Слова твердые и мягкие согласные – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)
“Твердые и мягкие согласные звуки в начале и в середине слова”
Урок русского языка в 1 классе
по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки в начале и в середине слова.
Правило переноса слов»
Цель урока: Привитие любви к русскому языку через обогащение словарного запаса обучающихся.
Задачи урока:
– развивать умение различать мягкие и твёрдые согласные в начале и середине слов;
– закрепить навыки деления слова для переноса;
– развитие фонематического слуха;
-формирование УУД: приёмы работы с учебником, следование точной инструкции учителя при выполнении заданий, коммуникативные качества (работа в парах) использование схем, взаимопроверка, взаимоконтроль.
Оборудование: схемы слов, учебник, тетрадь в линейку, ручки синего и зелёного цвета, простой карандаш.
Методы и приёмы организации учебной деятельности:
Ход урока
1. Организационный момент.
Тяжела для всех наука
Если в школе сон и скука.
Если будет увлеченье-
Станет радостным ученье.
Проверка домашнего задания.
Откройте учебник с. 44 Вы дома выполняли упражнение 15, теперь расскажите:
1) Названия каких животных начинаются с буквы твёрдого согласного звука ( мышь, баран, бык, суслик….)
2) Чьи названия начинаются с буквы мягкого согласного звука (белка, верблюд, лягушка, лев….)
Игра «Помоги шмелю».
Над цветами шмель летал,
В словах слоги он считал.
Шмель тот в школу ходил
И немножко начудил.
Все слова вы прочитайте,
В них вы слоги сосчитайте.
картина (2) пальто (3) карман (2) морковь (2) лимон (3) линейка (2) карандаш (2)
– Прочитайте слова с выделением ударного слога.
– Разделите слова на слоги.
– Помогите шмелю проверить работу. Правильно ли он определил количество слогов в словах?
– Как можно перенести эти слова?
– Назовите мягкие звуки в словах.
– Подумайте, какую работу нам предстоит выполнить сегодня на уроке.
4. Продолжение урока.
Работа по учебнику Сообщение учителя.( найти страницу учебника)
Ученик читает стихотворение. Разбираем слово ЗУЙ. Объясняем его лексическое значение.
Второй ученик читает задание к упражнению. Следует обратить внимание детей на то, что текст нужно списывать по законам стиха.
Предлагается выполнить самостоятельно данное упражнение.
Организуем взаимопроверку.
Предполагаю, что нужно оказать помощь Мкртчян Зое, Казакову Максиму и Ищенко Маше)
Основная цель упражнения – закрепить навык различения твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.
Вызвать 3 учеников к доске, остальные выполняют эту работу в тетрадях (Думаю вызвать Полюбину Софию, Кремса Софью, Горбачёва Илью)
(Предполагаю, что нужно будет оказать помощь Изварину Егору и Балбуковой Виктории)
5.Физкультминутка. (проводит один из учеников)
Работа в парах.(Распределение ролей)
Даю время на выполнение задания.
Проверка: дети зачитывают слова с одним слогом, с двумя, с тремя.
Делим слова на слоги. Определяем, какие слова нельзя переносить по слогам ( аист, енот)
ВЫВОД: при переносе слова нельзя оставлять одну букву на строке.
7. Итог урока.
– Третье задание упражнения 18. Предлагаю детям высказать собственную точку зрения и аргументировать её.
8. Рефлексия.
– Оцените свою работу на уроке?
– Выберите тот смайлик, который отражает ваше отношение к знаниям, полученным на уроке.
9. Спасибо вам за вашу работу и прилежание. Теперь вы можете поделиться своими знаниями с родителями. Урок окончен.
infourok.ru
Твердые и мягкие согласные
Канская коррекционная школа-интернат VIII вида
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».
Томберг Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Канск, 2012 г.
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».
Тип урока – урок объяснения нового материала.
Цель.
Учить детей определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах.
Развитие фонематического восприятия, развитие речеслуховой, зрительной памяти, внимания, мышления.
Формирование коммуникативных навыков: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, таблицы гласных и согласных букв, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Посмотрите перед вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите своему соседу справа, а третий – нашим гостям.
Пройдите на свои места. Итак, начнём наш урок.
II. Введение в тему.
Назовите первый звук в словах посуда, погода, понедельник. (п)
Дайте характеристику этому звуку? (согласный, парный, глухой)
Кто догадался, какую букву мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания? (П п)
Открыли тетради, прописываем букву Пп, соблюдая высоту каждого элемента.
Игра «Буквы рассыпались».
Запишите слово на следующей строке с маленькой буквы, диктует Таня Ц.
Далее запишем это слово, разделив его на слоги. (По-су-да).
Как можно перенести это слово с одной строки на другую? (Посу-да, по-суда).
Какое словарное слово повторили? (Посуда)
Составьте предложение с этим словом. (Мама мыла посуду).
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года?
Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Классная работа.
Что же нас ждёт сегодня на уроке, хотите узнать? (Да)
III. Изучение нового материала.
Сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми гномами – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим.
Назовите первый звук в имени Том. [т].
А первый звук в имени Тим. [т,].
Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные)
Кто может сказать, одинаковые или разные по звучанию первые звуки в этих именах? (Разные)
Как произносим первый звук в имени Том? (Твёрдо).
Как произносим первый звук в имени Тим? (Мягко)
Может уже кто-то из вас может назвать тему нашего урока? (Твёрдые и мягкие согласные).
Верно, первые звуки в именах сказочных героев разные, и сами гномики Том и Тим, хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга.
[Т,] – звучит мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, он ест пирог, играет в мяч, рисует только кисточкой.
А Том наоборот очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит торт, носит пальто и рисует карандашом.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые)
А как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие)
Так чему же мы будем учиться на уроке? (учиться различать твёрдые и мягкие согласные)
А есть ли у нас в классе ребята, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук? (Таня, Вадим и т.д.)
А чьё имя начинается мягкий согласный звук? (Тимофей)
Прочитайте слова, которые вам приготовили Том и Тим.
Мал. Мял.
Нос. Нёс.
Лук. Люк.
Мышка. Мишка.
Чем отличаются эти слова? (Гласными буквами)
Как произносится первый согласный звук в левом столбике твёрдо или мягко? (Твёрдо)
Как вы думаете, какие это согласные? (Твёрдые)
Твёрдые согласные Том всегда подчёркивает одной чертой.
Назовите гласные, которые помогают произносить согласный твёрдо?
Вывешиваю таблицу (а, о, у, ы, э)
Как произносится первые согласные звуки во втором столбике? (Мягко)
Как вы думаете, какие это согласные? (Мягкие)
А мягкие согласные Тим подчёркивает двумя чертами.
Назовите гласные, которые помогают произносить согласный мягко? (я, ё, ю, и, е)
Вывешиваю таблицу (я, ё, ю, и, е)
Итак, первый ряд запишет слова, которые нравятся Тому.
Какие слова будете писать? (Мал, нос, лук, мышка)
Сколькими чертами подчеркнёте твёрдые согласные? (Одной)
Какие слова будете писать? (Мял, нёс, люк, мишка)
Сколькими чертами подчеркнёте мягкие согласные? (Двумя)
Задание понятно? Приступаем.
Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного?
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного?
Скажите, можно Тома и Тима назвать волшебниками? (Да)
Какие согласные любит Том? (Твёрдые)
Сколькими чертами будем подчеркивать твёрдые согласные? (Одной)
Какие согласные любит Тим? (Мягкие)
Сколькими чертами будем подчеркивать мягкие согласные? (Двумя)
Над какой темой урока работаем?
Физкультминутка «Мышки».
А сейчас Том и Тим предлагают вам немного отдохнуть.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири
Тут раздался страшный звон
Разбежались мышки вон.
О ком говорится в стихотворении? (О мышках)
Произнесите первый звук в слове мышки? [м]
Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
Произнесите первый звук в слове гири? [г,]
Какой это звук? (Мягкий)
IV. Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 70, упр. 2.
Прочитайте про себя задание и будьте готовы читать вслух.
Итак, что нужно сделать в упражнении? (Нужно списать слова и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные в начале слова).
Будем работать у доски с объяснением.
Какие гласные буквы написали после твёрдых согласных? (о, а)
Сколькими чертами подчеркнули твёрдые согласные? (Одной)
Какие гласные буквы написали после мягких согласных? (и, ю, ё)
Сколькими чертами будем подчеркнули мягкие согласные? (Двумя)
V. Закрепление.
Игра «Угадай» (учащимся раздаются предметные картинки)
Том и Тим любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо
поиграли. А сегодня не могут разобраться, где, чьи вещи и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок.
У вас у каждого лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Вы должны угадать, кому из братьев принадлежит эта вещь.
Итак, предметы, в названии которых встречается твёрдый согласный звук, подарим Тому, а предметы, в которых встречается мягкий согласный, подарим Тиму. Я начну, а вы продолжите.
Дети выбирают предметные картинки для Тома и Тима.
В какую игру играли? («Угадай»)
VI. Итог урока.
Наши помощники благодарят вас за помощь.
Скажите, что нового вы узнали про согласные звуки? (Что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие)
Чему мы сегодня учились на уроке? (Определять твёрдые и мягкие звуки в словах)
Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.
VII. Оценки за урок.
Спасибо за работу. Урок окончен!
Список используемой литературы.
Журнал «Начальная школа». –2010. – №2, 4, 5, 6.
Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.
Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. – Волгоград: Учитель, 2008.
infourok.ru
Твердые и мягкие согласные звуки.
Занятие №1.
Тема:
Твердые и мягкие согласные звуки.
Цели:
Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
Развивать фонематический слух.
Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
Развивать память, воображение.
Развивать временные и пространственные представления.
Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.
Ход занятия.
Организационный момент.
Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)
Какое время года? Какой месяц? Декабрь – первый месяц зимы, значит это какой месяц? (зимний)
С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).
Оформление тетрадей.
Сообщение темы.
Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Тренируемся перед дорогой.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Вот большой, а это средний, (разгибают из положения Безымянный и последний «кулак» названные пальцы)Наш мизинчик-малышок.
Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)
Будем их соединять соединяют большой палец
И движенье выполнять. с остальными по порядку)
Мы рога козе покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем –
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы)
Будем с пальцами дружить.
Артикуляционная гимнастика:
1. Чередование «улыбочка» – «хоботок».
2. «Лопаточка» – «иголочка».
3. Качели.
4. Лошадка.
5. Индюшата
Психогимнастика.
Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.
Дифференциация твердых и мягких согласных.
Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?
Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которо
educontest.net
Твердые и мягкие согласные звуки
Тема занятия: Твердые и мягкие согласные звуки.
Цель: совершенствование знаний детей о согласных звуках и буквах, их твердости и мягкости.
Задачи: учить выделять согласные, определять их твердость – мягкость;
обогащать словарный запас детей;
учить выделять мягкие согласные в слогах и словах;
развивать фонематический слух.
Оборудование: рисунок-таблица «Согласные, парные по твердости-мягкости», рисунок «Одиночные согласные», замочки и облачка по количеству учащихся.
Ход занятия.
Орг.момент.
-Здравствуйте, ребята. Сейчас на свое место сядет тот, кто назовет слово, начинающееся на согласный звук.
2. Рассказ:
Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Согласные бывают твердые и мягкие. Чем они отличаются друг от друга? Можно ли на ощупь определить, твердый или мягкий согласный перед нами? Конечно, нет, потому что названия эти условные. Мягким звуком называется тот, при образовании которого спинка языка дополнительно (по сравнению с образованием твердого) приподнимается к нёбу, к его передней части. Проход, по которому идет воздух, сужается, и получается звучание, названное мягким.
Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары. Их 15: Б-Б′, В-В′, М-М′ и др. (На доску выставляется рисунок-таблица). Но встречаются и звуки – одиночки, которые не имеют пары. (На доску выставляется соответствующий рисунок). Согласные Ч’, Щ’, Й’ всегда мягкие, а звуки Ж, Ш, Ц всегда твердые.
3. Сказка «Два короля».
Жили были два короля. Один король правил государством твердых звуков, а другой – королевством мягких звуков. Первый король любил все твердое, а второй – мягкое. У каждого короля есть свой дворец. Выберите вещи, подходящие каждому королю. Не забудьте, что твердый король любит слова с твердыми звуками, а мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий звук.
Диван, шкаф, стол, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, книги, лампа, ложка, вилка.
Наши короли любят охотиться на зверей. Но мягкий король охотится только на животных, в названиях которых есть хотя бы один мягкий звук, а твердый – на зверей, имеющих в своем названии только твердые звуки.
Барс, гепард, волк, лось, кабан, олень, рысь, тигр, носорог, медведь, крот, выдра.
4. Есть ли разница: твердый звук в слове или мягкий? Попробуйте сравнить слова:
ров – рёв, ел – ель, банка – банька, Булька – булка, угол – уголь. Замена твердого звука мягким изменяет смысл слова.
5.- Будьте внимательны. Сейчас я буду произносить слоги. Если вы услышите слог с мягким согласным звуком, то вы поднимите облачко; если с твердым – замок.
ПА, ПИ, ПЮ, ПЫ; ТУ, ТЕ, ТО, ТЁ; МЭ, МЯ, МИ, МЕ, МА.
6. Соревнование: запишите напротив данного слова слово с мягкой согласной.
Образец: мал – мял.
Мал – были – лук –; ров – рад – вол – ;
мыл – ток – воз – ; тук – нос – лыс – .
7. Послушайте слова. Запишите их. Обведите гласные красным карандашом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.
Катя, мята, вилы, река, сито, ноги, кино, Витя. (Корзина, минута, кубики, сапоги, лимоны, медведь.)
8. Закончите предложения, подбирая по смыслу слова из данных (1 строчка из упр.6). Запишите предложения.
Коля еще очень… Вова … кусок глины. Митя обошел открытый…
Володя … козу. Ученик … хорошей оценке. Выкопали глубокий …
Дети … в театре. Зеленый … очень полезен. … – это домашнее животное.
Петя посадил …кустов. Из сарая слышен … коровы. Яичко … и не разбили.
9. Итог занятия: похвала, поощрение.
Твердые и мягкие согласные звуки:
Парные согласные:
твердые
Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х
мягкие
Б′ В′ Г′ Д′ З′ К′ Л′ М′ Н′ П′ Р′ С′ Т′ Ф′ Х′
Звуки-одиночки (непарные):
videouroki.net
Занятие №1. Тема: Твердые и мягкие согласные звуки. – Методическая разработка серии логопедических занятий для учащихся 1-х классов, страдающих НВОНР – Методические разработки – Каталог статей
Разработала учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Кедрового Томской области
Чередник Виктория Анатольевна
Занятие №1.
Тема:
Твердые и мягкие согласные звуки.
Цели:
- Формировать умение различать на слух и в собственном произношении твердые и мягкие согласные звуки.
- Формировать навык звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа структуры предложений.
- Развивать фонематический слух.
- Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. мн. ч. существительных.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме «Цветы»
- Развивать память, воображение.
- Развивать временные и пространственные представления.
- Воспитывать чувство отзывчивости и взаимопомощи.
Оборудование: индивидуальные зеркала, звуковые замки, картинки с изображением Тома и Тима, фишки для звукового анализа слов, предметные картинки по теме «Цветы», карточки со слогами, мяч массажный или мешочек с крупой, перфокарты, карточки «Буквенного лото», схема предложения, смайлики для обозначения настроения, бумажные шапочки синего и зеленого цвета.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Какое настроение? (показать соответствующий смайлик)
Какое время года? Какой месяц? Декабрь – первый месяц зимы, значит это какой месяц? (зимний)
С каких звуков начинаются слова «зима» и «декабрь», чем они похожи? (мягкие согласные).
Оформление тетрадей.
- Сообщение темы.
Отправляемся в путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Тренируемся перед дорогой.
Пальчиковая гимнастика: Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы) Друг без друга им нельзя. Вот большой, а это средний, (разгибают из положения Безымянный и последний «кулак» названные пальцы) Наш мизинчик-малышок. Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши) Будем их соединять соединяют большой палец И движенье выполнять. с остальными по порядку) Мы рога козе покажем И рога оленя даже. Мы про зайку не забудем – Ушками водить мы будем. Чтобы четко говорить, (соединяют пальцы) Будем с пальцами дружить.
| Артикуляционная гимнастика: 1. Чередование «улыбочка» – «хоботок». 2. «Лопаточка» – «иголочка». 3. Качели. 4. Лошадка. 5. Индюшата |
- Психогимнастика.
Идем по лесу – наклонились, прошли под низкими ветками деревьев, раздвигаем ветки, перепрыгиваем через лужу, перешагиваем через высокую мокрую траву.
- Дифференциация твердых и мягких согласных.
Вот и подошли к двум замкам: Синему и Зеленому. Какие звуки живут в Синем замке? А в Зеленом?
Нас встречают два брата, которые работают садовниками. Я буду «кидать» вам звуки их имени, а вы обозначайте их фишками. Одного брата зовут [т, о, м]. Он высокий, худой и такой же твердый, как и звук [т], с которого начинается его имя.
Второго брата зовут [т,, и, м]. Он маленький, пухленький и такой же мягкий, как и звук [т,], с которого начинается его имя.
Догадались, кто из братьев Том, а кто Тим? С какой стороны от вас находится Том, а с какой Тим?
В каком замке работает садовником Том, а в каком Тим?
- Соотнесение звука и буквы.
Запишите имена братьев в тетрадь. С какой буквы запишем? Почему?
Какой звук обозначает буква Т в слове Том, а какой звук в слове Тим? Нарисуйте под ними кружочки соответствующего цвета.
- Развитие фонематического слуха.
Феи попросили садовников украсить замки цветами.
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют цветы (роза, ромашка, пион, ландыш, гвоздика, тюльпан, колокольчик). Какой вопрос зададим к картинкам? (что это?)
К доске выходит по два ребенка. Один из них играет роль Тома, другой – Тима. Шапочку какого цвета ты себе выберешь?
Какие цветы срежет Том, а какие Тим? Дети «срезают» цветы, начиная с фразы: «Я срезаю …». Объясняют свой выбор. Размещают картинки в кармашки замков. Затем передают шапочки другим детям.
- Развитие грамматического строя речи, воображения.
Как назвать срезанные и поставленные в вазу цветы? (букет)
Закройте глаза и представьте, как пахнет букет цветов. Вдох носом, выдох ртом со звуком «х-хаа». Покажите мимикой лица, как вкусно пахнут цветы.
Игра в мяч «Один – много».
Логопед, кидая ребенку мяч, говорит: «У меня в вазе один тюльпан».
Ребенок, возвращая мяч логопеду, говорит: «У меня в вазе много тюльпанов» и т.д.
- Слоговой анализ и синтез.
Злой колдун решил испортить праздник и наслал ураган, который перепутал все слоги в названии цветов. Помогите феям восстановить слова (подсказки в виде предметных картинок на доске: пион, роза, гвоздика, ландыш, ромашка). Поможем?!
Детям раздаются конверты со слогами, из которых они конструируют слова (это задание можно делать на ковре).
- Физминутка.
Речь с движением.
Ветер северный подул – с-с-с… Все слоги в слове сдул. Полетели, закружились И на парту опустились. Друг за дружкой их собрали- Слова строчкой побежали… Посчитаем их опять – Раз, два, три, четыре, пять. Ох, устали их писать, Лучше будем танцевать. | Руки вверх, наклоны из стороны в сторону Трясут кистями рук. Кружатся Приседают на ковер. Встают «паровозиком» Побежали по ковру Загибают пальцы обеих рук, начиная с мизинца Потрясти кисти рук – расслабление. Выполняют танцевальные движения. |
Слова авторские.
- Работа с перфокартами.
Догадайтесь, какие буквы сбежали из слов, вставьте их:
Л.нд.ш, п..н, р.м.шк., р.з., гв.зд.к.
Прочитайте слова с твердыми согласными, с мягкими согласными звуками. Назовите буквы, которые обозначают мягкие согласные.
- Обозначение твердых и мягких согласных звуков буквами.
Тим и Том любят играть в лото. Правила простые: если слово начинается с твердого согласного звука, то кладете синюю фишку на соответствующую букву, если с мягкого согласного, то зеленую фишку.
Л | С | М | Р | Т |
Л | С | М | Р | Т |
Слова: лето, лото, сито, сытый, мышка, мишка, ров, рёв, тюк, тук.
Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.
- Работа над предложением, развитие памяти.
Вспомните, какие были слова на звуки [м] и [м,] ?
Придумайте предложения с опорой на схему: слово-признак (определение) – слово-предмет (подлежащее) – слово-действие (сказуемое) – слово-предмет (дополнение).
- Итог
Тому и Тиму было очень приятно с вами познакомиться, ведь вы помогли им справиться с трудностями. Если вы приходите на помощь людям, то и они всегда придут на помощь вам!
Какие звуки мы различали вместе с Томом и Тимом? Какие звуки может обозначать буква Т (М, К, Д и т.д.)?
Тим и Том довольны вами. А у вас какое настроение? (смайлики)
logopeddoma.ru