Слова на мягкий звук с: Звуки [С] [С`]. Буквы С, с. | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):
Звуки [С] [С`]. Буквы С, с. | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):
ЗВУКИ [С] – [С`]. Буквы С,с.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «С» – «песенка водички», преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком, свистящий.
ЗВУК «СЬ» – преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком, свистящий.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «С», заучить их:
Саня, Соня, сад, сабля, сазан, салат, салют, сапоги, сарай, сахар, сайка, санки, самокат, самолет, сом, сок, сода, сова, соль, сорока, сук, суп, сумка, судак, суббота, судно, сухарь, сугроб, сосуд, сын, сыр, сырок, Слава, слон, слово, сосна, сказка, скамейка, спальня, спутник, старик, стакан, стадо, стул, стол, самовар, солонка, супница, сковорода, свекла.
2) Назвать слова, на мягкий звук «СЬ», заучить их:
Сима, Сеня, сено, седло, секрет, секунда, село, семь, синий, семечко, семья, сентябрь, сердце, серебро, серый, серьга, есть, сеялка, сев, сигнал, сила, сироп, сирень, ситец, сирота, сюрприз, сюртук, север, селедка, сельдерей, сеньор, серпантин, сержант.
3) Закончи слово, добавив слог:
– са ко…, ли…, кас…, ро…, поло…, колба… .
– сы у…, но…, бу…, о… .
4 ) На одну тему. Назови:
Продукты – … (сметана, сыр, салат, сосиски, суп, …)
Имена – …
5) Прочитай слоги и составь с ними слова. «Часть словечка за тобой» (устно).
со – су – се –
смо – са – си –
6) Назови слияния со звуками «С», «СЬ»:
Оса, сода, косынка, плясун, поясок, колёса, сирень, посадка, лисичка, посуда, санитар.
7) Деление слов на слоги. Назови ударный слог:
Сигнал, новосёл, сокол, свёрла, снежок, письмо, селёдка, сугроб, слон, сынок, самовар, секунда, смех.
3. Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с существительными (слова п. 2 А, 2 Б)).
Мама мой ребенок
Сабля моя сабля салют мой салют
Сазан мой сазан сапоги мои сапоги
Салат мой салат сарай мой сарай
4. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте – дворец, Грянул гром, веселый гром,
Во дворце – певец, Засверкало все кругом!
А зовут его… (скворец). Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный… (салют).
5. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Ну-ка, кто из вас ответит: Растет она вниз головою,
Не огонь, а больно жжет, Не летом растет, а зимою,
Не фонарь, а ярко светит, Но солнце ее припечет –
И не пекарь, а печет? Заплачет она и умрет.
(Солнце) (Сосулька)
6. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Са-са-са, са-са-са – Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су – Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы – Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са – Отгадайте, где оса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь.
Б) Стихотворение: Васенька
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
В) Пословицы и поговорки:
«Семь раз отмерь – один раз отрежь».
«Сказано – сделано».
«Слово – серебро, молчанье – золото».
«Старый друг лучше новых двух».
«Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок».
Б) Скороговорки: Г) Считалка:
«Сорока с вороной спорила. Начинается считалка:
Тараторила, тараторила, ворону переспорила». На дубу – скворец и галка.
«Всех скороговорок не перескороговорить, Улетел домой скворец.
Не перевыскороговорить». И считалочке конец.
«Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани».
В) Стихотворение ПРО БУКВУ:
Часть кружочка потерялась,
Буква С у нас осталась.
- ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ:
Слива – слева – Слава сук – суп – суд слон – стон
Слон – слог сам – сом стог – стон
Салки – санки сок – сук стук – стул
Село – сено суд – суп
Игры для закрепления темы Звуки [С] [С`]. Буквы С, с
Игра “Найди пару”. Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук “С”.
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра “Распредели предметы по коробкам” Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ С- Сь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [С`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [С].
ВИКТОРИНА “НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ КАРТИНКУ”.
Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении определять согласный звук [ С] в словах.
Звуковые схемы слов. Звуки [с], [с’]
Посмотри на картинку. Назови слово. Найди к нему схему. Перетяни карточку с верхней строчки на нижнюю.
Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении подбирать звуковую схему к словам.
Звук С – С*
№ 1 Звук С
- Слоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно).
- Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолёт, союз, самовар, самокат, солдат, солить, сорить, солома, сандалии, солёный, сабля, сорняк, сокровище, солёное сало.
- Игры «Много – нет», «1-2-5» со словами: сад, сани, садовник, самолёт, сорока, сандалии.
- Запомни и повтори: сад-сани-самокат-сапоги.
- Проговаривание предложений: У Сани сад. Саня идёт в сад. Саня поливает сад. Саня в саду. Собака в сарае. Сало и сахар в буфете. В саду сова. Саня видел салют. Саня сам надел сапоги. Саня, не сори.
№ 2 Звук С
- Слоги: со-со, со-со-со, со-со-со-со.
- Слова: сом, сон, сок, соль, сор, соты, сотка, соло, сокол, совы, соболь, солнышко, сорный.
- Игра «1-2-5-9» (согласование числит. с существит.) со словами: сом, соболь, сокол.
- Проговаривание предложений: Собери сор в совок. Соня пьёт сок. В сотах мёд. Сонный сом на дне. Сахар в сахарнице, соль в солонке. Сидит сорок сорок.
- Слова: сухари, сукно, сумка, суббота, суп, сухо, сухой, сутки, суфле, суметь, султан, суета, супруга, судья.
- Запомни и повтори: сом-сук-сумка-сундук.
- Предложения: Сова на суку. На ёлке сухой сук. Соне налили супу. В сумке соль и сахар. Саня упал с санок в сугроб.
№ 3 Звук С
- Слоги: сы-сы, сы-су-со, са-со-сы-су.
- Слова: сыр, сытно, сырой, сырок, сыч, сын, сыпать, сытый, сыворотка, сырник, засыпал.
- Предложения: Сынок ел сырок. Сынок сыт. Сыро, надень сапоги. Сыпь сахар в кефир.
- «С» в середине слов: лиса, оса, масса, мясо, весы, усы, волосы, фасад, полосатый, посуда, писатель, хвост, свист, мост, насыпь, посылка, косынка, колёса, колбаса.
- Предложения: Самолёт идёт на посадку. У Сони русая коса. В посылке бусы для Сони. Самолёт высоко над лесом. На луну пасутся косули. Сосулька упала в сугроб. Соня моет посуду. Собака своих не кусает.
№ 4 Звук С
- Слоги: ас-ос-уо-ыс, ус-ос-ас-ыс, ыс-ус-ос-ас.
- Слова: квас, класс, ананас, матрос, волос, поднос, космос, ус, вкус, мусс, палтус, уксус, фокус, трус, арбуз, кактус, автобус, мыс, кумыс, овёс.
- Запомни и назови: кактус-автобус-ананас-квас.
- Проговаривание и заучивание предложений, выделение слов со звуком «С»:
Ас-ас-ас – у нас дома газ. Ус-ус-ус – у Сони кактус.
Ас-ас-ас – у нас дома ананас. Ус-ус-ус – у Сани автобус.
Ос-ос-ос – в саду много ос. Ыс-ыс-ыс – Денис пьёт кумыс.
5. Указать место звука «С» в слове: сапоги, место, флюс, колос, сумка, сухарь, высокий, атлас, солёный, полосатый.
№ 5 Звук С
- Слоги: ста-сто-сту-сты, сту-ста-сты-сто, аст-ост-уст.
- Слова: станок, стакан, стадо, стадион, капуста, место, тесто, пусто, густо, стон, стук, ступка, ступеньки, пастух, кусты, мосты, хвосты, аисты, наст, хвост, куст.
- Согласование местоимений МОЙ, МОЁ, МОЯ с существит.: стакан – мой, капуста – моя, место – моё, станок – …, невеста – …, хвост – …, стадо – …, тесто – …, пастух – …
- Запомни и повтори: аист-хвост-мост-куст.
- Словообразование по образцу: пианино – пианист, такси – таксист, хоккей – …, волейбол – …, баскетбол – …
- Проговаривание предложений, выделение слов на «С»: В саду стоит аист. Под кустом стоит пастух. За садом высокий мост. Петух поднимает хвост.
№ 6 Звук С
- Слоги: ска-ско-ску-скы, аск-оск-уск-ыск, уск-ыск-аск.
- Слова (проговаривание, определение места звука «С»): каска, киска, миска, маска, скакать, скамейка, скука, иск, писк, обелиск, киоск, воск, пуск, плеск, сколько, скатерть, сковорода, ласка, прпуск, носки, доска.
- Именительн. падеж множ числа: киска – киски, миска – …, ласка – …, маска – …, скамейка – …, обелиск – …, киоск – …, скакалка – …, склад – ….
- Игра «1-2-5» со словами: миска, скакалка, доска.
- Чистоговорка «Киска»(заучивание, выделение слов со звуком»С»):
Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски. Сыта киска – пуста миска.
№ 7 Звук С
- Слоги: спа-спо-спы-спу, спы-спу-спо-спа, асп-осп-усп-ысп.
- Слова: спать, спой, спутать, спутник, Спартак, спор, поспорить, проспать, спокойно, спасибо, испытание.
- Чистоговорки о сове и совятах:
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит – на суку сидит.
Взгляни на маленьких совят, совята вместе тут сидят.
Когда не спят, они едят. Когда едят, они не спят.
- Выделение слов со звуком «С» из чистоговорок.
- Игра «1-2-5-9» со словами: сова, совята.
- Слова со стечением согласных: масло, весна, смахнул, смола, стог, снова, сладкий, слабый, небосвод, станция, стакан, пристань, ступеньки, стул, стужа, станция, кислый, пустой, славный, смелый, ствол, пенистый, встать.
№ 8 Звук С
1.Учим.
Гусаки.
Идут леском
Гусак за гусаком
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гасака.
2. Счет от 1 до 10.
Один самолёт, два самолёта и т.д.
Один самокат и т.д.
№ 9 Звук С
1.Учим.
На санках.
На санках Саня с Соней
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух, в сугроб.
2. Игра «Поймай звук».
– Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С.
Собака, кошка, мышка, носорог, лиса, оса, корова, муха, барсук, слон.
– Вспомни и назови все слова со звуком С.
№ 10 Звук С
1.Пересказ.
Снежная баба.
Саня с ребятами лепили снежную гору, а мы снежную бабу. Баба у нас просто чудесная. Вместо глаз вставлены угольки. Нос – сук от куста. Губы – красные лоскутки. На голове – миска. Дядя Анастас нас хвалил. А пес Барбос бегал и лаял.
2. Вспомни и назови слова со звуком С.
№ 11 Звук С
Русские народные скороговорки:
Сух сук нёс барсук.
Оса боса и бес пояса.
Влас у нас, Афанас у вас.
Соломы воз возница вёз.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Съел Слава сало, да сала было мало.
№ 12 Звук С
Русские народные скороговорки:
Косарь косил, косу носил.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – косец домой.
Коса косит гладко, коса любит лопатку.
Лопатка песочек, косец – пирожочек.
Вёз Анос сеять овес.
Посеял овёс.
Уродился овёс.Пришел Анос, скосил овёс, повязал овёс, сколотил овёс.
Повыбрал овёс, увёз овса воз.
№ 15 Звук СЬ
- Слова: сядь, гусята, лисята, семь, восемь, сено, сети, ясень, осень, лесенка, песенка, сито, синий, осина, гуси, такси, сидеть, Максим, носить, косить, весить.
- Запомни и повтори: гусята, ясень, лесенка, осина.
- Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком «СЬ»:
Мы сидим на лесенке, и поём мы песенки,
Все поют, и я пою песню новую свою
- Словообразование относительных прилагательных и словосочетания с ними: осень – осенний день (лист, весна, дуб, липа, погода, небо).
- Закрепление образования относительных прилагательных от слова ОСИНА, ЯСЕНЬ – игра «Какой лист, какая ветка, какое полено?»
№ 16 Звук СЬ
- Заучивание: Ты не бойся – это гусь. Я сама его боюсь.
Выделение слов со звуком «СЬ» (гусь, бойся, боюсь).
- Родственные слова к слову гусь: гусёнок, гусыня, гусак, гусиный, гусята.
- Преобразование деформированной фразы: Лес гусь в пастись – В лесу пасётся гусь. Гусь гусёнок есть у маленький. – ….Гусыня с лесок гусята пасти. – …. С Люся гуси гусята пасти. – ….Вася пух мягкий нести гусиный. – ….
- Подбор слов (предметов) к прилагательным Васино, Санина, Санино: Санин – гусь, кот, конь; Санина – авоська, моська, тесьма; Санино – письмо, …
№ 17 Звук СЬ
- Слова: усердный, носилки, Вася, кассета, персик, пасека, свет, свинка, свитер, снимок, снегирь, смех, смелый, спеть, стёкла, Стёпа, спица, стих, свист, снести, слесарь, сессия, сосёнка, сесть, сестра.
- Заучивание чистоговорок «Васенька», «Котята»:
Непоседа Васенька не сидит на месте,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
На скамейке семь котят, все котята есть хотят.
В миску мы кисель нальём – вот вам миска с киселём.
Под скамейкой семь котят есть из миски не хотят.
- Договаривание предложений (косвенные падежи числительн. и существит.): На скамейке семь котят… . Мы любуемся… . Вася заботится о … . На скамейке нет… . Мы даём миску… .
№ 18 Звук СЬ
- Слова: стена, степь, стихи, кости, гости, напасти, кость, гость, весть, напасть.
- Заучивание чистоговорки:
Вместе с мамой я встаю, сам постель себе стелю,
Умываюсь, одеваюсь, с мамой в детский сад иду.
- Припоминание слов на звук «СЬ»:
в начале слова, в конце, в середине.
4. Составление и заучивание рассказа «Осень» с использованием опорных слов: осень, осенний, ясень, осина, листопад, листья, Сима, Сеня, Вася.
№ 19 Звук СЬ
Скороговорки:
Сеня вёз воз сена. Покатил Костя в Кострому в гости.
Вася косил косилкой спелый овёс.
Ах, вы, сени, сени! Вышел сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня и кувырк через ступени!
Сеня сено косит. Сёма сено носит.
А Касьян на сене сидит, а Касьян вовсю голосит:
– Не умею я сено косить, не по силам мне сено носить!
Зато песни могу голосить, всех вас песнями веселить!
Га-га-га! – гогочет гусь, – Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню всё гляжу – не нагляжусь!
Носит сено Сеня в сени, спать на сене будет Сеня.
Примеры списка слов
Resource Room: “Soft” G Образцы списка слов
Resource Room: “Soft” G
|
Hard and Soft C и G Задания и планы уроков для их обучения
Обучение звукам, которые издают c и g, может быть сложной задачей для учащихся начальных классов. Большинство учащихся изучают мягкий звук «с» в первом классе, а мягкий звук «г» мы обычно учим в первой четверти второго класса.
Буквы C и G могут издавать два разных звука в зависимости от гласных, которые следуют за ними в слове.
Что такое мягкий звук C?
Звуки C&G Teaching Powerpoint ( источник )Когда гласные e, i или y непосредственно следуют за буквой C в слове, C обычно производит звук /s/. Мы называем это мягким звуком C . Некоторые слова с мягким звуком C: хлопья , город , карандаш и сельдерей .
Когда гласные e, i или y следуют непосредственно за буквой C в слове, C обычно дает звук /s/.
Когда C окружена любыми другими буквами, C издает обычный звук /k/. Мы видим это в таких словах, как кошка , клип , кроватка и чашка . Мы называем этот звук жестким звуком C .
Что такое мягкий звук G?
Звуки обучения C&G Powerpoint ( источник )Как и буква C, буква G также имеет два звука: /g/ или /j/. G изменяет звук, когда за ним следуют определенные гласные. Когда за буквой G непосредственно следует e, i или y, обычно получается звук /j/. это называется мягкий звук G , и мы видим его в таких словах, как: драгоценный камень , тренажерный зал , оранжевый и жираф 2 .
Когда за буквой G непосредственно следует e, i или y, обычно получается звук /j/.
Когда за G следуют o,a,u, l, r, получается обычный звук /g/. Мы называем это звуком hard G . Слова с твердым звуком G включают камедь , рогалик , лягушка и яйцо .
Как я учу звуки C и G
Знакомя с твердыми и мягкими звуками, научите учащихся смотреть, какая буква следует за буквой G или C. Это поможет им определить, является ли C или G мягкой или твердой.
Упражнения для обучения твердому и мягкому C и G
Вот некоторые из упражнений, которые мы выполняем для работы с фоническими паттернами, которые мы изучаем каждую неделю:
Типы звуков
Предоставьте учащимся множество возможностей попрактиковаться в различении твердых и тихих звуков. Используйте карманную диаграмму и карточки с картинками или карточки со словами и попросите учащихся отсортировать их по звукам, которые они слышат: твердая до, мягкая до, твердая соль и мягкая соль. Одинаковые звуки
Помогите учащимся развить навыки слухового различения, показав им несколько картинок и написав слово C или G. Попросите учащихся прочитать слово, произнести названия картинок и послушать, чтобы найти, у какой из картинок тот же твердый или мягкий звук c/g, что и у написанного слова.
Звуки одинаковых звуковых карточек C&G ( источник )Эти же звуковые карточки заданий включены в комплект фонетики Sounds of C&G.
Декодируемые отрывки
Используйте декодируемые фонетические отрывки или читатели, чтобы побудить учащихся произносить слова, используя стратегии декодирования, а не угадывание по картинкам или предсказание.
Вот источник декодируемых отрывков, предназначенных для жестких/мягких C и G . Учащиеся находят и выделяют слова в образце, затем отвечают на вопросы на понимание текста.
Звуки декодируемых пассажей C & G ( источник )Звуки видео C и G
Есть несколько забавных и запоминающихся мелодий, которые вы можете прослушать со своим классом, чтобы помочь им выучить правила и увидеть примеры двух звуков. из C и G. Попробуйте их со своими учениками и предложите им подпевать и танцевать!
Другие видео для обучения звукам C и G:
- Soft C Phonics Song
- Песня Soft G Phonics
- «Soft G» Марио Барретта
- Шон Кингстон «Два способа сказать C»
Составление слов
Составление слов не только является ключевым компонентом развития фонематического восприятия, но и делает фонетику более практичной с использованием манипулятивных средств. У учащихся есть множество способов использовать магнитные буквы и плитки с буквами для построения слов, замены звуков, добавления и удаления звуков и многого другого.
Вы можете легко сделать свои собственные магнитные плитки с буквами, кубики с буквами или карточки с буквами, не тратя много денег.
Sounds of C&G Word Builder Activity ( источник )Рабочие листы Hard and Soft C и G
Хотя рабочие листы не всегда являются лучшим способом обучения, они дают учащимся дополнительную практику. Студенты должны уметь писать и произносить слова в сложных и мягких моделях C&G, но мы можем сделать практические рабочие листы более увлекательными, добавив новизну. Вот простые идеи и интересные способы сделать рабочие листы более увлекательными, о которых вы, возможно, не думали!
Деятельность центра
Я считаю, что лучше всего придерживаться еженедельной акустической программы, чтобы учащиеся знали, чего от них ждут, и могли сразу приступить к работе. Мне нравится предлагать различные игры и центры со звуками C и G и изменять их, чтобы они соответствовали нашему целевому навыку.
Использование последовательных и знакомых действий облегчит управление фоническими центрами.