Социально коммуникативное развитие это: Социально-коммуникативное развитие дошкольника
Социально‑коммуникативное развитие – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОУ
ФГОС ДО > Социально‑коммуникативное развитие
|
. Номер работы: №50307
Автор: Крюкова Алёна Алексеевна
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Крюкова А.А., воспитатель
МДОУ детский сад №29 г.Черемхово
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Л.С.Выготский
Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребенка. В.А. Сухомлинский.
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.
Актуальность социально-коммуникативного возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [2, с. 224]
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нем.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом.
В процессе общественной жизни ребёнка осуществляется смысл социального развития – от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей, осознание себя самостоятельным членом обществ, понимания своего места и назначения в нем.
В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.
Высокий уровень социально-коммуникативного развития характеризуется высокой степенью развития по всем выделенным параметрам. Причем образовательная практика и опыт профессиональной деятельности показали, что высокий уровень социально – коммуникативного развития дошкольника взаимосвязан и взаимообусловлен отсутствием проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. Средний уровень социально-коммуникативного развития определяется недостаточно высокой степенью развития по некоторым из обозначенных ранее параметров, что порождает определенные трудности в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми и сверстниками. В свою очередь наличие проблем в сфере общения ребенка с семьей, взрослыми или сверстниками может являться причиной недостаточной степени развития по перечисленным параметрам. Таким образом, следует отметить, что существующие проблемы в сфере общения и недостаточно высокая степень развития по перечисленным параметрам преодолеваются ребенком самостоятельно или с незначительной помощью взрослого и не препятствуют дальнейшему развитию ребенка.
Литература:
1.Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 106 с
2.Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. — М., 2004.-65–66 с.
3.Клименкова О. Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание.,-2002.-№ 4.- 224 с.
4.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребен- ка. /М.И Лисина М.; Воронеж, 1997.- 145 с.
5.Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.
6.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет. / Н. И. Непомнящая,– М., 1992. — 79–80 с.
7.Сластенин В. А. Педагогика — М., 2002.-59 с.
8. Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии № 2. , 1988- 127–129с.
Социальное и коммуникативное развитие детей ясельного возраста с ранним и поздним диагнозом расстройств аутистического спектра
Сравнительное исследование
. 2007 г., июль; 64 (7): 853–64.
doi: 10.1001/archpsyc.64.7.853.
Ребекка Джей Ланда 1
, Кэтрин С. Холман, Элизабет Гарретт-Майерпринадлежность
- 1 Институт Кеннеди Кригер, Центр аутизма и связанных с ним расстройств, Медицинская школа Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд 21211, США.
- PMID: 17606819
- DOI: 10. 1001/archpsyc.64.7.853
Сравнительное исследование
Ребекка Дж. Ланда и соавт. Арх генерал психиатрия. 2007 июль
. 2007 г., июль; 64 (7): 853–64.
Авторы
Ребекка Дж. Ланда 1 , Кэтрин С Холман, Элизабет Гарретт-Майер
принадлежность
- 1 Институт Кеннеди Кригер, Центр аутизма и связанных с ним расстройств, Медицинская школа Джона Хопкинса, Балтимор, Мэриленд 21211, США.
- PMID: 17606819
- DOI: 10. 1001/archpsyc.64.7.853
Абстрактный
Контекст: Насколько нам известно, не существует проспективных исследований хода развития при ранней и поздней диагностике расстройств аутистического спектра с 14-месячного возраста.
Цель: Изучить закономерности развития от 14 до 24 месяцев у детей с ранней и поздней диагностикой расстройств аутистического спектра.
Дизайн: Проспективный лонгитудинальный дизайн, в котором 125 младенцев с высоким и низким риском аутизма были протестированы в возрасте от 14 до 36 месяцев. Комплексные стандартизированные оценки включали измерения социального, коммуникативного и игрового поведения.
Параметр: Тестирование проводилось в крупном медицинском и научно-исследовательском учреждении в рамках большого продолжающегося лонгитюдного исследования.
Участники: Контрольная группа с низким риском (n = 18) и братья и сестры детей с аутизмом, сгруппированные на основе диагностической классификации результатов в возрасте 30 или 36 месяцев: расстройства аутистического спектра (ранняя диагностика, n = 16; более поздняя диагностика, n = 14), шире фенотип аутизма (n = 19) и не более широкий фенотип аутизма (n = 58).
Основные показатели результата: Оценивались социальные, коммуникативные и символические способности.
Полученные результаты: Социальное, коммуникативное и игровое поведение в группе ранней диагностики отличалось от такового во всех других группах к 14-месячному возрасту. К 24 месяцам группа с более поздним диагнозом отличалась от групп с расстройствами, не относящимися к аутистическому спектру, в социальном и коммуникативном поведении, но не от группы с ранним диагнозом.
Изучение траекторий роста позволяет предположить, что аутизм может включать остановку развития, замедление или даже регрессию.Заключение: Это исследование дает представление о различных моделях развития детей с ранним и поздним диагнозом расстройств аутистического спектра.
Похожие статьи
Развитие детей с расстройствами аутистического спектра: проспективное исследование.
Ланда Р., Гарретт-Майер Э. Ланда Р. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2006 июнь; 47 (6): 629-38. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01531.x. J Детская психологическая психиатрия. 2006. PMID: 16712640
Объем миндалевидного тела и поведенческое развитие при аутизме.
Мансон Дж., Доусон Г., Эбботт Р., Фаджа С., Уэбб С.Дж., Фридман С.Д., Шоу Д., Артру А., Дагер С.Р. Мансон Дж. и др. Арх генерал психиатрия. 2006 г., июнь; 63 (6): 686-93. doi: 10.1001/archpsyc.63.6.686. Арх генерал психиатрия. 2006. PMID: 16754842
Проспективная идентификация расстройств аутистического спектра в младенчестве и детском возрасте с использованием наблюдения за развитием: исследование социального внимания и коммуникации.
Барбаро Дж., Диссанаяке К. Барбаро Дж. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010 июнь; 31 (5): 376-85. doi: 10.1097/DBP.0b013e3181df7f3c. Джей Дев Бехав Педиатр. 2010. PMID: 20495475
Раннее выявление аутизма: как рано мы можем пойти?
Crais ER, Watson LR, Baranek GT, Reznick JS. Крейс Э.Р. и соавт. Язык выступления Семина. 2006 авг; 27 (3): 143-60. doi: 10.1055/s-2006-948226. Язык выступления Семина. 2006. PMID: 16941286 Обзор.
Рапин И. Рапин И. Педиатрия. 1991 г., май; 87 (5 ч. 2): 751–60. Педиатрия. 1991. PMID: 1708491 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Нейроанатомические корреляты индивидуальных различий в задаче выбора объекта у шимпанзе ( Pantroglodytes ).
Хопкинс В.Д., Малхолланд М.М., Марено М.С., Уэбб С.Дж.Н., Шапиро С.Дж. Хопкинс В.Д. и др. Фронт Псих. 2022 25 ноя; 13:1057722. дои: 10.3389/fpsyg.2022.1057722. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36507015 Бесплатная статья ЧВК.
Траектории и предикторы социального избегания у пациенток с раком молочной железы.
He C, Wu C, Yang T, He Y, Yan J, Lin Y, Du Y, He S, Wu S, Cao B. Он С и др. Фронтовая психиатрия. 2022 25 ноя; 13:1051737. doi: 10.3389/fpsyt.2022.1051737. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36506424 Бесплатная статья ЧВК.
Младенцы до 1 года с атипичным развитием: перспективы профилактической индивидуализации и лечения.
Феррара Р., Иовино Л., Ди Ренцо М., Риччи П. Феррара Р. и др. Фронт Псих. 2022 17 ноя; 13:1016886. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1016886. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2022. PMID: 36467138 Бесплатная статья ЧВК.
Дифференциальные реакции на детское коммуникативное поведение родителей малышей с РАС.
Де Фрой А.М., Симс М.Э., Слоан Б.М., Гахардо С.А., Роллинз П.Р. Де Фрой А.М. и соавт. Нарушение Дев Ланга при аутизме. 2021, 24 января; 6:2396941520984892. дои: 10.1177/2396941520984892. электронная коллекция 2021 янв.-дек. Нарушение Дев Ланга при аутизме. 2021. PMID: 36381530 Бесплатная статья ЧВК.
Прогнозирование речи у детей с РАС с использованием образцов спонтанной речи и стандартизированных показателей.
Томас Р.П., Виттке К., Блюм Дж., Мастерджордж А.М., Нейглс Л. Томас Р. П. и др. J Аутизм Dev Disord. 2022 г., 5 августа. doi: 10.1007/s10803-022-05691-z. Онлайн перед печатью. J Аутизм Dev Disord. 2022. PMID: 35930209
Просмотреть все статьи “Цитируется по”
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- 154MH066417/MH/NIMH NIH HHS/США
- MH59630/MH/NIMH NIH HHS/США
Социальное и коммуникативное развитие при расстройствах аутистического спектра: раннее выявление, диагностика и вмешательство
Эта книга отредактирована двумя всемирно известными авторитетами в области аутизма и содержит значительный вклад различных экспертов в области аутистического спектра. Что мне больше всего нравится в этой книге, так это то, что новая информация изложена в обыденной манере, которая выглядит упрощенной по стилю, но имеет глубокий смысл. Это книга для клиницистов, и она начинается с описания трудностей клинициста в отношении детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Этот акцент сохраняется на протяжении всех одиннадцати глав (разделенных на четыре части), даже когда исследователи объясняют свои лабораторные наблюдения, скажем, имитационных исследований.
Первым импульсом клинициста является выяснить, как точно оценить клиническую проблему, и редакторы, похоже, это почувствовали. Первая часть открывается обзором оценки и диагностики. Особенно интересна дискуссия о ранней диагностике детей с РАС.
Второе беспокойство, которое выражает большинство клиницистов, касается того, насколько серьезной является проблема скрининга в их сообществе, и вторая часть этой книги полностью отвечает на этот вопрос. Существует научная дискуссия о скрининге на РАС среди населения, а также очень информативная глава Венди Стоун, одного из редакторов, о раннем скрининге на РАС в условиях клинической практики. Что читатели получают от этих двух аспектов скрининга РАС, в популяции и в клинических условиях, так это то, что мы далеки от надежных диагностических прогнозов на основе доступных инструментов скрининга, поскольку все эти инструменты имеют ограничения по чувствительности и специфичности. Аналогичная ситуация существует и для второго уровня скрининга на РАС, где задача в основном состоит в том, чтобы перевести эти инструменты скрининга из исследовательской среды в условия сообщества.
Часть III описывает «вмешательства, основанные на фактических данных». В пятой главе авторы Йодер и Макдаффи рассказывают нам о сложностях понимания совместного внимания. Читателям разъясняется определение совместного внимания с последующим критическим рассмотрением программ и их способности усиливать процесс совместного внимания. Авторы предлагают потенциальные предикторы, которые будут определять реакцию на лечение совместного внимания у детей с аутизмом. Эти предикторы описываются как степень социального интереса, осведомленности или интереса к языку, а также уровень игры или степень использования консервирующих объектов (стр. 138).
В следующей главе дается авторитетное описание трех подходов к развитию речи у маленьких детей с аутизмом. К ним относятся дидактический поведенческий подход, натуралистический поведенческий подход и подход к развитию языка. Я обнаружил, что вопросы, поднятые автором (Салли Роджерс), очень помогли понять текущие споры о достоинствах и преимуществах нескольких языковых вмешательств, используемых в вариантах лечения РАС. Поднятые вопросы имеют огромное практическое применение. Например, следует ли обучать всех невербальных детей с аутизмом альтернативной системе общения даже при отсутствии доказательной базы? Должны ли родители, обученные дидактическому обучению или обучению естественному поведенческому языку, также проходить постоянное индивидуальное обучение?
В седьмой главе читатели знакомятся со сложностями разработки качественных интерактивных игр для детей с диагнозом РАС. Авторы подробно описывают модель интегрированных игровых групп (IPG) и то, как дети с РАС извлекают пользу из игровых вмешательств, улучшая их социальные взаимодействия и общение.
Следующая глава показалась мне интересной по нескольким причинам. В нем описывается использование подражания как основы интервенционного подхода к детям с РАС. Во-первых, он не пытался упростить очень сложный процесс подражания, а расширял возможности непосредственного подражания. Во-вторых, объясняется, как трехступенчатая процедура проверки подражания может отличить детей с аутизмом. В-третьих, в главе уточняется, что дети с аутизмом проявляют спонтанную имитацию и что часто она коррелирует с возрастом развития, а не с хронологическим возрастом. Эту главу было нелегко читать.
Особенно хорошо написана глава об альтернативной системе связи. Это резонирует с разочарованием клинициста, когда многие вмешательства проводятся детям с РАС без известной доказательной базы. Использование жестов, систем обмена изображениями, систем обмена изображениями, социальных историй, письменного общения, компьютеризированных систем и облегченного общения описывается как альтернативы для улучшения общения. Кроме того, есть подробное описание того, как функциональная коммуникативная тренировка (отличная от облегченной тренировки) может помочь нам понять уместность кажущегося неадекватным поведения. Подход с использованием нескольких коммуникационных систем представляет собой комбинацию нескольких вмешательств, которые могут включать жесты и другие символы. Исследования, в которых использовался этот подход, не показали обобщения на неподготовленных условиях, а обслуживание требовало подсказок взрослых. Существует полезная таблица для оценки альтернативной коммуникационной стратегии с точки зрения характеристик системы. Факторы, на которые следует обращать внимание, — это мобильность, скорость, постоянство, возможность легкого формирования желаемой цели, возможные фразы, иконичность, взаимность и требования к пониманию других. Кроме того, особое внимание уделялось таким навыкам ребенка, как двигательные навыки и отношение к сотрудничеству при осуществлении альтернативного общения.
Часть IV описывает проблемы развития и нейробиологии, связанные с ранней социальной коммуникацией. Эта часть сама по себе могла бы составить мини-книгу. Каким-то образом эта часть, казалось, стояла сама по себе, мало связанная с другими главами. Интересно, не следовало ли эту информацию, столь важную для понимания аутизма, поместить в первую главу. Существует чрезвычайно красноречивое описание нейронных субстратов инициации совместного внимания (IJA) и реакции на совместное внимание (RJA). В то время как RJA связаны с «общественным контуром мозга» (стр. 303), IJA связаны с дорсомедиальной лобной корой и передней поясной извилиной. Таким образом, IJA связаны с системой переднего внимания. Интересно, что авторы (Манди и Торп) задают важный вопрос, который задало бы большинство из нас: «Каково клиническое применение этого исследования?» Авторы приходят к выводу, что даже если нет четких ответов, этот процесс связывания нейробиологии с пониманием клинических явлений, по крайней мере, дает хорошие проверяемые гипотезы. Некоторыми из этих обсуждаемых гипотез были процессы обучения у детей с аутизмом и связи с IJA, а также функции дорсомедиального лобного мозга и передней поясной извилины. Вторая гипотеза касается того, какие поведенческие вмешательства лучше всего подходят для развития IJA и RJA? Авторы предполагают, что вмешательства типа RJA относительно легко внедряются и могут быть чувствительны к внешним вознаграждениям, чего нельзя сказать о IJA, где важны внутренняя мотивация и исполнительные ограничения. В этой части представлена актуальная информация о нейробиологических процессах, написанная в удобной для врача форме. Я запутался во многих сокращениях в главе 11 — представьте себе, IJA, RJA, STS, STG, BA, ESCS и так далее.
На эту книгу много ссылок. Он предоставляет актуальную информацию о социальном и коммуникативном развитии при расстройствах аутистического спектра. Однако это не основное чтение по этому вопросу. Клиницисты, проводящие вмешательства, нацеленные на социальные и коммуникативные дефициты при РАС, сочтут эту книгу полезной и, следовательно, применимой к практике психологов, психиатров, логопедов и педагогов.
Это тип книги, которую нужно перечитывать, чтобы усвоить всю сжатую информацию.