Согласные твердые и мягкие звуки 2 класс: Мягкие и твёрдые согласные звуки — урок. Русский язык, 2 класс.
Мягкие согласные звуки – правило мягкости в русском языке (2 класс)
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 154.
Обновлено 16 Ноября, 2020
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 154.
Обновлено 16 Ноября, 2020
Все звуки речи делятся на гласные и согласные. В свою очередь, согласные можно разделить на твердые и мягкие. Это одна из основных характеристик согласного звука.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 30 лет.
Какие звуки называются мягкими?
У большинства школьников не вызывает никаких сомнений, является ли звук мягким или твердым. Обычно мы их различаем просто на слух. Действительно, эти звуки слышатся иначе, нежели твёрдые. При их произношении язык двигается несколько вперед по направлению к зубам и локализуются в районе твёрдого нёба. Именно поэтому после мягких согласных чаще всего произносятся гласные, которые тоже образуются впереди, рядом с зубами.
Парные и непарные мягкие согласные звуки
Твердые и мягкие звуки часто образуют пары. Например, твердому звуку [В] соответствует мягкий [В’]. В транскрипции мягкость обозначается апострофом.
б | в | г | д | з | к | л | м | н | п | р | с | т | ф | х | ж | ц | ш | – | – | |
б’ | в’ | г’ | д’ | з’ | к’ | л’ | м’ | н’ | п’ | р’ | с’ | т’ | ф’ | х’ | – | – | – | й’ | ч’ | щ’ |
Мы видим, что в русском языке имеется несколько непарных твердых звуков и несколько непарных мягких.
Твердые и мягкие парные согласные могут выполнять смыслоразличительную функцию. Например, МАЛ и МЯЛ, МЕЛ и МЕЛЬ. Известно немало основанных на этом лингвистических загадок.
Как обозначаются мягкие звуки на письме?
По правилу мягкие согласные звуки на письме могут обозначаться разными способами.
С помощью мягкого знака. Однако надо помнить, что мягкий знак указывает лишь на мягкость парного согласного. Если же перед нами шипящий, его мягкость невозможно обозначить мягким знаком. Шипящие либо всегда твёрдые (и тогда они не могут быть смягчены), либо всегда мягкие (и тогда мягкий знак в этой ситуации излишен). После шипящих мягкий знак выполняет грамматическую функцию, то есть с его помощью различаются существительные 2 и 3 склонения.
Изучая уже во 2 классе русский язык, ребята узнают о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я. Если эти буквы стоят после парного согласного, они читаются Э, О, У, А и обозначают одновременно мягкость предыдущего согласного: [Л’Э], [Л’О], [Л’У], [Л’А].
Аналогично первому случаю после шипящих Е, Ё, Ю, Я не могут указывать на мягкость предыдущего согласного, поэтому правописание Е и Ё после шипящих представляет трудность и заучивается также в виде правила и также выполняет грамматическую функцию различения частей речи. Например, слово «поджОг» – существительное, а слово «поджЁг» – глагол.
В каких случаях обозначать мягкость на письме не нужно?
Некоторые мягкие согласные звуки и сочетания «не дружат» с мягким знаком.
Это непарный мягкий звук [Й’]. Поле него не ставится мягкий знак никогда.
В сочетаниях ЧК, ЧН–НЧ, ЧВ, ЧТ, ЩН–НЩ, РЩ мягкий знак не нужен.
Не требуется он и в сочетаниях СТ, СН, ЗД, ЗН и некоторых других, в которых С или З смягчаются при произношении перед мягким согласным: стихи [С’Т’], разница [З’Н’] и т.п.
После шипящего мягкий знак обычно выполняет грамматическую функцию, но может быть и разделительным: «шьёт», «чья» и т.п.
Что мы узнали?
Из статьи по русскому языку для 2 класса мы узнали, что все звуки делятся на гласные и согласные. Согласные звуки, в свою очередь, делятся на мягкие и твердые. Мягкость звукам придает мягкий знак, но есть исключения и некоторым согласным для мягкости Ь не нужен.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Сергей Ефремов
5/5
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 154.
А какая ваша оценка?
“Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения”
Диктанты по русскому языку. 2 класс. Тема: “Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения”
{module Адаптивный блок Адсенс в начале статьи}
ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2 КЛАСС
ТЕМА: “ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ”
Представленные здесь диктанты проводятся с учащимися 2 классов средних общеобразовательных учреждений. Целью написания диктантов является проверка степени усвоения учениками 2 класса изученной темы. Уровень сложности диктантов и других заданий соответствует уровню подготовки учащихся 2 классов начальной школы.
Предупредительные (объяснительные ) диктанты
1) На льду реки звенят коньки. 2) Мальчики пошли удить рыбу. Они поймали три окунька. 3) Стоят теплые деньки. Кот Васька спит на крыльце. 4) У кольца нет конца. 5) Корова Зорька живет во дворе. У коровы большие рога. 6) Дядя Кузьма идет на завод. Он токарь. 7) Мела метель. Сильный ветер качал ель. 8) Лось – лесной житель. 9) Ольга любит шить. Она сшила для куклы шляпу и пальто. 10) Корабль сел на мель. 11) Мальчик сел писать письмо другу Кузьме.
Проверочные диктанты
Был теплый день. Идет мокрый снег. Лева и Петя идут гулять. Вот двор. Там играли малыши. Мальчики слепили для детей снежную крепость. (22 слова)
Витя и Игорь – ученики. Они пришли в класс. Мальчики сели за парты. Вот открылась дверь. Вошла учительница. Она учит ребят писать, читать, любить русский язык. (27 слов)
Зима. В лесу тихо. У дуба старый пень. Он весь в снегу. На пне соль. Соль любит лось. Вот ель. Пушистый зверь прыгнул на ель. Это рысь. (30 слов)
Фонетико-графические задания
1. Подчеркнуть те буквы, которыми могут быть обозначены парные по твердости-мягкости согласные звуки.
Щ, в, ж, м, ч, т, з, ц, к, б, ш, й, п, л, н.
2. Написать по памяти буквы, которыми могут быть обозначены непарные по твердости-мягкости согласные звуки.
3. Написать буквы, которые, находясь после согласной буквы, указывают на мягкость предшествующего согласного звука (е, ё, ю, я, и, ь).
4. Указать в скобках, какими звуками различается каждая пара слов.
Угол – уголь [ ] – [ ], мел – мель, уголки – угольки, банька – банка, кость – кисть, круг – крюк, мишка – мышка.
5. Какой одинаковый согласный звук есть во всех словах? Указать его в скобках: [ ].
Лейка, яма, ноябрь.
6. Подобрать и записать слова, в которых все согласные звуки мягкие (твердые).
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие (твердые) согласные звуки.
Лева, ключи, тетрадь, сентябрь, ребята, деревня;
коньки, ученик, медведь, товарищ, снегирь, воробей.
2. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Щавель, октябрь, извините, люстра, серьги, береза.
3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены непарные твердые (непарные мягкие) согласные звуки.
Пружина, машина, снежинка, птицы;
плащ, печать, майка, туча, щавель, щука.
4. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть твердые согласные звуки.
Воробей, весело, лисица, пальто, учительница, язык;
учитель, пенал, осина, дежурный, ветер, рисунок.
5. Подчеркнуть в словах слоги, в которых есть мягкие согласные звуки.
Осень, июль, июнь, зорька, журавль, олень, карась, письмо, сухарь;
кольцо, рельсы, тюльпан, сильный, капель, корабль, корень, крыльцо.
6. Подчеркнуть в словах букву, которая звука не обозначает, а указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
Альбом, мальчик, бульвар, букварь, шмель, ель;
школьник, мебель, сосулька, больница, льдина;
банька, рубль, сталь, стальной, боль, больница;
жить, кричать, бросать, шить, рвать, пищать, служить;
тетрадь, коньки, пальто, учитель, учительница, медведь.
7. Дописать к каждому слову слог, чтобы получилось родственное слово с уменьшительно-ласкательным значением.
Окунь (окуньки), огонь, пень, день.
8. Записать числа словами: 5, 6, 7, 8, 9, 10.
{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}
Орфография: Учебное пособие | Reading Rockets
Примеры правил правописания, 1-3 классы
Начиная с середины первого по третий класс, учащихся следует обучать ассоциациям букв и звуков, таким как:
- Согласные
- Короткие образцы гласных
Для написания короткого гласного звука нужна только одна буква. (например, в, красный, он, горячий)
- -ап
- –
- – по
- -спросить
- – объявление
- -ясень
- -элл
- -оценка
- -en
- -ит
- -ip
- -ил
- -в
- -иг
- -ing
- -чернила
- -оп
- -от
- -ог
- -ок
- -уг
- -ук
- -умп
- -унк
- -ук
- Смеси согласных (например, строка, блок)
Группа из двух или трех согласных является смесью согласных. Каждый звук слышен в сочетании согласных.
- L-смеси: (bl, cl, fl, gl, pl, sl)
- R-Смеси: (br, cr, dr, fr, gr, pr, tr)
- S-Смеси: (сбн, вн, ск, см, ст, сп, ув, ул)
- Орграфы согласных (например, выстрел, the)
Группа согласных, обозначающих один звук, отличный от любой из букв.
- Долгие гласные
Чтобы произнести долгий гласный звук, вы должны добавить второй гласный. Второй гласный звук может быть рядом с первым в образце VVC (лодка, горничная) или может быть отделен от первого, образуя образец CVCe (сделал, поехал, и т. д.). Удвоение согласного можно рассматривать как «защиту» короткой гласной, потому что оно не позволяет входящей гласной приблизиться достаточно близко, чтобы изменить свой звук с короткого на долгий. Это известно как образец VCCV, и первая гласная остается короткой. Примеры удвоения согласных включают марена и обед .
- Различные комбинации гласных для долгих гласных
- Графемы немых букв
Буквы, которые встречаются в слове, но не обозначаются произносимым звуком, называются графемами немых букв. Примеры: буква e в слове , время или буква k в слове колено.
Примеры правил правописания, классы 2-3
Учащиеся второго-третьего классов должны быть ознакомлены с формами множественного числа и прошедшего времени, а также моделями или правилами, включая:
- q , за которым следует u (звук /kw/)
Этот звук всегда пишется буквами qu . (Примечание: в английском языке за q всегда следует u .)
- отбросить и и добавить к
Для слов, оканчивающихся на “тихое е”, необходимо опустить и перед добавлением суффикса, начинающегося с гласной (например, -ing или -ed ). Например: ride – верховая езда, curation – излечимая, age – старение, ice – сосулька, обида – обида.
- добавление суффиксов
Добавлять суффиксы согласных легко. Просто добавьте их, но если слово заканчивается на y , вы должны изменить y на i , прежде чем добавлять какой-либо суффикс! Общие суффиксы включают:
- -несс
- – меньше
- -лы
- -полный
- -капот
- -мудрый
- -сессия
- -ment
- -ты
- -ри
- отделение
- -возраст
- -муравей
- -анс
- -аль
- -изм
- – способный
- –
- -es
- – изд
- -er
- -оценка
- -у
- -ист
- –
- -ing
- -ар
- -по
- -ус
- -или
- -уал
- –
- -гм
- – США
- –
- ч – ч
- с , к и ск
Звук /к/: этот звук может быть записан четырьмя способами. ( с , куб.см , к и ск )
- твердый и мягкий c и g
Согласные с и г издают twp разные звуки, твердые и мягкие. Ниже приведены примеры этих звуков.
- Hard G: горилла, жвачка
- Soft G: драгоценный камень, тренажерный зал
- Hard C: мужество, кошка
- Soft C: получить, сотовый
- множественных окончаний
Слова во множественном числе всегда пишутся одной буквой s , если только вы не слышите новый слог во множественном числе. В этом случае используйте -эс . Например: loss — убытки, bank — банки, twitch — дергается, tree — деревья, box — ящики.
- префиксов
Добавление префиксов обычно не меняет написание слова. Общие префиксы включают:
- анти-
- авто-
- дис-
- в-
- или
- им-
- интер-
- неправильно-
- после
- до
- повторно
- суб-
- супер-
- транс-
- у-
- удвоение согласных
В словах, оканчивающихся на короткий гласный звук, последний согласный должен быть удвоен, чтобы защитить звук при добавлении суффикса гласного. Примеры включают в себя: расстройство – расстройство, произойти – произошло, сослаться – упомянуто, перевести – денежный перевод.
Инструкция учителя должна также включать действия с омофонами ( море/см. ), сокращения ( не может; не может ) и сложные слова (два слова, которые в сочетании имеют другое значение, чем когда они по отдельности; например, чашка и торт становятся кекс ).
Как учителя могут улучшить развитие правописания в классе?
Понимание развития правописания может помочь учителям планировать обучение. Для прекоммуникативных и полуфонетических орфографов учителя могут обучать знанию алфавита, соответствиям букв и звуков, концепции «словесности» и направленности слева направо. На фонетическом этапе учащиеся могут быть ознакомлены в контексте письма с семействами слов, моделями правописания, фоникой и структурой слов.
Учителя могут поощрять целенаправленное письмо, такое как написание сообщений, списков, планов, знаков, писем, рассказов, песен и стихов.
Учителя также могут предоставлять возможности для частого письма, что при интеграции со всеми аспектами учебной программы должно стать естественной частью повседневной работы в классе. Частое применение учащимися орфографических знаний во время письма способствует развитию орфографической компетенции.
Учителя также могут использовать обучающие игры, поскольку дети усваивают язык в значительной степени благодаря своей внимательности к языку вокруг них.
Обучение правописанию должно быть УДОВОЛЬСТВИЕМ!
Инструкция должна быть понятной, но не скучной! Учащиеся могут стать детективами по образцам слов, отыскивая образцы слов и подсказки, которые помогут сформировать их понимание правил правописания. Они могут развивать знания с помощью сортировки слов и игр с правописанием. Усвоение правил правописания и шаблонов с помощью веселых занятий может сделать обучение приятным для всех!
Похожие темы
Правописание и изучение слов
Согласные – Серия – Мир ребенка
В этой веселой и яркой серии используются знакомые слова и понятия, которые помогут начинающим читателям выучить звучание каждой согласной.