Разное

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: диагностика и лечение в Москве

Содержание

Синдром дефицита внимания/гиперактивности

Представлены современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности. Подчеркивается необходимость четкого соблюдения критериев диагноза синдрома и взвешенного подхода к медикаментозной терапии.

В последние годы достигнуты большие успехи в изучении одной из самых актуальных проблем нейропедиатрии – синдрома дефицита внимания/гиперактивности у детей. Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Следует отметить, что синдром дефицита внимания наблюдается как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов – педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.

 

Синдром дефицита внимания/гиперактивности – дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

 

Термин “синдром дефицита внимания” был выделен в начале 80-х годов из более широкого понятия “минимальной мозговой дисфункции”. История изучения минимальной мозговой дисфункции связана с исследованиями Е. Kahn и соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводились и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвлекаемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изменений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин “минимальное мозговое повреждение”. В дальнейшем в понятие “минимальное мозговое повреждение” были включены и нарушения обучения (трудности и специфические нарушения в обучении навыкам письма, чтения, счета; нарушения перцепции и речи). Впоследствии статическая модель “минимального мозгового повреждения” уступила место более динамичной и более гибкой модели “минимальной мозговой дисфункции”.

 

В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация – DSM-IV (the Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition), – согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивности. Основной предпосылкой явился тот факт, что наиболее частые и значимые клинические симптомы минимальной мозговой дисфункции включали нарушение внимания и гиперактивность. В последней классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием “синдром дефицита внимания/гиперактивности”. В МКБ-10 синдром рассматривается в разделе “Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте” в подразделе “Нарушение активности и внимания” (F90.0) и “Гиперкинетическое расстройство поведения” (F90.1).

 

Частота синдрома дефицита внимания/гиперактивности, по данным разных авторов, варьирует от 2,2 до 18% у детей школьного возраста. Подобные различия объясняются несоблюдением четких критериев диагноза. Согласно данным Американской ассоциации психиатров, синдромом дефицита внимания/гиперактивности страдают около 5% детей школьного возраста. Практически в каждом школьном классе есть по крайней мере один ребенок с данным заболеванием. В исследовании Н.Н. Заводенко и соавт. [1] частота синдрома дефицита внимания у школьников составила 7,6%. Мальчики страдают в 2 раза чаще девочек.

 

Классификация. Согласно DSM-IV выделяют 3 варианта течения синдрома дефицита внимания/гиперактивности в зависимости от преобладающих клинических симптомов:

 

– синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность;

 

– синдром дефицита внимания без гиперактивности;

 

– синдром гиперактивности без дефицита внимания.

 

Некоторые исследователи подвергают сомнению объединение синдрома дефицита внимания и синдрома гиперактивности, так как до 40% всех больных страдают только дефицитом внимания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдается у девочек.

 

Синдром дефицита внимания может быть как первичным, так и возникать в результате других заболеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминированные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы).

 

Этиология изучена недостаточно. Большинство исследователей предполагают генетическую природу синдрома. В семьях детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичные нарушения [2]. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бессознательно “амнезируются”. В родословных детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности также часто прослеживается отягощенность по обсессивно-компульсивному синдрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь нейромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях.

 

Предполагается, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминируется мутациями 3 генов, регулирующих дофаминовый обмен – гена D4 рецепторов, гена D2 рецепторов и гена, ответственного за транспорт дофамина [3]. S. Faraone, J. Biederman [3] обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью.

 

Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания/гиперактивности. К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери [2]. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение.

 

Предполагается, что в основе патогенеза синдрома лежат нарушения активирующей системы ретикулярной формации, которая способствует координации обучения и памяти, обработке поступающей информации и спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции ретикулярной формации, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина [3]. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение и агрессивность. Нарушения в функционировании ретикулярной формации предопределяют вторичные нарушения нейромедиаторного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности дофаминергическими препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивности, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофаминовых рецепторов. Отдельные биохимические исследования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности свидетельствуют, что в головном мозге нарушается обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов – серотонина и норадреналина.

 

Помимо ретикулярной формации, важное значение в патогенезе синдрома дефицита внимания/гиперактивности имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей [4]. Одним из подтверждений данного предположения является сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания и у взрослых при поражении лобных долей мозга. При спектральной томографии головного мозга у 65% детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности обнаружено снижение кровотока в префронтальной коре головного мозга при интеллектуальных нагрузках, тогда как в контрольной группе – лишь у 5% [4].

 

Критерии диагноза и клинические проявления. Адекватная диагностика синдрома дефицита внимания/гиперактивности невозможна без четкого соблюдения критериев диагноза. К ним, согласно DSM-IV, относятся:

 

– наличие у ребенка дефицита внимания и/или гиперактивности;

 

– раннее (до 7 лет) появление симптомов и длительность (более 6 мес) их существования;

 

– некоторые симптомы наблюдаются и дома, и в школе;

 

– симптомы не являются проявлением других заболеваний;

 

– нарушение обучения и социальных функций.

 

Следует отметить, что наличие нарушений обучения и социальных функций является необходимым критерием для установления диагноза “синдром дефицита внимания/гиперактивности”. Кроме того, диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности может быть поставлен только тогда, когда очевидны трудности в обучении (т. е. не ранее 5-6-летнего возраста).

 

Согласно DSM-IV, диагноз дефицита внимания может быть установлен при наличии по крайней мере 6 из описанных ниже симптомов. Ребенок имеет дефицит внимания, если он:

 

– не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе;

 

– с трудом поддерживает внимание в работе и игре;

 

– не слушает то, что ему говорят;

 

– не в состоянии следовать инструкциям;

 

– не может организовать игру или деятельность;

 

– имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания;

 

– часто теряет вещи;

 

– часто и легко отвлекается;

 

– бывает забывчив.

 

Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по крайней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребенок гиперактивен, если он:

 

– совершает суетливые движения руками и ногами;

 

– часто вскакивает со своего места;

 

– гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;

 

– не может играть в “тихие” игры;

 

– всегда находится в движении;

 

– очень много говорит.

 

Ребенок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем заговорить или совершить действие), если он:

 

– отвечает на вопрос, не выслушав его;

 

– не может дождаться своей очереди;

 

– вмешивается в разговоры и игры других.

 

В значительном проценте случаев клинические проявления синдрома возникают в возрасте до 5-6 лет, а иногда уже на 1-м году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. В дальнейшем они становятся крайне непослушными и гиперподвижными, их поведение с трудом контролируется родителями. Вместе с тем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, в младенчестве могут умеренно отставать в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребенка становятся очевидными нарушения внимания, на которые родители, как правило, сначала не обращают внимания.

 

Нарушение внимания и/или явления гиперактивности – импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения навыков чтения и письма, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не склонен прислушиваться к советам взрослых. Ребенок является источником постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается в подростковом периоде, когда у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности возрастает риск формирования стойких нарушений поведения и агрессивности. Подростки с данной патологией чаще склонны к раннему началу курения и приему наркотических препаратов [5], у них чаще наблюдаются черепно-мозговые травмы [6]. Родители ребенка, страдающего синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности, иногда сами отличаются резкими сменами настроения и импульсивностью. Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.

 

При неврологическом осмотре ребенка с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или без нее очаговая неврологическая симптоматика, как правило, отсутствует. Могут отмечаться недостаточность тонкой моторики, нарушения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения [7].

 

Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), астеническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, заболеваниями щитовидной железы, олигофренией легкой степени и шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко бывает затруднителен, так как синдром дефицита внимания может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто – с психиатрической патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [8].

 

Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недостаточно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяются немедикаментозные и медикаментозные методы коррекции.

 

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального [9]. Необходима психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребенка как “хулиганское” и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях. Родителям следует следить за соблюдением режима дня “гиперактивного” ребенка (время приема пищи, выполнение домашних заданий, сон), предоставлять ему возможность расходовать избыточную энергию в физических упражнениях, длительных прогулках, беге. Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность. “Гиперактивные” дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров для игр – друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

 

Медикаментозная терапия синдрома дефицита внимания/гиперактивности целесообразна при неэффективности немедикаментозных методов коррекции. Применяются психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путем установлена эффективность двух препаратов – антидепрессанта амитриптилина и риталина, относящегося к группе амфетаминов.

 

Препаратом первой очереди выбора в терапии синдрома дефицита внимания/гиперактивности является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект метилфенидата отмечается у 70-80% детей. Препарат назначается однократно утром в дозе 10 мг (1 таблетка), однако суточная доза может достигать 6 мг/кг. Терапевтический эффект наступает быстро – в течение первых дней приема. Несмотря на высокую эффективность метилфенидата, имеются ограничения и противопоказания к его применению, связанные с частыми побочными эффектами. К последним относятся задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсические нарушения, сухость во рту и головокружение. К препарату может развиться привыкание. Противопоказаниями к приему препарата являются возраст ребенка меньше 6 лет, выраженные состояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта. К сожалению, метилфенидат отсутствует на российском фармацевтическом рынке. В отечественной педиатрической практике шире используется препарат амитриптилин, обладающий меньшим числом побочных эффектов. Амитриптилин назначают детям до 7 лет в дозе 25 мг/сут, детям старше 7 лет – в дозе 25-50 мг/сут. Начальная доза препарата составляет 1/4 таблетки и увеличивается постепенно в течение 7-10 дней. Эффективность амитриптилина при лечении детей с синдромом дефицита внимания составляет 60%.

 

Единичные отечественные исследования доказывают также эффективность применения ноотропных препаратов (ноотропила, пирацетама и инстенона) в терапии детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Н.Н. Заводенко и соавт. наблюдали положительный эффект инстенона у 59% больных [1]. Инстенон назначали в дозе 1,5 таблетки в день детям в возрасте 7-10 лет в течение 1 мес. Отмечалось улучшение характеристик поведения, моторики, внимания и памяти.

 

Наибольший эффект в лечении СДВГ достигается при сочетании различных методик психологической работы (как с самим ребенком, так и с его родителями) и медикаментозной терапии [10].

 

Прогноз относительно благоприятен, так как у значительной части детей симптомы исчезают в подростковом возрасте. Постепенно по мере роста ребенка нарушения в нейромедиаторной системе мозга компенсируются, и часть симптомов регрессирует. Однако в 30-70% случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания/гиперактивности (чрезмерная импульсивность, вспыльчивость, рассеянность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость, непредсказуемые, быстрые и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Факторами неблагоприятного прогноза синдрома являются его сочетание с психическими заболеваниями, наличие психопатологии у матери, а также симптомы импульсивности у самого больного [11]. Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности может быть достигнута только при условии заинтересованности и сотрудничества семьи, школы и общества.

 

Российский вестник перинатологии и педиатрии, N3-2000, с.39-42

 

Литература

1. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. Лечение гиперактивности с дефицитом внимания у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии. Московский мед журн 1998; 19-23.

 

2. Weinstein С.S., Apfel R.J., Weinstein S.R. Description of mothers with ADHD with children with ADHD. Psychiatry 1998; 61: 1: 12-19.

 

3. Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder. Biol Psychiatry 1998; 44: 10: 951-958.

 

4. Amen D.G., Carmichael B.D. High-resolution brain SPECT imaging in ADHD. Ann Clin Psychiatry 1997; 9: 2: 81-86.

 

5. Willens Т.Е., Biedermann J., Mick E. et al. Attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD) in associacion with early onset substance use disorder. J Nerv Ment Dis 1997; 185: 8: 475-482.

 

6. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G. Ingures to children with ADHD. Pediatrics 1998; 102: 6: 1415-1421.

 

7. Purvis K.L., Tannock R. Language abilities in children with attention deficit hyperactivity disorder, reading disabilities, and normal controls. J Abnorm Child Psychol 1997; 25: 2: 133-144.

 

8. Pliska S.R. Comorbidity of ADHD with psychiatric disordes: an overwiev. J Clin Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58.

 

9. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. M 1997.

 

10. Frankel F., Myatt R., Cantwell D.P. Parent-assisted transfer of childrens social skills training; effect on children with and without ADHD. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 1997; 36: 8: 1056-1064.

 

11. Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. J Pediatr 1998; 133: 4: 11: 544-551.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / Статьи специалистов / Семейная клиника “Танар”

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — это снижение внимания и способности к его концентрации у ребёнка во время обучения, сопровождающееся ухудшением памяти, затруднением обработки внешней и внутренней информации вследствие нарушения работы центральной нервной системы.

Как часто встречается синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Синдромом дефицита внимания с гиперактивностью страдают от 2,2 до 18% детей школьного возраста, при этом мальчики в 2 раза чаще, чем девочки. Практически в каждом классе обучается по крайней мере один ребёнок с этим заболеванием.

Почему возникает синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью может быть внутриутробное или полученное при родах повреждение головного мозга. К последнему приводят гипоксия плода, асфиксия новорождённых, употребление матерью во время беременности алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение. Возможна наследственная предрасположенность к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. До 20–30% родителей больных детей страдали или страдают этим нарушением. У них чаще, чем среди населения в целом, выявляют алкоголизм, асоциальную психопатию и аффективные расстройства. Кроме того, синдром дефицита внимания с гиперактивностью может быть проявлением психических и генетических заболеваний.

Опасен ли синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

У большинства детей такие симптомы исчезают в подростковом возрасте. Однако у некоторых к этому возрасту могут сформироваться стойкие нарушения поведения и агрессивность. Кроме того, у части пациентов проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью сохраняются и во взрослой жизни.

Как проявляется синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Нарушение внимания, чрезмерно высокая активность и импульсивность приводят к тому, что ребёнок школьного возраста при нормальном и даже высоком интеллекте недостаточно хорошо пишет и читает, не справляется со школьными заданиями, совершает много ошибок в выполненных работах и не прислушивается к советам взрослых. Такой ребёнок — источник постоянного беспокойства для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), поскольку постоянно вмешивается в чужие разговоры, отвлекает от дела, слишком эмоционально реагирует на внешние раздражители (степень его реакции не соответствует реальной ситуации). Эти дети с трудом адаптируются в коллективе, их отчётливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. Из-за своей нетерпеливости и импульсивности они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет уже существующие проблемы в учёбе. Ребёнок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признаёт авторитетов, что довольно часто приводит к антиобщественным поступкам, особенно в подростковом периоде.

Как диагностируют синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Такой диагноз врач ставит в случае, если у ребёнка есть нарушения, затрудняющие процесс обучения, и особенности поведения, которые появились до 7-летнего возраста, продолжаются более 6 мес и не являются следствием других заболеваний.

Ребёнок страдает дефицитом внимания, если он:

с трудом концентрирует внимание в процессе работы и игры;

не слушает то, что ему говорят;

не в состоянии следовать инструкциям;

проявляет безразличие к деталям и допускает ошибки в работе;

не может организовать игру или деятельность;

с трудом выполняет задания, требующие длительной сосредоточенности;

часто теряет вещи;

часто и легко отвлекается;

бывает забывчив.

Ребёнок гиперактивен, если он:

совершает суетливые движения руками и ногами;

часто вскакивает с места;

чересчур подвижен в ситуациях, когда это неприемлемо;

не может играть в «тихие» игры;

всегда находится в движении;

очень много говорит.

Ребёнок импульсивен, если он:

отвечает на вопрос, не выслушав его;

не может дождаться своей очереди;

вмешивается в разговоры и игры других.

Какие существуют методы лечения и профилактики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?

Наибольший эффект достигается при сочетании лекарственной терапии и различных методик психологической работы как с самим ребёнком, так и с его родителями.

Лекарственная терапия синдрома дефицита внимания с гиперактивностью направлена на устранение симптомов. Лекарства ребёнку необходимо принимать в течение нескольких лет, при необходимости продолжать приём и в юношеском, и взрослом возрасте. Применяют психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транквилизаторы и ноотропные препараты.

Нелекарственная терапия включает в себя методы модификации поведения, педагогическую коррекцию, психотерапию.

Ребёнку необходим щадящий режим обучения: минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), небольшая продолжительность занятий (до 30 мин). Ребёнку лучше сидеть за первой партой, так как контакт глаз учителя и ребёнка улучшает концентрацию внимания. Большое значение с точки зрения адаптации в детском коллективе и обществе имеет целенаправленное и длительное воспитание у ребёнка социально поощряемых норм поведения. Не будет лишней и психотерапевтическая работа с родителями, чтобы они не расценивали поведение ребёнка как «хулиганское» и при воспитании проявляли больше понимания и терпения.

Социальная адаптация детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью может быть достигнута только при условии всеобщей заинтересованности и сотрудничества семьи ребёнка, прежде всего, родителей, педагогов школы и общества в целом.

Заведующая нейроортопедическим отделением Семейной Клиники «ТАНАР» Усманова Гульфия Тяфиковна

Улучшение жизни людей с СДВГ

Свяжитесь со специалистом по СДВГ (Hablamos Español) 1-866-200-8098, Пн-Пт, 13:00–17:00 по восточноевропейскому времени

Для взрослых

Для родителей

Для преподавателей

Для профессионалов

Свяжитесь со специалистом по СДВГ

Понедельник–пятница, 13:00–17:00 по восточноевропейскому времени
ЗВОНИТЕ 1-866-200-8098
¿Necesitas recursos e información sobre el TDAH? Hable con ип especialista де информации на испанском языке.

Найти местный CHADD 

CHADD имеет общенациональную сеть филиалов. Мы рекомендуем вам найти группу в вашем районе.

Обучение и мероприятия

Взрослый – взрослому Родитель – родителю Учитель – учителю Предстоящие мероприятия

Каталог ресурсов

Просмотрите наш каталог, чтобы найти местных специалистов по СДВГ в вашем регионе.

Найти ресурс

Доступно
заявок на получение награды CHADD Young Scientist Research Awards 2023. Две награды доступны для начинающих исследователей СДВГ, которые в настоящее время являются докторантами или получили докторскую степень за последние три года. Заявки принимаются до 31 марта 2023 г.

Подробнее

СДВГ в новостях 2023-03-23 ​​

23 марта 2023 г.

«Это на самом деле может быть катастрофой»: что окончание чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения означает для телездравоохранения

Детское лекарство от СДВГ компании из Майами может не сработать. Имеется национальный отзыв

Метилфенидат при длительном применении безопасен для детей с СДВГ

Вид

СДВГ Еженедельник, 16 марта 2023 г.

16 марта 2023 г.

Новые очки могут помочь повысить безопасность подростков за рулем

Поддерживающий родитель

Mira: TDAH complejo con un enfoque en el síndrome de Tourette y el Trastorno de Tics

View View

  • Тренинг по СДВГ | Самостоятельные онлайн-курсы

    4 апреля 2020 г. — 31 августа 2030 г.

    Регистр
  • Слушайте подкасты о СДВГ

    15 декабря 2022 г. — 31 декабря 2122 г.

    Регистр
  • Пять ключей к развитию исполнительных навыков в школе и дома Спросите эксперта

    29 марта 2023 г. | 19:00, восточноевропейское время

    Регистр
  • Здоровая жизнь с СДВГ Региональная конференция Среднего Запада

    15 апреля 2023 г. — 15 апреля 2023 г. | 8:30–16:00 по тихоокеанскому времени

    Регистр
  • Сбалансированное лечение для человека с СДВГ в целом: от детства до взрослой жизни Северо-восточный региональный центр Конференция

    15 апреля 2023 г. — 15 апреля 2023 г. | 9 утра

    Регистр
  • Pregunte Al Experto: TDAH complejo con un enfoque en el síndrome de Tourette y el Trastorno de TicsAsk The Expert

    9 марта 2023 г. | 19:00, восточноевропейское время

  • СДВГ в дошкольных учреждениях: направить всех детей младшего возраста на путь к успехуСпросите у эксперта

    7 марта 2023 г. | 17:00 по восточному поясному времени/14:00 по тихоокеанскому стандартному времени

  • Когда умные дети, подростки и молодые люди с аутистическим спектром страдают СДВГСпросите эксперта

    15 февраля 2023 г. | 20:00, EST

  • Раннее выявление различий в обучении. Спросите эксперта

    8 февраля 2023 г. | 15:00, EST

Просмотреть все события

Журнал «Внимание»

Признанный за свое превосходство, журнал CHADD, выходящий раз в два месяца, богат практической информацией, клиническими выводами и научно обоснованными стратегиями управления СДВГ.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

Присоединяйтесь к онлайн-сообществу на

Родители и опекуны

Присоединяйтесь к интернет-сообществу родителей детей с СДВГ

Присоединяйтесь к интернет-сообществу

для взрослых с СДВГ

Присоединяйтесь к интернет-сообществу для взрослых с СДВГ