Разное

Скороговорка примеры короткие: Короткие скороговорки

короткие, народные и смешные с картинками

Толковый словарь Ушакова называет скороговорками фразы, в которых сочетание звуков в словах подобрано таким образом, что их сложно произнести в быстром темпе. Они отличаются ритмичностью, часто бывают рифмованными.

Повторение таких сложных текстов на любом языке способствует тренировке четкой дикции. Особенно большое значение имеют скороговорки для детей 7–8 лет, которые уже свободно владеют речью, но иногда имеют проблемы с четким и быстрым выговариванием отдельных звуков русского языка.

Оглавление

  • Какими они бывают
  • Русские и иностранные примеры
  • Авторские скороговорки
  • Методика разучивания
  • Полезное видео
  • Подведем итоги

Какими они бывают

Освоение в совершенстве любого, в том числе и русского, разговорного языка, даже если он является родным, — это достаточно сложный и трудоемкий процесс, требующий нескольких лет.

У малышей дошкольного и младшего школьного возраста бывают трудности с произношением некоторых звуков. В их преодолении помогут специальные игры — скороговорки, или фразы с искусственно усложненной артикуляцией. 

Значение скороговорок для развития речи ребенка очень велико: они помогают ему научиться правильно и чисто выговаривать определенные сложные для произношения согласные звуки языка, а также их сочетания. Скороговорочные фразы применяются профессиональными логопедами для исправления дефектов речи у детей, а также при лечении детского заикания. По мнению специалистов, эта методика дает очень хорошие результаты.

Важно! Родители могут использовать тренировочные фразы самостоятельно в домашних условиях. Также, чтобы лучше заинтересовать маленького человека, можно применять скороговорки с картинками.

Взрослые также с удовольствием участвуют в подобных играх, более того, для них существуют даже официальные соревнования по скороговоркам на скорость и четкость.

К услугам любителей этого вида развлечений в сфере русского языка имеется богатый выбор примеров — их можно подобрать практически на каждый согласный звук русского алфавита. Такое веселое развлекательное упражнение для улучшения произношения имеет различные формы. Фразы бывают:

  • народные, то есть известные издавна и не имеющие автора — подобная форма фольклора встречается у всех народов, в том числе и на русском языке;
  • авторские — сочиненные профессиональными литераторами.

Их можно распределить по темам и звукам, на выговаривание которых они нацелены. Как правило, в одной фразе встречается не более двух–четырех труднопроизносимых звуков либо их сочетаний. Подбирая фразы на одну определенную букву русского языка, человек постепенно тренируется в ее произнесении.

Смысл большинства таких коротких фраз, двустиший и четверостиший имеет шуточный либо ироничный характер — это облегчает их запоминание и переводит тренировки по развитию четкой дикции в игровую форму. Помимо навыков правильного произношения звуков у детей 7–8 лет короткие скороговорки развивают чувство юмора. Сбиваясь при проговаривании, они не огорчаются, а смеются вместе с другими детьми или взрослыми.

Русские и иностранные примеры

Великий русский лингвист В.И. Даль для своего «Толкового словаря живого великорусского языка» собирал не только пословицы и поговорки, но и скороговорочные фразы. Его заслуга состоит в том, что он первым из отечественных языковедов собрал, обработал, систематизировал и издал народные скороговорки на русском языке.

Скороговорки по Далю были опубликованы в специальном разделе его хрестоматийного труда. Владимир Иванович считал, что их обязательно нужно включать в школьную программу для обучения детей правильной и грамотной речи.

Однако по сравнению с пословицами и поговорками количество истинно народных скороговорок в русском языке не так велико. Некоторые из них совмещают в себе обе фольклорные формы. Так, например, фраза: «Рапортовал, да недорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался», является одновременно скороговорочной фразой и пословицей, намекающей на то, что человек, пытаясь сделать дело правильно, перестарался, запутался, и все у него вышло неудачно и невпопад.

К числу русских народных образцов, не имеющих конкретно авторства, безусловно, можно отнести знаменитого греку, ехавшего через реку, а также следующие фразы:

  1. Во дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  2. От топота копыт пыль по полю летит.
  3. Враль клал в ларь, а вралья брала из ларя.
  4. Во лесу вяжу лозу, на возу лозу везу.
  5. Евсей, эй, муку просей, испеки в печи калачи, да мечи на стол горячи.
  6. Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  7. Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!
  8. Косарь Касьян косой косит косо – не скосит косарь Касьян покоса.
  9. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа тупа.
  10. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Как и другие формы народного фольклора, многие иностранные фразы поддаются переводу с сохранением не только общего смысла, но и своей скороговорочной функции, направленной на отработку отдельных звуков:

  1. Пуд перца Питер Пайпер съел (англ.).
  2. В жандармерии, когда один жандарм засмеется, то смеются все жандармы жандармерии (франц.)
  3. Щетки с белой щетиной чистят лучше, чем щетки с черной щетиной (немецк.).
  4. Понемножку Пакито пакует крошечные стаканы в пакеты (исп.).

При обучении ребенка иностранному языку очень полезно использовать этот тип упражнений на языке оригинала. Они помогают без зубрежки, в игровой форме освоить артикуляцию и произношение новых звуков.

Детям очень нравятся книжки, представляющие собой скороговорки с картинками, иллюстрирующими их содержание. С их помощью освоение материала идет гораздо быстрее.

Авторские скороговорки

Поэты, пишущие для детей, часто сочиняют скороговорки-стихи, запомнить которые ребенку гораздо проще из-за их рифмованного вида. Они также подчиняются правилам жанра — ритмичному повторению сложных согласных звуков, краткости, юмористичности, и подходят не только для проговаривания, но и для чтения. Вот пример такого веселого скороговорочного стихотворения детского поэта Владимира Приходько, где акцент делается на шипящие звуки русского языка:

Пешком шагали мышки

По узенькой дорожке

От деревушки Пешки

До деревушки Ложки,

А в деревушке Ложки

У них устали ножки —

Обратно в Пешки мышки

Приехали на кошке.

Известное стихотворение поэта Даниила Хармса про Ивана Топорышкина также можно отнести к данному жанру. Такие стихи обычно представляют собой книжную форму — скороговорки с картинками. Благодаря красочным и веселым иллюстрациям они гораздо лучше откладываются в памяти, и читать подобные книги интересно не только детям, но и взрослым.

Интересно! Иногда широко известные образцы этого творчества на русском языке, считающиеся народными, на самом деле оказываются авторскими. Так, лингвист В. Лунин в своей книге «Загадки. Скороговорки», вышедшей в свет в 1999 году, доказывает, что автором текста про кукушку, купившую кукушонку капюшон, является И. Демьянов.

Методика разучивания

Начинать заучивание нужно с осмысления содержания, чтобы до ребенка полностью доходил смысл сказанного. Взрослый может разложить короткую скороговорку на небольшой рассказ, придумав сюжет вместе с малышом.

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Полезное видео

Подведем итоги

Длительность уроков не должна превышать 15–20 минут, чтобы из них не уходил игровой элемент, а дети не переутомлялись. По окончании каждого занятия нужно непременно похвалить малыша, пусть он поймет, что не всегда удается достичь желаемого с первого раза, но если хорошо постараться и приложить усилия, все обязательно получится.

Скороговорки и упражнения для развития речи и дикции

Главная » Статьи

Рубрика: Статьи

Одно из лучших упражнений для развития дикции – это освоение скороговорок. Есть довольно много примеров простых и сложных выражений, с которых можно начать занятия. Фразы для детей и взрослых представлены в этой статье.

Порядок работы со скороговорками

При освоении скороговорок необходимо наметить несколько этапов. Лучше всего произносить их не подряд одну за другой, а по определенной системе, отрабатывая разные группы звуков.

Начать можно с артикуляции глухих – это «т», «с», «п» и «ш». Для этого есть несколько скороговорок, например:

  1. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  2. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.
  3. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  4. Шли сорок мышей и нашли шесть грошей, а мыши поплоше нашли по два гроша.

На втором этапе отрабатывают произношение свистящих звуков – это «ц», «ч» и «щ». Оптимально подойдет несколько фраз:

  1. Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  2. В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
  3. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  4. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Наконец, на третьем этапе рекомендуется переходить к работе с сонорными звуками, которые произносятся «в нос». Это «р», «н», «м» и «л»:

  1. Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  2. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
  3. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  4. Мы ели-ели ершей у ели; их еле-еле у ели доели.
  5. Раскатистый «эр» не напрасно сонорный: рычит и рокочет в работе упорно.

Произносить фразы нужно постепенно по определенной методике. Если описанные примеры не слишком простые, можно попробовать начать с коротких скороговорок. представленных в следующем разделе.

Короткие скороговорки

Есть довольно много простых фраз, с которых можно начать оттачивать дикцию. Они подойдут как детям, так и взрослым:

  1. Алый отблеск Гималаев на поля Непала пал.
  2. Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
  3. Во дворе четыре Сашки на траве играли в шашки.
  4. Гонец с галер сгорел.
  5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  6. Инцидент с интендантом.
  7. К Габсбургам из Страсбурга.
  8. Королева кавалеру подарила каравеллу.
  9. Либретто «Риголетто».
  10.  Около колодца кольцо не найдется.
  11.  Перепелка перепелят прятала от ребят.
  12.  Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  13.  Сачок зацепился за сучок.
  14.  Сел сокол на гол ствол.
  15.  У елки иголки колки.
  16.  Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  17.  Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  18.  Шёл спуск пушек с сопок и со скал.
  19.  Щипцы да клещи – вот наши вещи.
  20.  Яшма в замше замшела.

Есть разные методики освоения скороговорок, причем в целом они совпадают. Сначала фразы произносят медленно, при необходимости по слогам, затем быстрее и быстрее. При этом важно ориентироваться не на скорость, а на чистоту произношения.

Рейтинг

( Пока оценок нет )

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

шаблонов предложений – Центр письма • Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл

О чем эта брошюра

Этот раздаточный материал дает обзор моделей английских предложений. Это поможет вам определить темы, глаголы и соединители предложений, чтобы вы могли проанализировать свой стиль письма и улучшить его, используя различные модели предложений.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть одностраничное резюме моделей английских предложений, обсуждаемых в этом материале.

Предметы, глаголы и пункты

В своей простейшей форме английское предложение состоит из двух частей: подлежащего и глагола, которые вместе выражают законченную мысль.

  • Субъект показывает, кто или что выполняет действие. Это всегда какая-то форма существительного или местоимения.
  • Глагол показывает действие или состояние бытия. Это может быть глагол действия, например «бежать», или глагол состояния, например «кажется».

Примеры простых предложений из двух слов включают:

Марвин спал.

Лай собак.

Изотопы реагируют.

Реальные предложения редко бывают такими короткими. Обычно мы хотим передать гораздо больше информации, поэтому заменяем основное подлежащее и глагол другими словами и фразами, как в следующих предложениях:

.

К сожалению, Марвин спал беспокойно.

Собаки лают громче после полуночи.

Тяжелые изотопы реагируют медленнее, чем легкие изотопы того же элемента.

Несмотря на дополнительную информацию, в каждом из этих предложений есть одно подлежащее и один глагол, так что это всего лишь одно предложение. Что такое оговорка?

Предложение представляет собой комбинацию подлежащего и глагола. Когда у вас есть подлежащее и глагол, у вас есть предложение. Довольно легко, не так ли? Мы сконцентрируемся на пунктах этой брошюры, уделяя особое внимание этим двум пунктам:

  1. Независимое предложение: подлежащее и глагол, составляющие законченную мысль. Независимые предложения называются независимыми, потому что они могут стоять сами по себе и иметь смысл.
  2. Зависимое предложение: подлежащее и глагол, которые не составляют законченной мысли. Зависимые предложения всегда должны быть присоединены к независимому предложению (они слишком слабы, чтобы стоять отдельно).

Подробнее о зависимых предложениях мы поговорим позже, но также см. наш раздаточный материал по фрагментам для более подробного описания этих типов предложений.

Кое-что хитрое

Прежде чем мы перейдем к типам предложений, вы должны знать небольшую хитрость с субъектами и глаголами: они могут удваиваться в одном и том же предложении. Они называются «составными» подлежащими или глаголами, потому что их два или более в одном предложении.

Составное подлежащее (два подлежащих, связанных с одним и тем же глаголом):

Хавьер и его коллеги совместно работали над исследовательской статьей.

Составной глагол (два глагола, относящиеся к одному и тому же предмету):

Хавьер провел эксперимент и задокументировал результаты.

Составное подлежащее с составным глаголом:

Хавьер, его коллеги и их советник несколько раз составляли и редактировали статью.

Обратите внимание, что они не перекрываются. Вы можете сказать, что это только одно предложение, потому что все подлежащие в одном предложении стоят перед всеми глаголами в одном предложении.

Четыре основных шаблона

Каждый приведенный ниже образец предложения описывает свой способ объединения предложений. Когда вы пишете свои собственные статьи или редактируете их для разнообразия предложений, постарайтесь определить, сколько из этих шаблонов вы используете. Если вы отдаете предпочтение одному конкретному шаблону, ваше письмо может показаться скучным, если каждое предложение имеет точно такой же шаблон. Если вы обнаружите, что это правда, попробуйте изменить несколько предложений, используя другой шаблон.

ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку существительные могут занимать очень много позиций в предложении, проще анализировать шаблоны предложений, если вы найдете глаголы и соединительные элементы. Наиболее распространенные соединители перечислены ниже с шаблонами предложений, в которых они используются.

В приведенных ниже описаниях S=Подлежащее и V=Глагол, а варианты расположения предложений в каждом образце предложения указаны в скобках. Соединительные слова и связанные с ними знаки препинания выделены коричневым цветом. Обратите внимание, как меняется пунктуация при каждой аранжировке.

Образец 1: простое предложение

Один независимый пункт (SV.)

Мистер Картофельная Голова ест обезьян.

Я отказываюсь.

Попробуйте следующее: найдите в своем тексте предложения, в которых есть только одно предложение. Отметьте их определенным цветом, чтобы они выделялись.

Образец 2: сложное предложение

Два или более независимых предложения. Их можно расположить так: (СВ, и СВ.) или (СВ; однако, СВ.)

Соединители через запятую, ФАНБОЙЦЫ:
за, и, ни, но, или, еще, так ( См. наш раздаточный материал о запятых для получения дополнительной информации.)

Соединители с точкой с запятой и запятой:
однако, кроме того, тем не менее, тем не менее, поэтому

Пример сложных предложений:

Мистер Картофельная Голова ест их на завтрак каждый день, но я не вижу привлекательности.

Поедание их делает его счастливым; однако он не может убедить меня.

Попробуйте это:

  • Просканируйте собственный текст, чтобы найти составные соединители, перечисленные выше. Обведите их.
  • Найдите глагол и подлежащее в предложениях по обе стороны от соединителей.
  • Выделите составные предложения цветом, отличным от того, которым вы выделяли простые предложения.

Образец 3: сложное предложение

Одно независимое предложение ПЛЮС одно или несколько зависимых предложений. Их можно расположить следующим образом: (СВ, потому что СВ.) или (Потому что СВ, СВ.) или (С, потому что СВ, В.)

Соединители всегда находятся в начале зависимого предложения. Они показывают, как зависимое предложение связано с независимым предложением. В этом списке показаны различные типы отношений вместе с соединителями, которые указывают на эти отношения:

  • Причина/Следствие: потому что, так как, так что
  • Сравнение/Контраст: хотя, хотя, хотя, тогда как
  • Место/способ: где, где, как, однако
  • Возможность/условия: если, если, если
  • Отношение: то, что, кто, кого
  • Время: после, как, до, с тех пор, когда, всякий раз, пока, до

Примеры сложных предложений:

Он очень их рекомендует, потому что они на вкус как курица, когда горячие.

Хотя мне всегда нравилась курица, я все еще скептически отношусь к обезьяне.

Миссис Картофельная Голова, так сильно нас любящая, предложила приготовить для нас особое обезьянье суфле.

Она может приготовить его, как захочет.

Хотя мне любопытно, я все еще настроен скептически.

Попробуйте это:

  • Просканируйте собственный текст, чтобы найти перечисленные выше сложные разъемы. Обведите их.
  • Найдите глагол и подлежащее предложений, которые идут с каждым соединителем, помня, что зависимое предложение может находиться между подлежащим и глаголом независимого предложения, как показано в вариантах расположения выше.
  • Выделите сложные предложения цветом, отличным от того, которым вы выделяли простые предложения.

Образец 4: сложносочиненное предложение

Два или более независимых предложения ПЛЮС одно или несколько зависимых предложений. Их можно расположить так: (СВ, а СВ, потому что СВ. ) или (Потому что СВ, СВ, но СВ.)

Разъемы

: здесь используются разъемы , перечисленные в шаблонах 2 и 3. Найдите соединители, затем найдите глаголы и подлежащие, которые являются частью каждого предложения.

Мистер Картофельная Голова сказал, что поделится секретным рецептом; однако, если он это сделает, миссис Картофельная Голова скормит его пираньям, так что мы оба будем в большей безопасности и счастливее, если я не буду есть обезьян или воровать рецепты.

Попробуйте следующее: используйте четвертый цвет, чтобы выделить сложносочиненные предложения в вашем тексте (те, которые содержат как минимум два независимых и хотя бы одно зависимое предложение).

Посмотрите на баланс четырех разных цветов. Вы видите, что один цвет выделяется? Вы заметили, что один отсутствует полностью? Если да, внимательно изучите свой текст, задавая следующие вопросы:

  • Не могли бы вы выделить несколько сложных предложений?
  • Не могли бы вы объединить несколько коротких предложений?
  • Можно ли использовать разные варианты расположения для каждого из шаблонов предложений?
  • Можно ли использовать другие коннекторы, если изменить порядок пунктов?

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4. 0 License.
Вы можете воспроизводить его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: The Writing Center, University of North Carolina at Chapel Hill

Сделать подарок

скороговорка в предложении | Примеры предложений из Кембриджского словаря

Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.

Можете ли вы сказать, что перешли от этологии к этнографии, от механических вещей вроде грызения гиены к более требовательным образцам человеческого поведения?

Из Кембриджского корпуса английского языка