Разное

Словарная работа по русскому языку в 4 классе: Словарная работа на уроках русского языка в 4 классе | Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему:

Словарная работа 1-4 класс

       Кому из учителей неизвестно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с непроверяемыми и трудно проверяемыми написаниями, данные в специальных списках.

Безударные гласные, находясь в слабой позиции предударных и послеударных слогов, подвергаются в той или иной степени редукции – ослаблению артикуляции звука и изменению его звучания. Именно графическое обозначение этих звуков буквами и вызывает у младших школьников наибольшие трудности и часто приводит к ошибкам.

Расхождение между произношением звуков и обозначением их на письме буквами составляет существенную особенность русской орфографии. “ Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 11 класс”, – писал известный ученый-методист А.

В.Текучев.

Эти слова находят свое подтверждение и в книге В.П. Канакиной “ Работа над трудными словами в начальных классах”, и в книге Г.А. Бакулиной “ Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”, и в статьях многих авторов газеты и журнала “Начальная школа”. У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов.

Я хочу поделиться своим некоторым накопленным опытом работы по успешному усвоению учащимися правописания словарных слов.

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед нами, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от учителя большой творческой работы.

Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим значением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их “переносить” на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

1. Фонетические упражнения.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.

Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Этот вид памяти очень важен при знакомстве со словарным словом. Поэтому немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения.

Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т. е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения.

Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4. Морфологические упражнения.

Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка.

При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения.

Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения.

Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает прежде всего слов для этого. Перед нами стоит задача – активизировать словарь детей.

В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.

Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов, с которым учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи.

Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются

Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.

Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.

2 уровень.

Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

3 уровень.

Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.

За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

2 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый – с проверяемой гласной, во второй – с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..

3 уровень.

Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.

Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый …, безрогая …. рыжая …, косолапый …, охотничья … . Составь предложение с одним из словосочетаний.

2 уровень.

Восстанови пословицы, используя словарные слова.

1. Хорош … – белый, а охотник – смелый.

2 …. черна , да молоко у нее бело.
3. … – старая льстица.
4. Для … зима – одна ночъ.
5. … – верный друг человека.

3 уровень.

Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.

Косой – …, Буренка –…, рыжая плутовка –…, Топтыгин – …, пес –… .

1. За двумя … погонишься – ни одного не поймаешь.
2. Ешь … соломку, поминай лето.
3. Старую … не травят молодыми собаками.
4. Два … в одной берлоге не живут.
5. Без … зайца не поймаешь.

Лексические упражнения.

1 уровень.

Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.

1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает.
2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос.
3. В лесу живет, кур крадет.
4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком.
5. Зимой беленький, летом серенький..

 

 

2 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,

1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко.
2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.
3. Хвост пушистый, мех золотистый.
4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков.
5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

3 уровень.

Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.

1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
2. Это слово означает “едящий мед”.
3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом.
4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере.
5. Еще одно значение этого слова — пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 класс

Фонетические упражнения.

1 уровень.

Выпиши слова в которых есть мягкие согласные.

Картофель, ворона, дорога, огурец, помидор, город, сорока, язык, морковь, овощ, огород, посуда, вокруг, собака..

2 уровень.

Выпиши слова в два столбика: в первый – с глухими согласными на конце слова, во второй – со звонкими согласными на конце слова.

Огород, морковь, помидор, овощ, картофель, город, карандаш, огурец, ученик, мороз.

3 уровень.

Замените цифры буквами алфавита и запишите слово.

16,4,16,18,16, 5.
16,3,16,27.
17,16,14,10, 5,16,18.
16,4,21,18,6,24.
12,1,18,20,16,22,6,13,30.
14,16,18,12,16,3,30.

Орфографические упражнения.

1 уровень.

Спиши слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Картофель, огурец, помидор, овощ, морковь, огород.

2 уровень.

Выпиши только словарные слова, подчеркни букву, написание которой нужно запомнить.

Помидор, шубка, жираф, морковь, моряк, огород, дуб, картофель, ковер, огурец, молодец, овощ, гнездо.

 

3 уровень.

Спиши, исправляя ошибки.

Весь день отец агародничал: сажал капустную рассаду, полол траву на грядках, обрезал засохшие ветки малины. В середине сентября начинают копать картофель. Пусто было в агароде: ни морковки, ни огурчика. Фрукты и оващи перед едой мойте горячей водой.

Словообразовательные упражнения.

1 уровень.

№1. Образуйте от данных слов однокоренные. Укажите, при помощи чего они образовались.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь.

№2.Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -н-.

Огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь

2 уровень.

№1. Запиши только однокоренные слова. Выдели корень.

Помидор, помидорчик, помидорина, помидорка, помидорный, помидоровый, помидорки.
Огурец, огурчик, огуречник, огурцы, огуречный.
Огородик, огородник, огород, огородничать, огородники, огородишко.
Морковь, морковка, морковник, морковки, морковный.
Картофель, картофельный, картофелина, картофелинка, картофельное.

№2. Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Картофель ранн_, овощи варен_, огурец солен_, огород небольш_, помидор крупн_, морковь сладк_.

3 уровень.

№1.Запиши предложения, раскрывая скобки.

1. Этим летом в нашем парнике выросло много (огурец).
2. Дениса послали на рынок за (морковь).
3. Марина принесла с (огород) пучок укропа.
4. На кустах позднего (картофель) кое-где еще виднелись бледно-лиловые маленькие цветы с желтыми тычинками.
5. Папа принес с рынка килограмм (помидор).
6. На колхозных полях начали уборку (овощи).

 

 

№2. Составь и запиши словосочетания. Укажи падеж имен существительных.

салат

 

работать

 

сажать

помидор

вскопать

огород

ухаживать

 

ходить

 

 

 

 

 

выращивать

 

угощать

 

торговать

овощ

приготовить

морковь

купить

 

убирать

 

Морфологические упражнения.

1 уровень.

№1.Спиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова из словаря.

1. Оля любит есть на завтрак тертую … .
2. Митя увидел крупные, розовые клубни … .
3. Среди овощей нет сочней … .
4. Сзади дома был большой … с грядками, кустами смородины и малины.
5. Всякому … свое время.
6. Сеня взял с тарелки соленый … .

№2.Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение.

г_род, з_мл_ника, ов_щи, к_ртоф_лъ, б_реза, п_м_дор, м_рковъ, яг_да, _гурец, ябл_ко.

2 уровень.

Запишите предложения, правильно подбирая предлоги. Подчеркните их, определите падеж существительных в скобках.

1. Леня с папой все утро работали …. (огород).
2. Мама приготовила салат … (огурец).
3. Бабушка испекла пироги … (морковь).
4. На обед дети ели котлеты …(картофель).
5. На полке стояли банки … (помидор ).

3 уровень.

№1.Составьте предложения с данными словосочетаниями. Определите склонение существительных.

Спелые помидоры, вскопать огород, вкусный огурец, торговать овощами, салат из моркови, крупный картофель.

№2. Замените предложение одним словарным словом, измените это слово по падежам.

Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем.
Участок земли, где устроены грядки с овощами.
Огородное растение, растущее обычно кочаном.

Синтаксические упражнения.

1 уровень.

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Молодой картофель, морковный сок, овощные грядки, огородные растения, урожай огурцов, красные помидоры.

2 уровень.

№2. Со словами из словаря на тему “Овощи” составьте предложения различные по цели высказывания : повествовательные, вопросительные, восклицательные.

3 уровень.

Выпишите из предложений словосочетания со словарными словами, поставьте вопрос.

Как вкусен был картофельный суп с грибами!
Зайчишка-трусишка по полю бежал, морковку нашел, сидит и грызет.
На гряде сорвать неплохо крупный красный помидор!
До обеда Таня решила полить огуречные грядки.
Дождик, дождик, посильней, огород ты наш полей!
щей нет здоровья.

 

Приёмы словарной работы на уроках русского языка

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов с каждой  страницей учебников по русскому языку, чтению, математике всё больше возрастает. Нет необходимости  доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами, например, в таких словах, как: солдат, топор, помидор и др.

Сколько сил приходится тратить на то, чтобы каждый ребенок в классе усвоил правильное написание каждого трудного слова! Для этого недостаточно просто показать, как пишется, например, слово огурец  и потребовать: «Запомните навсегда, в этом слове безударная гласная буква О!» Нет,  слово приходится предъявлять  не один раз. Вот и готовятся учителя к работе над одним словом из словаря не один день. Это  использование загадок, стихотворений, толкование слов в «Словаре русского языка» С. Ожегова. И так с каждым трудным словом.

Одна из причин такого положения – не разработанность методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа, и отсутствие научно – обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, её письменной формой.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

  • Активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;
  • Обучающий характер учебной деятельности;
  • Регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

 

Приемы обучения правописанию слов, непроверяемых правилами.

 

В процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что дает значительно более высокую эффективность при работе с такой группой слов, чем изучение непроверяемых написание «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приемов обучения.

 

Запись слов по алфавиту.

 

Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать  и в работе над словами с непроверяемыми написаниями.

Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

Например: Калач, тетрадь, смородина, помидор, рассказ, иней, мороз.

По мере усвоения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только по первой, но и последующих букв. Например: батон, билет, базар, береза, бокал.

Затем задания усложняются. На доске или других носителях даются слова: азбука, газета, алмаз, пакет, герой, пенал, графин, апельсин, помидор, автобус, горох, алфавит, погода, гараж, пирог. От учащихся требуется записать эти слова соответственно в три столбика строго по алфавиту. Дети записывают:

Автобус                        газета                  пакет

азбука                           гараж                   пенал

алмаз                            герой                   пирог

алфавит                        горох                   погода

апельсин                       графин                помидор

 

Выборочный диктант

Целью данного приема  является  обучение учащихся умению находить слова с такими написаниями в тексте.

Методика проста. Учитель читает вслух текст, в котором встречаются слова непроверяемыми написаниями, а учащиеся,  прослушав предложение, записывают в нем слова с данными орфограммами. Например, читается текст рассказа В. Осеевой «Трусиха». Учащиеся записывают слова: девочка, собака, лопатка, песок и т.д.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик из данного текста учащиеся записывают слова проверяемыми безударными гласными буквами, в другой – с непроверяемыми.

Например, прослушав первую часть рассказа И.Соколова – Микитова «Поздняя осень», учащиеся записывают:

Слова с проверяемыми                             Слова с непроверяемыми

безударными гласными                            безударными гласными

 

поля (поле)                                                огород

срезают (срезать)                                       картофель

тяжёлый (тяжесть)                                    капуста

зеленый (зелень)                                       кочан

грядами (грядка)                                       морковь

краснеет (красный)                                   ягода

алеют (алый)                                             калина

 

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными буквами, но и закрепляют правописание тех и других.

Выборочный ответ

 

Суть данного приема в том, что предлагая учащимся задание (упражнение, вопрос) учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный ( или полный), а остальные неправильные (или неполные). Учащиеся должны выбрать правильный (полный) ответ.

Например:

Слова

Ответы

1

2

3

4

Б…тон

А

О

А

О

Г…зета

О

А

А

О

Г…рох

О

А

О

О

 

Проверив по словарю все ответы (лучше читать их сверху вниз), учащийся выбирает правильный, в данном случае ответ под цифрой 3: батон, газета, горох.

 

Другой пример:

 

Слова

Ответы

1

2

3

4

Ко…ектив

л

лл

л

лл

А…ея

лл

л

л

лл

Ко…дор

рр

р

рр

р

 

Проверив по словарю написание данных слова, учащиеся выбирают ответ под цифрой 4: коллектив, аллея, коридор.

 

Группировка и запись слов по орфографическим признакам

 

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова и по алфавиту, и по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными буквами: планета, диван, газета, гигант, телега, пещера, комар, сирень, тетрадь, лимон, победа, канава, котомка, и предлагает записать их столбиками: в один столбик по алфавиту слова с безударной гласной –а-, в другой — с безударной гласной –о- т и.д. В соответствии с этим учащиеся записывают?

А                          Е                          И                          О

Газета                  металл                 диван                   комар

канава                 теперь                 лимон                  командир

салют                   тетрадь                сирень                 победа

 

Подбор однокоренных слов – других частей речи

При изучении и повторении частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям.

Чтобы закрепить написание удвоенных согласных, например, в словах металл, суббота, группа, учитель предлагает записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи:

Металл – металлический, группа – групповой, группировать, класс – классный, классифицировать, суббота – субботний, рассказ — рассказывать и т.д.

 

Сопоставление и запись слов с «противоположными» орфограммами

 

Здесь имеются в виду слова типа территория – коридор (рр – р) и т.п.

Учащимся учитель предлагает написать на уроке две – три пары (под диктовку или с доски; в последнем случае интересующие нас согласные заменяются точками), сгруппировав их по наличию двух или одной согласных.

Учащиеся записывают, например:

рр                        р                          сс                         с

Перрон                коридор              касса                    трос

терраса               директор             масса                   матрос

территория          капрон                шоссе                   термос

 

Подбор и запись слов синонимов и антонимов

 

Одним из эффективных приемов словарно – орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися слов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами.

Например, учащимся предлагается работа на подбор и запись синонимов к существительным Отечество, метель, граница.

Учащиеся подбирают синонимы и подчеркивают в них непроверяемые гласные:

Отечество – Родина, Отчизна;

Граница – рубеж, межа, край, предел;

Метель – вьюга, буря, пурга.

Предлагаются аналогичного типа задания и на подбор антонимов. Например, при изучении глагола учащиеся по заданию учителя подбираю и записывают:

Работать – отдыхать, праздновать;

Мешать – помогать, пособлять.

Аналогичные задания могут предлагаться и при изучении других частей речи.

 

Составление предложений с данными словами

Этот вид работы используется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи.

Например, учащимся предлагается составить предложения со словами: абзац, класс, лагерь, матрос, режим, санитар. Учащиеся составляют и записывают предложения, например:

К каждому абзацу текста мы подобрали заголовок.

Мой брат служит матросом на подводной лодке.

В нашем лагере было весело.

Благодаря хорошей работе санитаров у нас в классе всегда чисто.

 

 

 

Сочинение по опорным словам

Близко к предыдущему виду работы стоит сочинение по опорным словам. Оно также может быть использовано в работе над словами с непроверяемыми написаниями.

Так, учитель предлагает детям написать сочинение на тему: «На вокзале», используя слова: багаж, вагон, вокзал, дежурный, пассажир, перрон, сигнал.

Я живу недалеко от вокзала. По дороге из школы можно встречать  и провожать поезда. Вот и вокзал. Загорелся зеленый свет. К перрону подошел поезд.  Из вагонов стали выходить пассажиры. У каждого из них был какой – нибудь багаж. Дежурный дал сигнал. Поезд отошел от перрона. Скоро он превратился в маленькую точку, а потом скрылся за лесом.

 

Дописывание орфографических таблиц

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Например, учащимся, начиная со 2 класса, можно предложить, пользуясь орфографическими словами, дописать такую таблицу:

 

А

О

а

а-а

о

о-о

абзац

….

….

….

карандаш

….

….

….

солома

….

….

….

огород

….

….

….

 

 

Подбор и запись слов с иноязычными элементами

Познакомив учащихся с некоторыми элементами слов, учитель может предложить задание на подбор и запись других слов с этими элементами. Например, в 3-4 классах после соответствующей беседы и разбора примеров учитель предлагает детям подобрать и записать слова с элементами авто-, колл-, грамм-.

Учащиеся записывают:

Автодорога                   коллектив                               грамматика

Автомобиль                  коллекция                              килограмм

Автостанция                 редколлегия                           орфограмма

 

Замена описательных оборотов словами – синонимами

 

При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного приема  учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной.

Примерный перечень таких слов сначала может быть дан на доске (вразбивку).

Например, учащимся предлагается заменить отдельными словами описательные обороты:

Запись на доске может быть такой:

Описательные обороты

Слова

Ящичек для ручек, карандашей

 

Гербарий

Коллективная поездка, посещение чего-нибудь

 

Библиотека

Собрание однородных предметов

 

Пенал

Собрание засушенных растений

 

Коллекция

Помещение, где хранятся и выдаются книги для чтения

 

Экскурсия

 

Дети выбирают из правого столбика соответствующие слова и записывают их рядом с описательными оборотами.

 

Применение «этимологического словарика»

слов с непроверяемым написанием

 

Одним из средств, обеспечивающих  осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ, в упрощенном и сокращенном варианте – этимологическая справка, где содержится информация о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание. Например:

Малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький»

Малина – малый – «состоящая из маленьких частей»

 

Однако, далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание.

Например, САПОГ – по внешнему виду верхняя часть сапога похожа на трубу, дудку. Не случайно, поэтому слово сапог образовалось от сапох – «труба, дымоход, отверстие в печи».

В ряде случаев исторический корень (приставка, суффикс) имеет графический облик, контрастный современному.

Например:

СТАКАН – слово заимствовано из тюркского языка. Первоначально достокань стокан означало «маленькая деревянная миска».

Учитывая сказанное, целесообразнее использовать этимологические справки в работе лишь с теми слова, обращение к истории которых позволяет выделить опорное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика.

Опыт показывает, что планомерно применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов.

При использовании описанных выше приемов учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

 

Автор:

Ермаганбетова  Р.Г., учитель начальных классов

 

 

Изучайте русскую лексику в App Store

Описание

Выучите 3500 русских существительных, прилагательных и глаголов, чтобы обогатить свой словарный запас. Запомните самые распространенные русские слова. Послушайте произношение слов. Учитесь со словесными играми, фразами и списками слов. Лучшее приложение с флеш-картами для изучения самых распространенных русских слов и слов!

Выработайте привычку ежедневно учить по 5 слов в день, чтобы увидеть долгосрочный прогресс.

– Переверните карточки, чтобы узнать значение русских слов.
– Проведите вправо, если выучили слово.
– Проведите пальцем влево, если вы хотите, чтобы карта снова отображалась в будущем.

Особенности:
– Слушайте произношение русских слов, глаголов, словосочетаний и прилагательных.
– Отслеживайте свой прогресс на каждом уровне.
– Изображения на обратной стороне карточки помогут вам запомнить слова естественным образом. Добавляются новые изображения.
– Повторить выученные слова.
– Играйте в словесные игры, чтобы практиковаться в увлекательной игровой форме.
– Зарабатывайте очки, обучаясь и практикуясь. Затем разблокируйте фразы и списки слов.
– Любимые слова и статистика.
– Общие слова для всех уровней: A1,A2,B1,B2,C1,C2

Разблокировать разговорник и списки слов по следующим темам:
Аэропорт
Животные
Бизнес
Одежда
Цвета
Страны
Ежедневные разговоры
Дни и месяцы
Врач
Скорая помощь
Семья
Флирт
Еда
Хобби
Гостиница
Дом и мебель
Человеческое тело
Кухонное оборудование
Язык
Числа
Занятия
Ресторан
Покупки
Спорт
Время
Путешествия
Погода

Вы можете выбрать подписку, чтобы получить доступ к премиальным функциям. Подписавшиеся пользователи могут учиться без рекламы, разблокировать весь контент приложения, не выполняя цели, синхронизировать прогресс между устройствами и получать неограниченные подсказки для игр в приложении. Вы можете включить подписку на следующие сроки: 1 месяц, 3 месяца, 12 месяцев.

Оплата будет снята с учетной записи iTunes при подтверждении покупки. Подписка продлевается автоматически, если автоматическое продление не будет отключено по крайней мере за 24 часа до окончания текущего периода. С аккаунта будет взиматься плата за продление в течение 24 часов до окончания текущего периода и указание стоимости продления. Пользователь может управлять подписками, а автоматическое продление можно отключить, перейдя в настройки учетной записи пользователя после покупки. При отмене подписки доступ к премиальным функциям приложения истечет в конце текущего платежного периода.

Условия использования: https://www.toboapp.com/terms
Политика конфиденциальности: https://www. toboapp.com/privacy

Версия 2.8.3

Дополнительная практика после изучения новых слов
Улучшения перевода

Рейтинги и обзоры

18 оценок

Замечательное приложение для словарного запаса

Я пользуюсь этим приложением несколько дней, и оно очень помогло мне выучить и потренировать самые распространенные слова. Он показывает фонетическое написание, знаки ударения, перевод, изображение и произносит слово вместе с играми и карточками, чтобы вы могли быстро выучить важный словарный запас. Я надеюсь использовать это с видео и приложением по грамматике, чтобы выучить русский как можно эффективнее. Мое единственное предложение по улучшению — это способ выучить наиболее распространенные слова в порядке важности или частоты их использования на практике. Но, это именно то, что я искал. Я бы, вероятно, заплатил несколько долларов, чтобы избавиться от случайной рекламы, которая тоже появляется.

Разработчик Утку Уйсал указал, что политика конфиденциальности приложения может включать обработку данных, как описано ниже. Для получения дополнительной информации см. политику конфиденциальности разработчика.

Данные, используемые для отслеживания вас

Следующие данные могут использоваться для отслеживания вас в приложениях и на веб-сайтах, принадлежащих другим компаниям:

  • Расположение
  • Идентификаторы
  • Данные об использовании

Данные, связанные с вами

Следующие данные могут быть собраны и связаны с вашей личностью:

  • Покупки
  • Расположение
  • Контактная информация
  • Идентификаторы
  • Данные об использовании
  • Диагностика

Методы обеспечения конфиденциальности могут различаться, например, в зависимости от используемых вами функций или вашего возраста. Узнать больше

Информация

Продавец
Утку Уйсал

Размер
76,3 МБ

Категория
Образование

Возрастной рейтинг
4+

Авторское право
© 2019 Утку Уйсал

Цена
Бесплатно

  • Сайт разработчика
  • Тех. поддержка
  • политика конфиденциальности

Еще от этого разработчика

Вам также может понравиться

русских слов с примерами и аудио

С аудио, примерами, карточками, бесплатными ежедневными упражнениями и многим другим!

Подписаться

Мы поможем вам увеличить словарный запас русского языка легко, весело и совершенно бесплатно.

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы учить новые русские слова и ежедневно получать дозу упражнений по русскому языку.

Русское слово дня

С понедельника по пятницу мы публикуем русские слова для вашего изучения. Вот самые свежие:

русских слова для каждого уровня

Учите русские слова, соответствующие вашему уровню владения русским языком

Выживание Русский

Начните изучать русский язык с помощью этого важного словаря, который поможет вам убрать первые кирпичики языкового барьера.

Русские слова для начинающих

Основные русские слова и фразы для тех, кто уже начал, но ему еще нужно пополнить словарный запас.

Средний русский

русских слов и выражений для тех, кто уже немного говорит по-русски и хочет более плавного общения на русском языке.

Расширенный русский

русских слов и выражений для тех, кто уже достаточно хорошо говорит по-русски, чтобы говорить как носитель языка.

Последние сообщения в блоге

Мы стремимся быть лучшими

  • Каждое слово, которое мы публикуем, сопровождается изображением, двумя примерами и аудиозаписью, записанной носителем русского языка.
  • Слово дня по возможности включает морфемный анализ и этимологию.
  • Каждый пример дня разбит на пословный анализ.
  • Все предыдущие слова доступны в календарном формате.
  • Звук доступен на двух скоростях воспроизведения: нормальной и замедленной.
  • Каждое существительное имеет свою таблицу склонения.
  • У каждого глагола есть свое спряжение.
  • Когда это возможно, слова поставляются со списком одинаковых основных слов.
  • Когда это возможно, глаголы идут со своими аналогами совершенного/несовершенного вида.
  • Наш информационный бюллетень содержит не только слово дня, но и дополнительные упражнения.
  • Урок русского языка дня позволяет вам повторить изученную с нами лексику, а также попрактиковаться в грамматике (склонение, спряжение глаголов и виды) и проверить свои навыки перевода и письма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *