый звук, потому что после нее идет согласный звук. Но в слове «парча» буква «ч» еще мягкая. При объяснении этих правил очень важно не торопиться, а следить за реакцией ребенка, и давать новые правила только после полного усвоения старых и не затруднять их использование. Иногда для первоклассников подходит такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произнесении слова или слога уголки рта расходятся в улыбку (т.е. одна из гласных И, е, е, ю, ю следует за согласной), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте сказать ня, нё, не, ню, ни. Иначе обстоит дело с твердыми словами или слогами (т. е. одна из гласных а, о, е, у, с следует за согласной). При их произнесении смайлов не получится. Попробуйте произнести на, но, на, ну, нас. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук веселый, то он мягкий, если не веселый, то жесткий. Как обозначаются твердые и мягкие звуки на письме На письме твердость и мягкость согласных указывают только при написании транскрипции. Апостроф «» используется для обозначения мягкого звука. Твердые звуки не различаются никакими знаками на письме. Ниже представлена пояснительная таблица, из которой наглядно видно, что один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким, в зависимости от того, какая гласная следует за ним. Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении: баран [б] [б`] льняной ворох [в] [в`] вязовый горб [г] [г`] вес дом [д] [д`] дядя золотой [с] [з`] земляной кот [к] [к`] кит лыжи [л] [л`] лимонный мусор [м] [м`]мяч нора [н] [н`] Нюра паула [н] [н `] поющий робот [p] [p`] речное солнце [s] [s`] тон семени [t] [t`] фурор короны [f] [f`] финальный хомяк [x] [x`] хижина Вы можете видеть, что согласные образуются по парам твердость-мягкость: [в] – [в`]; [к] – [к`] и т. д. На письме и твердые, и мягкие звуки обозначаются одной и той же буквой, но произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают твердость и мягкость согласных, помня при этом, что знак «б» всегда делает согласную мягкой, а знак «б» всегда делает согласную, за которой она стоит. Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие Важно отметить, что буквы «ж»; “В”; «С» — только твердые, какая бы гласная за ней не стояла, но «у»; “ЧАС”; «У» — мягкая на той же основе. Вы можете сделать ребенку такую памятку, которую он будет носить в тетрадке: «Щ»; «Ы» сидят здесь на подушках, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию и всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если у ребенка не получается запомнить, какие буквы всегда твердые, а какие мягкие, можно воспользоваться следующей хитростью. Сшейте 3 подушечки поролоном и нарисуйте на них буквы «ч»; “Щ”; «Д», а из плотного картона вырежьте таблички с буквами «г»; “В”; “С”. Разместите эти предметы на видном месте, например, на столе. Постепенно у ребенка сформируется ассоциация твердых и мягких букв. Можно также вклеить в тетрадь для письма такое напоминание: пишем «жи» и «ши» с буквой «и». Объясните ребенку, как обстоят дела с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик. Понятие о звонких и глухих звуках В русской речи, кроме твердости и мягкости, различают звонкие и глухие звуки. Фонетика дает четкое представление о том, звонким или глухим будет согласный звук. Звонкие звуки производятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и вибрируют связки. Звонкие звуки [б] [г] [в] [з] [ж] [л] [д] [м] [у] [н] Глухие звуки [к] [х] [н] [в] [в] [ ч] [т] [ш] [ф] [ш] Глухие согласные произносятся исключительно с помощью шума, голос здесь не задействован, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии. Во многих школах учителя и дети заучивают наизусть следующую фразу: «Хочешь щетку?» – “Фи!” Вот согласные, которые в русском языке глухие. Чтобы запомнить и отличить звонкие согласные от глухих, разделим их на пары. Их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ш] – [ш]) [б] – [н]; [в] – [ж]; [г] – [к]; [д] – [т]; [ч] – [с]. Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук глухой, то же бывает, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубь». На письме употребляем звонкий согласный, но говорим «тупой». Таблица твердых и мягких звуков Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных, следует различать расположение языка при произношении. При произнесении мягкого звука язык выдвигается вперед, серединой поднимаясь к небу. При произнесении твердых согласных язык не выдвигается вперед. Для систематизации знаний о твердых и мягких звуках составим таблицу: Твердые и мягкие согласные Твёрдые перед гласными: а, о, у, э, с. в конце слова перед другим согласным: ловушка, стакан. ш, с, ш. Мягкий после согласного стоит мягкий знак: соль, бобы, зверь. перед гласными: е, е, я, ю, я. й, ч, сч. Развивающие игры для закрепления материала Первоклассники хоть и уже школьники, но еще маленькие, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет легче усвоить новый материал. Угадайте. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше сделать яркими и большими, тогда детям будет интереснее на них реагировать. Для начала игры подбираются легкие слова: [м’эль]; [мыло]; [поклон]; [ВОЗ]. А в конце можно усложнить задание и дать следующие слова: [белка]; [лыжи]; [кл’он]. Играя, ребенок зрительно запоминает обозначение мягких согласных и получает практические навыки использования знаний при письме. Выбирайте сложные! Игра похожа на “съедобно – не съедобно”. Чтобы игра заинтересовала внимание детей, используется мяч. Воспитатель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того, как ребенок поймал мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку. Игра позволяет детям быстро различать твердость и мягкость согласных. Найдите пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, и ребенок должен придумать слово, в котором первая согласная будет мягкой. Например, выдаются слова: рад, лак, мыло, телега. И дети должны выбрать: грести, штриховать, мелить, гнать (если дети придумывают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласного, это надо засчитывать как правильный ответ). Если ребенок придумывает несколько слов, нужно его похвалить. Эта игра развивает воображение ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами. Физическая культура. Учитель произносит слова, начинающиеся с согласных. Если первый согласный твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх. Эта игра всегда с радостью воспринимается детьми. Потому что, посидев в классе, это позволяет им разогреться. А еще развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию. Давайте петь, друзья! Воспитатель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодию «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать тот же согласный, только в мягком употреблении. Воспитатель: Па-па-па… Дети: Пи-пи… У: Хо-хо-хо… Д: Хи-хи-хи… и т.д. Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свои творческие способности. При занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую стараются донести до него взрослые. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, не будут вникать в суть правил.
Несомненно, когда родители отдают маленького ребенка учиться в первый класс, у малыша могут возникнуть новые и непредвиденные трудности. Большую часть своих знаний он получает от своего учителя, но не все может усвоиться и навсегда остаться в его голове. Проблема может заключаться в том, что ребенок еще слишком мал, чтобы успевать «схватывать» все сразу.
Такие барьеры можно давать по многим предметам и темам. И нет, это не только точные науки, такие как математика и природоведение. Русский язык также может быть непосильным для многих детей, потому что это один из самых сложных языков в мире!
Как известно, все большое начинается с малого, а русский язык, как правило, начинают изучать с детьми со звуков, которые в свою очередь подразделяются на мягкие согласные или твердые, ударные и безударные согласные. Эта тема включает в себя множество аспектов, изучение которых крайне необходимо для того, чтобы каждый ребенок мог в совершенстве знать азы русского языка.
Прежде всего, для того, чтобы школьник начал изучать звуки и их характеристики, необходимо ознакомиться с буквами, которые по-своему делятся на согласные и гласные. Также нужно знать, что в алфавите целых 33 буквы, из которых согласных звуков в русском языке всего 21, которые при произношении могут давать 36 различных звукопроизношений.
Согласные всегда классифицируются. Есть согласные твердые и мягкие, глухие или звонкие, звонкие и шумные, парные и непарные. При этом глухие и звонкие согласные определяемого слова зависят от произношения. Они состоят из шума и голоса. Так, глухие звуки образуются с помощью шума и дают только глухоту, а вторые отличаются предъявлением звонкости за счет голоса.
Гласных звуков меньше, их всего 10 в алфавите, дающих всего шесть звуков. Также они могут быть ударными и безударными. Когда будущий первоклассник уже хорошо прочитал и усвоил этот материал, переходим к повышению того навыка, когда учащийся мог легко отличать мягкий согласный звук от твердого.
При этом нужно научиться различать с помощью разных знаков, ведь просто заучивание не всегда помогает. Бывают случаи, когда согласный звук в слове может звучать и мягко, и твердо, и бывают исключения. Теперь начинаем изучать правила.
Перед какой гласной?
Какие гласные дают мягкость, а какие твердость? Попробуем разобраться. Первое правило звучит так: «В том случае, когда после согласной буквы стоит одна из следующих гласных букв – а, о, у, э, с – то звук всегда будет твердым. А «е, ю, и, е» всегда делают согласные мягкими. В результате последние все согласные отдаются мягким словам… Возьмем для примера слово «мама».
После согласного “м” идет гласный “а”, который делает звук твердым, а в слове “дядя” звуки “я – я” придают мягкость согласному “д”. Если дети усвоят это простое правило и научатся им пользоваться, то последующее определение мягкости или твердости звука не составит для них труда.
Чтобы еще лучше закрепить материал «Твердые и мягкие согласные», дайте детям аналогичные упражнения, указывающие на закрепление этих правил. Советуем начать с самых простых слов.
Две согласные подряд
В случае с последующими согласными мы разобрались без труда, а что делать, когда подряд стоят два согласных и как определить характеристики звука в этом случае? Здесь действует другое правило. Такие случаи всегда означают, что согласная всегда будет твердой. В этом правиле не фигурируют только мягкие согласные.
- Возьмем, к примеру, слово «ручка». После «ч» следует звук «к», причем ребенок должен понимать, что «ч» автоматически станет твердым звуком, так как следующая «к» — согласная.
- Не торопитесь объяснять ребенку эти простые, но важные и иногда запутанные правила. Убедитесь, что ребенок понял, задавайте вопросы и не ленитесь несколько раз объяснить.
Обозначение твердости и мягкости на письме
Традиционно все звукозаписи производятся посредством транскрипции. Так, в транскрипции, если звук мягкий, после него ставится апостроф, который выглядит как запятая сверху. Показывает: `. Например, возьмем букву «б». В слове «барашек» — твердый звук, его звукозапись такова: [б], а в слове «белый» — уже [б`]. В слове «лёд» мягкими будут только «л» и «д». То есть фактически ребенок пишет одну и ту же букву, но она, в свою очередь, имеет разное произношение.
В транскрипциях и на письме такой момент может обозначаться по-разному, то есть двояко :
- В том случае, когда мягкие согласные в русском языке стоят в конце слова или перед другим согласный (в большинстве случаев твердый), мягкость обозначается мягким знаком, транскрипция – апостроф. Например, “конь”, “ясень”
- Если после согласного стоит смягчающий гласный (какой см. выше в правиле), то именно с его помощью указывается мягкость согласных. Например: “мел”, “пел”, “люк” – первые звуки всегда мягкие.
Важно знать, что нельзя игнорировать тот факт, что любой способ обозначения мягкости звука применим только к тем, у кого есть пара твердости. Это означает, что, например, в словах «чернила» и «чернила» мягкий знак во втором случае указывает лишь на принадлежность данного предмета/явления/существа к женскому роду. Близкие слова: «щука», «шить», «пить», «чаща».
Постоянная твердость и мягкость согласного звука
Нужно знать, что есть звуки, которые независимо от положения, правила или даже исключения не меняют своего положения. Это «ж, ш, ц» — они всегда твердые, а «ч, ш, ю» — неизменно мягкие, где ш, ш, ч, ш — шипящие согласные.
Но детям может быть сложно хорошо запомнить этот аспект, и тогда родитель может легко подготовить памятку в тетрадке, которая будет выглядеть примерно так: ш, ш, в, ч`, щ`, ю`, или просто подчеркните последние три буквы.
“Мягкие” слова
Так можно называть слова, в которых все мягкие согласные мягкие. Их огромное количество. Например: “мороз”, “очки”, “тюбетейки”, “веселье”, “хищники”, “косоглазие” – это слова с мягкими согласными.
- Очень увлекательным и развивающим занятием не только для ребенка, но и для родителя будет поиск таких новых слов, в которых все согласные мягкие.
- Если у вас возникнут трудности, обратитесь к нам за помощью! «Щука», «дядя», «метель», «тетя», «линейки», «пять», «десять», «сиреневый», «финики», «няньки», «вишня», «десятка» — слова, где все согласные мягкие. Также играем наоборот: ищем все согласные в словах теперь твердые.
Обучение, играя
Некоторые источники и справочники рекомендуют ориентироваться на развивающие игры. То есть ребенок, увлеченный такой деятельностью, сам не замечает, как схватывает и усваивает трудный материал. Примером такой игры может служить знакомая всем игра «Найди пару».
Все, что нужно, это давать ребенку слова с твердыми звуками, а он должен придумывать в ответ что-то еще, но уже с мягкими. Вот так легко и непринужденно можно выучить мягкие согласные звуки в 1 классе!
о диалектном характере Vlach Villages (обзор о монографии V. marinov «О фонологическом статусе мягких согласных в диалекте северо-западной Болгарии»)
Исследовательская статья
Salikhova elvina akhnafovna
Ayupava ludmila lutfeemvna
Ayupova ludmila lutfeenvna
Ayupova ludmila lutfeena
DOI:
https://doi.org/10.18454/RULB.8.12
Выпуск: № 4 (8), 2016
Салихова Эльвина Ахнафовна
Уфимский государственный авиационный технический университет
Аюпова Людмила Лютфеевна
Башкирский государственный университет
В статье-отзыве о монографическом исследовании доктора Владислава Маринова «О фонологическом статусе мягких согласных во влахском диалекте северо-западной Болгарии»[2] важное фонетико- рассматривается фонологическая проблема, о которой уже более века ведутся многочисленные дискуссии не только в Болгарии, но и в Европе в целом. Автор является одним из авторитетных исследователей языковой ситуации в северо-западной части Болгарии. Его научные труды посвящены исследованию двуязычных влахских селений, образующих, по мнению профессора И. Кочева, своеобразный «остров среди западноболгарского диалектного моря», который удивительным образом совпадает с восточноболгарскими диалектами и болгарским языком. литературный язык своими особенностями. Эта индивидуальность говоров Бреговского уезда, по-видимому, является результатом сочетания как тенденций в румынском и болгарском языках, унаследованных от прошлого, так и широко распространенной в настоящее время двуязычной интерференции. Доктор В. Маринов долгое время глубоко и последовательно исследовал указанную выше проблему, и для ее решения ему пришлось выйти за пределы болгарского северо-запада в районе Брегова, чтобы показать аналогичную картину в болгарском и румынском языках. Многогранность рассматриваемой темы обуславливает разработку комплексных социально-лингвистических и диалектологических подходов [1, с. 16-20], включающих сочетание описательного, сравнительно-исторического, сопоставительно-сопоставительного (сопоставительного) методов в изучении языковой ситуации языка. северо-западная часть Болгарии. Эмпирический материал, обработанный в соответствии с поставленными задачами, показал, что корреляция в палатализации встречается в бреговско-влашском диалекте чаще, чем в болгарском языке. Очевидно, что сохранение оппозиции «твердость-мягкость» в конце слова в какой-то степени сохраняет звучность согласных в конце слова, а это означает, что во влахском диалекте больше позиций сонорных мягких согласных, чем в булгарском языке.
Ключевые слова:
билингвальная интерференция, билингвальная ситуация, влахская речь, наречия, диалекты, диглоссии, дифтонги, согласные, лингвистический атлас, лингвистическая география, фонологический статус, фонематика.
Научных изысканий, посвященных влахским диалектам крайнего северо-запада Болгарии, не так много: большинство ученых начала и середины XX века (К. Константе, А. Голопенция, Ф. Каниц, Г. Вайганд, Г. Влсан и Э. Букуца, Ф. Флорески, Д. Маринов и др.), побывавшие в этом регионе, интересовались историей и этнографией, а диалект рассматривался как маркер для различения речи двуязычных жителей деревень вблизи г. Видин от речь остального одноязычного населения без определения их этнической принадлежности.
Один из дискуссионных вопросов в румынском языкознании связан с наличием или отсутствием тембрально-фонологически значимого соотношения «твердость-мягкость» согласных. При рассмотрении этого вопроса используются термины «палатализация» и «палатальность». При размягчении и палатализации происходят процессы, при которых изменяется артикуляционное место звонка (тяготеет к небу) и появляется дополнительная артикуляция. Палатальность согласных может быть фонологически релевантной как гласным переднего ряда, так и гласным заднего ряда. В болгарской лингвистической литературе под термином «палатализация» (смягчение) понимаются также изменения, испытываемые небными согласными под влиянием гласных переднего ряда (I, II, III виды палатализации) в общеславянских и старославянских языках. В анализируемом произведении применен общий термин «мягкие согласные».
В теоретической части монографии со ссылками на англоязычные работы П. Ладефогеда, К. Джонсона, румынских исследователей И. Киторана, Дж. Хюльда, а также русских классиков Н.С. Трубецкого и Р. Якобсона автор обращает внимание на разграничение терминов «абсолютная палатализация» и «вторичная (дополнительная) палатализация», неуместное употребление которых вызывает терминологическую путаницу.
Объект внимания предпринятого научного исследования – влахский диалект, представляющий периферийный язык на территории Болгарии и имеющий в своей основе диалект румынского происхождения, на всех уровнях которого болгарский язык оказал очень большое влияние. На одном из вариантов этого диалекта говорит большинство жителей Бреговской общины – самой дальней северо-западной части страны. Языковая ситуация в их селах отличается сочетанием двуязычия и диглоссии, так как указанный диалект активно используется наряду с формами булгарского (языковая ситуация схожа с описанными в [3] характеристиками некоторых районов многоязычного Башкортостана). Как Вл. Маринов указывает, что в настоящее время из-за интерференционных влияний булгарского языка этот дако-румынский диалект (в диахроническом плане) не совпадает ни с одним из румынских диалектов, распространенных на севере от Дуная. Во избежание терминологической путаницы румынских диалектов, распространенных в Румынии, и диалектов, на которых говорят в Болгарии (арумынский, а также румынские в Никопольске, Плевенской области) в работе по уточнению неболгарской речи билингвов Видинской области термин «валахский диалект» и его синонимы «бреговский влахский диалект» и «валахская языковая форма».
Объемный практический материал был собран автором в селах общины Брегов в реальных условиях с 2005 по 2014 год методом стохастического выбора и открытого наблюдения. Отрадна аналитическая строгость автора в описании материала и обеспеченная обоснованность выводов.
Анализ идиолектной фонации показал, что в булгарской и влахской речи билингвов с крайнего северо-запада Болгарии присутствуют мягкие согласные, отличные от включенных в автономный небный ряд, характерный для западноболгарских диалектов. Автономный небный ряд, встречающийся как в других славянских, так и в романских языках, характерен для соседних диалектов видинско-ломской группы. Языковые факты, выявленные и описанные Вл. Маринов, говорят, что исследование имеет не только частное, но и общецелевое значение в связи с установлением наличия мягких согласных в одном из романских языков.
При рассмотрении вопросов теоретической фонологии и экспериментальной фонетики автор придерживается идейных взглядов Э. Петровича – специалиста по румынскому языку. Критическая интерпретация отдельных теоретических положений Ал. Школа Розетти (А. Аврам, Д. Копчаг, Ал. Граур и др.) опирается на экспериментальные данные, полученные исследователем, и оспаривает существование некоего «псевдо» «полуголоса» [ и ] в румынском конце- слова. Предоставлено Вл. Мариновым многочисленные свидетельства существования мягких согласных в середине слова перед графической записью «дифтонг» [ ea ] также убедительны.
Признано, что по фонетическим (акустическим) характеристикам в конце и середине слова влахские мягкие согласные не отличаются от среднесловных в болгарском литературном языке и большинства восточноболгарских в конце и середине слова. среднесловный, так как рост консонантизма в румынском и болгарском языках сходен в результате лексико-фонетического и фонологического воздействия болгарского языка на румынский и влахский диалект. Однако, несмотря на языковые контакты, румынский и влахский диалект сохраняют мягкие согласные в конце слова, но исчезают в болгарском. С одной стороны, мягкость в конце слова тесно связана с сохранением звучности согласных в конце слова во влахском диалекте, и в силу этой особенности он близок к романскому типу языков. Вместе с этим влахский диалект сохраняет мягкость [ш] в конце слова благодаря своей фономорфологической функции. С другой стороны, в влахском диалекте нет мягких сибилянтов и фонового [х], но они есть и в болгарском, и в румынском литературных языках.
Последовательный анализ экспериментального материала в совокупности с его теоретическим обобщением позволил доктору Вл.Маринову прийти к выводу, что современная языковая ситуация в селах бреговской общины двуязычна и состоит из двух компонентов: болгарского, близкого к литературному разговорному стандарту, и влахского. диалект, в основе которого лежат румынские диалекты переходной зоны между ольтенским и банатским наречиями к северу от реки Дунай. Для булгарских наречий к западу от ятовской границы (отражает [Ђ] – предназначенный звук ять) характерно наличие небного ряда, состоящего из нескольких согласных [л”], [н”], [к”], [г”], [й”]) с сильной мягкостью, отсутствующей в говоре жителей Брегова и окрестных деревень, где мягкость согласных литературного (восточноболгарского) типа. Существенно сделанное автором замечание о признании роли болгарского языка в процессе возникновения «литературной мягкости» в западно-болгарском диалекте с учетом параллельного влияния влахского диалекта на этот процесс. Проведенный анализ записанных диалектов показал, что появление мягкости согласных одинаково в речи всех информантов и не зависит от социально-демографических факторов, таких как возраст, образование, пол. Что касается системы согласных, естественной для молодого поколения, то можно утверждать, что наличие в ней мягких согласных находится под влиянием болгарского литературного языка, а причиной их появления в речи среднего и старшего поколения является влияние влахский диалект. Результаты спектрального анализа, проведенного исследователем, показывают, что акустические характеристики влахских и румынских согласных до [ -ea ], [ -ia ] и конечное [ i ] идентичны характеристикам болгарских мягких согласных.
Замечание Вл. Маринова о признании роли болгарского литературного языка в процессе возникновения «литературной мягкости» в восточно-болгарском диалекте с учетом параллельного влияния влахского на этот процесс, представляется нам существенным в обсуждаемом контексте. Опрос, технический и лингвистический анализ записанных идиолектов, проведенный исследователем, показал, что проявления мягкости согласных сходны в речи информантов разного социально-демографического статуса. Автор, справедливо указывая на то, что навыки произношения формируются в раннем младенчестве, утверждает, что мягкость появилась под влиянием влахского диалекта, который является первым по особенностям практики и частоте говорения у билингвов. На лексическом уровне это две противоположные тенденции, характерные для рассматриваемой языковой подсистемы – сохранение архаичных румынских черт и постоянное обновление булгарской лексикой с сохранением румынской фонетики, о чем свидетельствует наличие центральноевропейского «л» в речи двуязычных носителей языка. высшее образование.
Таким образом, мягкость в конце слова носит фонологически релевантный характер и выполняет форморазличительные функции. Во влахском диалекте мягкость в конце слова характерна только для губных и сонантных согласных; изменение формы остальных согласных определяется чередованием согласных.
Впервые общую классификацию мягких согласных в бреговских влахских говорах провел Вл. Маринов. Наблюдения исследователя над языковым поведением мягких согласных приводят к решению проблемы существования соотношения «твердость – мягкость» в румынском языке.
Список литературы
Аюпова Л. Л. Основы социолингвистики: учебное пособие / Л. Л. Аюпова, Е. А. Салихова. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2015. – 100 с. [на русском].
Маринов В. О фонологическом статусе мягких согласных во влашском диалекте северо-западной Болгарии / В. Маринов. – Велико Тырново : Университетское издательство «Св. св. Кирилл и метод», 2015. – 243 с. [на болгарском].