Разное

Счастье детей: «Половина не выезжала из своего района» В России измерили счастье детей. Что результаты говорят обо всей стране?: Общество: Россия: Lenta.ru

«Половина не выезжала из своего района» В России измерили счастье детей. Что результаты говорят обо всей стране?: Общество: Россия: Lenta.ru

В России опубликовали индекс детского благополучия. Чтобы его составить, специалисты изучали официальную статистику, а также говорили с самими детьми о том, что их волнует. Счастливы ли сегодня российские дети, чего им не хватает, как повлияла на семейное благополучие экономическая и геополитическая нестабильность, а также что уровень детского счастья может сказать о стране и ее жителях, «Ленте.ру» рассказал руководитель проекта, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин.

«Лента.ру»: Российские дети счастливы?

Дмитрий Рогозин: Российские дети счастливы. Но нужно учесть, что это счастье мы измеряли посредством административного опроса, разговаривали с детьми на административном языке, а не на их детском. То есть мы не в подворотне ребенка поймали и как-то там с ним на вайбе пообщались.

В нашем понимании индекс социального благополучия можно считать синонимом счастья, которое находится во взаимодействии с другими людьми и которое согласовано с представлениями нашего государства и власти о счастье. Ведь только через то, что чиновник понимает о счастье, он может что-то сделать для детей.

Исследование с 2019 года проводится по инициативе благотворительного фонда Тимченко. В нем задействованы многие российские министерства и ведомства, работающие с детьми и социальными проблемами. В исследовании — две части. Одна построена на официальных статистических показателях, другая — субъективная, базирующаяся на соцопросах детей и родителей. Пока в проекте приняли участие восемь пилотных регионов: 132 тысячи детей и 115 тысяч родителей. Предполагается, что результаты индекса помогут властям выявлять проблемные зоны и разрабатывать меры для их решения, а также корректировать государственную политику в тех вопросах, которые касаются семей.

Рогозин: Мы сначала связывались с региональной властью. Затем ответственные чиновники передавали поручения либо в региональные министерства образования, либо в министерство соцзащиты. А потом рассылались поручения по школам.

Единственное, что мы могли контролировать, — это чтобы случайным образом отбирались школы. А потом уже просили в школах опросить всех детей от 10 до 17 лет.

Дело не в том, что результаты могут отклоняться. Мы собираем мнения детей, чтобы сформировать государственное задание по их воспитанию, в том числе патриотическому. И это все формирует определенный дискурс.

А вы же сами наверняка замечали, что ребенок в своем кругу может много говорить, смеяться. Но как только учитель вызывает его к доске, он сразу пугается, заикается. Поэтому многие педагоги сетуют, что дети сегодня какие-то не такие. Они такие, просто мы их выдергиваем во взрослую жизнь, ставим в рамки, которые им не очень привычны.

Исследование как раз об этих рамках. Не нужно говорить о том, что дети угождают нам, взрослым, они лишь пытаются говорить на нашем языке.

Счастье — очень расплывчатое понятие. Сегодня мы счастливы, завтра — нет. А если мы счастливы, но начнем задумываться об этом, то сразу станем несчастливы, потому что счастье не любит рефлексии, размышления о себе. Оно находится в моменте.

Когда взрослый смотрит на ребенка, он определяет счастье через шесть областей жизнедеятельности ребенка, или через шесть доменов. Сейчас это общепринятая норма, общемировая технология. Во всем мире к детям подходят с точки зрения воспитания, то есть с точки зрения взаимодействия ребенка и взрослого.

Разговоры о том, что мы слушаем детей, мы измеряем их голос и так далее, — они немного лукавы, поскольку, если бы мы слушали детей, мы бы им отдали на откуп компьютерные игры, компьютерные технологии, и они бы этим только и занимались. Но у нас есть некоторые представления о том, каким ребенок должен быть, что мы для него хотим сделать. На этом построено воспитание, поэтому наш индекс — это индекс такого воспитуемого счастья.

Это вовсе не говорит, что у детей нет чего-то другого или какой-то ребенок счастлив как-то иначе. Это не толстовская схема, что все дети счастливы одинаково, а несчастливы по-своему. Эмоционально счастье может проживаться как-то одинаково, а по причинам оно очень разное.

Можете перечислить шесть «государственных» признаков счастья, которые вы замеряли?

Образование, здоровье, безопасность, материальное обеспечение, саморазвитие и социальное отношение. Причем каждый домен включает в себя по три индикатора. И эти индикаторы также делятся на разные параметры. То есть это очень масштабное исследование.

Какая составляющая из всего этого многообразия самая важная?

Наверное, нельзя говорить, что на первом месте, что на последнем. Но очень значимую роль играет образование. Мы считаем, что ребенок благополучен или счастлив, если он увлечен образовательной деятельностью, если он занимается самообразованием. Это общая норма, практически ни один родитель не может сказать, что ребенок счастлив, если он не будет ходить в школу и будет ненавидеть учителей.

Я специально делаю акцент, что мы смотрим с точки зрения государственной перспективы. Есть многочисленные зарубежные исследования, которые говорят о неоднозначном влиянии школы. Например, американо-мексиканский философ Иван Иллич в своей работе «Освобождение от школ» на эмпирическом материале доказывает тезис, что самое большое зло, которое сделало человечество в начале XX века, — это всеобщее среднее образование. То есть Иван Иллич показывает, что средние школы — то, чем мы гордимся и что считаем детским счастьем, — являются злом, которое убивает не только инициативу, но и калечит жизни современных детей.

Фото: Кирилл Брага / РИА Новости

Из-за того, что школы всех усредняют и приводят к одному знаменателю?

Не только. Иллич провел серию экспериментов. Например, он взял детей из семей испаноговорящих эмигрантов и случайным образом разбил на две группы. Одну группу отдал лучшим преподавателям английского языка из Гарварда. А вторую поместил в обычный городской центр, куда рекрутировал американских мальчиков-хулиганов. Условия обучения были одинаковыми, все длилось три месяца. В первой группе с лучшими педагогами, занимавшимися в режиме нон-стоп, ученики более-менее изучили грамматику, но не могли общаться на элементарные темы. А во второй группе дети за три месяца научились бегло разговаривать на английском. Это про эффективность среднего формализованного обучения.

Также он доказал, что среднее обучение разрушает локальность, то есть идентичность и патриотизм, который понимается не как колониальный патриотизм, а как любовь к своей земле. Ведь всеобщее образование уравнивает, а это значит, что уничтожает и местное знание. Иллич приводит примеры, как колониальное строительство дорог в Африке убило местные сообщества, погибли целые малые народы.

И как российские дети оценивают свое образование? Приносит оно им счастье?

В исследовании мы замеряем не оценки, ведь о счастье говорит не успеваемость, а вовлеченность в образовательный процесс и интерес к школе как к таковой. Школа — это еще и социализатор, а не только место для получения каких-то знаний.

Кроме того, мы смотрели вовлеченность детей в разные внеклассные мероприятия, сейчас ведь модно непрерывное дополнительное образование. То есть это различные кружки, репетиторы, спортивные секции, все то, что формирует занятость ребенка.

Многие родители считают, что с точки зрения социализации оправдана тактика, когда ребенка загружаешь так, чтобы он только учился и занимался бы спортом. А на всякие глупости времени бы не оставалось. С этой точки зрения наши дети благополучны, уровень вовлеченности в образование высок

Но проблема заключается в том, что образование не поддается выбору самого ребенка. Это тоже оправдано всеми нашими социальными нормами: мы за тебя сами решим. И все эти разговоры «а что ты хочешь, а что ты любишь» заканчиваются все равно неким элементом насилия. Это не особенность России, а особенность культуры, сформировавшейся в области модерна, когда детство воспринимается как некая подготовительная стадия к чему-то большему. Поэтому в детстве — давай трудись, выбирать будешь, когда будешь сам зарабатывать, а пока деньги дают отец и мать, выполняй их поручения.

И другая проблема, диагностированная нами, — дети не воспринимают все эти многочисленные кружки и секции, которые посещают, как что-то значимое.

В рамках социальной политики во всех регионах огромное количество бюджетных средств расходуется на спорт, на различную детскую внеурочную деятельность. На самом деле проектов очень много, даже перечислить сложно. В каждом регионе есть и федеральные, и региональные программы, школы также обязаны проводить разного рода мероприятия и так далее. А вот когда мы спрашиваем детей, какие вы кружки посещаете, то они даже вспомнить не могут.

Родитель, отдавая ребенка на лыжи, стрельбу из лука или футбол думает, что отпрыск занимается спортом, а ребенок воспринимает это как некую повинность и проведение времени под присмотром. Поэтому мы получили удивительный результат: официально у нас дети покрыты массой всего. А с точки зрения самого ребенка вокруг — пустота. Вроде много чего есть, но это скорее внешнее, что требует от него дисциплины, а не саморазвития

Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Родители тоже считают, что вокруг достаточно разного дополнительного образования? Я сужу по себе и детям. Зайдешь на госуслуги — миллион всего, а присмотришься — мало что подходит, многое — лишь имитация.

Конечно же, родители — из мира взрослых. И тут такая ступенька получается: чиновник, отвечающий за все эти мероприятия и кружки, говорит, что план перевыполнен на 120 процентов; родитель утверждает, что всего процентов на 80. В большей степени родители именно качеством недовольны, то есть вроде и есть, но формально. Но все равно — мало кто из родителей говорил, что у них в районе вообще все голо. Предложения имеются, особенно если есть возможность заплатить, особенно в городах, а не в сельской местности. А вот дети придерживались мнения, что спрос удовлетворен только на 50-60 процентов. Но, смею заметить, это тоже высокий процент.

Я не случайно начал свой рассказ о том, что в целом дети в России административно счастливы. Но вот когда начинаем углубляться в детали, всплывают любопытные вещи. То есть индекс детского благополучия, с одной стороны, построен на административном принципе, а с другой — он как любой научный проект всегда опровергает собственные выводы.

Но мы расширяем сферу своего наблюдениям через разные противоречия, которые выявляем в ходе этого замера. Поэтому проект при всем том, что построен для чиновников, не очень для них удобен. Чиновник же любит все конкретное, линейное, чтобы можно было наметить план мероприятий, принять меры и прочее. В отношениях с детьми такая технократическая логика не работает.

Можете перечислить регионы, где живут самые счастливые дети, и регионы, где им хуже всего?

Мы изначально строили исследование так, чтобы не сталкивать лбами регионы, чтобы не ранжировать их. На мой взгляд, ранжирование — самое неправильное в социальной политике и приводит только к тому, что начинается раздача поручений друг другу и оправдание того, что там произошло. Поэтому я не могу сказать, какие регионы лучше или хуже, и даже осмыслить это не могу. Понятно, что их можно выстроить в какой-то рейтинг. Но в целом региональных различий по детям у нас немного.

Но я могу сказать про другое. Почему дети в России находятся в зоне благополучия?

Независимо от уровня достатка, образования, подушкой безопасности для них выступают родители, которые принимают на себя все угрозы внешней среды и внешнего неблагополучия, в том числе и самую крайнюю степень: бедность, потерю работы, смерть близких и так далее. Родители стараются не показывать детям проблемы, с которыми они сталкиваются в своей взрослой жизни

В прошлом году, несмотря на тяжелую текущую ситуацию, по опросам мы зафиксировали, что экономическая стабильность сохраняется. Но в то же время практически у всех детей в опросе резко ухудшилось восприятие материального благополучия семьи.

Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

Разрыв восприятия текущей ситуации между детьми и родителями сократился очень сильно. Раньше родители примерно говорили: «Мы еле-еле сводим концы с концами», а дети считали, что денег в семье хватает практически на все. Сейчас же и родители жалуются, что еле концы сводят, и оценка детей где-то рядом. То есть подушка безопасности сработала и сдулась. Причем это зафиксировано практически везде, где проводился опрос. А мы смотрели разные регионы, начиная от ХМАО, одного из самых благополучных, до Ульяновской области, а она довольно бедная, особенно по отношению к ХМАО.

Это коснулось всех социальных групп?

Здесь есть довольно интересные нюансы. Тенденция не коснулась наиболее обездоленных и бедных семей. Социальная политика в России составлена таким образом, что она поддерживает в основном людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Если вы посмотрите на социальные выплаты различным семьям с детьми, то обнаружите, что основной поток идет семьям, которые способны подтвердить, что их доход на семью ниже официально установленного прожиточного минимума.

Поскольку у нас были и единовременные выплаты, и повышение пенсий на 10 процентов, то это сработало на то, что семьи, находящиеся в бедственном положении, выправили свое материальное благополучие

Пожалуй, в прошлом году такое произошло в России впервые.

А какое отношение к детям имеют пенсии?

Чем меньше населенный пункт, тем большую роль в семейном бюджете играют именно пенсионные выплаты. То есть бабушка или дедушка фактически являются той самой подушкой безопасности большой семьи, потому что, как правило, только у них доходы являются регулярными и постоянными. А у работающих часто доход — от вахты и прочего, что очень нестабильно. Тем более в России довольно высок уровень разводов. То есть основной добытчик мужчина очень часто не стабилен даже сам по себе, а не только в смысле выплат и доходов.

То, что доходы бедных повысились, это ведь хорошо?

Да, но кризис ударил и по средним семьям. С одной стороны, видимое неравенство вроде бы снижается, но снижается оно через бедность. То есть начал снижаться уровень жизни людей. И это тоже напрямую касается детского благополучия.

Субъективные ощущения благополучия граждан и отчетные цифры статистики сильно различаются?

Конечно, различаются. Но говорить об этих различиях как о какой-то значимой точке не приходится. Просто даже на уровне здравого смысла мы понимаем, что счастье не измеряется деньгами. Очень часто бедные семьи гораздо счастливее, чем богатые. В этом смысле есть эти различия. Мы скорее говорим о том, что мое утверждение, что российские дети благополучны, определяется тем, что одна область в индексе компенсирует другую. Если где-то провал по обучению, то выше поднимается, например, уровень безопасности или самореализации или что-то еще.

В России очень мало анклавов (а мы смотрели на уровне муниципалитетов, могли достаточно детально смотреть на местную специфику), где все совсем хуже некуда. Понятно, что есть дети из неблагополучных семей, есть детская комната полиции и прочее. Но доля этих детей в общей массе на самом деле невелика. В этом смысле уровень надежности и устойчивости детского благополучия у нас очень высок. Он гораздо выше, чем в целом устойчивость благополучия семьи.

По выживаемости наши российские семьи мало с кем могут сравниться, поскольку ни одна западная семья в условиях, в которых живут российские семьи, вообще бы не выжила — почти шестая часть россиян не имеет туалетов в доме и водопроводной воды. Это колоссальные показатели того, что современный мир уже преодолел давно. Но тем не менее наши люди живут вполне счастливо

Если не туалеты, то какие проблемы волнуют сегодня детей?

Все дети — разные, и мы с ними разговариваем о проблемах в административном ключе. Однако у нас имелся такой ход — в конце анкеты задавали вопрос: «О чем мы с вами не поговорили, но для вас это очень важно? О чем вы считаете нужным говорить, когда мы разговариваем о счастье?»

И дети выделили для себя несколько значимых областей, которые мы не затрагивали и в будущем затрагивать не будем. Вы поймете по каким причинам.

Первое, что они говорят: для них с точки зрения счастья очень важны разговоры о смерти и о суицидах. И вообще разговоры о жизни — есть ли что-то там, и что здесь. Причем такие разговоры важны для всех возрастных групп.

То есть тема смерти важна для детей с точки зрения счастья. Дети на самом деле гораздо большие философы, чем взрослые

Но мы не знаем, как задавать такие вопросы, как с этим работать, чтобы не переступить какую-то законодательную норму. Ну и тем более, это онлайн-опрос.

Очень важна тема любви, секса. Понятно, что сейчас дети взрослеют очень быстро, в 17-16 лет — это тема не только первых влюбленностей, но и первых отношений.

Фото: Алексей Майшев / РИА Новости

И третья — это тема выражения себя, того, что происходит в музыке, всякие моргенштерны и так далее. Это важно для них. Но мы опять же не будем говорить с ними об этом.

Нынешняя политическая обстановка как-то сказывается на детях? У них не возникает когнитивного диссонанса, когда им говорят одно, а реальность несколько отличается?

Мы вообще в эту сторону не заходили, потому что сами не знаем, как интерпретировать эти вопросы, что по ним говорить с точки зрения государственной политики. Мы с чиновниками общаемся. А там это табуированная тема.

Дети и без этой ситуации живут в раздвоенном мире, когда есть мир как он есть, и есть мир взрослых, который какой-то очень странный, казенный. И детям тяжело. Некоторые из них сами становятся разного рода активистами, практически в любом классе есть три-четыре человека, обычно девочки, на которых учителя могут положиться. Как правило — отличники, но не только. Но основная масса детей — не такая.

Дети — довольно протестная среда, детство — протестное время жизни. Старость и детство сближаются в том смысле, что это два периода, когда для человека чрезвычайно важно понятие свободы. Свобода для них является базовой ценностью. Ну и понятно, что, когда мы ведем разговор о благополучии с точки зрения образования, здоровья, безопасности, — все это очень слабо коррелирует со свободой

Но независимо от текущей ситуации у детей всегда есть элемент протеста и элемент ухода в себя. Мы с вами в самом начале как раз говорили о том, что ребенок в своей среде будет суперкоммуникабельным, общительным, реализованным. В «своей среде» — я имею в виду среди друзей. И другое дело, когда ребенок находится в кругу взрослых: он заикается, не может связать двух слов и кажется каким-то убогим, недоразвитым, тем, кого надо воспитывать и просвещать. Это огромная дилемма, с которой работают лучшие педагоги.

Уровень счастья зависит от того, где живет ребенок: на селе, в провинциальном городке, мегаполисе?

Нет, не зависит. Просто разные домены, определяющие понятие счастья, друг друга компенсируют. Понятно, что село у нас беднее, чем город, то есть материальное благополучие жителей ниже. Но в семье, допустим, при этом выше восприятие безопасности.

Фото: Александр Полегенько / РИА Новости

Если сравнивать аналогичные зарубежные исследования, то где российские дети по уровню счастья находятся среди других стран?

Выше среднего. Но здесь опять же есть такое понятие, как административно одобряемые ответы. У нас индекс довольно высокий. С одной стороны, он указывает на то, что дети в стране довольно хорошо живут. Но с другой стороны, дети, которые отвечают на наши вопросы, менее критичны к своей жизни, менее амбициозны и требовательны к происходящему.

У нас, как я уже говорил, довольно много парадоксов выявляется в ходе исследования. Например, по статистическому индексу детского благополучия, построенному на данных Росстата, один из самых благополучных регионов в стране — Ленинградская область. А вот субъективный индекс, основанный на соцопросах, показывает все наоборот — это самый неблагополучный регион.

А почему так?

Если бы мы могли знать ответ на этот вопрос, то это уже был бы факт, а не парадокс. Есть гипотезы разного рода. Одна из них — в Ленинградской области дети живут рядом с крупным мегаполисом. У них больше амбиций, требований к своей жизни. То есть в этом смысле они более критичны. Когда мы их спрашиваем про образование, они проявляют больше требований и в этом смысле снижают уровень благополучия по всем параметрам. Я же не говорю, что в Ленинградской области дети неблагополучны — они благополучны, но меньше, чем в других регионах.

А вторая гипотеза — Ленинградская область по своей плотности населения очень сильно приблизилась к Питеру, и там возникли как, например, в Мурино, целые районы, которые можно как раз назвать неким экспериментом над детьми. В Москве только отчасти в пригородах такое заметно, когда огромное многоэтажное строение сделано таким образом, что мы переплюнули Китай по плотности людей на квадратный метр.

Фото: Артем Пряхин / Коммерсантъ

Понятно, что дети в такой плотной застройке, где вообще нет ничего, кроме этих человейников, не могут себя чувствовать благополучно. И таких плотных застроек в Ленинградской области много. В этом смысле на детское благополучие влияет то самое, чем занимаются урбанисты, — городская неблагополучная среда. Это лишь гипотеза, но все такие гипотезы требуют дальнейших прицельных исследований. У нас таких аномалий много.

У индекса есть практический результат?

Любой регион, город, поселок или даже школа могут реализовать мониторинг детского благополучия, посмотреть свои пробелы и начать работать над ними. Они это и сделали. Мы, кроме того, что провели это мегаизмерение, всю осень ездили по регионам и обсуждали с муниципалитетами программы действий. Много интересного всплывало в каждом регионе. Но есть и общие тенденции.

Первое — очень низкое восприятие детьми дополнительного образования, низкие оценки. Это то, с чего я начинал. Это характерно для всех регионов.

Второе — дети не воспринимают, что их дома слышат и слушают. То есть общение в семье во всех регионах — низкое. Причем сами родители уверены, что они прекрасно общаются с детьми, но дети говорят, что родители с ними не общаются. То есть это такая общая вещь, она возрастная: конфликт отцов и детей не отменит никакой прогресс. Но это та точка роста, которая не требует никаких дополнительных инвестиций, здесь есть с чем работать. Поэтому у меня есть уверенность, что индекс благополучия может быть интересен и внутри семьи. То есть нужны внутрисемейный разговор, доверие, построение отношений с детьми. Сейчас это провальная вещь.

Третье — дети у нас, в отличие от других стран, гораздо реже могут открыто говорить о своих достижениях.

У нас есть такая культурная норма, что о себе вообще ничего не надо говорить хорошего, не стоит хвастаться. Но такая ложная скромность формирует угрозу благополучию. Ведь благополучный ребенок — это тот, кто понимает, что он делает, чего он добивается, а чего не может добиться

Поэтому рефлексия — это очень важно, ее нужно подпитывать, в нее нужно вкладываться. А мы видим, что у нас наоборот. Ведь, казалось бы, с возрастом рефлексивная позиция должна повышаться, а у нас обратная тенденция. У нас в младшей школе дети гораздо чаще говорят о своих достижениях, чем в старшей. С возрастом у нас эта позиция снижается, такая черта характерна для всех регионов.

Ну и для всех регионов характерен довольно низкий уровень материального благополучия. Он у нас еще замерялся индикатором путешествий. Это тоже один из важнейших индикаторов для детей, коррелируется со свободой. Дети должны выезжать за пределы своего региона, видеть пусть даже мир другой области, чтобы сравнивать его со своим, расширять кругозор и так далее.

Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ

Вроде банальная вещь, но очень важная. В прошлом году сократились путешествия детей. Самый пострадавший регион здесь — Калининградская область. Это связано с субъективным восприятием. Эта область раньше была самой интегрированной в Европу, там дети много путешествовали, а в этом году все обрезалось очень сильно, пошли большие ограничения. И поэтому калининградские дети воспринимают то, что они не могут даже выехать за пределы своего региона, наиболее ярко.

Много в России детей, которые никогда не выезжали за пределы своего района?

Очень много, почти половина. Но в России даже безотносительно детей очень низкая мобильность. Несмотря на то что разрабатываются программы, государство последние два года вкладывает колоссальные средства и усилия в развитие внутреннего туризма, народ у нас путешествует очень мало. И это одна из причин низкого семейного и общечеловеческого благополучия.

55 коротких цитат про детей и счастье со смыслом

Ниже вы найдете 55 коротких цитат про детей и счастье со смыслом.


Дети – это счастье.

Дети – это заботы, трудности, крик, шум, бардак… Но когда подходишь к ним спящим, поправляешь одеялко, целуешь в носик и щёчки, то понимаешь, что это самое настоящее счастье.

Каждому ребенку нужен мир, где можно смеяться, танцевать, петь, учиться, жить в мире и быть счастливым.

Мои дети — это причина, по которой я смеюсь, улыбаюсь и хочу вставать каждое утро.

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым.

Счастье есть… Я его знаю… Знаю цвет его глаз, его смех… И оно зовет меня мамой!

Счастье — это мягкие тёплые ладошки, за диваном фантики, на диване крошки…

Без моих детей мой дом был бы чистым, мой кошелек был бы полон, а мое сердце было бы пустым.

Счастье нельзя купить. Но его можно родить!

С рождением детей в доме исчезает порядок, деньги, покой и безмятежность… И появляется счастье.

Только когда подходишь к кроватке, где спит твой маленький малыш, понимаешь по-настоящему, что такое слезы счастья…

Мое лучшее творение — это мои дети.

Самое большое счастье в жизни – видеть улыбку своего ребенка!

Детей невозможно не любить, они наше самое большое счастье.

Рождение ребенка отнимает у женщины много сил, здоровья, времени. Но взамен дарит много счастья, любви, нежности.

Оказывается, дети — это самое прекрасное чудо на земле.

Только имея детей, ты понимаешь, что есть жизнь, дороже собственной.

Свято верю, что ребенок — это подарок от Бога. Это настолько ценный подарок, что его надо постоянно любить, баловать и воспитывать.

Самый дорогой браслет — резиновая бирочка, на которой написан вес, рост и время появления на свет твоего малыша!

Улыбка ребенка может научить вас быть счастливыми, даже если для этого нет видимых причин.

Детки – самое светлое и чистое явление… Они приходят в наш мир, чтоб подарить тепло и нежность, море улыбок, радости и счастья!

Самое приятное в жизни – это видеть свою маленькую копию, которая, улыбаясь, ползает по ковру, и понимать, насколько ты его любишь!

Дети – это одна треть населения нашей страны и все наше будущее.

Для меня нет такой прекрасной картины, как улыбающиеся, светлые глаза, счастливых детей. Нет такой сладкой музыки, как их чистый и звонкий смех

Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. Антуан де Сент-Экзюпери

Чем больше любви вкладываешь в ребенка, тем большим счастьем он освещает дом.

Счастье – это дети, в глаза которых смотришь и понимаешь, для чего тебя создал БОГ…

Дети везде одинаковые — жадные маленькие существа, но при этом лучшие в мире слушатели.

Дети, которые ощущали бескорыстную любовь родителей, становятся счастливыми людьми.

Какое же это счастье — любить своих детей! Воспитывать, ругать, хвалить, учить и очень, очень, очень ЛЮБИТЬ!

Самой искренней и настоящей любовью любят вас только собственные дети.

Мы дарим детям жизнь, а они нам — её смысл.

Золото не то, что блестит, а то, что бегает, смеется и переворачивает всё вверх дном.

Непременно балуйте своих детей, неизвестно, какие испытания им приготовила жизнь.

Вот оно, счастье — набегалось, напрыгалось, нахохоталось и спит!

Дети – это счастье, счастье, когда ты это понимаешь…

Подарить счастливое детство, это самое ценное, что только могут сделать родители для своего ребенка.

Самый красивый на свете ребёнок… есть у каждых родителей!

Дети – это как продолжение вашего детства: снова в садик, снова в школу, снова в институт…

Даже муки беременности, родов и прочего не могут омрачить тех минут счастья, когда смотришь на это маленькое создание и понимаешь, что это твой ребенок!

Дети – главная радость в жизни. Всё остальное приходит и уходит.

Дети не только цветы жизни, но и плоды любви.

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

Счастье — это топот маленьких ножек по полу, это поцелуйчики и обнимашки, это разбросанные по всему дому игрушки, скушанные конфетки и печеньки, это улыбка самого дорогого человечка в мире!

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. В. Гюго

Счастье — это когда есть маленькое чудо с твоими глазками!

Ребенок — это когда спишь на самом краю кровати, а в центре лежит звездочка!

Если по дому разбросаны игрушки, обои ободраны, стирка у вас каждый день, все мелкие предметы лежат выше вашего роста… значит в доме ЖИВЁТ СЧАСТЬЕ!

С чего начинается счастье? С полосок на тесте твоем, с УЗИ, что ребенка покажет, с того, что теперь вы ВТРОЕМ!

Счастье — это когда просыпаешься и понимаешь, что ты не одна, что у тебя есть тот самый человечек ради которого ты готова на все, ведь ты его мама!

Один из самых счастливых дней – день появления ребенка в семье.

Счастье начинается незаметно — с двух полосок на тесте…

Дети — это наше настоящее и будущее.

Счастье – это когда ты просыпаешься от того, что тебя дергают за волосы, кричат в ухо: «Маааам». Обнимают, ложась всем телом на лицо, перекрывая кислород, а потом целуют много-много раз.

Вся радость жизни умещается в улыбке ребенка!

Счастье вашего ребенка: чья это работа?

Источник: Annie Spratt/Unsplash

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив, верно? Вы чувствуете себя хорошим родителем, когда видите, как они улыбаются, смеются, веселятся и чувствуют себя успешными. Некоторые родители считают, что это их обязанность.

Но нет. Ваша ответственность состоит в том, чтобы дать вашему ребенку то, что ему нужно для собственного счастья , но они должны взять это оттуда. Ваша задача — убедиться, что у них есть самое необходимое: еда, кров, привязанность и одежда. Это способствует их лучшему развитию, если вы также предоставляете им свое изобилие терпения, любящего внимания, а также возможности для игр, исследований, стимуляции и обучения.

Если вы хотите для них большего, например, счастья, а также любых других успехов и самореализации, ваш ребенок должен научиться тому, как добиться этого для себя. Когда вы видите свою работу в том, чтобы сделать их счастливыми, они узнают на глубоком бессознательном уровне, что кто-то другой несет ответственность за их счастье, что со временем приводит к обвинениям и обидам.

Темперамент

Счастье многолико. Для некоторых это выглядит так, как это принято: улыбки, смех, много друзей и хорошее настроение. Для других это спокойное выполнение и одиночное участие в значимых задачах. Темперамент вашего ребенка во многом определяет то, как будет выглядеть его личный бренд счастья.

Некоторые дети рождаются веселыми и готовыми к сотрудничеству. Легче чувствовать, что вы делаете такого ребенка счастливым, потому что ему легче находить источники удовольствия в своем повседневном опыте. Но некоторые дети от природы более трудные и менее позитивные. Если у вас есть ребенок с более сложным темпераментом, у вас может возникнуть соблазн приложить больше усилий, чтобы сделать его счастливым. Сопротивляйтесь этому искушению. Дайте им основы, необходимые для создания хорошей жизни для себя, и дайте им понять это оттуда. Уважайте их право не быть веселым и находить свой собственный вид счастливого удовлетворения или нет.

Скука

Убедитесь, что в жизни вашего ребенка есть время для скуки. Если вы переусердствуете со своим ребенком, он не поймет, чем на самом деле хочет заниматься. Если вы спасете их от скуки или уделите им слишком много времени на технологии, они могут казаться более счастливыми (или менее несчастными) в данный момент, но они не научатся создавать собственное прочное счастье. Они всегда будут искать отвлекающие факторы и будут избегать вопросов, ведущих к удовлетворению и долговременному счастью: «Чем я хочу заниматься?», «Чему я хочу научиться?», «На кого я хочу тратить время». с?» и «Что я хочу создать?»

Манипуляция

Ваш ребенок хронически угрюм — вялый, несчастный, жалуется — если вы не развлекаете его или не даете ему то, что он хочет? Если да, ваш ребенок может использовать ваше желание видеть его счастливым как инструмент манипуляции. Чем раньше вы перестанете так усердно работать и сделаете их счастье своей обязанностью, тем раньше они усвоят важный жизненный урок, что их счастье — это не чья-то чужая работа, а их собственная. С этим уроком приходит свобода и возможность счастливой независимости.

Благодарность

Если вы чувствуете ответственность за счастье своего ребенка, скорее всего, он чувствует, что имеет право на ваше внимание, подарки и все остальное, что вы делаете для него, чтобы попытаться сделать его счастливым. Чувство права делает счастье невозможным.

Лучшее противоядие от прав и один из сильнейших факторов, ведущих к счастью на протяжении всей жизни, — это отношение благодарности. Начиная с раннего детства, благодарность растворяет неудовлетворенность, которую порождают права. Смоделируйте, как это выглядит, выражая открытую благодарность своему ребенку за его присутствие в вашей жизни и за все остальное, что у вас есть и что вы испытываете.

Может быть, вы можете начать ритуал благодарности перед сном, попросив ребенка назвать одно хорошее событие, которое произошло в тот день. Если ваш ребенок сопротивляется этому, приготовьте какое-нибудь особое угощение в зависимости от действия благодарности. Дайте им понять, что вы серьезно относитесь к тому, чтобы они научились выражать свою признательность за все, что вы и другие делаете для них. Благодарность не должна быть факультативной.

Чувство благодарности изменяет химию мозга человека. Это смещает акцент с того, что неправильно, на то, что правильно, и благодарные люди обнаруживают, что у них появляется все больше и больше поводов для счастья.

Ваше счастье

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастлив. Это хорошо, но они должны найти свой собственный путь к этому и способы быть счастливыми. Не вмешивайтесь в процесс, беря на себя ответственность за их счастье. Вместо этого будьте добрыми, терпеливыми и любящими; сосредоточьтесь на всем, за что вы и они должны быть благодарны, и ищите способы быть счастливыми в своей жизни.

Дети и счастье – OpenLearn

Автор: Мишель Де Хаан

Обновлено вторник, 10 января 2006 г.

Что делает детей счастливыми? Игрушки? Друзья? Доктор Мишель де Хаан обсуждает отношения между детьми и счастьем

Что делает детей счастливыми? «Это легко, — можете сказать вы, — новая игрушка, мороженое или поход в парк развлечений». днем или превратить их в счастливых взрослых.

Несмотря на то, что всем нам хотелось бы узнать ключ к счастью, на самом деле психологических исследований по этой теме относительно мало. В прошлом психологи, как правило, сосредотачивались на том, как можно предотвратить расстройства, связанные с плохим настроением, а не на том, как можно достичь счастья. Однако совсем недавно психологи, в частности профессор Мартин Селигман, разработали то, что они называют «позитивной психологией»: изучение счастья и благополучия.

Несколько неожиданный вывод состоит в том, что исследования опровергают распространенное представление о том, что богатство делает людей счастливыми. Хотя верно то, что жизнь в очень неблагополучных условиях связана с несчастьем, как только доходы людей превышают уровень бедности, дальнейшее увеличение благосостояния не приводит к соответствующему увеличению счастья. Одним из примеров, иллюстрирующих этот момент, является то, что если бы богатство действительно приводило к счастью, мы могли бы ожидать, что люди в современном обществе будут намного счастливее, чем в прошлые десятилетия, поскольку мы зарабатываем гораздо больше. Однако исследования по всему миру показали, что, несмотря на значительный рост доходов с 19 в.В 50-е и 1960-е годы уровень счастья остался почти таким же.

Почему эти улучшения в жизненных обстоятельствах не привели к прочным изменениям в счастье? Кажется, есть две причины, по которым богатство не приводит к каким-либо прочным изменениям в счастье. Во-первых, это изменение устремлений людей: когда у вас есть больше, вы также хотите большего. Другая причина заключается в социальном сравнении: когда вы видите, что есть у других людей, вы меньше удовлетворены своим собственным имуществом. Этот последний пункт хорошо сформулирован Марксом: «Дом может быть большим или маленьким; пока окружающие дома одинаково малы, он удовлетворяет социальные потребности в жилище.

Но если рядом с домиком возвышается дворец, то домик сжимается в хижину». Эти же причины могут быть отчасти причиной того, что радость от новой игрушки ребенка часто бывает недолговечной!

Вместо того, чтобы богатство вело к счастью, исследования вновь и вновь показывают, что для прочного счастья необходимы хорошие отношения. Это приводит нас непосредственно к детям, потому что отношения детей с их родителями (или другими основными опекунами) являются отправной точкой для счастья. Профессор Джон Боулби, пионер в изучении привязанности родителей и детей, считал, что эти отношения имеют огромное влияние на формирование самооценки ребенка, его ожиданий от других людей и взгляда на мир в целом.

Профессор Мэри Эйнсворт первой разработала способ формальной классификации различных типов отношений, существующих между родителями и детьми. Ее тест под названием «Странная ситуация» включает в себя наблюдение за реакцией малышей во время серии разлук и воссоединений с родителем. Надежно привязанные малыши протестуют, когда родитель уходит, но их быстро утешают, когда они возвращаются, в то время как ненадежно привязанные младенцы продолжают плакать или избегать родителя, когда тот возвращается.

Собственная работа профессора Эйнсворт и других авторов, использующих «Странную ситуацию», показывает, что у малышей с надежной привязанностью обычно более позитивные и менее проблемные отношения, чем у малышей с ненадежной привязанностью, включая отношения с друзьями, романтическими партнерами и даже свое собственное будущее. дети. Приятно отметить, что плохое детство не обязательно обрекает детей на повторение того же негативного паттерна со своими собственными детьми. Если родитель размышлял о своем плохом детстве, пытаясь разобраться в прошлых событиях, он с меньшей вероятностью повторит тот же негативный паттерн.

 

В то время как отношения чрезвычайно важны для счастья детей, еще одним важным компонентом является мастерство. Это означает, что дети счастливы, когда у них есть что-то, в чем они «хороши», и когда их семья и другие важные для них люди замечают и ценят эти навыки. Однако дети не должны быть настолько сосредоточены на целях, чтобы чувствовать, что их счастье напрямую зависит от их достижения.

Например, ребенок, которому нравится играть в футбол ради игры, скорее всего, будет счастливее от этого опыта, чем тот, кто может чувствовать себя счастливым только в том случае, если команда одерживает победу. Тенденция считать, что счастье зависит от достижения определенных целей, называется «условной постановкой целей»: «Если я забью гол в игре, я буду счастлив». Это стиль мышления, связанный с депрессией как у детей, так и у взрослых.

До сих пор мы рассматривали вопрос о том, как жизненные события и обстоятельства способствуют счастью. Однако важно иметь в виду, что большая часть, возможно, даже более половины, диктуется генетическими факторами. Например, исследования показали, что братья и сестры, выросшие в разных семьях, демонстрируют поразительное сходство в уровне счастья, в то время как неродственные дети, живущие в одной семье, этого не делают. Эти результаты можно частично объяснить связью между личностью, которая, как известно, передается по наследству, и счастьем: люди с экстравертным характером, как правило, счастливее, чем люди с более интровертным, «невротическим» характером.

Исследования действительно показывают, что некоторые основные аспекты мозговых цепей, связанные с эмоциями, формируются с самого раннего возраста. Профессор Ричард Дэвидсон, эксперт в области мозговых основ эмоций, показал, что люди, чей мозг более активен в левой лобной области, как правило, более позитивны, общительны и чаще улыбаются; напротив, люди, демонстрирующие противоположный паттерн большей активности справа, как правило, чаще сообщают о негативных мыслях, более застенчивы и меньше улыбаются. Хотя эта базовая закономерность может меняться по мере того, как чувства людей меняются от момента к моменту в течение дня, по оценкам, около 60% различий между взрослыми людьми отражают стабильные характеристики человека.

Профессор Дэвидсон и его коллега профессор Натан Фокс показали, что аналогичная связь между мозговой активностью и эмоциями наблюдается даже у новорожденных. Они давали новорожденным сладкий или кислый вкус, чтобы вызвать положительные или отрицательные эмоции, а затем измеряли активацию мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Новорожденные демонстрировали большую активацию левого фронта мозга, когда улыбались сладкому вкусу, но большую активацию правого фронта, когда проявляли отвращение к кислому вкусу. Исследования младенцев более старшего возраста показывают такие же результаты: в возрасте 10 месяцев младенцы с активацией правой лобной доли мозга чаще плачут, когда их мать уходит, чем дети с активацией левой лобной доли.

Означают ли эти виды исследований, что уровень счастья ребенка «задается» с самого начала жизни? Ответ на этот вопрос, кажется, «нет» — как мы видели ранее, жизненные события и обстоятельства также вносят свой вклад. Более того, именно в процессе развития аспекты счастья, отражаемые в показателях ЭЭГ, изменчивы. Например, когда профессор Фокс и его коллеги наблюдали за группой детей, которые демонстрировали высокий уровень застенчивости и активацию правой лобной доли в возрасте 9 лет.месяцев, они обнаружили, что некоторые из детей продолжали демонстрировать правый лобный рисунок в 14 месяцев и продолжали быть довольно застенчивыми даже в 4 года.

Однако у некоторых в возрасте 14 месяцев наблюдался сдвиг в сторону более левого лобного рисунка, а к 4 годам они стали менее застенчивыми. Хотя это исследование не говорит нам, какие факторы привели к тому, что одни дети оставались очень застенчивыми, а другие стали менее застенчивыми, оно предполагает, что можно изменить базовое эмоциональное мировоззрение ребенка. Интересно, что сами дети довольно оптимистично относятся к изменению негатива: в то время как 5-6-летние дети считают, что изменить негативные физические черты достаточно сложно, они считают, что изменить негативные психологические черты (например, быть очень застенчивыми/пугливыми) довольно легко. . Однако этот оптимизм, по-видимому, уменьшается к 7–10 годам, поскольку дети, как и взрослые, начинают верить, что негативные психологические черты относительно трудно изменить.

Что же тогда делает детей счастливыми? В долгосрочной перспективе основные ингредиенты, которые делают детей счастливыми в детстве, похоже, те же самые, что помогают им стать счастливыми взрослыми: надежные отношения с родителями дают основу для уверенного исследования мира и развития чувства мастерства и признания, все важные компоненты в рецепте счастья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *