Разное

Шпаргалки для 3 класса по русскому языку – Шпаргалка по русскому языку 3 класс

Содержание

По школьным ступенькам 3 класс: Учим правила

*****

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ 

*****

*****

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

*****

*****

ПРАВОПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

*****

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

*****

blog3klass.blogspot.com

Шпаргалки, Русский язык

Вход на портал
Вход на портал Регистрация Начало Поиск по сайту ТОПы Учебные заведения Предметы Проверочные работы Обновления Подписка Я+ Новости Переменка Отправить отзыв
  • Архив
  • Русский язык
  • 1) Пунктуация

    • 1. Принципы русской пунктуации, функции и виды знаков препинания.
    • 2. Знаки препинания в конце предложения.
    • 3. Тире между членами предложения.
    • 4. Знаки препинания при однородных членах.
    • 5. Знаки препинания при повторяющихся словах.
    • 6. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения.
    • 7. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
    • 8. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
    • 9. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях
    • 10. Знаки препинания при обращениях.
    • 11. Знаки препинания при междометиях, утвердительных и отрицательных словах.
    • 12. Знаки препинания в сложных предложениях.
    • 13. Знаки препинания при прямой речи и цитировании.
    • 14. Сочетание знаков препинания, авторское употребление знаков препинания.
  • 2) Орфография

    • 1. Принципы русской орфографии, орфограмма
    • 2. Употребление прописной и строчной буквы.
    • 3. Правила переноса слов
    • 4. Правописание гласных в корне.
    • 5. Правописание гласных после шипящих и Ц.
    • 6. Правописание согласных в корне.
    • 7. Правописание приставок.
    • 8. Правописание разделительных Ъ и Ь Правописание разделительного ъ (твердого знака).
    • 9. Правописание имён существительных.
    • 10. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.
    • 11. Правописание сложных слов.
    • 12. Правописание числительных.
    • 13. Правописание местоимений.
    • 14. Правописание глаголов.
    • 15. Правописание причастий.
    • 16. Правописание наречий.
    • 17. Правописание предлогов.
    • 18. Правописание союзов.
    • 19. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.
  • 4) Речь

    • 1. Речевая деятельность
    • 2. Текст и их типы
  • 5) Синтаксис

    • 1. Словосочетания, их виды
    • 2. Предложение
    • 3. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    • 4. Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение. Средства оформления предложения.
    • 5. Главные члены предложения: подлежащее! сказуемое.
    • 6. Второстепенные члены предложения
    • 7. Типы односоставных предложений:
    • 8. Полные и неполные предложения.
    • 9. Распространенные и нераспространенные предложения
    • 10. Однородные члены предложения, обобщающие слова
    • 11. Обособленные члены предложения,
    • 12. Обращение
    • 13. Водные слова или словосочетания
    • 14. Вставные конструкции
    • 15. Сложносочинённое предложение
    • 16. Бессоюзные сложные предложения
    • 17. Сложноподчинённые предложения
    • 18. Синтаксические синонимы
    • 19. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.
  • 6) Морфология

    • 1. Имя существительное
    • 2. Имя прилагательное
    • 3. Имя числительное
    • 4. Местоимение
    • 5. Глагол
    • 6. Причастие
    • 7. Деепричастие
    • 8. Наречие
    • 9. Слова категории состояния
    • 10. Предлог
    • 11. Союзы
    • 12. Частицы
    • 13. Междометия, звукоподражательные слова
  • 7) Морфемика и словообразование

    • 1. Морфемика, морфемы, их виды
    • 2. Чередование звуков в слове.
    • 3. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:
    • 4. Однокоренные (родственные) слова
    • 5. Этимология
    • 6. Словообразование
  • 9) Лексика

    • 1. Понятие лексики, слово.
    • 2. Лексическое значение слова
    • 3. Омонимы
    • 4. Синонимы
    • 5. Антонимы
    • 6. Разряды слов по происхождению.
    • 7. Устаревшие слова и неологизмы.
    • 8. Лексика ограниченной сферы употребления:
  • 11) Фонетика

    • 1. Фонетика, звук, гласные и согласные
    • 2. Слог
    • 3. Словесное ударение
    • 4. Интонация
  • 12) Общие сведения о русском языке

    • 1. Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык российской федерации и язык межнационального общения.
    • 2. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы.
    • 3. Русский язык в современном обществе. богатство, красота и выразительность русского языка.
    • 4. Место русского языка среди других языков. русский язык как один из индоевропейских языков.
    • 5. Наука о русском языке
Copyright © 2019 ООО ЯКласс Контакты Пользовательское соглашение

www.yaklass.ru

Материал по русскому языку (3 класс) по теме: Опорные таблицы

ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ

по русскому языку для начальных классов

    Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти.

Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома.

Необходимость таблиц обусловлена тем, что:

во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;

во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;

в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                       лужи, шина, чай,

                                                                                                роща, щука, чужой

Сочетания чк, чн                                                                  ночка, ручной

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночь – ж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка – ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце – солнышко

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу   

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

  1. Найди  в слове «опасное место»
  2. Определи орфограмму
  3. Вспомни правило, проверь написание слова
  4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении?       КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем?                             ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                 Птицы улетают на юг.

                                         

СОСТАВ СЛОВА

                      3

ПРИСТАВКА

   

      образует

   новые слова

                              2

       

         КОРЕНЬ

главная часть слова

                                 4

     

      СУФФИКС

         

            образует

         новые слова

                                1

     ОКОНЧАНИЕ

   

     служит для связи

   слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

                ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                     ИМЯ

       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                    ГЛАГОЛ

        ПРЕДЛОГ

  название предмета

        КТО? ЧТО?

 

    кошка, стол

     признак предмета

     КАКОЙ? КАКАЯ?

     КАКОЕ? КАКИЕ?           

     большой, синяя

      действие предмета

      ЧТО ДЕЛАТЬ?

      ЧТО СДЕЛАТЬ?

   решать, списать

     служит для

      связи слов

за, на, над

от, по, об, со, про, под,

с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

     

         ЖЕНСКИЙ РОД
   

          ОНА  МОЯ

    девочка, земля

             

             МУЖСКОЙ РОД

                      ОН МОЙ

      мальчик, автобус

               

                 СРЕДНИЙ РОД

                        ОНО МОЁ

         яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

                     ЕДИНСТВЕННОЕ                        ЧИСЛО

     МНОЖЕСТВЕННОЕ  

                ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД

     ЖЕНСКИЙ РОД

        СРЕДНИЙ РОД

     какой?

-ой, -ый, -ий

   золотой

     алый

    синий

         какая?

        -ая, -яя

       золотая

          алая

        синяя

          какое?

         -ое, -ее

        золотое

          алое

         синее

           какие?

         -ие, -ые

        золотые

         алые

        синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

    ______________

              гл.

    Сказуемое

что делает?   что сделает?

    ______________

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

   _  _  _   _  _  _

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени –  когда?

образа действия – как?

  _ . __ . __ . __

ПАДЕЖИ

     Именительный

это                          кто?    что?

предлогов не бывает

     Родительный

нет                          кого?   чего?

без, у, от, до, с, из, около

     Дательный

дать                        кому?  чему?

           к, по

    Винительный

вижу                       кого?   что?

на, в, во, за, про, под

   Творительный

доволен                  кем?    чем?

с, за, под, перед, над

   Предложный

говорить             о ком?   о чём?

о, об, в, на, при

  1 скл.

  2 скл.

  3 скл.

Ж.р.   -а

М.р.   -я

М.р. –  ,  -ь

С.р.  -о,  -е

Ж.р. – ь

падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 – И

 – Е

 – Е

     –

     –

   – Е

   -И

   -И

   -И

           СКЛОНЕНИЕ                                                     ПАДЕЖНЫЕ                           СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ                                       ОКОНЧАНИЯ   СУЩ.                                                                      

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

  1. Поставить глагол в н.ф. (что делать? что сделать?)
  2. Посмотреть на гласную перед -ть

                I спряжение

                       II спряжение

Глаголы-исключения: брить, стелить

– ать  !             – ять      лаять

– еть  !                           блеять

– оть                              сеять       

 -уть                              веять

– ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять и др.

                             – ить

 

Глаголы – исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть, вертеть.

                                         

ед.ч.                       мн. ч.

ед.ч.                       мн. ч.

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      – ем

– ешь                       – ете

– ет                         – ют, -ут

1л.

2л.

3л.

– у, -ю                      – им

– ишь                       – ите

– ит                         – ат, -ят

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                          

     гл., сущ., прил.

    Сказуемое

       что делает?   что сделает?

что (кто) это такое?   каков?  

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей

         сущ.,  наречие

  Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени –  когда?

образа действия – как?

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное

невосклицательное

 По наличию главных членов:

простое, сложное

односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное

нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены 

обращение                                  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

       Прямая речь после слов автора

         Прямая речь перед словами автора

А: ,,П.”

А: ,,П?”

А: ,,П!”

,,П,” – а.

,,П?” – а.

,,П!” – а.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Гласные

                                       Согласные          (сонорные)

А  О  Э  У  Ы      – обозначают  твердость согласного звука

Я  Ё   Е  Ю И      – обозначают  мягкость согласного звука

Б  В  Г  Д  Ж  З

П Ф  К  Т  Ш С

Л    М    Н    Р    Й

Х    Ц    Ч   Щ

– звонкие

– глухие 

10 гласных букв

6 гласных звуков   [ а, о, у, э, ы, и ]

       

        Буквы  Я  Е  Ё  Ю –

        своего звука не имеют !!!

1.Буквы Я,       Е,      Ё,      Ю обозначают два звука  

        [й’а]    [й’э]   [й’о]  [й’у] :

  1. в начале слова                       яма [й’а м а]
  2. после гласной                       лает [л а й’э т]
  3. после Ь или Ъ знаков           лью [л’й’ у]

                                                  съем [с й’э м]

2. Буквы Я, Е, Ё, Ю  после согласных обозначают    мягкость согласного и один звук:

        мяч [м’ а ч]           салют [с а л’ у т]

         лён [л’ о н]            дверь   [д в’ э р’]

парные

непарные

Всегда мягкие   – Й’, Ч’, Щ’.

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Не имеют звука – Ь, Ъ.

[ звук]

гласный                                 согласный

          ударный – безударный             парный – непарный

                                              звонкий – глухой

                                                    твёрдый – мягкий ( ’ )

ОБРАЗЕЦ:     союз – 2 слога, 4 буквы, 5 звуков;

  с    [с] – согл., пар., глух., тв.;

                                     о    [а] – глас., безуд.;

     ю   [й’] – согл., cонорный, мяг.;

                                            [у] – гл., удар.;

  з    [с] –  согл., пар., глух., тв.

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1 – фонетический разбор  

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

4 – синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:

 По цели высказывания:

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации:

восклицательное – невосклицательное

 По наличию главных членов:

                    простое, сложное

         односоставное, двусоставное

 По наличию второстепенных членов:

распространенное –  нераспространенное      

Осложненное или неосложненное:

однородные члены,  обращение                                  

5 – орфографический разбор

  1. Подчеркни одной чертой орфограммы.
  2. Выдели часть слова, в которой находится орфограмма.
  3. Сформулируй орфографическое правило, объясняющее данное правописание.

Правописание безударных гласных в  окончаниях

                                                                                                                

Определи часть речи.   

1 скл.

2 скл.

3 скл.

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

П.п. о ком? о чём?





                                                                                                                                                                 Имя существительное                                                                                                                         1.Определи склонение.

2.Определи падеж.      

     

     

    Сущ. на    –ия (ж.р.)   Р.п., Д.п., П.п.         – И

                     – ий (м.р.)   П.п.                          – И

                     – ие (с.р.)    П.п.                          – И

                     – мя             Р.п., Д.п., П.п.         – И  

       

Имя прилагательное

 1. Задай вопрос от существительного к прилагательному.

 2. Смотри на окончание вопроса прилагательного.                                                                                   

 3. Вспомни, какие буквы «дружат»

                               А-Я   (ая-яя)

                              О-Е   (ое-ее,  ого-его,  ом-ем,  ому-ему)

                             И-Ы  (ие-ые,  им-ым,  их-ых,  ими-ыми)

                            У-Ю  (ую-юю)

 Если слово отвечает на вопрос  какой?, будь внимателен!!!

                                                                                                 

                                   м.р. –ий (-ой, -ый)   ж.р. -ей         

                                                                                                                                                                                            

                                                                                                    

  Глагол                                                                                       

 1. Определи спряжение глагола (поставь в н.ф. что делать? что сделать?)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                 

   I спряжение                                                 II спряжение

ед.ч.               мн.ч.                                         ед.ч.               мн.ч.                                                                                                                 

я      -у(-ю)     мы  -ем                                      я     -у(-ю)      мы    -им                                                                                                  

ты    -ешь       вы  -ете                                   ты    -ишь       вы    -ите                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

он                   они -ут,( -ют)                         он                   они  -ат,(-ят)

она  -ет                                                           она   -ит

оно                                                                   оно

nsportal.ru

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Памятка правил по русскому языку 3 класс

Речь. Текст. Предложение. Слово.

Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.

Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.

Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________

Каждое предложение произносится с какой-либо целью. 

Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________

Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.

Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.

Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________

Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.

Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.

В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?

__________________________________________________________________

В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член

Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Однокоренные слова.

Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________

Звуки и буквы.

Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.

Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.

Гласных букв десять:  а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.

Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.

Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.

При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенос слов:

Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.

Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мягкий знак

В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.

Ударные и безударные гласные.

Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так,  чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание

Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________


Состав слова.

Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________

Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________

Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________

Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Парные звонкие: б б’    в в‘   г г‘   д д‘    ж    з з’

Парные глухие:   п п‘   ф ф‘   к к‘  т т’    ш    с с’

Непарные звонкие : л л’   м м’   н н’   р р’

Непарные глухие: х х’    ц    ч’    щ’

Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________

Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________

Правописание безударных гласных в корне слова.

Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать,  в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.

Слова с двумя безударными  гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова с непроизносимыми согласными в корне.

В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.

Правописание приставок.

Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)

, вы-, пере-  пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предлог и приставка.

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделительный твердый знак (Ъ)

Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________

Части речи.

Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения. 

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________

Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.

Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________

Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________

Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.  Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________

Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________

Дательный кому? Чему?____________________________________________________________

Винительный кого? Что?_____________________________________________________________

Творительного кем? Чем?______________________________________________________________

Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________

Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.

Имя прилагательное

Падеж

Предлоги

Вопросы

Именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

от, до, из, без, у, для, около, с

к, по

в, во, на, за, про, через

с, со, за, под, над, между, перед

о, об, в, на, при

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________

Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном  числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду  имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?  ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал?   Женский род- что делала? Средний род- что делало?     Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________   Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Не придает глаголу  отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________

Как изменяются слова

Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

nsportal.ru

Шпаргалки по русскому языку

Правила

по русскому языку

для начальных классов

РЕСУРСЫ

СОДЕРЖАНИЕ

Изменение глаголов

по временам

Гласные буквы

Согласные звуки

Приставки и предлоги

Изменение глаголов

по числам и лицам

Фонетический разбор

слова

Части речи

Спряжение глаголов

Парные согласные

на конце слова

Личные окончания

глаголов

Имя существительное

Безударные гласные

в корне слова

Падежи

имён существительных

Местоимение

Запомни!

Жи-ши,ча-ща, чу-щу!

Три склонения

имён существительных

Имя числительное

Прописная буква

Наречие

Род

имён прилагательных

Состав слова

Число

имён прилагательных

Союз

Запомни!

-чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ-

Неопределённая форма

глагола

Виды предложений

Члены предложений

Правописание приставок

Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу.

Гласные буквы

А Е Ё И О У Ы Э Ю Я

А О У Ы Э эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков.

И обозначает мягкость согласных звуков.

Е Ё Ю Я эти гласные обозначают мягкость согласных звуков, а в начале слова или после другой гласной – два звука.

звонкие Б В Г Д Ж З

Парные      

глухие П Ф К Т Ш С

звонкие Л М Н Р

Непарные

глухие Х Ц Ч Щ

Всегда твердые Ж Ш Ц

Всегда мягкие Й Ч Щ

Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают

мягкость или твердость согласной, после которой они

стоят.

Согласные звуки

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

Ком – пью – тер 10 звуков, 9 букв, 3 слога

К – согласный, твердый, парный глухой

О – гласный, безударный

М – согласный, твердый, непарный звонкий

П – согласный, мягкий, парный глухой

Ь

Ю – гласный, ударный

Т – согласный, твердый, парный глухой

Е – гласный, безударный

Р – согласный, твердый, непарный звонкий.

ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА

В конце слов парные согласные надо писать так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной.

ду  – дубок

лу  – луговой

ро  – рога

гру  – грузить

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Безударные гласные в корне проверяются ударением

с  ды – с а д

ст  на – ст е ны

з  ма – з и мний

м  ря – м о ре

п  ля – п о ле

к  за – к о зы

ЗАПОМНИ !

ЖИ – ШИ пиши с буквой И

мыш  уж  лыж  ш  на

ЧА – ЩА пиши с буквой А

дач  туч  свеч  саранч 

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У

щ  ка ч  лок ч  деса ч  довище

ПРОПИСНАЯ БУКВА

Помни: пишутся всегда

С большой буквы города,

Реки, страны и моря…

И фамилия твоя!

страна Л атвия

город Р ига

река Д аугава

Б алтийское море.

СОСТАВ СЛОВА

Корень – общая часть родственных слов.

Приставка и суффикс – значимые части

слов, образуют новые слова.

Окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

Корень, приставка и суффикс – это основа .

ЗАПОМНИ!

В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется.

но чк а каме нщ ик спо рщ ик

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я

плать е ручь и обезь я на

Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я

под ъ е зд под ъ е м об ъ я снение

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Приставки без- воз- вз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными.

вз лет без водный раз давать

Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными.

вос питание вс помнить ис пугать

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ

Приставка – это часть слова и пишется слитно !

Предлог – это часть речи и пишется отдельно !

С глаголами предлоги

не употребляются !

Ребята на правились на прогулку.

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

отвечает на вопросы кто? что?

Обозначает предмет .

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Обозначает признак предмета .

ГЛАГОЛ

отвечает на вопрос что делать? что сделать?

Обозначает действие предмета .

МЕСТОИМЕНИЕ

указывает на предметы, но не называет их.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

мужской род – он мой – лев

женский род – она моя – кошка

средний род – оно моё – животное

ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

единственное число – берёз а , арбуз

множественное число – берёз ы , арбуз ы

ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Название падежа

Вспомогательные слова

И. п.

Падежные вопросы

есть

Р. п.

Предлоги

кто?

что?

нет

Д. п.

В. п.

кого?

чего?

дать

подойти к

Т. п.

вижу

кому?

чему?

без, возле, до, из, около, от, подле, с, у

к, по

кого?

что?

доволен

П. п.

под, за, про, через, в, на

кем?

чем?

говорить

за, между, над, под, с

о ком?

о чем?

в, о, об, на, при

ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИЕ

МУЖСКОЙ РОД

ЖЕНСКИЙ РОД

ВТОРОЕ СКЛОНЕНИЕ

МУЖСКОЙ РОД

СРЕДНИЙ РОД

ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИЕ

ЮНОШ А

ДЯД Я

ПТИЦ А

ЗЕМЛ Я

– А, – Я

ЖЕНСКИЙ РОД

ОТЕЦ

ДЕН Ь

– О, – Е

– Ь

ДОЧ Ь

РОЖ Ь

ЗЕРН О

СЧАСТЬ Е

РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются.

Мужской род

Женский род

Узк ий переулок

Нов ый урок

Средний род

Крупн ая рыба

Древн яя история

Прав ое плечо

Красн ое солнце

ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного, с которым оно употреблено

Число

Род

Мужской род

Единственное

Множественное

спел ый плод

высок ий потолок

Женский род

спел ые плоды

высок ие потолки

Средний род

газов ая плита

син яя блузка

газов ые плиты

син ие блузки

коротк ое расстояние

летн ее платье

коротк ие расстояния

летн ие платья

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.

Что сделал? – написал, выучил.

Несовершенный вид – действие еще незакончено.

Что делает? – пишет, учит.

ЗАПОМНИ . Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ

Настоящее время

Что делает?

Прошедшее время

смотрит

пилит

рисует

Что делал?

Что сделал?

Будущее время

Что будет делать?

Что сделал?

смотрел

пилил

рисовал

будет смотреть

посмотрит

будет рисовать

нарисует

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ

Лицо

Число

1 – е лицо

Единственное

Я

2 – е

лицо

Множественное

Работ аю

отдыха 

Мы

3 – е

лицо

Ты

Работа ем

отдыха 

Он, она,оно

Работа ешь

отдыха 

Вы

работа ет

отдыха 

Работа ете

отдыха 

Они

Работа ют

отдыха 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

II спряжение

Все глаголы на

еть, -ать, оть,

-уть, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на

ить : брить, зиждиться, стелить

Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть.

Видеть, слышать и обидеть.

А ещё терпеть, вертеть,

Ненавидеть и смотреть.

ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

II спряжение

ед. ч. мн. ч

ед. ч. мн. ч.

– У (- Ю) – ЕМ

– ЕШЬ – ЕТЕ

– ЕТ – УТ (-ЮТ)

– У (Ю) – ИМ

– ИШЬ – ИТЕ

– ИТ – АТ (-ЯТ)

МЕСТОИМЕНИЕ

Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их.

Личные местоимения

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Указательные местоимения

этот, это, эта, эти

Вопросительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей

Неопределенные местоимения

кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь,

кое-что, кое-кто

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.

Числительные

Количественные (пять книг ) Порядковые (пятый этаж )

Числительные

Простые Сложные Составные Дробные

(семь) (тридцать) (тридцать два) (три пятых)

НАРЕЧИЕ

Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество.

Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками:

На конце наречий после шипящих пишется Ь : настеж ь , проч ь . (кроме: замуж, невтерпеж, уж).

в-, за-, на- имеют на конце букву о

в прав о

на лев о

до-, из-, с- имеют на конце букву а

из давн а

до тл а

СОЮЗ

Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения.

Взошло солнце и осветило все вокруг.

Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее.

Видит око, да зуб неймет.

В лесу растут грибы и ягоды.

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

По интонации

Восклицательное

Мне подарили щенка!

Невосклицательное

По цели высказывания

Мне подарили щенка.

Повествовательное

Вопросительное

На дворе прекрасная погода.

Почему вы не гуляете?

По наличию второстепенных членов

Побудительное

Нераспространённое

Идите скорее.

Весна пришла.

Распространённое

Пришла долгожданная весна

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные

Подлежащее

Кто? Что? (существительное, местоимение)

Сказуемое

мальчик

Второстепенные

Что делает? (глагол)

Определение

рисует

Дополнение

прилагательное

сущест-ое

Я читаю интересную книгу.

Обстоятельство

Я встретил друга.

наречие, сущ-ое

Мы пошли быстро.

multiurok.ru

Методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Шпаргалка по фонетике

а

о

у

ы

э

[н] [н′]

[м] [м′]

[л] [л′]

[р] [р′]

й

[б] [б′]

[в] [в′]

[г] [г′]

[д] [д′]

ж

[з] [з′]

ь

я

ё

ю

и

е

[п] [п′]

[ф] [ф′]

[к] [к′]

[т] [т′]

ш

[с] [с′]

[х] [х′]

ц

ч

щ

ъ

Красный цвет – гласные

Синий  – твёрдые согласные

Зелёный – мягкие  согласные

Ъ Ь – звука не имеют

Верхний ряд гласных – указывают в слиянии на твердость впереди стоящего согласного звука

Нижний ряд гласных  – указывают в слиянии на мягкость впереди стоящего согласного звука

Верхний ряд согласных – звонкий согласные

Нижний ряд – глухие согласные

СХЕМА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКА

ЗВУК

                        ГЛАСНЫЙ                                                                                               СОГЛАСНЫЙ

    УДАРНЫЙ     или   БЕЗУДАРНЫЙ                                                    ЗВОНКИЙ           или               ГЛУХОЙ  

                                                                                                                 ТВЁРДЫЙ             или            МЯГКИЙ  

                                   

Устная характеристика слова «лебедь»

                                                                                  Лебедь                                               [л′эб′ит′]

Буква Л (ЭЛЬ) обозначает звук [Л′] – он согласный, звонкий, мягкий

Буква Е имеет звук [э] – он гласный, ударный

Буква Б (БЭ) обозначает звук [б′] – он согласный, парный звонкий, мягкий

Буква Е имеет звук [и] – он гласный, безударный

Буква Д (ДЭ) обозначает звук [т′] – это согласный, парный глухой, мягкий

Ь – звука не имеет

В слове 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

Устная характеристика слова «Юля»

                                                   Юля                                     [Й′УЛ′А]

Буква Ю обозначает два звука:

                   звук [Й′]  – согласный, звонкий, всегда мягкий

                  звук [у] – гласный, ударный

Буква Л (ЭЛЬ) обозначает звук [Л′] – он согласный, звонкий, мягкий

Буква Я обозначает звук [а] – он гласный, безударный

В слове 2 слога, 3 буквы, 4 звука.

ПРАВИЛА ФОНЕТИКИ

Фонетический (звуко-буквенный разбор) – ЭТО ПРОСТО!

НЕ НАДО НИЧЕГО ПРОИЗНОСИТЬ – ПРОСТО ВЫУЧИ ПРАВИЛА!

  1. Звук – это то, что мы произносим и слышим. Они пишутся в скобках ([транскрипция]). В транскрипционной записи не используются заглавные буквы и знаки препинания!
  2. Буква – это графическое изображение (знак)
  3. Гласных звуков – 6  [а о у ы э и]
  4. Гласных букв – 10    о у ы э я ё ю и е
  5. Ъ, Ь знаки звуков не имеют (т.е. не относятся ни к гласным, ни к согласным). Служат для смягчения –  ПЕНЬ [П′ЭН′], деньки [Д′ИН′К′И] или разделения согласных от гласных  – СЪЕЗД [СЙ′ЭСТ], ПЬЮТ [П′ЙУТ]
  6. Звуков  [ е ё ю я ]  –  НЕ БЫВАЕТ!!!
  7. Согласных букв 21, звуков больше, т.к.  одна буква может иметь несколько звуков.
  8. Гласные буквы верхнего ряда А О У Ы И  – в слиянии указывают на твёрдость впереди стоящего согласного звука – ТА [ТА]
  9. Гласные буквы нижнего ряда Я Ё Ю И Е – в слиянии указывают на мягкость впери стоящего согласного звука – ЛЯ [Л′А], МИ [М′И]
  10. Буквы Е Ё Ю Я  могут иметь один звук, если
  1. написаны в слиянии с согласным  (НЯ [Н′А], МЮ [М′У],НЕ [Н′Э], НЁ [Н′О]). Они указывают на мягкость впереди стоящего согласного звука. Исключение составляют согласные, которые ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ ([Ж][Ш][Ц]
  1. Буквы Е Ё Ю Я  могут иметь два звука   Е [Й′Э], Ё [Й′О], Ю [Й′У], Я[Й′А], если
  1. В начале слова:  ЮЛА [Й′УЛА]),  Е [Й′И]- ежата ([Й′ИЖАТА])
  2. пишутся после гласной  –   ДОРОГАЯ ([ДАРАГАЙ′А])
  3. пишутся после разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака –

                                                                     ВЬЮГА [В′Й′УГА]             ПОДЪЕЗД [ПАДЙ′ЭСТ]

  1.   Смягчающий мягкий знак в конце и в середине слова смягчает согласный  – ДЕНЬ [Д′ЭН′]
  2.  Безударная гласная  Э в начале слова имеет звук [И]   –   ЭТАЖ [ИТАШ]

  Безударные гласные  А О Е И Я (слабая позиция) в начале и в середине слова имеют другие звуки, поэтому мы совершаем грамматические ошибки при написании слов, т.к. слова требуют проверки РЕКА [Р′ИКА] – РЕКИ [Р′ЭК′И], РЯДЫ [Р′ИДЫ] – РЯД [Р′АТ] или запоминания (пользование орфографическим словарем (это словарные слова) –  ДЕВОЧКА [Д′ЭВАЧ′КА] и др.

  1.   Существует 6 парных согласных звуков (они в таблице указаны парами)  [Б] – [П], [Б′] – [П′]      ДУБ [ДУП]
  2.  Парные согласные требуют проверки, т.к. произношение отлично от написания  – пишем ДУБ   – говорим  – [ДУП] – слабая позиция, проверка ДУБЫ [ДУБЫ] – сильная позиция
  3.   Согласные, которые обозначают ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ ЗВУК [Ж Ш Ц]
  4.  Согласные, которые обозначают ВСЕГДА МЯГКИЙ ЗВУК [Й′  Ч′  Щ′]
  5.  Буквы, имеющие непарный звонкий согласный звук Л, М, Н. Р, Й.
  6.  Буквы, имеющие всегда непарный глухой согласный звук Х, Ц, Ч Щ

nsportal.ru

Шпаргалки для детей по русскому языку

Части речи

Вопрос

Что обозначает

Пример

Имя существительное

кто? что?

предмет

тетрадь, ученик

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

признак предмета

школьный, бумажная

Глагол

что делает? что сделает?

действие предмета

думает, бегают, читать

Местоимение

кто? что?

указывают на предмет

я, ты, он, она, мы, вы

Наречие

как?

признак действия

быстро, радостно

Числительное

сколько? который?

число, количество, порядок предметов

один, пять, седьмой

Части речи

Вопрос

Что обозначает

Пример

Имя существительное

кто? что?

предмет

тетрадь, ученик

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

признак предмета

школьный, бумажная

Глагол

что делает? что сделает?

действие предмета

думает, бегают, читать

Местоимение

кто? что?

указывают на предмет

я, ты, он, она, мы, вы

Наречие

как?

признак действия

быстро, радостно

Числительное

сколько? который?

число, количество, порядок предметов

один, пять, седьмой

Части речи

Вопрос

Что обозначает

Пример

Имя существительное

кто? что?

предмет

тетрадь, ученик

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

признак предмета

школьный, бумажная

Глагол

что делает? что сделает?

действие предмета

думает, бегают, читать

Местоимение

кто? что?

указывают на предмет

я, ты, он, она, мы, вы

Наречие

как?

признак действия

быстро, радостно

Числительное

сколько? который?

число, количество, порядок предметов

один, пять, седьмой

Части речи

Вопрос

Что обозначает

Пример

Имя существительное

кто? что?

предмет

тетрадь, ученик

Имя прилагательное

какой? какая? какое? какие?

признак предмета

школьный, бумажная

Глагол

что делает? что сделает?

действие предмета

думает, бегают, читать

Местоимение

кто? что?

указывают на предмет

я, ты, он, она, мы, вы

Наречие

как?

признак действия

быстро, радостно

Числительное

сколько? который?

число, количество, порядок предметов

один, пять, седьмой

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Части речи

Части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Самостоятельные части речи

Служебные

части речи

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимения, наречия, числительное.

Предлоги,

союзы,

частицы

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

Имеют значения, можно поставить вопрос

———

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *