Разное

Слогослияние карточки: слияния – карточки соответствия. Карточки (168 шт.)

Урок 8. Гласные и согласные звуки

Урок 8.

Гласные и согласные звуки

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети научатся свободно высказывать свои мысли;

• научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;

• познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением;

• научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они образуются;

• научатся правильно выполнять слогоделение слова;

• познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;

• научатся составлять схемы слов, состоящих из слога-слияния и гласного звука, слогов-слияний и примыкающих звуков.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— С какими звуками вы познакомились на прошлом уроке? (Нас окружает множество звуков: скрип, шорох, шелест, всё имеет свои звуки. )

Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?

2. Мотивация учебной деятельности

— Рассмотрите и назовите предметы. Какие звуки вы слышите, называя картинки на доске?

Мотоцикл: Р-р-р! Кошка: Мяу! Мальчик: Ах!

3. Работа по теме урока

— Я назову вам звук, а вы придумайте картинку, на которой предмет может издавать этот звук.

Поочередно учитель называет [а], [у], [о], [и], [ы], [э].

— Поможем каждому герою произносить эти звуки. Как они произносятся?

Прослушайте про них стихотворение.

Все певцы и певицы распеваются на этих звуках. Споём песенку «В лесу родилась ёлочка» на [а], [о], [у], [и], [э], [ы].

Звуки, которые произносятся легко, свободно, с помощью голоса, называются. .. (Гласными звуками. Эти звуки легко тянутся, поются.)

А теперь послушайте стихотворение Н. М. Бетеньковой о звуках и постарайтесь его запомнить.

А, О, У, Э, Ы, И. (Дети произносят звуки напевно.)

Звуки гласные мои. (Разводят руки и прижимают к груди.)

Их не трудно перечесть. (Считают пальчики на руках.)

Гласных звуков ровно шесть. (Показывают шесть пальцев.)

Мы будем петь эту песенку и запомним б гласных звуков.

В слове ум первый звук [у] — гласный. Второй звук — [м]. Будет ли он гласным? (Нет. Этот звук произносится с голосом, но с препятствиями, трудностями. Он согласный.)

Я называю слова, вы хлопаете тогда, когда слышите слово, начинающееся с гласного звука: аист, машина, ирис, урок, кукла, Оля, эхо, шишка.

Далее следует игра-наоборот. Дети хлопают только тогда, когда слово начинается с согласного звука: утро, кино, фонарик, астра, игры, щенок, носорог.

— Чтобы гласные и согласные звуки не путались, мы будем в схемах использовать красный квадратик вместо гласного звука. Произнесите слово урок. Разделите его на слоги. (У-рок.)

Расскажите о первом слоге. Что можно рассказать о втором слоге? (Это слог -рок. В нём три звука: [р-о-к].) Выкладываем карточки звуков: [р] — согласный звук — белый квадратик; [о] — гласный звук — красный квадратик; [к] — согласный звук — белый квадратик.)

Прочитайте слово урок по схеме. Раздвинем карточки так, чтобы получилось два слога. Какой слог ударный? На какой звук падает ударение? (На второй слог, на гласный звук [о].)

Какой гласный звук безударный? (В 1 слоге, звук [у].)

Что мы узнали про гласные звуки? (Гласные звуки в слове могут быть ударные и безударные. Ударение всегда падает только на гласный звук.)

Аналогично проводится работа со словом школа.

— Свой кроссворд мы назовём «Бе-ге-мот». Под картинкой «Бегемот» 7 пустых клеточек в строчку, клеточки с согласными звуками затемнены. (Это сделать вместе с детьми). Произнесите это слово медленно и проверьте количество звуков в этом слове.

Я обозначу согласные звуки буквами и поставлю их в клеточки. Проверьте, правильно ли мы обозначили согласные звуки.

Обратите внимание на то, что от согласных букв вниз идут клеточки, в которые должны уместиться названия животных, птиц.

Внимательно посмотрите — на картинках гуси, тигр, мыши, белка. Определите место этих животных в кроссворде. Называйте слово и ставьте точки в клеточки. Вниз прикрепите картинку с соответствующим животным.

С каких звуков начинаются все эти слова? (С согласных.)

Какие звуки выделены красным цветом? (Гласные.)

Рассмотрите схемы, которые составлены к кроссворду. Определите, схема какого слова отсутствует?

Заполните кроссворд.

— Поставьте в схеме ударение. В каком слоге находится безударный гласный звук? В каком слоге — ударный гласный?

— На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

Вспомните стихотворение о гласных звуках. Сколько гласных звуков мы знаем? (6 гласных звуков.)

Рассмотрите картинки: рак, сом, жук, сыр, кит, мэр. Поднимите красную карточку, чётко назовите гласный звук в каждом слове.

Гласные звуки поются, тянутся, произносятся свободно, открыто. Сколько гласных звуков мы выделили из слов? (Шесть звуков.)

Какие ещё звуки есть в русской речи? (Согласные звуки.)

Откроем с. 15 учебника. Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и присядем под раскидистым деревом. Здесь удобно будет беседовать. Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло над нами свои добрые ветви? Послушайте и отгадайте загадку: «Стоит над водою трясёт бородою». Что это? (Ива.)

Выполните звуковой анализ слова и-ва. Какой слог первый? Второй? Сколько звуков в первом слоге? Какой это звук? Произнесите его. (Это гласный звук[и].)

Составьте схему, обозначающую этот звук. (Дети поднимают вверх красный квадратик.)

Из каких звуков состоит второй слог? Произнесите его медленно, чтобы чётко были слышны все звуки.

Дети один за другим или хором произносят слог -ва.

— Из каких звуков он состоит? (Из согласного звука [в] и гласного звука [а].)

Эти два звука, согласный и гласный, сливаются при произношении. Слог -ва произносится на одном дыхании, два звука произносятся друг за другом, как бы сливаясь вместе. Такое звучание называется слиянием, например па, ши, но, лу. Обозначать слияние согласного с гласным будем так:   Составим схему слова ива 

Теперь отправимся дальше. Мы не можем перейти на другую сторону реки, пока не выложим схему очень нужного слова. Отгадайте загадку: «Я на том берегу и на этом берегу. Через речку перебраться я тебе помогу». Что это? (Мост.)

Произнесите слово. Сколько в нём слогов? (Первый звук [м] — согласный звук — положим белый квадратик.)

Второй звук? Третий? Назовите последний звук.

Сливаются ли звуки в этом слове? (Да.)

Как мы обозначим слог-слияние?

Дети заменяют два квадратика на единую карточку слога- слияния.

— А что происходит со звуками [с] и [т]? (Они просто присоединяются к слогу-слиянию.) Они примыкают к слогу-слиянию.

Давайте перейдём по мостику на другой берег и тихонечко подойдём к деду Макару. Произнесите имя деда: Ма-кар. Составьте схему этого слова.

Дети самостоятельно составляют схему слова Макар.

— Назовите первый слог. Какую схему вы взяли для этого слога? (Слог-слияние, согласный [м] и гласный [о]. )

Аналогично проходит работа со вторым слогом.

Далее выполняются упражнения для закрепления схем со слогами- слияниями и звуками-примыканиями.

— Какую рыбу поймает сейчас дед Макар? Эта рыба — гроза для всех маленьких речных рыбёшек? (Щука.)

Произнесите слово. Выполните звуковой анализ слова. Составьте схему слова щука. Объясните, почему именно так составили схему. (Получилась схема из двух слогов-слияний.)

Кто это так шумно плюхнулся в воду? Кто так захлопал крыльями и закричал? Кто распугал всю рыбу деду Макару? Послушайте загадку и узнаете, кто повстречался нам на пути: «Длинная шея, красные лапки. Щиплет за пятки, беги без оглядки». Кто это? (Это гуси.)

Послушайте чудесное стихотворение Н. Костарева.

Га-га-га! — гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь!

— На гусят и на гусыню

Всё гляжу — не нагляжусь.

— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусятки, гусята.)

Произнесите любое слово по выбору и самостоятельно составьте звуковую схему.

Как ещё называют птиц, которые хорошо умеют плавать? (Водоплавающие.)

— Давайте покинем речку и отправимся в уютный домик. Послушайте, кто это так громко и заливисто кричит, собирая своё семейство на покой? Отгадайте-ка загадку: «Сидел на заборе, пел да кричал. Все собрались, и он замолчал». Кто же это? (Это петух.)

Как мы назовём эту группу птиц? (Это домашние птицы.)

Назови всю семью петуха. (Куры, петух, цыплята.)

Они очень хорошо умеют доставать червяков из земли, но что они совсем не умеют делать? (Плавать.)

Вернёмся к картинке «Куры» (с. 14). Произнесите это слово по слогам.

Выполните звукобуквенный анализ слова. Прочитайте по схеме.

Учитель ведёт указкой по звуковой схеме, дети чётко произносят все звуки.

— Каких ещё домашних птиц мы можем встретить во дворе? (Индюшек, уток, цыплят.)

Прочтите: «Индюки сошлись у ивы: / Ишь, как мы с тобой красивы!» Что же объединяет всех этих птиц? (Они домашние.)

Какие птицы похожи на платочки в небе? (Голуби.)

Это какие птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие.)

Во время войны голубей использовали для доставки почты. Почтовые голуби всегда возвращаются домой. Выполните звуко-буквенный анализ слова голуби. Чем интересно слово? (В нём 3 слога-слияния.)

Рассмотрите страницу 15. О каких птицах мы ещё не рассказали? (Обо всех. Или: ос забыли.)

А кто такие осы? (Насекомые. У насекомого 6 лапок.)

Кого мы видим на первом плане картины? Чем они заняты? Составьте рассказ про детей. Придумайте им имена. Составьте схемы. Запомните, что имена людей пишутся с большой буквы. На схеме покажите это.

Но вот на деревню спускается вечер. Нам пора возвращаться в город. Нужно торопиться на станцию. По дороге Рома зацепился за куст… и его брюки украсила великолепная брошь. Отгадайте, что это за растение?

Читает ребёнок. Составляется схема слова.

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки.

(Репейник)

Лариса быстро из огромного лопуха сделала себе на голову… (Шляпу.) Произнесите слово шляпа хором.

Сима решила понюхать эти красивые синенькие цветочки-колючки, и вдруг девочка замахала руками и спряталась за наши спины ой-ой. Кто напугал девочку? (Оса.)

Составьте схему к слову оса. Проверьте по учебнику.

Дети смеются и говорят Симе: «Не зная броду, не суйся, Сима, в воду». Когда мы так говорим? Употребляйте эту пословицу в своей речи. Вот и закончилось наше замечательное путешествие!

4. Рефлексия учебной деятельности

— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи? Как мы произносим гласные звуки? Согласные звуки?

Какие два звука образуют слог-слияние? Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние? Если за гласным звуком мы произносим согласный звук, будет ли это слог-слияние?

Работа со звуковыми моделями — Студопедия

Поделись  

1) Московская школа

Говорить, где и как рождается звук

Красный – гласный звук (слог – слияние)

– Твердый звук

– Мягкий звук

Каждый учащийся должен иметь набор звуковых схем. В конверте (10 белых квадратов, 5 красных, 5 синих, 5 зеленых). Не стоит покупать “кассу букв”. ½ тетради в клеточку – для печатания карточки 4×4. Наборное полотно, чтобы показывать карточки. В азбуке должна быть закладка.

Слог-слияние: белый квадрат разрезать по диагонали и вкладывать в него красные квадраты.

2) Ленинградская школа предлагает обозначить каждую букву отдельным квадратом.

 Артикулированное произношение каждого звука (длительное)

На первом этапе – белый квадрат

Шшшш – ар

Шааар

Шаррр

“Положите слово на язычок” → почувствуйте. Даём анализ каждому звуку, обозначая своим цветом.

Аист    

Волк    

Лучше в буквенный период работать, формируя следующие понятия:

Слово → звук. После того, как дети прочитают первое предложение (У Наты ноты), начинать говорить о предложении.

Алгоритм ответа (предложение):

1) Гласный звук: при его произношении воздух не встречает преград

Гласные звуки

а о у ы э

я ё ю и е

2) Гласные бывают ударные и безударные

3) Гласные и, е, ё, ю, я и согласный ь обозначают мягкость согласных

Обязательно иметь на доске ленту букв.

В основе русской графики лежит слоговой принцип, который состоит в том, что отдельно взятая буква (графема) не может быть прочитана, так как она читается с учётом последующих букв.

В современной методике обучения грамоте действует принцип слогового, позиционного чтения, при котором дети с самого начала ориентируются на открытый слог как на единицу чтения.

Слог в большинстве случаев строится по принципу восходящей звучности.

ВО-ЛНА

А-СТРА

Слог – несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Основа слога – гласный звук.

Структура слога

СГ – согл., гласн. – открытый слог

ГС – закрытый

СГС – дом, дым

Для слабого ученика на доске готовить закрытые слоги.

ССГ – стечение согласных («страна»)

Лекция 4. Работа со звуковыми моделями

План изучения звука, буквы.

1. Выделение из речи предложения, из предложения – слова.

2. Выделение звука и его характеристика.

3. Упражнения в слышании звуков:

– материал У.;

– материал у.

Актуализация знаний студента по плану (индивидуальная работа)

Звуковой анализ:

1. Скажи слово. Послушай себя.

2. Найди ударный слог, произнеси слово по слогам.

3. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук условным значком.

5. Так все звуки.

6. Проверь, получилось ли слово.

Упражнения в слышании звуков:

– Учитель даёт материал (текст, предложение, слова), обучающиеся находят данный звук в словах, определяют какой звук, обучающиеся называют.

– Построение звуковых схем

(Зелёный – мягкий согласный

Синий – твёрдый согласный

Красный – гласный)

Работа по карточкам

Задание студентам (на занятии): составить схемы к словам.

Карточка 1: весна, лёд, дождик

Карточка 2: мир, свобода , небесный

Карточка 3: речка, озерцо, морской

Карточка 4: горка, лес, полевой

Карточка 5: лето, ягодка, грибочки

Карточка 6: зима, снег, морозный

Карточка 7: осень, листопад, дождинка

Карточка 8: мать, отец, доченька

3. Способы деления слова на слоги: «позвать», «спросить», «проскандировать».

Задание студентам (на занятии): разделить слова (из карточек) на слоги тремя способами.

4.Разделить те же слова для переноса

5. Подобрать слова из азбуки для схем, предложенных учителем.

Лекция 5. Структура (конспект) урока по обучению грамоте

Знакомство с новым звуком и буквой

1.Выделение нового звука из слов, в которых он стоит в сильной позиции

2.Характеристика звука (его графическое изображение) скороговорка

3.Образ печатной буквы. Место новой буквы в алфавите. Образ письменной буквы + образ «весёлой» буквы

4.Подведение мини-итога («Что мы узнали?»)

5.Чтение слогов (доска, учебник). Дополнение слогов до целых слов.

6.Чтение столбика слов и анализ этих столбиков

Наблюдения над словом производятся каждый урок, но в определённой последовательности:

· Наблюдение над буквой и звуком

М – эта буква обозначает согласный звук. Звук бывает твёрдый и мягкий.

«Чем похожи и отличаются слоги МА и МИ?»

А ы У К о Т – на какие группы можно разделить буквы? (гл. и согл., загл. и строчн.)

· Новая ступенька в наблюдении над словом. Вводится сравнение, сопоставление того, как произносится и как пишется слово (оса – осы)

Слова в столбиках не только читают, но и сравнивают:

– пишу не так, как произношу;

– по ударению.

НИНА

ИННА

АНТОН

Общее: имена собственные, буква Н, 2 слога, буква А.

Лишним может быть: АНТОН (ударение на 2 слог, м. р.),

ИННА (удвоенная Н), НИНА (начинается с согл.).

· Проводятся разносторонние наблюдения над словом, а также формируется умение писать слово, отмечая в нем орфограммы.

Одним из главных видов работы в букварный период является печатание слова и произношение.

7.Чтение предложений и анализ текста

«Жужжащее чтение» – «Что ты узнал?»

Это позволяет включить разноуровневых детей в работу. Для сильных учеников текст можно усложнить, дополнить (на карточке, на доске).

8.Д/з: давать разнообразный материал.

Лекция 6. Периодизация обучения грамоте

В основной период обучения грамоте 1 раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение внеклассного чтения

Период длится около 6 месяцев при обучении шестилетних детей.

Характерно:

· постепенное усложнение материала

· увеличение объёма читаемых текстов

· повышение уровня сформированности навыка чтения, письма

· углублённый анализ содержания прочитанного

Граница между подготовительным и основным периодом – переход к согласным звукам и буквам

Для «Букваря» и «Азбуки» Горецкого характерно частотное расположение звуков и букв

Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения и письма, звуко-слогового анализа и синтеза.

Для формирования у ученика понимания системы звуков и букв используется «лента букв».

В работе со слогами соблюдаются принципы:

1. последовательности

2. преемственности

3. частности

Отличительная черта современных «Букваря» и «Азбуки» – литературность. В них представлены имена классиков русской и советской литературы, фольклор, произведения разных литературных жанров. Тематика уроков опредклется изучаемыми буквами, словами.

Основные задачи основного периода:

· изучить все буквы

· научить детей правильно соотносить звуки и буквы

· усвоить сочетания букв

· практически усвоить правила графики

· вооружить детей умением плавного слогового перехода на целые слова

· развить интерес к чтению, к литературе

· развить речь и мышление

· осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся

Основные виды работ на уроках чтения:

1. Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове. При выделении – опра на схему

2. Упражнения в слышании звуков, в их произнесении, артикулировании

3. Знакомство с буквами

4. Чтение слогов

5. Чтение слов

6. Работа с наборным полотном

7. Работа с текстом

8. РР + обобщение

На уроках закрепления – те же виды работ, но без нового материала.

Новые слова даются с ударением

Велика роль наборного полотна. Чем шире и разнообразнее печатный материал для чтения, тем сознательнее и интереснее оно протекает, тем эффективнее формируется навык.

На 1 этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее (закладка, указка).

Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяем понимание прочитанного. Беседы до и после чтения. Проблемные ситуации (загадка).

Сознательность чтения неотрывна от выразительности, НО на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна.

На этом этапе рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

Заключительная часть основного периода обучения грамоте:

· Обобщение усвоенных букв

· Стихи

· Серьёзные тексты

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

ТЕМА 4-5. Урок 5-6. Подготовительный период обучения грамоте. Основной период обучения грамоте

Периодизация обучения грамоте

Процесс обучения грамоте разделяется на 2 периода:



Сортировочные карты по слогам и контрольные таблицы Основной язык

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Звездный продавец

Star Sellers имеют выдающийся послужной список в обеспечении отличного обслуживания клиентов — они постоянно получали 5-звездочные отзывы, вовремя отправляли заказы и быстро отвечали на любые полученные сообщения.

| 12 762 продажи |

5 из 5 звезд

€2,59

Погрузка

С учетом НДС

Продавец звезд. Этот продавец неизменно получал 5-звездочные отзывы, вовремя отправлял товары и быстро отвечал на все полученные сообщения.

Внесен в список 28 декабря 2022 г.

29 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *