Слова исключения о е после шипящих: О Е Ё после шипящих в корне – правило, примеры и исключения в существительных, правописание буквы
Буквы о, ё после шипящих в корне слова правило. очень надо — Спрашивалка
Буквы о, ё после шипящих в корне слова правило. очень надо — СпрашивалкаАА
Алена Аленушка
- слово
- буква
КТ
Костя Травкин
16.Буквы о-ё-е в корнях слов после шипящих.
После шипящих в корнях слов под ударением вместо “о” пишется “ё(е) “, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется “е”:
шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь – щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь – желудей, чёрт -черти, шёпот – шептать ит. п.
Буква “о” пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с “е”: зажор (затор льда во время ледохода) , обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть) , жом (пресс) , жох (пройдоха) , джонка (лёгкое судно) , мажорный (бодрый) , шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь) , шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1. Буква о пишется в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером) .
Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия; а также в производных словах: Жокейский, шовинист и т. п.
SL
Svetlana Lebedeva
В корнях под ударением после шипящих пишется Ё, если при изменении слова или в однокоренных словах имеется Е (жёрдочка – жердь, бечёвка – бечева, щёлочка – щель) . В заимствованных словах (жокей, капюшон, шоколад, шоссе) и в русских словах (крыжовник, обжора, шов, шорох) пишется О, если нельзя подобрать однокоренных слов с Е. В глаголах и образованных от них словах с суффиксами -енн-(ен) пишется Ё (ожёг руку, прожжённая дыра) . В существ-ных пишется О (ожог лица, поджог – это преступление) .
После шипящих Ж Ч Ш Щ пишутся А. Е, И, У и не пишутся Ы, Э, Ю, Я (жаркий, жердь, жуткий, чаша, чисто, шар, щепка щупальце) Исключение Брашюра, жюри, парашют. имена собственные: Жюль Верн, Шяуляй и др.Va
Valentina
В корнях под ударением – только ё!
Исключения составляют слова: крыжовник, шорох, шов, капюшон (эти исключения в школьном учебнике) . Кроме них есть ещё много слов (в большинстве это слова нерусского происхождения) , в которых пишется О в корне после шипящей (под ударением или без) : шок, жор, обжора, жонглёр, шофёр, шорты, мажор, анчоус и т. п.
Их надо проверять по словарю, если сомневаешься.
ВС
Виктория Смоловская
ВП
спасибо
СС
Сергей Сафонов
спасибо
ОЛ
Олеся Лучинович
После шипящих в корнях слов под ударением вместо о пишется ё(е), если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется е: шёл — шедший, жёлтый — желтеть, шёлк — шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт — вычет; щёголь — щеголять, жёлоб — желоба, жёлудь — желуде́й, чёрт — черти, шёпот — шептать и т. п.
Буква о пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с е: зажор (затор льда во время ледохода), обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть), жом, (пресс), жох (пройдоха), джонка (лёгкое судно), мажорный (бодрый), шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь), шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1. Запомните исключения: о пишется в существительных ожог, поджог в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером).
Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жоке́й, жолнёр, жонглёр, шовини́зм, шокола́д, шоссе́, шофёр, Шотла́ндия; а также в производных словах: жоке́йский, шовини́ст и т. п.
СА
Сергей Агапов
почему так много кек????
Вика Флеринская
честно это что такое за кек, и зачем так много?!
Ве
Вера
кек
ГИ
Галина Иванова
После шипящих в корнях слов под ударением вместо “о” пишется “ё(е) “, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется “е”:
шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь – щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь – желудей, чёрт -черти, шёпот – шептать ит.
Буква “о” пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с “е”: зажор (затор льда во время ледохода) , обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть) , жом (пресс) , жох (пройдоха) , джонка (лёгкое судно) , мажорный (бодрый) , шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь) , шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1. Буква о пишется в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером) .
Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия; а также в производных словах: Жокейский, шовинист и т. п.
СА
Светлана Абанинаьссттоаьт ьтас
Любаня Смульская
После шипящих в корнях слов под ударением вместо “о” пишется “ё(е) “, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне появляется “е”:
шёл-шедший, жёлтый-желтеть, шёлк-шелка; чёт, зачёт, отчёт, счёт -вычет, щеголь – щеголять, жёлоб- желоба, жёлудь – желудей, чёрт -черти, шёпот – шептать ит. п.
Буква “о” пишется в корнях под ударением после шипящих при отсутствии чередования с “е”: зажор (затор льда во время ледохода) , обжора, жолкнуть (блёкнуть, вянуть) , жом (пресс) , жох (пройдоха) , джонка (лёгкое судно) , мажорный (бодрый) , шов, шомпол, шорник (делающий ремённую упряжь) , шорох, чопорный, чохом (оптом, без счёта) и т. п.
То же правило применимо к словам крыжовник, трущоба, трещотка, в которых корень или суффикс затемнён.
Примечание 1. Буква о пишется в существительных ожог, поджог, в отличие от глагольных форм ожёг, поджёг; в наречии вечор (вчера вечером) .
Примечание 2. В иноязычных словах буква о после ж и ш бывает и без ударения: жокей, жолнер, жонглёр, шовинизм, шоколад, шоссе, шофёр, Шотландия; а также в производных словах: Жокейский, шовинист и т. п.
ОХ
Олег Ходаков
может хваит кекать
Юлия
кек
Похожие вопросы
какое правило орфографии поможет не ошибиться в написании гласных е ( ё ) – о после шипящих в корне слова
Слова исключения на правило о/ё после шипящих и ц !!!
о-ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях сущестительных, прилагательных и глаголов.
нужно правило: Буквы и, у, а после шипящих
какую букву писать после шипящих о или ё
слова с Правописание «о» и «ё» после шипящих в оканчаниях прилагатильных
Напишите пожалуйста слова с буквами о ё после шипящих (не правило а слова)
буквы о-е после шипящих в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных
буквы е и ё после шипящих в суффиксах причастий
Буквы и, у, а после шипящих, правило
Буквы ё-о после шипящих в корне слова
БУКВЫ О-Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв Е- О после шипящих в корне; слова-исключения; написание слов с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении; уметь находить и правильно писать слова с изученной орфог раммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь писать слова с непроверяемыми написаниями после шипящих в безударном положении.
Метапредметные : умение находить, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: проектор, мультимедийный экран, презентация к уроку, рабочие листы.
Учебник: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 2; под редакцией Е.А. Ладыженской – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Этапы урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Здравствуйте, ребята. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться! Слушаем внимательно, работаем старательно!
(Запишите число. Классная работа)
Минутка чистописания
Запишите под диктовку пословицу:
Верному другу цены нет.
Объясните смысл этой пословицы, поставьте себе оценку на полях.
2. Актуализация знаний. Лексическая сказка.
– Ребята, расскажите алфавит. – Кто в нём живёт? (Буквы.) -А сколько их? (33 буквы).
– Сколько согласных букв в русском языке? (21 согласная буква).
– А сколько гласных( 10 гласных и два знака, не обозначающих звуков – ъ и ь.)
Согласным без гласных никак не справиться. Вот они и стараются не обижать своих певучих подружек. – Назовите все гласные буквы.
-(А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я). Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая.
– Назовите шипящие буквы, ребята. –(Ж, Ш, Щ, Ч).
– Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке, лингвистические сказки?
– Именно с такой сказкой мы сегодня и познакомимся
«Капризные шипящие». (рассказывает ребенок – индивидуальное задание)
В некотором царстве, в некотором государстве дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней окажется шипящий.
– А какие шипящие согласные вы знаете? (Ж, Ш, Ч, Щ.)
С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с шипящими и буквами О и Ё.
ШЁЛ ПО ШОССЕ ЧЁРНЫЙ ГАЛЧОНОК.(слайд 2)
Тсс… слышите, что говорят шипящие?
– Осторож-ж-но! Мы – ш-шшипящ- щ-щие!
Поставьте, пожалуйста, ударения в словах шёл, чёрный. Является ли буква Ё орфограммой? (Является, потому что пишется Ё, а слышится звук О)
После каких звуков находится орфограмма?
(После шипящих согласных)
В какой морфеме находится орфограмма?
(В корне)
Давайте попытаемся сформулировать тему урока.
(Буквы О-Ё в корне слов после шипящих)(слайд 3)
– Запишите тему урока (слайд 3)
Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны сегодня научиться? Попытайтесь сформулировать цель. (Мы научимся определять, какую гласную нужно писать после шипящих в корне слова: О или Ё) (слайд 4)
5.Объяснение нового материала.
1). Работа с таблицей «Буквы О и Ё после шипящих в корне слова» (Слайд 5)
Шёрстка
Шерсть
Шёлк
Шелковистый
Щёки
Щека
Жёлтый
Желтизна
Посмотрите на таблицу. Прочитайте слова, помещённые в ней. Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов. (В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне)
Все ли слова подчиняются данному правилу? Посмотрите на следующие слова: шов, шорох, капюшон, крыжовник, шомпол. (Слайд 6) Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова?
Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. (Слайд 7) (Читают вслух правило) Обратите внимание на оформление орфограммы. Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё. К слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О.
2)Слова-исключения.
Ребята, мы с вами говорили о том, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в языке, поэтому в них пишется буква О. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение. (Слайд 8)
Наш «О» сегодня разозлён:
Шов в капюшоне сделал он.
Накинув вышитый наряд,
Полез за ягодами в сад.
Но шов цеплялся за крыжовник,
И шорох услыхал садовник.
3). Слова иноязычного происхождения.
В некоторых словах после шипящих в безударном положении пишется О. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Их правописание следует запомнить. В основном, это слова иноязычного происхождения. – Жокей – наездник на скачках. (Слайд 9)
– Крюшон – прохладительный напиток. (Слайд 10)
Вывод: после шипящей в словах иноязычного происхождении пишется О. (Слайд 11)
Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Какое лексическое значение этих слов, мы сможем узнать, заглянув в толковый словарь. Первый вариант ищет значение слова артишок, второй – анчоус.(отвечают с места два ученика)
Зарядка для глаз («Зимняя сказка»)
6. Закрепление нового материала.
1). Первичное закрепление
Поработаем у доски. Мы будем записывать словосочетания, объясняя написание слов и графически оформляя орфограммы. Если вам встретится прилагательное, употреблённое в переносном значении, подберите, пожалуйста, к нему синоним.
Отрастить чёлку, вырастить крыжовник, сдать отчёт, предлагать шоколад, почётный караул, шёлковый костюм, неясный шёпот, красивый капюшон, чёрствый человек, ровный шов, мягкая шёрстка.
2). Диктант-молчанка
Сейчас мы проведём диктант-молчанку. Я показываю вам рисунок, а вы записываете слово и графически оформляете орфограмму. (Слайды 12-13)
А теперь проверим, насколько хорошо вы справились с заданием. (Слайд 14)
3). Тренировочные упражнения на карточках (задание выполняется двумя учениками у доски, остальные работают в тетрадях).
Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначьте графически орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа. (Слайд 15)
ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
Шёв Шопот
Чёрточка Шёрты
Щолкнуть Жёрдочка
Шёк Пчолы
Шорстка Щотка
Проверка (Слайд 16)
7. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия.
Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал.
1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением)
2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры.
3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры.
4.Цель урока – научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута ли цель?
5. Что осталось непонятным?
6.Что понравилось больше всего?
7.Что показалось самым трудным?
Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы уходите с урока. На парте перед каждым лежат два жетона: один – улыбающийся, другой – невесёлый. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в данный момент.
8. Домашнее задание по выбору (Слайд 17)
– Параграф 86, упр. 459.
(Слайд 21)
3. Выявление места и причины затруднения. (3+4)
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают. (Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.) (слайд 3)
– А теперь посмотрите на таблицу на слайде и сделайте вывод о написании букв о-ё после шипящих в корне слова.
Ё жёлтый – желтеть шёлк – шелка чёлка – чело щёлкнуть – щелчок | О жонглёр – …(-) шокировать – …(-) чопорный – …(-) трущоба – …(-) |
– Что общего между этими словами? (Во всех есть шипящие. )
– Какой звук слышится после шипящих? (Звук О.)
– Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё (Звук О па письме передаётся буквами О и Ё.)
Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.
Физкультминутка Нужно сделать гимнастику для язычков: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон…». (Гимнастика проводится в три этапа: сначала дети слушают скороговорку, затем проговаривают медленно и тихо, а потом быстро и громко.) -Теперь порядок, поехали!» (Слайд№4)
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Творческая практическая деятельность
Давайте составим алгоритм( способ рассуждения и применения правила)
– Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):
1. Определить часть слова.
2. Если орфограмма в корне, то …
3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
Да- пиши Ё Нет – пиши О
– Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад. (Слайд 5)
Словарная работа. (индивидуальная творческая работа для 2 учащихся – сделать презентацию по словарным словам)
– Ребята, в этом правиле встречается много слов-исключений. Сейчас мы с вами поработаем над словарными словами следующим образом.
Перед вами текст, Вы должны выписать из него слова с О после шипящих в корне, они будут словарными словами, которые нам необходимо запомнить.
Текст.
Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, и шум трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Куртка на обжоре затрещала, шов на капюшоне лопнул, еле-еле успел унести ноги.
Шоу – представление.
Анчоус – мелкая морская рыбка.
Жокей – профессиональный наездник на скачках, бегах.
Жонглёр – актер цирка, который искусно подбрасывает несколько предметов.
Шомпол – стержень для чистки и смазки канала ствола в ручном огнестрельном оружии.
– Но существует одна особенность в этом правиле.
Если слово с корнем -ЖЁГ- (-ЖОГ-) является существительным – пишем О, если глаголом – пишем Е.
– Посмотрите на доску (слайд 6).
Ожёг-ожог
На солнце спину я ожЁг
И третий день лечу ожОг.
Горела с Ё моя спина,
А с О ой-ой – болит она.
– Давайте разберёмся с этим текстом, вставим пропущенные буквы и докажем свою точку зрения.
Преступник ночью дом поджёг,
Но, совершив такой поджог,
Он и лицо себе обжёг.
Так, получив большой ожог,
Он был наказан за поджог.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (Обобщение, систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике.) Давайте проведем различные виды диктантов. (слайд 7)
1. Распределительный диктант.
– Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.
Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка
2. Выборочно-восстановительный диктант. (слайд 8)
– Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».
– По выписанным словам восстановите текст.
Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль. (А. Иллюминарская)
3. Творческое задание. Дифференцированное.( работаем в парах) (слайд 9)
Задание №1 (на выбор)
– Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова.
На слайде слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.
Задание № 2. (На выбор)
Спишите, составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________; ______________ш…рохи, _____________ш…потом, ________беч…вка; деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;
4. Творческий диктант «Замени одним словом»
1.Разговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
5. Цвет, противоположный белому – чёрный
6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
8. Маленькая щель – щёлка
9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
7. Включение в систему знаний и повторение. (Проверка и обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание).ТЕСТ
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…рточка
2) сильный ож…г
3) щ…лка
4) ч…тное число
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рох
2) ш…в
3) ч…рствый
4) ж…кей
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч. ..ус
2) пош…л
3) деш…вый
4) поч…тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рты
2) ш…фёрский
3) пш…нка
4) капюш…н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…кировать
2) ж…нглировать
3) прищ…лкивать
4) ч…кнулся
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч…т голосов
2) ш…рник
3) молодож…ны
4) реш…тка
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…лка
2) ш_ссе
3) ч…лн
4) беч…вка
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…кей
2) расч…тливый
3) гладкош…рстный
4) щ…голь
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…лудь
2) ш…пот
3) леч…
4) тяж…лый
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…сткий
2) ж…лтый
3) щ…тка
4) трещ. ..тка
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Домашнее задание: (слайд 10)
Параграф 53, упр. 296, 298, словарь (словарные слова О-Ё после шипящих)
Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку-смайлик с грустным лицом.
Список используемой литературы и интернет сайтов:
http://pochemu4ka.ru/load/konkurs_quot_zanimatelnye_golovolomki_quot/golovolomki/krossvord_bukvy_o_e_jo_posle_shipjashhikh/423-1-0-10117
www.calameo.com/books/0009779270888bddfa42
Аксенова Л.А. контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс к учебнику Т.А. Ладыженской и др. М.: издательство «Экзамен», 2016.
Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Ч. 1; под редакцией Е.А. Быстровой – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014
Лингвистическая игра « Замените одним словом».
1.Разговор тихим голосом – шёпот
2. Цвет одуванчика – жёлтый
3. Предмет для чистки зубов – щётка
4. Плод дуба – жёлудь
5. Цвет, противоположный белому – чёрный
6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)
7. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
8. Маленькая щель – щёлка
9. Ягоды на колючих кустах – крыжовник
2.Прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 18 слов-исключений.
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Тест для 5 класса. «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…рточка
2) сильный ож…г
3) щ…лка
4) ч…тное число
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рох
2) ш…в
3) ч…рствый
4) ж…кей
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч…ус
2) пош…л
3) деш…вый
4) поч…тный
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш…рты
2) ш…фёрский
3) пш…нка
4) капюш…н
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш. ..кировать
2) ж…нглировать
3) прищ…лкивать
4) ч…кнулся
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч…т голосов
2) ш…рник
3) молодож…ны
4) реш…тка
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…лка
2) ш_ссе
3) ч…лн
4) беч…вка
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…кей
2) расч…тливый
3) гладкош…рстный
4) щ…голь
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…лудь
2) ш…пот
3) леч…
4) тяж…лый
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж…сткий
2) ж…лтый
3) щ…тка
4) трещ…тка
РАЗДАТОЧНЫЙ ЛИСТ
Алгоритм( способ рассуждения и применения правила)
– Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (алгоритмом):
1. Определить ………….
2. Если орфограмма в корне, то …
3. Посмотри, можно ли изменить слово так или подобрать родственное, чтобы после шипящего было Е:
Да- пиши ….. Нет – пиши …..
– Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: чёрный, шоссе, жёлтый, шоколад.
1. Распределительный диктант.
– Распределите слова по двум столбикам слова: с О и Ё.
Ш…колад, ч…рный, беч….ва, ж…кей, ш…рох, реш…тка, капюш….н, ч…лка, ж_рдочка, щ_тка
2. Выборочно-восстановительный диктант.
– Из текста выпишите слова с орфограммой «Правописание О – Ё после шипящих в корне слов)».
– По выписанным словам восстановите текст.(устно)
Пришел месяц февраль. Он словно волшебник-жонглёр, разыгрался с метелями. Засыпал шоссе, так, что шоферы с трудом пробираются сквозь заносы. Покрыл решетки балконов инеем. Желтое солнце не согревает щеки. Тяжелые сугробы стоят, как снеговики. А иногда снег идёт тихо-тихо и шепотом жалуется на жесткий февраль. (А. Иллюминарская)
3. Творческое задание. Диффиренцированное.( работаем в парах)
Задание №1 (на выбор)
– Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова:
Крыжовник, пчёлы, шорох, шёпот, шорты, шёлковый и др.
Задание № 2. (На выбор)
Спишите, составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму
Ч_рная _______; __________ш…рстка; ч…рствый________;________ш…в, ___________печ…нка; зач…ркивать__________; ______________ш…рохи, _____________ш…потом, ________беч…вка; деш_вый _____________; ______________ж_лудь; _____________ ч_лка; _______________ ш…лк;
Буквы е (ё) – о после шипящих в корне.
Употребление букв е (ё) – о после шипящих в корне можно определить специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е (ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.
Если шипящие в корне под ударением, то пишется е (ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: жёрнов – жернова, кошёлка – кошель, бечёвка – бечева, жёлудь – желудевый, жёрдочка – жердь, пощёчина – щека и т. п.; если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о: жонглёр, боржоми, джоуль, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.
Примечания: Слова шорох и шероховатый не являются однокоренными.
Различаются написания слов, образованных от глагола жечь: ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) – существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) – глаголы в форме прошедшего времени.
Нужно обязательно не забывать про слова-исключения иностранного происхождения:
В словах-исключениях иностранного происхождения всегда пишется буква “о” в безударном положении.
Чтобы легче запомнить эти слова, прочитайте и запомните следующий маленький рассказ:
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное.
Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные орфограммы. Мотивируйте свой выбор.
1. Снова ш…потом заговорили офицеры, говоря свои приказы, и ч…рная стена первой роты вдруг опустилась.
2. Петька стоит на откосе в сеим шагах от окопа, спрятав автомат под плащ и накинув на голову капюш…н. 3. Три пулемета, стоявшие очень близко, вперекрёст с перемещением били по высоте, чудилось – проч…сывали каждую осеннюю травинку светящимися острыми зубьями гигантского гребня.
5. Анатолий уверен, что недостаток зерна в России даст лишние аргументы для ж…стких разговоров с русскими.
6. Базаров не относился к числу тех, очутившихся за границей людей, у которых инстинктивное неприятие всего окружающего превращалось в ш…ры, мешавшие им видеть и узнавать незнакомый мир. Ш…рами прикрывают глаза лошади, чтобы она не пугалась незнакомого и чужого.
7. Прохожий лейтинант задумчиво покачал головой, почмокал языком, потом достал трубочку, не накладывая её, расковырял прижж…нный табак, заж…г кусочек трута у курившего лейтинанта и приподнял шапочку.
8. Таким и запомнилось начало новой прекрасной жизни: красивое синее небо, зелёно-ж…лтое выжж…нное поле аэродрома и прыгающая в траве маленькая ч…рная машина.
9. Мокрый окурок попал в щ…ку Мармеладова, но не обж…г его, только пеплом осыпал.
Так же мы вам приведем материалы, которые помогут как и учителям так и ученикам:
Словарные диктанты:
I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.
II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.
III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.
Выборочный диктант.
Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.
I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.
Тест по теме.
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ож…г правой руки
2) изж…га
3) прож…рливый
4) он подж…г бумагу
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) выч…ркивать
2) поч…тный
3) отч…тливый
4) ш…тландский
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) крыж…вник
2) трущ…ба
3) ч…порный
4) пощ…чина
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж…рнов
2) ш…мпол
3) ш…коладный
4) тайный подж…г
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч…рствый
2) зач…т
3) ш…ссе
4) расч…ска
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) харч…
2) кош…лка
3) намеренный подж…г
4) борж…ми
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ж…лоб
2) маж…рный
3) понч…
4) артиш…к
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ш. ..лковый
2) ш…у
3) чеч…тка
4) ч…рный
9. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) полуш…потом
2) пч…лы
3) по деш…вке
4) дж…уль
10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) печ…нка
2) проч…л книгу
3) бесш…вный
4) ч…лка
Дата публикации:
Теги: правило русского языка :: буквы после шипящих
Следующие учебники и книги:
- Слог. Правила переноса слов.
- Графика. Буквы. Алфавит.
- Фонетическая транскрипция.
- Звуки речи и буквы.
Предыдущие статьи:
- Принципы русской орфографии.
- Множественное число.
- Единственное число.
- Предложный падеж.
<< Предыдущая статьяСледующая статья >>
21 правило правописания (и их сумасшедшие исключения!)
Блог Free Dictionary > Грамматика и правописание английского языка > I before E: 21 правило правописания (и их безумные исключения!)
В английском языке много правил правописания и исключений, которые научиться писать вызов. В этой статье мы разберем некоторые из наиболее распространенных правил правописания, в том числе те, которые основаны на том, что добавляется к началу («префикс») или концу («суффикс») простого слова (также известного как “коренное слово”).
Возьмем, к примеру, слово “добрый”. Его можно соединить с префиксом «НЕ-», чтобы образовать «недобрый», или с суффиксом «-НЕС», чтобы образовать «доброта».
Мы классифицировали префиксы и суффиксы в зависимости от того, как они изменяют корень слова. Правила, влияющие на написание в середине слова, сгруппированы в разделе «Разное» в конце статьи.
Префиксы
Префикс – это часть слова, прикрепленная к его передней части для образования производного слова или флективной формы.
1. Простые префиксы
Префикс + корневое слово
Многие корневые слова похожи на «недобрые» и не меняют своего написания при добавлении префикса.
Примеры
mis + заклинание = опечатка
dis + like = dislike
re + pay = возместить
un + do = отменить
2.
«Все-» теряет LПрефикс «все-» теряет свою вторую L при добавлении к корневому слову.
Примеры
все + хотя = хотя
все + готовы = уже
все + большинство = почти
все + могущественные = всемогущие
Суффиксы, образующие множественное число слов образуют новое слово или функционируют как флективное окончание.
3. Для простого множественного числа просто добавьте -S
Для многих слов в английском языке вам просто нужно добавить -S в конце, чтобы сделать их множественными.
Примеры
кошки
собаки
зонтики
самолеты
4. Окончание -Y становится -IES
Слова, оканчивающиеся на Y, которым предшествует согласная, должны быть заменены на -IES, когда они образуются во множественном числе.
Примеры
ребенок = дети
способность = способности
леди = дамы
5. Окончание -Y становится -YS конец, чтобы стать множественным числом.
Примеры
поездки
ключи
дней
6. Окончания, которые шипят, нуждаются в -ES множественное число.
Примеры
Bus + ES = Автобусы
HIS + ES = HISSES
Fizz + ES = Fizzes
WATCH + ES = WATCH
Желание + ES = Wishes
налог + ES = налог
Экспрессии
. Буквенная комбинация CH, которая произносится как K, просто получает -S.
желудка + S = желудки
монарх + S = монархи
7. F становится V перед -ES
Для большинства слов, оканчивающихся на одну F, вы должны изменить последнюю F на V, прежде чем вы сможете добавить множественное число Окончание “-ЕС”.
Examples
шарф – F + VES = шарфы
лист – F + VES = листья
life – F + VES = жизни
Exceptions
начальники
FF
Крыши
3
3 Words С.
скалы
riffs
8. Существительные, оканчивающиеся на O
Существительные, оканчивающиеся на O, получают суффикс -S или -ES, чтобы стать множественным числом.
Примеры с -S
радио + S = радио
фото + S = фото
Примеры с -ES
герой + ES = герои
картофель + ES = картофель
Окончания греческого множественного числа
Примеры
datum > data
alumnus > alumni (мужской)
alumna > alumnae (женский)
анализ > анализ
Какое множественное число у слова “осьминог”?
Во множественном числе слова «осьминог» может быть либо «осьминог», либо «осьминог». То же самое касается «кактусов» («кактусов» или «кактусов») и гиппопотамов («бегемотов» или «бегемотов»).
Суффиксы не во множественном числе
Суффиксы, используемые с глаголами, прилагательными и наречиями.
10. Отбросьте безмолвную Е
Незаметную Е в конце многих слов необходимо отбросить, прежде чем можно будет добавить суффиксы, начинающиеся с гласных (например, -ING, -ED, -ABLE, -IBLE).
Примеры
писать – E + ING = писать
закрыть – E + ED = закрыть
возбуждать – E + ABLE = возбуждать
смысл – E + IBLE = разумно
11.
Молчать E1 Words 9 однако, оканчивающиеся на -GE или -CE, часто сохраняют -E при добавлении суффиксов, начинающихся с гласных. (Э помогает указать, что звук G или C останется мягким.)
Примеры
храбрость + ous = мужественный
заметить + способен = заметный
12. Y становится I
Во многих словах окончание Y должно измениться на I при добавлении суффикса.
Примеры
смешной + эр = смешнее
красота + полный = красивый
готовый + ly = легко
исключения
кривый > кривый
кривый > кривый
следуй правилу “застенчивый” > стеснительный 900 : «сухо» или «сухо».
Глаголы, оканчивающиеся на Y, сохраняют Y при добавлении -ING:
плакать > плакать
применять > применять
13. -FUL имеет один L
Суффикс -FUL показывает, что корневое слово наполнено чем-то… только не Ls: -FUL всегда имеет только один L.
Примеры
help + ful = полезно
art + ful = искусный
grate + ful =благодарный
care + ful = осторожный
Исключения
хитрый + ly = искусно
благодарный + ly = с благодарностью
осторожный + ly = осторожный
14.
Добавление -LYДобавление -LY в конце слов превращает их в наречия.
Примеры
любовь + ly = прекрасный
определенный + ly = определенно
благодарный + ly = с благодарностью
Исключения
true + ly = действительно
Слова, оканчивающиеся на -LE, часто пропускают -E.
целиком + ly = полностью
нежно + ly = мягко
15. Правило 1:1:1
Удвойте последнюю согласную, если в слове один слог и один гласный, за которым следует один согласный.
win + ing = выигрыш
split + ing = разделение
big + er = больше
В многосложных словах последний согласный удваивается, если последний слог ударный.
допуска + ред = допущен
возникновение + ence = появление
Прочие правила
Некоторые правила правописания не подпадают ни под одну категорию.
Возможно, самый известный мнемонический прием для английского правила правописания, полная рифма звучит так:
I перед E, кроме C
Или когда звучит как A
Как в “сосед” или “взвешивание”.
Примеры: I до E
Поверьте
THIEF
Примеры: за исключением C
Получить
Обман
Потолок
. Иди гуляй, говорит первый
Еще одна популярная рифма: Когда две гласные идут гулять (появляются вместе), говорит первый (это единственный доминирующий звук).
Examples
coat
leave
boat
pain
neat
bean
easy
ream
Exceptions
bread
leather
already
poem
canoe
eight
гость
18. За Q всегда следует U
В английских словах за Q почти всегда следует U.
Примеры
вопрос
очередь
quack
query
querulous
quarry
mystique
critique
aquatic
Exceptions
Некоторые игроки могут быть использованы в QScrabble.
19. Притяжательные слова в единственном числе
Для слов в единственном числе в конце добавляется апостроф S (‘S), чтобы показать принадлежность.
Примеры
Платье Кейт
Мамина машина
Кошачья игрушка
Сюда входят слова, оканчивающиеся на S:
двигатель автобуса
Различные руководства по стилю различаются в отношении того, следует ли использовать апостроф S после имени собственного, оканчивающегося на S, например, Иакова или Иисуса.
Некоторые рекомендуют добавлять апостроф S к некоторым «распространенным» именам собственным (имя Карла), но не к библейским именам (Иисус). Некоторые говорят, что все имена должны иметь апостроф S (имя Иисуса), в то время как другие говорят, что имена, оканчивающиеся на S, должны иметь только апостроф. Третьи принимают во внимание, сколько шипящих (S) звуков есть в слове, когда определяют, следует ли добавлять S после апострофа. Многие рекомендации отражают то, как часто произносится это слово (Jesus’ = Jee-zus, а не Jee-zus-iz). Обратитесь к своему предпочтительному руководству по стилю, чтобы увидеть его рекомендации.
21. Притяжательные формы во множественном числе
Для слов во множественном числе, уже оканчивающихся на -S, просто добавьте апостроф.
Примеры
Миски двух кошек пусты.
Машины наших родителей в гараже.
Исключения
Для слов во множественном числе, которые не оканчиваются на S, просто добавьте апостроф S (‘S):
детский
Какие исключения мы пропустили? Какова ваша самая большая проблема правописания?
Работа Silent e
Когда вы слышите, как кто-то произносит слова с безмолвной е, автоматически ли вы думаете о словах, в которых первая гласная с безмолвной буквой е произносит свое имя? Знаете ли вы, что молчание e делает больше, чем это? Я не знал, что есть так много профессий молчаливого e, когда я начал преподавать. На самом деле, я не знал этого даже после десяти лет преподавания! Когда я начал изучать некоторые «секреты» нашего языка, у меня было так много моментов ага. Я называю их секретами, потому что иногда кажется, что это секреты. Почему эти правила не преподаются всем учителям в образовательных программах? Почему меня этому не учили? Эту загадку я не могу разгадать, но могу пролить немного света на другие работы молчаливого е.
Прежде чем я перейду к многочисленным работам с безмолвным е, я хочу рассказать о том, как я ввожу понятие безмолвного е, сосредоточив внимание на наиболее распространенной работе безмолвного е: сделать так, чтобы первая гласная произносила долгий звук (или «скажи его имя”).
Знакомство с молчаливыми словами eРаньше я вводил эту концепцию, начиная со слова CVC, а затем добавляя немое e. Прочитав больше о теории орфографических карт, я теперь разделяю идею о том, что мы должны сначала начать со знакомого произношения, затем разбить его и показать, как буквы совпадают. Для «молчаливого e» это на самом деле очень полезно для построения концептуального понимания.
Вот процедура, которую я использую для введения безмолвных слов e:
- Произнесите знакомое слово и попросите их разобрать его так же, как их учили с другими словами.
- Например, вы можете начать со знакомого слова «нравится».
- Учащиеся насчитали три звука, поэтому вы нарисуете три звуковых ящика.
- Заполнив каждую ячейку, вы можете вернуться назад и указать, что гласная произносит долгий звук (или «произносит свое имя»).
- Скажите им, что есть разные способы заставить гласную произнести свое имя, но один из наиболее распространенных способов — это молчание (или супер, или магия) e.
- Покажите учащимся, как буква е выходит за рамки стандартного, потому что не издает звука. Вместо этого у него есть работа.
- Повторить с другими словами. (Другой пример ниже)
Здесь мы соединяем звуки с символом (буквой).
После этого я перехожу от кодирования (орфографии) к декодированию (чтению) немых слов. Я хочу, чтобы мои ученики привыкли видеть этот образец VCe, потому что именно тогда гласный произносит свое имя.
Чтение (расшифровка) тихих словЗдесь вы можете найти цветные плитки с буквами для подробного обучения фонетике. Они бесплатны и теперь включают цифровую опцию Google Slides.
Ниже приведен еще один способ обучения немым словам на е:
Распространенная проблема учащихся, которые только учатся читать немые слова на е, заключается в том, что они забывают использовать долгий звук для первого гласного. Упражнение, показанное ниже, — это идея, которая помогла некоторым из моих учеников в прошлом.
Сопоставление частей слова без звука e
Точно так же, как я сопоставляю части слова для слов CVC, я хочу потратить некоторое время на сопоставление частей слова с немым e. Ниже приведены некоторые способы, которыми я это сделал. (Подробнее об орфографическом отображении читайте в блоге.)
Другие способы практиковать молчание в словах e
Теперь, когда вы увидели, как я ввожу немое e, давайте перейдем ко многим другим функциям, которые выполняет немое e.
Работа молчаливого e
Молчаливая e Работа №1: Молчаливая e ma
произносит гласную перед тем, как произнести ее имя.Это классическая работа, которую мы все знаем и любим, о которой я говорил выше. Когда вы видите образец VCe (гласный-согласный-е), то обычно магия/супер-е заставит гласный произнести свой долгий звук.
Тихая работа #2: E заставляет C произносить /s/, а G произносить /j/
Это правило так много для меня объяснило! На слайде ниже объясняется, как я представляю эту концепцию, и показаны некоторые замечательные сортировки слов и изображений. Для этой первой сортировки с /s/ и /k/ я бы также добавил несколько слов ck, чтобы учащиеся могли видеть -ce, -ke и -ck вместе. Они узнают, что когда есть безмолвная e, вы никогда не используете c для звука /k/, потому что -ce говорит /s/. (Нажмите здесь, чтобы просмотреть ресурсы с параметром -ck.)
Это также хорошее время для изучения -dge и -ge. Студенты узнают, что английские слова не оканчиваются на J, поэтому, когда мы слышим /j/ в конце, используем -ge. Если перед /j/ стоит короткая гласная, используйте -dge.
Silent e Работа № 3: английские слова не должны заканчиваться на букву V
Еще одна задача молчаливого e — убедиться, что слова не заканчиваются на букву v. дают . Они вовсе не «нарушители правил»! На самом деле они следуют правилам!
Дополнительное примечание: на самом деле это правило применимо и к z, i и u. Слова не должны заканчиваться на эти буквы. Вот почему snooze , ooze , sneaze , breeze , pie и blue имеют после него букву e. Честно говоря, я смущаю меня, потому что не для этого ли предназначен y? Я не могу подробно остановиться на этом, но, предположительно, это правило. Если вы можете пролить свет на это, я весь внимание! Я не учу этим правилам в настоящее время, хотя. В настоящее время я придерживаюсь только -ve. Позже, когда мы встретим несколько слов, оканчивающихся на -ze, я объясню им правило. Некоторое время их не так много, поэтому я пока отложил это. Я не хочу перегружать! (В конце концов я просто учу ie и ue как графемы, чтобы узнать, что решает эту проблему.)
Тихая работа № 4: Добавление буквы «е» к словам, оканчивающимся на букву «с».
Это немного сбивает с толку. Вы когда-нибудь задумывались, почему слова дом и лошадь имеют в конце букву е? Ну, это потому, что обычно, когда буква -s стоит в конце слова, это суффикс. В других случаях вы увидите, что оно удваивается из-за правила зубной нити ( шипит, проходит, промахивается ). Буква e добавляется после слов, оканчивающихся на -s, чтобы читатель знал, что она не предназначена для множественного числа. Некоторые примеры приведены ниже. Исключения составляют более мелкие высокочастотные слова, такие как 9.0505 имеет, его, есть, как , нас . Я знаю, что есть еще исключения, о которых я не могу думать!
Тихий e Работа № 5: Добавьте e, чтобы убедиться, что в каждом слоге есть гласная
Одно из правил нашего языка гласит, что в каждом слоге должна быть гласная. В случае согласного слогового типа -le буква e присутствует, так что слог является законным. Здесь нужна гласная, поэтому снова приходит на помощь e. Щелкните здесь для получения информации о типах слогов.
Тихая работа № 6: Добавление e после -th дает th его звонкий звук
Я мало что знаю об этом правиле и не часто им пользуюсь. Когда после графемы th следует безмолвное e, th издает свой звонкий звук (купаться, грызть зубы, одевать против ванны, зубов и ткани).
Silent e Задание № 7: Другие задания
Silent e также используется, чтобы различать значения двух слов, например bye и by . Затем есть неизвестные, такие как , и . Если вы знаете, почему они здесь, я бы хотел услышать, почему!
Проверка вакансий Silent e
Вот несколько заданий, которые вы можете выполнить с небольшой группой для проверки этих вакансий.
Включение морфологии
Когда вы учите немое е, важно также практиковать добавление суффиксов к этим основным словам! Это может быть сложно по нескольким причинам:
- Когда вы добавляете суффикс -s, детям трудно увидеть молчаливое e. Они так привыкли искать его в конце слова, а когда добавляешь суффикс -s, он как бы прячется. Обеспечьте практику чтения слов с суффиксом -s, где учащиеся тренируются в поиске этого шаблона VCe.
- Перед добавлением суффиксов гласных, таких как -ed и -ing, нужно опустить букву e. Опять же, детям нужно практиковаться в чтении и написании этих слов, чтобы они привыкли определять слова, в которых есть долгая гласная.
- Ниже приведены некоторые рекомендуемые действия.
Ресурсы Silent e
Я только что закончил новый модуль Systematic Phonics, посвященный Silent e! Этот блок в основном представляет собой резюме этого сообщения в блоге, но более подробно. В нем также есть плакаты, некоторые печатные задания и сортировка слов. Нажмите здесь, чтобы узнать об этом устройстве Silent e.
Вы можете найти это здесь.Дополнительные ресурсы для дополнительной практики
За эти годы я создал множество других ресурсов, потому что они были нужны моим ученикам. Большинству учеников требуется немного практики, прежде чем они овладеют немым е, но для моих учеников с дислексией это может занять довольно много времени! Я хотел дать им разнообразные задания, которые различаются по уровню сложности.
Нажмите на слайды, чтобы перейти к этим ресурсам.
Вы можете получить это здесь. Вы можете получить это здесь. Вы можете найти это здесь. Вы можете найти диссертации здесь. Вы можете найти это здесь.Этот ресурс похож на страницы рабочей тетради из моего нового модуля Systematic Phonics Unit 3, но их намного больше! Страниц рабочей тетради в систематическом блоке должно хватить вашему «среднему» ученику. Этот набор интервенций предназначен для тех студентов, которым нужно больше практики. В этот набор входят разнообразные задания, которые можно использовать в небольшой группе, самостоятельной практике и домашнем задании.
Надеюсь, вы нашли здесь несколько полезных фрагментов! Ниже приведен ресурс для печати, который вы можете получить, подписавшись на мою рассылку.
Нажмите здесь, чтобы загрузить этот БЕСПЛАТНЫЙ ресурс о профессиях Silent e!Хранилище
Вот как я храню свои ресурсы. Я люблю эти баки!
Эти мини-этикетки можно скачать здесь.Нажмите на партнерскую ссылку ниже, чтобы получить эти контейнеры!
i перед e кроме c
Орфография в английском языке сложна, потому что иногда слова выглядят совсем не так, как звучат. Но вот правило, которое может помочь: i перед e кроме c .
Присоединяйтесь к Вики и Джею на конкурсе правописания, или конкурсе правописания, как мы его называем в Великобритании. Вы узнаете, когда полезно применять правило, а когда нет. Вы также встретите нашу подругу Клэр из Английский дома и узнайте о некоторых различиях британского и американского английского.
Нажмите здесь , чтобы посмотреть другие обучающие видео.
Щелкните здесь , чтобы узнать о других отличиях Великобритании и Америки.
Посмотрим правде в глаза. Английская орфография сходит с ума. То, как мы пишем слова, часто не соответствует их звучанию. Но, возможно, есть какие-то правила, которым мы следуем.
Над этим видео мы работали вместе с нашей хорошей подругой Клэр из English at Home.
Клэр, как и я, британка, и у нее тоже есть канал на YouTube.
Не забудьте подписаться на ее канал, чтобы видеть все ее замечательные уроки.
Да. В этом уроке мы приглашаем вас на соревнование по правописанию.
Или орфографическая пчела, как мы их называем в американском английском.
Пока вы смотрите, попробуйте понять, какому правилу правописания мы следуем.
Добрый вечер, дамы и господа, и добро пожаловать на конкурс правописания Tiddly on Thames. Давайте познакомимся с двумя нашими финалистами: Джеем и Вики.
ОК. Первое слово за Вики. Главный. Например, глобальное потепление — одна из главных проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главный.
НАЧАЛЬНИК.
Правильно. Джей, твое слово – верить. Например: я не верю в призраков.
Не так ли? Я делаю.
Пожалуйста, по буквам, Джей.
ВЕРЮ.
Правильно. Вики, твое следующее слово будет кратким. Например, в разговоре была короткая пауза.
КОРОТКО.
Отлично. ОК, Джей, твое следующее слово — получить. Например: Они отправили письмо, но мы его не получили.
Значит, отправили по почте, а мы не получили?
Джей, пожалуйста, просто произнеси слово «получать».
ПОЛУЧИТЬ.
Правильно.
Знаете ли вы правило правописания? Это i перед e, кроме как после c. Итак, если у вас есть i и e вместе, i идет первым.
Вождь, поверь и кратко следуй этой схеме, а также много других слов:
достижение, племянница, дизель, гигиена, штучка, вор.
Но если у вас есть i и e после c, то e идет первым. Таким образом, получение следует этому шаблону, и есть и другие.
Обмануть, обман, получение, потолок, задумать.
Итак, это правило, но всегда ли мы ему следуем? Вернемся к соревнованиям и посмотрим.
Хорошо, Джей, твое следующее слово – досуг. Например, когда люди работают меньше часов, у них больше свободного времени.
О, вы имеете в виду отдых.
Я имею в виду отдых. Пожалуйста, произнесите слово.
ОТДЫХ.
Правильно. Вики, ваше следующее слово иностранное: Например: Джей – американец. Он не британец. Он иностранец.
Ах да, иностранный. ИНОСТРАННЫЙ.
Правильно. Счет – три очка в пользу Вики и три очка в пользу Джея. Это финальный раунд. Джей, твое слово – ученый. Например, английский ученый Чарльз Бэббидж изобрел компьютер.
Я думал, что это придумали американские ученые.
Просто произнесите слово, пожалуйста.
УЧЕНЫЙ.
Правильно. Вики, пожалуйста, произноси слово эффективно. Например, Британская национальная служба здравоохранения очень эффективна.
Это?
Да, отлично. ЭФФЕКТИВНЫЙ.
Правильно.
Итак, мы увидели несколько примеров, когда правило не работает. Я не пришел раньше e. И есть еще слова, где правило не работает.
Некоторые общеупотребительные слова, такие как их и число восемь. И есть некоторые слова измерения – вес, вес и рост. А тут странное.
Странный означает странный или необычный. Возможно, вы помните, как пишется это слово, потому что слово «странный» пишется странно.
И мы не всегда следуем правилу другой части – кроме как после c. Итак, после c должно быть e, а затем i, но посмотрите на слова «научный» и «эффективный». Это я тогда е. У нас также есть такие слова, как древний, ледник и совесть.
Так стоит ли учить это правило, если мы его нарушаем? Прежде чем вы ответите, мы хотим вам кое-что показать.
Вот еще несколько слов, соответствующих правилу. Обратите внимание на их произношение. У них у всех звук э-э-э. Beeeeeve, cheeeef, acheeeve, eee.
А вот несколько слов с а. Все они тоже следуют правилу! Опять звук э-э-э. Получить. Ceeeiling, deceeeive,
Итак, если мы немного изменим правило, оно сработает. Нам просто нужно добавить немного, что говорит: «если слово имеет звук иии».
Давайте вернемся к соревнованию и посмотрим, кто победит.
У наших конкурентов ничья, так что теперь мы перейдем к раунду внезапной смерти. Вы оба будете писать одно и то же слово. Но если один человек совершит ошибку, другой человек выиграет. Вики, пожалуйста, надень наушники, чтобы не слышать ответ Джея.
Джей, слово сосед. Например, наш сосед пожаловался на шум с вечеринки. Сосед.
СОСЕД.
Спасибо, Джей. Вики, пожалуйста, сними свои наушники и произнеси слово «сосед».
СОСЕД
Это правильный ответ. Поздравляем Вики! Джей, боюсь, ты неправильно написал.
Но… но мой ответ был правильным. Так мы пишем это в американском английском.
Американское правописание странное.
Не повезло Джей и молодец Вики.
Вот и все на этой неделе.
Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы увидеть больше наших видео.
И обязательно подпишитесь на канал Клэр English at Home тоже.