Разное

Русский язык 5 класс ладыженская словарные слова: Словарные слова | Материал по русскому языку по теме:

Словарные слова | Материал по русскому языку по теме:

Словарные слова .5класс (к программе под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова)

Апельсин,  арена, балкон, баскетбол, беречь, беседовать, бинокль, благородный, вагон, вверху, вдвоем, велогонки, велосипед, влево, внизу,  вокзал, восклицательный, впереди, вскоре, гардероб, гербарий, героизм,  гимнастика,  гитара,  грамотный, громадный, диван, здесь, здание, здоровье, издалека, изредка, кабинет, канал, коллекция, конфета, корзина,  космонавт,  костюм, лиловый, маршрут, матч, налево, направо, никогда,  огромный, отовсюду, паркет, пианино, платформа, повествовательный, посетить,   почерк,  правильный,  профессия,  рапорт, рассчитать, расчет,  расчетливый,  ремень,  республика, рюкзак, салют, слева, соревноваться,  состязаться,  спартакиада,  спортсмен,  справа, справедливый, стадион,  стеречь,  стремиться, телевизор, телефон, тренер, тренироваться,  фиолетовый, фотоаппарат, футбол, хоккей, чернила, чехол, шоколад, шоссе, шофер.

Словарные слова. 6 класс Словарные слова (к программе под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова)

Арматура, атмосфера, багряный, бассейн, бахрома, биография,  бирюзовый,  богатырь, бордовый, великолепный, ветеран, гараж, генерал, девяносто,  двести,  заглавие,  изжелта-красный, иллюстрация, искусный, искусство, иссиня-черный, карниз, квартира, конвейер, лейтенант, маляр, миллион, миллиард, одиннадцать, орнамент, педаль, перила, подражать, поражение,  поскользнуться, презирать, прекратить, преобразовать, преодолеть,  препятствие,  привыкать, пригласить, пригодиться, приготовить, прийти, приказать, приключение, прилежный, причина, присмотреться, приспособить,  присутствовать,  приятный, профессия, ракета, реформа, ровесник,  румяный, салат, салфетка, свиной, солдат, состязание, талант,  телеграмма,  терраса,  типография,  торопиться, трибуна, триста, троллейбус, фасоль, центнер, четыреста, штукатур, экземпляр, экономить, экскаватор, юный, январский.

Тренировочные упражнения. Повышенный уровень

 Выписать устаревшие слова, объяснив их значение

Светец, картина, церковь, длань, треуголка, кафтан, яхтсмен, свекла, светлица, кукла, китель, лапоть, колорит,  ботфорты, гуашь, гамма, перст, светец, лапти, яр, треуголка, тетрадь, палитра, сундук, княжич, светлица

 Списать, найти и подчеркнуть фразеологизмы, взятые из мифологии, объяснить значение всех фразеологизмов

Сизифов труд, за тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в тартар, ахиллесова пята, троянский конь, вавилонское столпотворение, молочные реки и кисельные берега, метать громы и молнии.

Вариант итогового теста

Вариант № 2

 

 

1. Буква И пишется в примере:

1) о заболевш_м зубе

2)      скользящ_м движением

3)      о выдающ_йся личности

4)      к разросш_йся акации

2. Буква Я пишется в слове:

1)       се_щий

2)       гон_щийся

3)       дремл_щий

4)   бор_щийся

3. На месте каких цифр необходимы запятые?

Все присутствующие (1) тронулись вниз по широкой лестнице меж стен роз (2) источавших аромат (3) испустились к воротам (4) выводящим на гладко вымощенную (5) площадь.

1) 1, 2, 3,4, 5  2) 2,3,4   3) ,3,5   4) 1,4,5

4. Неправильно образовано причастие в предложении:

1)       Удивительно красив был возвышающий над городом холм.

2)       По ветвям растущего под окном шиповника ползла черная с зеленым отливом букашка.

3)       Многие выдающиеся люди вышли из Рязанской земли.

4)       В темноте слабо мерцали светящиеся стрелки.

5. Укажите вариант, в котором границы причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены):

1)       Дорога огибающая голые скалы вьется по глубокой ложбине.

2)       Вокруг стояла ничем не нарушаемая тишина.

3)       Далекий неумолкаемый гул моря изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополенарушает тишину утра.

4)       На стол подали хорошо выпеченный хлеб.

6. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1)        Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2)        Воробей, растопырив крылышки и сжался весь от страха.

3)        Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от Серёжиной шалости.

4)        Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

7. НЕ пишется слитно в примере:

1) (не)отправленное письмо

2)       (не)припомнив сюжета

3)       (не) веря своим ушам

4)       (не)доезжая до станции

8. Буква И пишется в слове:

1.) завис_в

2)        понаде_вшись

3)        вид_мый

4)        раста_в

9. Буква А пишется в слове:

1) направ_

2)     осторожн_

3)     начист_

4)     досух_

10. Одна буква Н пишется в примере:

1) Оратор говорит взволнован_о.

2)       Дитя было обрадован_о подарком.

3)       Девочка занимается сосредоточен_о.

4)       Встреча для всех была неожидан_а.

11. Найдите ошибку в определении морфологических признаков:

1) Эти задачки ему нипочём – местоимение отрицательное

2)        Он запросто с ними справился – наречие

3)        Волга шире Яузы – прилагательное в сравнительной степени

4)        Залюбовавшись птицами, я забыл о еде – деепричастие

12. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1)        Сбросив котомку с плеч, Ленька положил на нее голову, и немного посмотрев на небо сквозь листву над его лицом, крепко заснул.

2)        Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и  разорвав кожу на затылке.

3)        С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, громко шумя, невысокие волны.

4)        Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

13. Найдите ошибку в употреблении падежной формы слова.

1)        согласно договору

2)        вопреки договора

3)        наперекор обычаю

4)        благодаря успеху

14. Пишется буква И:

1)        молчал в течени_ всего урока

2)        впоследстви_ вспоминал

3)        вследстви_ того, что произошло

4)        в продолжени_ недели

15. Укажите ошибку в объяснении орфограммы:

Н, НН в различных частях речи

 Тренировочные упражнения 

по теме:

«Правописание Н, НН  в различных частях речи»

линован. .ая тетрадь, поступил легкомыслен..о, обеден..ый перерыв

сушен..ый чернослив, нефтян..ая скважина, предоставлен..ый отчёт

ледян..ой ветер, глажен..ый светлый пиджак, скошен..ая трава

чищен..ая картошка, жестян..ая труба, сделка заключен..а вчера

глинян..ый горшок, тонкая лома..ая линия, рифмован..ые строки

копчен..ая костромская колбаса, ткан..ая скатерть, цивилизован..ый выбор

водян..ая лилия, фрукты заморожен..ы, багрян..ый закат

смышлён..ый ребёнок, соленья и копчён..ости, разжалован..ый в солдаты

взволнова..ный посетитель, вкусные жарен..ые семечки, мы намерен..ы уехать

никем не ноше..ный костюм, багрян..ый закат, белый подокон..ик

сформулирован..ое правило, балован..ый ребенок, вещь продан..а

непрошен..ый гость, соловьин..ая трель, слоен..ый пирог

крупные мочен..ые яблоки, юн..ое создание, сожжен..ое письмо

варен..ики с вишней, квалифицирован..ые сотрудники, неписан..ый закон

некрашен..ое изделие, дружин. .ик князя, камен..ый дом

варен..ое мясо, лебедин..ая песня, необоснован..ый вывод

большие золочен..ые ложки, серебрян..ый подсвечник, старая кожан..ая куртка

старин..ый рецепт, блины на маслен..ицу, безветрен..ый день

говорил взволнован..о, газирован..ый напиток, игрушка сломан..а

невидан..ый размах, чекан..ое изделие, стеклян..ый кувшин

полирован..ый пол, посажён..ый отец, придан..ое невесты

утро туман..о, соломен..ый тюфяк, ранен..ый в ногу

некрашен..ое изделие, дружин..ик князя, камен..ый дом

полотнян..ая скатерть, девушка воспитан..а и образован..а

неслыхан..ый успех, неждан..о-негадан..о приехали, белён..ый холст

лавки покрашен..ы, нехожен..ые тропы, былин..ый герой

блин..ая мука, свин..ой окорок, юн..ые таланты

освобожде..ная деревня, бракова..ный товар, ружье заряже..но

прямая моще..ная дорога, игрушки разброса..ны, соломе..ная шляпка

тренирова..ный спортсмен, раскале..ные угли, книги прочита. .ны вовремя

балован..ые дети, дорожная плетен..ая корзина, путан..о отвечал

централизован..ое тестирование, реза..ная на кусочки, проторе..ная дорога

крашен..ый деревян..ый забор, руки ухожен..ы, демобилизован..ый офицер

клюквен..ый морс, коротко стрижен..ый, ветрян..ой двигатель

штампован..ая продукция, прочитан..ые статьи, решен..ый вопрос

маринован..ые яблоки, ранен..ый молодой солдат, охрана усилен..а

вкусная вялен..ая рыба, овсян..ое печенье, автоматизирован..ый процесс

бронирован..ый номер, штампован..ая деталь, грядки ухожен..ы

бешен..ый пёс, нестрижен..ая чёлка, особа юн..а, квашен..ая с яблоками капуста

застрахован..ая квартира,  пересечен..ая местность, латан..ые-перлатан..ые джинсы

тыквен..ый сок, нарисуешь шестигран..ик, поймали карман..ика

глубин..ые измерения, картин..ая галерея, писан..ая красавица

берестян..ая грамота, изолирован..ы от всех, песчан..ая отмель

плен..ый рыцарь, дроблён..ые орехи, диковин. .ая вещь

овчин..ый тулуп, пунктуацион..ое правило,  рван..ый на локте

картин..ая галерея, камин..ая решетка, вооружен..ы саблями

авиацион..ая промышленность, сон..ый вид, написан..о с ошибками

пустын..ая местность, информацион..ый стенд, окутан..о тайной

измучен..ый вид, сослан..ы в Сибирь, вялен..ая вобла

правлен..ый корректором текст, назван..ый брат, несчастная беспридан..ица

стран..ый человек, жарен..ый на костре, назван..ый Дмитрием

карман..ый фонарь, напудрен..ый парик, она тактична и воспитан..а

брошен..ая лодка, рисунки не закончен..ы, костюмирован..ый бал

дипломирован..ый специалист, площадь многогран..ика

неожидан..о для всех, утверждение истин..о, сидели в гостин..ой

торговать беспошлин..о, драгоцен..ости графини, пересыпан..о песком

плетён..ое кресло, осен..ий вечер, сделан..о с любовью

возникла путан..ица, краден..ые вещи, окаян..ые дни

асфальтирован..ые улицы, отчаян..ый крик, топлён. .ое молоко

священ..ый долг, стран..ик по имени Иван, движения скован..ы

Тренировочные упражнения по теме: «Правописание глаголов, суффиксов действительных причастий

и суффиксов деепричастий»

отча..вшийся юноша, навьюч..в на ослика, завис..в от нас

очень обид..вшись, увид..вший змею, вылеч..л соседа

проветр..вший комнату, зате..ли уборку, почу..в беду

пока..лся в грехах, сильно кашл..ли, кле..вший аппликацию

наде..лись на победу, разве..ли по полю, повес..в на стену

робко промолв..вший, леле..вший мечту, зажмур..вшись крепко

присво..в номер, выстрел..вший в цель, расчист..в от снега

повер..шь работу, огорош..вший меня, возненавид..в окружающих

замет..вший машину, слегка поразмысл..в, став..вший в упрёк

совсем отча..вшись, завис..ли от обстоятельств, перев..ли на счёт

учу..ли добычу, движ..щийся обоз, плещ..щиеся волны

стро..щиеся дома, вер..щий мне друг, ненавид..в ложь

кол..щаяся роза, ла..щая собака, развева. .щийся на ветру

самокле..щаяся лента, бор..щийся с ветром, обид..в подругу

клокоч..щая лава, наде..вшись на друга, бре..шь аккуратно

негоду..щий возглас,  став..вший на стол, раскрас..вший картинку

таратор..вший без умолку, оформ..вший паспорт, прослуш..вший лекцию

застел..шь диван, вер..щий в мечту, подмет..шь неточность

ма..лся от безделья, журавли курлыч..т, но..щая боль

пиш..шь письмо, реж..щий хлеб, не знач..щийся в списках

грохоч..щий гром, стро..шь дачу, пол..щий сорняки

они леч..тся, щебеч..щий птенец, держ..шься крепко

прикле..в марку, вынос..шь из комнаты, кача..шься на качелях

скач..щий на лошади, полива..щий огород, мо..щий тщательно

клевещ..щий на  друга, гон..шь прочь, ре..щий в небе

Производные предлоги

 

—        после, вокруг, мимо, между, напротив,  впереди, возле, около, вблизи, внутри

—        вследствие, в течение, в продолжение

—        в силу, навстречу

—        благодаря, согласно, вопреки

—        по истечении, по прибытии, по окончании

—        по мере

по приезде, по прилете

—        в  связи с

—        насчёт = о

—        ввиду = из-за

—        в  виде = как

—        наподобие = как

—        впоследствии = потом

—        вроде = как

—        в   завершение, в   заключение

в   ознаменование

—        в   соответствии

Чтобы доказать, что перед нами – производный предлог, мы должны заменить его на простой предлог:

—        В  связи = по

—        Насчёт  = о

—        Ввиду = из-за

—        Вместо = за

—        В течение = за, в

1.  Уместно ли применять правило «Буквы о – ё после шипящих в корне слова» для слов крыжовник, чащоба, трущоба?

2. Как исторически объяснить появление исключений уж, замуж, невтерпеж?

3. Я люблю конфетки с мишками.

Сколькими способами можно истолковать приведенную фразу? Почему возможны различные толкования? Фраза с каким толкованием чаще всего употребляется в речи? Насколько она «безупречна» с точки зрения языка?

4. Замените оборот с временным значением временным придаточным предложением. Определите, какое значение, одновременности или разновременности, выражено в получившемся предложении. Что можно утверждать о парах конструкций, исходной и построенной?

1) После молитвы наступила полная тишина.

2) Прадеды наши при выборе места для жительства непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями.

3)С момента появления призрака Гамлет отказывается от себя, чтобы «творить волю пославшего и его».

4) Свистали птицы. Щебет их делался громок перед появлением спящего солнечного диска.

5. Какие грамматические характеристики имеет слово мог? Какой грамматический признак, традиционно формально выраженный, в данной форме не выражен. Почему отсутствует необходимый формальный элемент. Приведите еще как можно больше примеров аналогичных форм.

6. В немецком языке существует поговорка Mein Name ist Hase, ich weiss von nichts! Дословный перевод поговорки – Мое имя заяц, я не знаю ни о чем. Какая русская поговорка соответствует приведенной немецкой? Приведите примеры употребления русской поговорки. Объем примера не должен превышать 15 слов.

7. О чем говорят имена героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: Софья, Стародум, Правдин, Милон, Простакова, Скотинин, Митрофанушка?

8. В словаре середины XVIII века «Опыт Российского сословника», то есть в словаре синонимов, составленном Фонвизиным, указано:

«Сумасброд, шаль, невежда. Шаль притворяется обычно глупее, нежели есть, часто дурачеством досаждает».

Что за шаль имеет в виду автор «Сословника»?

Какой след оставлен этим словом в современном языке?

9. Для пояснения каких фонетических явлений создана данная «дразнилка»?

А у нас в Рязани Ядять γрибы с γлазами. Их ядять – Ани γлядять.

10. В каких случаях в приведенных ниже словах на месте буквы Т писалась иная согласная? Какая? Почему?

Тема, математика, терпение, теория, тоска, тень

11.Даны значения слов: индоевропейский корень – mei, mi: кроткий, мягкий, милый

латинское – mitis: нежный, мягкий, кроткий; древнеирландское – min: вежливый, милый, ровный

Назовите это слово в русском языке.

12.  Проведите лексикографическую работу: соберите не менее 30 лексических единиц, связанных с досугом современного школьника. Создайте собственный словарь. Дайте ему название. Опишите предназначение словаря, способ расположения единиц в словаре, систему помет, определите адресата словаря в предисловии.


Вставьте пропущенные буквы

1. Д..лина, насл..диться, объ..динение, неосп..римый, ребёнок разв..вается, зап..шите задание, не сп..шите с ответом, ум..лять о помощи, тр..сина, ч..стота колебаний.

2. В..негрет, п..норама, в..трина,  п..лисадник, инц..дент, ингр..диенты, хр..зантемы.

3. Выб..рать, сж..мать, расст..лить, пром..кательная бумага, соч..тание, пл..вец, подск..чить, р..внина, Р..стислав, к..снулся.

4. Вощ..ная бумага, вооруж..н, обж..ра, сгущ..нка, общ.., сверч..к, ч..порный,  ухаж..р, по деш..вке, хорош..го.

5. Про..ьба, Ислан..ские острова, матрос..кий,  ..десь, во..зал, и..подтишка.

6. Праз..новать, ровес..ник, словес..ник, опас..ный, блес..нуть, час..ный, интриган.., разномас..ный, сверс..ник.

7.Фонар..щик, Фомич.., двух..этажный, нын..че, с..езд, сверх..естественный, шампин..он, двух..ярусный, под..ячий, помощ..ник, кровел..щик.

8. Замуж.., пахуч.., береч..ся, спряч.., много тысяч.., бестолоч.., пустош.., намаж..те.

9. Ап..ликация, апел..яция, рас..читать, бел. .етристика, кор..дор, оп..озиция, кар..икатура.

10.Пр..тязание, пр..кратить, пр..оритет, пр..двинуть, пр..сытиться, пр..вокзальный, пр..следовать, п..риферия, пр..ломление.

11. От станци..,  на топол.., в Германи.., на сирен.., на тюл.., в церкв.., о Марь..,  для Лиди..

12.Кле..м, терп..м, та..шь, потч..вать, дыш..шь, стел..шь, они зижд..тся, кол..шь, паш..шь, затм..вать, они курлыч..т.

13.Неслыш..мый, настрел..нный, ла..щий, плещ..щийся, хлопоч..щий, потер..нный, стро..вшийся.

14.Написан..ый, незаряжен..ый, свежеморожен..ый, скреплен..ый, заброшен..о, езжен..ый, штопан..ый-прештопан..ый, мощен..ый, ранен..ый в плечо,  гостин..ая, безымян..ый.

Критерии оценки

«5» – 13-14 правильно выполненных заданий;

«4» – 11-12 правильно выполненных заданий;

«3» – 8-10 правильно выполненных заданий;

«2» – 7 и менее правильно выполненных заданий.

Разряды местоимений

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
  2. Возвратное: себя
  3. Вопросительно-относительные (употребляются в вопросительных предложениях): кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
  4. Относительные (соединяют части СПП): кто, что, какой, чей, который, сколько, каков
  5. Неопределённые: некто, нечто, кое-кто, некоторый, кое-что, кто-то, кто-либо, кто- нибудь, какой-либо
  6. Отрицательные: никто, ничто, ничей, нисколько, никакой
  7. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, его, свой, их, её
  8. Указательные: тот, этот, такой, таков, столько
  9. Определительные: весь, всякий, каждый, сам, любой, иной, другой

Вариант I

1. Пишется буква Ю:

1) они завис…т, 2) они бре…т, 3) они стро…т, 4) они кле…т

 

2.Пишется буква И:

1) в проснувш…мся лесу, 2) ове…ны оттепелью, 3)за скачущ…м всадником

 

3. Написание гласной в корне проверяется ударением:

1) предл…гать, 2) бл…стать, 3)г…рлянда, 4) уд…лить

 

4. Правильно употреблено причастие в предложении:

1) Изумительно красив был возвышающий холм.

2) Загримировавшийся актер ждал своего выхода на сцену.

3) Наконец охотник поймал покрытого серым пухом неоперившего птенца.

4) Организация, строящаяся школу, ассигновала на это крупные средства.

 

5. Пишется буква Я:

1) бре…щийся, 2) кол…щийся, 3) стел…щийся, 4) стро…щий

 

6. Пишется буква И:

1) увл…каемый, 2) ожида…мый, 3) слыш…мый, 3) озаря…мый

 

7. Пишется одна буква Н:

1) ошибка исправле…а, 2) ранен..ый в ногу, 3) избалова…ый ребёнок, 4) броше…ый камень

 

8. Необходимы запятые:

Все (1) тронулись вниз по широкой лестнице меж стен роз (2) источавших аромат (3) и спустились к воротам (4) выводящим на большую, гладко вымощенную (5) площадь.

1) 1, 2, 3, 4, 5  2) 2, 3, 4  3) 2, 3, 5  4) 1, 4, 5

 

9. Пишется буква Я:

1) подстрел…нный, 2) просе…нный, 3) промасл…нный, 4) увенч…нный

 

10. Не пишется слитно:

1) (не)сделанная работа, 2) (не)покладая рук, 3) (не)решаясь сказать, 4) трава (не)скошена

 

11. Правильно построено предложение с деепричастным оборотом:

1) Прочитав книгу, мной овладело разочарование.

2) Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

3) Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

4) Зависев от друзей, мне было неловко.

 

12. Пунктуационная ошибка в предложении:

1) Старушка, отложив книгу и порываясь что-то спросить, не спросила и стала смотреть в окно.

2) Успокоившись, орлы вышли на открытое место и долго стояли здесь рядом, задумчиво щуря на вечернюю степь мудрые глаза.

3) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя.

4) Я взобрался на холм и увидел, оглядевшись, знакомую мне равнину с дубовым леском.

 

13. Ошибка в определении грамматических признаков:

1) окрепший – действительное причастие

2) должен – краткое прилагательное

3) твой – местоимение относительное

4) произведя – деепричастие

Упр. 727 – ГДЗ Русский язык 5 класс Ладыженская учебник часть 2

  1. Главная
  2. ГДЗ
  3. 5 класс
  4. Русский язык
  5. Ладыженская учебник
  6. org/ListItem”> Упражнение 727. Часть 2

Вернуться к содержанию учебника

Вопрос

№727 учебника 2019-2023:

Продолжите предложения, используя глаголы (с пояснительными словами) для характеристики человека: 1) сильного, волевого; 2) робкого, неуверенного в себе.

Георгий говорит уб..дительно, – – .

Павел отвечает слабым3 голосом, – – .

Для справок: Возр..жать сп..койно, произносить твёрдо, ск..зать уверенно, невнятно проб..рмотать, настаивать, утв..рждать, тотчас согл..шаться, л..петать.


№727 учебника 2011-2018:

Найдите на форзацах учебника названия видов орфограмм, отражающих употребление ь после шипящих (см. орфограммы № 8, 9, 20, 22). Придумайте и запишите на каждый вид орфограммы по 3-4 примера.

Ответ

№727 учебника 2019-2023:

1) Георгий говорит убедительно, возражает спокойно, произносит слова твёрдо, уверенно, утверждает, настаивает на своём.

2) Павел отвечает слабым голосом, тотчас соглашается, лепечет, невнятно бормочет.

Слабым – прил., (каким?) Н. ф. – слабый, в м. р., ед. ч., Т. п.


№727 учебника 2011-2018:

№ 8: Мышь (3 скл.), ночь (3 скл.).

Камыш (2 скл.), нет задач (мн.ч., Р.п.)

№ 9: Гонщик, ночной, венчик, кочка.

№ 20: Горяч (кр. прил.), скрипуч (кр. прил.),

кипуч (кр. прил.), колюч (кр. прил.).

№ 22: Обжечься (неопр. ф.), беречь (неопр. ф.).

Пишешь (2-е л., ед.ч.), нравишься (2-е л., ед.ч.).


Вернуться к содержанию учебника


Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Кластер как когнитивно-визуальный интерактивный инструмент…

Кудряшова Н. В., Соломатова Ю. Д. Кластер как когнитивно-визуальный интерактивный инструмент…

Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. 2018. № 4(28). стр. 295—310

 

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 372.881.161.1:371.333

Кудряшова Наталия Владимировна, кандидат педагогических наук


Катанов Хакасский государственный университет
Соломатова Юлия Дмитриевна, Студент
Катанова Хакасский государственный университет

 

КЛАСТЕР КАК КОГНИТИВНО-ЗРИТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ СРЕДСТВО ВИЗУАЛИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКАМ

Аннотация

В статье выдвигается идея эффективного многоцелевого использования схемы-кластера в обучении русскому языку. Содержит определение кластера и объяснение его смысла и структурно-функциональной природы, описывает возможность использования кластера в обучении русскому языку. Авторы описывают особенности (функции) кластера схемы; его основными чертами являются интерактивность, альтернативность, композиционность и доступность. Познавательно-дидактический потенциал схемы-кластера иллюстрируется на примере кластеров пунктуации и пунктуационной методики. Разработаны критерии классификации русскоязычного кластера и преподавания русского языка. Показано, что информационная графика занимает ведущее место в системе наглядных средств обучения на уровне средней школы и вуза.

Ключевые слова

Кластер, схема, дидактическая инфографика, когнитивная визуализация, русский язык, методика обучения русскому языку.

DOI: https://doi.org/10.32516/2303-9922.2018.28.21

Полный текст статьи PDF (Русский)

 

Каталожные номера

1. Асоцкая-Вежба Ю.В. Новый способ индивидуализации преподавания, основанный на концепции множественных интеллектов и «точек доступа». Русский язык за рубежом — Русский язык за рубежом , 2013, вып. 6, стр. 34—37. (на русском языке)
2. Баранов М. Т., Ипполитова Н. А., Ладыженская Т. А., Львов М. Р. Методика пунктуации. Методика преподавания русского языка в школе . Москва: Издательский центр «Академия», 2000. С. 187—226. (на русском языке)
3. Блинов Г. И. Методика управления при обучении орфографии и пунктуации [Методика упражнений по обучению орфографии и пунктуации]. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1994. 116 с. (на русском языке)
4. Бордовская Н. В. Технология обучения в сотрудничестве. Современные образовательные технологии . Москва: КНОРУС, 2016. С. 94—101. (на русском языке)
5. Далингер В. А. Когнитивно-визуальная технология обучения — основа успешности ученика в учебном процессе. Международный журнал экспериментального образования , 2015, вып. 11-1, стр. 53—56. Режим доступа: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8298. Дата обращения: 27.08.2018. (на русском языке)
6. Дейкина А. Д. Суждения учащихся в диалоге о родном языке как особой культуре. Обучение устной речи обучающихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов: тез. докл. участков межвуз. науч.-практ. конф. [Обучение устной речи студентов на уроках русского языка и студентов филологических факультетов вузов. Абстр. докладов участников межвузовской науч.-практ. конф.]. Москва, МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 31—33. (на русском языке)
7. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке . 2-е изд. Москва: Просвещение, 2011. 223 с. (на русском языке)
8. Захарова Л. В. Использование кластеров на уроках русского языка в начальных классах. Научно-методический электронный журнал «Концепт» — Периодический научно-методический электронный журнал «Концепт» , 2017, т. 1, с. 25, стр.
212—213. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770558.htm. Дата обращения: 05.09.2018. (на русском языке)
9. Гришина Е. А. Иллюстрированный словарь иностранных слов: ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. [Иллюстрированный словарь иностранных слов: прим. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил.]. Москва, АСТ, Астрель, 2008. 319п. (на русском языке)
10. Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5—11 классов. Большой справочник по теории для 5—11 классов. Интерактивный информационно-обучающий сайт для детей и взрослых «Русский на 5» . Режим доступа: http://russkiy-na-5.ru/sections/theory-5-11. Дата обращения: 05.09.2018. (на русском языке)
11. Карамышева С. Н. Типы упражнения при работе над стилистикой текста (на материале предложений с обособленными членами). Текст как лингвистическая категория и проблемы его изучения в школе: межвуз. сб. науч. тр.
Текст как языковая категория и проблемы его изучения в школе. Межвузовский сбор. науч. работает]. Иркутск, Иркут. гос. пед. ун-т, 1998. С. 87—93. (на русском языке)
12. Катушкина С. В. Использование информационно-графических схем при организации работы учащихся над устным высказыванием. Обучение устной речи обучающихся в школе на уроках русского языка и студентов филфаков вузов: тез. докл. участков межвуз. науч.-практ. конф. [Обучение устной речи студентов на уроках русского языка и студентов филологических факультетов вузов. Абстр. межвузовской науч.-практ. конф.]. Москва, МПГУ им. В. И. Ленина, 1995. С. 16—18. (на русском языке)
13. Кикель П. В., Сороко Е. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов [Краткий энциклопедический словарь философских терминов]. 2-е изд. Минск: БГПУ, 2008. 266 с. (на русском языке)
14. Кондратенко О. А. Инфографика в школе и вузе: на пути к развитию визуального мышления.
Научный диалог
, 2013, вып. 9 (21): Психология. Педагогика. С. 92—99. (на русском языке)
15. Костяева Н. А., Кузнецова Е. В. Кластер как ассоциативный метод обучения детей. Практикум Кластер как ассоциативный метод обучения детей. Практическая работа]. Технология. Все для учителя! , 2015, вып. 9 (33), с. 14—23. (на русском языке)
16. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов . Москва: ЭКСМО, 2010. 944 с. (на русском языке)
17. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником. Вестник ХГУ , 2017, №1. 21, стр. 134—137. (на русском языке)
18. Кудряшова Н. В. Дидактическая наглядность в школе и вузе: табличная инфографика по теории пунктуации и методике обучения пунктуации. Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии
, 2016, т. 1, с. 5, нет. 3 (16), с. 15—22. Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/12772/view. Дата обращения: 05.09.2018. (на русском языке)
19.Кудряшова Н.В. Лингвометодическая копилка как основа разноуровневого обучения школьников русскому языку. Русский язык в школе — Русский язык в школе , 2013, вып. 9, стр. 8—14. (на русском языке)
20. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка . Москва: Просвещение, 1988. 240 с. (на русском языке)
21. Острикова Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения . Москва: Вербум-М, 2008. 222 с. (на русском языке)
22.Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организации [рус. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. 5-е изд. Москва: Просвещение, 2018. 207 с. (на русском языке)
23. Серикова И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук Развитие изобразительного мышления младших школьников в изобразительном искусстве в общеобразовательной школе. Абстр. канд. Дис.]. Екатеринбург, 2005. 24 с. (на русском языке)
24. Сырина Т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *