Содержанием сенсорного воспитания дошкольников является: Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Значение сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Определение 1
Сенсорное воспитание – это одно из важнейших средств полноценного развития ребенка дошкольного возраста, формирования у него восприятия и представления об основных свойствах окружающих предметов (величина, форма, цвет, положение, запах и вкус).
Большое значение в сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста имеет процесс формирования у них представления о сенсорных эталонах.
Определение 2
Сенсорный эталон – это общепринятый образец внешних свойств предмета.
Например, сенсорный эталон по цвету – это цветовой спектр, оттенки цветов по насыщенности и светлоте. Сенсорный эталон по форме – разнообразные геометрические фигуры. Сенсорный эталон по величине – общепринятая система метрических мер.
Помимо внешних сенсорных эталонов, имеются сенсорные эталоны по слуху и вкусу, например, сенсорные эталоны по слуху – это звуковые отношения и фонемы родного языка, сенсорные эталоны по вкусу – это собственный вкус и обонятельное восприятие.
Усвоение сенсорных эталонов является достаточно сложным и длительным процессом, который не ограничивается границами младшего дошкольного возраста, и имеет свою определенную предысторию. Однако необходимо отметить, что усвоение сенсорного эталона не означает овладеть знаниями о том или ином свойстве предмета, умении называть и показывать его правильно. Важно не только обладать четкими представлениями о разных свойствах того или иного предмета, но и уметь их отличать друг от друга, посредством осуществления сравнения и анализа, выделения характерных и специфических свойств предметов в рамках различных ситуаций.
Замечание 1
Таким образом, процесс усвоения сенсорных эталонов – это умелое использование их как «единиц измерения», при осуществлении оценки свойств предметов и веществ. Именно знакомство с этими свойствами и является основой содержания сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
В настоящее время проблема сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста и формирование у них сенсорной культуры является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Это связано с тем, что сенсорное воспитания имеет одно из главных значений в успешном развитии ребенка, в связи с чем, требует пристального внимания со стороны педагогов.
С одной стороны, сенсорное воспитание ребенка младшего дошкольного возраста составляет фундамент его общего развития, в том числе и умственного, с другой стороны оно имеет самостоятельное значение для развития полноценного восприятия необходимо для последующего обучения в школе и осуществлении трудовой деятельности. Сенсорное развитие очень важно для учебной и трудовой деятельности, от усвоения сенсорных эталонов зависит успешность обучения детей в детском саду и школе, выполнения некоторых видов трудовой деятельности.
Таким образом, именно с восприятия окружающих предметов и явлений у ребенка младшего дошкольного возраста начинается познание мира. Все иные формы познания (мышление, запоминание и воображение), строятся у ребенка дошкольника на основе образов восприятия и, по сути, являются результатом их переработки. В связи с чем, невозможно полноценное умственное развитие без опоры на развитое восприятие.
Ведущей деятельность ребенка младшего дошкольного возраста является игра. Именно поэтому в сенсорном воспитании используются игры. Особенно результативна дидактическая игра, которая уже достаточно давно считается одним из основных средств сенсорного развития детей дошкольного возраста. В детских садах на дидактические игры возлагается задача по формированию сенсорики детей.
Дети младшего дошкольного возраста еще не умеют самостоятельно рассматривать и обследовать предметы, а также выделять их специфические и характерные черты (цвет, величина, форма). В связи с чем, перед воспитателем стоит задача по организации целенаправленного процесса по формированию у детей сенсорных эталонов. С этой целью используются разнообразные дидактические игры и упражнения, которые направлены на развитие у детей представлений о цвете, форме и величине.
Содержание сенсорного воспитания
Роль сенсорного воспитания в развитии ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Это связано в первую очередь с тем, что в этот возрастной период ребенок наиболее восприимчив для совершенствования деятельности органов чувств, а также для накопления ребенком представлений об окружающем мире.
Замечание 2
Цель сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста – формирование у детей отношения к свойствам различных предметов и явлений, умения их отличать по характерным признакам, посредством зрения, слуха и тактильного восприятия.
Задачи сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста:
- Учить детей различать предметы по форме, цвету, величине и т.д.
- Учить детей различать материалы по фактуре, массе, звуковым свойствам и т.д.
- Ознакомление детей с разновидностями основных свойств предметов: по цвету, форме, величине и т.д.
- Ознакомление детей с свойствами предметов, которые можно различать используя слух, вкус, обоняние и т.д.
- Формирование у детей представлений о пространстве, расположении предметов в нем. Обучение детей ориентироваться в пространстве относительно частей своего тела и некоторых словесных характеристик (перед, за, спереди, слева, справа и т.д.).
- Обучать детей замечать количество предметов, особенности их движения, расположение относительно друг друга.
В процессе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, необходимо формировать у них следующие умения:
- Определение величины, формы, цвета и т.д.
- Группировать предметы по характерным признакам, чередовать их относительно данных признаков.
- Группировать предметы, имеющие однородный сенсорный признак, либо два признака.
- Сравнивать предметы между собой по характерным признакам.
38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду » Шпоры для студентов
Сенсорное воспитание – система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т. п.). Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенке в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;
3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны’: эталонов в практической к познавательной деятельности.
Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе. Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п. В программу сенсорного воспитания включена и Система сенсорных эталонов – это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается на
Новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.
Недооцененное значение сенсорной игры в дошкольном образовании
Представьте себя ребенком, играющим на пляже (на песке и в воде), смешивающим краску пальцами, мнущим/толкающим пластилин или глину, создающим шедевр Lego , собрать блочную башню или построить замок из песка из сухого и мокрого песка? Что связывает все эти переживания вместе? Ваши чувства.
С момента рождения ребенок попадает в мир, в котором его чувства воспламеняются, и он начинает обрабатывать новую информацию. Таким образом, органы чувств позволяют детям исследовать, исследовать и осмысливать окружающий их мир. Хотя сенсорная игра звучит (и может быть) беспорядочной, она необходима для здоровья, роста, развития и обучения детей.
Каждый ребенок уникален и развивается по-своему, взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств. Поэтому взаимосвязь между тем, как ребенок взаимодействует с окружающей средой, имеет жизненно важное значение, поскольку положительная сенсорная стимуляция создает нервные связи или нейронные пути, которые поддерживают способность ребенка выполнять все более сложные задачи. Когда ребенок упражняет свои чувства, стимулируются различные части мозга. Например, теменная доля (средний мозг) помогает ребенку распознавать и интерпретировать прикосновения, затылочная доля (задняя часть мозга) связана с развитием зрения, височная доля связана с обонянием, а мозжечок ассоциируется с балансом и физическим движением (Hines 2021: Fisher 2018).
Кроме того, утверждения неврологии также подчеркивают влияние на нервные пути ребенка, если они пусты или испытывают низкий уровень сенсорной информации, или стимуляция может вызвать недоразвитие мозга (например, уменьшение словарного запаса, нарушение эмоциональной и социальной развитие, снижение уровня когнитивных/мыслительных навыков) (Perry, 2000).
Когда ребенок приступает к изучению нового навыка или получает дополнительную информацию о чем-либо, он быстро учится использовать различные органы чувств для максимального обучения и развития. Исследования подчеркивают корреляцию между мультисенсорными взаимодействиями для обучения и повышением социального, эмоционального, когнитивного, языкового и физического развития (REF). По мере того, как дети растут, крайне важно, чтобы им давали возможность учиться с помощью тактильных (практических), визуальных, слуховых, обонятельных (обоняние) и вкусовых стимулов, поскольку именно благодаря этой взаимной связи между сенсорным входом и мышлением дети приобретают их сила (новые знания и навыки).
Как выглядит сенсорная игра и как она способствует развитию и обучению ребенка?
Термин s сенсорный традиционно ассоциируется с нашими пятью основными чувствами. Это включает осязание, зрение, обоняние, вкус и звук. Однако сенсорное также включает в себя движение, равновесие и пространственное восприятие (вестибулярное) (Gascoyne 2016). Сенсорное развитие созревает со временем и требует стимуляции окружающей среды с рождения. Каждая область развития получает пользу от сенсорных стимулов в любом возрасте: от рождения до 12 лет.
Домен развития | . Развитие математических понятий (классификация, размер, сохранение, счет, время, сериация, сортировка). Это достигается, когда дети манипулируют объектами в игровой форме обучения. Повышение уровня концентрации благодаря мультисенсорным воздействиям для соответствия различным стилям обучения, что позволяет детям сосредоточиться на опыте. Поощряет «научное мышление» через нестандартное мышление, решение проблем и принятие решений |
Язык | Тактильный опыт способствует развитию у детей навыков, предшествующих письму (мелкая моторика, владение карандашом), расширению словарного запаса и использованию описательных слов (например, гладкий, шероховатый, колючий, шелковистый, сладкий, кислый, острое и т. д.) с помощью различных сенсорных воздействий |
Физические | Развитие мелкой и крупной моторики с помощью различных физически активных действий позволяет детям контролировать свои мышцы, повышать уровень координации и стабильности. Активная сенсорная игра знакомит детей с новыми ситуациями и развивает их пространственное мышление |
Социальный | Мультисенсорный опыт (драматическая игра, активная игра, обучение грамоте, приготовление пищи и т. д.) позволяет детям развивать воображение, ролевую игру, уверенность в себе, ведение и следование игровым темам со сверстниками, социальные беседы, обмен идеями. и понятия, взаимодействовать и взаимодействовать со сверстниками, учиться просоциальному поведению, интерпретировать вербальные и невербальные сигналы сверстников в игре. Дети старшего возраста овладеют навыками сотрудничества, очередностью и навыками ведения переговоров, поскольку они участвуют в различных сенсорных событиях |
Эмоциональный | Опыт самопознания дает детям возможность с помощью органов чувств управлять своими эмоциями, учиться саморегуляции поведения, использовать сенсорный опыт для успокоения беспокойства (например, обливание, хлюпание, игра с водой и т. д.), чтобы учиться и понять, как контролировать свои чувства |
Как услуги для детей младшего возраста создают творческую инклюзивную сенсорную обучающую среду?
Когда вы забираете своего ребенка из службы дошкольного воспитания и ухода, у него может быть краска на одежде, песок в обуви, текст на руке и пластилин под ногтями. Что вы подумали в первую очередь? Я надеюсь, что вы думаете, что ваш ребенок провел день, обучаясь в игре, и у него было множество возможностей использовать различные сенсорные входные данные, которые помогают вашему ребенку быть независимым учеником, который развивает свои навыки нестандартного мышления, саморегуляции поведения, социальные навыки, языковые способности более высокого порядка, повышенная стабильность, координация и двигательные навыки.
Службы дошкольного образования и ухода (ECEC) признают важность сенсорной игры и поэтому намеренно разрабатывают и внедряют широкий выбор сенсорных игр, которые улучшают все области развития и обучения, подходящие для индивидуального и группового обучения. способности, потребности и интересы.
Учителя и воспитатели в рамках дошкольного образования и служб по уходу во внеурочное время руководствуются Австралийской национальной структурой (NQF), которая обеспечивает национальный подход к регулированию, оценке и улучшению качества. В рамках этой структуры находятся Национальные стандарты качества и Национальные рамки обучения. Коррелированные преимущества сенсорной игры и развития ребенка упоминаются в разделе «Инклюзивная среда» (Область качества 3), а также в рамках «Структуры обучения в раннем возрасте» (от рождения до 5 лет) и «Мое время — наше место» (5–12 лет) оба признают, что через сенсорный опыт, развитие детей «тело, личность, готовность идти на риск и уверенность в том, что они могут исследовать и делать выбор» (DEEWR 2010, стр. 30) в жизни укрепляются.
Когда вы поступаете в службу ECEC или OSHC, вы можете заметить ряд учебных пространств, цель которых состоит в том, чтобы извлечь выгоду из сенсорного развития вашего ребенка.
Сенсорная система | Характеристики сенсорной игры и примеры опыта |
Зрение ) 9 (иконка глаза0005 | Развитие зрения и зрения. Впечатления: занятия изобразительным искусством, занятия по обучению грамоте (книги, войлочные доски), игры с песком, игры с водой, экскурсии. Вторжения, активная игра (игры с мячом, полоса препятствий), драма, драматическая игра, строительство, столы для интересов, предметы с узорами, блестки, сверкание, свет, зеркала, пространства с естественным освещением, мягкое освещение, кристаллы и т. д. |
Тактильный (значки рук)
| Дети узнают о температуре, давлении, вибрациях, текстурах. Впечатления: Игры с водой, грязевая кухня, игры с песком, пластилин, глина, краски, материалы для коллажей, игры с природой (природные текстуры, объекты), игры с отдельными частями. Ресурсы, различающиеся по размеру, фактуре, форме, материалам (рукотворные, природные, металл, дерево, пластик и т.д.) . Высокий уровень вовлеченности/разговоров (практика слушать и отвечать) ценен для развития слуховых навыков Впечатления: Музыка (инструменты, пение), игра со свободными партиями, группа на заднем дворе (изготовление инструментов из переработанных материалов), программы прогулок на природе/кустарников (определение звуков окружающей среды), посты для прослушивания, книги и рассказы. Обмен стихами, рифмами, песнями и джинглами |
Вкусовые качества (значок рта) | Развитие вкуса Опыт: Овощной и травяной сад, мини-сад (обсудите здоровую пищу и связанные с ней вкусы), научные эксперименты для обсуждения сладкого, кислого, соленого и горького |
Обоняние (значок носа) | Развитие обоняния (непосредственно связанное со вкусом) Опыт: садоводство (травяной сад), приготовление пищи, ароматизированное пластилин, прогулка на природе, программа кустарников, сенсорные банки ( наполненный различными запахами (например, лаванды, розы, мяты и т. д.). экскурсии в места с характерными запахами сады/фермы и т.д.) |
Вестибулярный аппарат (значок балансировки тела) | Развитие баланса (посредством внутреннего уха) посредством перекатывания, висения, раскачивания, прыжков и лазания. Опыт: Музыкальные и двигательные опыты, полосы препятствий, игры с парашютом, игры с мешками с фасолью, хулахупы, строительство больших коробок и т. д. ребенок может перемещаться в различных пространствах (высоко, низко, толкать, тянуть, прыгать, прыгать и т. д.) Опыт: Игры, включающие бросание и ловлю, удары по мячу, музыку и движение, йогу, игры с парашютом, полосу препятствий, драму) |
Мультисенсорное обучение может стать ответом на создание продуктивной среды для обучения на дому – «Fostering Families Today» как заинтересовать учащихся и повысить их успеваемость в классе. Мультисенсорное образование является творческим и полезным во многих ключевых отношениях и может охватывать детей на уровнях, выходящих за рамки базовых традиционных методов.
Тактильные учащиеся нуждаются в практическом руководстве
Тактильные учащиеся процветают в практической среде. Детям, которые учатся тактильно, с большей вероятностью станет скучно в традиционных классах, но не в условиях мультисенсорного обучения. Иногда дети, которым трудно оставаться на месте или концентрировать внимание в классе, могут быть отмечены как страдающие СДВГ. Хотя этот диагноз верен для некоторых детей, он не всегда является корнем проблемы. Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ, он или она, скорее всего, будет учиться через прикосновение.
Математические счетные чипы, например, отлично подходят для тактильных учащихся. При обучении тому, как читать время, они могут добиться большего успеха с часами с движущимися стрелками.
Аудиалы борются с тишиной
Традиционные классы склонны следовать устаревшему убеждению, что тишина равна обучению. Однако многие взрослые знают лучше. Легко сесть в тишине и прочитать книгу, не сохранив при этом никакой информации. Некоторые эксперты в области образования рекомендуют, чтобы в классах было шумно. Когда дети участвуют в уроке, они могут быть шумными, возбужденными и энергичными.
Аудиалы повторяют информацию. При изучении нового контента они с большей вероятностью обработают и запомнят его, если смогут произнести его вслух. Некоторым может даже понадобиться устройство для усиления слуха, чтобы стимулировать память. Специалисты по мультисенсорному обучению могут заставлять детей читать вслух или обсуждать новые концепции со сверстниками.
Визуалы — это организованные мыслители
Распространенное заблуждение о визуалах состоит в том, что им просто нужно видеть то, что они изучают. Им нужно уметь видеть смысл того, что они изучают. Используйте графики или диаграммы для организации контента. Если они могут обнаружить закономерность в содержании, то они с большей вероятностью обработают и запомнят информацию.
Они могут приравнивать символы к объектам. Думайте об этом так, как если бы их мозг был камерой, и они должны иметь возможность сделать снимок изображения.
Кинестетические учащиеся, продолжайте двигаться
Не заставляйте своего ученика стоять на месте. Некоторые дети не могут сосредоточиться или запомнить информацию, если их заставляют сидеть неподвижно. Кинестетики используют свое тело, чтобы познавать окружающий мир. Кинестетические учащиеся могут использовать свои руки для написания алфавита или использовать другие движения тела для представления нового содержания. Быть неподвижным в течение нескольких часов — сложная задача для кинестетиков.
Мультисенсорные уроки помогут всем детям
Мультисенсорные уроки учитывают все стили обучения. У большинства детей нет только одного стиля или другого. Обычно человек имеет доминирующий стиль обучения, но также полагается на другие типы.
Игры могут стать отличным способом интегрировать различные методы обучения в план урока. Карточные игры, игры со словами, игры на память и физическая активность могут быть интересными способами побудить детей учиться. Игровые предложения включают в себя:
- Создайте алфавитный список с физической активностью, назначенной каждой букве, а затем пусть ваши дети произносят свое имя, используя действия.
- Используйте карточки или картинки для создания игр на запоминание.
- Разрешите детям поиграть в видеоигры с уроком истории, например, «Орегонская тропа», или насладиться уроком природы от PBS.
- Найдите популярные игры-головоломки, чтобы заинтересовать детей.
Если вы решите использовать видеоигры в своем плане урока, вы также можете подумать о высокоскоростном Интернете, чтобы обеспечить бесперебойную потоковую передачу. Подвергая детей отставанию видео и длительной буферизации, они расстроятся и помешают обучению.
После пандемии дистанционное обучение стало более популярным, чем раньше. Независимо от того, являетесь ли вы учителем, который хочет, чтобы ваши дети были вовлечены в собрания Zoom, или родителем, впервые посещающим домашнее обучение, интеграция мультисенсорного образования может способствовать созданию здоровой учебной среды.
Дженна Шерман создала программу Parent-Leaders, чтобы рассказать о том, что родители могут сделать, чтобы их дети выросли сильными, независимыми и успешными взрослыми. Предоставляя коллекцию ценных, актуальных, авторитетных ресурсов, она надеется помочь другим родителям приобрести навыки, необходимые им для воспитания будущих лидеров. Дженна — мама троих детей — двух девочек и мальчика.