Слова в которых твердые согласные: Подбери и напиши слова в которых все согласные звуки мягкие, твёрдые
В слове добрые все согласные твердые. Спиши слова, в которых все согласные твердые
Страница 9 из 16
Стр. 8
Задание на неделю
Спиши слова. Поставь знак ударения. Подчеркни гласные буквы. (Ударная гласная будет выделена жирным шрифтом).
скро мны
й, ди
но
за вр, и
зна нка
, по
дсо лну
х, кла ви
ши
, фу
тбо
ли ст, ми ло
сть, ша
рло тка
, ба
ске
тбо л, ве
рту шка
, и ско
рка
, пре мия
, бре
ло к, пло ща
дь, мла
де не
ц, шту
ка
ту р.
Спиши. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают звонкие согласные звуки.
дворянин
, змейка, рекорд, грабли
, вражда
, молодняк, гнездо
, бревно
, изумруды
, журавль
, момент, блокнот, пудинг, блондин
, лабиринт, верблюды
.
от сильной, с ракеткой, над ровными, за худым, у Кати, кроты, к тебе, под елью, у стены, о ней, без Гриши, из толпы, народ, по ровному, к Раисе.
Спиши слова, раскрывая скобки.
ладонью, крылья, юг, шью, платье, прольет, сольем, наезд, статьями, ручьи, прольется, доиграть, лаять, гуденье, паять, заячьи.
Спиши слова. Над каждым существительным надпиши, одушевленное оно или неодушевленное.
бассейн (неод.), Зорька (одуш.), отряд (одуш.), Россия (неод.), соль (неод.), барсук (одуш.), базар (неод.), кенгуру (одуш.), Нина (одуш.), артисты (одуш.), улитка (одуш.), зяблик (одуш.), братья (одуш.), букет (неод.), лицо (неод.), борода (неод.), девочка (одуш.), лимон (неод.), барьер (неод.), обманщик (одуш.).
Спиши, раскрывая скобки.
Наконец пришла весна. Даже через стекло проникает весеннее тепло. На крыше висит сосулька. Она начала таять. Звенит капель. На ветку березы взлетела ворона. Она вытянула шею и закричала. Молодые галки ищут местечко для гнезда. На изгороди сидят сороки. Они качают хвостами и трещат. Голосок птички овсянки звучит, как колокольчик. Все встречают весну.
Страница 8 из 16
Стр. 7
Задание на неделю
Спиши слова.
Раздели их на слоги.горь-кий, пеш-ком, сос-няк, е-рун-да, вор-чать, вол-дырь, бар-хат, э-кран, мяс-ной, до-чень-ка, за-мур-лы-кал, от-ры-вок, ко-ляс-ка, кол-лек-тив, цы-поч-ки, о-сад-ки.
Спиши. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают мягкие согласные звуки.
линейки
, пятерки, десять
. черешня, метель
, нянечки
, тюбетейки
, невидимки, хищники
, сирень
, финики
, женихи, цирки, весельчаки
, леденец, шинель.
Спиши слова. Вставь, где надо, Ь.
жилищный, овечкой, болтушка, мечтание, фамильный, оконщика, куколки, хищнику, балочных, овощного, колпаки, сморщит, черничка, сестрички, туфли, тараканчики.
Вставь, где надо,удвоенные согласные.
Римма, субботние, ранние, юннаты, аллейка, Эммой, аппетитные, хоккеисты, тонна, аккуратные, килограммы, масса, Аннушка, жужжит, Инна.
Спиши слова. Определи число глаголов.
сумеем (мн. ч.), нажал (ед. ч.), пролезут (мн. ч.), задремала (ед. ч.), краснеет (ед. ч.), белеют (мн. ч.), зеленело (ед. ч.), чернел (ед.
Спиши, раскрывая скобки.
Сегодня с утра хорошая погода. Пташки весело поют. Дед Егор Кузьмич вышел из сторожки сделать зарядку. Он встал на большой площадке и начал делать резкие наклоны. На территории лежали охапки листвы. Березки на опушке почти облетели. Дед побежал по узкой тропке к остаткам ветхой беседки. Он любит пробежки. Дорожку прыжками пересекла лягушка.
Задания
Русский язык 3 класс
*Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ.
ФИО ученика ______________________________________
Выберите ряд слов , в которых все согласные звуки мягкие.
Десять, кисель, лебедь, неделя, утиный
Десять, метель, вещь, деньги, кисель
Десять, липкий, вещь, кисель, лебедь
Десять, метель, вещь, деньги, кирпич
В каком ряду, количество букв и звуков в словах совпадает?
Маяк, съезд
грустный, лесник
поют, окрестные
якорь, объем
Найдите лишний фразеологизм.
Хоть пруд пруди
Кот наплакал
Тьма-тьмущая
Яблоку негде упасть
Выбери цепочку слов, где во всех словах пишется разделительный твёрдый знак.
В..ехал, об..явление, по..ехать, под..ём
под..езд, сер..ёзный, раз..ём, об..яснил
с..ёжился, об..ехал, в..езд, с..едобный
обез..яна, с..есть, пред..явить, в..ют
Найдите слова, состав которых соответствует схеме:
“корень + суффикс + окончание”.
Прогулка, сахарный
сахар, кормушка
сахарный, кормушка
кормушка, пригород
В каком слове ударение падает на первый слог?
A) Удить
B) хвоя
C) цемент
D) простыня
В каком словосочетании глагол употребляется в переносном значении?
Играть мячом
подаёт пальто
мышь пищит
обливаться слезами
Какое из этих слов происходит от того же корня , что и слово «стол»?
З астолье
столица
столяр
столетник
Как правильно сказать?
У рыбов нет зубов
У рыбей нет зубей
У рыб нет зуб
У рыб нет зубов
Выберите ряд слов , имеющих одинаковые окончания.
Домов, столов, коров
Столов, коров, голов
Домов, столов, ковров
Столов, ковров, основ
Найдите неверное употребление имени существительного во множественном числе в родительном падеже.
Нет чулок
пара носок
семь килограммов
много яблок
Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…».
Как ему надо закончить фразу?
С расписанием
расписания
расписаний
расписанию
Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного с именем существительным в единственном числе.
Большой кенгуру
горячий кофе
прозрачная тюль
детский шампунь
Что надо съесть, судя по поговорке, чтобы считаться знатоком в каком-то деле?
Много каши
фунт изюму
пуд соли
собаку
Какое слово написано с ошибкой?
Клеют
бреют
сеют
тлеют
Проверочный тест по русскому языку. 3 класс. Выполнил(а) ______________________________________________________________
1 . Поставь в словах и предложении ударение.
Улица, портфель, тарелка, магазин, лопата, азбука.
Ребята на уроке выучили алфавит.
2 . Поставь над словами цифры, распределив слова в алфавитном порядке.
Свёкла, дыня, морковь, арбуз, картофель , горох, петрушка, укроп, щавель, редис.
3 . Раздели слова на слоги, затем запиши , разделяя их для переноса.
Учитель, чайник, линия, пассажир, спорт, крыльцо, осень, Юлия, линейка.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 . Давайте познакомимся. Продолжи предложения.
Меня зовут ___________________________________________.
Я живу в городе ______________ на улице ___________________________.
Мою кошку зовут _____________________, а собаку _________________.
5 . Сделай звукобуквенный анализ слов.
Указка – [ ___________________ ], … сл ., … б., … зв., (… гл., … согл. ).
Ёлка – [__________________], … сл ., … б., … зв., (… гл., … согл. ).
Снегирь – [_____________________], … сл., … б., … зв., (… гл., … согл.
6 . Вставь пропущенные буквы.
У нас в ч…лане ж…вёт пуш…стый кот. Он ч…сами леж…т на досч…той крыше. Я угощ… кота ж…рной щ…кой.
7 . Подчеркни в словах только мягкий разделительный знак.
Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, муравьи, пальцы, большой, ружьё.
8 . Подчеркни разным цветом однокоренные слова.
Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник,
цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить , снегурочка, звоночек.
9 . Вспомни правила правописания безударного гласного и парного согласного. Вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова.
На дв…ре (________) холо… (__________). На ветках берё…ки (__________) л…жит (____________) сне…(____________). Я иду по у…кой (______________) тр…пе (___________). Вот б…льшой (___________) сугро… (_____________).
10 . В предложении подпиши сверху части речи.
На улице моросит мелкий дождик.
11 . Составь из слов предложение и запиши его.
в, звонко, поют, лесу, птицы, весной
____________________________________________________________
12 . Раздели текст на предложения.
Спас друга.
Миша и Витя возвращались из школы они спустились к реке Витя побежал вперёд хрупкий лёд треснул мальчик очутился в воде Миша осторожно пополз по льду к другу он вытащил товарища на берег.
Вариант1
У танюши всаду много цветов.
Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.
Втени растут душыстые ландышы. Над ними жужжыт майский жук. Пчёлки
учюяли сладкий запах чяйной розы. Качяют пёстрыми головками гвоздики.
Сторожит сад такса джина.
Запишите слова в алфавитном порядке. Поставить ударения во всех словах.
Заяц, гнездо, ананас, машина, дорога, ель, ива, снег.
Вставь пропущенную парную согласную, подобрав проверочное слово.
Гряды – грядка, … – сла…кий,
… – зага…ка, … – шу…ка,
… – витя…ь, … – бли…кий,
… – кни…ка, … – ло…кА
Спиши слова, в которых все согласные твердые.
Футбол, жюри, хоккей, щука, вокзал, рюкзак, баскетбол, брошюра, рапорт, салют, парашют, компьютер, цирк.
Кабачок, бант, помидоры, еловые, волк, акварель, юбка, понедельник, сочная, поросята, велосипед, майка, брусника, холодильник, конверт, окуньки, цветочки.
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.Подберите к тексту название.
у, жил, нас, медвежонок очень, воду, он, любил его, часто, купали, мы тазу, мишка, в, долго, плескался попало, глаза, ему, в, мыло малыш, заплакал, громко вытерли, мишку опять, веселый, он (29)
(По М. Ефетову)
Вариант 2
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Жыл насвете добрый дракон тимоша. Он от душы дарит всем свежые
ягоды. Дракоша дружыт с ветром, солнышком и травкой. Он любит слушать
музыку леса. Вот пищят синичьки и трещят кузнечики. Там журчят ручи и
лопочют лягушки. Харашо в лесной глушы!
Погода, воробей, ребята, береза, дорога, осина, улица.
Вставь пропущенную парную согласную, используй данные проверочные слова.
Газета – газе…ка, тетради – тетра…ь
Близость – сколь…кий голуби – голу…ка
Гладенький – гла…кий кружечка – кру…ка
Связать – свя…ка скользит – сколь…кий
Пироги – пиро… грудочка – гру…ка
Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные и подчеркни их:
Олень, слон, суп, зима, пенал, ребята, весело, земля, стул, балет, спектакль, полька, банька
Спишите слова. Разделите их на слоги.
Колибри, берет, айсберг, ябеда, яма, ядовитые, тигр, трюм, медуза, тайга, гитарист, ягнятки, зигзаги, весельчак, весенний, клеёнка, ельник.
Спиши слова, которые нельзя переносить:
Крайний, змейка, ежи, оса, олени,
сказка, ёжик, Игорёк, печаль, юла.
Найди слова, неверно поделённые чёрточкой для переноса. Напиши правильно.
Ле – йка, май – ка, оси – на, гу – лять, гу – лять,
уро – жай, э – таж, угол – ьки, Иль-я, Жа-нна.
Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.Подберите к тексту название
Кате, аквариум, дедушка, подарил розовая, живет, рыбка, там, с, хвостом, пышным Катя, воду, черсячка, в, бросила, и, постучала, стеклу, по подплыла, и, рыбка, корм, схватила
(25)(По Н. Максимовичу)
Вариант 3
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Всубботу гномы ушли на рыбалку. Гномик вася поймал жырного лещя.
А гномик федя тащит тощюю щюку. Они ищют нажывку. Опять удачя! Гномы поймали два большых сома. На ужын будет вкусная уха. Весело замурчяли кошка лёлька и кот демьян. Друзя угощяют пушыстых задир.
Напиши слова в алфавитном порядке:
Ученик, дежурный, класс, пенал, работа, экран, тетрадь.
Камыш, дорожка, ложечка, повёз, ловкий, на сплаве, редко, арбуз.
Спиши предложения и подчеркни мягкие согласные:
Мне купили куклу Катеньку. Я люблю с ней играть.
В нашем парке красивое озеро. Там плавает утка с утятами. Малыши плещутся. Они увидели Алёшу и спрятались.
Прочитайте текст. Спиши, разделяя слова для переноса.
Сегодня холодная погода. На солнышке ярко горят кружевные снежинки. На ветках дерева сидит стайка воробьев. Они громко чирикают.
С оставьте и запишите связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название
в, птенцы, гнезде, сидят
пищат, они, громко
есть, малыши, хотят
к, мама, ним, летит
она, маленького, несет, червяка
детей, накормить, птичка, своих, спешит
Вариант 4
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
В лесу жывёт шустрый зайка пус. У него большые ушы и пушыстый хвост. В норке спят его чюдесные малышы. Пус спешыт накормить зайчят свежыми овощями. Вот хрустящяя копуста. А вот сладкая марковка. Детёнышы сыты.
Москва, Киев, Астана, Житикара, Костанай, Баку, Рудный, Алматы.
Выпиши слова с парными согласными, которые нужно проверять. Подбери проверочное слово.
Книжка, лодочный, унёс, узкий, на западе, метко, карандаш, голубь.
Спишите. Подчеркните слова, в которых все согласные мягкие.
Бублики, пилюля, зелень, стельки, чашки, осень, четверть, дятел, печень,вещь, клякса, шаль, бриджи, кофточка, щавель, плащ, обувь, ельники,
Выпишите из текста двух – и трёхсложные слова. Разделите их на слоги.
Наступило лето. Дует тёплый ветерок. Алёша и Яна идут в лес по грибы. Вот красавец белый гриб. А это рыжие лисички.
Запиши текст, расставляя знаки препинания. Подчеркни слова, которые нельзя делить для переноса.
Фрукты и овощи могут расти в теплице круглый год камешки и питательная смесь заменяют им землю вместо солнца загораются яркие лампы вот что придумал человек
и сказуемое.
Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.
(По К. Ушинскому)
Вариант5
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Рибята приехали с класом в цирк. Их встречают ортисты. Вот танцует на шаре слонёнок макс. Хлопает в ладошы тюлен алик. На пони мчатся
мартышка аришка и кошка тишка. Всех смешыт клоун пашка. Он сел
большие мячи. Зрители пищят от смеха.
Напиши слова в алфавитном порядке
Осина, береза, тополь, сосна, дуб, ясень.
Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
Гла…кий, сто…, ука…ка, ко…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Спиши слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.
Стул, балет, спектакль, полька, банька
Напишите по три слова, в которых:
а) все согласные твёрдые;
б) все согласные звонкие;
в) все гласные второго ряда.
Разделите эти слова на слоги.
Прочитай стихотворение. Выпиши слова, которые нельзя переносить.
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый – белый…
Отчего же так темно?
Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Скоро весна
Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.
(По Соколову-Микитову)
Вариант 6
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Илья и дарья летом жывут в деревне сосновка. Они кормят домашних
жывотных. Корова марта жуёт душыстое сено. Шыповник обела коза белка. Баран яшка грызёт копустный кочян. Кролик черныш хрустит свежыми листями лопуха. Петух борис чясто клюёт зерно из кувшына. Все сыты.
Напиши эти слова в алфавитном порядке. Поставь во всех словах знак ударения.
Группа, хоккей, аллея, русский, суббота, троллейбус, касса.
Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.
Гла…кий, сто…, ука…ка, хо…ьба, пиро…, завя…ка, но…, хо…, карапу…, вперё…, приба…ка.
Спишите. Подчеркните слова, в которых все согласные твёрдые.
Булавка, ванна, гепард, бульон, эмаль, щель, носорог, закорючка, обсыпка, кинжал, переезд, блузка, лучина, жасмин, глобус, горсточка, вагон, крышка.
1.Напишите по три слова, в которых:
а) все согласные мягкие;
б) все согласные глухие;
в) все гласные первого ряда.
2.Разделите эти слова на слоги.
Спиши слова, разделяя для переноса. Подчеркни слова, которые переносить нельзя.
Альбом, семья, пью, кольцо, копьё, пальто, лью,угольки, платье, горький, шьёт, банька, пень.
Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения.
Когда? Какой? Что? Что сделал?
Где? Что сделала? Какая? Что?
Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?
Вариант 7
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Школьница ира жырова решыла задачю. Подруга иры шура чудина
решает уже два чяса. Ира спешыт помочь шуре. Потом оин будут шыть кукле тане плате. Шура угощяет иру душыстым чяем. Подруги вечером будут
Спиши названия спортивных игр в алфавитном порядке .
Футбол, хоккей, городки, лапта, теннис.
Спиши, вставляя нужную букву, подбирая проверочное слово.
Ду(б/п) – …, горо(д,т) – …, обе(т,д) – …, су(п,б) – …
Зу(п,б) – …, огоро(д,т) – …, гла(з,с) – …, жу(г,к) – …
мя. .. кий -…, ре…кий -…, кре… кий-…
Прочитай слова. Спиши, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.
Василёк, ромашка, гвоздика, пижма, зверобой, дракон, припев
Спиши. Раздели слова, где можно, на слоги.
Майка, зайка, суп, малина, подъезд, платье, бегуны, бабочка, стол, разъяснил, шью, коллекция, туманы, водопад, шишки, деревья, взгляд, лист, черника, лампа, Отечество, лимонад, Сергей, ток.
Спиши, сначала разделяя слова на слоги, затем для переноса. Найди и подчеркни слово, у которого звуков больше, чем звуков.
Школьник, стог, летний, платье, сладость, программа, Юлия, чащечка.
Составьте и запишите из данных слов предложения.
Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!
Вариант 8
Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст правильно .
Щенок цыган дружыл с котёнком. Котёнок тишка любит играт с
гусятами.Как-то раз на него стал шыпеть гус гоша. Котёнок запищял.
Цыган стал ворчять, рычять на гошу. Гус умчялся в сарай. Друзя защи-
щяют друг друга.
Напиши слова в алфавитном порядке.
Смородина, абрикос, помидор, груша, черника, баклажан, огурец.
Спиши, вставь паные согласные, напиши проверочные.
Старший брат несёт обе(д,т), а у Тани ло(ж,ш)ки нет. Как дети на заря(д,т)ке, под солнцем у реки стоят на длинной гря(д,т)ке трёхлетние ду(б,п)ки.
Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.
Пион, гладиолус, георгин, лютик, роза, грабли, огород.
Раздели слова, где можно, на слоги.
Окно, чайка, лейка, борт, крупа, крот, объяснил, забота, прыгуны, галстук, спорт, объявление, вьюн, выставка, ураган, сосны, лисица, лист, волк, ствол, клубника, школа, хор, аллея, Наталья.
Спиши слова, разделив их чёрточками для переноса. Сделай фонетический анализ слова, которое нельзя делить для переноса.
Пенал, урок, учитель, сладость, экран, больница, языки, осина, девочка, линейка, медведь, тетрадь, весенняя, хоккей, ведёрко.
Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.
Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.
Всегда твердые согласные звуки в русском языке
В русском языке большинство согласных звуков бывают мягкими и твёрдыми, это качество является смыслоразличительным. Сравните слова:
- мел – мель;
- банка – банька;
- гость – гост.
Однако существуют и такие, твёрдость которых является постоянным качеством, это значит, что они всегда твёрдые.
Согласные звуки: [ж]
Он встречается в следующих словах:
- жизнь [жыз’н’].;
- жидкий [жытк’ий];
- жимолость [жымъльс’т’];
- живой [жывой];
- дрожит [дражыт];
- сторожит [старажыт];
- жужжит [жужыт];
- рыжий [рыжый];
- блажит [блажыт].
При сравнении написания и звучания можно вывести следующее заключение: после этого согласного пишется буква и, а слышится звук [ы]. При выборе этой орфограммы нужно руководствоваться правилом: ЖИ пиши с буквой И.
Для игры с ребёнком в целях отработки навыка правописания можно использовать, например, такой текст:
Жужжит жук над жимолостью. Он живёт где-то рядом с жужелицей. Она сторожит от него своё жилище. А рыжие ежи бегут мимо лужи. В её жидкой жиже отражается куст – совсем как живой, только перевёрнутый.
Звук [ш]
Это твердый глухой согласный звук, в отличие от [ж], который является звонким. Данную фонему можно наблюдать в словах:
- ширь [шыр’];
- шить [шыт’];
- шифон [шыфон];
- шифоньер [шыфан’йэр];
- мыши [мышы];
- тишина [т’ишына];
- ерши [йиршы];
- гроши [грашы];
- спешит [сп’ишыт];
- завершит [завиршыт].
Тут мы тоже имеем дело с такой же тенденцией, как и в случае со звуком [ж]: после [ш] пишется буква и. Правило, как и для предыдущей орфограммы: «ШИ пиши с буквой И».
Чтобы отработать навык правильного написания таких слов, обратимся к диктанту:
Под скатами крыши шуршат мыши. Одна из них слышит, как кот в тишине дышит, и спешит в свою нору – там у неё малыши.
Подведём промежуточный итог: всегда твёрдые согласные звуки служат опознавательными признаками орфограммы “И после Ж и Ш”.
Звук [ц]
Последний звук, у которого твёрдость является постоянным качеством – это [ц]. С ним связано больше трудностей с точки зрения орфографии. Правописание гласных после этого звука зависит от морфемы. Возьмём примеры слов с орфограммой в корне слов:
- цифра [цыфра];
- циркуль [цыркул’];
- цирк [цырк];
- цитрон [цытрон];
- акация [акацыйа];
- лекция [лекцыйа];
- секция [с’экцыйа];
- санкция [санкцыйа].
Там, где есть этот твердый согласный звук в слове, мы слышим после него [ы], однако обозначаем эту фонему по-разному. В примерах, данных выше, правописание регулируется следующим правилом: после буквы Ц пишется И в корне слова. Но тут есть исключения, в которых всё же нужно поставить Ы:
- цып-цып-цып;
- на цыпочках;
- цыплёнок;
- цыкнуть;
- цыц;
- цыган.
Кроме этих исключений, возможно ещё и написание Ы в суффиксах и окончаниях:
- синицын;
- Борис Голицын;
- сестрицын;
- около больницы;
- без водицы;
- у молодицы;
- у девицы.
Поиграйте со своим ребёнком, чтобы потренироваться в правописании слов, правописание которых связано с буквой Ц:
В цирке выступает цыган, он цыкает на цыплят: «Цыц!» Они прячутся в лапах лисицы. Девицы смеются, встают на цыпочки и громкими овациями приветствуют лисицыну доброту.
Подведём итоги: всегда твердые согласные звуки в алфавите – это Ж, Ц, Ш. С ними могут писаться следующие гласные: И, Ы.
Замена Ж на Ш
Звук [ц] не является шипящим. А два других называются именно таковыми. В слабой позиции (на конце слова или перед глухими согласными) звук [ж] заменяется [ш]:
- замуж [замуш];
- уж [уш];
- невтерпёж [нефтерпёш];
- ложка [лошка];
- рожки [рошк’и].
Текст диктанта по этой теме, который поможет интересно провести тренировочную работу над данной орфограммой:
Это происходит всегда, когда звуки согласные, звонкие, твердые в слабой позиции заменяются такими же, только глухими.
Сестрицы Голицыны собрались замуж. Им уж невтерпёж. И приданое готово: ложки, кружки, подушки, сапожки, кадушки, плошки, чашки, поварёшки. И вот на дорожке показались дрожки, там едут Серёжка, Алёшка, Прошка и Олежка – сестрицыны женихи. Тут и сказке конец, и жили они долго и счастливо.
Когда ставится Ь после Ж и Ш
По той причине, что вышеперечисленные согласные всегда твёрдые, мягкий знак для обозначения мягкости никогда с ними не употребляется. Однако бывают случаи, когда можно встретить его после букв Ж и Ш:
- мышь;
- ложь;
- дрожь;
- брошь;
- чушь;
- сплошь;
- не трожь;
- слышишь.
Эти примеры иллюстрируют правило употребление мягкого знака для обозначения грамматической формы слов:
- Существительных 3 скл.: тишь, блажь.
- Наречий: наотмашь.
- Глаголов: идешь, положь.
Используем для тренировки такие предложения:
Это просто ложь, что мышь страшна: её не трожь, когда мимо идёшь, не тронет и она.
Если в доме тишь, и ты не кричишь, не скачешь, не блажишь, тут какой-то подвох, сразу не поймёшь. Что ты там творишь, а сам молчишь?
Когда Ь после Ж и Ш не ставится
Всегда твердые согласные звуки [ж] и [ш] иногда пишутся с мягким знаком, и это зависит от их грамматической категории. И, наоборот, отсутствие этой буквы после них также имеет морфологическое значение:
- Существительных не 3 скл.: малыш, сторож, покрытие для крыш.
- Краткого прилагательного: хорош, пригож.
- Наречия-исключения: уж, замуж, невтерпёж.
Текст для тренировки:
Мой малыш хорош, пригож и на папу похож. Будет лётчиком он, полетит выше крыш, уж за ним не уследишь.
О и Ё после шипящих и Ц
Всегда твердые согласные звуки требуют к себе особо внимательного отношения, так как произношение гласных после них не всегда соответствует написанию. Это касается не только букв И и Ы, но и О и Ё:
- шёл [шол];
- шёпот [шопот];
- шёлк [шолк];
- жёрнов [жорноф];
- жёлудь [жолудь];
- шорох [шорох];
- шоссе [шосэ];
- жокей [жок’эй].
Название этой орфограммы– «О и Ё в корне после шипящих». Правило: «Если можно подобрать слово с буквой Е в однокоренном слове, то пишем –Ё, в случае отсутствия такового – пишем О». Давайте проверим:
- жёлудь – желудёвый;
- шёлк – шелка;
- жёрнов – жернова;
- шорох – нельзя проверить;
- жокей – нельзя проверить.
В суффиксах и окончаниях после Ж и Ш пишется буква О под ударением:
- моржовый;
- большого.
Без ударения нужно писать букву -Е:
- оранжевый;
- грушевый.
После Ц не пишется никогда буква Ё, только О (под ударением) или Е (без ударения).
- цокольный;
- церковный;
- торцовый;
- борцовский;
- сланцевый;
- глянцевый;
- полотенце;
- рыльце.
Согласные буквы, обозначающие твердый звук (Ж, Ш, Ц), требуют к себе очень большого внимания. Как видим, с ними связано очень большое количество орфограмм. По школьной программе предусматривается контрольная работа, связанная с проверкой знаний именно с этими согласными. Например, вот такой диктант:
“Однажды мы ходили на охоту, и наши собаки побежали за нами.
В лесах осенью бывает много всего вкусного: шишки, груши, ягоды жимолости, ежевики, жёлуди. Животные отъедаются в это время и жиреют.
Вот мы уж в самой чаще леса, слышим лай собак и бежим к тому месту. Там видим нору лисицы. Собаки разрыли вход и вытащили её наружу. Мы отогнали псов. Лисий рыжий пушистый наряд слегка помят, но всё же он шёлковый и гладкий. Вокруг глаз жёлтенькие круги. Грудка белая, лапки чёрные. Хороши лисы!
Мы отпустили бедолагу, она живо юркнула в кусты, и след простыл от лисицы-сестрицы”.
Выписать слова, в которых только твердые согласные… -reshimne.ru
Новые вопросы
Ответы
Похожие вопросы
Форма глагола 4-5 класс…
Перенос слово экспресс…
Найдите обращения выделите их знаками препинания начертите схемы расположения обращения в предложениях. Каждый день на косогоре я пропадаю милый друг. Что ты осень наделала с нами! О солнце раскаленное чрез меру,
Угасни, смилуйся над бедною землей!
Над головой твоей далекий правнук мой
Я в небе пролечу, как медленная птиц. ..
Сочинение
На тему ,куда я бы хотела поехать летом и почему?,
(Грузия )…
Надо сочинение по картине О.Поповича “Не взяли на рыбалку”…
Найди и отметь галочкой предложение со значением оценки.Чем оно особенно важно для текста?
Текст:
Скоро оденется лес листвой,зацветёт на опушках черемуха,защёлкают над ручьями
(слово ручьями звуко-буквенный разбор) голосистые соловьи.Прилетят,закукуют
длиннохвостые (состав слова) кукушки.Забегают по кочкам хлопотливые муравьи,улетит…
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
Другие предметы
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Українська література
Қазақ тiлi
Беларуская мова
Информатика
Экономика
Музыка
Право
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Что такое мягкие согласные.
Слова, в которых все согласные твердыеТвердые и мягкие согласные – это набор из двадцати карточек, которые являются прекрасным дидактическим материалом для обучения чтению и развития у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом можно использовать как на домашних уроках грамматики, так и на учебных занятиях в детских садах и школах раннего развития. Предлагаем вам цветную версию карт. Мягкие согласные на них окрашены в зеленый цвет, твердые – в синий. Распечатав их на цветном принтере и предварительно обрезав, вы можете использовать их для демонстрации жестких и тихих звуков.
По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д ‘], [с] – [с’], [р] – [р’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с ] – [с’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [л] – [л’] и [х] – [х’ ]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо — «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].
Но есть звуки, которым нет равных по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж], [ж], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные мягкие, если за ними следуют гласные i, u, ё, e и или ь, и твердые, если они сочетаются с другими гласными и согласными.
На нашем сайте родители и воспитатели детского сада могут бесплатно скачать карточки Твердые и мягкие согласные. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.
Lister “y”: Hard Or Soft? Этот вопрос часто задают студенты, которым необходимо разобрать слово по всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть дальше.
Общая информация
Прежде чем говорить о том, какая буква «й» (мягкая или твердая), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соответствует его значению. При этом разные слова и их формы имеют совершенно разное звуковое оформление. Сами по себе звуки не имеют значения. Однако они играют важную роль в русском языке. Ведь благодаря им мы можем легко различать слова. Вот пример:
- [дом] – [дама’] – [дома];
- [м’эл] – [м’эл’], [том] – [там], [дом] – [том].
Транскрипция
Зачем нужна информация о том, какая буква “у” (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отображать транскрипцию, описывающую его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
Это обозначение называется Их надо ставить для обозначения транскрипции.
[´] — ударение. Ставится, если в слове больше одного слога.
[б’] — своего рода запятая ставится рядом с согласной буквой и указывает на ее мягкость.
Кстати, при фонетическом разборе слов часто используется следующий символ – [j]. Как правило, они обозначают звук буквы «у» (иногда используется и такой символ, как [у]).
Буква “у”: согласная или гласная?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они воспринимаются и произносятся по-разному.
- Гласные звуки – это такие звуки, при произнесении которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий. Более того, их можно дергать, с помощью них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голоса) при произнесении гласных можно довольно легко почувствовать. В русском языке 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [с], [о] и [и].
- Согласные звуки – это такие звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие, а именно изгиб или щель. Их внешний вид определяет характер звуков. Как правило, пробел образуется при произнесении [с], [ш], [ч] и [г]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно рисовать (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается лука, то такая преграда образуется за счет закрытия органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко преодолевает его, благодаря чему звуки получаются энергичными и короткими. Поэтому их называют взрывоопасными. Кстати, тянуть их нельзя (попробуйте сами: [р], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются также следующие: [м], [д], [ц], [ф], [г], [л], [р], [з], [ в], [х] . Как видите, гласных гораздо больше.
Тихие и звонкие звуки
Кстати, многие согласные образуются между парами глухости и звонкости: [к] – [г], [б] – [н], [ч] – [ц], [д ] – [т], [ф] – [ц] и т. д. Всего таких пар в русском языке 11. Однако есть звуки, не имеющие пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] — непарные звонкие, а [з] и [ц] — непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные
Как известно, согласные различаются не только по звучности или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Это свойство является вторым по важности свойством звуков.
Итак, буква “у”: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак в отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык немного выдвигается вперед, а его средняя часть немного приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные образуют пары между собой по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] – [д’], [р] – [р’] и др. Всего таких пар 15 . Однако есть и звуки, не имеющие пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных непарные? К ним относятся следующие – [ж], [г] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [у’], [ч’] и [у’].
Обозначение на букве
Теперь вы знаете информацию о том, является ли буква «у» твердой или мягкой. Но тут возникает новый вопрос: «Как обозначается на письме мягкость таких звуков?» Для этого используются совершенно разные способы:
- Буквы «э», «у», «ё», «и» после согласных (не считая «ж», «ш» и «ц») указывают на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: дядя – [д’а´д’а], тетя – [т’о´т’а].
- Буква “и” после согласных (не считая “ж”, “ш” и “в”) указывает на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: мило – [м’и´лы’], лист – [л’ист], но´тки – [н’и´тк’и].
- Мягкий знак (“ь”) после согласных (не считая “ж” и “ж”) является показателем грамматической формы. Это также указывает на мягкость согласных. Примеры пример: расстояние – [дал’], мель – [м’эл’], просьба – [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком . Именно поэтому, когда специалисты рекомендуют обращать внимание на соседние символы.
Что касается гласной “у”, то она всегда мягкая. В связи с этим в транскрипции его обычно обозначают так: [й’]. То есть запятая, обозначающая мягкость звука, должна стоять всегда. [u’], [h’] подчиняются тому же правилу.
Подведение итогов
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно составить любое слово. Для этого нужно всего лишь знать, что такое гласные и согласные, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для лучшего понимания того, как необходимо оформить транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово “герой”. Состоит из двух слогов, причем 2-й ударный. Сделаем разбивку:
г – [г’] – звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] – безударная гласная.
р – [р] – звонкий, согласный, непарный и твердый.
o – [o] – ударная гласная.
-й – [й’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Всего: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревья». Состоит из трех слогов, причем 2-й ударный. Делаем разбивку:
д – [д’] – звонкий, согласный и мягкий.
е – [и] – безударная гласная.
р – [р’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий.
e – [e´] – ударная гласная.
в – [в’] – звонкий, согласный и мягкий
е – [у’] – звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] – гласный, безударный;
в – [ф] – глухой и твердый.
Всего: 8 букв и 8 звуков.
Звук — мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б”], [ч”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [н”], [р”], [ж”], [г”], [х”].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль – [моль’], мел – [м’эль], ворота – [кал’итка], пихта – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ж], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует “б” и гласные: и, е, ю, и, е. Например: гена – [г”эн], лен – [л”хэ], диск – [д”иск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие.Звонкие согласные могут быть звуками, образованными при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у”ук], [хор], [король”], [ч”ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] – [н], [г] – [ш], [г] – [х], [ч] – [с], [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – объем, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] – [р”], [н] – [н”], [м] – [м”], [ц] – [ц”], [д ] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [ч] – [ч”], [б] – [б”], [ж] – [г” ], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: верно история – белый, высота – ветка, город – гепард, дача – бизнес, зонт – зебра, шкура – кедр, луна – лето, чудовище – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – хутор, хоромы – изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые – перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие – перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б” | бой | |
в | вой | в” | веко | |
G | гараж | G” | герой | |
d | отверстие | d” | смола | |
ч | пепел | ч” | зевота | |
до | крестный отец | до” | кроссовки | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | ножка | н” | нежность | |
P | паук | P” | песня | |
R | рост | R” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | облако | т” | терпение | |
f | фосфор | f” | фирма | |
X | тонкость | X” | химия | |
Непарный | колодец | жираф | ч | чудо |
ш | сетка | сч | ореховый | |
в | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
Z | С | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных –
Вычесть десять гласных
3
Твердые Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F – всегда твердые,
Но H, W, Y – только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Мы не произносим
Но изменить слово
Попросим их помощи.
Всадник едет на лошади
Кон – использовать в игре.
Звук — мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции – [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б”], [ч”], [в”], [д”], [й”], [н”], [к”], [м”], [л”], [т”], [с”], [н”], [р”], [ж”], [г”], [х”].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с – [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук – [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова – [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль – [моль’], мел – [м’эль], ворота – [кал’итка], пихта – [п’ир].
Следует отметить, что звуки [щ’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ж], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует “б” и гласные: и, е, ю, и, е. Например: гена – [г”эн], лен – [л”хэ], диск – [д”иск], люк – [л”ук], вяз – [в”яз], трель – [тр”эл”
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные могут быть звуками, образованными при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у”ук], [хор], [король”], [ч”ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] – [н], [г] – [ш], [г] – [х], [ч] – [с], [д] – [т], [в] – [ф]. Примеры: быль – пыль, дом – объем, год – код, ваза – фаза, зуд – суд, жить – шить.
Звуки, не образующие пары: [ч], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] – [р”], [н] – [н”], [м] – [м”], [ц] – [ц”], [д ] – [д”], [ф] – [ф”], [к] – [к”], [ч] – [ч”], [б] – [б”], [ж] – [г” ], [н] – [н”], [с] – [с”], [л] – [л”], [т] – [т”], [х] – [х”]. Примеры: верно история – белый, высота – ветка, город – гепард, дача – бизнес, зонт – зебра, шкура – кедр, луна – лето, чудовище – место, палец – перо, руда – река, сода – сера, столб – степь, фонарь – хутор, хоромы – изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые – перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие – перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б” | бой | |
в | вой | в” | веко | |
G | гараж | G” | герой | |
d | отверстие | d” | смола | |
ч | пепел | ч” | зевота | |
до | крестный отец | до” | кроссовки | |
л | лоза | л” | листва | |
м | март | м” | месяц | |
н | ножка | н” | нежность | |
P | паук | P” | песня | |
R | рост | R” | ревень | |
с | соль | с” | сено | |
т | облако | т” | терпение | |
f | фосфор | f” | фирма | |
X | тонкость | X” | химия | |
Непарный | колодец | жираф | ч | чудо |
ш | сетка | сч | ореховый | |
в | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
Z | С | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стихи для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных –
Вычесть десять гласных
3
Твердые Сразу станет понятно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F – всегда твердые,
Но H, W, Y – только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Мы не произносим
Но изменить слово
Попросим их помощи.
Всадник едет на лошади
Кон – использовать в игре.
«Скажите, как выучить с ребенком твердые и мягкие согласные звонкие и глухие? – спросила мама недавно, видимо, первоклашек.
Ответ: никак.
Не нужно учить ребенка твердым и мягким согласным, звонким и глухим. Необходимо научить ребенка слышать их и определять по разным признакам. Этому просто невозможно научиться! Необходимо, чтобы ребенок сначала понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а знания придут после понимания.
Как мы будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердого и мягкого согласных.
В русском языке не все согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Поэтому сначала необходимо, чтобы ребенок запомнил согласные звуки Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые, и Ч, Щ, Ы, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такое напоминание, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Ш, Ы сидят на подушках, потому что они всегда мягкие. Если эта памятка будет перед глазами ребенка, ему будет легче запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается ребенок. Можно написать на картоне и вложить в блокнот письменно или по-русски.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. А помогут определить твердость и мягкость согласных соседних букв.
Интересный вариант запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала, как запомнить своим детям три всегда твердых звука, («Ж», «Ш», «Ц»), т.е. смягчить.
Железо, шайба и цемент – что тяжелее? В чем секрет?
Всегда мягкие три звука: «Ч», «Щ», «Ы». Вот забавная скороговорка: Bangs Tickle YYY. (“th” будет воспроизводить звук смеха)”
Если после определяемого согласного стоит другой согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н, и мы помечаем С как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в данном случае, но в начальной школе мы не лезем в такие дебри фонетики.
Если после согласного стоит гласная, то очень легко определить твердость и мягкость. Все гласные являются ведущими, и они управляют предыдущим согласным, должен ли звук быть твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили ранее. Сделайте такое напоминание ребенку и пусть оно поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно же, необходимо научить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого существует множество развивающих упражнений. А известную игру можно модифицировать под нашу задачу и дать ребенку задание определить твердую или мягкую первую согласную в слове.
Сначала нужно подобрать слова, которые начинаются на согласную: пень, пони, рак, река, лук, люк… Потом можно усложнить задачу и подобрать слова, где согласная уже не является первым звуком. Так как согласных в слове несколько, необходимо обсудить с ребенком, какой согласный вы определите – первый или последний. Ребенку необходимо определить на слух нужный согласный звук в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже непростая задача. Например: около д ееало и о д урванчик. Первая согласная – Д, но в этих словах она обозначает звуки разной мягкости.
Примените все эти методы сразу и ребенок без проблем научится определять. О звонких и глухих в следующий раз.
Если у вас есть вопросы, пишите в комментариях.
Solid Unscrambled – You Go Words!
- Инструменты/
- Расшифровщик/
- Твердый
Слова, которые вы можете составить из твердого списка ответов. Есть 120 способов перепутать 5 букв твердого тела. Одна анаграмма (слово из 5 букв, от dilos) может быть составлена из твердого тела. Другие декодировали твердое тело с помощью (дилос, солид, сольди и сдлио).
Узнайте, как использовать самый простой поиск слов здесь. Списки слов расположены в порядке наиболее распространенных слов и самых популярных слов .
Исправьте написание слова solid и найдите слова или фразы из букв s, o, l, i и d для скрэббла или других словесных игр. Нужно переставить буквы, чтобы получилось слово? Переставьте сплошные буквы, чтобы получилось слово длиной от 2 до 6 букв или меньше. Выберите длину или выполните поиск в строке поиска, например «2-буквенные слова из сплошного» .
- Сплошные: выберите длину →
- 3
- 4
- 5
- 6 (возможные фразы).
50 слов на странице.
Заказ по длине.- Все слова/фразы
(34 слова) - Анаграммы
1 слово - Только “d, i, l, o и s”
(1 слово)
- Все слова/фразы