Разное

Русский язык 3 класс урок: Русский язык – 3 класс

Содержание

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) “Правописание слов с безударными гласными в корне слова” | План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова”

Дата проведения: 21.11.2017

Автор: Крысанова Т.И., учитель начальных классов МКОУ «Новогремяченская СОШ»
Описание материала: методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».
Цель: Развитие орфографического умения написания слов с безударными гласными в корне слова.
Задачи: – формировать способность к проверке безударных гласных в корне слова; – развивать орфографическую зоркость; – воспитывать умение работы в сотрудничестве с одноклассниками.
Планируемые результаты:
Предметные: – знать способы проверки безударных гласных в корне слова;
Личностные: – уметь проводить рефлексию собственных действий;
Метапредметные: а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение; б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе. в) познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Ресурсы: – учебник «Русский язык» для 3 класса, В.П. Канакина; – смайлики; – таблицы;- карточки с шагами алгоритма действий при постановке безударной гласной в корне слова .

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1-3)
  1. Чистописание  (Слайд 4)

                       маиз    изам     зима

  1. Разбор слов по составу. (Слайд 5)

Звёздочка                  заморозки            пришкольный

  1. 1. Словарная работа (Слайд 6)

Мороз, заяц, улица, работа, компьютер, обед.

  1. Знакомство с новым словарным словом север (Слайд 7)

Север, запад, юг, восток…

Я запутался чуток.

Разобраться помогите,

Мне понятно объясните,

Где какая сторона,

Чтоб запомнилась она.

В стороне той, каждый знает,

Солнца вовсе не бывает,

Ветер прячется холодный,

Но порою новогодней

Нам оттуда Дед Мороз

Шлёт подарков целый воз.

В стороне той тени бродят

И метели хороводят,

У зимы в морозном зеве

Там живет суровый СЕВЕР.  

                                                                       Л.Шмидт

  • Составьте и запишите предложение со словом север.
  1. Актуализация опорных знаний    (Слайд 8)

– Какой большой раздел мы изучаем? (Состав слова)

– Что значит разобрать слово по составу? (Найти части слова)

– Назовите последовательность разбора. (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)

– Что такое окончание? (Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении).

– Что такое основа?  (Основа- это часть слова без окончания. В основе заключено его лексическое значение)

– Что такое корень? (Корень – это главная, значимая неизменяемая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

– Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов)

– Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)

  1. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.                     (Слайд 9)

– Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова. (Слайд 10)

  • Модница крылатая,                                         Шелестя, шурша травой,

Платье полосатое.                                         Проползает кнут живой.

Ростом хоть и кроха,                                         Вот он встал и зашипел:

Укусит — будет плохо.                                 Подходи, кто очень смел.

                (Оса — осы)                                                 (Змея — змеи)

  • Всю ночь летает —

Мышей добывает.

А станет светло —

Спать летит в дупло. (Сова — совы)

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец —

Он и лётчик, и певец. (Скворечник — скворушка)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка — корм)

  • Во всех ли словах одинаковые способы проверки? Почему?
  • Сегодня на уроке мы повторяем правописание безударных гласных в корне слова и уточняем способы их проверки. (Слайд 11-12)
  1. Первичное восприятие и осознание нового материала. (Слайд 13)
  1. Выполнение упражнения 194 (с. 104)
  • Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них?
  • В этих словах проверяемая гласная или нет?
  • Какая часть слова в этих словах находится под ударением, а какая является безударной?
  • Почему написание выделенных букв надо проверять? Как правильно это сделать?
  • Подберите к каждому из слов два проверочных слова: одно — изменив форму слова, другое — подобрав однокоренное слово.
  • Запишите слова по образцу.
  1. Алгоритм (порядок действий) проверки безударной гласной в корне слова (Слайд 14-15)
  1.  Знакомство с правилом (с. 104) (Слайд 16-19)

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

  1. Физкультминутка (Слайд 20)

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок

Скачет резвый табунок.

Массаж рук (Слайд 21)

Стала Маша гостей созывать:

И Иван приди, и Степан приди,

И Матвей приди, и Сергей приди,

А Никитушка-ну, пожалуйста.

                                                                       .           .          .

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин, и Степану блин,

И Матвею блин, и Сергею блин,

А Никитушке-мятный пряничек.

  1. Выполнение упражнения 195 (с. 105) (Слайд 22-23)

 —  Прочитайте слова. Что можно сказать о парах слов?

  •  Можно ли назвать их однокоренными?
  • Подберите к каждому слову проверочное.
  • Какой способ проверки вы выбрали?
  • Запишите слова по образцу.

о? а?       (Соль) солить, солёный;
               (корм) кормить, кормушка;
               (боль)  больной, заболеть;
               (даль)  далёкий, далеко;
               (молча) молчун, молчать;
                (варка)варить, варенье.

  1. Выполнение упражнения 196 (с. 105) (Слайд 24-27)
  • Рассмотрите рисунки. Прочитайте предложения.
  • Соотнесите рисунки и предложения.
  • Назовите слова, которые произносятся одинаково в каждом предложении.
  • Как узнать, какими буквами надо обозначить безударный гласный звук в корне этих слов?
  • Какие проверочные слова вы подобрали?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  1. Физкультминутка
  1. Закрепление осмысление знаний (Слайд 28-32)
  1. Подбор проверочных слов
  • К каждому слову подберите проверочное. Запишите слова парами.

Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый —

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно пиши.

  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Работа в «Рабочей тетради» (с. 53)

Выполнение упражнения 133

  • Прочитайте четверостишие. Вставьте пропущенные буквы.
  • Как вы понимаете выражение «несётся на всех парусах»? Замените еп» одним словом.
  • Выпишите слова с пропущенными буквами. Запишите проверочные слова.

Выполнение упражнения 134 (самостоятельно)

  1. Домашнее задание (Слайд 33)

Упр. 197 (с. 106)

  1. Итог урока (Слайд 34-35)
  • Над какой темой мы работали на уроке?
  • Чему учились?
  • Удалось ли нам решить орфографические задачи урока?
  • Как проверить безударную гласную в корне?

.

Урок русского языка. 3 класс

Тема: Слова, обозначающие предметы, признаки, действия, количество.

Цель: закрепить понятие о том, что обозначают изучаемые части речи; совершенствовать умение распознавать части речи по вопросам и по лексическому значению слова, работать над орфографическими умениями и навыками, развивать память, мышление; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету и уважение к традициям еврейского народа

Оборудование: раздаточный материал (карточки для словарной работы, деформированные предложения), коробочки со словами для игры «Волшебная коробочка», компьютерная презентация, компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент

Дети, проверьте, есть ли у вас на парте дневник, учебник, тетрадь, ручка, линейка, карандаш. Садитесь, записывайте число и слова «Классная работа»

  1. Каллиграфическая минутка

Начнем урок с каллиграфической минутки.

ц  ∙ ци ∙  цд ∙

Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем наклонную линию вниз, заворачиваем, касаясь нижней линии рабочей строки, доводим до верхней линии рабочей строки, возвращаемся по написанной линии до середины рабочей строки, заворачиваем, касаясь нижней линии рабочей строки, доводим до середины рабочей строки, останавливаемся. Ведем линию вниз, делаем небольшую петельку и доводим линию до середины рабочей строки.

При написании этой буквы помним о том, что петелька прописывается отдельно, начиная с середины рабочей строки.

В чередовании допишите эти соединения до конца строки.

Какие слова, связанные с еврейской жизнью,  начинаются с этих соединений? ( цицит, цдака)

Вывешиваю картинки с изображениями этих предметов на доску.

 

  1. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы  вспомним, как распределять слова по группам, опираясь на вопросы и значения слов. Такое распределение называют распределением по частям речи.

 

  1.  Актуализация опорных знаний

1. Собери определение

Давайте вспомним, как мы распределяем слова по частям речи. (Дети помогают  дополнять определение частей речи, учитель  размещает карточки на доске)

2.  Распредели слова

Помогите мне  распределить внизу слова (прил. 1) на группы по частям речи.

Какое отношение имеют слова  «четыре»  и «пять »к  цициту?

  1.   Пальчиковая гимнастика

Строим дом

Целый день тук да тук –

Раздается звонкий стук.

Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам.

Молоточки стучат,

 Стучать кулаком о кулак.

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

Пальцы соединить, показать “крышу”.

Вот какой хороший дом,

Сжимать-разжимать пальцы.

Как мы славно заживем.

Вращать кисти рук.

 

  1. Словарная работа

Игра «Четвертый лишний»

Детям выдаются карточки со словами.  Надо вставить пропущенную букву, а потом определить, какое слово лишнее и почему (прил. 2).

к_па

цицит

мезуза

ж_лтый

вес_лится

радуются

н_ябрь

гуляем

пять

_ктябрь

семь

десять

белый

в_сёлый

кр_сивый

месяц

Запишите в тетрадь те слова, которые вы обвели.

  1. Работа над темой урока
  1.     Продолжите предложение: Сентябрь, октябрь, ноябрь –это… (осенние месяцы)
  2.     Работа с учебником

Сейчас в упражнении 107 мы дополним нужными словами предложения и продолжим учиться определять части речи.

Дополняем три предложения.  В первом предложении найдите слова, обозначающие предмет, во втором – действие, в третьем – признак.

  1.     Работа с деформированным предложением

Дети получают карточку (прил. 3) и должны составить предложение, записать его в тетрадь. Первое предложение записываем по памяти после предварительной подготовки (заглавная буква в начале предложения, слове «Тора», трудные слова проговорить по словами), второе списывают.

Торы

евреи

соблюдают

законы

цицит

еврейские

носят

мальчики

 

  1.     Проверка усвоения знаний (тестирование)
  1. (Приложение )  Презентация

Дети встают рядом с учителем и выполняют задания.

  1. Зрительная гимнастика.

Фруктовая загадка

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, видим – мандарин –

Справа – яблоко лежит.

А теперь глаза закрыли,

Досчитали до пяти,

Вновь открыли, поморгали.

“Родной русский язык” 3 класс

Технологическая карта урока (например, урока открытия нового знания)

Предмет: Родной русский язык

Класс: 3

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

– умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

– умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

– понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Отбор содержания предмета и установление связи:

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

Содержание:

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

словообразование подбор однокоренных слов по теме урока)

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

Этап урока/задача

Содержание (задания)

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст .

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Текст.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

– Вот врут-то! И вам не стыдно?

– А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, – сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

– Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

сочинять – сочинитель

обманывать – обманщик

выдумывать – выдумщик

рассказывать сказки – рассказчик

врать – врун

3. Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

выполняют задание

5.Реализация построенного проекта

работа в паре.

1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, – сказал грустно Отшельник, – и лучше их и не искать?

– (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

выполняют задание

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Текст.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

читают текст

выполняют задания.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление текста.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя. ) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

Ответы учеников

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Ответы учеников

Тема урока “Предложение”. 3-й класс

Цели: Главная цель – знакомство с основными признаками предложения.

Обучающие:

  • учить выделять предложение среди других единиц речи;
  • углубить представление детей о строении предложения как конструкции (цепочки) из слов, о грамматической структуре, о связи слов с помощью изменения форм слова и употреблении предлогов, союзов;
  • активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения;

Развивающие:

  • развивать навык грамотного и аккуратного письма;
  • развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать память, мышление, любознательность, внимание;
  • развивать умение работать в паре, группе;
  • развивать информационно-коммуникативную культуру;

Воспитывающие:

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи.

Оборудование урока: 

  1. Учебники «Русский язык. 3 класс. Л.Я. Желтовская»
  2. Рабочие тетради.
  3. Выставка книг об осени.
  4. Листья-письма для групповой работы.
  5. Схемы предложений.
  6. Карточки со словарными словами для индивидуальной работы.
  7. Карточки-тесты для проверки знаний.
  8. Карточки для рефлексии.
  9. Ноутбук.
  10. Экран.
  11. Проектор.

I.

Организация начала урока.

Учитель: Идут последние дни октября, второго месяца осени. В народе октябрь называют грязником, листопадом. Как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой… Может быть мы правы? Осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. Фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. А иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена…

Cлайд 1

Осенний скучный день. От долгого дождя
И камни мостовой, и стены зданий серы;
В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо, и земля…
(В. Брюсов)

Но прозвенел звонок, начинается урок. Все готовы? Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть октябрьского прохладного утра.

Повернитесь к нашим гостям, поприветствуйте их своими улыбками. Мы начинаем…

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала.

Cлайд 2

Учитель:

…Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Услышать листика шуршанье…
(И. Бунин)

Все, что я вам говорила, – это речь. Вы отвечали на вопросы – это тоже речь.

Что главное в речи? Слово!

Cлайд 3

Учитель: Слово – центральная единица языка. Слово служит для обозначения предмета или понятия. Все, что попадает в поле зрения человека, получает свое название в виде отдельного слова или словосочетания.

Словарная работа – слова на падающих листьях по экрану (слабым ученикам – на карточках):

Cлайды 4-9

  • Какое задание вы могли бы себе предложить сейчас? (списать, поставить ударение, обозначить букву безударного гласного звука):
    пр…рода, р…сунок, д…рога, л…пата, н…род, ж…вотные. 
  • Проверьте, правильно ли вы написали эти слова (на экране).

Cлайд 10

Взаимопроверка. Работа в парах.

  • Выпишите первые буквы слов (строка каллиграфии), прочтите их – что заметили? Что получилось?

Cлайд 11

пр. дл.ж.н..

Чего не хватает? Какие буквы надо вставить?

Cлайд 12

Чистописание: еоеие… Буквы на строке повторялись с определенной закономерностью. Как это называется? (ритм, такт)

  • Повторите, какое слово у нас получилось – это и есть тема сегодняшнего урока: Предложение.

Цель нашего урока – познакомиться с основными признаками предложения.

Cлайд 13

Сочетание двух или более слов, связанных по смыслу, называют словосочетанием.

В словосочетании обычно одно слово главное, другое – зависимое.

Cлайд 14

  • Составьте словосочетания с записанными на экране словами:
    1. природа, рисунок, дорога, лопата, народ, желтый
    2. веселый, дальняя, детский, волшебная, лист, тяжелая

Cлайд 15

природа     (какая?)     волшебная
рисунок   (какой?)   детский
дорога   (какая?)   дальняя
лопата   (какая?)   тяжелая
народ   (какой?)   веселый
животные   (какие?)   любимые

III.

Основной этап. Изучение нового материала.

Cлайд 16

Учитель: Общаясь, мы обмениваемся мыслями (о чем-то спрашиваем, отвечаем на вопросы, сообщаем о чем-нибудь, просим), выражаем разные чувства. В этих целях мы используем конструкции, построенные из слов, – предложения.

  • Вспомните, какие признаки предложения вы уже знаете. Прочитайте правила на с. 63-64.

Cлайд 17

  • Упр. 2 стр. 64. Определите, под какой цифрой дано предложение. Обоснуйте свой выбор. Запишите предложение. Укажите в нем стрелками связь слов. Составьте схему предложения. Прочитайте его вслух, вслушайтесь в интонации. О чем говорится в предложении? Что сообщается о природе?

Предложение записывается с комментированием.

Учитель: Предложение – слово или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (то есть с помощью изменения форм слов и употребления предлогов, союзов). Проверяем (на экране):

Cлайд 18

какие?   что делают? c чего?
Последние листья слетают с деревьев.

Предложение выражает мысли и чувства и отличается интонационной законченностью.

Cлайд 19

  • Заметьте! Название грамматическая связь слов произошло от названия учения о предложениях и словосочетаниях – Грамматика:
    1. Морфология (греч. «форма, учение») – изучает слово как часть речи, словоизменение, и
    2. Синтаксис (греч. «составление») – изучает словосочетание, предложение.

Cлайд 20

Психофизпауза «В осеннем лесу… Паучки».

Учитель: Я приглашаю вас в осенний лес. Закройте глаза… Представьте… «лес, точно…» (дети продолжают стихотворение по строчкам цепочкой)

В каждом времени года своя музыка, свои звуки. Осень – это шепот дождя, шорох листьев под ногами, прощальные крики птиц.

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца…

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.

IV.

Закрепление изученного. Рефлексия.

Тренинг – первичное закрепление – работа в группах.

  • Каждая группа получила на листиках сообщение от осени. Шаловливый ветер перепутал слова. Нам надо расставить их так, чтобы получились предложения. Разместите свои предложения на доске рядом с соответствующими схемами. Сможете – выделите основу…

Cлайд 21

  1. осень, тихо, у, бродит, зеленых
  2. листья, пожелтели, деревьях,на
  3. лист, влажную, в лесу, кроет, уж золотой землю
  4. перелетные, улетели, на, птицы, юг
  5. звери, зиме, к, готовятся
  6. несет, и туман, осень, и непогоду, поздняя

Упр. 4 стр. 65 – Самостоятельная работа в тетрадях (c последующей проверкой учителем).

Cлайд 22

Закрепление – фронтальный опрос:

  1. Из чего состоит предложение?
  2. Как связаны между собой слова в предложении?
  3. Что выражает предложение?
  4. Как правильно выделить начало предложения на письме?

Тест – проверка знаний (индивидуальная работа).

Сдаем тетради с вложенными в них тестами.

V.

Итоги урока. Рефлексия.

Учитель: Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.

Я благодарю всех вас, ребята, за сотрудничество. Оценка учащихся.

  • Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке?

Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!

  • Какие новые знания вы для себя открыли на уроке?
  • Что вас заинтересовало?
  • О чем вам захотелось рассказать своим родителям?
  • Что узнали?
  • Чему научились?
  • Что почувствовали?

Cлайд 23

Рефлексия.

  • Кому на уроке было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, раскрасьте улыбающийся листок.
  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, раскрасьте спокойный листок.
  • Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справлялись, раскрасьте грустный листок.

Ритмическая гимнастика под музыкальную композицию «Школа будущего» – Приложение 2.

Презентация – Приложение 1, Самоанализ – Приложение 3, Фотоальбом – Приложение 4.

Урок русского языка 3 класс на тему «Падеж имён существительных». – Учительская газета

Данный урок отражает мою деятельность по проблеме: «Игра – одно из средств активизации познавательных интересов детей на основе современных технологий».

Цель урока:

закрепить знания о системе падежей русского языка.

Задачи

Образовательные – отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении.

Развивающие –  развивать внимание, монологическую речь, орфографическую зоркость,  способствовать развитию творческой деятельности учащихся, коммуникативных и познавательных  действий.

Воспитательные – воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, настойчивость в достижении цели и уверенность в себе, культуру общения,  аккуратность в работе.

Оздоровительные – формирование правильной осанки, гигиенических навыков письма и чтения,  развитие мышц глаз, укрепление нервной системы.

Планируемые результаты

Личностные:

– осознание значимости отобранного материала;

– формирование своего отношения к учебной задачи и осознание ее значимости;

– формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

– формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;

– целеустремленность и настойчивость в достижении цели;

– готовность к преодолению трудностей;

Познавательные УУД:

– развивать умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

– формировать умение  находить общее решение;

– умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

– способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты:

– закрепление навыка определения падежей имён существительных,  правописание слов с безударными гласными в корне, проверяемых ударением, слов с парными глухими и звонкими согласными, закрепление умения разбора предложения по членам предложения;

– создание условий для исследовательской деятельности учащихся;

– выведение алгоритма действий.

Оборудование: компьютер, доска,  карточки с заданиями,  перфокарты, светофоры.

Тип урока:  урок систематизации и обобщения  знаний и умений.

Технология: повторение и закрепление полученных знаний с элементами проблемного обучения.

Форма работы: работа в группах.

Методы работы:

словесные (рассказ,беседа),

наглядные (карточки, перфокарты),

практические (работа по карточкам), проблемные,  игровые.

Структура урока:

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Актуализация знаний.

Постановка темы и цели урока.

Работа над темой урока.

Физкультминутка.

Работа в группах.

Закрепление.

Итог урока.

Выставление отметок.

Объяснение домашнего задания.

Рефлексия.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, станьте ровно, красиво. Порядок у всех на рабочих местах?

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Первыми сядут девочки, мальчики сядьте ещё тише.   Молодцы!

Ученик читает стихотворение:

Я живу в России, и русский – мой язык. Нет его красивей, я к нему привык. Хоть язык мой трудный, я его люблю: Я пишу диктанты, правила учу И хотя он не цветок, он нуждается в заботе. Прихожу я на урок и уже готов к работе.

Учитель: Ребята, а вы готовы к уроку русского языка? И сейчас мы это проверим.

2. Минутка чистописания.

ИРДВТП

Паде .    – падежи, падежные вопросы

Учитель: Ребята, посмотрите на доску и скажите написание каких букв мы будем сегодня повторять? (Сегодня мы будем повторять написание заглавных букв ИРДВТП ).

Когда на письме мы используем заглавные буквы? О каких правилах надо помнить, чтобы правильно и красиво написать буквы? (Буквы надо писать с наклоном, на одинаковой высоте и на одинаковом расстоянии).

Открою тетрадь, напишу на «5»!

Выполните минутку чистописания, а я посмотрю кто красивее всех напишет? Спинки, локти на месте? Молодцы! Красивее всех написала… (Имя ребенка).

Назовите звуки этих букв. Как вы думаете, какая буква лишняя? Почему?

3. Актуализация знаний.

Учитель: Может, кто-то догадался, почему именно эти буквы вы писали? (Первые буквы в названиях падежей).

а) Дети, а что вы знаете о названиях падежей? Как они появились?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. (Настя)

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. (Рита)

Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный.

Почему у каждого падежа по два вопроса?

Как называются все  падежи кроме  Именительного? (Косвенные).

А что вы знаете о падежах? (В русском языке 6 падежей, И.,Р., Д., В., Т., П., у которых есть вопросы и слова – помощники).

В каком падеже стоит подлежащее? (Им. п.)

Какой падеж без предлога не употребляются? (П.п.)

Предлоги к и по пишутся с существительными в (Д.п.)

Вспомогательное слово “вижу” (В.п.)

Какой падеж никогда не имеет при себе предлога? (И.п.)

Вспомогательное слово “горжусь” (Т.п.)

Какая поговорка помогает запомнить последовательность падежей в русском языке? (Иван рубит дрова, Варвара топит печь)

4. Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался  какая у нас будет тема урока? Тема урока русского языка «Падеж имён существительных» И как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке? (Упражняться в определении падежей имён существительных).

Паде [ . ]  – падежи, падежные вопросы

Какую букву надо здесь написать? Почему? Какое это слово? Значит какое будет проверочное? А как эти слова ещё можно назвать? Запишите эти слова себе в тетрадь.

5. Работа над темой урока.

Как определить падеж имени существительного?

1. Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например:

б) Работа по учебнику. Работа с текстом.

Учитель: Тогда приступим к определению падежей имён существительных.

Откройте учебники по закладкам на странице 23, упр.4.

1. Вова (м.р., ед.ч., И.п.) принёс альбом (м.р., ед.ч., В.п.) для рисования (ср., ед.ч., Р.п.).

2. Поезд ( м.р., ед.ч., И.п.) приближался к станции (ж.р., ед.ч., Д.п.).

3. За дверью (ж.р., ед.ч., Т.п.) послышались шаги (м.р., мн.ч., И.п.).

в) Физкультминутки.

«Мы боксёры»

Мы боксеры, мы штангисты.

Бегуны и футболисты.

Мы плывем через моря.

Всюду есть у нас друзья.

«Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули …

Покрутили …

Постучали …

И открыли!

г) Игра «Заселяем дома»

На доске прикреплены изображения домов (из цветной бумаги), на крыше которых написаны названия падежей, у учащихся на столах листочки с напечатанными словосочетаниями (стоит под деревом, шла по дороге и т. д.) Ребята,  определив падеж существительного, прикрепляют эти листочки на домик с нужным падежом.

д) Работа в группах. Выполнение творческих заданий.

Приступаем к выполнению творческих заданий. Они у вас на карточках.

1 группа – к данным именам существительным подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные.

Вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино.

Поставьте их в творительном падеже.

2 группа – из данных слов составить предложения так, чтобы получились пословицы.

Перьями птица человек а красна ученьем.

Не спеши делом торопись языком.

Определить падежи имен существительных, объяснить значение пословиц.

3 группа – вписать подходящие по смыслу предлоги, указать падеж.

Доехать….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем, думал …. маме, смотрел …. море.

Проверка заданий и работа с перфокартами.

е) Игра «Какое яблоко с этой яблони?»

На доске прикреплено изображение яблони, на которой написано В. п., а ниже яблони яблоки со словосочетаниями в Р.п. и В.п. Ребята должны выбрать те яблоки, существительные которых стоят в В.п.

ё) Игра «Кто быстрее определит в команде какого он падежа»

Классная доска разделена на три части, на которых написано: Д.п., Т.п., П.п.

У детей на столах лежат маленькие прямоугольные листочки, на которых написаны словосочетания, в которых существительные стоят в данных падежах. Они определяют падеж и прикрепляют листочек в команду своего падежа. Побеждает команда того падежа, в которой учащиеся быстро и правильно выполнили работу.

6. Закрепление.

Учитель: Что такое родина? Подберите к нему слова синонимы (отечество, отчизна).

– Измените слово родина  по падежам.

И.п.  что?                   родина

Р.п.  нет чего?            Родины (а это хорошо, когда нет родины? Почему?)

Д.п. рад чему?           родине

Р.п. вижу  что?           родину

Т.п. любуюсь чем?   родиной

П.п. говорю о чём?  О родине

Это слова родственные?  Изменение слова по падежам – это …

Придумайте предложение, чтобы слово родина стояло в И. п. (Моя родина – Россия).

В П.п. (Дети поют песню о родине).

В В.п. (Мы любим свою родину).

А что значит любить родину? (Сажать цветы, деревья, заботиться о людях, помогать всем, своим трудом и достижениями прославлять её, изучать историю нашей России).

Песня «С чего начинается Родина».

Учитель: А с чего для вас начинается родина? (С родного дома, села, школы и, конечно, с урока русского языка).

7. Итог урока.

Учитель: Скажите, в чём упражнялись мы на уроке русского языка?

Как же определить падеж имени существительного?

1.Найти слово, к которому относится имя существительное и поставить от него вопрос.

2. По вопросу и предлогу определить падеж. Например…

Ребята, а как вы думаете, где в жизни могут пригодиться знания о падежах? (Грамоте учиться – всегда пригодиться).

И где же? (Грамотно писать диктанты, помочь младшему брату или сестре).

Мы русские люди, и должны хорошо знать русский язык. А Валентин не должен забывать и свой родной украинский язык.

Теперь, используя фразы-помощники, расскажите о вашем мнении об уроке:

– сегодня я узнал…

– было интересно…

– я научился…

– было трудно…

8. Домашнее задание: упр. 3, стр. 23 (учебник).

9. Выставление отметок с комментированием.

10. Рефлексия

Учитель: Закончился наш урок русского языка, все старались, кто как мог, и сейчас я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.

Красный круг – недоволен своей работой.

Жёлтый круг – есть над чем работать.

Зелёный круг – доволен своей работой.

Наталья Падалко, учитель начальных классов Жуковской средней школы №22 Ростовской области

Фото с сайта http://verniedruzaj.ucoz.ru.

В понедельник, 12 сентября самарским школьникам рассказали как надо любить Родину

По всей России сегодня прошел второй урок, широко обсуждаемого среди родителей школьников курса «Разговоры о важном» по теме «Наша страна — Россия».

«Разговоры о важном» проводятся во всех школах страны по понедельникам, сразу после обязательной с 1 сентября 2022 года церемонии поднятия флага России и исполнения государственного гимна. Расскажем, о чем именно вели сегодня разговоры со школьниками.

Для учеников 1-2 класса подготовили классные часы, в рамках которых слушали патриотические песни, смотрели видеоролики и фотографии с пейзажами России, которые «должны вызвать у школьников чувство восторга, удивления красотой и разнообразием природы родной страны, желание совершить путешествие по бескрайним просторам России».

«Занятие начинается слушанием музыкального произведения, в котором говорится о самом дорогом и близком в окружающем мире младшего школьника: колыбельной песне, букваре, знакомой лесной тропинке…. Это обеспечивает рождение эмоционального отклика ребенка и подводит его к пониманию, что такое Родина», — говорится в методических материалах урока.

Классный час заканчивается песней, которую исполняет ровесница учеников, и подводит к главному выводу урока: «Любовь к природе родной страны – часть огромного чувства патриотизма». Урок патриотизма для учеников 3-4 классов заключался в разговоре о «проявлении любви к Родине и о передаче от поколения к поколению этой любви».

Также в рамках урока предлагают «помочь учащимся еще раз с помощью зрительной и словесной информации осознать величие нашей России, ее красоту».

Также детям предлагали поработать с пословицами:

  • Человек без Родины — что соловей без песни.
  • Много разных стран, а Родина одна.
  • Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  • Родину-мать ничем не заменишь.
  • Всякому мила своя Родина.

«Работа с пословицами позволяет младшим школьникам почувствовать отраженную в них любовь к Родине, восхищение ее красотой и народную мудрость о том, как проявляется любовь к Родине».

Ученикам включали песню «С чего начинается родина», которая, по мнению авторов урока, поможет обобщить те высказывания ребят, которые прозвучали при ответе на вопрос учителя.

В заключении урока ученикам предложили поговорить со своими родителями о любви любви к Родине и о проявлениях этой любви. Для учеников 5-7 класса были придуманы задания с пословицами, и словарными статьями. Детям предложили сравнить определения слова «Родина» и выявить в них общее.

Во второй части урока школьники собирали пословицы в целое:

  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родной край – сердцу рай.
  • Нет в мире краше Родины нашей.

В конце урока учитель должен «пробудить у детей эмоциональный отклик на состоявшийся разговор, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе».

Ученикам 8-9 классов подготовили интерактивные задания: «В чем русские были первыми?», и работу с русскими пословицами и поговорками по теме урока. Создатели урока отмечают, что во время беседы в свободной форме должны быть подняты темы «необходимости защиты и сохранения единства родной страны и защиты ее народа и культуры».

Также подросткам предложили задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе, и написать небольшое эссе или стихотворение о своей Родине.

Самым содержательным стал урок для учеников 10-11 классов. Им предложили прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина и фрагмент интервью Маршала Советского Союза Г.К. Жукова.

Подросткам дали возможность поработать с различными источниками, проанализировать их, обсудить поставленные вопросы, сделать выводы. После старшеклассникам нужно было презентовать результаты групповой работы.

«Каждая группа знакомит класс со своими наблюдениями и выводами. В итоге формулируется общий вывод», — говорится в методических рекомендациях к уроку.

Стоит отметить, что введение нового курса вызвало беспокойство не только у родителей, но и у представителей власти. Депутат Госудумы РФ Михаил Матвеев был обеспокоен тем, что часы для проведения «разговоров о важном» забрали у курсов русского языка и литературы.

«Как мне сообщают учителя, предмет «Разговоры о важном» в школах будет вестись за счёт часов на русский язык, литературу и ОБЖ. Так ли это?», — задал вопрос политик в своем телеграм-канале.

Учителя и завучи самарских школ в беседах с корреспондентом OBOZ.INFO эту информацию не подтвердили. «»Разговоры о важном» — внеурочное занятие, на него не выделяют часы из учебного плана, оно ставится в расписание дополнительно», — ответили OBOZ.INFO в школах.

Статус «внеурочной» деятельности позволяет родителям отказаться от посещения «Разговоров», подав соответствующее заявление в администрацию школы.

Однако учителя из числа собеседников OBOZ.INFO с такими случаями не сталкивались.

— София Андреевская

Темы: Школы

Индивидуальные уроки русского языка | Школа русского языка Educa

Получите личное внимание, общаясь один на один с учителем